Содержание:


Задание 1. Сравнение основных положений МСФО №35 «Прекращаемая деятельность» с   ПБУ 16/2002 «Информация о прекращаемой деятельности». 3

Задание 2. Подготовка финансовых отчетов предприятия. 9

Задание 3. Решение практической и ситуационной задачи. 15

Список использованной литературы: 17

 

Задание 1. Сравнение основных положений МСФО №35 «Прекращаемая деятельность» с   ПБУ 16/2002 «Информация о прекращаемой деятельности»


В основе принципов, установленных ПБУ 16/02, лежат положения МСФО 35. Однако МСФО предъявляет более четкие требования к раскрытию в финансовой отчетности информации по прекращаемой деятельности. Как подчеркнуто в тексте МСФО 35, разделение прекращаемой и продолжающейся деятельности позволяет инвесторам, кредиторам и другим пользователям отчетности более точно прогнозировать поступления денежных средств, прибыльность и финансовое положение компании. Поэтому в МСФО предприятиям рекомендовано раскрывать данные по прекращаемой деятельности в отдельных колонках, специально создаваемых в отчете о прибылях и убытках и отчете о движении денежных средств. В то же время по своему выбору компании могут приводить соответствующие данные в пояснительной записке. Однако сумма прибыли (убытка) от выбытия активов или погашения обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, согласно МСФО выделяется отдельной строкой в отчете о прибылях и убытках. В этом вопросе ПБУ 16/02 не соответствует международным стандартам, так как предусматривает лишь включение указанной суммы в общий раздел "Прочие операционные доходы и расходы" отчета о прибылях и убытках без ее выделения из состава других доходов и расходов. [4,56]

МСФО 35, в отличие от ПБУ 16/02, обязывает предприятия раскрывать информацию о прекращающейся деятельности не только в годовой отчетности. Согласно международным стандартам в примечаниях к промежуточной (например, квартальной) отчетности компании должны описывать любые изменения величины и сроков выбытия активов или исполнения обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности.

Новое ПБУ соответствует международному стандарту финансовой отчетности - МСФО 35 "Прекращаемая деятельность".

Что же нового вносит ПБУ 16/02 в отечественный бухгалтерский учет? Во-первых, оно дает определение прекращаемой деятельности организации. Как известно, всю деятельность организации по производству продукции, оказанию услуг или продаже товаров можно представить в виде совокупности частей или сегментов (географических или операционных). Такое определение дает ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" (опубликовано в "НА" № 7, 2000). Так вот, комментируемый документ понимает под прекращаемой деятельностью принятие решения организацией о прекращении деятельности части, одного или нескольких своих сегментов.

Пункт 5 ПБУ 16/02 подчеркивает, что по этим сегментам должны быть определены активы организации, ее обязательства, доходы и расходы, которые прямо относятся к прекращаемой деятельности.

Нормы ПБУ 16/02 не распространяются на прекращение деятельности вследствие чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). Нельзя отнести к прекращаемой и приостановленную деятельность, если у организации нет намерения отказаться от нее окончательно.

Во-вторых, новое ПБУ регулирует порядок отражения информации о прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческого предприятия, за исключением кредитных организаций.

Прекращение части деятельности организации

Прекратить часть своей деятельности организация может любым из четырех предлагаемых способов: 1) продать предприятие (имущественный комплекс) целиком или его часть, на которой возможно выполнение самостоятельного законченного цикла производства товаров, работ, услуг;

2) продать часть активов предприятия, без которых выполнение определенного вида деятельности становится невозможным;

3) реорганизовать единое предприятие путем выделения из него нескольких юридических лиц;

4) просто прекратить деятельность, ничего не продавая, а, например, ликвидировав физически или морально устаревшее имущество.

При этом датой прекращения части деятельности предприятия будет признана дата одного из двух событий, которое произойдет раньше:

- заключение организацией договора купли- продажи активов, без которых прекращаемая деятельность не может быть продолжена;

- информирование о решении прекратить деятельность всех заинтересованных лиц (акционеров, работников организации, поставщиков и др.), на которых непосредственно отразится принятие этого решения.

Пример 1 Торговое предприятие ООО "Волтайр" закрывает две торговые точки в отдаленных районах области. В Алексеевском районе заключен предварительный договор купли-продажи торгового оборудования от 5 сентября 2003 года, в Николаевском районе работникам 1 октября 2003 года вручены уведомления об увольнении. Таким образом, деятельность признается прекращаемой по географическому сегменту "Алексеевский район" 5 сентября 2003 года, а по географическому сегменту "Николаевский район" - 1 октября 2003 года.

Решение о прекращении части деятельности должны принимать совет директоров, общее собрание акционеров или другой уполномоченный орган организации. Одним из условий признания деятельности прекращаемой является выработка единой программы ее прекращения на момент заключения договора купли-продажи активов или объявления решения о прекращении.

Образование резерва по прекращаемой деятельности

Как правило, прекращение части деятельности организации влечет за собой наступление нескольких неприятных событий. Это увольнение работников, которым необходимо будет в этом случае выплатить выходное пособие, и разрыв договорных отношений с постоянными клиентами, которым придется заплатить штрафы и неустойки. Для урегулирования подобных обязательств, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, организация образует резерв. При этом применяются порядок создания и использования резерва, правила его оценки, установленные ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности" (утв. приказом Минфина России от 28.11.2001 № 96н; опубликовано в "НА" № 2, 2002). Создание резерва признается в бухгалтерском учете расходом и в зависимости от вида обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы.

Пример 2 ООО "Волтайр" оценивает предстоящие расходы на выплату выходного пособия уволенным работникам в размере 35 000 руб. и выплату неустойки за досрочное прекращение аренды торговых площадей в размере 26 000 руб. В связи с этим организация собирается создать соответствующие резервы под прекращение деятельности. Выплата выходного пособия относится к расходам по обычным видам деятельности, а выплата штрафов, пеней и неустоек - к внереализационным расходам организации. В бухгалтерском учете создание резерва относится на указанные расходы: Дебет 20, 26 Кредит 96 субсчет "Резерв на выплату выходных пособий в связи с прекращением деятельности"

- 35 000 руб. - резерв в части выплаты выходного пособия создан за счет расходов по обычным видам деятельности организации;

Дебет 91-2 Кредит 96 субсчет "Резерв на выплату штрафов, пеней и неустоек в связи с прекращением деятельности"

- 26 000 руб. - резерв в части выплаты неустойки создан за счет прочих расходов.

ПБУ 16/02 устанавливает, что подобные резервы создаются по состоянию на конец отчетного года. При этом, если, например, организация будет продавать отдельные активы и прекращать отдельные обязательства (это один из способов прекращения деятельности, установленных п. 6 ПБУ 16/02), резерв можно создать при условии, что срок исполнения обязательств, под которые планируется образовать резерв, приходится на следующий отчетный период. Те же требования предъявляются при прекращении части деятельности путем отказа от ее продолжения.

Пример 3

Завод по производству сантехники и керамической плитки решил закрыть первое направление как малорентабельное и сосредоточиться на увеличении производства плитки. Для этих видов продукции используется идентичное сырье, так что потерь материальных запасов не будет. Часть персонала будет переведена на производство керамической плитки, а часть уволена. При этом у завода останутся невыполненными обязательства перед оптовиками. Морально устаревшее оборудование будет демонтировано и ликвидировано

Решение о прекращении производства сантехники принято в ноябре 2003 года. В этом же месяце завод известил оптовых покупателей о снятии сантехники с производства (на ее поставку имелись контракты). Рабочим объявлено об их увольнении с начала следующего года.

Деятельность признана прекращаемой в ноябре 2003 года. Обязательства, с этим связанные, заводу придется исполнять в 2004 году

На конец 2003 года создается резерв на выплату выходных пособий уволенным работникам и оплату неустойки оптовым покупателям. При наступлении в 2004 году ожидаемых событий (увольнение, выплата неустойки) завод покрывает расходы за счет созданного резерва.

В течение следующего отчетного года суммы резерва, как правило, должны быть использованы. Cозданного резерва может оказаться недостаточно для покрытия реально производимых расходов, под которые он создавался. В этом случае не перекрытые резервом расходы организации отражаются в бухгалтерском учете организации в общем порядке. При избыточности зарезервированных сумм неиспользованная сумма резерва признается внереализационным доходом организации.

Пример 4

На конец 2003 года организация создала резервы под предстоящие расходы на выплату выходных пособий и неустоек в связи с прекращением деятельности. Оба резерва учтены по кредиту счета 96 "Резервы предстоящих расходов". Резерв на выплату выходных пособий составил 35 000 руб., а резерв на оплату неустоек - 26 000 руб. В 2004 году фактические затраты на выплату выходного пособия составили 41 000 руб., а неустойка, которую организация предполагала заплатить контрагентам, была уменьшена по соглашению с ними и реально составила 11 000 руб. В бухгалтерском учете организации сделаны следующие проводки: Дебет 96 субсчет "Резерв на выплату выходных пособий в связи с прекращением деятельности" Кредит 70

- 35 000 руб. - начислено выходное пособие уволенным работникам; Дебет 20, 26 Кредит 70

- 6000 руб. - начислено выходное пособие работникам в сумме, не покрытой резервом; Дебет 96 субсчет "Резерв на выплату штрафов, пеней и неустоек в связи с прекращением деятельности" Кредит 76

- 11 000 руб. - отражены расходы организации по погашению неустойки контрагентам; Дебет 76 Кредит 51

- 11 000 руб. - перечислена неустойка контрагенту;

Дебет 96 субсчет "Резерв на выплату штрафов, пеней и неустоек в связи с прекращением деятельности" Кредит 91-1

- 15 000 руб. - отнесена на доходы отчетного периода сумма неиспользованного резерва.

Снижение стоимости активов, относящихся к прекращаемой деятельности Признание деятельности прекращаемой требует уточнения стоимости активов, отражаемых в бухгалтерском балансе и относящихся к этой деятельности, учитывая, что их стоимость может оказаться завышенной по сравнению с рыночной. При этом новое ПБУ 16/02 для оценки возможного снижения стоимости и связанного с ним убытка отсылает бухгалтера к правилам, установленным для оценки активов соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету. Это, в частности, ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (в ред. от 18.05.2002 опубликовано в "НА" № 14, 2002), ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" (опубликовано в "НА" № 23, 2000), ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (опубликовано в "НА" № 14, 2001). [3,26]

Наряду с этим особенности уточнения стоимости активов зависят и от способа прекращения деятельности:

1.                               Деятельность прекращается путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части. В этом случае снижение стоимости активов признается в бухгалтерском учете при выполнении любого из условий:

- заключения предварительного договора купли-продажи активов; - заключения договора купли-продажи, в соответствии с которым передача имущества приходится на последующие отчетные периоды.

Сумму снижения стоимости актива организация рассчитывает самостоятельно и отражает в бухгалтерском учете на основании договора купли-продажи. Финансовый результат от продажи формируется как разница между доходами, получаемыми в результате продажи, и расходами по продаже. Указанные доходы и расходы должны отражаться на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

2. Деятельность прекращается путем продажи отдельных активов и прекращения отдельных обязательств. Здесь величина убытка от снижения стоимости актива определяется как разница между его учетной и текущей рыночной стоимостью за вычетом расходов по выбытию актива. [6,78]

Пример 5

В связи с прекращением деятельности организация продает оборудование на сумму 288 000 руб., включая НДС. Первоначальная стоимость этого оборудования равна 455 000 руб., сумма накопленной амортизации - 187 000 руб. Дополнительные затраты по реализации, отражаемые на счетах 10, 70, 69, составили 16 000 руб. В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки: Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01 "Основные средства в эксплуатации" - 455 000 руб. - списана первоначальная стоимость оборудования;

Дебет 02 Кредит 01 "Выбытие основных средств" - 187 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации.

Учетная остаточная стоимость оборудования определяется как разность между его первоначальной стоимостью и суммой амортизации:

455 000 руб. - 187 000 руб. = 268 000 руб.

Эта стоимость списывается на прочие расходы организации: Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

- 268 000 руб. - списана остаточная стоимость продаваемого оборудования. Отразим текущую рыночную стоимость оборудования и расходы по выбытию актива. При этом продажную цену следует считать текущей рыночной стоимостью оборудования, пока не доказано обратное:

Дебет 62 Кредит 91-1

- 288 000 руб. - отражена сумма поступлений от продажи оборудования;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "НДС"

- 48 000 руб. - учтен НДС по реализованному оборудованию;

Дебет 91-2 Кредит 10, 70, 69

- 16 000 руб. - учтены расходы по выбытию оборудования.

Текущая рыночная стоимость за вычетом НДС и расходов по выбытию оборудования составила:

288 000 руб. - 48 000 руб. - 16 000 руб. = = 224 000 руб.

Напомним, что его учетная остаточная стоимость, списанная в прочие расходы, составила 268 000 руб.

Убыток от снижения стоимости оборудования определяется как разница между его стоимостью по бухгалтерскому балансу (остаточной стоимостью) и его текущей рыночной стоимостью (продажной ценой). При этом выручка по всем законам налогового и бухгалтерского учета уменьшается на сумму оборотных налогов и расходов, связанных с этой хозяйственной операцией. Итак, убыток от снижения стоимости актива (а проще говоря, от реализации актива) равен: 268 000 руб. - 224 000 руб. = 44 000 руб

Та же сумма получается при списании сальдо по счету 91 "Прочие доходы и расходы": Дебет 99 Кредит 91-9

- 44 000 руб. - отражен в учете убыток от реализации оборудования.

Продолжим рассмотрение порядка снижения стоимости активов в зависимости от способов прекращения деятельности.

3. Деятельность прекращается путем отказа от ее продолжения. Если актив продать невозможно, то сумма снижения его стоимости будет совпадать с его учетной стоимостью в бухгалтерском балансе.

Пример 6

Воспользуемся условиями примера 3 и предположим, что морально устаревшее оборудование, которое использовалось в рамках прекращаемой деятельности, демонтировано и ликвидировано.

Оборудование учтено на счете 01 "Основные средства" по первоначальной стоимости, равной 900 000 руб. Амортизация, начисленная по счету 02 "Амортизация основных средств", к моменту ликвидации составила 250 000 руб. Убыток от снижения стоимости будет равен остаточной стоимости оборудования: 900 000 руб. - 250 000 руб. = 650 000 руб.

В бухгалтерском учете нужно сделать следующие проводки:

Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01 "Основные средства в эксплуатации"

- 900 000 руб. - списана первоначальная стоимость оборудования;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

- 250 000 руб. - списана амортизация по ликвидируемому оборудованию;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

- 650 000 руб. - остаточная стоимость ликвидируемого объекта включена в прочие расходы предприятия.

Убыток от снижения стоимости активов организация признает на конец отчетного периода, в котором деятельность признается прекращаемой.

При этом возможны две ситуации:

- активы могут быть проданы (ликвидированы) до окончания этого отчетного периода;

- активы могут быть проданы в следующем отчетном периоде. Например, при продаже имущественного комплекса в соответствии с программой прекращения деятельности может быть заключен такой договор купли-продажи имущества, по условиям которого активы будут передаваться покупателю в следующем году. Тем не менее деятельность уже признана прекращаемой на основании заключенного в этом году договора купли-продажи (а также информирования заинтересованных лиц). Именно в этом случае у бухгалтера могут возникнуть сложности с признанием убытка в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, когда деятельность признана прекращаемой, а активы фактически не реализованы (переданы, ликвидированы и т. д.). В тех же случаях, когда организация признала деятельность прекращаемой и фактически ее прекратила, продав (ликвидировав) активы и погасив обязательства в этом же отчетном периоде, по нашему мнению, достаточно будет показать доходы, расходы и финансовые результаты от стандартных хозяйственных операций. К таким операциям относятся реализация материалов, товаров, основных средств, ценных бумаг и прочих активов организации и погашение обязательств. [3,94]

Использование резерва для погашения обязательств опять же возможно, если программа прекращения деятельности рассчитана на несколько отчетных периодов. Ведь, согласно пункту 8 ПБУ 16/02, данный резерв создается на конец отчетного периода, в котором деятельность признана прекращаемой. Следовательно, он может быть использован не раньше следующего периода.

Более конкретные рекомендации о том, когда и как признавать и оценивать изменения в активах и обязательствах, доходах и расходах, а также потоках денежных средств, относящихся к прекращаемой деятельности, можно будет дать только после того, как Минфин России примет еще ряд бухгалтерских стандартов. Речь, в частности, идет о стандартах об обесценении активов, об отложенных налогах (в т. ч. об отложенном налоге на прибыль) и о вознаграждениях работникам. В системе международных стандартов им соответствуют МСФО 36, МСФО 12 и МСФО 19. По имеющейся информации такие стандарты могут быть утверждены Минфином России уже в следующем году.

Раскрытие информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности Отражать информацию о прекращаемой деятельности рекомендуется в Отчете о прибылях и убытках и Отчете о движении денежных средств. Однако пункт 11 ПБУ 16/02 разрешает ограничиться Пояснительной запиской к бухгалтерской отчетности. Примеры отражения информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности даны в самом Положении по бухгалтерскому учету 16/02. Информация должна отражаться в отчетности каждого периода, начиная с того момента, когда часть деятельности организации будет признана прекращаемой, и до того момента, когда прекращение деятельности будет завершено.

Если же признание деятельности прекращаемой выпадет на тот период, когда годовая отчетность предприятия уже сформирована, но еще не подписана, то для отражения такой информации нужно будет обратиться к ПБУ 7/98 "События после отчетной даты", утвержденному приказом Минфина России от 25.11.98 № 56н (опубликовано в "НА" № 2, 1999).

В течение периода от момента признания деятельности прекращаемой до завершения прекращения деятельности организация на конец каждого отчетного года должна корректировать:

- суммы созданного резерва по прекращаемой деятельности;

- оценку рыночной стоимости активов, относящихся к прекращаемой деятельности.

Кроме этого необходимо раскрывать любые существенные изменения в суммах или сроках поступления или выбытия денежных средств, относящихся к активам и обязательствам, предназначенным для выбытия или погашения, а также события, вызвавшие соответствующие изменения. [4,56]




Задание 2. Подготовка финансовых отчетов предприятия.


Используя изложенную ниже информацию, составьте бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках ОАО Сибтекстиль. Основной деятельностью ОАО Сибтекстиль является производство текстильных изделий. Место регистрации – Россия, г. Новосибирск. Адрес – 630049, г. Новосибирск, пер. Нахимова,12.

Данные для отчетности:

Показатели

Сумма

Выручка от реализации

95000

Себестоимость реализованной продукции

35000

Общие административные расходы

40000

Налог на прибыль

0

Износ основных средств

10

Расходы денежных средств на приобретение земли

35000

Поступление денежных средств от продажи земли

48000

Счета к получению

10000

Денежные средства

41000

Товарно материальные запасы

15000

Краткосрочные ценные бумаги

7000

Основные средства

50000

Собственный капитал

35000

Расходы будущих периодов

0

Кредиторская задолженность

45000

          Состав отчетности по российскому законодательству приведен в соответствии с нормативными актами Министерства финансов РФ. Следует отметить, что Федеральный закон «О бухгалтерском учете» предусматривает следующий состав бухгалтерской отчетности:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
  • пояснительная записка.

Таким образом, федеральным законодательством отчет об изменениях капитала и отчет о движениях денежных средств рассматривается как часть приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Любопытен факт включения в состав отчетности аудиторского заключения по российским стандартам. Многие специалисты подчеркивают некорректность такого включения, поскольку получается, что аудиторское заключение должно содержать мнение в том числе о самом себе.  

Необходимо отметить различие в терминологии: международные стандарты – это стандарты финансовой отчетности, в то время как в российской практике отчетность называется бухгалтерской.  

Особого внимания требует вопрос соответствия отчетности МСФО. Отчетность соответствует МСФО, если она подготовлена в соответствии со всеми стандартами и интерпретациями, если необходимо. Факт соответствия МСФО должен быть отражен в финансовой отчетности. При этом соответствие МСФО означает, что отчетность удовлетворяет всем требованиям каждого применимого стандарта. И наоборот, финансовая отчетность не может быть охарактеризована как соответствующая МСФО, если имеются какие-либо существенные отступления от стандартов и разъяснений к ним в отношении учета и раскрытия информации. Наличие национальных стандартов, противоречащих МСФО, а также раскрытие учетной политики и включение в отчетность соответствующих пояснений не считаются оправданием отклонений от требований МСФО.

Вместе с тем предусмотрено, что в исключительных ситуациях может оказаться необходимым отступление от МСФО. Такие ситуации возникают, когда применение международных стандартов может привести к искажению информации об отдельных хозяйственных операциях. В этом случае финансовая отчетность должна содержать:

·                    мнение руководства компании о необходимости отклонений от МСФО;

·                    подробное объяснение причины, по которой применение этих стандартов может привести к искажению отчетности;

·                    описание правила, предписанного МСФО, и фактически использованной схемы учета;

·                    оценку влияния данного отклонения на величину активов, обязательств, капитала, прибыли (убытка) и денежных потоков для каждого периода, представленного в отчетности.

Знание всех фактов отклонений от МСФО позволяет пользователю составить собственное мнение об отчетности и подсчитать сумму поправок, необходимых для приведения отчетности в соответствие с МСФО. Важная роль в исполнении описанного правила принадлежит аудиторам, которые обязаны выразить мнение, действительно ли отчетность составлена в соответствии с МСФО, т.е. удостовериться и подтвердить, что отчетность отвечает всем требованиям каждого отдельно взятого стандарта.

Кроме того, МСФО устанавливают достаточно жесткий подход к выбору учетной политики. В этом процессе компания должна ориентироваться на правила, предписанные МСФО. При отсутствии таковых для отдельных операций руководство компании вырабатывает учетную политику, при использовании которой финансовая отчетность будет содержать полную и непредвзятую информацию, необходимую пользователям для принятия решений, достоверно отражающую результаты деятельности и положение компании, а также экономическое содержание операций (а не их юридическую форму). При отсутствии конкретных требований для отдельных операций необходимо ориентироваться на требования, принятые для сходных операций, и общие принципы системы МСФО. Допускается также использовать отраслевые правила учета и стандарты, выпущенные другими органами, но лишь в той степени, в какой их требования не противоречат МСФО. Это дает возможность применять, в частности, US GAAP, так как последние содержат детально разработанные правила учета для многих сложных операций.

Принятый в МСФО подход призван устранить излишне широкую интерпретацию стандартов, а также ситуации, когда в публикуемой финансовой отчетности содержится указание, что она подготовлена в соответствии с МСФО, хотя на самом деле не все требования стандартов соблюдены. Чаще всего подобные ситуации возникают в отношении требований по раскрытию информации (операции со связанными сторонами, географические и операционные сегменты).

 Бухгалтерский баланс

Международными стандартами не предусмотрена какая либо стандартная форма баланса и определяется лишь круг обязательных статей баланса:

·                    основные средства;

·                    нематериальные активы;

·                    финансовые активы;

·                    инвестиции, учтенные по методу участия;

·                    запасы;

·                    торговые и другие дебиторские задолженности;

·                    денежные средства и их эквиваленты;

·                    задолженность покупателей и заказчиков и другая дебиторская задолженность;

·                    налоговые обязательства;

·                    резервы;

·                    долгосрочные обязательства, включающие выплату процентов;

·                    доля меньшинства;

·                    выпущенный капитал и резервы.

В России форма баланса закреплена законодательно (Приказ Минфина №67 от 22 июля 2003 г. «О формах бухгалтерской отчетности»). Имеется ряд различий в раскрытии статей баланса, которые приводятся ниже.

Отчет о прибылях и убытках

 Международные стандарты учета предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, а в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований к составлению документации. Требование наличия надлежащей документации часто не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Основополагающий принцип МСФО, заключающийся в том, что содержание финансовой отчетности важнее формы представления информации или ее извлечения, находится в противоречии с положением о необходимости наличия достаточной документации для отражения операции. Различие в сроках учета операций, в отношении которых не имеется достаточной документации в соответствии с российской системой учета, приводит к многочисленным расхождениям между МСФО и российской системой учета в отчете о прибылях и убытках. Самый распространенный пример несоответствия – многие российские предприятия признают выручку не по дате отгрузки, а по дате счета-фактуры, который может выписываться через 2-3 недели после даты отгрузки (когда, например, цена на продукцию рассчитывается на основе какого-либо индикатора за период времени до и после даты счета-фактуры).

Одно из существенных различий в подходе к отчёту о прибылях и убытках в России и международной практике было устранено в ходе реформы. Как известно, до недавнего времени за момент реализации продукции можно было принимать момент оплаты продукции или момент её отгрузки, и подавляющее большинство предприятий использовали первый, так называемый «кассовый» метод учёта. С 1 января 1996 г. в бухгалтерском учёте момент реализации продукции определяется, как правило, только по моменту отгрузки, как и в международной практике.

Еще одним различием между новой российской формой отчета о финансовых результатах и отчетом о прибылях и убытках формата МСФО является отражение амортизации и расходов по оплате труда. Согласно МСФО, если компании раскрывают отчет о прибылях и убытках, используя метод «по назначению затрат», т.е. по функциональному признаку расходов (наиболее широко применяемый на практике), то они должны дополнительно раскрывать данные по расходам на амортизацию и оплату труда. В российской практике данные расходы раскрываются в Приложении к бухгалтерскому балансу (Форма 5).  

Также следует выделить некоторые различия в составе себестоимости реализованной продукции. В соответствии с МСФО коммерческие расходы и, в общем случае, общехозяйственные расходы (амортизация зданий управления, расходы на содержание аппарата управления, вспомогательных служб) не рассматриваются как непосредственно связанные с приобретением и производством товаров, и, следовательно, не включаются в себестоимость производства. В соответствии с российской системой учета коммерческие расходы и общехозяйственные расходы могут включаться в состав себестоимости реализованной продукции, если это предусмотрено учетной политикой. Поэтому, например, проводка по списанию общехозяйственных расходов на себестоимость продукции (дебет 20 – кредит 26) является не совсем корректной, и необходимо делать корректировочные записи, раскрывая данные расходы отдельно. Отдельно следует обратить внимание на отражение налогов, кроме налога на прибыль, в отчете о прибылях и убытках. В России эти налоги обычно включаются в разные строки: например, таможенные сборы, налог на пользователей автодорог (сейчас он отменен) отражаются по строке управленческих или коммерческих расходов, тогда как налог на имущество и налог на рекламу обычно включаются в состав прочих расходов. Также в российский отчет о прибылях и убытках не включаются экспортные таможенные пошлины (они исключаются из выручки и из себестоимости) и акцизы, так что пользователи отчетности не имеют возможности оценить сумму пошлин, которые могут быть очень существенными для некоторых компаний. Согласно МСФО акцизы показываются в составе выручки отдельно, пошлины могут также показываться в составе выручки, если это предусмотрено учетной политикой.       

Большой теоретический и практический интерес вызывает учёт бартера. В российской экономике бартер играет значительно более важную роль, нежели в международных масштабах. Например, доля бартера в выручке РАО «ЕЭС России» в 2002 составила 22%. Согласно МСФО, если товары или услуги обмениваются на другие однородные и аналогичные по стоимости товары или услуги, такая сделка не признается реализацией. Такая ситуация возникает, когда поставщики обмениваются товарами, перемещая их между различными регионами, с тем чтобы своевременно отреагировать на локальные изменения спроса  (например, взаимные поставки нефтепродуктов). В тех случаях, когда происходит обмен разнородными товарами, например, грузовые автомобили обмениваются на стальной прокат, выручка должна оцениваться по справедливой стоимости полученных товаров (услуг), скорректированной на сумму переданных денежных средств или их эквивалентов. Если невозможно оценить справедливую стоимость полученных товаров (услуг), выручку оценивают по стоимости переданных товаров (услуг), скорректированной на сумму переданных денежных средств или их эквивалентов. В российской системе учета бартерные операции всегда рассматриваются как реализация, а случае обмена однородными и разнородными товарами не рассмотрены. Следовательно, при обмене товаров на аналогичные товары, такие сделки следует исключить из реализации, определяемой согласно международным стандартам.

В соответствии с российскими стандартами доходы и расходы, полученные и понесенные по разным операциям, отражаются развернуто: операции с ценными бумагами, материалами, основными средствами, курсовые и суммовые разницы, налоги, подлежащие уплате, штрафы и пени к уплате или к получению и т.д. Согласно МСФО 1 (п. 36) выручка и расходы по неосновной деятельности должны показываться свернуто. Поэтому для целей трансформации финансовой отчетности необходимо получить расшифровку указанных строк по видам расходов и доходов и свернуто показать только те доходы и расходы, которые относятся к одним и тем же операциям: как правило, это относится к операциям по реализации основных средств, материалов, а также к курсовым и суммовым разницам.

Показатель

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

наименование

код

1

2

3

4

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и  аналогичных обязательных платежей)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

 

(

95000

)

(

 

)

Валовая прибыль

 

35000

 

Коммерческие расходы

 

(

60000

)

(

 

)

Управленческие расходы

 

(

40000

)

(

 

)

Прибыль (убыток) от продаж

 

20000

 

Прочие доходы и расходы

 


 

Проценты к получению

Проценты к уплате

 

(


)

(

 

)

Доходы от участия в других организациях

 


 

Прочие операционные доходы

 


 

Прочие операционные расходы

 

(


)

(

 

)

Внереализационные доходы

 


 

Внереализационные расходы

 

(


)

(

 

)

Прибыль (убыток) до налогообложения

 

20000

 

Отложенные налоговые активы

Отложенные налоговые обязательства

 


 

Текущий налог на прибыль

 

(


)

(

 

)

 

 


 

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

 

20000

 

СПРАВОЧНО

 

 

 

Постоянные налоговые обязательства (активы)

Базовая прибыль (убыток) на акцию

 

 

 

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

 

 

 





Бухгалтерский баланс

АКТИВ

Код показателя

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

110



Основные средства

120

40000


Незавершенное строительство

130



Доходные вложения в материальные ценности

135



Долгосрочные финансовые вложения

140



Отложенные налоговые активы

145



Прочие внеоборотные активы

150



           ИТОГО по разделу I

190

40000


II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

210



15000


          в том числе:

 

15000


     сырье, материалы и другие аналогичные

 



     ценности




     животные на выращивании и откормке

 



     затраты в незавершенном производстве

 



     готовая продукция и товары для перепродажи

 



     товары отгруженные

 



     расходы будущих периодов

 



     прочие запасы и затраты

 



Налог на добавленную стоимость по приобретен-                                         ным ценностям

220



Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230



     в том числе покупатели и заказчики

 



Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240



     в том числе покупатели и заказчики

 



Прочие дебиторы




Краткосрочные финансовые вложения

250

7000


Денежные средства

260

89000


Прочие оборотные активы

270



          ИТОГО по разделу II

290

111000


БАЛАНС

300

151000



ПАССИВ

Код показателя



1

2



III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

410



35000


Собственные акции, выкупленные у акционеров

 



Добавочный капитал

420



Резервный капитал

430



          в том числе:

 



     резервы, образованные в соответствии с




     законодательством




     резервы, образованные в соответствии с

 



     учредительными документами




Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470



          ИТОГО по разделу III

490

35000


IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

510



Отложенные налоговые обязательства

515



Прочие долгосрочные обязательства

520



          ИТОГО по разделу IV

590



V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

610



Кредиторская задолженность

620

55000


          в том числе:

 



     поставщики и подрядчики


55000


     задолженность перед персоналом организации

 



     задолженность перед государственными вне-

     бюджетными фондами

 

 



     задолженность по налогам и сборам

 



     прочие кредиторы

 



Задолженность перед участниками (учредителя-                            ми) по выплате доходов

630



Доходы будущих периодов

640



Резервы предстоящих расходов

650

26000


Прочие краткосрочные обязательства

660

35000


          ИТОГО по разделу V

690

116000


БАЛАНС

700

151000


СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых

 



 на забалансовых счетах




Арендованные основные средства




     в том числе по лизингу

 



Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

 



Товары, принятые на комиссию

 



Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

 



Обеспечения обязательств и платежей полученные

 



Обеспечения обязательств и платежей выданные

 



Износ жилищного фонда

 



Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов

 



Нематериальные активы, полученные в пользование

 



Задание 3. Решение практической и ситуационной задачи.

Практическая задача

Предприятие приобрело производственное оборудование на сумму 25000 $. При этом были понесены следующие дополнительные затраты: доставка 1,80, установка 2,45, общие административные расходы, не связанные с приведением оборудования в рабочее состояние 300. Период установки и демонтажа занял 3 месяца, а дополнительные 2,1 были израсходованы на  работы по вводу в эксплуатацию данного оборудования.

Расчетный срок полезной службы оборудования составляет 14 лет, а его ликвидационная стоимость 1,80, расчетная стоимость демонтажа составляет 1,25$

Определите первоначальную и амортизируемую стоимость оборудования. Рассчитайте сумму начисленного износа за первый год работы при использовании  линейного способа.

Первоначальная стоимость оборудования  = 25+1,80+2,45 = 29,25

Амортизируемая стоимость  = 29,25+2,1+1,25+1,8 = 34,40

Износ за первый год = 34,40/14 = 2,45

Ситуационное задание

Определите, является ли следующая операция прекращаемой деятельностью. Поясните свой ответ.

Руководство компании решило закрыть одно из семи предприятий в Северной Америке, поскольку производить продукции  в ЮГО – Восточной Азии дешевле. Предприятия включены в сегмент одежды вместе с предприятиями в Северной Америке, Юго-восточной Азии и Восточной Европе. Руководство официально составило план и сообщило сотрудникам о своем решении.


В соответствии с МСФО 35 Под информацией по прекращаемой деятельности понимается информация, раскрывающая часть деятельности организации (такую как операционный или географический сегмент, его часть либо совокупность сегментов) по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которая может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению.

Приостановление части деятельности организации без намерения прекратить ее не рассматривается и не раскрывается в бухгалтерской отчетности как прекращаемая деятельность.

 Поэтому если компания решила остановить часть деятельности она не является прекращаемой

Список использованной литературы:

1.                  О бухгалтерском учете : Федеральный закон от 21.11.96 №129 ФЗ – М.:ПРИОР, 2001 год.

2.                  Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности : Постановление правительства РФ от 06.03.98 №283 – Аудит. – 2004    - №4.

3.                  Международные стандарты финансовой отчетности, - М. Аскери- АССА,2003 год.-240 с.

4.                  Бакаев А.С. Основные направления развития бухгалтерского учета в России – Бухгалтерский учет , 2003

5.                  Пашигорева Г.И., Пилипенко В.И. Применение международных стандартов отчетности в России. – СПб.: Питер, 2003. – 176с.

6.                  Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях /Е.П. Козлова, Г.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 800с.

7.                  Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Бератор-Пресс, 2002. – 256с.

8.                  Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет – М.: ИНФРА-М, 2002

9.                  Богатая И.Н. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет – Ростов н/Д: Феникс, 2002 – 608с.