Содержание

Введение. 3

1. Психологические аспекты исследования личности военнослужащего  5

1.1. Понятие воли и волевых качеств военнослужащего: психологический аспект. 5

1.2. Морально- волевые качества личности военнослужащего. 8

2. Исследования волевых качеств военнослужащего. 14

2.1. Тестрирование как метод исследования. 14

2.2. Использование системного анализа в исследовании волевых качеств  19

3. Педагогические аспекты формирования и развития волевых качеств  военнослужащего. 23

Заключение. 33

Список литературы.. 35

Приложение 1. 37

Приложение 2. 38

Приложение 3. 39

Введение

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желёз, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности   являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отражённое «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная  совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй её чувств и поведения.

В основе личности лежит её структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – других людей, обстоятельства жизни и т.п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей.

Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности  и общению.

В рамках данной  работы поставлена цель исследования волевых качеств  военнослужащего подразделений Пограничной  Службы Федеральной Службы Безопасности РФ.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)                          рассмотреть психологические аспекты  понятий воли и волевых качеств личности военнослужащего

2)                          рассмотреть  исследование волевых качеств военнослужащего

3)                          рассмотреть  педагогические аспекты воспитания и формирования волевых качеств военнослужащего





















1. Психологические аспекты исследования личности военнослужащего

1.1. Понятие воли и волевых качеств военнослужащего: психологический аспект

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это – способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений [4,с . 178].

         Основные признаки волевого акта, характерные для военнослужащего:

         а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

         б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

         в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

         г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

         В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учёными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определённостью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся ещё с начала ХХ века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо её сторонники представляют всё поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделённым способностью к сознательному выбору форм поведения.

Волевая регуляция поведения  военнослужащего характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

         Главную психологическую функцию воли военнослужащего составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

         На уровне личности военнослужащего проявление воли находит своё выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению  принятого решения), энергичность и др. Это – первичные (базовые) волевые личностные качества военнослужащего, определяющие большинство поведенческих актов.

         Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качеств военнослужащего: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твёрдые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять своё поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые,  но и как характерологические [1,с. 178].

         К третичным следует отнести волевые качества военнослужащего, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определённой идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т.д. Третичные качества воли военнослужащего обычно формируются только к подростковому возрасту, т.е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

         Волевые действия военнослужащего можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учёт его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т.д.

         Развитие воли у военнослужащего связано [6, с. 133]:

         а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

         б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

         в) с выработкой волевых качеств личности;

         г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдалённые цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

         Формирование волевых качеств личности военнослужащего можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее – к третичным качествам

Рассмотрение психологической трактовки личности военнослужащего предполагает истолкование феномена духовной её свободы. Свобода личности в психологическом плане – это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нём под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек – это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да» (М. Шелер).

         Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него – в пределах его ограничений – зависит, не сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода – это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу (Ф.М.Достоевский).

         Однако свобода – это лишь одна сторона целостного феномена позитивный  аспект которого – быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В.Франкл). Человек обречён на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на «объективные условия» - несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в которых они выросли, и т.п. Марксистский тезис о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.

1.2. Морально- волевые качества личности военнослужащего

От систематичности, цельности, последовательности идейных взглядов военнослужащего зависят в конечном счете результаты его деятельности.

Морально-политические принципы, которыми руководствуется военнослужащий, влияют не только на исполнение им служебных обязанностей и поведения в быту. Через личность военнослужащего они становятся достоянием и всех тех, с кем он сталкивается и общается, оказывая на них воспитательное воздействие.

Но воспитатель прежде всего должен быть сам хорошо воспитан. Идейно-политическая закалка тесно связана с воспитанием других форм сознания, и в первую очередь, с формированием нравственных основ личности.

В моральную характеристику личности военнослужащего входит правосознание - одна из форм общественного сознания, которая играет решающую роль в практическом применении правовых норм. Как правовая идеология - это система правовых знаний, взглядов и идей, как правовая психология - это совокупность сознательных чувств, переживаний, привычек, связанных с действием права.

Говоря о правовой психологии, мы имеем в виду все виды отражения правовых явлений в психике человека, его отношение к этим явлениям.

Следовательно, военнослужащему постоянно приходится испытывать на себе массу посторонних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать под угрозой многих нежелательных последствий, иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения нервных и физических сил. Поэтому в общем психическом складе личности военнослужащего волевые качества играют важнейшую роль.

Повышенные требования к волевой сфере военнослужащего делают обязательным наличие ряда свойств, образующих силу воли. Как говорил Платон: "Воля - целеустремленность соединенная с правильным рассуждением". Наиболее ярко проявляются волевые качества в сложных ситуациях, при решении трудных задач  военного дела. Военное дело формирует и укрепляет многие волевые качества, но вместе с тем длительное занятие этой профессией, накладывая на личность своеобразный отпечаток, порой приводит к профессиональной деформации. И здесь справедливы слова Абая Кунанбаева, который писал: "Воспитай волю - это броня, сохраняющая разум".

Одной из наиболее существенных черт в морально-волевом облике военнослужащего является такое качество, как принципиальность - наличие твердых убеждений и активного стремления к их реализации, проведению в жизнь, невзирая на препятствия и угрозы личному благополучию. Небезынтересно высказывание Л.Н. Толстого: "Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести". Это качество помогает противостоять нежелательным влияниям извне и собственным слабостям, успешно разрешать свойственные каждому внутренние конфликты, различные споры между должным и желаемым, общественным и личным.

В сложных конфликтных ситуациях военнослужащий обязан оставаться хозяином своих чувств и стремлений, сохранять верность нравственным принципам.

Военное дело неизбежно сталкивается с ложными заявлениями и доводами, ошибочными утверждениями и выводами, неправильными оценками и суждениями. Сложность состоит в том, что распознать, где правда, а где ложь, где истина, а где заблуждение. Поэтому жизненной необходимостью для военнослужащего является приличность - постоянная готовность строго и объективно оценивать факты, события, действия и высказывания людей, не доверяясь внешнему впечатлению, привычное стремление увидеть и раскрыть в каждом явлении его подлинную сущность [7,с . 130].

В основе критичности лежит сложный психический акт сомнения. В совокупности с предусмотрительностью и осторожностью в поступках и суждениях критичность образует весьма необходимое для военнослужащего качество воли и ума бдительность.

Одностороннее влияние опыта порой приводит к тому, что военнослужащий вообще утрачивает веру в людей, готов подозревать всех и каждого.

Подозрительность - один из наиболее опасных видов профессиональной деформации. Предубежденность, тенденциозноcть, обвинительный уклон противоречат самой идее правосудия. Даже при рассмотрении отрицательных действий и поступков нужно искать и уметь находить в людях положительные стороны.

Наличие властных полномочий, самостоятельность и независимость публичной критики таит возможность следственных ошибок. Поэтому строгое соблюдение законности в военном деле  во многом зависит от самокритичности военнослужащего. Формирование этой черты - задача морально-политического воспитателя и профессионального обучения, в ходе которого военнослужащий должен быть приучен к систематическому разбору и объективной оценке своего решения и действия, промахов и упущений.

Готовность быстро принять решение и привести его в исполнение абсолютно необходима военнослужащему, который нередко бывает обязан срочно реагировать на возникшую ситуацию, принять неотложные меры, чтобы пресечь преступление, сохранить его следы, оказать помощь пострадавшим, восстановить нарушенный порядок, задержать преступника и т.д.

Военное дело  требует трудолюбия, усидчивости, высокой работоспособности, напряжения воли.

Настойчивость - стержневое качество воли - выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все силы для ее достижения. Она тесно связана с моральным обликом военнослужащего и такими свойствами характера, как организованность и стойкость.

Невозможно заранее предусмотреть все детали предстоящей работы, частое возникновение таких ситуаций, когда военнослужащий вынужден отложить текущие дела для выполнения неотложных мероприятий, связанные с этим перегрузки, делают особенно острой проблему рациональной организации труда военнослужащего. При этом одним из решающих факторов становится его организованность [10,с. 234].

Основа организационной деятельности - способность точно ориентироваться в действительности, в частности, в начальной стадии, качествах людей и их возможностях.

В. Л. Васильев пишет: "Организационная деятельность военнослужащего заключается в волевых действиях по проверке реализации гипотез и планов, а также привлечению других людей для осуществления целей."

В. Н. Васильев включает в содержание организаторской деятельности мобилизацию или самоорганизацию военнослужащего

Думается, что для военного дела необходимы прежде всего такие организационные качества:

1) Настойчивость, энергичность, самоорганизованность, заключающаяся в быстром ориентировании в создавшейся обстановке и людях, формирование задачи, расчленение ее на этапы и планирование своей деятельности.

2) Находчивость, ответственность, требовательность, умение хранить тайну, организационные способности, обеспечивающие руководство различными группами людей

3) Выдержка, дисциплинированность, самокритичность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством.

Наличие у военнослужащего периодических перегрузок зачастую приводит к тому, что они приучаются работать рывками, с особым напряжением в конце месяца или при истечении срока ведения дела. Нормативный характер военного дела при неблагоприятном сочетании некоторых свойств личности вырабатывают формализм, стойкую привычку действовать по шаблону, прикрываясь соответствующим пунктом инструкции или распоряжением начальника.

Умение и способность проявить творчество и самостоятельность в труде связаны с высоким развитием воли и мышления. Инициативность как закрепившееся волевое качество профессионально необходимо следователю, труд которого чаще всего индивидуален, связан с большой служебной самостоятельностью и процессуальной независимостью. "Решай и делай сам", - на этой основе формируется инициативность и ответственное отношение к порученному делу.

Ответственность выполняемой работы, риск нежелательных последствий, вид человеческих страданий, многочисленные трудности и препятствия делают обычным для военного состояние напряжения. При этом в первую очередь страдает тормозной процесс, чаще возникает неупорядоченная активность, эмоциональные вспышки, срывы, поспешность, неосмотрительность, узость.

Умение владеть собой в сложной обстановке, рассудочно-волевая направленность помогают военному снимать напряжение, стойко переносить трудности.

Большое значение в военном деле имеют выдержка, сознательный контроль над собой, своей речью, настроением и поведением. При этом многие справедливо подчеркивают необходимость для военного терпения, умения владеть своими чувствами, сдержанности во многих проявлениях.

Зная особенности собственной психики, ее сильные и слабые стороны, помня об опасностях, которыми чреваты те или иные свойства его личности, военный должен постоянно корректировать свои оценки, решения и действия с учетом собственных возможностей, подобно тому, как водитель, управляя автомашиной, строит свои расчеты, помня о скорости собственной реакции, глазомере и т.п.

Случайный наблюдатель замечает лишь то, что бросается в глаза, следователь же должен видеть все. В психологии были приняты попытки подсчитать количество впечатлений, получаемых человеком от внешнего мира за короткое время одним каким-либо органом чувств. Подсчеты показали, что даже в течение одного дня человек переживает десятки тысяч различных впечатлений. Ясно, что военнослужащий может и должен видеть именно то, что ему нужно. Это достигается в результате внимания, то есть направленности нашего сознания на восприятие, понимание, запоминание или воспроизведение определенных явлений действительности.

Применительно к военному делу чрезвычайно трудно выделить такие стороны "службы внимания", которые имели бы преимущественное значение в его работе. Внимание как психический процесс, будучи фиксированным, переходит в психическое состояние человека, а закрепляясь в определенных чертах, становится свойством личности - внимательностью . Для с военного очень важно воспитать в себе целенаправленное, произвольное внимание.

2. Исследования волевых качеств военнослужащего

2.1. Тестирование как метод исследования

С помощью приведенной ниже анкеты можно оценить  уровень развития  волевых качеств у военнослужащего.

   Инструкция. Ответьте на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Отвечая на вопрос, обведите кружком букву ответа, который соответствует вашему поведению.

Анкета

1.       Делаете ли вы по утрам зарядку?

а) Регулярно.

          б) Время от времени.

          в) Не делаю.

2.                Отстаиваете ли вы свое мнение перед товарищами и взрослыми в случае несогласия с ними?

     а) Всегда.

     б) Иногда пытаюсь это делать, но не всегда удается.

     в) Нет.

3.                Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т. п.)?

     а) Да, в любой ситуации.

     б) Не всегда, в зависимости от ситуации.

     в) Не умею.

4.                Высказываете ли вы свое мнение на собраниях, критикуете ли недостатки своих товарищей?

          а) Всегда.

          б) Иногда решаюсь на это.

          в) Иногда.

5.                Останавливают ли вас неудачные попытки решения задачи, разучивания упражнения и т. п.?

     а) Да.

     б) Иногда.

     в) Практически никогда.

6.                В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?

     а) В основном сформированы достаточно устойчиво: регулярно убираю постель, поддерживаю порядок в комнате, аккуратен в одежде.

     б) Сформированы, но недостаточно устойчиво.

     в) Не сформированы.

7.                Способны ли вы сами без внешнего принуждения организовать свое время?

          а) Да.

          б) Делаю это нерегулярно.

          в) Практически никогда не делаю.

8.                Можете ли вы без напоминания сесть за приготовление домашних заданий?

    а) Практически всегда.

    б) Только иногда.

    в) Практически никогда этого не делаю.

9.                Способны ли вы длительно ( в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?

         а) Да.

         б) В редких случаях.

         в) Нет.

10.           Проявляете ли вы интерес к самовоспитанию?

    а) Достаточно отчетливо.

    б) От случая к случаю.

    в) Не проявляю.

11.           Если вы проявляете интерес к самовоспитанию, то в какой мере он носит устойчивый характер?

    а) Регулярно предпринимаю попытки самовоспитания.

    б) Попытки самовоспитания предпринимаю от случая к случаю.

    в) Никаких попыток самовоспитания не предпринимаю.

12.           Есть ли у вас программа самовоспитания?

    а) Да.

    б) Определенной программы нет, но есть некоторые наметки.

    в) Никакой программы нет.

13.           Доводите ли вы свои дела до конца?

    а) Да.

    б) Не все дела довожу до конца.

    в) Очень редко довожу начатое дело до конца.

14.           Планируете ли вы свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действуете, как придется?

    а) Чаще всего планирую.

    б) Иногда планирую.

    в) Практически никогда не планирую.

15.           Умеете ли вы сдерживать свои чувства?

    а) В основном умею.

    б) Иногда не сдерживаюсь.

    в) Как правило, не сдерживаюсь.

16.           Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое считаете важным?

    а) Как правило, умею.

    б) Не всегда умею.

    в) Не умею.

17.           Пытаетесь ли вы определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, овладение важными трудовыми навыками)?

    а) Да.

    б) Пытаюсь, но только от случая.

     в) Не пытаюсь.

18.           Если вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете ли что-нибудь для ее осуществления?

     а) Делаю.

     б) Делаю очень мало.

     в) Ничего не делаю.

  Подсчитайте сколько раз ваш ответ соответствовал вариантам “а”, “б” и “в”. За каждый ответ, соответствующий варианту “а”, вы получаете 2 балла, “б”-1 балл, “в”- 0 баллов.

   Подсчитайте общую сумму баллов. Она характеризует выраженность волевых черт характера.

    Если вы набрали более 30 баллов, уровень развития волевых качеств очень высокий; 20-30 баллов –низкий;10-20 баллов- волевые качества практически не развиты.

Определение  организаторских способностей, т. е. Умения активно влиять на людей [9,с . 120].

     Для этого ответьте быстро, не задумываясь, на нижеприведенные вопросы. Ответы должны быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет). Отвечая, постарайтесь воспроизводить свое реальное поведение в конкретной ситуации.

1.       Часто ли вам удается склонить большинство свих товарищей на свою сторону?

2.       Хорошо ли вы ориентируетесь в конкретной ситуации?

3.       Нравиться ли вам заниматься общественной работой?

4.       Легко ли вы отступаете от своих намерений, если возникают некоторые помехи в осуществлении их?

5.       Любите ли вы придумывать или организовывать различные игры, развлечения?

6.       Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

7.       Стремитесь ли вы к тому, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

8.       Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9.       Часто ли в решении важных дел вы проявляете инициативу?

10.   Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?

11.   Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое дело?

12.   Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13.   Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

14.   Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

15.   Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (классе)?

16.   Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение,

если оно не было сразу принято вашими товарищами?

17.   Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18.   Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19.   Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

20.   Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в обществе большой группы своих товарищей?

После того как вы ответите на предложенные вопросы, подсчитайте сумму набранных баллов. При этом учтите, что каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный начетные оцениваются в 1 балл.

Результат 15 баллов и более свидетельствует о высоком уровне организаторских способностей; 13 - 14 баллов – о среднем; ниже 13 баллов – о низком уровне развития организаторских способностей. Если у вас оказался низкий уровень, не отчаиваетесь, при желании увы можете развить свои организаторские способности

2.2. Использование системного анализа в исследовании волевых качеств

При  анализе волевых качеств военнослужащего   воспользуемся методом экспертных оценок, который представлен ниже в виде последовательности этапов.  Анкета при использовании данного метода  представлена в приложении 1. Этим методом проводится опрос  среди двух групп населения: в возрасте от 15 до 25 лет и от 25 до 50 лет, которым выдаются экспертные карты (приложение 2 и 3). Значимость той или иной черты характера лидера  для каждой группы   оценивается по трехбалльной шкале:

1 бал- худшее значение показателя (наименьшая  значимость)

2 балла- среднее значение показателя (средняя значимость )

3 балла- лучшее  значение показателя (наибольшая значимость )

         Далее путем обработки полученных ответов  представляем сводную матрицу результатов  в таблице 1.

Таблица 1

Матрица для выбора приоритетных волевых качеств


Наименование цели

Эксперт

Критерий

Сумма х


Очередность выполнения целей

Лидерство

Властность

Руководство

Отношение к окружающим

Коэффициент относительной важности

Склонность к соперничеству

15-25 лет

1

1

1

1




25-50 лет

1

2

2

1




Сумма х

2

3

3

2




Средний х

1

1,5

1,5

1

5

0,062

10

Подавление других

15-25 лет

1

2

2

3




25-50 лет

1

3

3

2




Сумма х

2

5

5

5




Средний х

1

2,5

2,5

2,5

8,5

0,105

6

Навязывание своего мнения

15-25 лет

2

2

3

3




25-50 лет

2

1

1

1




Сумма х

4

3

4

4




Средний х

2

1,5

2

2

7,5

0,093

7

Стремление быть всегда и во всем первым

15-25 лет

2

2

2

2




25-50 лет

3

2

1

3




Сумма х

5

4

3

5




Средний х

2,5

2

1,5

2,5

8,5

0,105

4

Достижение своих целей любыми методами

15-25 лет

3

2

3

2




25-50 лет

3

2

3

2




Сумма х

6

4

6

4




Средний х

3

2

3

2

10

0,123

2

Целеустремленность

15-25 лет

3

3

3

1




25-50 лет

1

1

2

3




Сумма х

4

4

5

4




Средний х

2

2

2,5

2

8,5

0,105

3

Сила воли

15-25 лет

1

3

2

1




25-50 лет

2

2

2

2




Сумма х

3

5

4

3




Средний х

1,5

2,5

2

1,5

7,5

0,093

8

Стремление  к руководству людьми

15-25 лет

2

2

1

3




25-50 лет

2

1

3

3




Сумма х

4

3

4

6




Средний х

2

1,5

2

3

8,5

0,105

5

Сильный характер

15-25 лет

3

3

3

3




25-50 лет

3

1

2

2




Сумма х

6

4

5

5




Средний х

3

2

2,5

2,5

10

0,123

1

Эгоизм

15-25 лет

1

2

2

1




25-50 лет

2

2

2

2




Сумма х

3

4

4

3




Средний х

1,5

2

2

1,5

7

0,086

9

Коэффициент относительной важности в таблице  определяем по формуле:

К = Б/ ∑Б,                     (1)

Где    Б –  средний балл по критерию

         ∑Б – сумма баллов всего (всего х)

Как видно из таблицы 1, первоочередной чертой лидерства и властности среди всех групп населения в организации по результатам оценки экспертов выступает сильный характер, а в последнюю очередь – склонность к соперничеству.

3. Педагогические аспекты формирования и развития волевых качеств  военнослужащего

Развитие волевых качеств  поведения у военнослужащего осуществляется в нескольких направлениях [11, с. 167].

1.преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

2. обретение человеком контроля над своим поведением;

3.выработка волевых качеств личности.

Рассмотрим процесс формирования   и развития волевых качеств  военнослужащего, начиная  с раннего возраста.

Все эти процессы подсознательно начинаются с того момента жизни, когда ре­бенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Еще одно направление в развитии воли военнослужащего проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлени­ем мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспи­тывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологическо­го развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их анти­поды: например упрямство интенсивность, или силу воли, которая заключается в умении преодолевать встречающиеся препятствия на пути к до­стижению поставленной цели.

В понятии воли мы различаем выносливость и на­стойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося  к достижению поставленной цели..

Необходимо различать принципиальную последова­тельность и постоянство воли, в противоположность непостоянству и непоследовательности. Эта принципиальная последовательность заключается в том, что все действия человека вытекают из еди­ного руководящего принципа его жизни, которому человек подчи­няет все побочное и второстепенное

 Различают критичность воли, противополагая ее легкой внушаемости и склонности действовать необдуманно. Эта особенность заключается в глубокой продуманности и самокрити­ческой оценке всех своих действий. Склонить такого человека к изменению взятой им линии поведения можно лишь путем обосно­ванной аргументации.

 Различают решительность, заключающуюся в отсут­ствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром приня­тии решений и смелом проведении их в жизнь.

 Волю характеризуют по умению подчинять свои лич­ные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.

Формирование нравственности является необходимым, но не достаточным условием проявления волевых качеств, поэтому задача их развития может стать задачей самостоятельной. К сожалению, в этом вопросе у психологов, педагогов и родителей наблюдается подчас ни на чем не основанный оптимизм. Насколько соответствуют реальности их представления о возможности развития некоторых волевых качеств, в частности смелости, видно на примере спортивной гимнастики, которую А. Ц. Пуни считал важным средством развития этого волевого качества. В одной из секций по спортивной гимнастике тренеры в течение трех лет оценивали уровень смелости своих учеников. Оказалось, что в конце этого срока уровень смелости гимнастов, по мнению тренеров, не повысился, а, наоборот, снизился. По данным Е. А. Калинина, у гимнастов со стажем 6–7 лет страх встречается чаще, чем у гимнастов со стажем 3–5 лет. В исследовании Н. Д. Скрябина (1976) показано, что среди мастеров спорта по спортивной гимнастике 20% были трусливыми. Можно сослаться и на Т. Т. Джамгарова (1954), согласно данным которого гимнасты акробаты по смелости и решительности заняли только 9-е место среди представителей 11 видов спорта. Тот же факт, что среди представителей таких рискованных видов спорта, как прыжки с парашютом, прыжки в воду, прыжки на лыжах с трамплина, практически нет генетически предопределенных трусливых, еще не свидетельствует о том, что эти виды спорта развивают смелость. Скорее всего, это является следствием естественного отсева: лица с низкой степенью смелости добровольно бросают занятия этими видами спорта из-за того, что не хотят постоянно испытывать страх и при этом не могут его преодолеть. Поскольку в спортивной гимнастике высокого уровня мастерства достигают и лица, имеющие низкую степень смелости, естественно возникает вопрос — каким же образом им это удается? Очевидно, они адаптируются к «опасной» ситуации, связанной с выполнением упражнений. Для подтверждения этого предположения Н. Д. Скрябин (1975) проделал эксперимент по изучению адаптации школьников к «опасной» ситуации, возникающей при выполнении некоторых упражнений. Испытуемым предлагалось многократно (по 10 раз за урок в течение 8 уроков) выполнять одно и то же упражнение, приводящее к возникновению боязни. О процессе адаптации к этой ситуации судили по нормализации баланса нервных процессов и частоты сердечных сокращений, а также по качеству выполнения упражнения. При этом о степени смелости судили не по абсолютной оценке качества упражнения, а по разности оценок при выполнении упражнения со страховкой и без нее.

Исследование показало, что по мере многократного выполнения этого упражнения без страховки оценка его все больше приближалась к оценке выполнения упражнения со страховкой, т. е. самоконтроль за выполнением упражнения все больше усиливался, а переживание боязни проявлялось все меньше. Об этом свидетельствовало и уменьшение частоты пульса после выполнения упражнения, а также уменьшение числа случаев сдвига баланса нервных процессов в какую-либо сторону. Следовательно, можно сделать вывод, что испытуемые постепенно адаптировались к данной опасной ситуации.

Аналогичный сдвиг ЧСС при пятикратном выполнении «опасного» упражнения у смелых и робких наблюдали Б. Н. Смирнов, М. А. Брегман и В. И. Киселев (1970). Авторы отмечают, однако, что у робких, в отличие от смелых, за отведенные попытки процесс адаптации не успел закончиться. Адаптация, однако, не означает, что у испытуемых появилась смелость как устойчивая черта личности. О ней можно было бы говорить в том случае, если бы и в других опасных ситуациях эти испытуемые проявили себя как смелые, т. е. без страховки выполняли бы упражнение так же качественно, как и со страховкой, и не обнаруживали бы повышения частоты сердечных сокращений. Но, как показано Н. Д. Скрябиным в том же исследовании, этого не произошло. Выполнение нового «опасного» упражнения привело у лиц с низким уровнем смелости к прежней реакции на опасность: ухудшению качества выполнения упражнения без страховки и резкому повышению частоты сердечных сокращений.

Следовательно, представления психологов и педагогов о возможности развивать смелость оказались слишком оптимистичными. На основании исследования Н. Д. Скрябина можно сделать вывод о способности лиц с низким уровнем смелости адаптироваться к конкретной опасной ситуации, однако переноса этой адаптированности на другие опасные ситуации не происходит. Большая роль в такой адаптации и устранении или ослаблении чувства страха должна принадлежать методам психорегулирующей тренировки, внушенному сну, медикаментозным средствам. Кроме того, педагоги должны проводить большую профилактическую работу, не допуская возникновения у обучающегося необоснованного страха только из-за того, что он не знаком с ситуацией, деятельностью, слабо подготовлен к ней или не уверен в успешности ее выполнения.

В. Г. Темпераментова (1982) опробовала на школьницах старших классов ряд приемов, помогающих снизить переживание страха при выполнении физических упражнений [3,с. 129]:

— постепенное повышение сложности препятствия, которое нужно преодолеть; — расчленение упражнения на части и выполнение их в облегченных условиях (на полу, на невысокой опоре и т. д.); — разучивание специальных и подготовительных упражнений, создающих уверенность в выполнении и основного упражнения; — обеспечение страховки на первых шагах разучивания упражнения; — приведение в пример одноклассников, легко и непринужденно справившихся с упражнением; — включение «опасных» элементов в эстафеты-соревнования; — исключение нетактичных замечаний с подчеркиванием боязни учащихся; — ободрение учащихся, внушение им уверенности в том, что они сумеют выполнить упражнение.

Последний прием очень важен для придания смелости маленьким детям при катании их на коньках, на лыжах, при освоении езды на велосипеде. Когда я учил своего пятилетнего сына съезжать с горки на лыжах, произошел следующий эпизод. Несколько попыток съехать без падений у него были неудачными. Тогда я сказал ему: «Съезжай, я уверен, что сейчас ты не упадешь». Попытка оказалась успешной, сын выстоял. И вот перед следующей попыткой он сам попросил: «Папа, скажи еще раз, что я не упаду».

Формирование настойчивости и целеустремленности. Настойчивость развивается на основе воспитания у ребенка, начиная с дошкольного возраста, умения доводить до конца выполнение посильных заданий. Положительную роль в воспитании настойчивости и целеустремленности играют значимые цели и осознание долга и ответственности за порученное дело. Самое главное — научить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий. Часто возникает конфликт между долгосрочной доминантой, отражающей целеустремленность ребенка, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.

Конкретизация цели и перспектив деятельности. Это положение имеет особое значение в учебном и тренировочном процессе. Поэтому каждое занятие нужно проводить таким образом, чтобы учащиеся упражнялись не «вообще», а овладевали конкретным материалом. Нужно добиваться, чтобы, уходя с занятий, учащиеся как можно чаще сознавали, что они чего-то достигли, продвинулись вперед.

Неопределенность цели и ситуации снижает степень мобилизованности и старательности, приводит к снижению работоспособности.

Цель, которую ставит перед собой учащийся, не всегда совпадает с целями и задачами преподавателя. Такое совпадение желательно, но на первых этапах учебного процесса порой труднодостижимо. Дело в том, что школьники первоначально руководствуются конкретными ближайшими мотивами деятельности. Для воспитания целеустремленности учителю не следует в таких случаях пренебрегать этими мотивами. Наоборот, их надо использовать для формирования положительного отношения школьников к учебному процессу, а более серьезные учебные задачи выдвигать постепенно, по мере прогрессирования ученика.

Разнообразие средств, форм и методов проведения учебных занятий. Длительная и порой однообразная тренировочная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают эффективность занятий, но и уменьшают настойчивость и целеустремленность. В связи с этим для поддержания целеустремленности необходимо разнообразить средства, формы и методы проведения учебных и тренировочных занятий. Известно, например, что интересный материал и запоминается лучше, и закрепляет интерес к учению, а протекание биохимических процессов в организме спортсмена после тренировочных занятий зависит от его настроения и от отношения к занятиям: при положительных эмоциях сдвиги в протекании этих процессов бывают большими.

Через удовлетворение, получаемое от занятий, формируется удовлетворенность всем учебным процессом, которая поддерживает целеустремленность. В этом случае и неудачи, неизбежные при достижении отдаленной по времени цели, будут переживаться учащимися не так остро и, следовательно, окажут меньшее отрицательное влияние на формирование целеустремленности. Конечно, ради погони за эмоциональной привлекательностью занятий их нельзя превращать в развлекательное мероприятие. Однако и игнорировать этот фактор нельзя. Поэтому преподаватель должен, не теряя содержательности занятий, тщательно продумывать чередование средств и методов их организации.

Соблюдение принципа доступности. Целеустремленность поддерживается достижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы личности необходимо предъявлять преодолимые трудности. Один из специалистов в области программированного обучения, Б. Ф. Скиннер, считает, что уровень трудности всегда должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить непрерывность получения учащимися подкрепляющих стимулов, т. е. достижение успеха. Большинство ученых, однако, высказывается за оптимальную трудность заданий, которая заставит прилагать определенные волевые усилия. Слишком легкое задание неэффективно для поддержания целеустремленности и воспитания настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание может вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы. Оптимальная же трудность, находящаяся вблизи верхней области трудности, подстегивает учащихся к большей мобилизации возможностей, бросает вызов самолюбию и стимулирует активность учащихся, направленную на преодоление трудности.

Использование эффекта соперничества. В определенные моменты учебного процесса для поддержания целеустремленности и повышения настойчивости целесообразно использовать эффект соперничества. Наиболее простым способом его достижения является использование соревновательного метода. 

Осознание человеком своего долга и ответственности. При недостаточном развитии у человека чувства долга настойчивость может не проявляться в полной мере. Правда, ее проявление возможно при эгоистических устремлениях (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако вряд ли такая целеустремленность и такое проявление настойчивости будут радовать педагога. Осознание человеком своего долга, меры ответственности за развитие и реализацию своего таланта свидетельствует о том, что у него имеются все предпосылки для саморазвития целеустремленности и настойчивости. Если человек не будет сам стремиться достичь отдаленной цели, никакие ухищрения педагога не помогут. Если же у человека имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у него способности и достичь поставленной цели.

 Воспитание дисциплинированности. Успех воспитания дисциплинированности зависит от того, насколько точно сформулирован и доступен для понимания перечень предъявляемых человеку требований. Кроме того, не менее важно закреплять навыки дисциплинированного поведения.

Для исправления недисциплинированности могут быть приняты следующие меры [14, с. 298]:

1. Вовлечение недисциплинированных учащихся в различные виды общественно полезной деятельности с учетом их интересов и ценностей, придание порученному делу значимости для всего коллектива, а не только для недисциплинированных учащихся. 2. Предоставление недисциплинированным учащимся инициативы в некоторых общественно полезных делах. 3. Укрепление в них веры в свои силы. 4. Использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия. 5. Использование общественного мнения класса против злостных нарушителей дисциплины.

Развитие самостоятельности. Развитие самостоятельности проходит ряд этапов. На первом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано только учителем (руководителем, тренером) или учителем совместно с учениками, подчиненными. На втором этапе самостоятельность проявляется не только в исполнении, но и в самоконтроле. На третьем этапе к ним присоединяется возможность самому планировать деятельность. На четвертом этапе появляется творческая инициатива, т. е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.

Успешное формирование самостоятельности требует учета ряда обстоятельств и создания определенных условий.

1. Развитие самостоятельности возможно лишь на основе приобретения знаний и умений, необходимых в данном виде деятельности. 2. Развитие самостоятельности должно проходить под контролем наставника (учителя, родителей и т. п.), но без лишней опеки, без сковывания инициативы человека. 3. Необходим интерес обучаемого к данному виду деятельности.

Развитие решительности. Основным путем развития решительности является тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, т. е. таких, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т. п. Способствует развитию решительности и выполнение опасных упражнений, например тех, которые используются для развития смелости.

И. П. Петяйкиным (1979б) было испробовано два варианта адаптации к «опасным» упражнениям — со страховкой преподавателя и без страховки. Как младшие, так и старшие школьники быстрее и в большей степени развивали решительность в тех случаях, когда страховка не использовалась.

Развитию решительности способствует создание соревновательной обстановки на занятиях. Однако слишком большая значимость действий и ответственность снижают решительность. Здесь имеет место проявление закона Йеркса—Додсона, согласно которому повышение силы мотива стимулирует деятельность, но чрезмерная сила мотива ухудшает ее.

Повышению решительности способствует возникающая по мере овладения разучиваемым материалом уверенность в своих силах. Для быстрейшего возникновения этого чувства и снятия боязни на первых этапах обучения целесообразно давать посильные задания и оказывать помощь. Особого внимания заслуживают женщины, которые проявляют в опасной ситуации значительно большую нерешительность, чем мужчины.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это – способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Волевая регуляция поведения  военнослужащего характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

         Главную психологическую функцию воли военнослужащего составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

Развитие воли у военнослужащего связано:

         а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

         б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

         в) с выработкой волевых качеств личности;

         г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдалённые цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

         Формирование волевых качеств личности военнослужащего можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее – к третичным качествам

Поскольку различные волевые качества военнослужащего связаны с моральным компонентом воли, это открывает большие перспективы в воспитании человека и развитии у него мотивационно-волевой сферы. Однако в этих качествах проявляется не только моральный компонент, но и генетический: волевые качества тесно связаны с типологическими особенностями свойств нервной системы. Поэтому страх и неспособность человека владеть собой при его возникновении, а также неспособность принимать быстрое решение, долго терпеть усталость и т. п. могут иметь врожденную основу. Это не означает, что волевые качества развивать бесполезно. Однако в отношении некоторых волевых качеств, в существенной мере зависимых от врожденных особенностей человека, нужно избегать и излишнего оптимизма и стандартных подходов в их развитии. Нужно знать, что на пути развития волевых качеств можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому от воспитателей, тренеров, родителей требуются чуткость (нельзя, например, боязливому приклеивать ярлык «трус»), терпеливость и педагогическая мудрость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1)    Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой  личности. – Минск: Беларусь, 2002

2)    Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Психология и педагогика, 1999

3)    Гоффман И. Представление себя другим в  повседневной жизни. – М.: Инфра- М, 2000. – 345 с.

4)    Еникеев М.И. Общая  и социальная психология: Учеб.- М.: Норма- Инфра-М, 2000. – 624 с.

5)    Зелинченко М.И.Психология Духовности. – М.: Издательство Тренсперсонального Института, 2001

6)    История психологии. 20 век/ Под ред. П.Я. Гальперина, а, К. Ждан. – 5 изд. – М.: Академический проспект, 2003. – 832 с.

7)    Кабалевский С.И. Воспитание ума и  сердца. – М.: Просвещение, 1991

8)    Майерс Д. Социальная психология/ Пер с англ. Спб. : Питер, 1999.- 688 с. : ил.

9)    Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: Инфра_-М, 1994

10)                      Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001. – 376 с. – ил.

11)                      Психология  характера: Хрестоматия \\ Сост. К.В. Сельченок . – Минск: Харвест, 1999

12)                      Психологический словарь – справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001

13)                      Рогов Е.Н. Психология человека. – М.: Дело , 1999

14)                      Симонов В.П., Ершов П.М. Психология развития. – М.: Наука, 2001

15)                      Симонов В.П.  Мотивированный  мозг. – М.: Наука, 1994

16)                      Словарь  практического психолога \ Сост. С.Ю. Головин. – М.: Инфра- М, 1997

17)                      Снетков В.Н. Психология коммуникаций в организации. - СПб.,2000.-   256 с.

18)                      Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов на Дону, 2000

19)                      Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М.: Академический Проект, ИП РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 448 с.






















Приложение 1


АНКЕТА

УВАЖАЕМЫЕ РЕСПОНДЕНТЫ!

          Убедительно просим Вас   оценить предлагаемые в  таблице  свойства, характеризующие основные качества лидера по  шкале:

1 бал- худшее значение показателя (наименьшая  значимость)

2 балла- среднее значение показателя (средняя значимость )

3 балла- лучшее  значение показателя (наибольшая значимость)

        

Критерий выбора качества

Оценка качеств  по критериям

Склонность к соперничеству

Подавление других

Навязывание своего мнения

Стремление быть всегда и во всем первым

Достижение своих целей любыми методами

Целеустремленность

Сила воли

Стремление  к руководству людьми

Сильный характер

Эгоизм

Лидерство











Властность











Руководство











Отношение к окружающим












         Укажите,  пожалуйста, Ваш  возраст (отметьте галочкой):

 

    15-25 лет


              25-50 лет

Приложение 2

Таблица 1

Экспертная карта  по  группе населения 15-25 лет

№ критерия

Критерий выбора качества

Обозначение критерия

Группа 15-25 лет

Оценка качеств  по критериям

Склонность к соперничеству

Подавление других

Навязывание своего мнения

Стремление быть всегда и во всем первым

Достижение своих целей любыми методами

Целеустремленность

Сила воли

Стремление  к руководству людьми

Сильный характер

Эгоизм

1

Лидерство

Х1

1

1

2

2

3

3

1

2

3

1

2

Властность

Х2

1

2

2

2

2

3

3

2

3

2

3

Руководство

Х3

1

2

3

2

3

3

2

1

3

2

4

Отношение к окружающим

Х4

1

3

3

2

2

1

1

3

3

1






Приложение 3

Таблица 2

Экспертная карта по  группе населения 25-50 лет

№ критерия

Критерий выбора цели

Обозначение критерия

25-50 лет

Оценка качества изделия

Склонность к соперничеству

Подавление других

Навязывание своего мнения

Стремление быть всегда и во всем первым

Достижение своих целей любыми методами

Целеустремленность

Сила воли

Стремление  к руководству людьми

Сильный характер

Эгоизм

1

Лидерство

Х1

1

1

2

3

3

1

2

2

3

2

2

Властность

Х2

2

3

1

2

2

1

2

1

1

2

3

Руководство

Х3

2

3

1

1

3

2

2

3

2

2

4

Отношение к окружающим

Х4

1

2

1

3

2

3

2

3

2

2