Содержание

Введение. 3

1. Понятие и функции рынка. 5

2. Структура рынка. 8

3. Механизмы функционирования рынков. 11

3.1. Цели функционирования рынков. 11

3.2. Регулирование оптовой и розничной торговли. 12

Заключение. 14

Задание. 16

Литература. 17

Введение

Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка является разносторонним. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее раз и навсегда явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.

Рынок представляет собой особую, универсальную систему принципов использования ограниченных ресурсов в сферах и отраслях, удовлетворяющих интересам растущего благосостояния общества1.

Невмешательство государства в механизм хозяйствования, защита конкуренции и права получения законных доходов оказались наиболее приемлемыми для преодоления противоречия между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей людей в разнообразных товарах.

Современная экономика – это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, полученные от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие денежный эквивалент этих товаров.

Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из “игры” по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.

Целью данной работы является изучение рынка, его структуры, а также и механизмов его функционирования.

Данная цель конкретизируется в виде следующих задач:

- раскрыть понятие рынка, а также рассмотреть функции рынка;

- рассмотреть структуру рынка;

- выявить механизмы функционирования рынков (на примере Хабаров-ского продовольственного рынка);

- сделать выводы о проделанной работе.

Данная работа была построена на основе таких материалов, как: Борисов Е. Ф. Экономическая теория; Самуэльсон П. А., Нордхаус В.Д. Экономика; Толкачев. С.  Несовершенная конкуренция; и др.




 

1. Понятие и функции рынка

Знакомство с рыночными отношениями начнём с простейшего определения рынка, а затем перейдем к более сложным понятиям.

В разных источниках литературы даны различные понятия рынка, но сущность этих понятий схожа.

1. Рынок – механизм формирования и движения воспроизводственных связей, базирующийся на товарно-денежных отношениях и конкуренции экономически самостоятельных субъектов хозяйствования (в широком смысле); совокупность актов купли-продажи, место, где совершаются сделки между продавцами и покупателями конкретного товара (в узком смысле)1.

2. Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг2. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд в общественном транспорте. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают:

а) местный (в пределах села, города, региона);

б) национальный (внутренний);

в) мировой.

Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем:

а) товарного производства;

б) рынков, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.

Исходное звено общей системы производства товаров оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:

а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен;

б) в самом производстве создаются ожидаемые доходы участников рыночных сделок;

в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создаётся необходимость самого рыночного обмена продуктами.

  В свою очередь, рынок оказывает обратное явление на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.                

Итак, рынок выполняет ряд важных социально-экономических функций:

1. Он является связующим звеном между производством и потреблением через механизм прямых и обратных связей. Инструменты рынка (цены, динамика спроса и предложения, процентные ставки, валютный курс, курс ценных бумаг и т. д.) служат важнейшим источником экономической информации, отражают ситуацию в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности и одновременно оказывают активное обратное воздействие на изменение этой ситуации, формирование основных экономических пропорций. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, область окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.

2. Выявляет общественную полезность тех или иных видов товаров и услуг, позволяет реально оценить их стоимость, определить, в какой мере издержки производства каждого товаропроизводителя коррелируются с общественно необходимыми издержками. Здесь рынок выполняет роль главного контролёра конечных результатов производства. Таким образом, рынок проводит, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов доходно или убыточно реализовывать товары, для покупателей разорительно или выгодно их приобретать?

3. Важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь, то, что тебе нужно…»1. Это предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки.

4. Рыночная конкуренция служит эффективным инструментом регулирования объемов производства, позволяет точно определить лидеров и аутсайдеров среди хозяйствующих субъектов, обеспечивает потребителю возможность выбора, заставляет фирмы использовать научно-технические нововведения, улучшать качество товаров и услуг для того, чтобы занять и удержать прочное положение на рынке. В то же время современный уровень общественного разделения труда, объективные преимущества крупно-масштабного производства, огромное количество высокотехнологичных и неоднородных товаров и множественность форм экономических связей между товаропроизводителями модифицируют модель конкуренции на рынке. «Совершенная» (или свободная) конкуренция, при которой полностью исключается возможность сговоров, контроля за ценами и количеством товаров со стороны отдельных индивидов или их групп, становится практически невозможной. Кроме того, в ряде случаев регулирующее воздействие рынка через свободные цены и конкуренцию объективно утрачивает свое значение. Так инструменты «чистого» саморегулирующегося рынка не могут использоваться как исключительные применительно к так называемым «коллективным» товарам, или товарам общественного пользования, которые нельзя купить или продать индивидуальному потребителю. К их числу относятся, в частности, продукция оборонных отраслей, энергетика, дороги и др. Так, рыночная и макроэкономическая оценка издержек на защиту окружающей среды, образование,   здравоохранение, культуру н др. могут существенно отличаться. Например, получение образования важно только для отдельного  члена  общества.

Рыночная система включает частные и территориальные рынки.  Частные рынки делятся по основным видам товаров (средства производства и потребительские товары) и факторов производства (рынок рабочей силы, рынок капиталов, рынок природных ресурсов). Исходя из территориальных границ, выделяют рынки местного, национального и мирового уровня.

Вместе с тем рынок – нерасторжимое  единство его составляющих. Разработанная Правительством России «Программа углубления экономических реформ» нацелена на открытие простора для эффективного действия рыночных сил и механизмов, их использование в интересах экономического проста и повышения благосостояния населения.

Описанные здесь функции рынка, свойственны ему, скорее в начальный период его существования в доиндустриальную эпоху. Тогда рынок был в неразвитом, в слитом, в нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставляющему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов.

  Если человек прожил всю жизнь в российской деревне или небольшом городе, то ему трудно понять, как преобразился известный ему с детства рынок в конце ХХ столетия. Почему сейчас говорят не просто о рынке, а о системе рынков.


2. Структура рынка

Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации1.

Существует 4 типа структуры рынка:

1) совершенная конкуренция;

2) монополистическая конкуренция;

3) олигополия (дуополия);

4) монополия.


1. Совершенная конкуренция

Характеризуется:

1)                     Множеством мелких фирм

2)                     Однородностью продукции

3)                     Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли)

4)                     Равным доступом ко всем видам информации

2. Монополистическая конкуренция

Характеризуется:

1)                     Множеством мелких фирм

2)                     Неоднородностью продукции

3)                     Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли)

4)                     Несколько ограниченным доступом к информации

3. Олигополия

Характеризуется:

1)                     Небольшим числом крупных фирм

2)                     Неоднородностью (или однородностью) продукции

3)                     Возможными затруднениями при входе (из отрасли)

4)                     Несколько ограниченным доступом к информации

4. Монополия

Характеризуется:

1)                     Одной фирмой

2)                     Уникальностью продукции

3)                     Практически непреодолимыми барьерами на вход

4)                     Несколько ограниченным доступом к информации

Разнообразие видов монополии

Закрытая монополия

Естественная монополия

Открытая монополия

Монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.

Отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок.

Монополия, при которой одна по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

3. Механизмы функционирования рынков

(на примере Хабаровского продовольственного рынка)

3.1. Цели функционирования рынков

Основной задачей функционирования продовольственного рынка г.Хабаровска является поддержка производителя, как наименее защищенного субъекта во всей инфраструктуре продовольственного рынка.

При этом цель городского функционирования продовольственного рынка страны можно сформулировать следующим образом:

- создание благоприятных условий для эффективного, экономически рентабельного снабжения потребителей качественными продовольственными продуктами отечественного производства по ценам, соответствующим уровню платежеспособного спроса.

Такие условия могут быть созданы только при стабильности на рынке и баланса спроса и предложения. Причем необходимо, чтобы рынок был сбалансирован в любой момент времени. Таким образом, можно выделить два аспекта функционирования:

- обеспечение баланса спроса и предложения на рынке в любой момент времени;

- обеспечение экономического паритета для всех участников рынка, включая производителей сырья, переработчиков, импортеров сырья и готовой продукции, оптовых торговцев.

Исходя из поставленной цели, при разработке механизмов функционирования необходимо обеспечить соблюдение баланса интересов производителя, переработчика, торговца и потребителя.

Эта цель может быть достигнута следующим образом:

bullet

Стимулирование платежеспособного спроса

bullet

Регулирование оптовой и розничной торговли

bullet

Комплексное регулирование продовольственного рынка

bullet

Сглаживание сезонных колебаний

bullet

Создание благоприятных условий для экспорта продовольствия.


Таким образом, можно разделить механизмы функционирования на общегосударственные, то есть те механизмы, которые оказывают влияние на экономику государства в целом и находятся исключительно в компетенции государства (например, внешнеторговая политика) и внутриотраслевые, призванные сбалансировать экономические взаимоотношения между операторами рынка.

3.2. Регулирование оптовой и розничной торговли

Торговля является неотъемлемым элементом отрасли и производственные проблемы тесно связаны с торговыми. В контексте городского функционирования продовольственного рынка необходимо принимать меры по оптимизации торговли и повышению эффективности торговой системы. То есть непроизводственные расходы должны сводиться к минимуму, в то же время доля торговой наценки в цене потребителя должна снижаться.

Регулирование оптовой торговли является серьезным рычагом стабилизации цен. Общеизвестно, что зачастую колебания цен вызываются даже не объективными экономическими факторами, а ожиданиями операторов рынка, связанными с общеэкономической ситуацией, политическим положением и т.д. В России в настоящее время отсутствует система ценовых ориентиров, аналогичная биржам в других странах, где каждый оператор знает на какую величину цена в его регионе отличается от биржевой и может с большей степенью точности прогнозировать цену на свой товар, ориентируясь на биржевые фьючерсные цены. Отсутствие такой системы порождает неопределенность и стремление операторов рынка поскорее продать товар, что неизбежно приводит к понижению цен, при этом товарные запасы операторов ограничены, что порождает риск образования дефицита при изменении ситуации. Это приводит к тому, что рынок лихорадит.

Очевидно, что создание биржевой системы в России на данном этапе невозможно, так как на это требуются десятки лет, однако сбор ценовой статистики и прогнозирование цен на основные товары должно являться государственной задачей, так как такого рода информация сама по себе является стабилизирующим фактором.

Система торговли продовольственными товарами должна отвечать требованиям к качеству реализуемой продукции и к добросовестности торговцев. Причем если при невыполнении первого требования страдает потребитель, то во втором случае серьезный ущерб несет производитель. Неплатежи и недобросовестное выполнение договорных обязательств еще в большей мере усугубляют положение производителя. В этой связи для защиты производителя и потребителя может применяться лицензирование оптовой торговли. Таким образом, может быть обеспечено выполнение вышеупо-мянутых требований.

Также в контексте регулирования торговли продовольствием значи-тельную роль играют оптовые продовольственные рынки, устанавливающие единые и прозрачные правила торговли для операторов, осуществляющие контроль качества продукции и исполнения сделок. Частично реализация мер регулирования торговли может быть возложена на систему оптовых продовольственных рынков.

Регулирование розничной торговли направлено на то, чтобы потребитель получал качественную продукцию, соответствующую современным требова-ниям к продовольственным товарам. С этой целью для отдельных продо-вольственных товаров может нормироваться маркировка, название, тип и объем упаковки. В настоящее время в Хабаровске розничная реализация ряда продовольственных товаров далека от совершенства. Фасовка товаров зачастую осуществляется непосредственно в торговой точке.

Заключение

Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка является разносторонним. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

Рынок представляет собой особую, универсальную систему принципов использования ограниченных ресурсов в сферах и отраслях, удовлетворяющих интересам растущего благосостояния общества.

Современная экономика – это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, полученные от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие денежный эквивалент этих товаров.

Исходя из проделанной работы можно сделать определенные выводы. Рыночная система представляет собой взаимодействие и сочетание различных экономических структур, довольно интересных по своему содержанию, хозяйственной практики и правового обеспечения, экономической политики и многого другого. Отсутствие любого элемента немедленно вызовет сбои, приведёт  к неэффективному развитию экономической системы. Именно поэтому в настоящее время усиливаются роль и значение государства как гаранта цивилизованного развития рынка.

Изданием различных законодательных актов, проведением соответст-вующей экономической политики оно создаёт «правила игры», которым следуют участники рынка.

Государство не должно управлять хозяйственной деятельностью предприятий путем дачи указаний типа, что и сколько производить. Его цель – создать условия, выполнение которых обеспечило бы полную хозяйственную независимость предприятий как в области производства, так и в области реализации, свободу заключения договоров с хозяйственными субъектами, выход на внешний рынок, ведь «…чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия»1.


          


Задание

1. Рыночная инфраструктура включает в себя три основных элемента:

г) рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.

2. Основными преимуществами рыночного механизма считают:

д) верны ответы а), б), в): это эффективное распределение ресурсов, оптимальное использование результатов НТР и высокая адаптивность к изменяющимся условиям.

3. К трем основным факторам производства можно отнести:

б) капитал, труд, землю.


                                                                                           

                                                        

               

 

                        

 


      

Литература


1.                      Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М.: «Юрайт», 2000.

6.                      Борисов Е. Ф.  Основы  Экономики. М.: Издательство «Юристъ», 1998.

2.                      Дадалко В.А. Мировая экономика. – Мн.:  Интерпрессервис, 2003. – 592 с.

3.                      Киперман Г. Я. Рыночная экономика. М.: Издательство «Республика», 1994.

4.                      Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., 1991.

5.                      Прогнозирование и планирование экономики. / Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 380 с.

6.                      Рузавин. Г.И.  Основы рыночной экономики. М.: «ЮНИТИ», 1996.

7.                      Самуэльсон П. А., Нордхаус В.Д. Экономика. – М.: Изд-во Бином-Кно-Рус, 1997. – Гл. 1, 2.

8.                      Толкачев. С.  Несовершенная конкуренция. // «Российский экономический журнал». 1993. N.5. 

9.                      Экономическая теория. / Под ред. Базылева Н.И. – Мн.: Интерпрессервис, 2001. – 640 с.





1 Экономическая теория. / Под ред. Базылева Н.И. – Мн.: Интерпрессервис, 2001. – с. 46.

1 Киперман Г. Я. Рыночная экономика. М.: Издательство «Республика», 1994. – с. 15.

2 Борисов Е. Ф. Экономическая теория. М.: «Юрайт», 2000. – с. 56.

1 Фридмен М. Если бы деньги заговорили, М., 1999. – с. 14.

1 Самуэльсон П. А., Нордхаус В.Д. Экономика. – М.: Изд-во Бином-Кно-Рус, 1997. – с. 151-152.

1 Прогнозирование и планирование экономики. / Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – с. 3.