СОДЕРЖАНИЕ



Введение. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ.. 5

1.1.    История возникновения Паевых инвестиционных фондов. 5

1.2.    Нормативно-правовое регулирование деятельности Паевых инвестиционных фондов. 9

1.3. Понятие и особенности Паевых инвестиционных фондов. 11

2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ.. 20

2.1.Классификация, виды и формы Паевых инвестиционных фондов. 20

2.2. Роль и функции Паевых инвестиционных фондов на РЦБ. 22

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ.. 24

3.1. Договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом. 24

3.2. Проблемы функционирования Паевых инвестиционных фондов в России  31

Заключение. 38

Список литературы.. 40













Введение


В целях создания условий для эффективного использования сбережений граждан, привлечения инвесторов к инвестиционной деятельности, создания новых форм инвестирования, обеспечения прав инвесторов и повышения эффективности инвестиционной политики Российской Федерации установлено, что инвестиционная деятельность в Российской Федерации может осуществляться путем приобретения физическими и юридическими лицами инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, являющихся имущественным комплексом без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которых осуществляют управляющие компании паевых инвестиционных фондов  в целях прироста имущества соответствующих паевых инвестиционных фондов.

В качестве инвесторов паевых инвестиционных фондов не могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления.

Инвестиционный пай является именной ценной бумагой, удостоверяющей право инвестора по предъявлении им управляющей компании требования о выкупе инвестиционного пая на получение денежных средств в размере, определяемом исходя из стоимости имущества паевого инвестиционного фонда на дату выкупа. Каждый инвестиционный пай предоставляет его владельцу одинаковые права.

Выбранная тема  курсовой работы является весьма актуальной в современных условиях, когда в Российской Федерации активно осуществляется правовая реформа,  и закладываются основы правового государства.

Количество выпускаемых инвестиционных паев устанавливается управляющей компанией. Инвестиционные паи выпускаются в документарной или в бездокументарной форме. Срок размещения инвестиционных паев не ограничивается. Проценты и дивиденды по инвестиционным паям не начисляются. Имущество паевого инвестиционного фонда состоит из переданных в доверительное управление средств инвесторов и приращенного имущества, в том числе имущественных прав, приобретенного управляющей компанией в процессе доверительного управления средствами инвесторов.

Учет имущества паевого инвестиционного фонда и прав инвесторов осуществляется специализированным депозитарием паевого инвестиционного фонда на основании договора с управляющей компанией, являющегося неотъемлемой частью проспекта эмиссии инвестиционных паев.

Паевой инвестиционный фонд образуется из имущества инвесторов, переданного для учета в специализированный депозитарий данного паевого инвестиционного фонда и находящегося в доверительном управлении управляющей компании.

Приобретение инвесторами инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда является заключением инвесторами договора о доверительном управлении имуществом с управляющей компанией. Условиями договора о доверительном управлении имуществом являются правила паевого инвестиционного фонда и проспект эмиссии инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда.

В соответствии с договором о доверительном управлении управляющая компания обязуется управлять имуществом паевого инвестиционного фонда исключительно в интересах инвесторов.

Управляющей компанией может быть только коммерческая организация, имеющая лицензию на право осуществления деятельности по доверительному управлению имуществом паевых инвестиционных фондов.

Объект исследования – институт Паевых инвестиционных фондов.

Итак, цель работы – раскрыть сущность и особенности Паевых инвестиционных фондов. Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)): изучение истории развития института Паевых инвестиционных фондов, нормативно-правовое регулирование деятельности Паевых инвестиционных фондов, общие признаки функционирования института Паевых инвестиционных фондов, проблемы данного функционирования. 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ

1.1.     История возникновения Паевых инвестиционных фондов

Изначально, с момента принятия ГК РФ, категория "фонды" использовалась для обозначения специфической организационно-правовой формы некоммерческих организаций. Статья 118 ГК определяет фонд следующим образом: "Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели". Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" также содержит положения весьма общего характера, касающиеся так называемых фондов (ст. 7). Используемая в ГК РФ и в упомянутом выше Законе о некоммерческих организациях категория, обозначающая организационно-правовую форму некоммерческой организации, не имеет непосредственного отношения ни к формам инвестирования капитала, ни к деятельности инвестиционных фондов.

Прообразом современных инвестиционных фондов являлись так называемые ЧИФы (или чековые инвестиционные фонды), правовой основой деятельности которых были главным образом указы Президента. В настоящее время, в связи с принятием Закона «Об инвестиционных фондах», значение указов Президента не столь велико.

Системе коллективного инвестирования отводилась роль инструмента приватизации. Так, Указ Президента РФ от 7 октября 1992 г. N 1186 "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий" был направлен на формирование так называемых ЧИФов - чековых инвестиционных фондов, призванных стать посредниками между гражданами - обладателями пресловутых ваучеров и приватизируемыми предприятиями. Отсутствие прозрачности в работе как самих ЧИФов, так и в организации фондового рынка привело к тому, что большинство ЧИФов не смогли выжить в условиях финансового "рынка" периода экономических преобразований. Создав видимость участия широких слоев народонаселения в приватизации, ЧИФы выполнили свою задачу к середине 1995 г.

Указ Президента РФ от 26 июля 1995 г. N 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации" был направлен на трансформацию ЧИФов в паевые инвестиционные фонды (ПИФы). "Главная и единственная привилегия" - самоликвидация - и та недоступна для несчастных ЧИФов. Даже если в распоряжении ЧИФа находятся достаточно ликвидные акции, в результате закрытия фонд должен уплатить те же 35% налога, и доходы акционеров, и без того мизерные, превратятся в ничто. В итоге активы ЧИФов заморожены, все, что могут делать вкладчики ЧИФов, - уныло ожидать дивидендов, которых, как правило, не бывает, а все, что могут делать сами ЧИФы (точнее, их управляющие), - видеть сладкие сны о том, как хорошо было бы, если бы они стали ПИФами" [1].

Появившийся после принятия ГК РФ и Закона о некоммерческих организациях Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" тем не менее, несет на себе отпечаток положений ГК РФ и Закона о некоммерческих организациях. Это выражается в том, что негосударственный пенсионный фонд рассматривается не столько как форма инвестирования капитала, сколько как особый вид юридического лица, особая организационно-правовая форма. Согласно ст. 2 этого Закона негосударственный пенсионный фонд представляет собой "особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда". В то же время нельзя не заметить, что уже в рамках самого регулирования пенсионных фондов содержится противоречие. Приведенное определение позволяет говорить о том, что негосударственные пенсионные фонды являют собой своего рода переходную форму между отождествлением "фонда" с разновидностью юридического лица и признанием фонда в качестве неправосубъектной индивидуализированной имущественной массы - имущественным комплексом, т.е. тем, что представляет собой паевой инвестиционный фонд в соответствии с Законом «Об инвестиционных фондах». В качестве признаков отмеченного выше переходного состояния следует назвать присутствие управляющей компании (управляющего), которая в отличие от самого фонда, представляющего согласно ст. 2 Закона особую организационно-правовую форму некоммерческой организации, является коммерческой организацией, создаваемой в форме хозяйственного общества.

Наконец, еще одной формой, вызывающей ассоциации с паевыми инвестиционными фондами, являются так называемые общие фонды банковского управления - ОФБУ.

Правовой основой формирования ОФБУ являются положения Федерального закона "О банках и банковской деятельности", определяющие виды банковских операций, а также иных сделок кредитной организации (ст. 5). К числу сделок, совершаемых кредитной организацией, указанный Закон относит доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами. Порядок осуществления операций доверительного управления регламентируется Инструкцией Банка России N 63 "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ", утвержденной Приказом Центрального банка РФ от 2 июля 1997 г. N 02-287. В соответствии с упомянутой выше Инструкцией под ОФБУ понимается "имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления" (п. 2.5 Инструкции).

Следует отметить, что ОФБУ обладают значительным сходством с паевыми инвестиционными фондами, и в то же время они являются локальными, ограниченными формами коллективного инвестирования. Причиной "локальности" ОФБУ являются, на наш взгляд, следующие обстоятельства. Во-первых, инициируя правовую конструкцию ОФБУ, Банк России стремился сформировать систему, альтернативную схемам коллективного инвестирования, разрабатывавшимся в то время ФКЦБ России. Соответственно система, разрабатываемая Банком России, могла распространяться исключительно на кредитные организации. Регистрирующими органами для ОФБУ являются в соответствии с Инструкцией территориальные отделения Банка России, а единственным документом, регулирующим вопросы, связанные с порядком формирования и функционированием ОФБУ, служит вышеупомянутая Инструкция. Такое количество нормативных актов не сравнимо с нормативным массивом, распространяющимся на инвестиционные фонды. Однако сложившееся положение объясняется тем, что в качестве учредителей ОФБУ выступают кредитные организации, поэтому многие из вопросов, требующих регламентации (например, требования к составу имущества управляющих компаний, инвестиционных фондов, наличию профессиональных навыков и т.п.), разрешаются в рамках правовых актов, касающихся деятельности кредитных организаций. Таким образом, ОФБУ изначально разрабатывались как конструкции, используемые исключительно кредитными организациями.

Вторым обстоятельством, обусловливающим известную "замкнутость" схемы ОФБУ, является то, что сертификат долевого участия, являющийся документом, удостоверяющим участие физического или юридического лица в ОФБУ, полностью лишен оборотоспособности. Согласно Инструкции сертификат не является имуществом и не может быть предметом договоров купли-продажи и иных сделок. Данное обстоятельство существенным образом сужает возможности использования ОФБУ в качестве инструмента, опосредующего инвестирование капитала.

1.2.     Нормативно-правовое регулирование деятельности Паевых инвестиционных фондов

Обращаясь к проблеме построения системы правовых актов, регулирующих вопросы создания и деятельности инвестиционных фондов, представляется возможным говорить об актах законодательной власти. При этом часть законов имеет к инвестиционным фондам непосредственное отношение, а часть законов применяется в зависимости от ситуации. Сказанное можно проиллюстрировать на примере норм ГК РФ. Поскольку паевые инвестиционные фонды являются участниками имущественных отношений и вступают в возникающие правоотношения на основе принципа равенства между участниками правоотношений, нормы ГК РФ будут применяться в зависимости от существа возникающих правоотношений. Однако, в силу требований Закона «Об инвестиционных фондах», нормы ГК РФ о договорах доверительного управления будут соотноситься с нормами Закона как общие нормы (lex generalis) и специальные нормы (lex specialis). Аналогичное соотношение будут иметь нормы Федерального закона "Об акционерных обществах" и нормы Закона об  инвестиционных фондах.

Особое значение в регулировании вопросов, связанных с регулированием вопросов функционирования инвестиционных фондов, имеют Федеральные законы от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" [2] и от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" [3]. На начальном этапе, вероятно, предполагалось, что схемы коллективного инвестирования будут развиваться в качестве автономной надстройки над рынком эмиссионных ценных бумаг, подчиняющейся собственному регулированию. Соответственно ценные бумаги, выпускаемые инвестиционными фондами по задуманной схеме, должны были обращаться по несколько иным законам, чем обращение эмиссионных ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Первый шаг в сторону объединения системы обращения эмиссионных ценных бумаг и ценных бумаг, выпускаемых в связи с реализацией схем коллективного инвестирования, был сделан на стадии разработки законопроекта. В разрабатываемый проект закона о паевых инвестиционных фондах были включены положения, касающиеся акционерных инвестиционных фондов, а сам законопроект трансформировался в проект закона об инвестиционных фондах. Как известно, ценными бумагами, выпускаемыми акционерными инвестиционными фондами, являются акции, уже по определению являющиеся эмиссионными ценными бумагами со всеми вытекающими последствиями.

Принятие в конце 2002 г. изменений и дополнений в Закон о рынке ценных бумаг [4] позволило включить ценные бумаги, выпускаемые инвестиционными фондами, в систему организованного рынка ценных бумаг, работающего в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг. Это стало возможным благодаря расширению предмета регулирования Закона о рынке ценных бумаг путем внесения в ст. 1 положения, распространяющего действие Закона на отношения, "возникающие при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами". Ряд положений Закона, например ст. 13 Закона о рынке ценных бумаг, были дополнены уточнениями, касающимися инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов.

На начальном этапе деятельности инвестиционных фондов в их регулировании огромную роль играли указы Президента РФ. Это объяснялось прежде всего тем, что данная схема коллективного инвестирования тесно увязывалась с осуществлением приватизации.

Постановления Правительства РФ имеют значение для регулирования деятельности инвестиционных фондов главным образом в части, касающейся порядка их лицензирования. Деятельность инвестиционных фондов предопределяется Федеральным законом N 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" [5]. Согласно ст. 5 данного Закона Правительство РФ наделяется полномочиями утверждать положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также определять федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности. В соответствии с установленным порядком Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 394 было утверждено Положение о лицензировании деятельности инвестиционных фондов [6].

Согласно п. 2 упоминавшегося выше Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 394, в качестве лицензирующего органа была названа Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Правовые акты ФКЦБ также имеют важное значение для регулирования деятельности инвестиционных фондов. В полномочия ФКЦБ входит регулирование вопросов порядка создания и деятельности инвестиционных фондов.

Кроме того, деятельность инвестиционных фондов регулируется правилами, утверждаемыми самими инвестиционными фондами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

1.3. Понятие и особенности Паевых инвестиционных фондов


Паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией [7].

Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

Паевой инвестиционный фонд должен иметь название (индивидуальное обозначение), идентифицирующее его по отношению к иным паевым инвестиционным фондам.

Ни одно лицо, за исключением управляющей компании паевого инвестиционного фонда, не вправе привлекать денежные средства и иное имущество, используя слова "паевой инвестиционный фонд" в любом сочетании.

Данная статья определяет категорию "паевой инвестиционный фонд". Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки, отличающие паевой инвестиционный фонд:

- во-первых, когда речь идет об обособленном имущественном комплексе;

- во-вторых, имущество, составляющее такой обособленный имущественный комплекс, формируется за счет объединения имущественных взносов (имущества) лиц - учредителей паевого инвестиционного фонда;

- в-третьих, имущество, представляющее собой обособленный имущественный комплекс, сформированный путем объединения имущественных взносов учредителей паевого инвестиционного фонда, передается в доверительное управление управляющей компании;

- в-четвертых, целью передачи имущества в доверительное управления является получение дохода от доверительного управления, который также подлежит включению в состав паевого инвестиционного фонда;

- в-пятых, документом, удостоверяющим право собственности учредителя паевого инвестиционного фонда на долю в составе паевого инвестиционного фонда, служит инвестиционный пай (или паевое свидетельство), который является ценной бумагой;

- в-шестых, паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

Правоотношения, возникающие в связи с учреждением и функционированием паевых инвестиционных фондов, можно подразделить на следующие категории:

- правоотношения, являющиеся непосредственно связанными с инвестированием капитала (в первую очередь речь идет о денежных средствах); такие правоотношения возникают между учредителем инвестиционного фонда и управляющей компанией, которой учредитель передает имущество в доверительное управление с условием объединения этого имущества с имуществом других учредителей;

- правоотношения, обеспечивающие реализацию доверительного управления управляющей компанией.

Последняя категория правоотношений связана с функционированием инфраструктуры рынка, и в целом представляется возможным выделить два уровня в этих отношениях. На первом, наиболее приближенном к инвестору уровне находятся:

- правоотношения, связанные с учетом прав инвестора-учредителя - держателя инвестиционного пая на выданный инвестиционный пай;

- правоотношения, возникающие между управляющей компанией и аудитором, оценщиком инвестиционного фонда, которые направлены на то, чтобы обеспечить "прозрачность" в работе управляющей компании и позволить инвестору-учредителю - держателю инвестиционного пая осуществлять контроль за деятельностью такой управляющей компании;

- правоотношения, которые возникают в связи с обращением инвестиционных паев и направлены на то, чтобы обеспечить инвестору ликвидность инвестиционного пая, т.е. возможность в максимально короткий срок продать свой пай или приобрести новый пай другого инвестиционного фонда.

Изначально появление паевых инвестиционных фондов стало отражением тенденции к обособлению определенного имущества, его индивидуализации и наделению такого имущества элементами организации путем формирования для такого имущества особого правового режима. Исторически такого рода обособление имущества имеет свои корни в "торговом предприятии (заведении)", известном странам с дуалистической системой гражданского права. В рамках торгового права в таких странах понятию "предприятие" соответствует самостоятельная категория "торговое предприятие (заведение)", не наделяемое статусом самостоятельного юридического лица. В торговом праве выделяются единоличные либо коллективные коммерсанты, которые осуществляют свою предпринимательскую деятельность (торговый промысел) через одно или несколько принадлежащих им предприятий [8].

Как организационно-правовую форму осуществления предпринимательской деятельности паевой инвестиционный фонд можно уподобить общему для многих правовых систем пониманию категории "предприятие", представляющей собой единство материальных и людских элементов, организованное для достижения конкретных предпринимательских целей. В паевом инвестиционном фонде все составляющие его элементы - это имущественный комплекс, состоящий, как правило, из ценных бумаг, в которые были размещены средства инвесторов учредителей фонда, и управляющая компания, которая управляет пакетом ценных бумаг, составляющих фонд.

В современной практике выделение (индивидуализация) определенного имущества для определенных целей постепенно получает все более широкое распространение. Так, например, при эмиссии облигаций, обеспеченных залогом, имущество, составляющее залоговое обеспечение, подлежит индивидуализации и обособлению. В зарубежной практике такое обособленное имущество получило наименование "специально выделенное имущество" - "special purpose vehicle" (SPV) [9]. В российском праве попытка создать условия для подобной организации отношений была сделана в рамках недавно принятых изменений и дополнений в Закон о рынке ценных бумаг [10].

Главной особенностью правового статуса паевого инвестиционного фонда является то, что он не является юридическим лицом, обладая при этом элементами индивидуализации (например, собственное наименование). В этой связи представляется уместным проведение аналогии с иными подобными формами предпринимательской деятельности. В качестве примера можно привести предприятие, рассматриваемое в ГК РФ в качестве имущественного комплекса и объекта гражданских прав (ст. 132).

Особенностью организационно-правовой формы, именуемой "паевой инвестиционный фонд", является формирование и управление имуществом. Имущественный комплекс, или собственно фонд, состоит из привлеченных вкладов членов (пайщиков) этого фонда. В определении паевого инвестиционного фонда подчеркивается, что имущество передается учредителем (учредителями) на условиях объединения его с имуществом других учредителей доверительного управления. В состав имущественного комплекса, помимо привлеченных средств, входит также и имущество, полученное в процессе доверительного управления.

Особенностью паевого инвестиционного фонда является то, что имущество паевого инвестиционного фонда - это имущество, находящееся в собственности учредителей доверительного управления, т.е. владельцев инвестиционных паев. Характер права собственности учредителей на имущество паевого инвестиционного фонда как общей долевой собственности раскрывается в ст. 11 Закона «Об инвестиционных фондах». В определении же понятия паевого инвестиционного фонда лишь указывается, что доля каждого учредителя в праве собственности на имущество фонда удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией, - инвестиционным паем.

Важной чертой паевого инвестиционного фонда является его правовой статус. В статье Закона прямо говорится о том, что паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. В связи с этой особенностью паевого инвестиционного фонда в Законе специальное внимание уделяется вопросу идентификации паевого инвестиционного фонда, что, по существу, является идентификацией имущественного комплекса, каковым, согласно определению понятия, является паевой инвестиционный фонд.

Паевой инвестиционный фонд должен иметь свое собственное наименование. Для хозяйственного оборота идентификация участников оборота, а также отдельных имущественных комплексов имеет большое значение. Можно провести аналогию с зарубежным правом, в котором торговые предприятия регулируются нормами торговых кодексов и в котором торговые предприятия подлежат регистрации в торговом реестре. Поскольку предприятие не является юридическим лицом, регистрации подлежит не столько само предприятие, сколько его название, которому соответствует определенное имущество, находящееся в собственности других лиц-коммерсантов. Например, § 23 Германского Торгового Уложения предусматривает, что "фирма (наименование имущества, соответствующего торговому предприятию) не может быть отчуждена без отчуждения торгового дела, для которого она используется". Коммерсант, в чьей собственности находится торговое предприятие, вправе пользоваться фирмой, т.е. зарегистрированным наименованием торгового предприятия в рекламе, на вывесках предприятий, в товарных знаках [11].

Вопрос о регистрации паевого инвестиционного фонда решается в Законе через регистрацию правил доверительного управления.

Название паевого инвестиционного фонда подлежит включению в реестр паевых инвестиционных фондов. Порядок ведения реестра паевых инвестиционных фондов определяется в соответствии с Постановлением ФКЦБ от 27 апреля 2002 года N 14/пс. В реестре содержатся сведения о паевом инвестиционном фонде, включая тип паевого инвестиционного фонда, дату окончания формирования паевого инвестиционного фонда, дату внесения в реестр сведений о паевом инвестиционном фонде, регистрационный номер, присваиваемый ФКЦБ паевому инвестиционному фонду.

Порядок ведения реестра, утвержденный указанным Постановлением, обладает рядом особенностей. Он предусматривает регистрацию, прежде всего, договора или правил доверительного управления. При этом в реестре не предусматривается регистрация сведений о его учредителях или об имуществе, составляющем паевой инвестиционный фонд. Указанный Порядок не отличается и от системы регистрации недвижимого имущества и сделок, совершаемых с ним.

Порядок ведения реестра паевых инвестиционных фондов, помимо наименования паевого инвестиционного фонда, предполагает включение в реестр сведений о лицах, с которыми связана деятельность паевого инвестиционного фонда, в частности, речь идет о регистрации следующих сведений:

- правилах (условиях договора) доверительного управления;

- управляющей компании;

- аудиторе паевого инвестиционного фонда;

- оценщике паевого инвестиционного фонда;

- специализированном депозитарии;

- регистраторе, осуществляющем ведение реестра владельцев инвестиционных паев;

- агентах по выдаче и обмену инвестиционных паев.

Особенность порядка ведения реестров паевых инвестиционных фондов придает специфику и самому факту регистрации паевого инвестиционного фонда. Регистрация или внесение в реестр паевых инвестиционных фондов всех указанных сведений является способом осуществления контроля и управления деятельностью паевых инвестиционных фондов со стороны регулирующего органа. Однако основное предназначение ведения реестра паевого инвестиционного фонда состоит в предоставлении потенциальным держателям паев инвестиционного фонда необходимой информации о том, какие фонды существуют на рынке капиталов. Учредитель паевого инвестиционного фонда, каковым является будущий владелец инвестиционного пая, прежде чем стать таковым, должен получить наиболее полную информацию обо всех индивидуальных особенностях паевого инвестиционного фонда, в том числе о лицах, с которыми связана деятельность паевого инвестиционного фонда.

Фонд должен быть прекращен в случае, если:

по окончании срока формирования фонда стоимость имущества, составляющего фонд, менее стоимости имущества, по достижении которого фонд является сформированным;

приостановлено действие или аннулирована лицензия управляющей компании и в течение 3 месяцев со дня принятия решения о приостановлении или об аннулировании не вступили в силу изменения правил фонда, связанные с передачей ее прав и обязанностей другой управляющей компании;

принято решение о добровольной ликвидации управляющей компании и в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения не вступили в силу изменения правил фонда, связанные с передачей ее прав и обязанностей другой управляющей компании;

приостановлено действие или аннулирована лицензия специализированного депозитария и в течение 3 месяцев со дня принятия решения о приостановлении или об аннулировании не вступили в силу изменения правил фонда, связанные с передачей его прав и обязанностей новому специализированному депозитарию;

истек срок действия договора доверительного управления фондом;

управляющей компанией принято соответствующее решение (абзац включается, если правилами фонда предусмотрено право управляющей компании принять решение о прекращении фонда);

появились иные основания, предусмотренные федеральными законами.

Прекращение фонда осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об инвестиционных фондах".

























2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ

2.1.Классификация, виды и формы Паевых инвестиционных фондов

Итак, инвестиционный фонд - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.

Целью ст. 1 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" является определение сферы применения, т.е. круга отношений, подпадающих под регулирование данного Закона. К ним относятся отношения, опосредующие формы коллективного инвестирования. Преимуществом таких форм является то, что их использование позволяет аккумулировать средства частных инвесторов (в первую очередь речь идет о мобилизации сбережений физических лиц) для осуществления инвестирования в производство (реальный сектор экономики). При этом за счет того, что непосредственное инвестирование (т.е. приобретение ценных бумаг) осуществляет профессиональный участник рынка ценных бумаг (управляющая компания инвестиционного фонда или акционерный инвестиционный фонд), риски частных, неискушенных инвесторов могут быть существенно уменьшены.

Снижение рисков инвесторов обеспечивается за счет того, что, с одной стороны, объединенные в инвестиционный фонд средства инвесторов вкладываются одновременно в несколько различных видов ценных бумаг. Таким образом, происходит диверсификация рисков в рамках инвестиционного портфеля (благодаря этому осуществляется реализация принципа "не класть все яйца в одну корзину").

С другой стороны, государство в какой-то степени обеспечивает защиту прав частных инвесторов через осуществление контроля за деятельностью, связанной с реализацией форм коллективного инвестирования. Такой контроль осуществляется:

во-первых, через установление специальных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, деятельность которых связана с обслуживанием форм коллективного инвестирования; в данном случае речь идет об установлении требований в отношении управляющих компаний инвестиционных фондов, акционерных инвестиционных фондов, а также в отношении специализированных организаций инфраструктуры рынка (например, специализированных депозитариев);

во-вторых, с помощью заданных параметров, устанавливаемых государством в отношении состава активов формируемых фондов (набора ценных бумаг, составляющих предмет инвестирования средств); установление такого рода параметров направлено на то, чтобы обеспечивать баланс в распределении рисков в рамках формируемого инвестиционного портфеля;

в-третьих, через установление требований в отношении формы организации отношений между профессиональными участниками (акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов) и частными инвесторами, акционерами или держателями паев.

Перечисленные выше формы государственного контроля находят отражение в рамках специального закона, определяющего требования и условия деятельности инвестиционных фондов.

Инвестиционный фонд может отчуждаться и передаваться, например, от одной управляющей компании к другой с соблюдением требований законодательства.

Паевой инвестиционный фонд может быть открытым, закрытым или интервальным. Паевой инвестиционный фонд признается открытым, если управляющая компания принимает на себя обязанность осуществлять выкуп выпущенных ею инвестиционных паев по требованию инвестора в срок, установленный правилами паевого инвестиционного фонда, но не превышающий 15 рабочих дней с даты предъявления требования.

Паевой инвестиционный фонд признается интервальным, если управляющая компания принимает на себя обязанность осуществлять выкуп выпущенных ею инвестиционных паев по требованию инвестора в срок, установленный правилами паевого инвестиционного фонда, но не реже одного раза в год.

2.2. Роль и функции Паевых инвестиционных фондов на РЦБ

Под имуществом, полученным в процессе доверительного управления, понимается прибыль, полученная управляющей компанией в результате ее деятельности по управлению имуществом паевого инвестиционного фонда. Указанная прибыль образуется в результате размещения привлеченных средств членов (пайщиков) фонда в ценные бумаги с целью их последующей продажи. Она соответствует разнице между покупной и продажной ценой, складывающейся на рынке ценных бумаг. Полученная управляющей компанией в результате совершения операций с ценными бумагами прибыль - это "имущество, полученное в процессе доверительного управления". Она принадлежит не управляющей компании, а составляет часть паевого инвестиционного фонда.

В определении паевого инвестиционного фонда подчеркивается эта особенность путем указания на долю, которая принадлежит каждому учредителю в имуществе паевого инвестиционного фонда: "Доля в праве собственности... удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией". Право учредителя фонда, владельца ценной бумаги, на получаемую в результате доверительного управления прибыль предполагает распределение между учредителями паевого инвестиционного фонда полученной в процессе доверительного управления прибыли.

Прибыль, согласно определению понятия "паевой инвестиционный фонд", составляет имущество фонда, т.е. автоматически присоединяется к имуществу, переданному в доверительное управление учредителями (пайщиками) паевого инвестиционного фонда. Каждый учредитель паевого инвестиционного фонда (пайщик) вместе с ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией, приобретает право на долю в праве собственности на имущество паевого инвестиционного фонда, частью которого является имущество, полученное в результате доверительного управления, т.е. прибыль. Это следует из того положения п. 1 ст. 10 Закона, согласно которому имущественный комплекс, составляющий паевой инвестиционный фонд, состоит из имущества, переданного учредителями паевого инвестиционного фонда, а также из "имущества, полученного в процессе такого управления".

Из определения понятия паевого инвестиционного фонда, таким образом, следует, что особенностью паевого инвестиционного фонда как имущественного комплекса является постоянно изменяющаяся его сумма. Изменение суммы стоимости имущества паевого инвестиционного фонда происходит, во-первых, за счет того, что в определении понятия инвестиционного фонда заложено его основное предназначение (функция) - постоянное привлечение новых учредителей (пайщиков): имущество передается паевому инвестиционному фонду на условиях "объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления". Постоянные изменения суммы стоимости имущества паевого инвестиционного фонда происходят также и за счет присоединения к этому имуществу прибыли, получаемой в результате доверительного управления. Неизменным в случае паевого инвестиционного фонда остается одно - это право учредителя (пайщика) на долю в образованном при их участии имущественном комплексе.


3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ

3.1. Договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом

Договор доверительного управления, заключаемый паевым инвестиционным фондом и управляющей компанией, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. По договору доверительного управления одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) (ст. 1012 ГК РФ). Важной особенностью договора доверительного управления является то, что передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Нормы ГК РФ о договоре доверительного управления применяются к договору доверительного управления паевого инвестиционного фонда, при этом нормы Закона об инвестиционных фондах соотносятся с нормами ГК РФ как нормы lex specialis (специальные нормы) и lex generalis (общие нормы).

Страной, давшей рождение институту доверительного управления, является Англия, где с давних времен использовался институт доверительной собственности. Институт доверительной собственности английского права возник из феодальной системы права собственности на землю, сохраняющей свои черты до настоящего времени. Этот институт возник как особая разновидность вещного права, защищаемого нормами, созданными в рамках права справедливости. Права двух лиц: собственника и лица, владеющего чужой собственностью, - получали равную степень защиты, предоставляемой праву собственности, благодаря существованию в Англии общего права и права справедливости. Наряду с нормами общего права, применяемыми для защиты права собственности, применялись нормы права справедливости, которые тоже обеспечивали защиту права собственности лица, владеющего вещью, принадлежавшей другому собственнику, - права доверительного собственника. По образному выражению специалистов, исследовавших этот институт английского права, происходило как бы "расщепление" права собственности [12].

Институт доверительной собственности английского права получил свое "второе рождение" в странах континентальной Европы, поскольку он применялся при создании схем коллективного инвестирования, аналогичных паевым инвестиционным фондам. При создании таких схем в странах континентальной Европы применение института английского права в его оригинальном виде, по всеобщему признанию, оказалось невозможным. Об этом, в частности, говорилось в пояснительной записке к проекту типового закона "Об инвестиционных фондах", разработанному УНИДРУА в 1970 г. "Настоящий типовой закон ставит перед собой задачу создания гибких норм, применимых к различным правовым системам, и поэтому не учитывает специфику отдельных национально-правовых систем" [13].

Страны континентальной Европы вместе с типовым законом "Об инвестиционных фондах" восприняли основную идею, которую отражал договор доверительной собственности в английском праве, - необходимость защиты права лиц, передающих свое имущество в доверительное управление, и предоставление такой же степени защиты права на передаваемое имущество доверительному управляющему. Для того чтобы защищать права инвестора с той же степенью надежности, с какой защищается право собственности, использовались правовые средства и институты, привычные для континентального права.

В странах континентальной Европы при создании схем коллективного инвестирования, разновидностью которых являются паевые инвестиционные фонды, использовались две конструкции: общей собственности и фидуциарного договора. Во Франции и в странах, воспринявших французское право, использовали конструкцию общей долевой собственности. Конструкция фидуциарного договора применялась в праве Швейцарии. В Германии сторонам предоставлялось право самим выбрать одну из двух допускаемых к применению конструкций. При этом отмечалось, что если конструкция общей собственности в большей степени отвечает потребности формирования паевого инвестиционного фонда, то конструкция фидуциарного договора позволяет подчеркнуть особенность правового положения управляющей компании.

Итак, договор доверительного управления является по своей природе договором присоединения; заключение договора между учредителем и управляющей компанией осуществляется путем присоединения учредителя к договору доверительного управления в целом;

- условия договора определяются управляющей компанией в соответствии с Типовыми правилами доверительного управления, утвержденными соответствующими Постановлениями Правительства для соответственно открытого, интервального и закрытого фондов;

- заключение договора доверительного управления осуществляется путем приобретения учредителем инвестиционных паев, выдаваемых управляющей компанией.

Особенности заключения договора доверительного управления паевого инвестиционного фонда позволяют отнести этот договор к категории публичных договоров, в котором коммерческая организация, заключившая такой договор, исполняет обязанности по договору в отношении каждого, кто к ней обратится. В соответствии с характеристикой договора доверительного управления паевого инвестиционного фонда как публичного договора (ст. 426 ГК РФ) управляющая компания обязана осуществлять свои обязанности по отношению к каждому, кто к ней обратится, подобно тому, как выполняют свои обязанности коммерческие организации на транспорте, в сфере бытовых услуг и т.п. Условия публичного договора и цена (вознаграждение) должны быть одинаковыми для всех, кто присоединяется к договору доверительного управления паевого инвестиционного фонда.

Договор доверительного управления паевого инвестиционного фонда является договором присоединения. Согласно ст. 428 ГК РФ под договором присоединения подразумевается договор, условия которого определены одной стороной в формулярах или в иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Особенностью договора присоединения в случае паевого инвестиционного фонда является то, что стандартная форма этого договора, именуемого правилами инвестиционного фонда, подлежит утверждению ФКЦБ.

Предусматривается порядок формирования фонда на основе договора доверительного управления паевого инвестиционного фонда. Согласно установленному правилу учредитель передает управляющей компании имущество для включения его в состав паевого инвестиционного фонда при условии объединения этого имущества с имуществом других учредителей.

Основанием для передачи имущества в паевой фонд и приобретения инвестиционного пая является договор доверительного управления соответствующим паевым инвестиционным фондом. Условия такого договора определяются Типовыми правилами, утвержденными соответствующими Постановлениями Правительства РФ:

- Типовые правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2002 г. N 564;

- Типовые правила доверительного управления открытым паевым инвестиционным фондом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2002 г. N 633;

- Типовые правила доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2002 г. N 684.

После вступления в действие комментируемого Закона ФКЦБ издала информационное письмо от 28 декабря 2002 г. "О некоторых вопросах, связанных с изменением правового регулирования паевых инвестиционных фондов", разъясняющее вопросы, возникающие в процессе деятельности паевых фондов. В соответствии с упомянутым письмом ФКЦБ объявила о прекращении регистрации проспектов эмиссии инвестиционных паев открытых и интервальных паевых фондов, поскольку такая регистрация не предусмотрена Законом. При этом письмом предусматривалось сохранение порядка регистрации правил доверительного управления соответствующими фондами в соответствии с Положением о порядке регистрации правил паевых инвестиционных фондов, утвержденным Постановлением ФКЦБ от 11 января 1996 г. N 2. Постановлением ФКЦБ от 11 сентября 2002 г. N 35/пс было утверждено Положение о регистрации правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами и изменений и дополнений в них. Следуя традициям в регулировании рынка, вновь принятое Постановление ФКЦБ не содержит даже упоминания о ранее действовавшем, но не отмененном Постановлении ФКЦБ N 2.

Несмотря на принятые Постановления Правительства РФ, утвердившие Типовые правила соответственно открытых и интервальных фондов, а также новые Типовые правила закрытого паевого фонда, ни статус, ни порядок действия ранее действовавших актов ФКЦБ не были определены.

Для заключения договора доверительного управления потенциальный учредитель соответствующего паевого фонда обязан присоединиться к правилам соответствующего фонда. По общему для всех типов инвестиционных фондов правилу учредитель обращается с соответствующим заявлением в управляющую компанию. При этом он обязан передать в избранный фонд денежную сумму, размер которой определяется в соответствии с правилами соответствующего фонда (в закрытом фонде учредитель вправе передать иное имущество). В срок, установленный правилами соответствующего фонда, учредителю выдают инвестиционный пай (или паи).

Имущество, образованное за счет взносов учредителей, составляет паевой инвестиционный фонд и находится в общей собственности его учредителей.

Обособление имущества, формируемого из паевых взносов, от имущества управляющей компании лежит в основе защиты прав собственников паев - инвесторов, вкладывающих денежные средства в инвестиционные паи. Федеральный закон придает этому имуществу черты обособленного имущественного комплекса, предусматривая, что раздел имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, не допускается.

В главе 16 ГК РФ содержится определение общей долевой собственности. В ней дается отличие общей долевой от совместной собственности, излагаются общие положения, касающиеся общей долевой собственности, в том числе нормы об определении долей в праве долевой собственности, о распоряжении имуществом, находящимся в долевой собственности, и о владении и пользовании таким имуществом. Все эти нормы могут применяться к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд. В то же время Федеральный закон в разделе о паевом инвестиционном фонде предусматривает положение, составляющее исключение из общего порядка регулирования общей долевой собственности.

Право общей долевой собственности, урегулированное в рамках ГК РФ, предполагает, в частности, что при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники общей долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, по которой она продается, и на прочих равных условиях, кроме случаев продажи с публичных торгов (п. 1 ст. 250). Это положение ГК РФ о преимущественном праве покупки доли в общей долевой собственности не применяется к имуществу паевого инвестиционного фонда в силу действия абзаца третьего п. 2 комментируемой статьи.

Присутствие инвестиционного риска в паевом инвестиционном фонде позволяет относить договор доверительного управления между учредителями паевого инвестиционного фонда и управляющей компанией к организационно-правовой форме инвестиций. Паевой инвестиционный фонд - это договорно-правовая форма инвестиций.

Под договорно-правовой формой инвестиций мы понимаем гражданско-правовой договор, который стороны заключают с целью осуществления инвестиций. От обычных договоров договорные формы инвестиций обычно отличаются тем, что последние всегда представлены долгосрочными договорами. Их содержание отражает совместную волю участников в достижении общей цели.

Инвестиционные договоры, как правило, создают не встречные обязательства договаривающихся сторон, а обязательства, исполнение которых каждым участником договора направлено на достижение общей цели. Важной особенностью договорных форм инвестиций является распределение инвестиционных рисков. Под распределением инвестиционных рисков понимается отнесение обязанности несения возможных убытков и получения прибыли на одну из сторон в договоре. Прибыли и убытки могут распределяться между участниками договора пропорционально их доле в создаваемом совместными усилиями активе - имуществе.

В ГК РФ содержатся правила доверительного управления ценными бумагами. Согласно ст. 1025 ГК РФ правомочия доверительного управляющего по распоряжению ценными бумагами определяются в договоре доверительного управления (ч. 2 ст. 1025). В ГК РФ предусматривается также, что особенности доверительного управления ценными бумагами определяются в законе (ч. 3 ст. 1025).

Особенностью договора доверительного управления является то, что объектом доверительного управления являются ценные бумаги. Как указывалось в литературе, объектом доверительного управления могут быть только эмиссионные ценные бумаги. Вопросы, связанные с регламентацией порядка осуществления эмиссии, а также обращения эмиссионных ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Согласно этому Закону последние могут существовать как в документарной, так и в бездокументарной форме [14].

Общая характеристика прав и обязанностей управляющей компании в договоре доверительного управления, таким образом, определяет характер деятельности управляющей компании - инвестирование привлеченных денежных средств в ценные бумаги. Эта характеристика, соответствующая словам "совершение любых юридических и фактических действий", дополняется указанием на юридические действия, которые осуществляет управляющая компания в рамках предоставленного ей по договору доверительного управления правомочия по распоряжению имуществом.

Срок действия договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом, указываемый в правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом, не должен превышать 15 лет.

Срок действия договора доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом истекает по окончании последнего срока погашения инвестиционных паев перед истечением предусмотренного правилами доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом срока действия указанного договора.

Срок действия договора доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом, указываемый в правилах доверительного управления этим фондом, не может быть менее одного года с начала срока формирования этого паевого инвестиционного фонда.

3.2. Проблемы функционирования Паевых инвестиционных фондов в России

В качестве меры защиты интересов акционеров акционерных инвестиционных фондов и владельцев паев паевых инвестиционных фондов  Закон «Об инвестиционных фондах» предусмотрел возможность выплаты компенсации за счет средств компенсационного фонда. В этой связи нельзя не обратить внимания, что положений Закона явно недостаточно ни для того, чтобы определить статус данного фонда, ни для определения системы правоотношений, возникающих между фондом и управляющими компаниями (акционерными инвестиционными фондами), между фондом и пострадавшими акционерами, владельцами паев.

Таким образом, положения Закона таковы, что не дают возможности отрицать наличие компенсационной схемы, обеспечивающей защиту прав инвесторов. С другой стороны, было бы преувеличением сказать, что каждый владелец инвестиционного пая (акционер акционерного инвестиционного фонда) может гарантированно рассчитывать на компенсацию внесенных вкладов.

Формирование компенсационной схемы, подобной предусмотренной в Законе, было начато еще в 1995 г. Указом Президента РФ от 18 ноября 1995 г. N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" был образован Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, являющийся некоммерческой организацией, учредителями которой выступали федеральные органы исполнительной власти совместно с общественными объединениями, созданными в целях защиты прав вкладчиков и акционеров, в том числе комитетами по защите обманутых вкладчиков и акционеров.

В числе целей деятельности Фонда было определено осуществление компенсационных выплат лицам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках РФ за счет средств, направляемых в Фонд в соответствии с Указом N 1157, а также за счет приращенного имущества Фонда.

На основании Указа Президента был сформирован Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров (ФОГФ). По информации, помещенной на информационном сайте Национальной лиги управляющих (http:// www.ici.ru/news/2000/02_22/index.html), были проведены компенсационные выплаты более чем 100 тысячам вкладчиков и акционеров, пострадавшим от деятельности нелицензированных компаний в 1994 - 1995 гг., на сумму около 60 млн. деноминированных рублей. На сайте при этом отсутствует информация о механизме выплат и порядке приобретения права на получение выплаты.

В течение трех лет со дня вступления в силу Федерального закона «Об инвестиционных фондах» акционерные общества, имевшие на 1 января 1997 года лицензию на осуществление деятельности в качестве инвестиционных фондов, специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, в том числе имеющие на день вступления в силу Федерального закона лицензию на осуществление деятельности инвестиционных фондов, вправе по решению общего собрания акционеров создать из своего имущества паевые инвестиционные фонды. Решением общих собраний акционеров в этом случае должны быть определены условия создания паевых инвестиционных фондов и порядок приобретения инвестиционных паев этих паевых инвестиционных фондов акционерами. При этом всем акционерам должна быть обеспечена возможность приобретения инвестиционных паев всех паевых инвестиционных фондов, создаваемых из имущества этого акционерного общества, пропорционально количеству принадлежащих им акций.

Оплата инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, создаваемых из имущества указанных акционерных обществ, возможна денежными средствами и иным имуществом этих акционерных обществ, предусмотренным инвестиционной декларацией соответствующего паевого инвестиционного фонда.

Для целей создания паевого инвестиционного фонда управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, из имущества которого он создается, вправе приобретать в состав имущества акционерного инвестиционного фонда на срок, предусмотренный федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, выдаваемые ею инвестиционные паи этого паевого инвестиционного фонда.

Развитие форм коллективного инвестирования изначально увязывалось с приватизацией государственной собственности. Однако наиболее примечательным было то, что одной из конечных задач приватизации являлось построение фондового рынка. Между тем в обычных условиях приватизация проводится посредством использования фондового рынка (по крайней мере, с использованием организаций инфраструктуры фондового рынка). Например, в Болгарии ускорение приватизации в 1999 г. было связано с привлечением фондовой биржи, в рамках которой было создано специальное отделение со специальными правилами для проведения торгов по реализации пакетов ценных бумаг, принадлежащих государству в режиме аукционных торгов [15].

Поспешность подготовки государственных предприятий к приватизации не позволила осуществить адекватную оценку стоимости приватизируемого имущества. В соответствии с Указом Президента от 29 января 1992 г. N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" были утверждены Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации. Согласно Временным указаниям "оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, проводимой в соответствии с Основными положениями по инвентаризации основных средств товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов (утвержденными письмом Министерства финансов от 30 декабря 1982 г.) с последующими изменениями и дополнениями". Иными словами, оценка приватизируемого имущества осуществлялась не на основании рыночной стоимости имущества и не независимым оценщиком, а на основании балансовой стоимости предприятия. Такой подход, очевидно, приводил к существенной недооценке приватизируемых предприятий, отмеченной как западными, так и отечественными экспертами.

Одной из особенностей приватизации в России было противопоставление на начальном этапе двух ветвей власти: законодательной - Верховного Совета и исполнительной - Президента. Итогом такого противостояния стало возникновение ситуации, когда, с одной стороны, в стране был принят и введен в действие Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г. [16]. С другой стороны, практическая реализация приватизации была осуществлена на основании указов Президента РФ. Объяснением такому подходу служили ссылки на консервативность Верховного Совета и медленные темпы его работы. В итоге в качестве базового механизма для осуществления приватизации был избран механизм так называемой ваучерной приватизации.

"Ваучерная модель" приватизации была введена в действие Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" [17]. Любопытно отметить, что Указ Президента, принятый буквально 5 месяцами раньше, предписывал Правительству РФ реализовывать иную схему приватизации на основании именных приватизационных счетов граждан. Указ Президента РФ от 2 апреля 1992 г. N 322 "О дополнительных мерах по реализации Основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год" (п. 1) предусмотрел: "ввести в IV квартале 1992 г. систему именных приватизационных счетов". Таким образом, администрация Президента существенно изменила планы в отношении порядка приватизации, не прибегая при этом к механизму гласного парламентского обсуждения. Помимо введения института приватизационных чеков Указ N 914 предусматривал, что "приватизационный чек является государственной ценной бумагой целевого назначения и имеет номинальную стоимость в рублях. Приватизационный чек является ценной бумагой на предъявителя" (п. 3). При этом согласно п. 2 цитируемого Указа "приватизационные чеки могут покупаться и продаваться без ограничений".

Другим явлением, сопровождавшим массовую приватизацию, стало появление на рынке огромного количества финансовых компаний - "мыльных пузырей", типа "Хопра", "МММ", "Нефть-Алмаз-Инвест" и т.п. Данные компании предлагали широкой публике так называемые инвестиционные услуги. При этом их деятельность внешне была похожа на деятельность инвестиционных фондов, однако по существу предлагаемые компаниями типа "Хопер-инвест", "МММ" и т.п. услуги инвестиционными не являлись. Принимая денежные средства от населения, указанные "инвестиционные" компании не ставили перед собой задачи последующего размещения полученных денежных средств в производительный капитал посредством размещения их в ценные бумаги производственных предприятий.

По существу, компании типа "Хопра" выполняли роль "откачки" средств национальных инвесторов перед началом приватизации. Характерно, что отсутствие намерения реального инвестирования средств не скрывалось, а, наоборот, всячески рекламировалось и было известно не только инвесторам, но и государству.

Доказательством осведомленности государства может служить заявление в то время председателя Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ, первого заместителя Председателя Правительства России А.Б. Чубайса. В заявлении, в частности, отмечается: "В России началось бурное развитие рынка ценных бумаг. Ежедневно на нем появляются акции приватизированных предприятий, спрос на которые постоянно растет. К сожалению, наряду с этой положительной тенденцией приобретают широкий размах злоупотребления и мошенничества, проводятся опасные для инвесторов высокорискованные операции. Всем хорошо известны случаи, когда вкладчикам не возвращают их собственные средства... Особую тревогу в настоящее время вызывает ситуация, сложившаяся вокруг семейства "Хопров", в которое входят множество связанных между собой обширными учредителями ЧИФов "Хопер-инвест фонд", инвестиционная компания "Хопер-инвест", концерн "Хопер", страховая компания "Хопер", компания "Хопер-холдинг", "Хопер-риэлт" и "шестерки" - "Хопер-Классик", "Хопер-Негоциант", "Хопер-Дилижанс", "Хопер-Юпитер", "Хопер-Прометей", "Хопер-Гарант". По результатам официального запроса Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации "Хопры" оказались единственной компанией, от которой не поступило подтверждения, что собранные ими средства куда-либо инвестированы. Согласно данным МВД, только в 36 из 59 региональных представительств "Хопра" привлечено 57,5 млрд. руб. населения... Грубейшим нарушением законодательства является тот факт, что, по сведениям Минфина России, в учредительных документах компаний из "шестерки" содержатся данные бухгалтерского баланса, который в то время не существовал. Проверка на месте продажи акций некоторых "Хопров" показала, что в момент продажи не всегда фиксируются сведения об акционерах, даже такие существенные, как паспортные данные". Любопытен общий итог данного заявления первого заместителя Председателя российского Правительства: "В качестве председателя Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации обращаю внимание граждан на высокую рискованность вложений в настоящее время в компании семейства "Хопров" и еще раз предлагаю руководству компании "Хопер-инвест" и других "Хопров" предоставить полную информацию о своей деятельности Федеральной комиссии и широкой общественности" [18].

Интересно, что один из "Хопров" - ЧИФ "Хопер-инвест фонд" должен был иметь соответствующую лицензию, выданную Госкомимуществом на основании Указа Президента РФ N 1186 от 7 октября 1992 г., другой "Хопер" - "Русский дом Селенга", по сообщениям средств массовой информации, также получил лицензию Федеральной комиссии на право работы в качестве паевого инвестиционного фонда - ПИФа.

Заключение


Изначально, с момента принятия ГК РФ, категория "фонды" использовалась для обозначения специфической организационно-правовой формы некоммерческих организаций.

Прообразом современных инвестиционных фондов являлись так называемые ЧИФы (или чековые инвестиционные фонды), правовой основой деятельности которых были главным образом указы Президента. В настоящее время, в связи с принятием Закона «Об инвестиционных фондах», значение указов Президента не столь велико.

Паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Существует система  источников права, регламентирующих деятельность инвестиционных фондов на территории РФ, исключая другие источники. Прежде всего, это законы и нормативные акты, разработанные на основе таких законов, которые не будут связаны с регулированием инвестиционных фондов. Таким образом, образования, учрежденные в соответствии с такими законами и правовыми актами, будут находиться вне предмета регулирования Закона об инвестиционных фондах. К числу такого рода образований следует отнести, в частности:

- фонды, являющиеся формой организации некоммерческих организаций;

- негосударственные пенсионные фонды;

- так называемые общие фонды банковского управления - ОФБУ.

Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

Паевой инвестиционный фонд должен иметь название (индивидуальное обозначение), идентифицирующее его по отношению к иным паевым инвестиционным фондам.

Ни одно лицо, за исключением управляющей компании паевого инвестиционного фонда, не вправе привлекать денежные средства и иное имущество, используя слова "паевой инвестиционный фонд" в любом сочетании.

Снижение рисков инвесторов обеспечивается за счет того, что, с одной стороны, объединенные в инвестиционный фонд средства инвесторов вкладываются одновременно в несколько различных видов ценных бумаг. Таким образом, происходит диверсификация рисков в рамках инвестиционного портфеля.

Договор доверительного управления, заключаемый паевым инвестиционным фондом и управляющей компанией, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. По договору доверительного управления одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).


















Список литературы


1.     О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 // СЗ РФ. 1991. № 21.

2.     О  залоге: Федеральный закон от 29.05.1992 N 2872-1 // СЗ РФ. 1993. № 4.

3.     О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 10.

4.     О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 21.

5.     О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 25.

6.     О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 22.

7.     Об инвестиционных фондах: Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 8.

8.     Германское право. Часть II. - М.: Исследовательский центр частного права, 1996.  – 678 с.

9.     Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е.А. Васильева. - М.: Зерцало, 1993. – 460 с.

10.           Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. В 2-х томах. 2-е изд. Т. II. Полутом 2. - М.: Юрист, 2002.

11.           Московская правда. 15 декабря. 1994 г.

12.           Нарышкина Р.Л. Доверительная собственность в гражданском праве Англии и США. - М.: ВИА, 1965. – 431 с.

13.           Разина Е. Необыкновенное чудо превращения ЧИФа в ПИФ // Деловой экспресс. 2003. № 3.

14.           СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2191.

15.           СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3430.

16.           СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.

17.           СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

18.           Broby L. Strategic focus on Stock market globalisation // London, December 2000.

19.           Explanatory Report on the Draft Model law on the Investment Funds / International Institute for the Unification of Private Law. Rome, January 1970.

20.           Henderson S.K. Synthetic Securitisation: the Elements // Butterworths Journal of International Banking and Financial Law. October 2001. – 322 с.



[1] Разина Е. Необыкновенное чудо превращения ЧИФа в ПИФ // Деловой экспресс. 2003. № 3. С. 5.


[2] СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.


[3] СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.


[4] Изменения и дополнения были внесены с принятием Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 4 января 2003 г. N 1, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. (N 52, часть II, ст. 5141).


[5] СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3430.


[6] СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2191.

[7] Статья 10 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 N 156-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 8.


[8] Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е.А. Васильева. - М.: Зерцало, 1993. С. 111.


[9] Henderson S.K. Synthetic Securitisation: the Elements // Butterworths Journal of International Banking and Financial Law. October 2001. P. 403 - 405.


[10] Изменения и дополнения были внесены с принятием Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях".


[11] Германское право. Часть II. - М.: Исследовательский центр частного права, 1996. С. 24.


[12] Нарышкина Р.Л. Доверительная собственность в гражданском праве Англии и США. - М.: ВИА, 1965. С. 212.


[13] Explanatory Report on the Draft Model law on the Investment Funds / International Institute for the Unification of Private Law. Rome, January 1970. С. 12.

[14] Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. В 2-х томах. 2-е изд. Т. II. Полутом 2. - М.: Юрист, 2002. С. 122.


[15] Broby L. Strategic focus on Stock market globalisation // London, December 2000. P. 162.


[16] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета. 1991. N 27. Ст. 927. Данный Закон был признан утратившим силу на основании ФЗ N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21 июля 1997 г. Текст данного Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 2 августа 1997 г., в СЗ РФ (1997. N 30. Ст. 3595).


[17] Указ прекратил свое действие в связи с окончанием чекового этапа приватизации. Указ предусматривал, что с 1 октября 1992 г. в РФ вводится в действие "система приватизационных чеков (приватизационных счетов)" (п. 1 Указа).


[18] Заявление опубликовано в газете "Московская правда" от 15 декабря 1994 г.