Содержание
Введение. 3
1. Экономическое содержание, состав и значение розничного товарооборота. 4
2. Показатели, цели, задачи и последовательность анализа розничного товарооборота. 7
3. Комплексный анализ показателей розничного товарооборота Ключевского райпо по общему объему. 19
4. Резервы увеличения розничного товарооборота райпо. 24
Заключение. 33
Библиографический список. 35
Введение
Розничная торговля представляет собой продажу товаров единичными предметами или их небольшим количеством конечному потребителю. Этот процесс выступает завершающим звеном движения товаров в сфере обращения.
Истинная функция торговли (товарно-торгового капитала) - это купля ради продажи.
Для ее осуществления необходимо довести товары до потребителей. В данном случае торговля организует пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (транспортировка товаров, их хранение, расфасовка и упаковка и т. п.).
Процесс купли и продажи товаров складывается из двух этапов: купля товаров (Д - Т), которая означает передачу их производителями торговым организациям, и продажа товаров потребителям (Т - Д). Задержка товаров в сфере обращения на втором этапе отрицательно влияет на кругооборот общественного продукта, на снижение эффективности производства. Поэтому перед торговлей стоит задача мобилизовать имеющиеся резервы по ускорению реализации товаров. Тем самым она будет способствовать обеспечению непрерывности воспроизводства общественного продукта и повышению его эффективности.
Целью курсовой работы будет углубленное изучение экономического анализа розничного товарооборота.
Задачей будет:
1. Экономическое содержание розничного товарооборота;
2. Показатели, цели анализа;
3. Комплексный анализ;
4. Резервы увеличения товарооборота.
1. Экономическое содержание, состав и значение розничного товарооборота.
Розничный товарооборот отражает различные стороны социально-экономических отношений в стране и является сложной экономической категорией и важным синтетическим (обобщающим) показателем. Он представляет собой объем продажи товаров населению через все каналы реализации. Его величина на уровне страны и регионов складывается из объема реализации розничных торговых предприятий и объема продажи товаров населению на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (данные получают путем выборочных статистических обследований). В каждом статистическом сборнике данные о розничном товарообороте приводятся с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.[1]
Среди показателей, выражающих конечные результаты функционирования торговли, большое значение имеет объем продажи товаров и оказание услуг.
В статье 492 ГК РФ указано, что согласно договору розничной купли-Продажи продавец, осуществляющий продажу товаров в розницу обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (это один из важнейших признаков определения вида торговли). Во всех случаях оборот, возникающий при реализации товаров подотчетным лицам юридического лица через кассовый аппарат, учитывается у продавца в составе розничного товарооборота так как нет возможности установи, для каких целей приобретен товар
Согласно инструкции Госкомстата России «розничным товарооборотом является продажа товаров за наличный расчет населению». В этой Инструкции в состав розничного оборота включается также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т. п.) по безналичному расчету из розничной сети, мелкооптовых баз, сети предприятий питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения.
Продажа непродовольственных товаров (ранее относимая к розничному товарообороту) юридическим лицам по безналичному расчету для их собственных нужд считается оптовой продажей.
Данные о розничном товарообороте представляют как организации розничной торговли, так и организации других отраслей экономики, если они осуществляют продажу населению приобретенных на стороне потребительских товаров или потребительских товаров собственного производства через торговые заведения, находящиеся на их балансе или с оплатой через свою кассу.
Розничный товарооборот учитывается в розничных ценах, т. е. фактических продажных ценах, включая НДС и акцизы. Величина розничного товарооборота в целом то внутренней торговле используется в числе основных показателей для оценки социально-экономического положения страны, при характеристике масштаба и структуры потребительского рынка. Розничный товарооборот в значительной степени влияет на денежной оборот, определяет бюджетные поступления и находит отражение во многих других макроэкономических показателях.
По темпам роста розничного товарооборота и изменениям его структуры судят об изменениях в уровне жизни населения.
Розничный товарооборот представляет собой один из показателей процесса воспроизводства, характеризует заключительный этап движения товаров из сферы обращения в сферу потребления. Его объем и изменения отражают важные пропорции национальной экономики: соотношения темпов роста производства средств производства и предметов потребления, распределение национального дохода на фонд потребления и фонд накопления, долю индивидуальной оплаты труда в национальном доходе, масштабы и уровень удовлетворения спроси населения на товары и т. п.
Экономическая категория выражает определенную группу экономических отношений, которые определяют ее сущность. Поэтому обмен денежных доходов на необходимые товары и услуги на рынке в порядке купли-продажи и экономические отношения, связанные с этим обменом, выражают сущность розничного товарооборота.[2]
Одновременно розничный товарооборот характеризует и результаты деятельности внутренней торговли как отрасли, ее отдельных структур на федеральном, региональном и местном уровнях и на уровне отдельных предприятий (юридических и физических лиц).
На федеральном уровне объем товарооборота увязывается (при его оценке за отчетный период) с данными таможенной статистики и домашних хозяйств, а также с товарными ресурсами путем составления баланса товарного обеспечения розничного товарооборота. На региональное уровне, общий объем розничного товарооборота должен корреспондироваться с данными статистики домашних хозяйств о расходах населения на покупку товаров.
2. Показатели, цели, задачи и последовательность анализа розничного товарооборота.
Система показателей оценки товарных рынков и их характеристика подтверждают, что среди экономических показателей важная роль принадлежит именно товарообороту.
В перспективе ожидается рост реальных доходов населения,
формирующих преобладающую часть конечного потребления. Отсюда вытекает, что в
этот период возможен рост розничного товарооборота, при этом, например,
ожидается повышение удельного веса непродовольственных товаров до 53 %, а доля
неорганизованного рынка не должна превысить 27-28 % (в
Критерием полноты учета полученного объема розничного товарооборота служит практическое совпадение темпов роста валовых доходов и товарооборота после дефлирования (исключается влияние цен на изменение объема товарной массы). В случае их расхождения необходимо установит причину и провести корректировку товарооборота, используя данные формы № 5-з (торг) «Сведения о торговой деятельности».
Особо следует рассмотреть показатели товарооборота торговых предприятий. Эти показатели характеризуют экономический процесс обмена товаров на деньги в соответствии с требованиями рыночного механизма, социальный процесс перехода товарной массы в сферу потребления (производственного и личного), т. е, удовлетворения покупательского спроса, финансовый процесс формирования денежной выручки. Рассматривая товарооборот предприятия, необходимо иметь в виду показатели, отражающие два уровня продажи товара: оптовый и розничный товарооборот. Как следует из приведенных положений, розничным товарооборот характеризует продажу товаров населению и другим конечным потребителям и означает завершение процесса их обращения на потребительском рынке.
Оптовый же товарооборот характеризует продажу товаров предприятиям и организациям для производственного потребления или перепродажи. Основными критериями отнесения торговли к оптовой является вид покупателя (юридические лица) и характер использования товара - для предпринимательских целей в производстве или для перепродажи. Исходя из сложившихся форм товародвижения различают складской (реализация товаров через склады оптовых баз) и транзитный вид оптового товарооборота.
Транзитный товарооборот представляет собой поставку товаров непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья. Он подразделяется на товарооборот без участия в расчетах оптовой базы (организуемый транзитный оборот) и с участием оптовых баз в расчетах. В первом случае оптовая база получает вознаграждение за организацию продвижения товаров, т. е. как посредник, а во втором случае - как собственник, оплативший стоимость товара.
Сумма складского и транзитного товарооборота составляет в ал свой оптовый товарооборот.
В тех случаях, когда имеет место определенная технологическая обработка товаров на данном предприятии (транспортировка, хранение, оптовая подсортировка и т. п.), товарооборот относят к оптовому, а в случаях реализации товаров без какой-либо их технологической обработки (через биржи, ярмарки и т. п.) имеет место торгово-посреднический товарооборот.
Данные о товарообороте позволяют оценить степень проникновения предприятия на рынок, оценить сложившуюся конъюнктуру, конкурентную позицию на рынке и темпы экономического развития торгового предприятия.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что розничный товарооборот является одним из определяющих факторов эффективности функционирования торговли, исходной основой для определения ресурсного потенциала предприятия (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов), одним из основных факторов, определяющих величину затрат ресурсов (сумму и состав издержек обращения).[3]
В обобщенном виде официально установленный перечень показателей товарооборота, используемых на различных уровнях управления торговлей, приведен в табл. 1. На уровне предприятий таких показателей значительно больше. Вопросы их практического использования рассматриваются при анализе, прогнозировании и планировании товарооборота торговых предприятий.
К числу показателей товарооборота розничной и оптовой торговли относятся и товарные запасы.
Таблица 1. Показатели товарооборота, которые изучаются на различных уровнях органами госстатистики.
Показатели |
Форма отчетности |
Уровень |
||
федеральный |
региональный |
Местный |
||
Товарооборот: |
|
|
|
|
Оптовый |
1-продажа 1-продажа (опт) |
+ |
+ |
= |
розничный |
1-торг |
+ |
+ |
+ |
Вещевых и других рынков |
Обследование |
+ |
+ |
+ |
На душу населения |
Расчет |
+ |
+ |
= |
Товарная структура товарооборота: |
|
|
|
|
оптовая |
1-продажа 1-продажа (опт) |
+ |
+ |
= |
розничная |
3-торг |
+ |
+ |
= |
Уровень выполнения федеральных и региональных целевых программ |
Специализированные формы |
+ |
+ |
= |
Розничный товарооборот на одно торговое предприятие |
Расчет |
+ |
+ |
+ |
Все показатели товарооборота имеют тесную взаимосвязь, которая изучается (анализируется) на всех уровнях управления и особенно торговыми предприятиями (оптовыми и розничными юридическими лицами). Речь идет о балансовой увязке показателей реализации товаров, суммы товарных запасов и объема поступления товаров. Формула этой балансовой связи имеет следующий вид:
Р+В+Тзк = П+Тзн,
где Р - товарооборот за определенный период;
П - объем поступления товаров за тот же период;
Тзн и Тзк - суммы товарных запасов соответственно на начало и конец рассматриваемого периода;
В - выбытие товаров по различным причинам.
В левой части балансовой увязки показателей товарооборота
(розничного или оптового) представлена потребность в товарах (Р+В+ТЗК)
и в правой - источники обеспечения потребности (П+ТЗН). С
Указанные соотношения показателей товарооборота являются основой для расчета потребности в товарах по следующей схеме: П = Р+В+Тзк-Тзн. Из этого расчета легко установить, какова зависимость между показателями. Так, Р = П + ТЗН-В-Тзк.
Отсюда увеличение объемов поставок товаров и наличие достаточного количества запасов пользующихся спросом товаров на начало периода, что ведет к увеличению товарооборота, и обратная зависимость товарооборота от объема выбытия товаров и величины товарных запасов на конец периода.
Анализ розничного товарооборота предприятия. Анализ розничного товарооборота - важное звено процесса управления потребительским рынком и деятельностью торгового предприятия.
Цель его состоит в изучении данных о процессе удовлетворения спроса населения на потребительские товары и получении информации, необходимой для изучения и прогнозирования покупательского спроса (по отдельным товарным группам и общему объему), состояния и развития рынка товаров. Торговым предприятиям анализ помогает определить, насколько достигнутый объем и сложившаяся структура товарооборота позволили им получить необходимую величину прибыли.
Одна из целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объема розничного товарооборота по структурным единицам, по отдельным товарам и товарным группам, которые можно использовать в процессе текущей торговой деятельности или в предстоящем периоде (учесть при обосновании прогнозов и планов на предстоящий период).
Для достижения поставленных целей каждое торговое предприятие должно четко определить задачи анализа розничного товарооборота. К числу таких задач относятся следующие:
• оценка рыночной активности в тех сегментах рынка, где предприятие осуществляет (или собирается осуществлять) свою коммерческую деятельность;
• изучение текущей конъюнктуры потребительского рынка и характера ее изменений, учет предприятием сложившихся условий на рынке;
• разработка прогнозов конъюнктуры потребительского рынка и коммерческой деятельности предприятия;
• оценка объема и структуры товарооборота как факторов (основного условия) обеспечения прибыльной работы.
В соответствии с рассматриваемыми выше задачами предприятия изучают свою коммерческую деятельность при помощи системы показателей. Эти показатели находятся в неразрывной взаимозависимости и единстве и в то же время отражают различные стороны коммерческого (торгового) процесса. Такая система показателей может быть представлена в виде следующих групп:
• соотношение товарного предложения и спроса покупателей, емкость и насыщенность рынка, уровень конкуренции и сегментации рынка; • показатели розничного товарооборота в текущих и сопоставимых ценах за отчетный и прошлый периоды;[5]
• показатели структуры товарооборота;
• показатели розничного товарооборота по структурным единицам торгового предприятия (в разрезе отдельных магазинов, отделов и т. п.);
• показатели рыночных цен и тарифов (структура рыночных цен, их динамика, ценовая конкуренция);
• расчеты влияния на величину розничного товарооборота основных факторов (изменений товарных запасов, поступления, рыночных цен и т. п.).
Приведенная система показателей торговой деятельности дает богатый материал для анализа. В условиях становления рыночной экономики при анализе торговой деятельности число показателей сокращается, они унифицируются, некоторые из них изменяют свое содержание и в силу ненадобности, отдельные из них отмирают.
Выбор показателей требует от работников предприятий глубоких знаний тенденции и особенностей функционирования и развития потребительского рынка в стране и регионе, понимания главных и других целей развития деятельности предприятия, умения использовать возможности торговли в деле решения социально-экономических задач региона и повышения уровня жизни населения.
Очень важно умело использовать различные методы анализа и оценки розничного товарооборота (построение динамических рядов, использование относительных и средних показателей, методы сравнения и цепной подстановки, индексный метод, балансовая увязка показателей, построение графиков, экономико-математические методы и т. п.).
Торговые организации (предприятия) начинают анализ с оценки выполнения, установленного ими самостоятельно, плана (прогноза) за отчетный период (месяц, квартал, год) путем сравнения фактических (очень часто - ожидаемых) данных за отчетный период с объемом продажи товаров по плану.
На практике накоплен опыт определения ожидаемого товарооборота. Отдельные предприятия устанавливают ожидаемый товарооборот путем суммирования фактического товарооборота за истекший период и плановой величины, установленной на оставшиеся месяцы текущего года. Однако другие предприятия товарооборот за оставшийся период до конца текущего года определяют с учетом его анализа за ряд лет, предшествующих текущему, особенностей развития торговли и с учетом других факторов, которые повлияют на величину товарооборота за месяцы до конца текущего года.
Для каждого предприятия важно установить причины отклонений фактического розничного товарооборота от планового. Тем самым дается оценка обоснованности плана и выясняется, какие условия не были учтены при его разработке. Причинами отклонений фактического товарооборота от плана могут быть изменения ожидаемого поступления товаров по объему и срокам, недостаточная численность работников, формирование ассортимента товаров магазинов без учета спроса покупателей, ценовой фактор и многие другие.
Предприятию следует по каждому из факторов проводить расчеты их влияния на изменения фактического товарооборота по сравнению с его плановой величиной. Так, перебои в торговле отдельными товарами влияют на уменьшение товарооборота. Размер этого уменьшения определяется путем умножения среднедневной продажи этих товаров на число дней, когда не было этих товаров в наличии. Закрытие магазинов по различным причинам также прямо влияет на уменьшение объема продаж (однодневный товарооборот умножают на число дней, в течение которых магазин по различным причинам не работал). Особую роль сегодня имеет установление конкурентных цен на товары. Для этого изучают их величину в других магазинах и оценивают ход продаж. В случаях изменения цен необходимо изучить колеблемость однодневных продаж этих товаров и оценить их влияние на товарооборот. Логика подсказывает, как следует оценивать влияние любых факторов на изменения фактического товарооборота по сравнению с плановым.
Важным моментом анализа розничного товарооборота является изучение его динамики - темпов роста общего объема и по основным товарным группам в действующих и сопоставимых ценах. Темпы роста рассчитывают путем соотношения фактического розничного товарооборота в действующих или в сопоставимых ценах за отчетный (текущий) период к соответствующему показателю за период, предшествующий отчетному, или к базисному периоду.
Роль показателей динамики розничного товарооборота в условиях рыночной экономики возросла. По характеру их изменения оценивают положительно или отрицательно результаты торговой деятельности предприятий и на всех других уровнях управления.
Для сегодняшнего этапа развития экономики России одна их главных задач - обеспечение устойчивых темпов экономического роста. Положительные изменения в экономике страны найдут свое выражение, в первую очередь, в положительных изменениях показателей динамики розничного товарооборота в сопоставимых ценах.[6]
Величина розничного товарооборота в сопоставимых ценах определяется путем деления фактического товарооборота на индекс цен. Полученный показатель характеризует физический объем розничного товарооборота. Разница между фактическим и сопоставимым розничным товарооборотом представляет собой сумму дополнительных расходов покупателей в связи с повышением цен. В случае их снижения эта разница показывает выгоду, полученную покупателями.
В процессе изучения динамики розничного товарооборота определенный интерес представляет изучение продажи и запасов товаров по отдельным товарам в натуральных показателях (по данным формы № 1 - торг), по так называемой «продовольственной корзине» (набору ограниченного числа жизненно необходимых пищевых продуктов*); по наиболее значительным товарам культурно-бытового назначения и т. п.
Госкомстат России проводит систематические обследования бюджетов семей населения в регионах. Эта информация представляет интерес на каждый момент и особенно в динамике. Она позволяет оценить долю покупок семей, различных видов домашних хозяйств в совокупных доходах и является важным условием обоснования прогнозов и планов развития на всех уровнях управления торговлей.
В тех случаях, когда предприятия изучают данные о динамике розничного товарооборота за ряд лет, возникает необходимость рассчитать среднегодовые темпы роста. Для этого можно воспользоваться расчетом по среднегеометрической формуле:
где Тр - среднегодовые темпы роста;
Тк - конечный показатель динамического ряда;
Т0 - начальный показатель динамического ряда;
n - число показателей динамического ряда.
На данном этапе анализа оценивается рыночная активность предприятия. Для этого недостаточно только сравнения показателей темпов роста розничного товарооборота предприятия и в целом по региону по общему объему и основным товарным группам (по данным форм № 1 - торг и № 3 - торг). Каждое торговое предприятие должно изучить и другие показатели:
• динамику среднего уровня цен и размер ценового диапазона по наблюдаемым товарам;
• изменение числа пунктов продажи данного товара в регионе;
Пример. Численность населения на начало года в регионе составляла 181 тыс. человек, на конец года - 183 тыс. человек, т. е. в среднем за год - 182 тыс. человек (181+183)/2. Объем розничного товарооборота за год по региону составил 910 млн. руб. Отсюда товарооборот на душу населения региона будет равен 5 тыс. руб. (910000/182).[7]
Указанный показатель (товарооборот в расчете на душу населения) сравнивают с его величиной на федеральном и региональных уровнях. Размеры отклонений в определенной мере характеризуют различия в уровне жизни Населения. Обычно в тех регионах, где сложившаяся его величина более значительна, имеет место и более высокая доля непродовольственных товаров в общей их реализации. Так, в сельской местности Северо-Западного региона товарооборот на душу населения составлял 2200 - 2400 руб. в год (по данным за 2003 и 2004 гг.) и доля непродовольственных товаров не превышала 20 % от общего объема товарооборота, а в среднем по стране эти показатели составляли за указанные годы, соответственно, 5700 - 5900 руб. и 51 %. Данный вывод необходимо учитывать в процессе управления внутренней торговлей, при планировании деятельности предприятий. Очень важно уметь рассчитывать влияние отдельных факторов на изменение розничного товарооборота в динамике. Объем розничного товарооборота можно представить как сумму выручки всех работающих (средний товарооборот на одного работника, умноженный на среднесписочное число работников) или как количество проданных товаров на их среднюю цену или как средний размер товарооборота на 1 квадратный метр торговой площади, умноженный на торговую площадь в квадратных метрах и т. п.
Из этих соотношений очевидно, что важными факторами, влияющими на объем розничного товарооборота, являются среднесписочная численность работников, средний товарооборот в расчете на одного работника, средняя цена товара, физический объем реализуемых товаров, товарооборот в расчете на квадратный метр торговой площади и размер этой площади и т. п.
3. Комплексный анализ показателей розничного товарооборота Ключевского райпо по общему объему.
Задания и исходные данные для комплексного анализа показателей оборота розничной торговли Ключевского райпо. Провести анализ общего объема оборота розничной торговли
Ключевского райпо за отчетный год, в процессе которого:
- определить и оценить степень выполнения плана;
- определить динамику оборота в действующих и сопоставимых ценах, абсолютный прирост и значение 1 % прироста;
- рассчитать сумму потерь денежных средств населением в результате повышения рыночных цен;
- дать оценку роли и места райпо на региональном рынке;
- определить уровень (процент) охвата покупательных фондов оборотом розничной торговли;
- рассчитать сумму продажи товаров: на одного жителя;
на
Рассчитать факторы, влияющие на объем продаж в отчетном году, связанные:
- с изменениями цен и количеством проданных товаров;
- с изменением численности населения и продажи на одного человека;
- с объемом покупательных фондов (денежных доходов) и степенью их охвата;
- с наличием торговой сети и эффективностью использования торговых площадей;
- с изменением обеспеченности рабочей силой и уровня производительности труда;
- с обеспеченностью товарными ресурсами.
Решение:
Оборот розничной торговли Ключевского райпо за отчетный год.
Показатели |
Еди ница изм. |
Пред шес твую щий год |
Отчетный год |
Инд екс |
Отч. год в ценах |
Динамика |
|||
план |
факт |
% выпол нения |
в дейс тву ющих ценах % |
в соп ост. Цен ах% |
|||||
1. Оборот розничной торговли района |
тыс. руб. |
118664 |
123560 |
127254 |
102,98 |
1,22 |
144770 |
155249 |
150743 |
2. Оборот розничной торговли райпо В том числе: |
тыс. руб. |
41944 |
42900 |
44000 |
102,56 |
1,26 |
52849 |
55440 |
54054 |
продажа юр.лицам |
тыс. руб. |
2181 |
2145 |
2200 |
102,56 |
1,26 |
2748 |
2772 |
2702 |
продажа населению |
тыс. руб. |
39763 |
40755 |
41800 |
102,56 |
|
50101 |
52668 |
51351 |
3. Из оборота розничной торговли райпо |
тыс. руб. |
41944 |
31000 |
44000 |
141,93 |
1,26 |
52849 |
55440 |
39060 |
оброт торговой сети |
тыс. руб. |
38672 |
27710 |
40920 |
147,67 |
1,25 |
48340 |
51150 |
34637 |
оборот общественного питания |
тыс. руб. |
3272 |
3290 |
3080 |
93,61 |
1,4 |
4580 |
4312 |
4606 |
4. Численность обслуживаемого населения |
чел. |
30950 |
31000 |
31050 |
100,16 |
|
|
|
|
5. Оборот на душу населения |
руб. |
6,544 |
6,369 |
6,93 |
108,83 |
|
|
|
|
6. Покупательные фонды обслуживаемого населения |
тыс. руб. |
57628 |
59496 |
61200 |
102,8 |
|
|
|
|
7. Процент охвата покупательных фондов |
% |
69 |
80 |
69 |
86,25 |
|
|
|
|
8. Численность работников торговли |
чел. |
258 |
255 |
260 |
101,96 |
|
|
|
|
9. Численность работников торгового зала |
чел. |
121 |
119 |
125 |
105,04 |
|
|
|
|
10. Выработка на одного работника торговли |
тыс. руб. |
178,02 |
204 |
179,4 |
87,94 |
|
|
|
|
11. Выработка на одного работника торгового зала |
тыс. руб. |
83,49 |
95,2 |
86,25 |
90,59 |
|
|
|
|
12. Количество магазинов |
ед. |
84 |
82 |
80 |
97,560 |
|
|
|
|
13. Оборот торговой сети на один магазин |
тыс. руб. |
460,3 |
337,98 |
511,5 |
151,36 |
|
|
|
|
14. Торговая площадь магазинов |
м |
10095 |
9925 |
9725 |
97,98 |
|
|
|
|
15. Оборот торговой сети на 1м торговой площади |
тыс. руб. |
0,045 |
0,034 |
0,052 |
154,47 |
|
|
|
|
16. Доля райпо в доле района |
% |
141,45 |
167,19 |
144,6 |
86,48 |
|
|
|
|
Вывод: Результаты расчетов оброта розничной торговли Ключевского райпо показывают, что план перевыполняется.
Оборот розничной торговли и торговая площадь магазинов Ключевского райпо за отчетный год.
Показатели |
Ед.изм. |
Предшествующий год |
Отчетный год |
Отклонения |
Оборот розничной торговли в сопост.ценах |
ты.руб. |
38672 |
32736 |
-5936 |
Оборот магазинов в сопост.ценах |
ты.руб. |
37760 |
32096 |
-5664 |
Торговая площадь |
м |
10095 |
9725 |
-370 |
Оборот на 1м площади |
ты.руб. |
7,571273 |
6,66653 |
-0,90474 |
Количество магазинов |
единиц |
84 |
80 |
-4 |
Оборот на один магазин |
ты.руб. |
909,9048 |
810,4 |
-99,5048 |
Вывод: За отчетный год все снизилось по сравнению с прошлым годом об этом свидетельствует столбец отклонения.
Оборот розничной торговли, количество магазинов и торговая площадь на один магазин в Ключевском райпо.
Показатели |
Ед.изм. |
Предшест вующий год |
Отчетеый год |
Первая подстановка |
Вторая подстановка |
Количество магазинов |
Ед.изм. |
84 |
80 |
80 |
80 |
Торговая площадь на один магазин |
кв.м. |
120,2 |
121,5625 |
120,2 |
121,5 |
Оборот на 1кв. м. площади |
руб. |
3740,5 |
3300,36 |
3926,789 |
3884,774 |
Оборот магазинов в сопоставимых ценах |
тыс.руб. |
37760 |
32096 |
37760 |
37760 |
Вывод: В первой подстановке Оборот на один кв.метр будет равен 3926,8, а во второй подстановке будет равен 3884,7 рублям.
Баланс оборота розничной торговли Ключевского райпо за отчетный год.
Показатели |
Предшест.год |
Отчетный год |
Отклонения |
Запасы товаров на начало |
3500 |
3870 |
370 |
Поступление товаров |
39140 |
41170 |
2030 |
Итого |
42640 |
45040 |
2400 |
Оброт торговой сети |
38672 |
40920 |
2248 |
Прочее выбытие товаров |
98 |
120 |
22 |
Запасы на конец |
3870 |
4000 |
130 |
Итого |
42640 |
45040 |
2400 |
Используя метод цепных подстановок рассчитаем влияние факторов на изменение товарных ресурсов.
Показатели |
Предшест.год |
Отчетный год |
Запас на начало |
Поступл. |
Оборот |
Оборот торговой сети |
38672 |
40920 |
40920 |
40920 |
40920 |
Прочее выбытие товаров |
98 |
120 |
98 |
120 |
120 |
Запасы на конец |
3870 |
4000 |
3870 |
3870 |
4000 |
Товарные ресурсы |
42640 |
45040 |
44888 |
44910 |
45040 |
Δ Товарный ресурс = 45040-42640 = 2400
Товарный ресурс (оборот) = 44888-45040 = 152
Товарный ресурс (Выбытие) = 44910-44888 = 22
Товарный ресурс (запас на конец) = 45040-44910 = 130
Вывод: Товарный ресурс изменился на 2400, за счет оборота увеличился на 152, за счет выбытия увеличился на 22, за счет запаса на конец увеличился на 130.
4. Резервы увеличения розничного товарооборота райпо.
Одним из условий достижения высоких конечных результатов от торговой деятельности предприятия и повышения ее эффективности является постоянное продуманное формирование товарных запасов и умелое управление ими. Для Ключевского райпо резервом для увеличения товарооборота является товарные запасы. Принятие решений в деле управления товарными запасами оказывает влияние на все стороны хозяйственной деятельности Ключевского райпо: изменение объема товарооборота, величину доходов, издержек обращения, прибыль и рентабельность. Поэтому для Ключевского райпо все более важной функцией становится анализ эффективности и оценка политики управления запасами.
Целью практически любого решения в деле управления товарными запасами является рост объема продаж и минимизация общих издержек, связанных с формированием и хранением этих товарных запасов. Очень важно уметь анализировать последствия применения неоптимальных схем управления запасами.[8]
Цель анализа товарных запасов состоит в установлении их соответствия предъявляемым требованиям и оценке влияния на конечные результаты торговой деятельности.
В процессе анализа изучают следующие показатели:
• величины запасов в сумме и днях к товарообороту на определенную дату (обычно на начало и конец декады, месяца, квартала, полугодия, года) по товарным группам, в разрезе магазинов и в целом по предприятию и оценку характера их изменения в динамике;
• отклонение фактических запасов по товарным группам, по магазинам и в целом по предприятию в днях и сумме от установленных предприятием необходимых (плановых) величин;
• оборачиваемость в днях по товарным группам, по магазинам и в целом по предприятию за определенный период и в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет, с другими магазинами, предприятиями-конкурентами и с аналогичными показателями по региону в целом;
• средние цены отдельных видов товаров в запасах и по их поступлению, в сравнении с ценами реализации и в том числе их размерами у конкурентов;
• долю запасов отдельных товаров по магазину или в целом по предприятию и тенденции ее изменения в динамике в сравнении с изменениями доли этой товарной группы в объеме продаж по региону;
• отклонение фактического объема поставок товаров от оптимального объема одной партии и оценка влияния этого изменения на размер товарных запасов;
• размеры запасов по внутригрупповому ассортименту основных товарных групп (занимающих наибольший удельный вес в объеме продаж) и оценку их влияния на оборачиваемость по товарной группе в целом;
• аномальные запасы по каждой товарной группе и причины их образования;
• изменение числа разновидностей товаров по каждой группе в динамике и по сравнению с магазинами-конкурентами;
• влияние на изменение товарных запасов и товарооборачи-ваемость основных факторов (объема и структуры товарооборота, поступления товаров, ритмичности поставок, сложности ассортимента товаров и т. п.).
Оптовые и розничные предприятия, осуществляющие свою деятельность в районах Крайнего Севера, горных и труднодоступных, вынуждены работать с товарными запасами длительного хранения, управление которыми носит специфический характер. В этом случае нужно анализировать условия их сохранности и установление такого объема, который позволит в период отсутствия возможностей их пополнения, обеспечить непрерывную реализацию в течение 9-10 месяцев.
Особое внимание также уделяется товарам сезонного производства и круглогодичного потребления. Эти товары (сельскохозяйственного производства) также относятся к запасам длительного хранения или нерегулярного обновления. Их оценивают по другим критериям, поскольку на их хранение нужны большие
Методы обоснования необходимой величины товарных запасов торгового предприятия. Предприятия по-разному организуют процесс разработки необходимой величины товарных запасов. Однако у них и много общего. Организация планирования в большинстве случаев начинается с установления рекомендуемой (необходимой) величины товарных запасов в днях и сумме по товарным группам и в целом по магазину. Другие предприятия первоначально устанавливают необходимую величину запасов в целом по магазину, а затем определяют ее по товарным группам. Тот и другой подход не вызывает возражений.
В целом по предприятию рекомендуемый размер запасов устанавливают путем суммирования рекомендуемой суммы товарных запасов по всем магазинам (отделам), которые входят в состав предприятия. Другие предприятия эту задачу решают в следующем порядке: первоначально устанавливают необходимую величину товарных запасов в целом по предприятию, а затем обосновывают их в разрезе магазинов.
На основе обобщения практического опыта предлагаем необходимую величину товарных запасов устанавливать по такой схеме: на первом этапе обосновывать необходимую величину запасов (в днях и сумме) по товарным группам; на втором этапе устанавливать их величину по магазинам; на завершающем этапе рассчитывать необходимую величину товарных запасов в целом по предприятию.
Для определения необходимой величины товарных запасов по указанным структурным звеньям торгового предприятия используют следующую информацию:
• о розничном товарообороте и продаже по группам товаров в отчетном периоде и прогнозируемые показатели на предстоящий период;
• о товарных запасах по объему и структуре, об оборачиваемости товаров;
• из бухгалтерской отчетности об издержках обращения, расходах по оплате кредитов, транспортировке и хранению товаров;
• о размерах доходов (торговых надбавок), уровне цен на товары^
• о наличии собственных оборотных средств и размерах используемых кредитов, процентах платы за кредит, потребности в кредитных ресурсах.
Планирование товарных запасов - это сложный процесс, который включает анализ их состояния и тенденций изменения, обоснование необходимой величины товарных запасов, оценку их с точки зрения соответствия предъявляемым требованиям и осуществление экономических и организационно-технических мер по их поддержанию в соответствии с этими требованиями.
Ключевым звеном в планировании является обоснование рекомендуемой (необходимой) величины товарных запасов в днях и сумме по указанным структурным единицам предприятия. Через установление необходимой величины реализуются цели и задачи планирования. Они состоят в определении оптимальной величины товарных запасов, которые должны обеспечить бесперебойную торговлю всеми товарами (определенного перечня) при наименьших затратах на создание, хранение и управление ими во всех структурных единицах предприятия.
С
В настоящее время предприятия имеют возможность использовать такие апробированные на практике в нашей стране и за рубежом методы установления величины товарных запасов, как опытно-статистический, технико-экономических расчетов и экономико-математические.
Величину запасов по группам товаров рассчитывают в поквартальном
разрезе. До
В настоящее время целесообразно необходимую величину товарных запасов устанавливать на каждый квартал в отдельности. Каждое предприятие при обосновании необходимой величины товарных запасов на каждый квартал обязательно использует опытно-статистический метод. Сущность этого метода состоит в установлении рекомендуемой (необходимой) величины запасов (в днях к товарообороту и в сумме), исходя из сложившихся тенденций изменения товарооборачиваемости и факторов, влияющих на нее с учетом ожидаемых изменений последних в планируемом периоде. Этот метод является основным при определении необходимой величины по группам товаров, доля которых в товарообороте менее 1 % и по небольшим предприятиям (мелкой рознице). По группам товаров, которые занимают значительное место в розничном товарообороте, этот метод используется наряду с другими.
Каждое предприятие по группам товаров, которые занимают в товарообороте 1,5 % и более, имеет возможность установить необходимую величину товарных запасов (в днях к товарообороту и сумме) не только опытно-статистическим путем, но и на основе использования технико-экономических расчетов. Сущность этого метода состоит в расчете по товарной группе общей величины необходимых запасов (М) по ее составляющим: запасы, связанные с затратами времени по комплектованию, приемке и подготовке товаров к продаже (К); рабочий запас, т. е. товары которые должны быть реализованы в период между завозами партий товара (Р) или время заказа и завоза товара; запас текущего пополнения (П/2) - по товарам простого ассортимента он равен половине частоты завоза, а по товарам сложного ассортимента половину частоты завоза умножают на частное от деления числа разновидностей в продаже на число разновидностей, завозимых в одной партии; страховой запас (С), устанавливается предприятием эмпирически.
Таким образом, очевидно, что необходимую величину рассчитывают по следующей формуле:
М = К + Р + П/2 + С.
Рассмотрим сжато методику расчета каждого из слагаемых указанной формулы.[9]
Первый элемент (К) определяется исходя из затрат времени на период подготовки товаров и комплектование торгового ассортимента. Он составляет в реальной действительности - 1-3 дня.
Второй элемент (Р), т. е. рабочий запас, определяется затратами времени на формирование заказа и организацию его поставки. Ниже приводится расчет времени на повторный заказ и использованием экономико-математических методов. По товарам местного производства этот период составляет 4-6 дней.
Запас текущего пополнения предназначен для бесперебойной торговли между очередными завозами товара и при расчете норматива принимается в среднем размере (П/2) исходя из того, что в момент поступления товаров создаются максимальные запасы и перед очередным завозом их величина будет минимальной.
Общая величина запаса пополнения (П) определяется умножением нормированного текущего срока завоза в днях (90/n) на коэффициент обновления всего ассортимента по представительному набору (90 - число дней в квартале, n - частота завоза). Величину коэффициента, в свою очередь, устанавливают делением количества разновидностей по ассортиментному перечню (N) на количество разновидностей в одной партии поступающего товаров (к). В обобщенном виде расчеты запаса пополнения для установления нормативов могут быть выполнены по следующей схеме: П/2=90/2n*N/k. По товарам простого ассортимента он равен половине частоты завоза. Значение символов разъяснено выше.
Расчеты величины этого запаса могут быть выполнены в нескольких вариантах. Увеличение частоты завоза товаров и количества разновидностей, завозимых в среднем в одной партии, оказывает влияние на уменьшение запаса текущего пополнения. И наоборот, их уменьшение приводит к соответствующему росту запасов текущего пополнения и его общей величины. Предприятия, принимая решения об изменении норматива запасов по магазинам, должны предусматривать соответствующие изменения условий поставки товаров - частоты и комплектности завоза. Если при изменении необходимой величины не вносятся соответствующие коррективы в условия поставки товаров, то это приводит к формированию фактических запасов без учета их рекомендуемой величины.
На практике возможно, в зависимости от соотношения расходов по доставке и хранению товаров, определять меры по улучшению размещения запасов в каналах торговли. Товарные запасы должны быть минимальными, если расходы по хранению намного превышают издержки по их транспортировке. И наоборот, единовременный завоз необходимо предусматривать в большем размере, если транспортные издержки намного выше расходов по хранению.[10]
Страховой (резервный) запас (С) создается для обеспечения бесперебойной торговли на случай значительного увеличения объема спроса населения, отклонения от установленных частоты и объема завоза товаров. Он устанавливается с учетом частоты завоза и других условий по конкретным товарам - до 30 % величины торгового запаса (рабочего плюс запаса пополнения) по товарам сложного ассортимента и до 70-100 % величины торгового запаса - по маслу растительному, сахару, соли и другим товарам простого ассортимента, группы которых состоят из 1-3 разновидностей.
Размеры страхового запаса следует пересматривать в сторону снижения по мере повышения надежности товароснабжения. В этих условиях величину страхового запаса можно определить и на основе использования математических методов по формуле:
С = К-σ,
где К - коэффициент, связанный с уровнем товароснабжения;
σ - среднее квадратическое отклонение товарооборота по кварталам, месяцам (декадам, неделям) в % к годовому товарообороту.
Значение коэффициента, характеризующего уровень товароснабжения, колеблется от 1 до 3.
Среднеквадратическое отклонение рассчитывают по формуле:
σ = (∑(х-хср)2/2)1/2
где х - фактический удельный вес конкретного месяца (квартала и т. п.) в годовом товарообороте;
хср - средний размер удельного веса месячного или квартального товарооборота в годовом обороте, равный, соответственно, 8,3*(100/12) и 25*(100/4).
Заключение
Развитие товарно-денежного обмена не только создало условия для возникновения торговли, но и сделало ее появление необходимостью. Разделение единого акта купли-продажи на два, отдаленных во времени и пространстве, обусловило наличие посредников между ними. Обмен становится исключительной функцией группы хозяйствующих субъектов, появляется особая отрасль хозяйственной деятельности. В соответствии с этим положением торговля представляет собой такой вид товарно-денежного обмена, который характеризуется обособлением купли-продажи в особую посредническую отрасль деятельности (Д -Т-Д).
По мере развития производительных сил, разделения труда и обособления производителей как собственников производство все в большей степени приобретало товарный характер. В условиях рыночной экономики товарное производство становится господствующим. Через сферу обращения поступают и непрерывно обновляются все элементы производительного капитала. Орудия и предметы труда и рабочая сила. Торговля опосредствует все экономические связи рыночного хозяйства, кругооборот капитала и процесс воспроизводства.
Для того чтобы осуществлять продажу товаров, торговля выполняет специфические, технологические и хозяйственные операции, направленные на доставку и хранение товаров, подготовку их к продаже и ведение самого процесса продажи.
В экономической литературе ставится знак равенства между понятиями «торговля» и «коммерция». Слово «коммерция» в переводе с латинского («commercium») означает торговля. Коммерция - это торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг.
Торговля является источником поступления текущих денежных средств и играет важную роль в финансовой стабильности государства. Налог на добавленную стоимость и акцизы – это элементы цены, которые извлекаются при каждой операции купли-продажи и напрямую поступают в бюджет.
По результатам анализа Ключевского райпо, можно сказать, что за отчетный год снизилась товарооборот, это снижение было вызвана за счет сокращения торговой площади.
Расчеты влияния на изменение товарных ресурсов по факторам выявило, что товарный ресурс сам изменился на 2400 то есть увеличился, за счет изменения оборота товарный ресурс увеличился на 152, за счет изменения выбытия товарный ресурс увеличился на 22 и за счет изменения запаса на конец товарный ресурс увеличился на 130.
Библиографический список
1. Баскакова О. Анализ и планирование розничного товарооборота потребительского общества в условиях рыночных отношений. - М., 1994. – 159 с.
2. Методические рекомендации по комплексному анализу финансово-хозяйственной деятельности районной кооперативной организации / Авт. колл. под рук. проф. З.А. Капелюк. - Новосибирск: СибУПК, 2000.- 258 с.
3. Корецкая Л.К. Розничная торговля - индикатор состояния рынка потребительских товаров. - Новосибирск, 2003. – 357 с.
4. Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий торговли // Утв. Постан. Госкомстата РФ от 19.08.98., № 89.
5. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 302 с.
6. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: «Инфра - М», 2000. – 546 с.
7.
Программа стабилизации и развития потребительской
кооперации Российской Федерации на 1998 - 2002 гг. // Российская кооперация. -
15 августа
8. Баканов МИ. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для торговых вузов. - М: Экономика, 1990. – 264 с.
9. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. -Минск: Вышейшая школа, 1996. – 124 с.
10. Данебург В., Монкриф Р.. Тейлор В. Основы оптовой торговли -СПб.: Нева - Ладога - Онега, 1993. – 256 с.
11. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке / Под ред. проф. А.В. Зырянова. - Екатеринбург: РИФ «Солярис», 1995. – 264 с.
12. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. -Минск: Вышейшая школа, 2001. – 346 с.
13. Маркетинг/ Под ред. проф. А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ, 1995. В.Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 298 с.
14. Торговое дело: Экономика и организация: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько. - М.: «Инфра - М», 2000. – 456 с.
15. .Экономика торгового предприятия / Под ред. проф. А.И. Гребне-ва. - М.: Экономика, 1996. – 235 с.
[1] Баскакова О. Анализ и планирование розничного товарооборота потребительского общества в условиях рыночных отношений. - М., 1994. – 159 с.
[2] Методические рекомендации по комплексному анализу финансово-хозяйственной деятельности районной кооперативной организации / Авт. колл. под рук. проф. З.А. Капелюк. - Новосибирск: СибУПК, 2000.- 258 с.
[3] Корецкая Л.К. Розничная торговля - индикатор состояния рынка потребительских товаров. - Новосибирск, 2000. – 357 с.
[4] Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 302 с.
[5] Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. – 302 с.
[6] Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. -Минск: Вышейшая школа, 1996. – 124 с.
[7] Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. -Минск: Вышейшая школа, 1996. – 124 с.
[8] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. -Минск: Вышейшая школа, 2000. – 346 с.
[9] Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке / Под ред. проф. А.В. Зырянова. - Екатеринбург: РИФ «Солярис», 1995. – 264 с.
[10] Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке / Под ред. проф. А.В. Зырянова. - Екатеринбург: РИФ «Солярис», 1995. – 164 с.