Содержание

Введение. 3

1. Экономическое содержание, состав и значение розничного товарооборота. 4

2. Показатели, цели, задачи и последовательность анализа розничного товарооборота. 7

3. Комплексный анализ показателей розничного товарооборота Ключевского райпо по общему объему. 19

4. Резервы увеличения розничного товарооборота райпо. 24

Заключение. 33

Библиографический список. 35


Введение

Розничная торговля представляет собой продажу товаров единичными предметами или их небольшим количеством конеч­ному потребителю. Этот процесс выступает завершающим зве­ном движения товаров в сфере обращения.

Истинная функция торговли (товарно-торгового капитала) - это купля ради продажи.

Для ее осуществления необходимо довести товары до по­требителей. В данном случае торговля организует пространст­венное перемещение товаров от производителей к потребите­лям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению про­цесса производства в сфере обращения (транспортировка това­ров, их хранение, расфасовка и упаковка и т. п.).

Процесс купли и продажи товаров складывается из двух этапов: купля товаров (Д - Т), которая означает передачу их про­изводителями торговым организациям, и продажа товаров потре­бителям (Т - Д). Задержка товаров в сфере обращения на втором этапе отрицательно влияет на кругооборот общественного про­дукта, на снижение эффективности производства. Поэтому перед торговлей стоит задача мобилизовать имеющиеся резервы по ус­корению реализации товаров. Тем самым она будет способ­ствовать обеспечению непрерывности воспроизводства общест­венного продукта и повышению его эффективности.

Целью курсовой работы будет углубленное изучение экономического анализа розничного товарооборота.

Задачей будет:

1. Экономическое содержание розничного товарооборота;

2. Показатели, цели анализа;

3. Комплексный анализ;

4. Резервы увеличения товарооборота.

1. Экономическое содержание, состав и значение розничного товарооборота.

Розничный товарооборот отражает различные стороны социально-экономических отношений в стране и являет­ся сложной экономической категорией и важным синтетическим (обобщающим) показателем. Он представляет собой объем продажи товаров населению через все каналы реализации. Его вели­чина на уровне страны и регионов складывается из объема реали­зации розничных торговых предприятий и объема продажи то­варов населению на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (данные получают путем выборочных статистических об­следований). В каждом статистическом сборнике данные о роз­ничном товарообороте приводятся с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на веще­вых, смешанных и продовольственных рынках.[1]

Среди показателей, выражающих конечные результаты функционирования торговли, большое значение имеет объем продажи товаров и оказание услуг.

В статье 492 ГК РФ указано, что согласно договору роз­ничной купли-Продажи продавец, осуществляющий продажу то­варов в розницу обязуется передать покупателю товар, предна­значенный для личного, семейного, домашнего или иного исполь­зования, не связанного с предпринимательской деятельностью (это один из важнейших признаков определения вида торговли). Во всех случаях оборот, возникающий при реализации товаров подотчетным лицам юридического лица через кассовый аппарат, учитывается у продавца в составе розничного товарооборота так как нет возможности установи, для каких целей приобретен то­вар

Согласно инструкции Госкомстата России «розничным то­варооборотом является продажа товаров за наличный расчет на­селению». В этой Инструкции в состав розничного оборота включается также продажа продовольственных товаров отдель­ным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т. п.) по безналичному расчету из розничной сети, мелкооптовых баз, сети предприятий питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения.

Продажа непродовольственных товаров (ранее относимая к розничному товарообороту) юридическим лицам по безналич­ному расчету для их собственных нужд считается оптовой про­дажей.

Данные о розничном товарообороте представляют как ор­ганизации розничной торговли, так и организации других отрас­лей экономики, если они осуществляют продажу населению при­обретенных на стороне потребительских товаров или потреби­тельских товаров собственного производства через торговые за­ведения, находящиеся на их балансе или с оплатой через свою кассу.

Розничный товарооборот учитывается в розничных ценах, т. е. фактических продажных ценах, включая НДС и акцизы. Величина розничного товарооборота в целом то внутрен­ней торговле используется в числе основных показателей для оценки социально-экономического положения страны, при харак­теристике масштаба и структуры потребительского рынка. Роз­ничный товарооборот в значительной степени влияет на денеж­ной оборот, определяет бюджетные поступления и находит отра­жение во многих других макроэкономических показателях.

По темпам роста розничного товарооборота и изменениям его структуры судят об изменениях в уровне жизни населения.

Розничный товарооборот представляет собой один из по­казателей процесса воспроизводства, характеризует заключи­тельный этап движения товаров из сферы обращения в сферу по­требления. Его объем и изменения отражают важные пропорции национальной экономики: соотношения темпов роста производ­ства средств производства и предметов потребления, распределе­ние национального дохода на фонд потребления и фонд накопле­ния, долю индивидуальной оплаты труда в национальном доходе, масштабы и уровень удовлетворения спроси населения на товары и т. п.

Экономическая категория выражает определенную группу экономических отношений, которые определяют ее сущность. Поэтому обмен денежных доходов на необходимые товары и ус­луги на рынке в порядке купли-продажи и экономические отно­шения, связанные с этим обменом, выражают сущность рознич­ного товарооборота.[2]

Одновременно розничный товарооборот характеризует и результаты деятельности внутренней торговли как отрасли, ее отдельных структур на федеральном, региональном и местном уровнях и на уровне отдельных предприятий (юридических и фи­зических лиц).

На федеральном уровне объем товарооборота увязыва­ется (при его оценке за отчетный период) с данными таможенной статистики и домашних хозяйств, а также с товарными ресурсами путем составления баланса товарного обеспечения розничного товарооборота. На региональное уровне, общий объем рознич­ного товарооборота должен корреспондироваться с данными статистики домашних хозяйств о расходах населения на покупку товаров.


2. Показатели, цели, задачи и последовательность анализа розничного товарооборота.

Система показателей оценки товарных рынков и их характеристика подтверждают, что среди экономических показателей важная роль принадлежит именно товарообороту.

В перспективе ожидается рост реальных доходов населе­ния, формирующих преобладающую часть конечного потребле­ния. Отсюда вытекает, что в этот период возможен рост рознич­ного товарооборота, при этом, например, ожидается повышение удельного веса непродовольственных товаров до 53 %, а доля не­организованного рынка не должна превысить 27-28 % (в 2004 г. она составила 28,4 %). Розничный товарооборот в 2004 г. на 71,6 % формировался торговыми организациями, в том числе на треть - субъектами малого предпринимательства. Удельный вес пред­приятий торговли государственной формы собственности должен стабилизироваться на уровне 9%. Более высокая доля государст­венного сектора (около 30 %) сохранится в обороте предприятий питания, в основном, за счет не подлежащих приватизации школьных столовых.

Критерием полноты учета полученного объема розничного товарооборота служит практическое совпадение темпов роста ва­ловых доходов и товарооборота после дефлирования (исключает­ся влияние цен на изменение объема товарной массы). В случае их расхождения необходимо установит причину и провести кор­ректировку товарооборота, используя данные формы № 5-з (торг) «Сведения о торговой деятельности».

Особо следует рассмотреть показатели товарооборота торговых предприятий. Эти показатели характеризуют экономи­ческий процесс обмена товаров на деньги в соответствии с требо­ваниями рыночного механизма, социальный процесс перехода товарной массы в сферу потребления (производственного и лич­ного), т. е, удовлетворения покупательского спроса, финансовый процесс формирования денежной выручки. Рассматривая товаро­оборот предприятия, необходимо иметь в виду показатели, отра­жающие два уровня продажи товара: оптовый и розничный това­рооборот. Как следует из приведенных положений, розничным товарооборот характеризует продажу товаров населению и дру­гим конечным потребителям и означает завершение процесса их обращения на потребительском рынке.

Оптовый же товарооборот характеризует продажу това­ров предприятиям и организациям для производственного по­требления или перепродажи. Основными критериями отнесения торговли к оптовой является вид покупателя (юридические лица) и характер использования товара - для предпринимательских це­лей в производстве или для перепродажи. Исходя из сложивших­ся форм товародвижения различают складской (реализация то­варов через склады оптовых баз) и транзитный вид оптового товарооборота.

Транзитный товарооборот представляет собой поставку товаров непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья. Он подразделяется на товарооборот без участия в расче­тах оптовой базы (организуемый транзитный оборот) и с уча­стием оптовых баз в расчетах. В первом случае оптовая база получает вознаграждение за организацию продвижения товаров, т. е. как посредник, а во втором случае - как собственник, опла­тивший стоимость товара.

Сумма складского и транзитного товарооборота составля­ет в ал свой оптовый товарооборот.

В тех случаях, когда имеет место определенная техноло­гическая обработка товаров на данном предприятии (транспорти­ровка, хранение, оптовая подсортировка и т. п.), товарооборот относят к оптовому, а в случаях реализации товаров без какой-либо их технологической обработки (через биржи, ярмарки и т. п.) имеет место торгово-посреднический товарооборот.

Данные о товарообороте позволяют оценить степень про­никновения предприятия на рынок, оценить сложившуюся конъ­юнктуру, конкурентную позицию на рынке и темпы экономиче­ского развития торгового предприятия.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что розничный товарооборот является одним из определяющих факторов эффек­тивности функционирования торговли, исходной основой для определения ресурсного потенциала предприятия (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов), одним из ос­новных факторов, определяющих величину затрат ресурсов (сумму и состав издержек обращения).[3]

В обобщенном виде официально установленный перечень показателей товарооборота, используемых на различных уровнях управления торговлей, приведен в табл. 1. На уровне предпри­ятий таких показателей значительно больше. Вопросы их практи­ческого использования рассматриваются при анализе, прогнози­ровании и планировании товарооборота торговых предприятий.

К числу показателей товарооборота розничной и оптовой торговли относятся и товарные запасы.

Таблица 1. Показатели товарооборота, которые изучаются на различных уровнях органами госстатистики.

Показатели

Форма отчетности

Уровень

федеральный

региональный

Местный

Товарооборот:





Оптовый

1-продажа

1-продажа

(опт)

+

+

=

розничный

1-торг

+

+

+

Вещевых и других рынков

Обследование

+

+

+

На душу населения

Расчет

+

+

=

Товарная структура товарооборота:





оптовая

1-продажа

1-продажа

(опт)

+

+

=

розничная

3-торг

+

+

=

Уровень выполнения федеральных и региональных целевых программ

Специализированные формы

+

+

=

Розничный товарооборот на одно торговое предприятие

Расчет

+

+

+


Все показатели товарооборота имеют тесную взаимосвязь, кото­рая изучается (анализируется) на всех уровнях управления и осо­бенно торговыми предприятиями (оптовыми и розничными юри­дическими лицами). Речь идет о балансовой увязке показателей реализации товаров, суммы товарных запасов и объема поступ­ления товаров. Формула этой балансовой связи имеет следующий вид:

Р+В+Тзк = П+Тзн,

где Р - товарооборот за определенный период;

П - объем поступления товаров за тот же период;

Тзн и Тзк - суммы товарных запасов соответственно на нача­ло и конец рассматриваемого периода;

В - выбытие товаров по различным причинам.

В левой части балансовой увязки показателей товарообо­рота (розничного или оптового) представлена потребность в то­варах (Р+В+ТЗК) и в правой - источники обеспечения потребно­сти (П+ТЗН). С 1995 г. ведутся статистические наблюдения по ис­точникам поступления товаров в организации розничной торгов­ли различных форм собственности. Обычно учитывают все по­ступление продовольственных и непродовольственных товаров и оценивают роль предприятий-изготовителей, организаций опто­вой торговли, посреднических фирм и физических лип. Роль по­следних двух источников резко увеличилась и превышает 50 % всего поступления. Сложная экономическая ситуация в стране заставляет много времени тратить на поиск возможных постав­щиков товаров.[4]

Указанные соотношения показателей товарооборота явля­ются основой для расчета потребности в товарах по следующей схеме: П = Р+В+Тзкзн. Из этого расчета легко установить, ка­кова зависимость между показателями. Так, Р = П + ТЗН-В-Тзк.

Отсюда увеличение объемов поставок товаров и наличие доста­точного количества запасов пользующихся спросом товаров на начало периода, что ведет к увеличению товарооборота, и обрат­ная зависимость товарооборота от объема выбытия товаров и ве­личины товарных запасов на конец периода.

Анализ розничного товарооборота предприятия. Анализ розничного товарооборота - важное звено процес­са управления потребительским рынком и деятельностью торго­вого предприятия.

Цель его состоит в изучении данных о процессе удовле­творения спроса населения на потребительские товары и получе­нии информации, необходимой для изучения и прогнозирования покупательского спроса (по отдельным товарным группам и об­щему объему), состояния и развития рынка товаров. Торговым предприятиям анализ помогает определить, насколько достигну­тый объем и сложившаяся структура товарооборота позволили им получить необходимую величину прибыли.

Одна из целей анализа заключается в выявлении неисполь­зованных резервов роста общего объема розничного товарообо­рота по структурным единицам, по отдельным товарам и товар­ным группам, которые можно использовать в процессе текущей торговой деятельности или в предстоящем периоде (учесть при обосновании прогнозов и планов на предстоящий период).

Для достижения поставленных целей каждое торговое предприятие должно четко определить задачи анализа рознично­го товарооборота. К числу таких задач относятся следующие:

• оценка рыночной активности в тех сегментах рынка, где предприятие осуществляет (или собирается осуществлять) свою коммерческую деятельность;

• изучение текущей конъюнктуры потребительского рынка и характера ее изменений, учет предприятием сложившихся ус­ловий на рынке;

• разработка прогнозов конъюнктуры потребительского рынка и коммерческой деятельности предприятия;

• оценка объема и структуры товарооборота как факторов (основного условия) обеспечения прибыльной работы.

В соответствии с рассматриваемыми выше задачами пред­приятия изучают свою коммерческую деятельность при помощи системы показателей. Эти показатели находятся в неразрывной взаимозависимости и единстве и в то же время отражают различ­ные стороны коммерческого (торгового) процесса. Такая система показателей может быть представлена в виде следующих групп:

• соотношение товарного предложения и спроса покупате­лей, емкость и насыщенность рынка, уровень конкуренции и сег­ментации рынка; • показатели розничного товарооборота в текущих и сопос­тавимых ценах за отчетный и прошлый периоды;[5]

• показатели структуры товарооборота;

• показатели розничного товарооборота по структурным единицам торгового предприятия (в разрезе отдельных магази­нов, отделов и т. п.);

• показатели рыночных цен и тарифов (структура рыночных цен, их динамика, ценовая конкуренция);

• расчеты влияния на величину розничного товарооборота основных факторов (изменений товарных запасов, поступления, рыночных цен и т. п.).

Приведенная система показателей торговой деятельности дает богатый материал для анализа. В условиях становления ры­ночной экономики при анализе торговой деятельности число по­казателей сокращается, они унифицируются, некоторые из них изменяют свое содержание и в силу ненадобности, отдельные из них отмирают.

Выбор показателей требует от работников предприятий глубоких знаний тенденции и особенностей функционирования и развития потребительского рынка в стране и регионе, понимания главных и других целей развития деятельности предприятия, умения использовать возможности торговли в деле решения со­циально-экономических задач региона и повышения уровня жиз­ни населения.

Очень важно умело использовать различные методы ана­лиза и оценки розничного товарооборота (построение динамиче­ских рядов, использование относительных и средних показате­лей, методы сравнения и цепной подстановки, индексный метод, балансовая увязка показателей, построение графиков, экономико-математические методы и т. п.).

Торговые организации (предприятия) начинают анализ с оценки выполнения, установленного ими самостоятельно, плана (прогноза) за отчетный период (месяц, квартал, год) путем сравнения фактических (очень часто - ожидаемых) данных за отчет­ный период с объемом продажи товаров по плану.

На практике накоплен опыт определения ожидаемого то­варооборота. Отдельные предприятия устанавливают ожидаемый товарооборот путем суммирования фактического товарооборота за истекший период и плановой величины, установленной на ос­тавшиеся месяцы текущего года. Однако другие предприятия то­варооборот за оставшийся период до конца текущего года опре­деляют с учетом его анализа за ряд лет, предшествующих теку­щему, особенностей развития торговли и с учетом других факто­ров, которые повлияют на величину товарооборота за месяцы до конца текущего года.

Для каждого предприятия важно установить причины от­клонений фактического розничного товарооборота от планового. Тем самым дается оценка обоснованности плана и выясняется, какие условия не были учтены при его разработке. Причинами отклонений фактического товарооборота от плана могут быть изменения ожидаемого поступления товаров по объему и срокам, недостаточная численность работников, формирование ассорти­мента товаров магазинов без учета спроса покупателей, ценовой фактор и многие другие.

Предприятию следует по каждому из факторов проводить расчеты их влияния на изменения фактического товарооборота по сравнению с его плановой величиной. Так, перебои в торговле отдельными товарами влияют на уменьшение товарооборота. Размер этого уменьшения определяется путем умножения сред­недневной продажи этих товаров на число дней, когда не было этих товаров в наличии. Закрытие магазинов по различным при­чинам также прямо влияет на уменьшение объема продаж (одно­дневный товарооборот умножают на число дней, в течение кото­рых магазин по различным причинам не работал). Особую роль сегодня имеет установление конкурентных цен на товары. Для этого изучают их величину в других магазинах и оценивают ход продаж. В случаях изменения цен необходимо изучить колеблемость однодневных продаж этих товаров и оценить их влияние на товарооборот. Логика подсказывает, как следует оценивать влияние любых факторов на изменения фактического товарооборота по сравнению с плановым.

Важным моментом анализа розничного товарооборота яв­ляется изучение его динамики - темпов роста общего объема и по основным товарным группам в действующих и сопоставимых це­нах. Темпы роста рассчитывают путем соотношения фактическо­го розничного товарооборота в действующих или в сопоставимых ценах за отчетный (текущий) период к соответствующему пока­зателю за период, предшествующий отчетному, или к базисному периоду.

Роль показателей динамики розничного товарооборота в условиях рыночной экономики возросла. По характеру их изме­нения оценивают положительно или отрицательно результаты торговой деятельности предприятий и на всех других уровнях управления.

Для сегодняшнего этапа развития экономики России одна их главных задач - обеспечение устойчивых темпов экономиче­ского роста. Положительные изменения в экономике страны най­дут свое выражение, в первую очередь, в положительных изме­нениях показателей динамики розничного товарооборота в со­поставимых ценах.[6]

Величина розничного товарооборота в сопоставимых це­нах определяется путем деления фактического товарооборота на индекс цен. Полученный показатель характеризует физический объем розничного товарооборота. Разница между фактическим и сопоставимым розничным товарооборотом представляет собой сумму дополнительных расходов покупателей в связи с повыше­нием цен. В случае их снижения эта разница показывает выгоду, полученную покупателями.

В процессе изучения динамики розничного товарооборота определенный интерес представляет изучение продажи и запасов товаров по отдельным товарам в натуральных показателях (по данным формы № 1 - торг), по так называемой «продовольствен­ной корзине» (набору ограниченного числа жизненно необходимых пищевых продуктов*); по наиболее значительным товарам культурно-бытового назначения и т. п.

Госкомстат России проводит систематические обследова­ния бюджетов семей населения в регионах. Эта информация представляет интерес на каждый момент и особенно в динамике. Она позволяет оценить долю покупок семей, различных видов домашних хозяйств в совокупных доходах и является важным условием обоснования прогнозов и планов развития на всех уровнях управления торговлей.

В тех случаях, когда предприятия изучают данные о дина­мике розничного товарооборота за ряд лет, возникает необходи­мость рассчитать среднегодовые темпы роста. Для этого можно воспользоваться расчетом по среднегеометрической формуле:

где Тр - среднегодовые темпы роста;

Тк - конечный показатель динамического ряда;

Т0 - начальный показатель динамического ряда;

n - число показателей динамического ряда.

На данном этапе анализа оценивается рыночная актив­ность предприятия. Для этого недостаточно только сравнения по­казателей темпов роста розничного товарооборота предприятия и в целом по региону по общему объему и основным товарным группам (по данным форм № 1 - торг и № 3 - торг). Каждое тор­говое предприятие должно изучить и другие показатели:

• динамику среднего уровня цен и размер ценового диапа­зона по наблюдаемым товарам;

• изменение числа пунктов продажи данного товара в ре­гионе;

Пример. Численность населения на начало года в регионе составляла 181 тыс. человек, на конец года - 183 тыс. человек, т. е. в среднем за год - 182 тыс. человек (181+183)/2. Объем розничного товарооборота за год по региону составил 910 млн. руб. Отсюда товарооборот на душу населения региона будет равен 5 тыс. руб. (910000/182).[7]

Указанный показатель (товарооборот в расчете на душу населения) сравнивают с его величиной на федеральном и регио­нальных уровнях. Размеры отклонений в определенной мере ха­рактеризуют различия в уровне жизни Населения. Обычно в тех регионах, где сложившаяся его величина более значительна, име­ет место и более высокая доля непродовольственных товаров в общей их реализации. Так, в сельской местности Северо-Западного региона товарооборот на душу населения составлял 2200 - 2400 руб. в год (по данным за 2003 и 2004 гг.) и доля не­продовольственных товаров не превышала 20 % от общего объе­ма товарооборота, а в среднем по стране эти показатели состав­ляли за указанные годы, соответственно, 5700 - 5900 руб. и 51 %. Данный вывод необходимо учитывать в процессе управления внутренней торговлей, при планировании деятельности предпри­ятий. Очень важно уметь рассчитывать влияние отдельных фак­торов на изменение розничного товарооборота в динамике. Объ­ем розничного товарооборота можно представить как сумму вы­ручки всех работающих (средний товарооборот на одного работ­ника, умноженный на среднесписочное число работников) или как количество проданных товаров на их среднюю цену или как средний размер товарооборота на 1 квадратный метр торговой площади, умноженный на торговую площадь в квадратных мет­рах и т. п.

Из этих соотношений очевидно, что важными факторами, влияющими на объем розничного товарооборота, являются сред­несписочная численность работников, средний товарооборот в расчете на одного работника, средняя цена товара, физический объем реализуемых товаров, товарооборот в расчете на квадрат­ный метр торговой площади и размер этой площади и т. п.


3. Комплексный анализ показателей розничного товарооборота Ключевского райпо по общему объему.

Задания и исходные данные для комплексного анализа показателей оборота розничной торговли Ключевского райпо. Провести анализ общего объема оборота розничной торговли

Ключевского райпо за отчетный год, в процессе которого:

- определить и оценить степень выполнения плана;

- определить динамику оборота в действующих и сопоставимых ценах, абсолютный прирост и значение 1 % прироста;

- рассчитать сумму потерь денежных средств населением в резуль­тате повышения рыночных цен;

- дать оценку роли и места райпо на региональном рынке;

- определить уровень (процент) охвата покупательных фондов обо­ротом розничной торговли;

- рассчитать сумму продажи товаров: на одного жителя;

на 1 м2 торговой площади; в среднем на один магазин.

Рассчитать факторы, влияющие на объем продаж в отчетном го­ду, связанные:

- с изменениями цен и количеством проданных товаров;

- с изменением численности населения и продажи на одного человека;

- с объемом покупательных фондов (денежных доходов) и степенью их охвата;

- с наличием торговой сети и эффективностью использования торго­вых площадей;

- с изменением обеспеченности рабочей силой и уровня производительности труда;

- с обеспеченностью товарными ресурсами.




Решение:

Оборот розничной торговли Ключевского райпо за отчетный год.

Показатели

Еди

ница изм.

Пред

шес

твую

щий

год

Отчетный год

Инд

екс

Отч.

год в

ценах

Динамика

план

факт

% выпол

нения

в дейс

тву

ющих

ценах %

в соп

ост.

Цен

ах%

1. Оборот розничной торговли района

тыс.

руб.

118664

123560

127254

102,98

1,22

144770

155249

150743

2. Оборот розничной торговли райпо В том числе:

тыс.

руб.

41944

42900

44000

102,56

1,26

52849

55440

54054

продажа юр.лицам

тыс.

руб.

2181

2145

2200

102,56

1,26

2748

2772

2702

продажа населению

тыс.

руб.

39763

40755

41800

102,56

 

50101

52668

51351

3. Из оборота розничной торговли райпо

тыс.

руб.

41944

31000

44000

141,93

1,26

52849


55440

39060

оброт торговой сети

тыс.

руб.

38672

27710

40920

147,67

1,25

48340


51150

34637

оборот общественного питания

тыс.

руб.

3272

3290

3080

93,61

1,4

4580


4312

4606

4. Численность обслуживаемого населения

чел.

30950

31000

31050

100,16

 




5. Оборот на душу населения

руб.

6,544

6,369

6,93

108,83

 




6. Покупательные фонды обслуживаемого населения

тыс.

руб.

57628

59496

61200

102,8

 




7. Процент охвата покупательных фондов

%

69

80

69

86,25

 




8. Численность работников торговли

чел.

258

255

260

101,96

 




9. Численность работников торгового зала

чел.

121

119

125

105,04

 




10. Выработка на одного работника торговли

тыс.

руб.

178,02

204

179,4

87,94

 




11. Выработка на одного работника торгового зала

тыс.

руб.

83,49

95,2

86,25

90,59

 




12. Количество магазинов

ед.

84

82

80

97,560

 




13. Оборот торговой сети на один магазин

тыс.

руб.

460,3

337,98

511,5

151,36

 




14. Торговая площадь магазинов

м

10095

9925

9725

97,98

 




15. Оборот торговой сети на 1м торговой площади

тыс.

руб.

0,045

0,034

0,052

154,47

 




16. Доля райпо в доле района

%

141,45

167,19

144,6

86,48

 





Вывод: Результаты расчетов оброта розничной торговли Ключевского райпо показывают, что план перевыполняется.

Оборот розничной торговли и торговая площадь магазинов Ключевского райпо за отчетный год.

Показатели

Ед.изм.

Предшествующий год

Отчетный год

Отклонения

Оборот розничной торговли в сопост.ценах

ты.руб.

38672

32736

-5936

Оборот магазинов в сопост.ценах

ты.руб.

37760

32096

-5664

Торговая площадь

м

10095

9725

-370

Оборот на 1м площади

ты.руб.

7,571273

6,66653

-0,90474

Количество магазинов

единиц

84

80

-4

Оборот на один магазин

ты.руб.

909,9048

810,4

-99,5048


Вывод: За отчетный год все снизилось по сравнению с прошлым годом об этом свидетельствует столбец отклонения.

Оборот розничной торговли, количество магазинов и торговая площадь на один магазин в Ключевском райпо.

Показатели

Ед.изм.

Предшест

вующий год

Отчетеый год

Первая подстановка

Вторая подстановка

Количество магазинов

Ед.изм.

84

80

80

80

Торговая площадь на один магазин

кв.м.

120,2

121,5625

120,2

121,5

Оборот на 1кв. м. площади

руб.

3740,5

3300,36

3926,789

3884,774

Оборот магазинов в сопоставимых ценах

тыс.руб.

37760

32096

37760

37760

Вывод: В первой подстановке Оборот на один кв.метр будет равен 3926,8, а во второй подстановке будет равен 3884,7 рублям.


Баланс оборота розничной торговли Ключевского райпо за отчетный год.

Показатели

Предшест.год

Отчетный год

Отклонения

Запасы товаров на начало

3500

3870

370

Поступление товаров

39140

41170

2030

Итого

42640

45040

2400

Оброт торговой сети

38672

40920

2248

Прочее выбытие товаров

98

120

22

Запасы на конец

3870

4000

130

Итого

42640

45040

2400

Используя метод цепных подстановок рассчитаем влияние факторов на изменение товарных ресурсов.

Показатели

Предшест.год

Отчетный год

Запас на начало

Поступл.

Оборот

Оборот торговой сети

38672

40920

40920

40920

40920

Прочее выбытие товаров

98

120

98

120

120

Запасы на конец

3870

4000

3870

3870

4000

Товарные ресурсы

42640

45040

44888

44910

45040


Δ Товарный ресурс = 45040-42640 = 2400

Товарный ресурс (оборот) = 44888-45040 = 152

Товарный ресурс (Выбытие) = 44910-44888 = 22

Товарный ресурс (запас на конец) = 45040-44910 = 130

Вывод: Товарный ресурс изменился на 2400, за счет оборота увеличился на 152, за счет выбытия увеличился на 22, за счет запаса на конец увеличился на 130.

4. Резервы увеличения розничного товарооборота райпо.

Одним из условий достижения высоких конечных ре­зультатов от торговой деятельности предприятия и повышения ее эффективности является постоянное продуманное формирование товарных запасов и умелое управление ими. Для Ключевского райпо резервом для увеличения товарооборота является товарные запасы. Принятие решений в деле управления товарными запасами оказывает влияние на все стороны хозяйственной деятельности Ключевского райпо: изменение объема товарооборота, величину доходов, издержек обращения, прибыль и рентабельность. Поэтому для Ключевского райпо все более важной функцией становится анализ эффективности и оценка политики управления запасами.

Целью практически любого решения в деле управления товарными запасами является рост объема продаж и минимиза­ция общих издержек, связанных с формированием и хранением этих товарных запасов. Очень важно уметь анализировать по­следствия применения неоптимальных схем управления запаса­ми.[8]

Цель анализа товарных запасов состоит в установлении их соответствия предъявляемым требованиям и оценке влияния на конечные результаты торговой деятельности.

В процессе анализа изучают следующие показатели:

• величины запасов в сумме и днях к товарообороту на оп­ределенную дату (обычно на начало и конец декады, месяца, квартала, полугодия, года) по товарным группам, в разрезе мага­зинов и в целом по предприятию и оценку характера их измене­ния в динамике;

• отклонение фактических запасов по товарным группам, по магазинам и в целом по предприятию в днях и сумме от установ­ленных предприятием необходимых (плановых) величин;

• оборачиваемость в днях по товарным группам, по магази­нам и в целом по предприятию за определенный период и в срав­нении с аналогичными периодами прошлых лет, с другими мага­зинами, предприятиями-конкурентами и с аналогичными показа­телями по региону в целом;

• средние цены отдельных видов товаров в запасах и по их поступлению, в сравнении с ценами реализации и в том числе их размерами у конкурентов;

• долю запасов отдельных товаров по магазину или в целом по предприятию и тенденции ее изменения в динамике в сравне­нии с изменениями доли этой товарной группы в объеме продаж по региону;

• отклонение фактического объема поставок товаров от оп­тимального объема одной партии и оценка влияния этого измене­ния на размер товарных запасов;

• размеры запасов по внутригрупповому ассортименту ос­новных товарных групп (занимающих наибольший удельный вес в объеме продаж) и оценку их влияния на оборачиваемость по товарной группе в целом;

• аномальные запасы по каждой товарной группе и причины их образования;

• изменение числа разновидностей товаров по каждой груп­пе в динамике и по сравнению с магазинами-конкурентами;

• влияние на изменение товарных запасов и товарооборачи-ваемость основных факторов (объема и структуры товарооборо­та, поступления товаров, ритмичности поставок, сложности ас­сортимента товаров и т. п.).

Оптовые и розничные предприятия, осуществляющие свою деятельность в районах Крайнего Севера, горных и трудно­доступных, вынуждены работать с товарными запасами длитель­ного хранения, управление которыми носит специфический ха­рактер. В этом случае нужно анализировать условия их сохран­ности и установление такого объема, который позволит в период отсутствия возможностей их пополнения, обеспечить непрерыв­ную реализацию в течение 9-10 месяцев.

Особое внимание также уделяется товарам сезонного про­изводства и круглогодичного потребления. Эти товары (сельско­хозяйственного производства) также относятся к запасам дли­тельного хранения или нерегулярного обновления. Их оценивают по другим критериям, поскольку на их хранение нужны большие

Методы обоснования необходимой величины то­варных запасов торгового предприятия. Предприятия по-разному организуют процесс разработки необходимой величины товарных запасов. Однако у них и много общего. Организация планирования в большинстве случаев начинается с установления рекомендуемой (необходимой) величины товарных запасов в днях и сумме по товарным группам и в целом по магазину. Дру­гие предприятия первоначально устанавливают необходимую ве­личину запасов в целом по магазину, а затем определяют ее по товарным группам. Тот и другой подход не вызывает возраже­ний.

В целом по предприятию рекомендуемый размер запасов устанавливают путем суммирования рекомендуемой суммы то­варных запасов по всем магазинам (отделам), которые входят в состав предприятия. Другие предприятия эту задачу решают в следующем порядке: первоначально устанавливают необходи­мую величину товарных запасов в целом по предприятию, а за­тем обосновывают их в разрезе магазинов.

На основе обобщения практического опыта предлагаем необходимую величину товарных запасов устанавливать по такой схеме: на первом этапе обосновывать необходимую величину за­пасов (в днях и сумме) по товарным группам; на втором этапе ус­танавливать их величину по магазинам; на завершающем этапе рассчитывать необходимую величину товарных запасов в целом по предприятию.

Для определения необходимой величины товарных запа­сов по указанным структурным звеньям торгового предприятия используют следующую информацию:

• о розничном товарообороте и продаже по группам товаров в отчетном периоде и прогнозируемые показатели на предстоя­щий период;

• о товарных запасах по объему и структуре, об оборачи­ваемости товаров;

• из бухгалтерской отчетности об издержках обращения, расходах по оплате кредитов, транспортировке и хранению това­ров;

• о размерах доходов (торговых надбавок), уровне цен на товары^

• о наличии собственных оборотных средств и размерах ис­пользуемых кредитов, процентах платы за кредит, потребности в кредитных ресурсах.

Планирование товарных запасов - это сложный процесс, который включает анализ их состояния и тенденций изменения, обоснование необходимой величины товарных запасов, оценку их с точки зрения соответствия предъявляемым требованиям и осуществление экономических и организационно-технических мер по их поддержанию в соответствии с этими требованиями.

Ключевым звеном в планировании является обоснование рекомендуемой (необходимой) величины товарных запасов в днях и сумме по указанным структурным единицам предприятия. Через установление необходимой величины реализуются цели и задачи планирования. Они состоят в определении оптимальной величины товарных запасов, которые должны обеспечить беспе­ребойную торговлю всеми товарами (определенного перечня) при наименьших затратах на создание, хранение и управление ими во всех структурных единицах предприятия.

С 1992 г. в нашей стране устанавливают обязательный ас­сортиментный перечень товаров и количество разновидностей, которые каждый магазин должен иметь в продаже. Такой подход используют и страны Западной Европы в процессе управления деятельностью магазинов. Представляется целесообразным для магазинов (отделов) составлять такие перечни, которые должны систематически уточняться с учетом конъюнктуры рынка и дру­гих условий (местонахождения магазина, особенности домашних хозяйств и величины их доходов, используемых на покупку това­ров и др.). Отдельные предложения по формированию этих пе­речней в потребительской кооперации обоснованы при характе­ристике концепции развития ее торговли.

В настоящее время предприятия имеют возможность использовать такие апробированные на практике в нашей стране и за рубежом методы установления величины товарных запасов, как опытно-статистический, технико-экономических расчетов и экономико-математические.

Величину запасов по группам товаров рассчитывают в по­квартальном разрезе. До 1992 г. действовал порядок, согласно которому первоначально обосновывался норматив товарных за­пасов в днях к товарообороту и в сумме на IV квартал планируе­мого года. На другие кварталы их величина определялась путем распределения прироста (уменьшения) норматива товарных запа­сов в сумме, исчисленного как разница между установленным нормативом товарных запасов в сумме на IV квартал планируе­мого и IV квартал отчетного года. Величина квартального при­роста (уменьшения) распределялась делением указанной разницы на 4 (число кварталов) или пропорционально доле прироста това­рооборота за каждый квартал в годовом объеме прироста.

В настоящее время целесообразно необходимую величину товарных запасов устанавливать на каждый квартал в отдельно­сти. Каждое предприятие при обосновании необходимой вели­чины товарных запасов на каждый квартал обязательно исполь­зует опытно-статистический метод. Сущность этого метода со­стоит в установлении рекомендуемой (необходимой) величины запасов (в днях к товарообороту и в сумме), исходя из сложив­шихся тенденций изменения товарооборачиваемости и факторов, влияющих на нее с учетом ожидаемых изменений последних в планируемом периоде. Этот метод является основным при опре­делении необходимой величины по группам товаров, доля кото­рых в товарообороте менее 1 % и по небольшим предприятиям (мелкой рознице). По группам товаров, которые занимают значи­тельное место в розничном товарообороте, этот метод использу­ется наряду с другими.

Каждое предприятие по группам товаров, которые зани­мают в товарообороте 1,5 % и более, имеет возможность устано­вить необходимую величину товарных запасов (в днях к товаро­обороту и сумме) не только опытно-статистическим путем, но и на основе использования технико-экономических расчетов. Сущ­ность этого метода состоит в расчете по товарной группе общей величины необходимых запасов (М) по ее составляющим: запасы, связанные с затратами времени по комплектованию, приемке и подготовке товаров к продаже (К); рабочий запас, т. е. товары ко­торые должны быть реализованы в период между завозами пар­тий товара (Р) или время заказа и завоза товара; запас текущего пополнения (П/2) - по товарам простого ассортимента он равен половине частоты завоза, а по товарам сложного ассортимента половину частоты завоза умножают на частное от деления числа разновидностей в продаже на число разновидностей, завозимых в одной партии; страховой запас (С), устанавливается предприяти­ем эмпирически.

Таким образом, очевидно, что необходимую величину рассчитывают по следующей формуле:

М = К + Р + П/2 + С.

Рассмотрим сжато методику расчета каждого из слагаемых указанной формулы.[9]

Первый элемент (К) определяется исходя из затрат време­ни на период подготовки товаров и комплектование торгового ассортимента. Он составляет в реальной действительности - 1-3 дня.

Второй элемент (Р), т. е. рабочий запас, определяется за­тратами времени на формирование заказа и организацию его по­ставки. Ниже приводится расчет времени на повторный заказ и использованием экономико-математических методов. По това­рам местного производства этот период составляет 4-6 дней.

Запас текущего пополнения предназначен для бесперебой­ной торговли между очередными завозами товара и при расчете норматива принимается в среднем размере (П/2) исходя из того, что в момент поступления товаров создаются максимальные запасы и перед очередным завозом их величина будет минималь­ной.

Общая величина запаса пополнения (П) определяется ум­ножением нормированного текущего срока завоза в днях (90/n) на коэффициент обновления всего ассортимента по представитель­ному набору (90 - число дней в квартале, n - частота завоза). Величину коэффициента, в свою очередь, устанавливают делени­ем количества разновидностей по ассортиментному перечню (N) на количество разновидностей в одной партии поступающего товаров (к). В обобщенном виде расчеты запаса пополнения для установления нормативов могут быть выполнены по следующей схеме: П/2=90/2n*N/k. По товарам простого ассортимента он равен половине частоты завоза. Значение символов разъяснено выше.

Расчеты величины этого запаса могут быть выполнены в нескольких вариантах. Увеличение частоты завоза товаров и ко­личества разновидностей, завозимых в среднем в одной партии, оказывает влияние на уменьшение запаса текущего пополнения. И наоборот, их уменьшение приводит к соответствующему росту запасов текущего пополнения и его общей величины. Предпри­ятия, принимая решения об изменении норматива запасов по ма­газинам, должны предусматривать соответствующие изменения условий поставки товаров - частоты и комплектности завоза. Ес­ли при изменении необходимой величины не вносятся соответст­вующие коррективы в условия поставки товаров, то это приводит к формированию фактических запасов без учета их рекомендуе­мой величины.

На практике возможно, в зависимости от соотношения расходов по доставке и хранению товаров, определять меры по улучшению размещения запасов в каналах торговли. Товарные запасы должны быть минимальными, если расходы по хранению намного превышают издержки по их транспортировке. И наобо­рот, единовременный завоз необходимо предусматривать в большем размере, если транспортные издержки намного выше расходов по хранению.[10]

Страховой (резервный) запас (С) создается для обеспече­ния бесперебойной торговли на случай значительного увеличения объема спроса населения, отклонения от установленных частоты и объема завоза товаров. Он устанавливается с учетом частоты завоза и других условий по конкретным товарам - до 30 % вели­чины торгового запаса (рабочего плюс запаса пополнения) по то­варам сложного ассортимента и до 70-100 % величины торгового запаса - по маслу растительному, сахару, соли и другим товарам простого ассортимента, группы которых состоят из 1-3 разновид­ностей.

Размеры страхового запаса следует пересматривать в сто­рону снижения по мере повышения надежности товароснабжения. В этих условиях величину страхового запаса можно опреде­лить и на основе использования математических методов по формуле:

С = К-σ,

 где К - коэффициент, связанный с уровнем товароснабжения;

σ - среднее квадратическое отклонение товарооборота по кварталам, месяцам (декадам, неделям) в % к годовому товаро­обороту.

Значение коэффициента, характеризующего уровень това­роснабжения, колеблется от 1 до 3.

Среднеквадратическое отклонение рассчитывают по фор­муле:

σ = (∑(х-хср)2/2)1/2

где х - фактический удельный вес конкретного месяца (квартала и т. п.) в годовом товарообороте;

хср - средний размер удельного веса месячного или кварталь­ного товарооборота в годовом обороте, равный, соответственно, 8,3*(100/12) и 25*(100/4).

Заключение

Развитие товарно-денежного обмена не только создало ус­ловия для возникновения торговли, но и сделало ее появление необходимостью. Разделение единого акта купли-продажи на два, отдаленных во времени и пространстве, обусловило наличие по­средников между ними. Обмен становится исключительной функцией группы хозяйствующих субъектов, появляется особая отрасль хозяйственной деятельности. В соответствии с этим по­ложением торговля представляет собой такой вид товарно-денежного обмена, который характеризуется обособлением куп­ли-продажи в особую посредническую отрасль деятельности (Д -Т-Д).

По мере развития производительных сил, разделения тру­да и обособления производителей как собственников производст­во все в большей степени приобретало товарный характер. В ус­ловиях рыночной экономики товарное производство становится господствующим. Через сферу обращения поступают и непре­рывно обновляются все элементы производительного капитала. Орудия и предметы труда и рабочая сила. Торговля опосредствует все экономические связи рыночного хозяйства, кругооборот ка­питала и процесс воспроизводства.

Для того чтобы осуществлять продажу товаров, торговля выполняет специфические, технологические и хозяйственные операции, направленные на доставку и хранение товаров, подго­товку их к продаже и ведение самого процесса продажи.

В экономической литературе ставится знак равенства ме­жду понятиями «торговля» и «коммерция». Слово «коммерция» в переводе с латинского («commercium») означает торговля. Ком­мерция - это торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг.

Торговля является источником поступления текущих де­нежных средств и играет важную роль в финансовой стабильно­сти государства. Налог на добавленную стоимость и акцизы – это элементы цены, которые извлекаются при каждой операции купли-продажи и напрямую поступают в бюджет.

По результатам анализа Ключевского райпо, можно сказать, что за отчетный год снизилась товарооборот, это снижение было вызвана за счет сокращения торговой площади.

Расчеты влияния на изменение товарных ресурсов по факторам выявило, что товарный ресурс сам изменился на 2400 то есть увеличился, за счет изменения оборота товарный ресурс увеличился на 152, за счет изменения выбытия товарный ресурс увеличился на 22 и за счет изменения запаса на конец товарный ресурс увеличился на 130.


Библиографический список

1.    Баскакова О. Анализ и планирование розничного товарооборота по­требительского общества в условиях рыночных отношений. - М., 1994. – 159 с.

2.    Методические рекомендации по комплексному анализу финансо­во-хозяйственной деятельности районной кооперативной органи­зации / Авт. колл. под рук. проф. З.А. Капелюк. - Новосибирск: СибУПК, 2000.- 258 с.

3.    Корецкая Л.К. Розничная торговля - индикатор состояния рынка потребительских товаров. - Новосибирск, 2003. – 357 с.

4.    Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предпри­ятий торговли // Утв. Постан. Госкомстата РФ от 19.08.98., № 89.

5.    Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 302 с.

6.    Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: «Инфра - М», 2000. – 546 с.

7.    Программа стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1998 - 2002 гг. // Российская коопера­ция. - 15 августа 1998 г. - № 34 - 35, раздел 6.1.

8.    Баканов МИ. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для торговых вузов. - М: Экономика, 1990. – 264 с.

9.    Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. -Минск: Вышейшая школа, 1996. – 124 с.

10.                      Данебург В., Монкриф Р.. Тейлор В. Основы оптовой торговли -СПб.: Нева - Ладога - Онега, 1993. – 256 с.

11.                      Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке / Под ред. проф. А.В. Зырянова. - Екатеринбург: РИФ «Солярис», 1995. – 264 с.

12.                      Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. -Минск: Вышейшая школа, 2001. – 346 с.

13.                      Маркетинг/ Под ред. проф. А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ, 1995. В.Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 298 с.

14.                      Торговое дело: Экономика и организация: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько. - М.: «Инфра - М», 2000. – 456 с.

15.                      .Экономика торгового предприятия / Под ред. проф. А.И. Гребне-ва. - М.: Экономика, 1996. – 235 с.


[1] Баскакова О. Анализ и планирование розничного товарооборота по­требительского общества в условиях рыночных отношений. - М., 1994. – 159 с.


[2] Методические рекомендации по комплексному анализу финансо­во-хозяйственной деятельности районной кооперативной органи­зации / Авт. колл. под рук. проф. З.А. Капелюк. - Новосибирск: СибУПК, 2000.- 258 с.


[3] Корецкая Л.К. Розничная торговля - индикатор состояния рынка потребительских товаров. - Новосибирск, 2000. – 357 с.


[4] Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 302 с.


[5] Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 302 с.


[6] Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. -Минск: Вышейшая школа, 1996. – 124 с.


[7] Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. -Минск: Вышейшая школа, 1996. – 124 с.


[8] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. -Минск: Вышейшая школа, 2000. – 346 с.


[9] Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке / Под ред. проф. А.В. Зырянова. - Екатеринбург: РИФ «Солярис», 1995. – 264 с.


[10] Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке / Под ред. проф. А.В. Зырянова. - Екатеринбург: РИФ «Солярис», 1995. – 164 с.