Развитие консультативного предпринимательства: основные проблемы и перспективы (примеры по г. Челябинску)



Содержание


Введение.......................................................................................................... 3

1. Сущность и этапы консультативных услуг.......................................... 4

2. Развитие консультационного предпринимательства в г.Челябинске 11

Заключение.................................................................................................. 14

Список использованной литературы....................................................... 15

Приложение.................................................................................................. 16




Введение


Актуальность проблемы консалтинга для малого бизнеса велика.

Kонсультативное предпринимательство (консалтинг) – профессиональное обслуживание предприятий по вопросам администрирования, финансового управления, управления кадрами, маркетинговым исследованиям, организации производственного процесса, общему управлению[1]. В последние годы становиться наиболее перспективным.

Цель работы: описать развитие консультационного предпринимательства.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. описать сущность и этапы консультативных услуг;

2. раскрыть развитие консультационного предпринимательства на примере г.Челябинск.


1. Сущность и этапы консультативных услуг


Слово "консультант" происходит от латинского - советующий. Под этим словом понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг.

По определению Европейской Федерации Ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

Консалтинг - это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента[2].

Консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен и т.д. Иными словами, консалтинг - это любая помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной проблемы.

Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.

Консалтинговые услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консалтинговых проектов и включают в себя следующие основные этапы:

-         выявление проблем (диагностика);

-         разработка решений, проекта;

-         осуществление решений, проекта[3].

Методы консультирования

-         экспертное консультирование - пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией;

-         процессное консультирование - специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения; консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения;

-         обучающее консультирование - главная задача специалистов - подготовить почву для возникновения идей, для выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для клиента учебные пособия, предоставляя тем самым необходимую теоретическую и практическую информацию.

Консалтинговая компания, работающая на российском рынке, может оказывать услуги следующим структурам:

-         российским предприятиям частного и государственного сектора, производящим продукцию и услуги;

-         иностранным компаниям, работающим на российском рынке (к таким компаниям могут быть отнесены западные инвесторы, вступающие в российский рынок и развивающие бизнес в стране, международные финансовые институты, внедряющие современные технологии в российский бизнес и осуществляющие крупные проекты в России, а также ряд других);

-         органам государственного управления и правительственным организациям (имеются в виду административные органы всех уровней, мэрии, министерства, ведомства, государственные комитеты и т.д.).

Согласно распространенному мнению, к услугам внешних консультантов обращаются в основном и в первую очередь те организации, которые оказались в критическом положении. Однако помощь в критических ситуациях - отнюдь не основная функция консалтинга. В каких же случаях и кто обращается за помощью в консалтинговую компанию?

Во-первых, в тех случаях, когда предприятие, имеющее статус надежного, намечает перестройку всей системы, связанную либо с расширением, либо с изменением формы собственности, либо к коренным изменением спектра деятельности предприятия и переориентацией ее на более перспективные и/или выгодные направления бизнеса.

Во-вторых, в случаях, когда предприятие, имеющее статус надежного, с целью утверждения своих позиций на рынке и создания необходимого имиджа в глазах потенциальных партнеров, обращается к услугам консультанта (например, аудитора), проводит ревизию своей деятельности (например, аудиторскую проверку) и затем делает ее результаты достоянием гласности.

И, наконец, в-третьих, в тех случаях, когда предприятие находится в критическом положении (или даже на грани краха) и своими силами из этого положения выбраться не в состоянии ввиду отсутствия опыта и внутренних ресурсов для адекватной и своевременной реакции на создавшуюся ситуацию. Услуги консультанта (консалтинговой фирмы) в этом случае носят характер кризис-консалтинга.

Приведем данные исследования.

В исследовании приняли участие представители топ-менеджмента компаний следующих отраслей бизнеса: 1. Нефть, газ и энергетика, 2. Телекоммуникационная отрасль, 3. Химическая промышленность, 4. Машиностроение, 5. Производство продуктов питания, 6. Банки и инвестиционные компании, 7. Страховые компании, 8. Транспортные компании, 9. Крупные государственные организации

Для опрошенных респондентов консалтинг - это, прежде всего, разного рода советы и рекомендации, которые оказывают помощь и поддержку в их бизнесе. Некоторые респонденты указывают на то, что консультанты выполняют ту работу, которую невозможно сделать своими силами. Консалтинговые фирмы обладают уникальными, специфическими знаниями.

На диаграмме приведены основные определения, сформулированные респондентами.

Приблизительно половина респондентов полагают, что рынок консалтинга в России недостаточно развит. Кроме того, его развитие в отдельных сегментах рынка неодинаково, например, финансовый и правовой консалтинг развит лучше, чем маркетинговый.

Распространено мнение, что хорошо развиты консалтинговые услуги для крупного бизнеса, в меньшей степени - для среднего и малого. Это объясняется тем, что крупный бизнес чаще обслуживается представительствами мировых компаний-консультантов. Кроме того, консалтинг является продуктом западной бизнес-среды, но западные бизнес-стандарты еще не привились на российской почве, поэтому в основном изъявляют желание сотрудничать с консультантами крупные компании, заинтересованные в выходе на мировые рынки.

Потребность в различных консалтинговых услугах (в особенности в области организационно-управленческого консалтинга) определяется представлениями респондентов о приоритетных задачах управления. В качестве приоритетных задачи менеджмента выделяют 39% опрошенных, финансовые задачи - 24%, маркетинговые задачи - 21% (диаграмма 2).

Задачи менеджмента понимаются так: вопросы реализации проектов, создание новых направлений бизнеса, развитие (27% опрошенных); эффективное управление (19%); построение системы взаимоотношений между подразделениями, реорганизация (15%).

Финансовые задачи в области управления в основном формулируются как повышение прибыли, снижение издержек (74% опрошенных).

Меньшая "нагрузка", по мнению респондентов, ложится на направления маркетинга (работа с целевыми группами, улучшение системы сбыта, понимание рынка) и стратегического планирования. Всего 10% респондентов в качестве приоритетных указывают стратегические задачи управления. Под этим понимаются: "разработка стратегий" (без дальнейшей конкретизации) - 72%; достижение более высоких результатов в бизнесе - 14%; повышение эффективности и конкурентноспособности - 14%

Средства решения управленческих задач

Менеджерскими, организационными усилиями (то есть собственными силами) приоритетные задачи управления планируют решать 40% респондентов.

С помощью компаний-консультантов - 28%.

Через повышение прибыльности бизнеса - 17%. Достигнуть повышения прибыльности респонденты планируют посредством получения инвестиций (45%), а также расширения географии услуг и построения региональной сети (22%).

Маркетинговыми средствами - 15%. Показателен тот факт, что под решением задач маркетинговыми средствами респонденты понимают "понимание, получение информации, проведение исследований, нахождение рыночной ниши" (62%). В качестве других маркетинговых инструментов называется реклама и повышение рейтинга компании (25%).

Подавляющее большинство опрошенных обладают опытом сотрудничества с консалтинговыми фирмами (диаграмма 3) и считают опыт такого сотрудничества "нормальным, удовлетворительным". Однако отмечается, что иногда в качестве рекомендаций консультанты предлагают "прописные истины" и используют неадаптированные западные методики, что не всегда приводит к желаемым результатам, особенно с учетом стоимости таких консалтинговых услуг. Иногда сомнения у заказчиков вызывает та информация, на которую опираются консультанты.

Чуть меньше половины респондентов не имеют никаких проблем во взаимодействии с консалтинговыми компаниями. Остальные называют следующие проблемы: невысокое качество услуг, неполная информация о консультантах, отсутствие доверия и уверенности в конфиденциальности, высокие цены, незнание специфики отрасли клиента, сложность в правильной постановке задач и диагностике ситуации.

Респонденты называют следующие критерии оценки эффективности консалтинговой работы. Основные показатели: "достижение поставленных целей", финансовые результаты - "снижение издержек, получение прибыли", достоверность, возможность использования рекомендаций. Результат должен соответствовать не только заданию, но и ожиданиям заказчика - далеко не всегда он может четко сформулировать задачу для консультанта. Для некоторых респондентов оперативность, время исполнения работы является одним из критериев эффективности (диаграмма 4). Некоторые респонденты отмечают, что чисто финансовые показатели не могут являться единственными критериями оценки эффективности деятельности консультантов. Эта точка зрения аргументируется тем, что не существует методики расчета экономических результатов такой деятельности.

Самым важным фактором, влияющим на выбор консалтинговой компании, является представление об уровне квалификации и профессионализме ее специалистов. Однако назвать лидеров рынка большинство опрошенных затруднились (диаграмма 5). Зато были названы следующие критерии лидерства: авторитетность, большое количество клиентов, большая выручка, знание рынка и приспособленность к российским условиям (диаграмма 6). Стоимость услуг консалтинговой компании является вторым по частоте называния респондентами фактором. Следующими по частоте называния оказались такие показатели, как авторитетность, известность, имидж и репутация консалтинговой компании. Важным фактором, определяющим выбор заказчика, является специализация консалтинговой компании в определенных отраслях бизнеса или сегментах рынка.

Основные способы выбора партнера - консалтинговой компании: по рекомендациям, отзывам, на основе тендера, на основе личных контактов, на основе опыта предыдущего сотрудничества, по результатам. На сегодняшний день доминирующим способом выбора консалтингового партнера является получение рекомендаций о нем и его работе. Важно и то, к кому обращаются конкуренты.

Универсальным средством выбора партнеров, к которому прибегают опрошенные компании, является проведение тендера. К этому инструменту прибегают многие компании, соответсвенно, у них имеется разнообразный опыт проведения тендеров. Респонденты утверждают, что тендер позволяет объективно подойти к процессу выбора.

Что касается уровня, на котором принимается решение о выборе консалтинговой компании в опрошенных организациях, то в большинстве случаев для заключения контракта консалтинговой компании нужно убедить в необходимости этого первое лицо. На этом уровне решение о сотрудничестве с консультантами принимается в 38% случаев. На уровне Совета директоров, правления - в 22% случаев.

Наиболее важные факторы, определяющие выбор консалтинговой компании, показаны на диаграмме 7.

2. Развитие консультационного предпринимательства в г.Челябинске


Консультирование предпринимателей в сфере хозяйственной деятельности в Челябинске - достаточно широкая область, так как чем активнее развивается предприятие, тем больше оно нуждается в услугах консультанта.

В России существует очень большая нормативная база, регулирующая хозяйственные отношения в сфере предпринимательства, сориентироваться в ней тяжело даже специалисту.

Деятельность хозяйствующих субъектов регулируется различными отраслями права: Налоговым, Административным, Земельным, Таможенным кодексами и проч. То есть в какой бы сфере предприниматель ни работал, он сталкивается с вопросами, разрешить которые ему сможет помочь только консультант.

Предпринимателей интересует именно комплекс консалтинговых услуг, проблема в том, чтобы суметь оказать бизнесменам консалтинговые услуги в необходимом им объеме.

Кроме того, малые предприятия условно можно разделить на две группы: те, которые только начинают свою работу, и те, которые крепко стоят на ногах. Им нужны, соответственно, и разные услуги. Если первые обращаются к консультантам по довольно простым вопросам, то вторые готовы платить деньги, но им нужны квалифицированные услуги.

Рынок консультационных услуг в Челябинске достаточно развит, но координации деятельности консалтинговых фирм с точки зрения учета потребностей малого бизнеса нет: одна организация не сможет взять на себя оказание всего спектра консалтинговых услуг, так как есть ряд вопросов, которые требуют именно специальных знаний. Есть ряд серьезных фирм, которые оказывают бесплатные или льготные услуги малым предприятиям просто потому, что понимают: такие компании – их завтрашняя клиентская база.

В Челябинске нужно формировать условия, которые были бы направлены на то, чтобы профессиональные участники рынка консалтинговых услуг, выбрав в качестве приоритета содействие процессу развития малого бизнеса и предпринимательства в г.Челябинске, работали совместно, координируя свои действия.

Основная проблема состоит в том, что малый бизнес практически не знаком с тем, как он может повысить уровень своей подготовки в области права, бухучета, хозяйственной деятельности. Ответы на многие вопросы есть в системе «Консультант Плюс», однако некоторые предприниматели этого просто не знают. Возникает вопрос качества и неангажированности компаний, которые обеспечивают оказание консалтинговых услуг, то есть возникает вопрос о кодексе профессиональной этики аудиторов, бухгалтеров, юристов. Специалисты в области бухучета, финансов, аудита, получившие свое образование в московских вузах, идут, как правило, именно в малый бизнес. Им необходима помощь и поддержка. Для развития консалтингового бизнеса, необходимо иметь четкие стандарты по оказанию консалтинговых услуг, обязательный контроль за качеством этих услуг, должна быть ответственность самих консалтинговых фирм за качество их работы.

На сегодняшний день действует 19400 малых предприятий, но мало предприятий откликается на предложение консалтинговых услуг. В Челябинске существует 56 компаний, консультирующих предприятия по различным вопросам. Проблема заключается в доступности этих услуг для предпринимателей. На сегодняшний день предприниматели не очень заинтересованы в получении консалтинговых услуг и обращаются к консультанту в том случае, когда возникает какая-либо существенная проблема. Многие предприниматели не знают о программах поддержки малого бизнеса в Челябинске, поэтому нужно развивать действенные механизмы донесения информации о консалтинговых услугах до предпринимателей.

В будущем году будет действовать проект, в рамках которого будет возможно обеспечить консалтингом предприятия в случае экстренной ситуации, а также предоставлять бизнесменам «профилактический» консалтинг.

Ведущие консалтинговые агентства с малыми предприятиями не работают, а "средние консалтинговые компании берутся за все: в них работают специалисты либо низкого уровня подготовки, либо средние специалисты с энтузиазмом и интуицией". Такие компании не могут оказать качественных услуг, , среди них существует большой разброс по специализации, они, как правило, мелких консультаций не дают. "Есть попытки создать мелкие консалтинговые компании, которые работали бы с малыми предприятиями, но выживают среди них только те, кто наладил конвейер: то есть они решают текущие проблемы (аудит, сдача баланса и проч.). Нужно найти те формы консалтинга, которые подошли бы для каждой группы предприятий.


Заключение


В ходе проведения теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

Консультативное предпринимательство становиться все более перспективным и имеет множество направлений. Так, например, к консультативному предпринимательству относят профессиональное обслуживание предприятий по вопросам администрирования, антикризисного и финансового управления, управления кадрами, проведения маркетинговых исследований, общей организации производственного процесса. Наблюдая за динамикой роста консалтинга на Западе можно прогнозировать значительный рост спроса в России на этот вид услуг.



Список использованной литературы


1.     Балыкин А. Консалтинг для российских предприятий. //Управление компанией.-2002.-N 9. - С. 50-55.

2.     Бычкова С.М. Сущность консультирования и его место в рыночной экономике //Аудиторские ведомости.-2002.-N 5. - С. 66-71, N 6. - С. 58-65.

3.     Везломцева Е. Консалтинг как поиск своего места на рынке. //Управление персоналом.-2002.-N 10. -С. 48-49.

4.     Князева В. Рынок консалтинговых услуг: В Петербурге он сложился, но конкуренция ощущается слабо//Служба кадров.-2003.-N 5. - С. 95-98.

5.     Логвиненко М. В. Состояние современного рынка консалтинговых услуг //Управление персоналом.-2004.-N 3. - С. 61-65.

6.     Основы предпринимательства: Учебное пособие Е.В. Глущенко – М.: Вестник, 1996.

7.     Павлуцкий А. Консалтинг - это поиск шансов и новых возможностей. //Управление персоналом.-2001.-N 8.-С. 48-50.

8.     Предпринимательство: Учебник М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Москва ИНФРА – М Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай 2001

9.     Прилуцкий Л. Консалтинг - взгляд в будущее. //Дел. партнер.-1996.-N 8.-С. 20-22.

10.       Хайниш С. 20 лет российскому управленческому консалтингу: некоторые уроки, размышления, парадоксы, иллюзии. //Проблемы теории и практики управления. -2002.-N 5. - С. 106-112


Приложение

 
 











 


 

 


[1] Балыкин А. Консалтинг для российских предприятий. //Управление компанией.-2002.-N 9. - С. 50-55.

[2] Бычкова С.М. Сущность консультирования и его место в рыночной экономике //Аудиторские ведомости.-2002.-N 5. - С. 66-71, N 6. - С. 58-65.

[3] Прилуцкий Л. Консалтинг - взгляд в будущее. //Дел. партнер.-1996.-N 8.-С. 20-22.