Содержание


Введение. 3

1. Методики анализа бюджетных показателей. 4

2. Возможности методики анализа эффективности  бюджетного финансирования  11

Заключение. 13

Список литературы.. 14























Введение

Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. В экономическом комплексе страны действует значительное количество бюджетных и научных учреждений, которые получают средства не только из государственного бюджета, но и из других (внебюджетных) источников. Бюджетные организации являются важными субъектами экономики при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Развитие экономико-социальной сферы характеризуется значительным возрастанием роли бюджетных учреждений. Результат их деятельности характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс предоставления услуг широким слоям населения. Комплексный анализ деятельности бюджетных организаций способствует более эффективному использованию средств, направляемых на содержание непроизводственной сферы. В этой связи, эффективное управление бюджетными учреждениями и рациональное использование как бюджетных, так и внебюджетных средств вызывает объективную необходимость в организации анализа показателей их финансово – хозяйственной деятельности.

Целью работы является исследование методики анализа бюджетных учреждений  в современных условиях.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)    Рассмотреть методики анализа  бюджетных показателей

2)    Рассмотреть   возможности методики анализа бюджетных учреждений





1. Методики анализа бюджетных показателей

Финансовый анализ в системе управления финансами любой организации, работающей с целью получения прибыли, в наиболее общем виде представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью [4, с. 178]:

1.     оценить текущее и перспективное имущественное и финансовое состояние организации;

2.     оценить возможные и целесообразные темпы развития организации с позиции их финансового обеспечения;

3.     выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

4.     спрогнозировать положение организации на рынке капитала.

Прежде чем разрабатывать непосредственно методику, необходимо составить схему, поэтапно отражающую организацию работы по проведению финансового анализа в вузе и учитывающую некоторые специфические моменты работы государственного образовательного учреждения. Основные этапы организации работы по проведению финансового анализа в вузе авторы представили в виде блок-схемы, очень удобной для работы.

Бюджетный контроль - составная часть финансово–экономического контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения доходных поступлений в бюджет и улучшении бюджетно-налоговой дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его назначение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств.

Вопросы, связанные с исполнением бюджета, контролируются Кабинетом министров  и исполнительными комитетами, главами администраций регионов, городов при обсуждении этих вопросов на заседаниях и через соответствующие местные органы, на которых возложены контрольные функции.

Ведущая роль в осуществлении бюджетного контроля как по масштабам охвата объектов контроля, так и по количеству контролируемых показателей принадлежит Министерству финансов  и его местным органам.

Одним из методов проведения бюджетного контроля является анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений. Его роль в управлении государственными финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально-экономических процессов в обществе в рыночных условиях значительно возрастает [3,с . 190].

Важнейший элемент бюджетного процесса - экономический анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса: при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета. Его осуществляют финансовые и налоговые органы; ведомства; органы казначейства; контролирующие органы; депутатский корпус; финансовые службы хозяйствующих структур.

Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса - при формировании, рассмотрении, утверждении, исполнении и составлении отчета об исполнении бюджета.

На стадии исполнения бюджета в процессе финансирования из бюджета плановых мероприятий и аккумуляции доходов бюджета проводится анализ оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета и выполнении основных плановых показателей. На основе этих данных корректируются назначения по бюджетным учреждениям, выявляются недостатки в выполнении обязательств перед бюджетом.

На стадии составления отчета об исполнении бюджета финорганами анализируются отчеты министерств, ведомств, управлений, отделов, предприятий, организаций и учреждений. По результатам анализа с учетом материалов проведенных ранее ревизий и проверок вносятся предложения, направленные на устранение выделенных недостатков и мобилизацию внутрихозяйственных резервов.

Методика анализа избирается в зависимости от поставленных задач, но можно выделить основополагающие принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении аналитической работы на любом уровне бюджета при решении любых задач. Анализ должен быть [6,с . 117]:

- конкретным, т.е. основываться на изучении широкого круга показателей, всесторонне характеризующих экономическое или финансовое явление, процесс, тенденцию;

- системным, т.е. представлять собой систему аналитической работы - по срокам, охвату вопросов, приемам, взаимосвязи изучаемых показателей;

- оперативным, т.е. по результатам анализа должна осуществляться разработка рекомендаций, на основе которых можно оперативно повлиять на анализируемые показатели, процессы;

- объективным, что должно обеспечиваться объективным подбором информации, которая способна всесторонне охарактеризовать всю совокупность причин и факторов, определяющих выявленную динамику, тенденции.

Каждое направление анализа имеет свои особенности. Например, при формировании бюджета депутатским корпусом изучается соблюдение:

- законодательства при расчете бюджетных показателей;

- социальных гарантированных государством нормативов по расходам;

- принципов бюджетного федерализма при установлении взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;

- финансового обеспечения, установленного прогнозами экономического и социального развития различных отраслей народного хозяйства, социальной сфер;

- целого ряда других положений.

При анализе в ведомствах большое внимание уделяется показателям по сети, штатам, контингентам; соблюдению стандартов, норм и нормативов; другим вопросам.

Органы казначейства в приоритетном порядке анализируют поступление и распределение доходов по уровням бюджетов; целевое использование бюджетных средств; своевременность их “прохождения” по счетам; другие вопросы.

Анализ бюджета как основного финансового плана государства или его административно-территориального образования базируется на комплексном подходе к его изучению, описанию информации, характеризующей процесс его исполнения, на использовании определенной методики анализа этой информации.

Наряду с методами экономического анализа, характеризующими общий подход к исполнению бюджета, существует и методика его анализа, определяющая этапы и приемы аналитической обработки информации.

Этапы анализа можно представить так [3,с . 189]:

1-й этап - осуществляются проверка, свод, группировка необходимых данных.

2-й этап - собственно аналитическая обработка: сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, нормативам, сети, штатам, контингентам; определение причин отклонений от уточненных назначений по бюджету; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями.

3-й этап - подведение итогов анализа, основные выводы.

Заключительный этап - разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа.

Методика экономического анализа исполнения бюджета условно может быть подразделена на общую и частную.

Общая методика одинаково применима при анализе как общих итогов исполнения бюджета, так и конкретных вопросов исполнения доходов и расходов. К ней относятся:

- определение задач анализа;

- подбор и предварительная проверка достоверности и правильности данных;

- использование приема сравнения как основного при определении уровня выполнения бюджетных назначений и динамики показателей бюджета;

- применение утвержденных или уточненных данных в качестве базы сравнения и оценки показателей;

- прием разложения отклонений от установленных назначений по факторам, различно повлиявшим на результаты исполнения по доходам или расходам;

- широкое применение наряду с абсолютными относительных и средних показателей, а также сводных величин; применение аналитических группировок и построение таблиц, позволяющих судить о результатах исполнения бюджета.

Практическое применение частной методики определяется:

- уровнем бюджета, который исследуется;

- количеством и качеством данных, которые обеспечат наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способами их проверки;

- видами необходимых группировок и расчетов, аналитических таблиц;

- предположительными выводами, которые могут последовать по результатам анализа.

Обработка экономической информации в процессе анализа исполнения бюджета осуществляется в следующей последовательности: сводка, группировка, сравнение, разложение, синтез. Важнейшим приемом анализа является группировка, представляющая изучаемые показатели в виде однородных групп. Показатели исполнения бюджета, сгруппированные по качественно однородным признакам, оформляются, как правило, в виде системы аналитических таблиц.

Группировка подразделяется на основные (по видам бюджетов, по целевому направлению, по объектам затрат), комбинированные и вспомогательные. Используя метод группировок, можно выявить зависимость между отдельными факторами и результатами исполнения бюджета. Сопоставимость сравниваемых показателей исполнения бюджета достигается путем расчета средних и относительных величин. Однако необходимо иметь в виду, что средние величины сглаживают индивидуальные различия, а поэтому должны быть дополнены анализом абсолютных данных, на основе которых они рассчитывались [10,с . 23].

Каждый из приемов анализа имеет важное значение, но конкретность и действенность выводов экономического анализа зависят, прежде всего, от комплексного применения методических приемов. Дополняя друг друга, они способствуют раскрытию сложных связей и зависимостей, возникающих между различными показателями в процессе исполнения по доходам и расходам. Такой анализ предусматривает изучение не только отдельных сторон производства и отдельных результативных показателей, но и систематическое изучение экономики предприятия, показателей и факторов производства, а также комплексное выявление резервов, как по отдельным аналитическим показателям, так и по наиболее общим результативным показателям.

Исполнить бюджет по доходам - значит мобилизовать контингенты налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством. Основная задача анализа исполнения доходной части бюджета - изыскание резервов доходов, т.е. увеличения контингентов федеральных, территориальных и местных налогов, их собираемости.

Исполнить бюджет по расходам – значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью. При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги исполнения бюджета в целом; по видам расходов; по нижестоящим бюджетам; по отдельным разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затрат. Выясняются возможности более экономного использования ассигнований; проверяется целевой характер расходования бюджетных средств; оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах.

Выводы экономического анализа, проводимого финансовыми органами, ведомствами, другими структурами, используются для [8, с. 133]:

- объективной оценки результатов исполнения бюджета;

- выявления причин отклонений от утвержденных показателей;

- разработки предложений и рекомендаций, направленных на выявление резервов укрепления доходной базы бюджетов, обеспечение поступления в установленный срок платежей по каждому бюджету;

- обеспечения своевременного финансирования расходов по целевому назначению в меру выполнения производственных и оперативных планов;

- укрепления финансовой дисциплины;

- совершенствования нормативной базы, используемой при формировании доходов и расходов бюджета;

- выработки предложений по совершенствованию бюджетной процедуры, межбюджетных отношений.

Важнейшие требования, предъявляемые к анализу исполнения бюджета: комплексность, документальная обоснованность, конкретность, использование широкого круга взаимоувязанных показателей бюджетной, статистической, ведомственной информации.

Материалы экономического анализа исполнения бюджета оформляются в виде пояснительной записки к отчету об исполнении бюджета поквартально и за год. Записка, вместе с тем, является своеобразным отчетом о работе соответствующего финансового органа, так как отражает меры, принятые для выполнения бюджета по доходам и расходам, выявленные резервы, мероприятия по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины. Аналитические таблицы обычно отражают показатели утвержденного и уточненного бюджета по причинам их образования и другие сведения, характеризующие анализируемые показатели. Круг показателей аналитических таблиц устанавливается в зависимости от задач анализа.

Научно обоснованное и всестороннее проведение бюджетного анализа служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики в РТ, позволяет использовать бюджет как активный инструмент государственного регулирования воспроизводственных процессов.

2. Возможности методики анализа эффективности  бюджетного финансирования

Существующая система финансовой и статистической отчетности бюджетных учреждений практически не позволяет получить необходимую информацию для построения корректных количественных оценок эффективности использования бюджетных средств, выделяемых этим учреждениям.

Финансовая отчетность бюджетных учреждений включает данные об источниках средств и направлениях их использования по статьям экономической классификации бюджетных расходов. Государственная и ведомственная статистика собирает данные о других видах ресурсов учреждений  [5,с . 134].

Проблема состоит в том, что принципы сбора данных о затратах и результатах в сочетании с особенностями деятельности бюджетных  учреждений  не позволяют корректно соотнести эти показатели друг с другом. Данные о затратах финансовых ресурсов, которые должно представлять каждое учреждение, относятся к всей деятельности учреждения и не дифференцируются по ее составляющим. Как было показано выше, бюджетные ассигнования составляют 58% от средств бюджетных учреждений, а остальное приходится на внебюджетные средства, в  том числе доходы от предоставления платных услуг населению, полностью оплачивающих свое лечение.

Если допустить возможность, что разграничение финансовых затрат по разным видам деятельности будет корректно выполнено в ходе специального исследования или будет производиться работниками самих  учреждений и войдет в показатели обязательной отчетности, то и в этом случае корректность сравнения разных учреждений друг с другом по простейшему показателю затрат финансовых ресурсов будет весьма уязвима для критики. Так что более высокий показатель затрат одного бюджетного учреждения  по сравнению с  аналогичным показателем для другого  сам по себе еще не является основанием для вывода о экономически менее эффективной работе первого. Для корректного сравнения затратной эффективности работы разных бюджетных учреждений  друг с другом потребуется более детальный анализ различий в структуре. Очевидно, что решение такой задачи потребовало бы широкомасштабного исследования, включающего сбор данных непосредственно в самих бюджетных учреждениях..

Существующая система финансовой и статистической отчетности не приспособлена для проведения корректного сравнительного анализа затратной эффективности финансирования бюджетных учреждений, не говоря уже о применении более сложных методов экономических оценок: затраты-полезность (cost-utility), затраты-выгода (cost-benefit) (Drummond,1995).

Данные статистики позволяют судить лишь о степени загруженности мощностей бюджетных учреждений.

Для решения задач оценки эффективности использования финансовых ресурсов вообще и бюджетных ассигнований, в частности, существующая система отчетности и сбора данных о деятельности  бюджетных учреждений нуждается в серьезном преобразовании.

При существующем положении дел предметом анализа эффективности бюджетного финансирования бюджетных  учреждений  может выступать лишь соответствие институциональных характеристик применяемых моделей финансирования и бюджетного процесса общим условиям эффективного использования бюджетных средств.

Заключение

         В  ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов о работе.

Финансовый анализ в системе управления финансами любой организации, работающей с целью получения прибыли, в наиболее общем виде представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера.

Прежде чем разрабатывать непосредственно методику, необходимо составить схему, поэтапно отражающую организацию работы по проведению финансового анализа в вузе и учитывающую некоторые специфические моменты работы государственного образовательного учреждения. Основные этапы организации работы по проведению финансового анализа в вузе авторы представили в виде блок-схемы, очень удобной для работы.

Одним из методов проведения бюджетного контроля является анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений. Его роль в управлении государственными финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально-экономических процессов в обществе в рыночных условиях значительно возрастает.

Важнейший элемент бюджетного процесса - экономический анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса: при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета. Его осуществляют финансовые и налоговые органы; ведомства; органы казначейства; контролирующие органы; депутатский корпус; финансовые службы хозяйствующих структур.

Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса - при формировании, рассмотрении, утверждении, исполнении и составлении отчета об исполнении бюджета.

Список литературы

1.     Акперов И., Головач С., Аполлонова – Коноплева И. Казначейская система исполнения бюджета Российской Федерации. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 352 с.

2.     Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Д.А.Панков, Е.А.Головкова, Л.В.Пашковская и др.; Под общ.ред.Д.А.панкова, Е.А.Головковой. – 2-е изд., испр. – М.:Новое знание, 2003. – 409 с.

3.     Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях : Учеб.пособие. – Мн.:Интерпресссервис; Экоперспектива, 2003. – 336 с.

4.     Данилов Е.Н. Анализ как функция управления деятельностью бюджетных учреждений : Материалы научно – практической конференции. Мн.: БГЭУ, 2001. – 120 с.

5.     Данилов Е.Н. Анализ основных средств в бюджетных учреждениях // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. – 2001. - №3. – С. 26-46. Данилов Е.Н. Анализ наличия, движения и использования трудовых ресурсов в бюджетных учреждениях // Отдел кадров. – 2002.- №3- С.18-24.

6.     Кондраков И.Н. Кондраков И.П. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М. : Проспект, 2003. – 232 с.

7.     Кузина Е.Л. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – М. : Книга сервис, 2002. – 128 с.

8.     Павлова М.В., Кельчевская Н.Р. Анализ финансово – хозяйственной деятельности государственного вуза как основа инновационных решений и программ (на примере УГТУ – УПИ) // Университетское управление. – 2000. - №4 (15). – С.38 - 42.

9.     Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения / Н. Р. Кельчевская, Н. Б. Прохорова, М. В. Павлова. Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2001. - 127 с.