Содержание

Введение. 3

1. Понятие потребительской кооперации. 4

2. Правовой режим потребительской кооперации. 6

3. Преимущества  потребительской кооперации. 10

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Введение


Потребительская кооперация - система потребительских обществ и   их   союзов  разных  уровней,   созданных  в целях  удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Потребительская кооперация как лидер российского кооперативного движения, организуя свою деятельность в основном в сельской местности, выступает необходимым компонентом реализации социальных программ развития российского села и на практике выступает социально ориентированной системой.

Важнейшей особенностью потребительской кооперации, отличающей ее от различных коммерческих структур и других субъектов рынка и обеспечившей ей жизненность, является кооперативная самобытность.

Главное кооперативное преимущество – сочетание социальной миссии с хозяйственно – финансовой деятельностью, приоритетное значение достижения социальных целей над экономическими. На первое место кооперативы ставят людей, являющихся собственниками демократически управляемого предприятия.

Потребительская кооперация представляет собой социально ориентированную систему. Это означает, что она не только реализует социальную миссию, но и отдает ей приоритет.

В рыночной среде проблема социальной сущности потребительской кооперации приобретает актуальность, поскольку рынок и социальная справедливость мало совместимы. Возникает необходимость усиления социальной роли потребительской кооперации.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса связанного с законодательством РФ о порядке образования потребительского общества.

 

1. Понятие потребительской кооперации

Согласно Гражданскому кодексу РФ, потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов[1]. Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с Гражданским Кодексом, законами о потребительских кооперативах.

Владельцами кооператива является собственно потребители - те люди, которые покупают товары, а не производят их.

Первое общество розничных торговцев было создано в г. Рочдель в 1844 г. группой бедных ткачей, основавших небольшой магазин.

Основные принципы кооперативных обществ представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Основные принципы кооперативных обществ следующие[2]:

1. Открытое членство

Предела численности в кооперативном обществе нет, каждый может войти в кооператив и выйти из него в любой момент.

2.Распределение прибыли

Многие годы члены кооперативов получали регулярно дивиденды наличными. Размер дивидендов определяется суммой средств, принесенных в кооператив.


3. Выплата процента на

акционерный капитал

Члены кооперативов получают фиксированный процент на свой акционерный капитал. Управление кооперативом осуществляется комитетом - обычно это служащие. Совмещающие эту работу с другой. Они выбираются членами кооператива. Текущую работу кооператива ведут управляющие. Занятые здесь полный рабочий день, назначенные членами выборного комитета.

 

Традиционно кооперативные общества считали себя чем-то большим, чем просто особой формой организации бизнеса.

Собственность кооперативов различных видов образуется из вступительных, паевых и целевых взносов, заемных средств. А также приращения имущества в результате хозяйственной деятельности и в том числе, трудового вклада работников, наемных и членов кооператива.

В абсолютном большинстве кооперативов различных видов в мире кооперативная собственность делится на две части[3]:

-                       Основную – неделимую часть;

-                       Делимую – паевой фонд, т.е. член кооператива при выходе может получить свой паевой капитал с процентами.

В отдельных кооперативах (как правило, в сфере бытовых услуг) вся кооперативная собственность делима, но как правило в денежной форме.

В конституциях многих стран кооперативная собственность признается как особая форма частно-групповой, частно-долевой, совместной коллективной собственности с демократическим управлением и контролем. Кооперативный сектор экономики охраняется как равноправный партнер частного и государственного секторов экономики. В конституции Российской Федерации от 1993 г. (статья 8) таких положений нет, что принижает и делает неопределенным статус кооперативной собственности и кооперативного сектора экономики в нашей стране.

Существует три основных источника формирования кооперативной собственности:

-                       Членские взносы (вступительные, паевые, целевые, безвозмездные);

-                       Доходы от предпринимательской деятельности;

-                       Заемные средства.

2. Правовой режим потребительской кооперации

Отношения, возникающие при создании и деятельности потребительских кооперативов, регулируются Законом о потребительской кооперации, Законом о сельскохозяйственной кооперации, правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными до введения ГК, и подзаконными нормативными актами.

Потребительские кооперативы, составляющие предмет регулирования ст.116 ГК, в зависимости от целей создания и особенностей деятельности могут быть разграничены на три основные группы: потребительские общества (заготовительные, торговые и др.), деятельность которых также регламентируется Законом о потребительской кооперации; сельскохозяйственные кооперативы (огороднические, животноводческие и др.), действующие в соответствии с Законом о сельскохозяйственной кооперации; специализированные кооперативы (жилищные, дачные, гаражные и др.).

Специальная правоспособность потребительского кооператива в значительной степени отличает его от иных форм некоммерческих организаций. Потребительский кооператив создается и осуществляет деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов (жилищных, бытовых и др.), тогда как другие некоммерческие организации имеют в качестве основных нематериальные цели, направленные на достижение общественных благ. Поэтому потребительский кооператив вправе не только осуществлять предпринимательскую деятельность, но и распределять полученные от нее доходы между членами.

Содержание правоспособности потребительских кооперативов отдельных видов определяется специальными законами. В частности, ст.5 Закона о потребительской кооперации наделяет потребительские общества правомочиями заниматься деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков; осуществлять предпринимательскую деятельность; создавать хозяйственные общества и учреждения; участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере и др.

Членами потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие 16 лет (ст.26 ГК); коммерческие и некоммерческие юридические лица, в том числе унитарные предприятия и учреждения (с учетом положений ст.295, 297, 298 ГК).

Единственным учредительным документом потребительского кооператива является его устав, который утверждается высшим органом - общим собранием членов кооператива (ст.16 Закона о потребительской кооперации). Устав должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к учредительным документам юридических лиц (п.2 ст.52 ГК). Устав сельскохозяйственного потребительского кооператива (садоводческого, огороднического, животноводческого и др.) также должен соответствовать ст.11 Закона о сельскохозяйственной кооперации, устав потребительского общества - ст.9 Закона о потребительской кооперации.

Наименование потребительского кооператива не должно оставлять сомнений относительно его организационно-правовой формы и целей создания. В этой связи в наименование включаются указание на сферу деятельности кооператива (жилищно-строительный, дачно-строительный, сельскохозяйственный и др.) и слова "кооператив", "потребительское общество" или "потребительский союз". Вместе с тем ст.2 Закона о потребительской кооперации устанавливает определенные ограничения на использование в наименовании юридических лиц слов "потребительское общество" и "союз потребительских обществ". В частности, не допускается использование слов "потребительское общество" и "союз потребительских обществ" в названиях потребительских кооперативов, осуществляющих свою деятельность на основании Закона о сельскохозяйственной кооперации, а также иных специализированных потребительских кооперативов (гаражных, кредитных и др.), т.е. тех, на которые Закон о потребительской кооперации не распространяется.

Государственная регистрация потребительских кооперативов осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Действие данного документа распространяется на некоммерческие организации, которым предоставлено право ведения предпринимательской деятельности, а следовательно, и на кооперативы.

Перечень документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кооператива, может определяться в законах о кооперативах соответствующих видов. Так, согласно ст.8 Закона о потребительской кооперации для регистрации потребительского общества необходимо представить заявление о регистрации; протокол учредительного собрания о создании потребительского общества, об утверждении его устава и о составе совета потребительского общества, подписанный председателем и секретарем учредительного собрания; устав общества и свидетельство об уплате регистрационного сбора.

Имущество кооператива складывается из паевых взносов членов, размер, состав и порядок внесения которых определяются в уставе. По общему правилу, этим участие членов в деятельности потребительского кооператива ограничивается, т.к. закон истребует их личного трудового вклада в общее дело (исключение составляют лишь сельскохозяйственные кооперативы - личное участие членов в их хозяйственной деятельности обязательно.

Члены кооператива могут предоставлять ему имущество, находящееся у них на праве собственности или ином вещном праве. Такое имущество, как правило, передается кооперативу с целью реализации его уставных целей и паевым взносом не является. К примеру, такие отношения возникают в случае, когда земельные участки под строительство жилых домов выделены не кооперативу, а его членам в пожизненное наследуемое владение

Имущество потребительского кооператива, складывающееся из паевых взносов членов и приобретенное по иным законным основаниям, принадлежит ему на праве собственности (п.3 ст.213 ГК).

В отношении потребительского кооператива его члены имеют только обязательственные права (п.2 ст.48 ГК). Исключение установлено лишь для членов жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного и некоторых др. кооперативов. Указанные лица, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают право собственности на соответствующее имущество (п.3 ст.218 ГК). Собственниками указанного имущества могут стать и не члены кооператива. В судебной практике встречаются случаи, когда кооперативные помещения признаются собственностью других лиц, которые фактически пользуются ими и имеют право на часть паенакопления

Потребительский кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Вместе с тем на членов возлагается обязанность покрывать образовавшиеся у кооператива убытки путем внесения дополнительных взносов. Факт наличия убытков и их размер устанавливаются при утверждении годового баланса. Как правило, общее собрание членов, утверждая баланс, принимает решение о размере дополнительных взносов, подлежащих внесению каждым из членов, о порядке и сроках их уплаты. При этом срок уплаты дополнительных взносов не должен превышать трех месяцев. Порядок покрытия убытков потребительского общества его пайщиками в обязательном порядке определяется в уставе общества (ст.9 Закона о потребительской кооперации). Неисполнение членами кооператива данной обязанности может повлечь ликвидацию кооператива в судебном порядке по требованию кредиторов.

Члены кооператива несут солидарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса. Ответственность членов субсидиарная, т.е. наступает только в том случае, когда имущества самого кооператива для удовлетворения требований кредиторов недостаточно.

9. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации могут распределяться между членами кооператива. Размер выплат, причитающихся каждому из членов, как правило, определяется общим собранием кооператива. При распределении доходов потребительского общества между его пайщиками необходимо соблюдение особого правила - размер кооперативных выплат не должен превышать 20% от доходов общества (п.2 ст.24 Закона о потребительской кооперации).[4]

3. Преимущества  потребительской кооперации

Важнейшей особенностью потребительской кооперации, отличающей ее от различных коммерческих структур и других субъектов рынка и обеспечившей ей жизненность, является кооперативная самобытность. Кооперативная самобытность – это уникальная природа потребительской кооперации, сочетающая общественную и хозяйственную системы, статус некоммерческой организации, социально ориентированной системы, кооперативная идеология и культура, принципы и ценности кооперации, нормы нравственности в бизнесе и взаимоотношениях.

Главное кооперативное преимущество – сочетание социальной миссии с хозяйственно – финансовой деятельностью, приоритетное значение достижения социальных целей над экономическими. На первое место кооперативы ставят людей, являющихся собственниками демократически управляемого предприятия. Потребительская кооперация представляет собой социально ориентированную систему. Это означает, что она не только реализует социальную миссию, но и отдает ей приоритет.

Кооперативным преимуществом являются ценности и принципы кооперативного движения, нравственные ценности в бизнесе и в жизни, обеспечивающие стабильность системе и формирующие привлекательный образ кооперации. Кооперативное движение основывается на принципах, выработанных в результате его почти двухсотлетней истории.

Современные кооперативные принципы включают семь положений:

1. Добровольное и открытое членство.

2. Демократический членский контроль.

3. Экономическое участие членов.

4. Автономия и независимость.

5. Образование, повышение квалификации и информация.

6. Сотрудничество между кооперативами.

7. Забота об обществе.

Надежность гарантирует системе такое кооперативное преимущество как собственная социальная база – члены пайщики. Российская кооперация объединяет свыше 10 млн. пайщиков. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» 1997 г. и дополнения 2000 г. официально закрепили за пайщиками статус хозяина потребительской кооперации и способствовали дальнейшему укреплению социальной базы, демократических основ системы. Изменения в законе направлены на повышение роли пайщиков в управлении и контроле.

Рост социальной базы означает увеличение объемов деятельности, улучшение обеспечения оборотными средствами, наращивание социально-экономического потенциала потребительской кооперации.

Тесно связано с вышеизложенным следующее преимущество – демократический стиль управления. Способность повышения социальной активности населения. Кооперативы выступают организациями, накапливающими необходимый демократический опыт, являющийся базой современного демократического государства.

Кооперативным преимуществом выступает выполнение коммуникационной роли в сельской местности. Кооперативный магазин как основное звено потребительского общества становится центром организации и проведения работы по всем направлениям деятельности потребительской кооперации: торговой, закупочной, организационно-массовой, сервисной, информационно-консультационной. Из узко профилированного торгового предприятия магазин превращается в сельский общественный центр, реализующий живую связь с пайщиками и обслуживаемым населением[5].

Важное кооперативное преимущество – это возможность оказывать влияние на поддержку, сохранение сельской семьи. Семья всегда была и остается основой России. Социальное здоровье общества основано на обеспечении статуса семьи в сохранении этноса. Семья играет важную экономическую роль, являясь начальным и конечным пунктом процесса воспроизводства.

Однако потребительская кооперация обладает конкурентными преимуществами перед другими субъектами рынка как система хозяйствующих субъектов.

Основополагающим преимуществом потребительской кооперации как системы хозяйствующих субъектов выступает сложившаяся и сохраненная организационная структура кооперативной системы, возможность совместных действий потребительских обществ их союзов по защите интересов системы, организации согласованной коммерческой работы. Оно обусловлено целостностью и иерархичностью построения, усилением вертикали ответственности.

Важное преимущество потребительской кооперации – мощная законодательная база, гарантирующая потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости государственную поддержку. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации», «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (2000г.) предусматривает усиление ответственности руководителей за результаты хозяйственной и социальной деятельности кооперативных организаций.

Преимуществом кооперации является и то, что в условиях нарушения вертикальных связей и невозможности управления хозяйством только из центра возникает дефицит горизонтальных экономических связей, необходимых для жизни общества, тогда как кооперация как самодеятельная организация способная восполнить этот дефицит. Восстановление горизонтальных экономических связей возможно благодаря многоотраслевому характеру деятельности потребительской кооперации и интеграционным процессам.

Интеграция в потребительской кооперации – также ее конкурентное преимущество. Сотрудничество предприятий, организаций, отраслей между собой, а также с внешними по отношению к системе хозяйствующими субъектами, усиление экономического и производственного взаимодействия рассматривается как альтернативный глобализации путь развития кооперации.

Важными конкурентными преимуществами потребительской кооперации перед другими хозяйствующими субъектами являются также:

-                       независимость от внешних инвестиций, позволяющая создавать рабочие места в сельской местности;

-                       возможность создания инновационного потенциала на основе участия большого числа пайщиков в принятии решений;

-                       демократический способ управления обеспечивает нахождение оптимальных решений, ориентированных на удовлетворение интересов значительных групп населения;

-                       достаточно сформировавшийся стабильный контингент покупателей, а значит гарантированный рынок сбыта;

-                       надежные источники финансирования, такие как фонд развития потребкооперации, заемные средства населения;

-                       гарантированный источники поступления сельскохозяйственных продуктов от пайщиков и обслуживаемого населения;

Бесспорным кооперативным преимуществом потребительской кооперации, которое она сохранила в сложных социально - экономических условиях, следует признать самодостаточность системы. Внутренняя самодостаточность кооперативной организации рассматривается как способность стабильного развития, основанная на использовании внутренних возможностей.

Поскольку потребительская кооперация развивает свою деятельность преимущественно в сельской местности, объективно возникает такое кооперативное преимущество, как связь с экологическим базисом, возможность существования в согласии с природой. Оно находит проявление, в частности, в неограниченных возможностях выхода на экологически чистую продукцию благодаря закупкам дикорастущих (грибов, ягод, папоротника, орехов и пр.), лекарственных трав, а также мяса, птицы, молока и т.д.

Преимуществом кооперации, обеспечивающим ее внутреннее развитие как системы, является возможность изучения и распространения передового опыта хозяйственной деятельности и социальной миссии, открытость потребительской кооперации. Если коммерческие структуры строго охраняют свою коммерческую тайну в условиях конкуренции, так как их цель – получение максимальной прибыли, то для организаций потребительской кооперации, наоборот, важно заимствование новых решений, передача информации для достижения цели удовлетворения потребностей пайщиков и всего сельского населения.

Кооперативные преимущества сложились исторически на основе сочетания частной (личной) инициативы с общественным характером труда. Их реализация предопределяет сохранение кооперативной самобытности как важнейшей характерной особенности российской потребительской кооперации, отличающей ее от различных коммерческих структур и других субъектов рынка и обеспечившей ей жизненность.[6]

 

Заключение


В заключение работы подведем некоторые итоги. Потребительский кооператив (некоммерческое партнерство) как некоммерческое объединение граждан (а также и юридических лиц, в том числе и совместно с гражданами), основанное на членстве участников и их паевых взносов, не предполагает обязательного личного участия в его делах. Поэтому здесь нет ограничений на круг участников, если они прямо не установлены специальным законом или уставом конкретного кооператива. Соответственно этому не исключается возможность одновременного участия одного и того же гражданина в нескольких кооперативах, даже в однородных. Участниками таких кооперативов могут быть юридические лица, в том числе и некоммерческие организации (с ограничениями, предусмотренными для унитарных предприятий и учреждений, не являющихся собственниками своего имущества (ст. 295-298 ГК).

Кодекс предусматривает, что особенности правового статуса потребительских кооперативов должны определятся специальными законами об отдельных видах таких кооперативов - о потребительской, жилищной и жилищно-строительной, садоводческой и иной кооперации (п. 6 ст. 116 ГК). В отсутствие таких законов в соответствии со ст. 4  Закона о введении в действие части первой ГК применяются ранее действовавшие акты, но лишь в части, не противоречащей правилам ГК.

Закон и устав потребительского кооператива могут предусматривать осуществление им некоторых видов предпринимательской деятельности. Тогда полученные от этой деятельности доходы могут распределяться между членами  кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием. Такого рода деятельность не меняет в целом основных уставных задач и объема целевой правоспособности потребительского кооператива, а потому и не ведет к превращению его в производственный кооператив.


Список литературы





1                  Гражданский Кодекс РФ. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года с изменениями и дополнениями от 23.12.2003 N 182-ФЗ. – Глава 4,  Ст. 116

2                  Гражданское право./Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.: Проспект, 2003. – С. 310.

3                  Федеральный закон от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации"

4                  Иванченко П.С.Комментарий к Гражданскому кодексу Часть 1. –  М.: Юристъ, 2003. – С. 478

5                  Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения в России. М., 2002 – С.6 – 12.



[1] Гражданский Кодекс РФ. Часть 1. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года с изменениями и дополнениями от 23.12.2003 N 182-ФЗ. – Глава 4,  Ст. 116

[2] Гражданское право./Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.: Проспект, 2003. – С. 310.

[3] Гражданское право/Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.: Проспект, 2003.  –  с. 311.

[4] Гражданский Кодекс РФ. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года с изменениями и дополнениями от 23.12.2003 N 182-ФЗ. – Глава 4,  Ст. 116

Федеральный закон от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации"

[5] Иванченко П.С.Комментарий к Гражданскому кодексу Часть 1. –  М.: Юристъ, 2003. – С. 478

[6] Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения в России. М., 2002 – С.6 – 12.