Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт
филиал в г.Владимире
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Экономическая теория
по теме № 15: «Чистая монополия»
Преподаватель: Синицына Г.И.
Выполнил: ____________________________________________________________________________________
Владимир
2009
Содержание
1.Признаки чистой монополии. 3
2.Максимизация прибыли в чистой монополии. 8
Тесты.. 11
Список использованной литературы.. 12
1.Признаки чистой монополии
Концентрация и централизация капитала и производства на определенном этапе развития товарного хозяйства обусловили возникновение такого явления, как монополия.
Монополия – это тип рыночной структуры, которых характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей. Слово «монополия» образовано от двух греческих слов: «монос» - один и «полео» - продаю.
Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции рассмотрим классификацию рыночных структур. В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, рассмотрим несколько важнейших, а именно: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля или власти над ценой (табл. 1).
Таблица 1
Рыночные структуры несовершенной конкуренции
Модели рынка несовершенной конкуренции |
Количество фирм в отрасли |
Характер продукции |
Входные барьеры |
Контроль над ценой |
Чистая монополия |
Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой) |
Однородная продукция |
Высокие |
Полный |
Дуополия |
Две фирмы |
Однородная |
Высокие |
Частичный |
Олигополия |
Малое количество фирм |
Однородная или с незначительной дифференциацией |
Высокие |
Частичный |
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта |
Множество фирм |
Разнородная продукция |
Низкие |
Слабый |
Одним из важных признаков вышеуказанных структур являются входные барьеры. Входной барьер при вступлении на рынок – это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли. К основным видам входных барьеров относятся следующие:
1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, транспортные услуги).
2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Таковым, к примеру, можно считать художника, выставившего свои неповторимые полотна на продажу. Если на каком-то участке земли производится особый сорт винограда, который нигде больше не растет, то продавец этого винограда предстает как монополист. Если из такого винограда делается вино – совершенно неповторимое и уникальное по своим свойствам – то продавец вина также предстает как монополист.
3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, Обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества.
4. Эффект масштаба, т.е. преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции.
5. Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения.
При использовании термина «монополия», а тем более «чистая монополия» всегда присутствует известная доля условности. Не случайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент», «ценоискатель». Это связано с тем, что в реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один-единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. А раз так, то невозможно найти фирму, кривая спроса на продукцию которой была бы полностью неэластичной.
На рисунке 1 линия D показывает, что спрос абсолютно неэластичен: при любых ценах, и даже очень высоких, покупатель все равно будет приобретать товар в количестве Q1. В конце концов, платежеспособный спрос ограничен (например, уровнем P3), и фирма не может двигаться до бесконечности вверх (повышая цены) по оси ординат.
Рис. 1. Абсолютно неэластичный спрос и монопольная власть над ценой
В условиях чистой монополии монополист – продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Монополист обладает определенной властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем цены различаются, как показано в таблице 1, в зависимости от формы несовершенной конкуренции. Но главное – монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной.
Установление цены выше стоимости из-за монопольного положения продавца на рынке означает получение продавцом монопольной прибыли как разницы между монопольно высокой ценой и стоимостью товара. Возможность получения такой прибыли и побуждает крупные компании к установлению своей монополии на рынке, дающей право на исключительную продажу товара.
Подобное право на исключительную продажу какого-либо товара чаще всего является результатом политической или экономической власти.
Политическую власть всегда имело государство, и оно с давних времен пользовалось ею, устанавливая свою монополию, например, на продажу вина, табака, соли, и за счет высоких цен пополняя свою казну. Иногда государство предоставляло такую монополию отдельным торговцам, становившимся монополистами на рынках данных товаров. Это называлось «отдать на откуп» торговлю каким-то товаром.
Экономическая власть устанавливается по мере роста размеров капитала и сосредоточения производства какого-то товара в отдельных руках. Такое сосредоточение является результатом концентрации и централизации производства в отдельных отраслях, победы над конкурентами, обычно более мелкими. С крупными конкурентами нередко достигается соглашение о разделе рынков сбыта производимых товаров, а иногда возможно их объединение, так что отрасль оказывается под контролем одной крупной компании или объединения компаний, то есть монополизируется.
Процессы монополизации происходят до сих пор. В результате к настоящему времени половина мирового производства сосредоточена в руках примерно 1 тыс. крупных компаний, что свидетельствует о чрезвычайно высокой степени концентрации производства.
Таким образом, важнейшим фактором возникновения монополии является конкуренция. Она ведет к концентрации и централизации производства и образованию на этой основе монополий.
К основным признакам монополии следует относить:
1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт.
2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.
3.Фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены», или «диктующим цену» (price-earcher).
4.Вступление в отрасль заблокировано, т.е.существуют экономические, технические, юридические и др.барьеры вступления в отрасль.
5.Существуют ограничения в доступности информации.
2.Максимизация прибыли в чистой монополии
Монополия представляет собой крайний случай несовершенства конкуренции. В условиях несовершенной конкуренции монополист обладает властью над ценой. Он сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т. е. предполагается, что монополист не в состоянии ее изменить, так как в соответствии с законом спроса рост цены приводит к снижению объема спроса, и наоборот. Монополист, захвативший рынок, знает: для того чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.
Кривая спроса монополиста является нисходящей (имеет отрицательный наклон). Она совпадает с кривой рыночного спроса, поэтому при каждой цене монополист может продать количество товара, равное объему рыночного спроса.
От кривой рыночного спроса, которая определяет кривую предельной выручки монополии, зависит решение монополии об объеме выпуска. Поэтому говорят, что монополия не имеет кривой предложения.
Максимизация прибыли монополистом также решается двумя аналитическими инструментами: 1) сравнением TR и ТС; 2) сравнением MR и МС. Оба метода равноценны и дают одинаковый результат.
Кривая TR монополиста имеет холмообразный вид. Максимум общей прибыли будет получен при таком объеме выпуска, когда разница между TR и ТС максимальна (рис. 2).
Линия MR (рис. 2, б) снижается быстрее, чем линия спроса, так как в условиях несовершенной конкуренции MR < Р (ведь для того чтобы продать дополнительную единицу продукции, монополист снижает цену). Фирма все время должна сопоставлять предельную выручку и предельные затраты. Когда MR > МС, фирма расширяет свое производство; если же MR < МС, фирма сокращает производство; при условии равенства MR и МС наступает равновесие фирмы.
Рис.2. Равновесие монополии
Цена определяется высотой кривой спроса (а не высотой предельной выручки) в точке выпуска, дающего максимум прибыли или минимум убытков (рис. 2, в). Равновесие монополии достигается при таком объеме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума. Цена при этом больше средних издержек.
Поскольку фирма-монополист является единственной фирмой в отрасли, постольку равновесие, достигнутое ею в краткосрочном периоде, будет являться равновесием и в долгосрочном периоде. В условиях долгосрочного равновесия монополист в отличие от совершенно конкурентного производителя, экономическая прибыль которого равна нулю, будет максимизировать прибыль (или минимизировать убытки) вследствие сохраняющихся барьеров на входе в отрасль.
Равновесие на совершенно конкурентном рынке достигается в точке Е, в которой равновесная цена равна Р , равновесный выпуск - Q, (рис. 3).
Потребительский излишек равен площади треугольника AEP1. После монополизации рынка равновесие достигается в точке пересечения MR и МС. Равновесная цена — Р2, равновесный выпуск — Q2. Как видим, в результате монополизации рынка выпуск продукта уменьшается, а цена увеличивается. Потребительский излишек после монополизации равен площади треугольника АКР2 т. е. он уменьшается на величину, равную площади трапеции P2KEP1. Эта величина составляет ущерб, приносимый монополией.
Рис. 2. Ущерб, приносимый монополией
Его можно разделить на две части: первая часть, равная P1P2KN, переходит от покупателей к монополии и служит источником ее прибыли. Вторая часть, равная площади треугольника KNE, составляет безвозвратные потери, так как ее не получают ни покупатели, ни монополист.
Монополист может увеличить свою экономическую прибыль путем проведения сложной стратегии ценообразования, связанной в первую очередь с назначением разных цен для различных покупателей. Ценовая дискриминация имеет место тогда, когда продукт продается по более чем одной цене и эта разница, в ценах не оправдывается, различиями в издержках производства.
Тесты
1) Ценовая дискриминация это:
а) продажа по разным ценам одной и той же продукции разным покупателям при одинаковых издержках производства;
б) различия в оплате труда по национальности и полу;
в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цена на потребительские товары;
г) повышение цены на товары и услуги более высокого качества;
д) все предыдущие ответы неверны;
е) все предыдущие ответы верны.
Ответ: а)
Слово «дискриминация» означает не ущемление чьих-либо прав, а «разделение».
2) Тип рынка, на котором имеется только одно предприятие – продавец;
а) монопсония;
б) монополия;
в) олигополия;
г) монополистическая конкуренция;
д) чистая конкуренция.
Ответ: б)
По-гречески «моно» – один, «полео» – продаю. Это означает, что монополия характеризует ситуацию наличия на рынке одного продавца.
Список использованной литературы
1. Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П.Николаевой. - М.: Проспект, 2006.
2. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. - М.: КноРус, 2001, 2006.
3. Теория переходной экономики. Учебное пособие. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
4. Основы экономической теории. Учебное пособие. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
5. Основы микроэкономики. Учебное пособие. Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
6. Микроэкономика: теория и российская практика. Учебное пособие. Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2005.
7. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics). Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2004.
8. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика. //Вопросы экономики, 2006, №1.