Содержание


Введение. 3

1. Экономическое содержание прибыли и рентабельности. 4

1.1 Сущность прибыли. 4

1.2 Формирование и использование прибыли. 7

1.3 Система показателей рентабельности. 9

2. Теоретические аспекты анализа прибыли и рентабельности. 15

2.1 Задачи и информационная база анализа прибыли и рентабельности. 15

2.2 Методика анализа прибыли. 16

2.3 Методика анализа рентабельности. 20

Заключение. 23

Список литературы.. 24


Введение


Финансовое положение предприятия во многом зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, соз­даваемых предприятиями любой формы собственности. Как эко­номическая категория она характеризует финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль является показателем, кото­рый наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительно­сти труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказы­вает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собст­венности.

Прибыль – это сложный расчетный показатель, значение которого находится под влиянием множества факторов: виды доходов и расходов, их оценка, момент признания конкретного расхода, степень централизованной регулируемости момента признания и величины дохода или расхода и др. На эти факторы также можно воздействовать посредством принятия определенных управленческих решений.

Получение прибыли и ее максимизация - главная цель экономической деятельности любого предприятия. Поэтому столь актуальной является тема данной работы.

Цель работы – изучить анализ прибыли и рентабельности предприятия, а также факторы, оказывающие влияние на эти показатели. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-         определить экономическое содержание прибыли;

-         рассмотреть порядок формирования и использования прибыли;

-         рассмотреть систему показателей рентабельности;

-         рассмотреть теоретические аспекты анализа прибыли и рентабельности.


1. Экономическое содержание прибыли и рентабельности

1.1 Сущность прибыли


Прибыль – это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства[1].

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников.

Таким образом, прибыль - это основной многозначный оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства и другой предпринимательской деятельности. Как часть чистого дохода общества, прибыль в сфере товарного обращения представляет собой стоимостное выражение части прибавочного продукта, созданного в сфере обращения[2].

Значение показателя прибыли можно рассмотреть, с одной стороны, как наиболее общий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с другой стороны, как форму денежного накопления коммерческой фирмы. Прибыль предприятия призвана выполнять ряд определенных функций.[3]

Экономическая - прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

Конечно, одним универсальным показателем прибыли невозможно оценить деятельность коммерческой фирмы. Поэтому при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия используется система показателей. В целом, результативность деятельности предприятия оценивается с помощью абсолютных и относительных показателей.

Стимулирующая. Так как прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом собственных средств предприятия, то реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения различных материальных и социальных потрясений трудового коллектива.

Также за счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом. Прибыль в данном случае является одним из источников формирования бюджетов разных уровней[4].

Значение прибыли в условиях рыночной экономики состоит в том, что она нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижает затраты на производство и реализацию продукции. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Кроме того, особенностью прибыли в условиях рынка, является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности.

Прибыль – один из обобщающих оценочных показателей деятельности организаций, который выполняет две важнейшие функции:

- характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

- является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации.

Цель любого хозяйствующего субъекта – извлечение максимально возможной прибыли, в тоже время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности предприятия влечет за собой определенные расходы, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли.

В рыночных условиях хозяйствования, когда организация осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею с целью выявления факторов, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние на ее размер.

Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования, поэтому необходимо управлять прибылью с целью ее максимизации.

Рентабельность – показатель эффективности, прибыльности, доходности бизнеса. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, расход ресурсов, обеспечивших получение прибыли.

Таким образом, прибыль и рентабельность при анализе финансовых результатов взаимно дополняют друг друга.

 

1.2 Формирование и использование прибыли


Общая поэтапная схема определения финансового резуль­тата, содержится в форме №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках». Схематично формирование и рас­пределение финансового результата отражено в Приложении 1.

Общая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фон­дов, ином имущества предприятия  и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по  этим операциям.

Прибыль от реализованной продукции (работ, услуг) определяется  как разница между выручкой от реализации продук­ции (работ, услуг) без НДС  и акцизов и затратами на производ­ство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (ра­бот, услуг). При определении прибыли от реализации  основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложе­ния  учитывается разница между продажной ценой и первоначаль­ной или остаточной стоимости этих фондов и имущества, увели­ченной на индекс инфляции.

Распределение и использование прибыли – важный хозяйственный процесс, обеспечивающий как покрытие потребностей предприятий, так и формирование доходов государства. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций.

Рассмотрим, как корректируется валовая прибыль в процессе распределения. Она уменьшается на:

- сумму доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся в пределах России;

- дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим Колосокному предприятию, а также с доходов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- доходов от сдачи имущества в аренду и других видов использования имущества.

Затем валовая прибыль уменьшается на сумму прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий, от посреднических операций и сделок. Из валовой прибыли исключаются  суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы.

Оставшаяся после этих корректировок валовая прибыль является объектом налогообложения и именуется налогооблагаемой прибылью. С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль.

После уплаты налога остается так называемая чистая прибыль, которая находится в полном распоряжении хозяйствующего субъекта и используется им самостоятельно. В приложении 1 представлена схема распределения валовой прибыли.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

1.3 Система показателей рентабельности


Эффективность и целесообразность функционирования организации оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. Относительные показатели, позволяющие дать оценку финансовых результатов организации, называются показателями рентабельности.

В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции, работ, услуг покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Разные показатели отражают разные стороны деятельности организации, поэтому в целом эффективность работы организации может определить лишь система показателей рентабельности. К этим показателям в экономической литературе обычно относят уровень рентабельности или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе.

Система показателей рентабельности включает в себя пять групп показателей[5]:

·        рентабельность продукции;

·        рентабельность продаж;

·        рентабельность активов;

·        рентабельность собственного капитала;

·        прочие показатели.

Первую группу показателей – рентабельность продукции можно выразить двумя способами.

Рентабельность единицы продукции (Р прод.) определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):

Р прод. = (П / С) * 100

Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат организации на единицу выпускаемой продукции.

Второй этап предполагает анализ возможностей организации на основе оценки структуры затрат, то есть определения точки безубыточности для данного вида продукции. Организация должна решить: позволяют ли ее производственные возможности при существующих условиях получать прибыль при производстве данного вида продукции.

На третьем этапе ценообразования организация должна оценить условия рынка, то есть спрос и предложение по данному виду продукции и сопоставить их с результатами предыдущих двух этапов. На основе сопоставления результатов трех этапов, а также с учетом других факторов должна определяться цена. Именно в этом, прежде всего, состоит роль показателя рентабельности продукции. Кроме того, с его помощью определяется фактическая рентабельность. В мировой практике этот показатель имеет название «затраты плюс».

Второй способ расчета показателя продукции – это расчет с учетом доходности на вложенный капитал,

Р в.к. = (ВК * УД в.к.) / (С ед * ОР нат) * 100,

где

Р в.к. рентабельность на вложенный капитал;

ВК – вложенный в данное производство капитал;

УД в.к. – уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом;

С ед – себестоимость единицы продукции;

ОР – объем реализации в натуральном выражении.

Вторая группа показателей рентабельности – это рентабельность продаж, которая рассчитывается по формуле:

ROS = (П р / В) * 100,

где  ROS – рентабельность продаж;

П р – прибыль от реализации продукции;

В – выручка от продаж.

Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижение затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от продаж, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя организация может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли – снижать себестоимость продукции или увеличивать объем производства.

Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.

Третья группа показателей рентабельности – рентабельность активов (или доход на инвестиции):

ROA = П / А ср,

где ROA – рентабельность активов;

П – прибыль предприятия (может использоваться прибыль от реализации, балансовая или чистая);

А ср – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

Этот показатель может встречаться в литературе под названием ROI, то есть рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, то есть по балансовой, и по прибыли после налогообложения, то есть по чистой прибыли.

Рентабельность активов можно представить как произведение следующих двух показателей:

ROA = ROS * О акт = (П / В) * (В / А ср) = (П / А ср),

где  О акт – оборачиваемость активов.

Таким образом, на рентабельность активов прежде всего оказывают влияние две группы факторов, связанных с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.

Обычно при анализе рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, то есть оборотных средств, так как их влияние на этот показатель значительно зависит от состояния и организации оборотных средств. Расчет ведется по следующей формуле:[6]

Р о.а. = ЧП / ЧП АII ,

где Р о.а. – рентабельность оборотных активов;

ЧП – чистая прибыль организации;

АII – средняя величина второго раздела актива баланса предприятия – оборотные активы.

Четвертая группа показателей рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых организацией – собственных средств:

ROE = ЧП / ПIII,

где   ROE – рентабельность акционерного капитала;

 П III  - средняя величина собственного капитала организации за определенный период.

Особенность этого показателя заключается в том, что он показывает во-первых, эффективность использования собственных средств, то есть чистую прибыль, полученную на вложенный 1 рубль, и, во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост рентабельности акционерного общества.

На основе этого показателя организация может прогнозировать темпы роста своей прибыли. Прирост прибыли в планируемом периоде определяется на основе следующего расчета:

D П = (ROE * К р.н.) / 100,

где  D П – прирост прибыли в планируемом году;

К р.н. – коэффициент средств, направляемых на развитие производства из чистой прибыли, который отражает долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства.

Во взаимосвязи с ROE может быть использована знаменитая формула Дюпона:

ROE = (ЧП / В) * (В / А ср) * (А ср / ПIII)

Данная формула значительно расширяет аналитические возможности предприятия, в результате чего оно имеет возможность определить:

·        динамику чистой прибыли в выручке от продаж – рентабельность продаж;

·        эффективность использования активов на основе выручки от продаж и существующие тенденции – оборачиваемость активов;

·        структуру капитала организации на основе той доли, которую составляют в активах собственные средства;

·        влияние выше перечисленных факторов на рентабельность акционерного капитала.

Вместе с расчетом рентабельности акционерного капитала следует рассчитывать рентабельность так называемого перманентного капитала и рентабельность заемного капитала.

Рентабельность перманентного капитала устанавливается следующим образом:

Р п.к. = ЧП / (ПIII + ПIV),

где ПIV – средняя величина долгосрочных кредитов и займов, полученных организацией за определенный период, то есть четвертый пассив раздела баланса.

К пятой группе показателей рентабельности относятся все прочие показатели:

·        рентабельность акций

EPS = ЧПА / КА,

где ЧПА – чистая прибыль, предназначенная для выплаты акционерам;

       КА – среднее число обращающихся за год акций.

·        показатель выплаты дивидендов

PR = ДВ / ЧП,

где ДВ – сумма дивидендов, выплачиваемая из чистой прибыли.

·        рентабельность инвестиций

Р инв = (Д ф.в. / ФВ) * 100,

где Д ф.в. – доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;

       ФВ – сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Рост любого показателя рентабельности зависит от общих экономических явлений и процессов. Это, прежде всего:

- совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;

- повышение эффективности использования ресурсов предприятия на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;

- индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.


 

2. Теоретические аспекты анализа прибыли и рентабельности

2.1 Задачи и информационная база анализа прибыли и рентабельности


Для того, чтобы эффективно управлять прибылью, необходимо проводить объективный системный анализ формирования, распределения и использования прибыли, который позволит выявить резервы ее роста. Такой анализ важен как для внутренних, так и для внешних субъектов, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, увеличивает размеры доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое здоровье предприятия.

Можно выделить следующие основные задачи анализа прибыли:

·        оценка плана (прогноза) прибыли;

·        изучение состава и структуры прибыли  в динамике;

·        выявление и количественное измерение влияния факторов, формирующих прибыль;

·        выявление резервов роста прибыли;

·        разработка рекомендаций по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.

           Анализ должен показать также влияние на прибыль нарушений договорной, технологической и финансовой дисциплин.

Таким образом, основной задачей анализа прибыли является выявление и количественное измерение факторов, напрямую влияющих на формирование прибыли, с целью принятия соответствующих решений, направленных на процветание бизнеса.

Учитывая такие важные свойства бухгалтерской отчетности, как регулярность составления, известность ее основных показателей, определенность алгоритмов и правил составления, наличие подтверждения первичными документами можно сказать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность в условиях рынка становится практически единственно достоверным средством коммуникации. Кроме всего прочего достоверность данных отчетности предприятий определенных форм собственности подтверждена независимыми экспертами (аудиторами) и отчетность относится к документам, подлежащим хранению в течение определенного и достаточно длительного срока, поэтому с ее помощью можно получить представление о финансовой истории предприятия.

Следовательно, информационной базой для анализа прибыли и рентабельности является бухгалтерская отчетность: баланс и отчет о прибылях и убытках.

2.2 Методика анализа прибыли

Расчет показателей финансовых результатов строится на основе данных Отчета о прибылях и убытках (Табл.1)

Таблица 1

Анализ финансовых результатов[7]

Показатели Отчета о прибылях и убытках

Предыдущий период

Отчетный перид

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

1. Всего доходов и поступлений





2. Общие расходы финансово-хозяйственной деятельности





3. Выручка от реализации





4. Затраты на производство и сбыт продукции





в том числе:





Себестоимость продукции





Коммерческие расходы





Управленческие расходы





5. Прибыль (убыток) от продаж





6. Доходы по операциям финансового характера





7. Расходы по операциям финансового характера





8. Прочие доходы





9. Прочие расходы





10. Прибыль (убыток) до налогообложения





11. Налог на прибыль и иные обязательные платежи





12. Чистая прибыль





Строка 2 рассчитывается в % к строке 1

Строка 3 рассчитывается в % к строке 1

Строка 4 рассчитывается в % к строке 4

Строка 5 рассчитывается в % к строке 3

Строка 6 рассчитывается в % к строке 1

Строка 7 рассчитывается в % к строке 2

Строка 8 рассчитывается в % к строке 1

Строка 9 рассчитывается в % к строке 2

Строка 10 рассчитывается в % к строке 1

Строка 11 рассчитывается в % к строке 10

Строка 12 рассчитывается в % к строке 1.

На величину при­были, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не за­висящие от усилий предприятия.  Практически вне сферы воздей­ствия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетиче­ские ресурсы, нормы амортизацион­ных отчислений.

В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяй­ствования, компетентность руководства и менеджеров, конку­рентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность про­изводственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а че­рез объем реализуемой продукции и себестоимость, поэто­му для выяснения конечного финансового результата необ­ходимо  сопос­тавить  стоимость  объема  реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Таким образом, на величину прибыли оказывают влияние многие факторы, которые можно сгруппировать на внешние и внутренние. К первой группе факторов (внешние факторы) отно­сятся следующие:

-         общая ситуация на рынке;

-         емкость рынка;

-         уровень развития конкуренции;

-         цены на услуги транспортных организаций, ремонтных предприятий;

-         развитие деятельности общественных организаций потре­бителей товаров и услуг;

-         государственное регулирование деятельности коммерческих структур и ряд других факторов.

К группе внутренних факторов относятся: основные фак­торы, определяющие результаты работы предприятия, и факторы, связанные с нарушением государственной дисциплины. Фак­торы, определяющие результаты работы фирмы это: ресурсные факторы, объем товарооборота, товарная структура товарообо­рота, организация торгового процесса, производительность труда, состояние материально-технической базы, развитие и со­стояние торговой сети, и др.

В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как:

-                     уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата;

-                     уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров;

-                     конкурентоспособность продукции;

-                     организация производства и труда, его производительность;

-                     состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

При прямом факторном анализе выявляются отдельные факторы, влияющие на изменение результативного показателя или процесса, устанавливаются формы детерминированной (функциональной) или стохастической зависимости между результативным показателем и определенным набором факторов и, наконец, выясняется роль отдельных факторов в изменении результативного показателя.

Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.[8]

Факторы формирования конечного финансового результата в общем виде характеризует структурно- логическая модель, показанная на рис. 1.


 




















Рис. 1. Структурно-логическая модель факторного формирования балансовой прибыли


2.3 Методика анализа рентабельности


В ходе оценки рентабельности важным является выявление факторов, повлиявших на величину достигнутых финансовых результатов. Идентификация этих факторов выполняется как в отношении прибыли, так и в отношении коэффициентов рентабельности.

В отношении показателей прибыли несложным, но очень эффективным по своим аналитическим возможностям является вертикальный или компонентный анализ Отчета и прибылях и убытках. 

Назначение такого анализа – характеристика удельного веса основных элементов валового дохода коммерческой организации, коэффициентов рентабельности продукции, влияние факторов на изменение в динамике чистой прибыли.

При анализе коэффициентов рентабельности наиболее широкое распространение получила модифицированная факторная модель фирмы «Дюпон», назначение которой является – идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционирования организации, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Поскольку существует множество показателей эффективности, выбран один, по мнению аналитиков, наиболее значимый – рентабельность собственного капитала (ROE). Эффективным способом оценки является использование жестко детерминированных факторных моделей, один из которых приведен на рис. 2.[9]


Чистая прибыль                           

           разделить                          Чистая рентабельность

                                                        продаж

Выручка от                           

реализации

                                                                                                        Рентабельность

                                                             перемножить                              средств в активах

Выручка от

реализации


         разделить                                 Ресурсоотдача


Всего активов                                                                                               перемножить       ROE


Привлеченные

средства

                                                        Совокупный

сложить                            капитал                                              Коэффициент

Собственный                                                                                             финансовой

капитал                                                                                                        зависимости     

                                            Собственный

                                             капитал


 

Рис. 1 Модифицированная схема факторного анализа фирмы «Дюпон»


В основу приведенной схемы анализа заложена следующая трехфакторная зависимость:

               Pn     S     A

ROE =          .       .      .    ,       

                 S     A     E   

где

Pn – чистая прибыль организации;

E – собственный капитал;

S –выручка от реализации;

A – сумма активов предприятия.


Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику и, в частности, бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает отчет о прибылях и убытках, второй – актив баланса, третий – пассив баланса.

Этим факторам и по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика, о которой необходимо знать аналитику. Так, показатель ресурсоотдачи может иметь невысокое значение в высокотехнологичных отраслях, отличающихся капиталоемкостью. Напротив, показатель рентабельности продаж (рентабельности хозяйственной деятельности) в них будет относительно высоким.[10]




Заключение



В ходе проведенного исследования было установлено, что эффективная деятельность предприятия зависит, прежде всего, от способности приносить необходимую прибыль, которая характеризует конечный результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль, с одной стороны, является мерой эффективности бизнеса, с другой стороны, является мощным стимулирующим фактором. Кроме того, стимулирующую функцию прибыли нельзя рассматривать в отрыве от других функций прибыли, и в отрыве от общих вопросов управления и использования прибыли.

В результате проведенного исследования в данной работе были рассмотрены вопросы формирования выручки от реализации продукции, валового и чистого доходов, виды прибыли и факторы ее роста. При этом был решен ряд задач:

·        определено экономическое содержание прибыли;

·        рассмотрен порядок  формирования и использования прибыли;

·        рассмотрена система показателей рентабельности;

·        изучены теоретические аспекты анализа прибыли и рентабельности.

В заключении можно отметить, что поскольку главной целью предприятия является – получение прибыли, то оно должно стремиться налаживать свою работу наиболее эффективно, чтобы создать все возможные условия для работников предприятия, увеличивая тем самым производительность труда, а значит и финансовый результат своей деятельности. При этом необходимо использовать современные управленческие технологии

Список литературы


1.     Налоговый кодекс РФ

2.     Бухгалтерский учет: Учебник для вузов /Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2003

3.     Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. – М.: Высшая школа, 2003.

4.     Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2004.

5.     Кейлер В.А. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003.

6.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003.

7.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –М.: Экоперспектива, 2004.

8.     Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003.

9.     Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003

10.            Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003

11.            Финансы в управлении предприятием /Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2003

12.            Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.-  М.: ИНФРА-М, 2003.

13.            Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: Инфра-М, 2004



 
 Приложение 1

Схема распределения валовой прибыли




 























 




[1] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 220

[2] Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. – М.: Высшая школа, 2003. – с. 99.

[3] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 221-222


[4] Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.-  М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 166

[5] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2001, стр. 135.

[6] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2001, стр. 135-137

[7] Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001, стр. 387.


[8] Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 99

[9] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 287

[10] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 288