МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 КАФЕДРА  ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ


«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

доктор философских наук,

профессор

полковник милиции

____________ Н.В. Блажевич

«____» ____________ 2004г.



 

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ТЕМАТИКА

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 по дисциплине «Основы философии»

для слушателей 1 курса Тобольского филиала заочного обучения

специальности 0203 – Правоохранительная деятельность

на 2004 – 2005 учебный год




Методические рекомендации и тематика

контрольных работ обсуждены

на заседании кафедры

«___» ______ 2004 г.

протокол № _____


Методические рекомендации

и тематику контрольных работ

подготовил преподаватель

Тобольского ФЗО

майор  милиции                  

__________  А.П. Ерзиков 



 

г.Тюмень – 2004 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению контрольных работ

ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В учебном процессе заочного образования важное значение имеет написание слушателями контрольных работ по курсам общегуманитарных дисциплин. Работа пишется по одной выбранной теме. Выбор темы контрольной работы зависит от последней цифры номера зачетной книжки. Если последняя цифра ноль, то соответственно выбирается 10 вариант.

При выполнении работы необходимо руководствоваться следующими положениями:

-         составить определенный план контрольной работы (план работы можно взять из «Тематики контрольных работ»);

-         изучить рекомендованную к теме контрольной работы литературу;

-         подобрать материалы из источников, периодической печати и использовать их для связи тех или иных вопросов темы с современностью и спецификой вашей деятельности.

Изложение вопросов темы должно быть обоснованным. Убедительная аргументация свидетельствует о понимании слушателем существа освещаемых вопросов. Цитаты из источников, используемые в работе, необходимо тщательно сверить с оригиналом и указать их источник (автор, название произведения, место и год издания, том, страница). На каждой странице после цитируемого материала ставится цифра (надстрочная) 1,2,3 и т.д.. В нижней части листа под этими цифрами указывается источник приводимого факта, цитаты. Отсутствие ссылки на источник – серьезный недостаток контрольной работы, который может послужить причиной ее неудовлетворительной оценки.

После того, как будут изучены источники и учебная литература, сделаны выписки, собранный материал расположен по вопросам плана, можно приступить к написанию контрольной работы.

СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы. Во введении необходимо дать обоснование выбранной темы, ее важности, актуальности, сформулировать задачи работы. В основной части раскрывается содержание темы. В заключении излагаются общие выводы и показывается значение изученной темы для повышения культурного уровня работника МВД.

ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа должна быть выполнена аккуратно, написана грамотно, четко, разборчиво, с выделением абзацев. Страницы должны быть пронумерованы, слева оставляются поля. Объем контрольной работы 20-25 страниц ученической тетради.

На титульном листе контрольной работы указывается вариант, тема, фамилия, инициалы слушателя, курс, группа, номер зачетной книжки, место службы и должность, подробный почтовый адрес (служебный) и номер телефона. За титульным листом идет оглавление, в котором указывается план работы. Завершается контрольная работа полным списком использованных источников и литературы в алфавитном порядке.

Главным методом изучения темы контрольной работы является систематическая самостоятельная работа слушателя над источниками и рекомендованной литературой. Список литературы к темам носит рекомендательный характер и позволяет слушателям самостоятельно подбирать литературу для написания работы.

ТЕМА № 1. Онтология (учение о бытии)

ПЛАН:

1.     Учение о бытии: монистические и плюралистические концепции бытия. Понятия материального и идеального, их сущность и основные виды, эволюция в истории философии. Основные способы, виды, формы бытия. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

2.     Понятие движения. Формы движения материи. Изменение, взаимодействие, развитие.

3.     Пространство и время как философские категории (реляционный и субстанциальный подходы).

ТЕМА № 2. Философское учение о развитии

ПЛАН:

1.       Принцип системности, системный подход и диалектика, синергетика. Элемент и структура системы. Форма и содержание как диалектические категории.

2.       Диалектика как учение о развитии. Процесс развития. Прогресс и регресс. Эволюция и революция. Законы развития: отрицание и преемственность, количество и качество, единство и борьба противоположностей.

3.       Диалектика и метафизика как универсальные методы познания. Диалектика единичного и общего, единого и многого. Явление и сущность.

ТЕМА № 3. Учение о природе человека (философская антропология)

ПЛАН:

1. Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке. Биологизаторские и социологизаторские трактовки человека. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

2.         Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности. Философские проблемы личности. Генезис личности.

3.       Свобода воли. Совесть и долг. Свобода и необходимость. Волюнтаризм и фатализм. Роль воспитания в формировании личности. Личность и массы.

ТЕМА № 4. Учение об обществе (социальная философия)

ПЛАН:

1.       Понятие общества: основные доходы. Общество как саморазвивающаяся система.

2.       Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества. Общественное бытие и общественное сознание. Формы и уровни общественного сознания.

3.       Структура общественных отношений. Общественно-экономическая формация (базис и настройка, роль производительных сил). Теория стратификации.

ТЕМА № 5. Философия истории

ПЛАН:

1.     Смысл и направленность истории.

2.     Концепции членения исторического процесса: теория общественно-экономических формаций, цивилизационные концепции, теории индустриального и постиндустриального общества, конвергенции.

3.     Критерии общественного прогресса.

ТЕМА № 6. Ценности в человеческой жизни (аксиология)

ПЛАН:

1. Понятие ценностей, их иерархия и взаимосвязь. Экзистенциальные ценности. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Эстетические ценности. Религиозные ценности.

2.              Человек и культура. Философское понятие культуры. Основные модели, исторические типы, функции.

3.              Культура и цивилизация: многообразие их форм, особенности взаимодействия.

ТЕМА № 7. Проблемы сознания

ПЛАН:

1.       Категории сознания в философии. Генезис сознания и его общественная природа.

2.       Сознание и язык. Сознание и бессознательное.

3.       Понятие идеального. Идеальное и реальное,  идеальное и идеал.

ТЕМА № 8. Учение о познании (гносеология)

ПЛАН:

1.       Проблема познания в философии. Субъект и объект познания.

2.       Единство чувственного, рационального и иррационального в познании. Формы чувственного и рационального познания. Роль интуиции.

3. Проблема истины в философии и науке. Объективность истины. Достоверность знания. Диалектика относительной и абсолютной истины. Виды истины. Критерии истинности.

ТЕМА № 9. Научное познание. Наука и техника.

ПЛАН:

1.              Наука, ее особенности и социальные функции. Философия науки.

2.              Структура научного познания. Эмпирическое и теоретическое в научном познании. Научная теория. Научные революции.

3.              Принципы и методы научного познания (принцип историзма, принцип системности и др.; методы: дедукция, индукция, анализ, синтез, восхождения от абстрактного к конкретному и др.).

ТЕМА № 10. Современная эпоха и будущее человечества

ПЛАН:

1.       Наука, техника и человек. Научно-технический прогресс, его сущность и противоречия.

2.       Человек и природа. Философские аспекты глобальных проблем современности. Классификация глобальных проблем.

3. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Место России в будущем человечества.

ЛИТЕРАТУРА:

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

Бытие человека как проблема философии.// Социально-политический журнал. 1993. N 12.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Даодэцзин.// Антология мировой философии в 4 т. Т.1. Ч.1. М., 1969.

Карсавин Л.П.  О личности.// Религиозно-философские сочинения: В 2 т. Т.1. М., 1992.

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. М., 1991. С.498-585.

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

Пивоваров Д.С. Религия: сущность или обновление.// Филос. науки. 1992. N 2.

Поппер К. Открытое общества и его враги: В 2 т. М., 1992.

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Сеченов  И.М.  Учение  о не-свободе воли с практической стороны.// Русская философия второй половины XIX в. Ч.1. Хрестоматия. Свердловск, 1991.

Соловьев В.С.  Три силы.// Собр. соч. и писем в 15 т. Т.1. М., 1992.

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия.// Соч. в 2 т. Т.1 М., 1990.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

Толстой Л.Н. Исповедь. М., 1994.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

Фейербах Л. Сущность христианства.// Соч. в 2 т. Т.2. М., 1995.

Философия:  Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д., 1995. Гл. V.

Фома Аквинский.  Сумма теологии.// Антология мировой философии в 4 т. Т.1. Ч.2. М., 1965.

Форрестер Дж. Мировая динамика. М., 1987.

Франк С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию.// Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. М., 1991.

Франк С.Л. Смысл жизни.// Вопр. философии. 1990. N 6.

Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Хесле В. Философия и экология. М., 1994.

Циолковский К.Э. Живая Вселенная.// Вопр. философии. 1992. N 6.

Чаттерджи С., Датти Д. Индийская философия. М., 1994.

Чижевский А.Л. Земное эхо космических бурь. М., 1973.

Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.