1.     Причины возникновения проблемы внешнего долга


Отечественное производство не развивается, растет безработица, и, как следствие, резко увеличивается нагрузка на бюджет. Ведь прибыли предприятия не дают — откуда же взяться деньгам на выплату пенсий, пособий и зарплат бюджетникам?

Как итог — внешние заимствования. Но беда в том, что они шли не в реальное производство, а в финансовые пирамиды, организованные государством: ГКО, векселя, займы под гарантии Минфина и так далее. Иностранные инвесторы вкладывали в эти пирамиды средства, но, как показал пример МММ (а ГКО — одна из разновидностей МММ), долго продержаться пирамида не может: производство стоит, а внешний и внутренний долги растут. И как только уровень этих долгов достиг критической массы, возникла реальная угроза банкротства всей страны, потому что чуть ли не все бюджетные поступления шли на погашение долгов.

Какой же выход нашли наши “реформаторы”? Заморозили иностранные вложения и провели, по сути, девальвацию рубля (хоть президент и заверял нас, что девальвации не будет). Страна в одночасье потеряла доверие у иностранных инвесторов; а предприятия, сколько бы ни грозил им “великий и ужасный” Борис Федоров, просто не в состоянии заплатить налоги, так как обросли по уши квазиденьгами — теми самыми ГКО, векселями, бартером и прочая “Живые” деньги составляют у них от силы 6—7%, а налоги берутся со всего оборота, включая 60—70% фиктивных денежных средств. Вот почему разговоры о сборе налогов в такой ситуации просто несерьезны — как сказала бы гадалка, пустые хлопоты. С надутой “пустым воздухом” налоговой базы реальные налоги не соберешь.[1]




2.     Тенденции в решении долговой проблемы РФ


Помимо долгов бывшего СССР с 1991 г. Российская Федерация произвела собственные внешние и внутренние заимствования на сумму 77,1 млрд. долл. и 648,3 млрд. руб. соответственно. Такая активная политика на рынке внутренних и внешних заимствований была обусловлена в первую очередь проводимой в этот период жесткой денежно-кредитной политикой.

В соответствии с ней объем денежной массы в экономике сохранялся неизменным, и поэтому использовались только неэмиссионные источники финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что в период с 1992 г. по 1998 г. дефицит федерального бюджета был очень значителен и составлял не менее 18% от расходов. Общий объем бюджетного дефицита за 1992-1998 гг. превысил 1,3 трлн. руб. в ценах 1998 г.

Внешние заимствования были предоставлены России международными финансовыми организациями (МВФ, МБРР, ЕБРР), иностранными государствами (Германией, США, Францией) и частными иностранными компаниями. Часть валютных кредитов была получена от Центрального банка РФ за счет сокращения его золотовалютных резервов. Помимо этого Министерство финансов Российской Федерации выпустило и разместило несколько траншей еврооблигаций и облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ)

Государственный внешний долг России, включая обязательства бывшего СССР, на 1 января 2005 года сократился до $110,5 млрд. по сравнению с $119,7 млрд. на 1 января 2004 года, говорится в сообщении Минфина РФ.

При этом при пересчете в евро объем внешнего долга РФ за 2004 год также уменьшился - до 81,1 млрд. евро на 1 января 2005 года с 95,7 млрд. евро на 1 января 2004 года.

В том числе задолженность РФ перед странами - участницами Парижского клуба кредиторов снизилась на 1 января 2005 года до $43,1 млрд. (31,7 млрд. евро) по сравнению с $47,7 млрд. (38,2 млрд. евро) на 1 января 2004 года. Между тем долг перед странами, не вошедшими в Парижский клуб, сократился на 1 января 2005 года до $6,6 млрд. (4,9 млрд. евро) по сравнению с $7 млрд. (5,6 млрд. евро) на начало 2004 года.

Из своих внешних долговых обязательств на сегодняшний день российское правительство обслуживает еврооблигации, кредиты, полученные от международных финансовых организаций, ОВВЗ (кроме 3-го транша) и выплачивает проценты по долгам Парижскому клубу кредиторов. В начале августа 1999 г. с представителями Парижского клуба кредиторов была достигнута договоренность о реструктуризации долгов. На переговорах был определен льготный период до 2020 г., в течение которого Министерство финансов РФ будет платить только часть процентов и лишь по его окончании приступит к выплатам основной суммы долга.

По долгам Лондонскому клубу российское правительство платежи не производило, т.е. находилось в состоянии технического дефолта. В феврале 2000 г. в результате длительных переговоров правительства РФ с представителями Лондонского клуба была достигнута договоренность о реструктуризации, в соответствии с которой после списания примерно трети долга оставшаяся часть обязательств будет переоформлена в еврооблигации с льготным размером купона. Общая величина внешнего долга сократилась при этом незначительно - на 6,3%.

Новые обязательства приобретут статус государственного долга, и соответственно отказ выплат по этим облигациям будет квалифицирован как суверенный дефолт России. Кроме того, дальнейшая реструктуризация этих долгов будет крайне затруднена. Во всяком случае, первые прецеденты отказа выплат по еврооблигациям или попытки реструктуризации появились на мировом финансовом рынке лишь в конце 1999 г., когда вслед за отказом Эквадора выплатить проценты по евробондам власти Пакистана в добровольно-принудительном порядке предложили своим инвесторам обменять еврооблигации на новые бумаги собственного образца. До этого в мировой практике не было случаев дефолта по суверенным еврооблигациям, выпущенным в соответствии с международным законодательством.

Во избежание суверенного дефолта по внешнему долгу, грозящего финансовой изоляцией, Россия помимо еврооблигаций должна продолжать обслуживание кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями. Обслуживание кредитов МВФ и МБРР предполагалось осуществлять за счет новых заимствований. Однако невыполнение Россией отдельных условий МВФ подвергает сомнению получение новых кредитов в запланированные сроки.

Таким образом, очевидно, что даже в случае периодического подтверждения согласия представителей Лондонского клуба кредиторов на реструктуризацию задолженности, долговая нагрузка на российский бюджет снизится незначительно, и российскому правительству по-прежнему будет крайне сложно полностью и в срок обслуживать все свои долговые обязательства. Однако при этом необходимость реструктуризации долгов бывшего СССР, возможно, на более благоприятных для России условиях, остается несомненной.

Как бы то ни было, очевидно, что без проведения структурных реформ национальной экономики дальнейшее наращивание долга является бесперспективным. В связи с этим следует обратить внимание на практику принятия федеральных бюджетов с огромным бюджетным дефицитом. Именно продолжительный и значительный дефицит бюджета явился одной из основных причин стремительного роста объема государственного долга.[2]


3.     Инструменты контроля за состоянием МВС


Валютные отношения не существуют сами по себе, а воплощены в определенную валютную систему, основными элементами которой являются:

1. Международный денежный товар.

2. Валютный курс и его режим.

3. Валютный рынок.

Рассмотрим данные составные власти валютной системы.

1. Международный денежный товар – это такой товар (валюта), которая функционирует в качестве средства международных расчетов.

Специальные права заимствования - международные платежные средства, выпускаемые Международным валютным фондом, которые используются для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах. Эта коллективная валюта представляет собой средневзвешенную комбинацию валют ведущих стран мира. В корзину SDR входят: доллар США, марка Германии, японская иена, французский франк, английский фунт, стерлингов. Удельные веса каждой из этих национальных валют в корзине определяются с учетом роли страны в международной торговле, а для доллара учитывается его роль в международных расчетах.

2. Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Валютные курсы могут иметь разные режимы: плавающие и фиксированные.

Фиксированные валютные курсы предполагают осуществление обмена одной валюты на другую на основе золотого паритета. Золотой паритет определяется равенством золотого содержания валют. Например, если золотое содержание валюты А равно 0,4 г золота, а золотое содержание валюты В - 0,1 г золота, то золотой паритет составит: 1 денежная единица А = 4 денежным единицам 8.

Фиксированный валютный курс колеблется вокруг золотого паритета в зависимости от спроса и предложения. Однако эти ограничения обычно не превышают 1% паритете в противном случае государство будет вынуждено повысить или понизить золотое содержание своей валюты. Фиксированные валютные курсы были характерны для золотого, золото-девизного и золотодолларового стандартов.

Плавающий валютный куср предполагает обмен одной валюты на другую в зависимости от спроса и предложения. Плавающие валютные курсы характерны для современного многовалютного стандарта, когда устарело само понятие "золотое содержание" валюты. Существуют различные виды плавающих валютных курсов. Валютные курсы могут плавать свободно, т.е. исключительно под воздействием спроса и предложения на валютном рынке. К таким валютам относятся самые "сильные", например доллар. Валютные курсы могут плавать совместно. Страны, использующие совместные валютные курсы, в расчетах друг с другом фиксируют колебания курсов, а с другими странами используют режим свободного плавания. Такими странами являются страны "Общего рынка", кроме Великобритании. Валюты также могут плавать СВЯЗАННО с другими валютами. Страны, использующие связанные валютные курсы, устанавливают жесткую фиксацию своего валютного курса по отношению к валюте одной из ведущих стран (как правило, к доллару США или французскому франку) или к какой-нибудь коллективной валюте (обычно, к SDR). Валюты этих стран плавают вместе с валютой, к которой они привязаны.

Соотношение покупательной способности валют лежит именно в основе колебаний валютных курсов, на реальные валютные курсы действует множество факторов, отклоняющих их от паритета покупательной способности.

1. На разные валюты никогда не покупают совершенно одинаковый набор благ. Например, отдых на Гавайских островах вряд ли можно купить за рубли, вряд ли можно купить буханку дверного хлеба в обыкновенной московской булочной за доллары или марки.

2. Валютные курсы зависят от уровня конкурентоспособности национальных товаров на внешних рынках. Это означает, что валютные курсы в большей степени зависят от соотношения цен тех благ, которые являются предметом международной торговли (автомобили, ЭВМ, нефть, сельскохозяйственные продукты), и в меньшей степени от тех благ, которые редко ввозятся или вывозятся (услуги, жилища).

З. Валютный курс находится под воздействием темпов инфляции. Допустим, в стране А деньги обесцениваются на 10 % в год, т.е. на 100 денежных единиц А в начале года можно купить столько же товаров, как на 90 денежных единиц А в конце года. В стране В инфляция составляет 100 % в год. Чтобы обезопасить себя от инфляции, владельцы валюты В будут стремиться обменять ее на валюту А как более устойчивую. Итак, спрос на валюту А возрастет, но ее предложение сократится (кому захочется обесценивать свои деньги?). Для сбалансирования ситуации курс валюты упадет, и падение это будет тем сильнее, чем выше темпы инфляции в стране В по отношению к стране А. Действительно, если бы темпы инфляции а обеих странах совпадали, то при прочих равных условиях валютный курс не изменился бы.

4. Валютный курс находится под влиянием различий процентных ставок в разных странах. Высокие процентные ставки, стимулируя приток капиталов в страну, способствуют повышению курса ее национальной единицы, поскольку увеличивается спрос на нее со стороны  иностранных должников. Снижение же процентных ставок приводит к оттоку капиталов за границу, что порождает тенденцию к падению курса национальной валюты, так как должники продают ее за иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств. Соответственно увеличивается предложение при снижении спроса. О влиянии разницы в процентных ставках на валютный курс свидетельствует такой факт: в первой половине 80-х годов повышение процентной ставки правительством США дало мощный толчок иностранному капиталу по его притоку в страну, что сопровождалось поднятием курса доллара и понижением курса валют стран Западной Европы и Японии. И это повышение курса доллара имело место, несмотря на более высокий темп инфляции в США, чем в ФРГ и Японии.

5. Валютный курс находится под влиянием внешнеэкономических факторов, прежде всего, – под влиянием государственной политики.

Государство может значительно ограничивать валютные операции. Для пополнения своих валютных резервов государство может заставлять предприятия продавать по официально заниженному курсу или просто отдавать в виде налога часть своей валютной выручки. Государство может ограничивать свободу валютного обмена, т.е. ограничивать выбор посредников при совершении операций. Перечисленные действия государства приводят к снижению предложения иностранной валюты на национальном рынке, следовательно, ведут и падению курса национальной валюты.[3]



Список используемой литературы

  1. www.pravda.ru/archive/best/polit/Ispravnikov.htm
  2. Паутола Н. Управление внешним долгом: мировой опыт и возможности решения долговой проблемы в России Доклад Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП)
  3. Лусников А. Внешний долг РФ: экспортный вариант пирамиды или ресурс для экономического возрождения страны? // РЦБ. – 200, № 5.

[1] www.pravda.ru/archive/best/polit/Ispravnikov.htm

[2] Паутола Н. Управление внешним долгом: мировой опыт и возможности решения долговой проблемы в России Доклад Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП)

[3] Лусников А. Внешний долг РФ: экспортный вариант пирамиды или ресурс для экономического возрождения страны? // РЦБ. – 200, № 5.