Содержание

Введение. 3

1. Характеристика предприятия, как хозяйствующего субъекта. 4

2. Характеристика прямых затрат себестоимости. 9

Заключение. 11

Список литературы.. 12


Введение

Предприятие представляет собой хозяйственную единицу экономической системы страны. Исключительная многогран­ность предприятия позволяет рассмотреть лишь определенное (ограниченное) число основных признаков и внешних связей, структурных характеристик, протекающих в ней процессов и действующих участников.

Первоначально в отечественной политике акцент был сде­лан на понятие предприятия как хозяйственной единицы. В на­стоящее время предприятие рассматривают как хозяйствующий субъект и в статистике приводятся группировки по секторам эко­номики. Нельзя забывать необходимость учета вида деятельности предприятия.

Согласно изложенным положениям предприятие пред­ставляет собой хозяйствующий субъект, имеющий в собствен­ности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обо­собленное имущество и отвечающий по своим обязательствам этим имуществом.

Целью контрольной работы является изучение экономики организации, в частности сущность предприятия и издержки предприятий.

Задачей контрольной работы будет:

1. Характеристика предприятия, как хозяйствующего субъекта;

2. Характеристика прямых затрат.

1. Характеристика предприятия, как хозяйствующего субъекта.

Предприятие - основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладаю­щий правами юридического лица и осуществляющий производст­венную, научно-исследовательскую и коммерческую деятель­ность с целью получения соответствующей прибыли (доходов).

Дословно положения трактуются в статье 48 ГК РФ в следующей редакции: «Юридическим лицом признается органи­зация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвеча­ет по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не­имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответ­чиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный ба­ланс или смету».[1]

В указанной статье ГК РФ и в определениях понятия под­черкивается то, что предприятие производит продукцию и явля­ется юридическим лицом. В данном случае продукция рассмат­ривается 4сак-результат деятельности предприятия, который мо­жет выступать в виде вещественного продукта, работ и услуг.

Здесь назван и один из важных признаков предприятия -наличие обособленного имущества. Этот признак является об­щим для всех существующих предприятий и имеет большое зна­чение при анализе его деятельности - при расчетах показателей финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия и г. д.

При характеристике понятия предприятия важен учет цели деятельности. В статье 50 ГК РФ указано: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)».

Необходимо подчеркнуть, что некоммерческая организа­ция может осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль лишь постольку, поскольку это служит целям, ради которых она создана.

Из приведенных положений видно, что юридический термин «предприятие» заменен на термин «организация». Этот не совсем продуманный шаг имеет и отрицательные последствия: требуется внести уточнения во все словари, учебники и т. п., отказаться от привычных и логически обоснованных определений и т. д. С точки зрения всей системы экономических отношений все хозяйствующие субъекты рыночных экономик понимаются как предприятия, а в ГК РФ они представлены как коммерческие и не коммерческие организации.

Юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, общие при­знаки которых характеризуются ниже.

К числу некоммерческих организаций относятся потреби­тельские кооперативы, общественные или религиозные организа­ции (учреждения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды и другие формы, предусмот­ренные законом.

В положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», утвержденном приказом Министерства финансов РФ от 28 июля 1994 г. № 100 указано: «Под предприятием в дальнейшем понимаются предприятия и организации, являющие­ся юридическими лицами по законодательству Российской Феде­рации, включая учреждения и организации, основная деятель­ность которых формируется за счет бюджета».

Важно отметить, что ранее в Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (отменен в связи с вводом в действие части ГК) многие вопросы, касающиеся организации деятельности предприятий (не противоречащие ГК), весьма удачно изложены и поэтому их целесообразно использовать и в настоящее время: о сфере деятельности предприятий, ценах и це­нообразовании, о планировании деятельности предприятий, фи­нансовых и кредитных отношениях, внешнеэкономической дея­тельности, контроле за деятельностью предприятия и ответствен­ности предприятия.[2]

Начало деятельности предприятия определяется в соответ­ствии с положением статьи 51 ГК РФ. «Юридическое лицо под­лежит государственной регистрации в органах юстиции в поряд­ке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Дан­ные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеоб­щего ознакомления... Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации».

Каждое предприятие, как юридическое лицо, действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (ст. 52 ГК РФ). В перечисленных документах указывается предмет и цели деятельности предприятия. Анализ этих документов свидетельствует о том, что особенностью современных предприятий является их многопрофильность. В этой связи на практике имеется необ­ходимость определять основной вид деятельности по следующим критериям:

• удельному весу в выручке от реализации продукции (работ, услуг);

• удельному весу прибыли от реализации продукции (работ, услуг).

По учредительным документам определяют число пози­ций, относящихся к производственной деятельности или оказа­нию услуг.

К производственной деятельности предприятия относит­ся производство вещественных благ и выполнение работ по внешним заказам.

Услуги по своему характеру разнообразны и поэтому для v ючнения понятия «основная деятельность» их классифицируют па услуги производственного характера (ремонт техники, авто­мобилей и т. п.) и непроизводственного (консалтинговые, финан­совые, образовательные и т. п.).

Необходимо также учитывать, что товары - это вещи, которые не обязательно использовать сразу после изготовления, и поэтому можно формировать их запасы, а услуги - это действия, которые невозможно хранить или передавать.

Качество товаров определяется их полезностью (способ­ностью удовлетворять наши потребности), редкостью (из-за ог­раниченности ресурсов для их производства) и ресурсоемкостью.

Товар включает в себя одновременно благо (поскольку он нужен потребителям) и затраты (поскольку для его производства нужны ресурсы). Указанные свойства товаров учитываются при Формировании спроса и предложения, в результате взаимодействуют и я которых определяется окончательная цена товара на рынке и шаров и услуг.

Наряду с юридическими лицами отдельные граждане в праве заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной реги­страции в качестве индивидуального предпринимателя.

Из приведенных положений можно сформулировать, что предприятие представляет собой хозяйствующий субъект, в котором планомерно комбинируются факторы производства, чтобы посредством изготовления товаров или оказания услуг обеспечить достижение целей этого хозяйствующего субъекта и его собственника.

Важным признаком предприятия как юридического лица является его способность выступать на рынке от своего имени. Оно в соответствии с законодательством может заключать все виды гражданско-правовых договоров с другими хозяйствующи­ми субъектами потребителями продукции, поставщиками всех факторов производства, с другими юридическими и физическими лицами.

К числу основных признаков предприятия как юридиче­ского лица относятся и его право (возможность) быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в арбитражном суде в случаях нарушения законодательства или условий договоров.

Любое юридическое лицо должно иметь свое наименова­ние, содержащее указание на его организационно-правовую фор­му. В статье 54 ГК РФ указано, что наименование некоммерче­ских и коммерческих организаций должно содержать указание на характер деятельности юридического лица. Во всех случаях предприятия указывают в учредительных документах место сво­его нахождения.[3]

2. Характеристика прямых затрат себестоимости.


В экономической литературе обоснованно издержки про­изводства и обращения промышленного предприятия рассмат­ривают как денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности. Эту же катего­рию характеризуют как затраты живого и овеществленного труда предприятия на изготовление продукции, выполнение работ и оказания услуг и их реализацию (сбыт). На практике при харак­теристике всех издержек производства и обращения используют термин «затраты на производство».

Понятие «затраты» более емкое, чем понятие «издержки производства и обращения». При характеристике последних в их состав не включают затраты, связанные с упущениями в хозяйст­венной деятельности, и расходы будущих периодов.

Затраты, относящиеся к выпущенной продукции, харак­теризуют ее себестоимость. Их еще называют текущими из­держками производства и обращения.

Себестоимость продукции (работ, услуг) рассматривают также как часть стоимости этой продукции, включающий по­требленные средства и предметы труда, услуги других предпри­ятий, оплату труда работников и т. д., выраженные в денежной форме. Этот показатель характеризует во что обходится каждому предприятию производство и сбыт продукции (работ, услуг).

Затраты представляют собой средства, израсходован­ные в целях обеспечения реализации продукции, получения дохо­дов и прибыли. В себестоимости продукции, как синтетическом показателе, находят отражение различные стороны производст­венно-финансовой деятельности предприятия. Поэтому эконом­ное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг является условием повышения эффективности производст­венных процессов и увеличения прибыли.[4]

Основной состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, устанавливается в централизованном порядке. Прин­ципы ее формирования определены Налоговым кодексом РФ

В указанных нормативных актах разграничены затраты, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) и произ­водимые за счет других источников финансирования (возмещае­мых за счет финансовых результатов, госбюджета и др.). Госу­дарство оказывает воздействие на формирование себестоимости продукции не только через названные законодательные и норма­тивные акты, а и установлением отчислений от оплаты труда в фонд социального страхования, пенсионный фонд РФ, норм амортизационных отчислений от стоимости основных фондов, размеров различных налогов и сборов и т. д.

В НК РФ указано, что себестои­мость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимост­ную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, рабочей силы, а также затраты на производство и реализацию.

На практике различают себестоимость товарной и реали­зованной продукции. При определении себестоимости реализо­ванной продукции (Ср) необходимо учитывать, что часть товар­ной продукции данного или предыдущего периода осталась на складе. Поэтому из приведенной себестоимости (Сп) надо вы­честь разность себестоимости готовой продукции на складе на конец (Стзк) и начало (Стнз) периода: Ср = С„ - (Стзк - Стзн).

Заключение

Определение себестоимости зависит от количества видов выпускаемой продукции. Предприятия делятся на специализиро­ванные и многономенклатурные. По первым себестоимость еди­ницы продукции определяют путем деления фактических затрат за отчетный период на количество выпущенной продукции. При выпуске разнообразной продукции по документам устанавливают прямые расходы, затем распределяют косвенные расходы. Под­считанные затраты делят на количество выпущенных изделий и так определяют фактическую себестоимость отдельного вида продукции.

Таким образом, деление затрат на прямые и косвенные осуществляется в зависимости от того, как относятся издержки на определенный вид продукции или подразделение предприятия -напрямую или путем распределения. Такое деление издержек уп­рощает их анализ и принятие решения на его основе.

Обобщение опыта предприятий по плани­рованию, учету и калькулированию себестоимости продукции, анализ официальных нормативных документов позволяют опре­делить следующую номенклатуру статей расходов: сырье и мате­риалы (1); возвратные доходы (вычитаются) (2); покупные изде­лия и полуфабрикаты (3); топливо и энергия на технологические цели (4); основная заработная плата производственных рабочих (5); отчисления на социальные нужды (6); расходы на подготовку и освоение производства (7); общецеховые расходы (8); общеза­водские (общехозяйственные) расходы (9); прочие производст­венные расходы (10); коммерческие расходы (11).[5]


Список литературы

1.     Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник. – Москва. Финансы и статистика, 2002, - 248 с.

2.     Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.Л. «История экономических учений» - М.: НГА, 2004, - 264 с.

3.     Дж. К. Ван Хорн. Основы управления финансами – Москва. Финансы и статистика, 2002, - 354 с.

4.     Долан Э. Дж., Линдсей Д. «Рынок. Микроэкономическая модель». –С.-Пб., 2004, - 289 с.

5.     Дынкин А.А. «Предпринимательство в конце XX века.» - М.: Наука,2002, - 254 с.



[1] Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник. – Москва. Финансы и статистика, 2002, - 148 с.


[2] Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.Л. «История экономических учений» - М.: НГА, 2004, - 204 с.


[3] Дж. К. Ван Хорн. Основы управления финансами – Москва. Финансы и статистика, 2002, - 254 с.


[4] Долан Э. Дж., Линдсей Д. «Рынок. Микроэкономическая модель». –С.-Пб., 2004, - 209 с.


[5] Дынкин А.А. «Предпринимательство в конце XX века.» - М.: Наука,2002, - 154 с.