Государственное и муниципальное управление
Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
1. Глава Екатеринбурга............................................................................... 4
2. Городская Дума......................................................................................... 8
3. Администрация города Екатеринбурга............................................... 13
Заключение.................................................................................................. 19
Список использованной литературы....................................................... 20
Введение
Структуру органов местного самоуправления образуют: Глава Екатеринбурга, городская Дума, Администрация города Екатеринбурга.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом.
Органы местного самоуправления муниципального образования не входят в систему органов государственной власти.
Изменение структуры органов местного самоуправления муниципального образования осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Устав.
Решение городской Думы об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий городской Думы, принявшей указанное решение.
Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета муниципального образования.
Органы местного самоуправления действуют в соответствии с собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленными федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом. Органы местного самоуправления не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесённые к ведению других органов местного самоуправления.
Цель работы описать государственное и муниципальное управление на примере г.Екатеринбург.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. описать функции и полномочия Главы города Екатеринбурга;
2. описать полномочия Городской Думы;
3. описать функции Администрации города Екатеринбурга
1. Глава Екатеринбурга
Глава Екатеринбурга является высшим должностным лицом муниципального образования "город Екатеринбург", наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава Екатеринбурга обладает полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных федеральными и областными законами[1].
Глава Екатеринбурга осуществляет руководство Администрацией города Екатеринбурга на принципах единоначалия.
Глава Екатеринбурга избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральным и областным избирательным законодательством, настоящим Уставом сроком на 4 года. Главой Екатеринбурга может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, и достигший возраста 21 года.
Глава Екатеринбурга избирается на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства по единому избирательному округу, включающему в себя территорию муниципального образования "город Екатеринбург" в целом.
Полномочия Главы Екатеринбурга начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы Екатеринбурга. Днём вступления в должность Главы Екатеринбурга является принятие им после избрания постановления о вступлении в должность, с указанием даты начала осуществления своих полномочий.
Глава Екатеринбурга в своей деятельности подконтролен и подотчётен населению муниципального образования и городской Думе.
Глава Екатеринбурга в пределах своих полномочий издаёт постановления и распоряжения.
Представительские полномочия Главы Екатеринбурга: представляет муниципальное образование в отношениях с органами государственной власти, органами и должностными лицами местного самоуправления, учреждениями и организациями независимо от форм собственности; представляет интересы населения муниципального образования в отношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления; является официальным представителем муниципального образования в стране и за рубежом; действует без доверенности от имени муниципального образования; определяет направления развития региональных, межрегиональных, международных и внешнеэкономических связей муниципального образования; заключает договоры и соглашения от имени муниципального образования; принимает меры по обеспечению защиты интересов муниципального образования в судах.
Полномочия Главы Екатеринбурга по руководству Администрацией города Екатеринбурга: разрабатывает общую структуру Администрации города Екатеринбурга и представляет её для утверждения в городскую Думу; устанавливает полную и уточнённую структуру Администрации города Екатеринбурга, штатное расписание Администрации города Екатеринбурга, типовую структуру администраций районов; организует работу с кадрами Администрации города Екатеринбурга; назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя, заместителей Главы Екатеринбурга; назначает на должность и освобождает от должности руководителей отраслевых, функциональных и территориальных органов Администрации города Екатеринбурга; отменяет при необходимости распоряжения и приказы первого заместителя, заместителей Главы Екатеринбурга, руководителей отраслевых, функциональных и территориальных органов Администрации города Екатеринбурга; осуществляет общее руководство отраслевыми, функциональными и территориальными органами Администрации города Екатеринбурга; применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам; руководит работой коллегии Администрации города Екатеринбурга; осуществляет полномочия, вытекающие из договорных обязательств муниципального образования.
Полномочия Главы Екатеринбурга во взаимоотношениях с городской Думой: подписывает и обнародует в порядке, определённом настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые городской Думой; обладает правом отклонять нормативные правовые акты, принятые городской Думой, с предложениями о внесении в них изменений и дополнений; вправе требовать созыва внеочередного заседания городской Думы; представляет в городскую Думу общую структуру Администрации города Екатеринбурга; представляет в городскую Думу проект бюджета муниципального образования, отчёт о его исполнении; направляет на рассмотрение городской Думы проекты нормативных правовых актов о введении или отмене местных налогов и сборов; представляет в городскую Думу программы и планы социально-экономического развития муниципального образования; представляет в городскую Думу ежегодный отчёт о своей деятельности, деятельности Администрации города; представляет на утверждение в городскую Думу проекты правовых актов, устанавливающих порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; вносит в городскую Думу проекты иных муниципальных правовых актов, принятие которых входит в компетенцию городской Думы.
Полномочия Главы Екатеринбурга в финансово-экономической сфере: организует разработку проекта бюджета муниципального образования, проектов программ и планов социально-экономического развития муниципального образования; организует исполнение бюджета муниципального образования, является главным распорядителем средств местного бюджета, распоряжается средствами Администрации города Екатеринбурга; распоряжается средствами бюджетных фондов; делегирует полномочия муниципальным служащим по участию в органах управления хозяйствующих субъектов (без получения личного дохода), в которых муниципальное образование имеет вклады в имуществе; руководит разработкой тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; организует разработку порядка формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа; организует разработку порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; в целях исполнения бюджета муниципального образования принимает решение о создании муниципального финансового органа либо поручает исполнение бюджета муниципального образования и передаёт иные бюджетные полномочия на основании договора (соглашения) иному финансовому органу.
Глава Екатеринбурга осуществляет контрольные полномочия: обеспечивает в пределах своих полномочий соблюдение Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, настоящего Устава, иных нормативных правовых актов на территории муниципального образования; контролирует деятельность органов и должностных лиц, Администрации города Екатеринбурга.
Глава Екатеринбурга руководит разработкой и реализацией мероприятий по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на территории муниципального образования.
Глава Екатеринбурга осуществляет также иные полномочия, возложенные на него федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами городской Думы.
2. Городская Дума
Городская Дума является представительным органом муниципального образования, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения[2].
Численный состав городской Думы - 35 депутатов, избираемых на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования.
Депутаты городской Думы избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральным и областным избирательным законодательством и настоящим Уставом сроком на 4 года.
Городская Дума является правомочной после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Основной организационно-правовой формой деятельности городской Думы являются её заседания. Первое заседание городской Думы проводится не позднее двух недель после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов. Заседание городской Думы правомочно, если на нём присутствует не менее двух третей от избранного состава депутатов.
На заседаниях городской Думы решаются вопросы, отнесённые к её ведению. Периодичность проведения заседаний, порядок их созыва и проведения устанавливается Регламентом городской Думы.
Городская Дума в пределах своих полномочий принимает решения.
Городская Дума принимает Регламент, регулирующий вопросы организации её деятельности, а также порядок принятия решений.
Городская Дума обладает правами юридического лица.
Расходы на обеспечение деятельности городской Думы предусматриваются в бюджете муниципального образования отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
К исключительным полномочиям городской Думы относятся: принятие Устава муниципального образования "город Екатеринбург", внесение в него изменений и дополнений; утверждение бюджета муниципального образования и отчёта о его исполнении по представлению Главы Екатеринбурга; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов по представлению Главы Екатеринбурга, а также установление льгот по указанным налогам и сборам; принятие программ и планов социально-экономического развития муниципального образования; утверждение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, по представлению Главы Екатеринбурга; утверждение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений по представлению Главы Екатеринбурга; определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципального образования; утверждение общей структуры Администрации города Екатеринбурга (перечня минимально необходимых органов Администрации города для осуществления полномочий, указанных в статье 21 настоящего Устава) по представлению Главы Екатеринбурга; осуществление контроля за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
В ведении городской Думы находится также: создание счётной палаты и принятие Положения об организации её деятельности; формирование избирательной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург"; внесение в органы государственной власти Свердловской области инициатив об изменении границ и преобразовании муниципального образования "город Екатеринбург"; назначение муниципальных выборов и местных референдумов; иные вопросы в соответствии с федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом.
Городская Дума самостоятельно определяет свою структуру в соответствии с Уставом города Екатеринбург.
Деятельность городской Думы возглавляет председатель, избираемый из числа депутатов тайным голосованием на первом заседании городской Думы. Порядок избрания председателя определяется городской Думой.
Председатель городской Думы исполняет свои обязанности на постоянной основе.
Из числа депутатов городской Думы избирается заместитель председателя городской Думы. Порядок избрания заместителя председателя определяется городской Думой.
Городская Дума создаёт постоянные и временные комиссии. Порядок формирования и организация их работы определяются Регламентом городской Думы и Положениями о комиссиях, утверждаемыми городской Думой.
Депутаты городской Думы, избранные в одномандатных округах, образованных в одном из районов муниципального образования, вправе образовывать территориальную депутатскую группу.
В целях организационного, информационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности депутатов, постоянных и временных комиссий формируется аппарат городской Думы.
Председатель городской Думы в целях осуществления представительских полномочий: представляет городскую Думу в отношениях с населением муниципального образования, органами государственной власти, органами и должностными лицами местного самоуправления, учреждениями и организациями независимо от форм собственности; организует приём граждан, учреждений и организаций в городской Думе; информирует население муниципального образования о деятельности городской Думы; обеспечивает учёт общественного мнения при принятии решений городской Думой; обеспечивает взаимодействие городской Думы с другими органами местного самоуправления муниципального образования.
Председатель городской Думы в целях осуществления полномочий по руководству городской Думой: организует работу городской Думы, координирует деятельность постоянных и временных комиссий городской Думы, даёт поручения по вопросам их ведения; созывает очередные и внеочередные заседания городской Думы, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, проект повестки заседания; осуществляет подготовку заседаний городской Думы и председательствует на её заседаниях; издаёт постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности городской Думы, подписывает протоколы заседаний городской Думы; открывает и закрывает лицевые счета городской Думы, является распорядителем средств городской Думы согласно утвержденной в бюджете муниципального образования смете расходов.
Председатель городской Думы в целях осуществления полномочий по руководству аппаратом городской Думы: руководит работой аппарата городской Думы; ведает внутренним распорядком городской Думы; обладает правом приёма на работу и увольнения с работы сотрудников аппарата городской Думы; обладает правом поощрения сотрудников аппарата городской Думы и наложения дисциплинарных взысканий на них; издаёт распоряжения по вопросам организации деятельности аппарата городской Думы.
Депутатом городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигший возраста 21 года.
Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы городской Думы нового созыва, за исключением предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Уставом случаев досрочного прекращения полномочий депутата городской Думы.
Депутаты городской Думы осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Число депутатов городской Думы, работающих на постоянной основе, устанавливается городской Думой в соответствии с федеральным законодательством.
Депутат городской Думы осуществляет свою деятельность во всех формах, не запрещённых Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом.
Статус депутата городской Думы определяется федеральным и областным законодательством.
3. Администрация города Екатеринбурга
Администрация города Екатеринбурга является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Администрация города Екатеринбурга осуществляет деятельность под руководством Главы Екатеринбурга. Администрация города Екатеринбурга подконтрольна и подотчётна Главе Екатеринбурга, городской Думе.
Администрация города Екатеринбурга обладает правами юридического лица.
Правовыми актами Администрации города Екатеринбурга являются постановления и распоряжения Главы Екатеринбурга.
Должностные лица Администрации города Екатеринбурга издают распоряжения и приказы по вопросам своей деятельности.
Расходы на обеспечение деятельности Администрации города Екатеринбурга предусматриваются в бюджете муниципального образования отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Администрация города Екатеринбурга осуществляет все организационно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством, решениями городской Думы, правовыми актами Главы Екатеринбурга, в том числе: разрабатывает проект бюджета муниципального образования, исполняет бюджет, составляет отчёт о его исполнении; осуществляет внутренние заимствования и выдаёт муниципальные гарантии, предоставляет финансовую помощь из бюджета муниципального образования, управляет муниципальным долгом и ведёт муниципальную долговую книгу совместно с финансовым органом, исполняющим бюджет города; разрабатывает текущие и перспективные программы и планы социально-экономического развития муниципального образования, обеспечивает выполнение утверждённых программ и планов, составляет отчёты об их выполнении; разрабатывает и реализует финансовую и инвестиционную политику муниципального образования, осуществляет меры по поддержке и развитию предпринимательства; разрабатывает порядок владения, пользования и распоряжения имущества, находящегося в муниципальной собственности; разрабатывает порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений; разрабатывает порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа; владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включая муниципальные земли; проводит политику ценообразования и оплаты труда; организует и руководит системой защиты прав потребителей в муниципальном образовании; осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местных референдумов, голосования по отзыву Главы Екатеринбурга, депутата городской Думы, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом.
Администрация города Екатеринбурга выполняет отдельные государственные полномочия в случае их передачи федеральными и областными законами в установленном порядке.
Общая структура Администрации города Екатеринбурга разрабатывается Главой Екатеринбурга и утверждается городской Думой. Полная и уточнённая структура Администрации города Екатеринбурга, штатное расписание Администрации города Екатеринбурга, типовая структура администраций районов устанавливаются Главой Екатеринбурга самостоятельно.
В составе Администрации города Екатеринбурга устанавливаются должности первого заместителя, заместителей Главы Екатеринбурга, глав администраций районов, полномочия которых определяются Главой Екатеринбурга.
Структуру Администрации города Екатеринбурга образуют отраслевые, функциональные и территориальные органы.
Отраслевые и функциональные органы Администрации города Екатеринбурга (управления, комитеты, отделы) осуществляют полномочия по управлению отраслями местного хозяйства и социальной сферы.
В целях обеспечения деятельности Главы Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, приобретению и осуществлению имущественных прав и обязанностей муниципального образования формируется орган Администрации города Екатеринбурга по управлению городским имуществом с правами юридического лица.
Территориальными органами Администрации города Екатеринбурга являются администрации районов.
В целях организационного, юридического, информационного, материально-технического обеспечения деятельности Главы Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга формируется аппарат Администрации города Екатеринбурга.
Организация работы и полномочия органов Администрации города Екатеринбурга определяются Положениями об этих органах, утверждёнными Главой Екатеринбурга. В соответствии с указанными Положениями органы Администрации города Екатеринбурга могут обладать правами юридического лица.
Назначаемыми должностными лицами Администрации города Екатеринбурга являются муниципальные служащие с установленным кругом обязанностей по обеспечению полномочий Администрации города Екатеринбурга и ответственностью за исполнение этих обязанностей, а также обладающими организационно-распорядительными функциями.
Назначаемыми должностными лицами Администрации города Екатеринбурга являются: первый заместитель Главы Екатеринбурга, заместители Главы Екатеринбурга, главы администраций районов, их заместители, руководители органов Администрации города Екатеринбурга и структурных подразделений администраций районов.
К должностным лицам Администрации города Екатеринбурга, назначаемым Главой Екатеринбурга, относятся: первый заместитель Главы Екатеринбурга, заместители Главы Екатеринбурга, главы администраций районов, их заместители, руководители органов Администрации города Екатеринбурга.
Со всеми назначаемыми должностными лицами заключаются срочные трудовые договоры на срок осуществления полномочий Главы Екатеринбурга в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Порядок назначения должностных лиц Администрации города Екатеринбурга устанавливается Главой Екатеринбурга.
При назначении на должность должностные лица Администрации города Екатеринбурга представляют декларацию о доходах.
Коллегия Администрации города Екатеринбурга является постоянно действующим органом, созданным при Главе Екатеринбурга, осуществляющим коллегиальное обсуждение и выработку решений по важнейшим вопросам местного значения муниципального образования.
Глава Екатеринбурга формирует коллегию Администрации города Екатеринбурга и руководит её работой.
В состав коллегии входят по должности: первый заместитель Главы Екатеринбурга, заместители Главы Екатеринбурга, главы администраций районов, начальник финансово-бюджетного управления, председатель комитета по экономике. В состав коллегии Администрации города Екатеринбурга по распоряжению Главы Екатеринбурга могут быть введены другие должностные лица.
В заседаниях коллегии Администрации города Екатеринбурга могут принимать участие депутаты городской Думы, представители общественных организаций, средств массовой информации, территориального общественного самоуправления.
Заседание коллегии Администрации города Екатеринбурга проводятся, как правило, не реже двух раз в месяц.
Полномочия коллегии, порядок работы, подготовки решений определяются Положением, утверждаемым Главой Екатеринбурга.
Администрация района осуществляет на территории района муниципального образования исполнительно-распорядительные полномочия в пределах компетенции, установленной Главой Екатеринбурга.
Деятельностью администрации района руководит глава администрации района.
Глава администрации района назначается на должность Главой Екатеринбурга.
Положение об администрации района утверждается Главой Екатеринбурга.
Администрация района обладает правами по созданию структурных подразделений в своём составе. Структура администрации района разрабатывается на основе типовой структуры главой администрации района и утверждается Главой Екатеринбурга.
Расходы на содержание администрации района предусмотрены в соответствующей смете района.
Администрация района обладает правами юридического лица.
Администрация района не обладает правами по учреждению других юридических лиц.
Заключение
Новый Устав, безусловно, вводит более эффективные методы управления территорией. Чётко разграничены полномочия, определена действенная система ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Но не менее, если не более, важны новшества, благодаря которым повышается влияние жителей города на структуры власти, контроль со стороны горожан их деятельности. Например, избиратели могут досрочно отозвать и главу города, и депутата Гордумы, да и вся Дума может быть распущена, если не приступит к реализации решения, принятого путём прямого волеизъявления населения.
Кроме выборов, голосований – по отзыву, по вопросам изменения границ и преобразования муниципалитета, референдума, – в Уставе обозначены и такие формы участия горожан в управлении мегаполисом, как публичные слушания – не только вопросов, касающихся Устава города, но также проектов бюджета, программ и планов развития, преобразования муниципального образования. Становятся правилом собрания и конференции граждан, опросы населения. Устанавливаются параметры территориального общественного самоуправления, гарантируется правотворческая инициатива горожан и многое другое.
В общем, с принятием нового Устава у жителей Екатеринбурга упрочиваются шансы достойной жизни — через формирование органов власти и усиление степени влияния на них через участие жителей в управлении городом. От качества этого управления зависят и уровень доходов разных групп населения, и социальная поддержка.
Список использованной литературы
1. Анимица Е. Г., Тертышный А. Т. Местное самоуправление: история и современность. Екатеринбург, 1998. – 296 с.
2. Устав муниципального образования "город Екатеринбург" // http://ustav.ekaterinburg.ru
[1] Устав муниципального образования "город Екатеринбург" // http://ustav.ekaterinburg.ru Гл.3, ст.13
[2] Устав муниципального образования "город Екатеринбург" // http://ustav.ekaterinburg.ru Гл.3, ст.15