Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. История становления и развития таможенных органов России 6

1.1. Становление таможенного дела и законодательства о нем в дореволюционной России______________________________________ 6

1.2. Деятельность таможенных органов после 1917 года___________ 13

1.3. Деятельность таможенных органов после распада СССР_______ 19

1.4. Административная реформа_______________________________ 34

Введение

В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в экономике, но они касаются не только экономических отношений, возникающих внутри страны, но также влияют и на внешнеэкономические отношения.

В связи с ослаблением государственного контроля над экономической деятельностью во внешнеторговой сфере существенно расширился круг предприятий, организаций и отдельных предпринимателей, получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. Довольно быстрым темпом растет ввоз в РФ и вывоз товаров из Российской Федерации. С расширением свободного посещения стран ближнего и дальнего зарубежья увеличился поток лиц, пересекающих границу РФ. Все эти факторы повышают роль и значение таможенных органов, так как именно их деятельность напрямую связана с обеспечением эффективного осуществления таможенных операций.

Нужно отметить, что за последнее время таможенное законодательство претерпело серьезные изменения. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1996 года гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В начальный период формирования рыночной экономики, характеризовавшийся нестабильностью, отсутствием либо несовершенством правовой базы по смежным отраслям законодательства, недостаточностью практики работы таможенных органов в условиях демонополизации внешнеэкономической деятельности, вполне оправдывался "рамочный" характер многих норм Кодекса и, как следствие, отнесение практических механизмов ведения таможенного дела на подзаконный, преимущественно ведомственный уровень нормативного регулирования. Именно эти нормативные акты регулируют на сегодняшний день основную массу правоотношений, возникающих в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Как итог в сфере таможенного дела сложился перевес прав таможенных органов над правами участников внешнеэкономической деятельности, возобладали методы администрирования в регулировании внешнеторговых процессов.

Практика таможенного оформления, основанная на Кодексе 1993 г., не всегда соответствует международной практике и правилам Всемирной торговой и Всемирной таможенной организаций, принятым в качестве основы таможенного регулирования в большинстве стран мира, что затрудняет привлечение на российский рынок зарубежных инвесторов, не способствует расширению контактов и укреплению хозяйственных связей с зарубежными партнерами.

Новый ТК в концептуальном плане выгодно отличается от своего предшественника. Он формируется на основе Конституции РФ, закрепившей равноправие субъектов хозяйственной деятельности, свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Его положения тесно увязаны с гражданским законодательством, законодательством о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, законодательством, устанавливающим ограничения и запреты на ввоз и вывоз с таможенной территории РФ отдельных видов товаров, валютным и налоговым законодательством. ТК учитывает особенности таможенной политики в условиях расширяющегося процесса экономической интеграции России в мировую экономическую систему. В этой связи ТК опирается на положения новой редакции Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, устанавливающей стандарты и рекомендуемые правила для достижения предсказуемости, последовательности и открытости при применении таможенных процедур.

ТК существенно обновляет правовую основу таможенной деятельности, выражая новую идеологию регулирования таможенного дела. В связи с принятием новых Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса об административных правонарушениях из области правового регулирования ТК исключен блок вопросов, связанных с пресечением правонарушений и уголовных преступлений в области таможенного дела. Наряду с этим получил значительно более подробную регламентацию процесс перемещения товаров через таможенную границу и помещения их под определенный таможенный режим. И это не просто количественные, а качественные изменения. В ТК преобладают нормы прямого действия, содержится детальное описание процедур, механизмов, взаимоотношений таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности - все это направлено на то, чтобы ТК стал законом прямого действия, позволяющим и таможне, и участникам внешнеэкономической деятельности на основании этого законодательного акта четко исполнять свои обязанности и отстаивать свои права. Таким образом, для бизнеса создаются ясные, стабильные правила, и одновременно сужаются возможности для действий субъективного характера со стороны чиновников. Сам закон призван сделать экономически выгодной законопослушную деятельность во внешнеторговой сфере.

Развитие рыночных отношений в экономике России, либерализация внешнеэкономической деятельности способствовали значительному повышению интереса к таможенному делу, законодательству по таможенным вопросам, а также проблемам развития таможенного права со стороны широкого круга предпринимателей и хозяйственников, студентов, аспирантов и преподавателей.

Глава 1. История становления и развития таможенных органов России

1.1. Становление таможенного дела и законодательства о нем в дореволюционной России

Возникновение таможенного дела и правовых институтов и норм, его закрепляющих, восходит к древнейшим временам российской истории.

Изначально, если исследовать вопрос о возникновении таможенной службы в России, речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения. Оно было известно еще в Древней Руси.

О собственно таможенной службе можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы.

История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления.

В 5-6 веках до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные порядки; знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Оливией, Херсоном и другими городами. Издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт, или мыто, - сбор за провоз товаров через заставы. Было мыто «сухое» – при провозе товаров по суше и мыто «водяное» - при провозе по воде.

В XI-XII веках быстро растут торгово-ремесленные центры – города, богатеет городская знать – бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Постепенно единство Киевской Руси в XI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться Киевскому князю. В XII – начале XIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы – феодалы на свих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненных целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими или торговыми.

К проезжим пошлинам относится в первую очередь уже упомянутый мыт. С людей, сопровождавших товар, иногда собирались костки – по 1 деньге с души. Мостовщина и перевоз взимались при проезде по мосту или за пользование перевозом, но уже не мытинками, а мостовщиками и перевозчиками, под предлогом улучшения мостов и перевозов.

Торговые пошлины были более разнообразны. Замыт взыскивался не с воза, а с цены товара – с рубля стоимости товара по 1 деньге – и давал право торговать этим товаром. Явка – сбор с торговца по 1-3 деньге за предъявление товара на заставе. Амбарное – за наем амбара под товар на гостином дворе. Взимались также другие пошлины и сборы.

Внутренние таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых на продажу товаров. Это правило не распространялось на необходимые владельцу предметы потребления. В некоторых случаях особыми жалованными грамотами освобождались от уплаты пошлин лица духовного звания, монастыри, жители новых городов и отдельных местностей, а также люди, оказавшие услуги государству или княжеству. Такое положение закреплялось в некоторых правовых актах того времени.

К концу 15 века усиливается объединение вокруг Москвы близлежащих княжеств, что укрепляло Русское государство. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Однако таможенное обложение оставалось чрезвычайно высоким.

Так, по Новгородской таможенной грамоте 1571 года с местных горожан брали пошлину в размере 0,75% от стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода – 2%, с торговцев из других областей – 4%, с иноземцев – 7%. В Судебнике 1550 года предусматривались таможенные сборы за клеймение лошадей, поскольку коневодство в условиях феодального государства было важнейшей отраслью хозяйства.

В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака. Потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной монополии.

Следующий шаг таможенного реформирования – Торговый Устав 1653 года. Многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с каждого рубля цены товара, с соли – 10% от цены, с рыбы и пушнины – особые пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины: 6% с цены товара во внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров. Идеи монетаризма, которые были заложены еще Иваном Грозным, запретившим ввозить в Россию предметы роскоши и вывозить драгоценные металлы и изделия из них, были закреплены в Новоторговом Уставе 1667 года. Пошлины стали взиматься монетами, золотом. Новоторговый Устав 1667 года ужесточил порядок ввоза иностранных товаров, пошлина на них увеличилась в 4 раза. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах: Архангельске, Новгороде, Пскове – с целью развития инициативы русских оптовиков-скупщиков. Иностранцам под угрозой конфискации товара запрещалось вести различную торговлю и обмен друг с другом, минуя таможню. Ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер.

О создании довольно разветвленной централизованной таможенной службы можно говорить о создании к концу 17 века в России, довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. В Москве существовали Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено и др.), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы  в уездах.

В царствование Петра I одним из первых таможенных мероприятий был Указ 1699 года о взимании в Архангельске пошлин с привозных напитков. В Петровскую эпоху развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок. А выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства открыли путь русским мануфактурным товарам в Европу. Активизировалось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыграл принятый в 1724 году протекционистский таможенный тариф. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России или уже было освоено, или налаживалось. Железо, парусина, шелковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие каши, пергамент облагались пошлиной в размере 75% с цены; полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро – 50%, шерстяные ткани, железное оружие – 25% с цены. На товары, не производимые в стране, была умеренная пошлина от 10 до 4%.

Постепенно совершенствовалась организация таможенного деле в России. Управление таможенными сборами с 1718 года начала осуществлять учрежденная Петром I Коммерц-коллегия, которая была самостоятельным управленческим ведомством. Для того чтобы обеспечить успешное проведение таможенных мероприятий, при Петре I укреплялись государственные границы: на западе их охраняли регулярные войска. В конце его царствования здесь существовало 15 крепостей. Преемники Петра I стремились продолжить политику поощрения вывоза российских товаров и увеличивать доходы Казны взиманием таможенных пошлин и борьбой с контрабандой. В 1731 году был принят Морской пошлинный Устав, определивший порядок захода иностранных торговых судов в российские порты.

В середине 18 века в России взималось 17 различных таможенных сборов. Процедура осмотра товаров и записей в книгах была весьма сложной. Все это серьезно препятствовало расширению торговли и по инициативе графа П.Н.Шувалова, который направлял внутреннюю политику России в 50-х годах 18 века и придерживался протекционистского внешнеторгового курса, в 1753-1757 годах была проведена крупная таможенная реформа.

Указом 1753 года с января 1754 года отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Это была радикальная мера. Чтобы компенсировать доходы казны были увеличены в среднем на 13% пошлины с операций российских и иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях. Таким образом внутренние таможенные границы были ликвидированы и таможенные операции выносились на линию государственной границы.

Либерализация таможенной политики во второй половине 18 века способствовала росту капиталистических отношений в экономике России и отражала общую направленность действий правительства. Манифестом 1755 года и Указом 1767 года были отменены промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли. Крестьянству предоставлялась возможность заниматься изготовлением и продажей промышленных изделий, быстро рос объем внешней торговли России.

Таможенным тарифом 1766 года большинство провозимых товаров облагалось невысокими пошлинами (от 12 до 30%), а тариф 1782 года вообще освободил большинство из них от пошлин, установив для оставшихся товаров сбор в размере 10% их стоимости.

В период 1790-1822 годов на таможенную систему сильное воздействие оказали политические отношения России с европейскими державами. В связи с началом Французской буржуазной революции Россия договаривается с Англией, Австрией и Пруссией не вывозить во Францию хлеб и сырье и не ввозить французскую мануфактуру. Затем манифестом 1793 года Екатерина II запретила вывоз во Францию вообще каких бы о ни было российских товаров и ввоз из Франции всяких товаров. В 1797 году Павел I разрешил ввоз в Россию некоторых товаров, а в 1800 году в целях развития отечественного производства был вновь подтвержден запрет ввоза в Россию шелковых и бумажных тканей, стекла, фарфора, фаянса. После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами и в 1816 году частично отменила запреты, введенные на французские изделия. В 1819 году был принят Таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу министерства финансов. Таможенный устав 1819 года уточнил понятие контрабанды в России, понимая под ней не только провоз или пронос товаров через границу мимо таможни, но и неуказание товаров владельцами в поданных в таможню объявлениях и грузовых документах.

Систему таможенных учреждений середины 19 века можно представить по Таможенному уставу 1857 года. В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие – первого класса (Архангельская, Санкт-петербургская, Московская и другие), средние – второго класса (Евпаторийская и другие) и малые – третьего класса (Николаевская, Мариупольская и другие). Некоторые таможни имели передовые филиалы.

Крымская война, тяжелое хозяйственное положение, расстройство финансов, потребности капиталистического развития обусловили ряд финансовых реформ. В 1860 году был учрежден Государственный банк, а в 1862 году единым распорядителем доходов и расходов стал министр финансов. В 1864 году подчиненный министерству финансов Департамент внешней торговли был преобразован в Департамент таможенных сборов. В 1875 году торговый баланс России был пассивным – ввоз превышал вывоз на 150 млн.руб. Для выравнивания баланса в 1876 году было решено: таможенные пошлины, которые раньше поступали в бумажных деньгах, впредь взыскивать золотом. Поскольку курс покупки золотого рубля составлял в среднем 1 рубль 48 копеек, а ставки таможенных пошлин не изменились, это означало, что пошлины повысились почти на 50%. В 1885 году последовало повышение пошлин на 10-20%, а в 1890 году – еще на 20%, что сократило привоз товаров из-за границы. И эти, и другие меры не только выровняли торговый баланс страны, но и сделали его активным.

Таможенный устав 1904 года установил новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Новым в Таможенном уставе 1904 года был раздел «О привозе товаров по железным дорогам», отражавший быстрое строительство железных дорог в России и, как следствие, адаптацию таможенных операций к этому виду транспорта.

После периода депрессии (1900-1909 годов) Россия вступила в полосу подъема (1909-1913 годы). Однако таможенная система не претерпела в этот период существенных изменений. С началом Первой мировой войны таможенное ведомство оказалось в значительной степени парализованным, так как на 75% европейской границы России велись военные действия.

1.2. Деятельность таможенных органов после 1917 года

В послереволюционной Росси и в дальнейшем – в Союзе ССР – процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. Хотя в целом в этот период – с октября 1917 года и по 1991 год – был накоплен ценный и полезный опыт, без учета которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное Российское таможенное право.

Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 года. Руководил таможенным делом образованный в 1864 году в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который находился в довольно плачевном состоянии. Большинство таможен было закрыто, таможенная система в России практически была разрушена. В начале 1918 года возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов.

29 мая 1918 года СНК издал Декрет «О разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений». Обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти.

Декретом СНК от 29 мая 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП); последний в соответствии с Декретом СНК от 11 июня 1920 года был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ).

К НКВТ перешли все функции в области управления таможенным делом. 12 ноября 1920 года СНК РСФСР издал Декрет «О порядке приема, хранения и отпуска импортных и экспортных товаров», который послужил основой для Таможенного устава СССР 1924 года.

Декрет СНК от 31 марта 1922 года утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях. Руководимые ГТУ таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты.

В первые месяцы Советской власти, а затем и в период военного коммунизма (1918-1921 годы) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары.

Почти полное отсутствие стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового оборота и его незначительность серьезно затрудняли использование таможенного тарифа как инструмента торговли Советской России с другими государствами.

С переходом к НЭПу, с расширением внешней торговли, предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок хозяйственным и государственным организациям, возникла необходимость восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 году к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль таможенной службы в государственном управлении.

9 марта 1922 года ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый таможенный тариф по европейской привозной торговле, а 13 июня 1922 года – первый Советский тариф по вывозной торговле.

Декретом СНК от 23 февраля 1922 года был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК). В его компетенцию входили: составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов и другие.

Правовой статус ТТК уточнялся в Таможенном уставе 1924 года и Таможенном кодексе 1928 года. С переходом в начале 30-х годов к административным методам регулирования внешней торговли и с реорганизацией внешнеэкономических органов роль ТТК значительно снизилась. Этот орган прекратил свое существование в 1964 году.

12 декабря 1924 года Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР, явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. Именно Устав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ, законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 20-х годов.

Согласно ст.1 Устава, таможенным делом на всей территории Союза ССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи, как в центре, так и на местах, через входящее в его состав Главное таможенное управление, состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иные учреждения. Главное таможенное управление разрабатывало платы всех таможенных мероприятий общего характера, инструкции и разъяснения к ним, а также организовывало и руководило борьбой с контрабандой на территории СССР.

Таможенный устав предусматривал возможность создания отделений ГТУ в союзных республиках. В 1925 году в соответствии с планом реорганизации таможенного аппарата на местах на территории СССР было создано 11 районных таможенных инспекторских управлений.

Оформление экспортно-импортных грузов, а также контроль за перемещаемым через границу имуществом осуществляли таможни первого и второго разрядов. Таможни третьего разряда имели право на указанные действия, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможенные посты занимались только пропуском пассажиров, багажа и ручной клади, а также пересылкой международных почтовых отправлений.

Таможенный устав 1924 года устанавливал сложную четырехзвенную систему управления таможенным делом (НКВТ – ГТУ – уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ – районные таможенные инспекторские управления – таможни и таможенные поты).

Принятый в 1928 году Таможенный кодекс СССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления, но более подробно, чем Устав, определял компетенцию ГТУ. В развитии таможенного дела в СССР в это время видна тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов. В частности, Таможенный кодекс 1928 года не предусматривал на территории СССР районных таможенных инспекторских управлений.

В период с 1929 по 1932 год все более отчетливой становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей. Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. В 1932-1934 годах был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 года был утвержден новый Таможенный кодекс. Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление.

Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой.

Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно ГТУ.

Наиболее радикальный этап реформирования системы таможенных органов приходится на начало 1986 года, когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля пари Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) – самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно.

Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 году нового Таможенного кодекса и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным нормотворчеством – постановлением Совета Министров СССР и ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял высший исполнительно-распорядительный орган – Совет Министров, который определял также основные направления дальнейшего развития таможенной системы.

В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-импортные операции.

Проведение досмотра и таможенного оформления грузов осуществлялось непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей досмотровой комиссией. Эти комиссии создавались на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и администрации предприятий.

Однако практика организации досмотровых комиссий не получила распространения. Таможенный кодекс 1991 года уже не предусматривал возможности их создания.

Таможенный кодекс СССР и Закон СССР о таможенном тарифе, принятые в 1991 году, внесли существенные изменения в организацию таможенного управления.

Предусматривалось создание двух координационных органов – Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе и международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган – региональные таможенные управления – таможни.

Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет. Существенно изменились его функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель регулирования внешнеэкономических связей. Однако в целом и Таможенный кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 года, несмотря на определенную прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно-командных методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом.

Крайне ограниченный набор средств таможенного регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений и связей с зарубежными контрагентами. Реальная жизнь показывала неизбежность перехода к более современным, гибким и динамичным методам внешнеэкономического сотрудничества и таможенного регулирования.

1.3. Деятельность таможенных органов после распада СССР

Глубокий кризис и последующий крах партийно-советской системы управления экономикой и социальными процессами и стремительный переход России, в особенности после августовских событий 1991 года, к глубоким политическим и социально-экономическим преобразованиям повлекли за собой обновление механизма правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, а, значит, и таможенного дела.

Началом создания таможенной службы и других таможенно-правовых институтов России можно считать распоряжение Президента РСФСР от 25 августа 1991 года «О деятельности таможенной службы на территории РСФСР».

Затем Указом Президента РСФСР от 25 октября 1991 года был создан центральный таможенный орган России – Государственный таможенный комитет.

Важным шагом в определении правового статуса ГТК РСФСР был Указ Президента от 28 ноября 1991 года «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР», в соответствии с которым таможенное ведомство включалось в российскую структуру и, следовательно, отделялось от системы таможенных органов СССР.

По указу Президента России «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» от 30 сентября 1992 года ГТК вместе с другими российскими ведомствами образовал систему органов межотраслевого регулирования.

С подписанием в декабре 1991 года Минского соглашения, прекратил свое существование СССР. Все таможенные органы, действовавшие на таможенной территории, должны были перейти под полную юрисдикцию России. Появилась необходимость разработать статус центрального таможенного органа.

26 декабря 1991 года российское Правительство во исполнение Указа Президента от 25 октября 1991 года приняло постановление    № 65 «Вопросы Государственного таможенного комитета РСФСР». Этим постановлением регламентировался комплекс вопросов по организации таможенного дела и таможенной службы. Было утверждено Положение о ГТК РСФСР. В положении были конкретизированы правовой статус ГТК, его задачи, функции и порядок деятельности.

Непременным условием существованием целостного государства является единство внутреннего рынка, свободное от всяких ограничений перемещение внутри страны товаров, капиталов.

Президент издал Указ «О едином экономическом пространстве РСФСР» от 12 декабря 1991 года, в котором органам власти и управления предписано обеспечить на территории России свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы.

Принцип свободного перемещения товаров на территории России был еще раз подтвержден Указом Президента «О свободе торговли» от 29 января 1992 года. Данным указом запрещено также произвольное задержание и изъятие перевозимых грузов по решению местных органов.

Тем самым пресечены попытки установления своеобразных таможенных границ внутри государства, раздробления единой таможенной территории России. У единого государства должна быть единая внешняя таможенная граница.

Указом Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 годя правительству было предложено в качестве первоочередных мер утвердить Положение о лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров в 1992 году, а также представить предложения по порядку налогообложения экспортно-импортных операций и размерам ставок соответствующего налога и таможенных тарифов.

Почти одновременно с началом организации системы нетарифного регулирования внешнеэкономических связей появились первые документы, касающиеся таможенных пошлин на экспортные и импортные товары. Постановления Правительства России от 31 декабря 1991 года  № 91 «О введении экспортного товара на отдельные товары, вывозимые с территории РФ», и от 15 января 1992 года «О таможенных пошлинах на импортные товары» носили временный характер и действовали до введения общего таможенного тарифа.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 января 1992 года  № 42 «Об изменении ставок экспортного тарифа РФ» были преобразованы ранее установленные ставки этого тарифа. В частности, предусмотрена более четкая и удобная для пользования редакция экспортного тарифа. Вторым из упомянутых постановлений Правительство России отменило действующий с 1981 года Таможенный тариф СССР.

Завершающей вехой этого периода и началом качественно нового этапа развития таможенного законодательства России явилось принятие Таможенного кодекса РФ и Закона «О таможенном тарифе» 1993 года, а также многочисленных иных правовых актов, развивающих, дополняющих и конкретизирующих указанные законы. Начался современный период развития таможенного дела и формирование таможенного права в РФ.

Принципиальное значение имеют два Указа Президента РФ от 6 марта 1995 года «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот» и «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в РФ».

С этими указами тесно связан Федеральный закон от 13 марта 1995 года «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности», отменяющий все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами на товары, за исключением предоставленных в соответствии с законом «О таможенном тарифе», законами РФ «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и Таможенным кодексом.

Особый политико-экономический резонанс вызвал Указ президента РФ «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот».

В 1992-1993 годах многие предприятия, организации и регионы получили право беспошлинного вывоза за рубеж сырья и стратегических товаров, что привело к серьезным потерям доходов и к другим отрицательным последствиям. Этот Указ Президента призван упорядочить регулирование внешнеэкономической деятельности, создать равные экономические условия ее участникам.

Нахождение оптимальных путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйство невозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многих зарубежных стран и международных организаций. Учитывая это, Россия в последнее время активизировала работу по реформированию национального законодательства (в частности, в аспекте регулирования внешнеэкономических связей), приближая его к общепринятым в международной торговле правовым нормам.

Действенный механизм регулирования внешнеэкономических связей традиционно играет важную роль в развитии экономики любого государства. Взаимовыгодные связи с зарубежными странами позволяют оптимизировать структуру экономики, способствуют устойчивости банковско-финансовой системы, облегчают решение многих социальных проблем.

Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, - это эффективная работа таможенной службы. Обеспечивая в полной мере соблюдение таможенного законодательства, ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые насущные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных товаропроизводителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции.

Российское законодательство о таможенном деле состоит из Таможенного кодекса, принятого Верховным Советом РФ в 1993 г., Закона РФ "О таможенном тарифе" и огромного количества иных нормативных актов. Со временем стало ясно, что эта законодательная база не только чрезвычайно сложна, но и устарела, поэтому в 1999 г. Госдума приняла в первом чтении новую редакцию Таможенного кодекса, которая должна была определить новые принципы организации таможенного дела, обязанности, права и полномочия органов таможенного контроля и участников внешнеэкономической деятельности.

Сегодня уже очевидно, что с подписанием Президентом 29 мая 2003 г. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации" открыта новая страница развития таможенного дела нашей страны и самой таможенной службы. По Таможенному кодексу 1993 г. Государственный таможенный комитет Российской Федерации имел широкие права на издание собственных нормативных актов, регулирующих многие сферы таможенного дела. В результате такой нормотворческой деятельности за последнее десятилетие изданы тысячи ведомственных подзаконных документов. Торговля и бизнес, нуждающиеся в стабильности и предсказуемости таможенных правил, не успевали к ним приспосабливаться.

Новая редакция Таможенного кодекса в корне меняет дело. Прежде всего, Кодекс будет способствовать развитию внешней торговли и "открывает стране дорогу" для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Определенные изменения претерпела структура Кодексам, и вызвано это тем, что терминологически он максимально приближен к положениям Киотской конвенции и европейского законодательства (насколько это позволяют особенности русского языка и правила юридической техники). Например, перевозка товаров от места их ввоза в страну до места их таможенного оформления по действующему Таможенному кодексу называется доставкой под таможенным контролем и относится к предварительным операциям таможенного оформления. В новой редакции эта перевозка именуется уже таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита. В Кодексе появились новые главы, параграфы и разделы (например, гл.22 "Перемещение транспортных средств"), что связано с более подробным описанием многих положений.

Наряду с этим несколько изменилась общая систематизация и кодификация российского законодательства. Так, положения об ответственности за нарушения таможенных правил содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Нормы о таможенных сборах будут включены в Налоговый кодекс, а положения о стране происхождения товаров, которые до этого были в Законе "О таможенном тарифе" будут теперь содержаться в Таможенном кодексе.

Вступающий в действие с 1 января 2004 г. Таможенный кодекс в новой редакции состоит из 439 статей. Прежде всего надо отметить, что это закон максимально прямого действия. В нем четко определены порядок и правила таможенного контроля, детально прописаны таможенные процедуры, функции и обязанности таможенной службы. За ГТК России остается разработка технологии таможенного контроля в рамках того, что предписал закон, утверждение формы документов и их внутреннего содержания. В законе определено, например, какие сведения может истребовать таможня при пересечении таможенной границы и в каких документах они должны содержаться. Любые требования таможенного органа подлежат письменной мотивировке. Кодекс исключает какие-либо внесудебные процедуры привлечения к ответственности участников внешней торговли и позволяет разрешать споры на месте.

Следует отметить, что действующий пока Таможенный кодекс был принят до принятия Конституции РФ и основных законов в сфере регулирования внешнеторговых отношений. На начальном этапе экономических преобразований в России создать стабильные таможенные правила было практически невозможно. В связи с этим Кодекс 1993 г. содержит общие, "рамочные" положения, предоставляя большие возможности для установления правил перемещения товаров и транспортных средств Государственному таможенному комитету. В конце 90-х годов стране стали требоваться более стабильные правила для развития бизнеса. Поэтому вместо ведомственных актов во многих сферах деятельности стали приниматься законы прямого или максимально прямого действия, направленные на дебюрократизацию экономики, сокращение ведомственного произвола, создание понятных и прозрачных требований для осуществления различных видов деятельности.

Наряду с этим Российская Федерация на протяжении последних лет ведет активные переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию. На переговорном процессе торговые партнеры нашей страны выдвигают определенные претензии к российскому таможенному законодательству и практике его применения отдельными таможенными органами. Своеобразным стимулом для обновления таможенного национального законодательства стало одобрение ВТО в 1999 г. новой редакции Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции). Для России, провозгласившей в области таможенного дела принцип гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой, положения этой Конвенции служили основным ориентиром для построения нового законодательства. Кроме того, таможенное законодательство затрагивает сферу отношений, подпадающих под правовое регулирование другими законами. Принятые после Таможенного кодекса законы (Налоговый, Гражданский кодексы и другие) создали определенные правовые коллизии.

Международные конвенции, участницей которых является Российская Федерация, имеют в соответствии с Конституцией РФ примат над национальным законодательством. Это означает, что если в международном договоре содержатся иные правила, чем те, которые предусмотрены национальным законодательством, будут применяться нормы международного договора. В силу этого в российском законодательстве не принято транслировать те положения международных договоров, которые должны непосредственно применяться в России, если она присоединилась к такому договору или заключила такой договор. Так, в новом Таможенном кодексе нет положений, повторяющих Конвенцию МДП (международные дорожные перевозки). Однако существуют международные конвенции, не имеющие непосредственного действия, а содержащие принципы, которые должны быть имплементированы в национальном законодательстве страны, присоединившейся к такой конвенции. По такому принципу построены Киотская конвенция, Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах 1982 г. и некоторые другие. Ранее было указано на то, что Российская Федерация стремится построить свое таможенное законодательство в соответствии с общепринятыми международными договорами и практикой. Поэтому международные конвенции, особенно в области таможенного дела, в той мере, насколько в настоящее время и в ближайшей перспективе в России возможно обеспечить их реализацию, нашли отражение в новой редакции Кодекса.

Стандарты в области таможенного дела со временем меняются и совершенствуются. Так, Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах предусматривает возможность проведения основных таможенных формальностей не на границе (как правило, по месту нахождения получателя импортных товаров). Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Брюссельского протокола в качестве одного из основных стандартов, направленных на максимальное содействие развитию внешней торговли, предусматривает, что декларант должен иметь возможность подать таможенную декларацию в любой таможенный орган (гл.3 Генерального положения к Конвенции), в том числе на границе. Таможенный кодекс также предусматривает возможность подачи таможенной декларации на товары в любой таможенный орган, за редким исключением, когда товары подвержены усиленному таможенному контролю. Однако установленная Кодексом процедура внутреннего таможенного транзита не исключает перевозку товаров в место, приближенное к получателю, для проведения декларирования товаров "внутри" страны. Но где проводить декларирование товаров - на границе или во внутренней таможне, - это выбор отправителя и получателя товаров. Обе названные конвенции предусматривают необходимость координированных действий в том, что касается контроля грузов на границе различными органами и службами. Таможенный кодекс также предусматривает необходимость координации действий различных органов и служб в том, что касается контроля грузов в пунктах пропуска, и одновременное проведение при необходимости проверки товаров (п.3 ст.77).

Говоря о том, что Таможенный кодекс соответствует нормам и принципам ВТО, следует уточнить: соглашения Всемирной торговой организации содержат наибольшее количество требований к таможенному законодательству, в частности:

равного режима в таможенных формальностях вне зависимости от страны происхождения, отправления или получения товаров (ст.I ГАТТ);

отражения принципа свободы транзита (ст.V ГАТТ);

взимания таможенных сборов в размере, эквивалентном стоимости оказанных государственными органами услуг (ст.VIII ГАТТ);

создания эффективной системы обжалования действий таможенных органов (ст.X ГАТТ);

установления правил определения таможенной стоимости (ст.VII ГАТТ).

Все эти требования и правила нашли адекватное отражение в новой редакции Кодекса, который входит в пакет законов, направленных на приведение российского законодательства в соответствие с соглашениями ВТО. Исключение составляют лишь вопросы о таможенных сборах, которые будут отражены в Налоговом кодексе.

Таможенный кодекс должен решать непростые вопросы, связанные с ускорением международного товарооборота. По новому Кодексу таможенное оформление товаров и транспортных средств сокращается с десяти до трех дней. Правда, есть несколько исключений. Например, если не предоставлены все необходимые документы, список которых строго оговорен, на этот случай предусмотрена процедура выпуска товаров под обеспечение таможенных платежей. Если в результате детальной экспертизы подтвердятся сомнения таможенного органа в достоверности сведений в документах или заявленных в грузовой таможенной декларации данных, то тогда будут приниматься соответствующие меры, в том числе доначисление таможенных платежей. Но товар при этом уже будет выпущен в свободное обращение. Конечно, речь идет не о фирмах-однодневках.

Таможенный кодекс предусматривает возможность предварительного декларирования, а также использование электронной декларации и электронной подписи. Теперь за 15 дней до поступления товара на таможенную территорию России возможно подать таможенную декларацию и внести таможенные платежи. Эксперименты показали, что такой порядок сокращает сроки обработки товара на таможне до часов и минут. Ведь когда товар поступает на таможню, инспектору остается только сверить документы с декларацией и самим товаром. По новому Кодексу участник внешнеэкономической деятельности вправе сам определять места временного хранения товаров (сейчас же таможня направляет товары на определенные склады временного хранения). Исключение составляют товары, которые могут представлять угрозу безопасности или здоровью граждан и требуют особых условий хранения (радиоактивные материалы, опасные химические вещества и т.д.).

В Кодексе четко определены положения, регламентирующие правила перемещения товаров физическими лицами. Здесь закон идет по пути предельного упрощения таможенного контроля. Вся идеология Кодекса строится на системе "зеленого" и "красного" коридоров, что позволит гражданам оформлять свой багаж по мировым стандартам.

Новый Кодекс получился либеральным с точки зрения прозрачности, четкого регламентирования правил таможенного контроля и таможенного оформления, расширения прав участников внешнеэкономической деятельности, вплоть до заявительного либо уведомительного характера ряда таможенных процедур и действий. В Кодексе предусмотрено более четкое регулирование таможенных правоотношений. Все нововведения направлены на то, чтобы государство получало доход в казну, а участники ВЭД и граждане - комфортные условия перемещения товаров и транспортных средств.

В Таможенном кодексе полностью учитываются интересы государства, но при этом интересы лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности, во многих случаях поставлены на первое место. Особо важным в этом плане представляется положение, согласно которому государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, а также вследствие недостоверной информации, представленной таможенными органами.

Кодекс уравнивает фискальные и контрольно-надзирательные функции таможенной службы с функцией обслуживания внешней торговли. Одним из основных "камней преткновения" еще при работе над законопроектом было структурное построение законодательства, в том числе решения вопроса, где должен быть прописан порядок определения таможенной стоимости: в законе о таможенном тарифе (как это имеет место сегодня), в Налоговом кодексе или в Таможенном. Этот вопрос остается пока не решенным. Таможенный кодекс содержит лишь механизм реализации положений, касающихся правил определения налогооблагаемой базы. Не решены еще до конца в законодательном плане и вопросы валютного регулирования и валютного контроля. Очевидным остается то, что сегодня только таможня способна сполна проконтролировать движение и возврат валюты в процессе реализации внешнеторговых сделок, поскольку именно она фиксирует все перемещения товаров через таможенную границу. Кодекс определяет валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств как функцию таможенных органов, осуществляемую в соответствии с законодательством о валютном регулировании и валютном контроле, которое еще необходимо принять до 1января 2004 г. во избежание правового вакуума в этом вопросе.

За таможенными органами сохраняются функции правоохранительного органа, подтверждается право на оперативно-розыскную деятельность, и в этом нет никакой российской специфики, так как правом выявлять таможенные правонарушения и привлекать к ответственности обладают все таможни мира. Остается оно и у российских таможенников в силу административного законодательства, равно как и привлечение к уголовной ответственности по ряду составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом.

С 1 января 2004 г. личный состав таможенных органов России будет работать в совершенно новых условиях, а чтобы не было каких-либо сбоев, необходима предварительная подготовка всех сотрудников. Уже сейчас ГТК России проводит большую работу, связанную с изучением нового Таможенного кодекса. Не без скромности можно сказать, что профессионализм российских таможенников достаточно высок, а вот психологию многим таможенникам придется менять. Например, сегодня таможенный инспектор, а зачастую и начальник таможни боятся принять решение до тех пор, пока им сверху не скажут или не отпишут (что бывает чаще), как правильно действовать по выпуску или оформлению товаров и транспортных средств. Теперь решение придется принимать на уровне таможни (и только) и отвыкать при этом от привычки действовать с позиции административной силы.

В свете нового Кодекса руководителям таможенных органов (всех уровней) предстоит перестроить всю таможенную систему так, чтобы научить сотрудников работать по закона, напрямую исполняя его предписания. Это не так просто. Кроме того, чтобы закон начал эффективно работать, нужно провести серьезную перестройку таможенных процедур в целях их максимального упрощения. Задача одна - ускорить движение товаров. А нынешние таможенные процедуры идеологически нацелены на обеспечение более плотного таможенного контроля над перемещением товаров и транспортных средств. Следует согласовать с буквой и сутью Кодекса таможенные технологии, инструменты и механизмы, которыми оперирует таможенная служба. Это одна из самых важных задач на ближайшее время.

Таможенный кодекс предполагает изменение статуса таможенного брокера, который должен стать своеобразным "буфером" в отношениях между участниками ВЭД и таможенными органами и который не заинтересован в нарушениях законодательства. Как показывает опыт других стран, наличие на рынке посреднических услуг профессионалов способствует уменьшению риска коррупции. Одновременно Кодекс расширяет круг лиц, которые могут самостоятельно заявлять отдельные режимы и процедуры. Например, в вопросах перевозки товаров такое право предоставляется российским экспедиторам, что позволит оптимизировать логистические схемы и избежать вынужденных расходов на оплату услуг таможенных брокеров.

Несомненную выгоду участникам внешнеэкономической деятельности принесет установление новых сроков уплаты таможенных платежей. Вместо требования уплаты платежей в момент подачи декларации, как это предусмотрено действующим Таможенным кодексом, предполагается, что уплата таможенных платежей будет требоваться непосредственно при выпуске товаров, а в некоторых случаях и после выпуска - при представлении необходимых гарантий. Вследствие этого будет исключено существующее в настоящее время кредитование бюджета за счет участников ВЭД. Будет установлен налогонеоблагаемый минимум для товаров с низкой стоимостью. Это позволит выпускать такие товары максимально быстро, что особенно актуально для экспресс-перевозчиков.

Будут установлены четкие правила доступа лиц на рынок таможенных услуг непосредственно законом (таможенные терминалы, таможенные перевозчики, таможенные брокеры). Увеличивается с трех до пяти лет срок действия разрешений на осуществление видов деятельности в этой сфере.

Предполагается сократить сроки давности взыскания неуплаченных сумм таможенных платежей и сроки проверки товаров после их выпуска до одного года. Это будет способствовать устойчивости экономического оборота и служить определенной гарантией легитимности сделок для лиц, приобретших иностранные товары на внутреннем рынке.

Предусматривается широкое использование информационных технологий для передачи таможенным органам необходимых сведений электронным способом. Это позволит ускорить документооборот, упростить таможенные формальности, сократить издержки, связанные со сбором и представлением необходимых документов.

В рамках поднятой проблемы важное значение имеет соотношение внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности, трактуемой Таможенным кодексом. Понятие "внешнеторговая деятельность" определяется в ст.2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и означает предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

В соответствии со ст.2 ГК РФ предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Таможенный кодекс регулирует правоотношения, связанные с перемещением через границу всех (любых) движимых вещей, независимо от того, с какой целью такое перемещение осуществляется. Так, подлежат таможенному контролю товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами не для производственной или иной коммерческой деятельности; товары, перемещаемые в качестве гуманитарной помощи (содействия), в качестве технической помощи; товары, ввозимыми дипломатическими и консульскими представительствами иностранных государств, членами дипломатического персонала и т.д.

Безусловно, в большинстве случаев таможня имеет дело с товарами, перемещаемыми через границу в ходе осуществления внешней торговли. Однако под сферу действия Таможенного кодекса подпадают и товары, перемещаемые при осуществлении производственной кооперации, инвестирования и других видов внешнеэкономической деятельности, которые согласно ч.3 ст.13 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" не являются предметом регулирования этого Закона.

Особого внимания заслуживает тот факт, что формально юридически - в силу положений Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" - меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования должны применяться исключительно при импорте и экспорте товаров, осуществляемых при внешнеторговой деятельности. Это означает, что таможенные пошлины не могут взыскиваться, например, с физических лиц, ввозящих товары для себя, равно как не могут запрещаться к ввозу предметы, опасные для жизни и здоровья людей, если такой ввоз не связан с предпринимательской деятельностью.

Таможенный кодекс служит своеобразным "мостиком" от предписаний Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" ко всем случаям перемещения товаров через таможенную границу, предусматривая, когда и какие меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования применяются.

На таких же принципах основана международная практика. В частности, стандартное правило 6.1 гл.6 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в редакции Брюссельского протокола 1999 г.) предусматривает следующее: "Все товары, включая транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю". И уже в рамках конкретных таможенных режимов и процедур определяется, каким образом применяются таможенно-тарифные и нетарифные меры регулирования.

Как известно, многие государства, имеющие хорошие перспективы в международной торговле, потратили не одно десятилетие на выработку и развитие своей внешнеэкономической политики. России, с учетом ее незначительного удельного веса в мировой торговле и наличия мощных промышленных и торговых конкурентов, тоже предстоит многотрудная и длительная работа, для того чтобы имеющиеся в нашем государстве потенциальные возможности (сырьевые ресурсы, научно-технические разработки, огромный потенциал для туризма, квалифицированные кадры и др.) превратить в активно действующие рычаги во внешнеэкономической сфере. Весомую роль в этом должны сыграть таможенные органы Российской Федерации.

1.4. Административная реформа

После судебной и федеральной реформ, которые пока полностью не завершены, настала пора приступить к реорганизации государственного управления и прежде всего исполнительной власти. В Указе Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах" выделен комплекс целей, которыми должна руководствоваться в своей работе Комиссия по административной реформе Правительства РФ, созданная во исполнение этого указа. Простота и эффективность работы государственных органов; совершенствование отношений между ними и хозяйствующими субъектами; демократизация управления, его открытость и доступность для граждан. Достижение этих целей требует новых соотношений, с одной стороны, между централизацией, децентрализацией и деконцентрацией, с другой - между формами и методами правового регулирования разных сфер общественной жизни.

Концепция административной реформы, понимаемая как система последовательно осуществляемых комплексных мер по реализации единой концепции реформирования системы органов исполнительной власти, сформировалась в России к 1997 году. Однако основные элементы и направления административной реформы стали складываться начиная еще с 1991 года. Во многом это происходило стихийно.

В 1991-1993 гг. в связи с приватизацией некоторых отраслей народного хозяйства ряд министерств и ведомств (например, Министерство внешней торговли, Госплан, Госснаб и др.) был упразднен. Создаются смешанные государственно-частные компании (акционерные общества "Газпром", "Лукойл" и др.), а также принципиально новые государственные органы - государственные комитеты по управлению государственным имуществом, по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Федеральная налоговая служба, федеральное казначейство.

Изменениям подверглась и действовавшая на тот момент система федеральных органов исполнительной власти. Они были настолько существенными, что потребовалась новая классификация государственных органов. Указом Президента РФ от 12 мая 1992 г. "Об упорядочении системы государственного управления"[1] устанавливались следующие виды этих органов: 1) министерства; 2) государственные комитеты; 3) федеральные службы; 4) агентства; 5) комитеты.

Формально причинами реорганизации системы государственных органов провозглашались принципиальные изменения в политическом и экономическом строе. Так, например, Указ Президента РФ от 30 сентября 1992 г. "О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти"[2] ставил своей целью формирование отвечающей этапу радикальных экономических реформ рациональной структуры центральных органов исполнительной власти. Но фактически перестройка системы органов сводилась к очередным организационным их преобразованиям: укрупнениям и слияниям с целью усиления контроля за ними, решения кадровых вопросов и др.

Подготовка и принятие Конституции РФ 1993 г. придали новую энергию процессу организационных преобразований. Анализ первого президентского Послания (1994 г.), которое называлось "Об укреплении Российского государства"[3], позволяет сделать вывод о том, что "кадровые разборки" продолжались. Главный упор в указанном Послании делался на обвинения "старой номенклатуры" в том, что именно она виновна во всех кризисах, охвативших все сферы жизни общества. Было высказано предложение о принятии закона о федеральной государственной службе.

В Послании 1995 г.[4] главное место также было отведено проблемам кадровой политики. В Послании 1996 г.[5] последовательно проводилась мысль о том, что в государственном аппарате остается большой процент служащих, свыкшихся с номенклатурными принципами безответственности и приспособленчества. В связи с этим делался вывод, что единственным реальным выходом из кризиса становится использование формирующихся рыночных институтов и стимулов, опора на свободную самоорганизацию общества.

Президентское Послание 1997 г. вновь сменило акцент. Главным препятствием развития нового экономического строя, новой политической системы объявлялось отсутствие порядка в деятельности государственного аппарата. Говорилось о том, что абсолютное большинство проблем порождено неумелыми действиями власти или ее пассивностью. Критике подверглись институты власти в целом. В разделе Послания "Порядок в исполнительной власти" отмечалось, что новые функции государства, обусловленные принципиально изменившейся политической и экономической реальностью, осуществляются, в общем, старой системой исполнительной власти. В результате новые идеи вязнут и глохнут в аппаратных кадрах. Функции и полномочия многих органов исполнительной власти аморфны и нередко дублируются.[6]

Отмечалось также, что создание, ликвидация, перестройка того или иного органа зачастую зависят от субъективных критериев, чьей-то пробивной силы, необходимости трудоустройства высокопоставленного чиновника.

Основными направлениями реформирования исполнительной власти выдвигались: 1) радикальное усиление регулирующей и контрольной функций органов исполнительной власти на базе повышения роли перспективного и текущего прогнозирования для принятия стратегических решений; 2) выработка оптимальной структуры органов исполнительной власти, основанной на реальных потребностях общества; 3) определение форм и методов эффективного взаимодействия исполнительной власти с иными ветвями государственной власти.

Для решения перечисленных задач по созданию современной эффективной системы государственного управления были предусмотрены разработка и принятие Программы государственного строительства. Основную часть Программы должна была составить новая концепция системы исполнительной власти в Российской Федерации. Предусматривалось широкое обсуждение проекта Программы с привлечением независимых экспертов - ученых и практиков (этого, к сожалению, не было сделано).

В Послании Президента РФ 1998 г. эта новая концепция получила название "административная реформа". Специальный раздел Послания так и назывался: "Необходимость административной реформы". Говорилось, что стержнем Программы государственного строительства становится концепция административной реформы.[7]

Были обозначены основные элементы концепции. Административная реформа понималась как цепь последовательных, поэтапных шагов, позволяющих внедрять новые принципы, методы, структуры без нарушения управляемости. Подчеркивалось, что в решающей степени повышение эффективности управления зависит от обоснованной системы исполнительной власти, структуры ее органов, четкой дифференциации их правового статуса.

Недостатками концепции были ее отрыв от стратегических целей развития общества, формализованный подход к решению сложных политических и экономических проблем.

В этой связи требовалась всесторонняя концептуальная разработка самих стратегических целей содержания концепции, предполагавшая многолетнюю интеллектуальную и организаторскую работу. Однако кроме отдельных "авторских" разработок и нескольких газетных статей на эту тему так ничего и не было сделано. Очевидно, отсутствовали движущие политические силы, заинтересованные в административной реформе. Пришедшие к власти "элитарные" слои менять что-либо в содержании и направлении деятельности системы управления были не заинтересованы.

Если свести воедино все предложения, высказанные в посланиях Президента РФ с 1994 по 1999 год, то цель административной реформы сводилась к следующему: 1) сократить число государственных служащих; 2) создать условия, вынуждающие государственные структуры конкурировать в области предоставления услуг населению; 3) пересмотреть показатели, по которым оцениваются результаты деятельности государственных органов; 4) разработать программы, направленные на централизацию (или наоборот - децентрализацию, реорганизацию, ликвидацию) системы управления; 5) повысить квалификацию государственных служащих; 6) стимулировать служащих и т.д.

Эти и многие другие предложения были зачастую внутренне не увязаны между собой и нередко даже противоречили друг другу. Так, безуспешными оказались все попытки призвать служащих к повышению эффективности деятельности органов управления, поскольку ее результатом должно было стать сокращение численности служащих. Единую концепцию административной реформы создать так и не удалось.

В результате многочисленные заявления и призывы к очередной реорганизации системы исполнительной власти, звучавшие в 1991-1999 гг., никакого сколь-нибудь существенного результата так и не дали. Не случайно в своем Послании Федеральному Собранию РФ 2000 г. Президент России В. В. Путин отметил, что хотя укрепление государства не первый год провозглашается важнейшей целью российской политики, "дальше деклараций и пустых разговоров мы никуда не продвинулись за эти годы".[8]

В Послании 2000 г. концепция административной реформы получила системное содержательное наполнение. Основной упор был сделан на этот раз на функции органов государственного управления. Они в ряде случаев оказались "смешаны с функциями коммерческих организаций"[9]; "вакуум" власти привел к перехвату государственных функций частными корпорациями и планами[10]. Подчеркивалось, что государственные функции и государственные институты "тем и отличаются от предприятий, что не должны быть куплены или проданы, приватизированы или переданы в пользование, в лизинг".[11]

Нынешние функции государственного аппарата, говорилось далее, не приспособлены в целом для решения стратегических задач. Стало ясно, что потенциал частичных улучшений государственного аппарата исчерпан. Результатом административной реформы должен стать эффективный, компактный и работающий государственный аппарат, адекватный поставленным целям. Предлагалось, во-первых, модернизировать систему исполнительной власти в целом с тем, чтобы государство могло создавать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью; во-вторых, использовать эффективные и четкие технологии разработки, принятия и исполнения решений; в-третьих, дать анализ реализуемых государственных функций с тем, чтобы сохранить только необходимые.

Ни первая, ни вторая проблемы так и не были решены. Что же касается третьей, то о ней вспомнили только в феврале текущего года. Было дано срочное правительственное поручение министерствам и ведомствам - составить перечни закрепленных в законах функций этих органов, выявить избыточные функции. Данная работа была объявлена главной в административной реформе.

В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина мая с. г. административная реформа выступает важнейшим средством достижения стратегических целей: увеличение валового внутреннего продукта в два раза; преодоление бедности; модернизация Вооруженных Сил. В этой связи необходимы глубокий анализ и уточнение существующих подходов, методов и средств реализации поставленных целей. Не менее важно последовательно и активно наращивать усилия по достижению стратегических задач, не подменять их текущими делами, не заводить в бюрократические тупики. То, что опасность такой подмены существует, показывает первый опыт реализации административной реформы.

Рационализация системы органов или отдельного органа может идти двумя путями: либо упорядочиваются сами функции системы органов или органа (путем их слияния, устранения дублирования, ликвидации, уточнения); либо упрощается работа по их выполнению (сокращается, в частности, отчетность, документооборот и т.д.) - в том случае, когда функции органа объективно необходимы.

В настоящее время рационализация идет по первому пути. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Институт законодательства и сравнительного правоведения провел анализ законодательных актов, регулирующих функции федеральных органов исполнительной власти. Анализу было подвергнуто более 500 федеральных законов, а также положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти. Методика изучения была согласована с Аппаратом Правительства РФ и включала рассмотрение следующих функций федеральных органов исполнительной власти: выработка и реализация политики (в сфере, отрасли), регулирующая, аналитическая, координационная, разрешительная, надзорно-контрольная. Их оценка проводилась с учетом положений Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"[12] и других федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных актов. Анализ выявил более 5035 функций, из которых 2682 - регулятивные, 496 - надзорно-контрольные, 572 - разрешительные.

В значительной части проанализированного массива нормативных правовых актов функции федеральных органов исполнительной власти определены в основном правильно. Их анализ показал, что Правительство РФ осуществляет преимущественно аналитические, регулятивные и координационные функции. В тематических федеральных законах реализация этих функций возлагается на федеральные органы исполнительной власти. Это в принципе соответствует положениям ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Вместе с тем нечеткость и противоречивость нормативных терминов "функция", "компетенция", "право", "полномочия", "обязанности" затрудняли анализ. Выявлен ряд противоречий и пробелов в регулировании функций федеральных органов. Они касаются соотношения этих функций согласно Конституции РФ, федеральных законов и положений о министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти.

На практике запущено в оборот понятие "избыточные" функции. Необходимость раскрытия этого понятия имеет большое практическое значение, поскольку все министерства и ведомства, представившие предложения по избыточным функциям, смешали два понятия - "несвойственные функции" и "избыточные функции", и большинство функций, отнесенных ими к избыточным, попало в разряд несвойственных функций.

Министерство экономического развития и торговли РФ дало в этой связи разъяснение. Суть его состоит в том, что к несвойственным функциям относятся необходимые, но не соответствующие основному профилю деятельности конкретного министерства функции. В качестве примера называлась функция надзора за маломерными судами, которую Министерство природных ресурсов РФ предложило передать как избыточную в Министерство транспорта РФ.

На предмет избыточности функции должны были анализироваться по шести основным критериям: 1) закреплена ли функция в федеральном законе или ином законодательном акте; 2) содержит ли функция властные полномочия и (или) связана ли с совершением юридически значимых действий; 3) соответствует ли исполнение функции ограничениям на совмещение властных и хозяйствующих функций, установленным антимонопольным законодательством; 4) обоснованно ли функция не передается на региональный или местный уровень власти; 5) обоснованно ли функция не передается саморегулируемым организациям; 6) может ли функция осуществляться участниками рынка.

Чрезвычайная сложность такого анализа на практике, когда тесно взаимодействуют и переплетаются сотни функций органов власти, еще больше усложняется и запутывается, когда сами избыточные функции делятся на:

формально избыточные, то есть функции, содержащиеся в положениях о ведомствах, но отмененные другими правовыми актами (например, функции лицензирования определенных видов деятельности, которые были упразднены федеральными законами, но сохранились в постановлениях Правительства РФ как функции конкретных ведомств);

собственно избыточные - функции, необоснованно исполняемые федеральными органами исполнительной власти, упразднение которых может быть проведено путем изменения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов и не потребует комплексных организационно-структурных преобразований (например, функции МВД России по регистрации копировально-множительной техники);

условно избыточные - функции, необоснованно исполняемые федеральными органами исполнительной власти, упразднение которых может быть проведено при условии комплексных организационно-структурных изменений (например, функция Министерства юстиции РФ по созданию или упразднению государственных нотариальных контор и регулированию деятельности государственных нотариусов);

потенциально избыточные - функции, для принятия решения о целесообразности упразднения которых требуется более детальное их изучение, включая проведение подробного функционального анализа механизма их реального исполнения ведомствами.

Основные предложения, касающиеся изменения избыточных функций, сводятся: к упразднению функции, в том числе выведению ее за пределы исполнительной власти и последующей передаче специализированной государственной организации (учреждение, казенное предприятие); передаче функции на нижестоящий уровень власти (субъектам РФ или муниципалитетам); передаче функции саморегулируемой организации; проведению дополнительного изучения вопроса о целесообразности упразднения потенциально избыточных функций.

В 1973 году автор данной статьи участвовал в разработке классификатора функций Министерства угольной промышленности СССР. Большой коллектив разработчиков (ученых и практиков) занимался этой работой два года, хотя задача была сформулирована значительно проще. Результаты этой работы были понятны каждому практическому работнику Министерства. Тем не менее разработка классификатора так и осталась нереализованной из-за множества объективных и субъективных причин.

В данном же случае сами ведомства должны определить (минуя стадию определения объективно необходимых функций), какие из осуществляемых ими функций дублируются, а какие - не относятся к их компетенции. "Устранение" избыточных функций объявляется основной задачей реформы. Нет функций - нет органов. Нет органов - нет проблем.

И вполне естественно, что наличие избыточных функций признали очень немногие органы. Министерство иностранных дел РФ, например, согласилось отказаться от регулирования порядка посещения воинских захоронений родственниками на территории других стран. Министерство образования признало избыточным свое участие в изучении рынка труда. А Министерство промышленности, науки и технологий России предложило передать свои избыточные функции другим министерствам.

Предложенная классификация функций не выдерживает критики. Шесть основных критериев выделения "избыточных" функций внутренне противоречивы; к потенциально избыточным функциям относятся функции, которые признаются таковыми только после детального изучения; неясны различия между "несвойственными" и "избыточными" функциями. И самое главное: не анализируются взаимосвязи объективно необходимых функций управления и функций органов государственной власти.

Поверхностный подход к сложившейся проблеме создает лишь видимость административной реформы. Это отлично понимают и в Правительстве РФ. Его Аппарат получил от министерств и ведомств список из 256 "условно избыточных" и 124 "потенциально избыточных" функций. Но в самом Правительстве РФ, однако, не смогли понять разницу между ними. В итоге было объявлено, что выполненная работа не соответствует поставленной Президентом РФ задаче и не является реформой по сути.

Условность грани между объективно необходимыми функциями управления и избыточными функциями органов показывает следующий пример. Недавно на заседании Президиума Государственного совета РФ говорилось о необходимости восстановления органа по государственному экологическому контролю. При этом отмечалось, что как только применение штрафных санкций за загрязнение окружающей среды достигало своего максимума, статус природоохранного ведомства сразу понижался, его функции объявлялись "ненужными".

В Послании Президента РФ 2003 г. содержится, правда, несколько противоречивый (очевидно, не случайно) подход к этому вопросу. С одной стороны, в нем правильно подчеркивается, что бюрократию надо не убеждать уменьшать свои аппетиты, а директивно ограничивать и радикально сокращать функции государственных органов. С другой стороны, делать это нужно на основе предложений самих министерств и ведомств.

Отметим в этой связи, что в Указе Президента РФ "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах"[13] говорится уже не об избыточных функциях, а об "избыточном" государственном регулировании в деятельности министерств и ведомств, а также об исключении дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, об организационном разделении функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля. Понятия "избыточная функция" и "избыточное государственное регулирование" не тождественны между собой. Избыточное государственное регулирование может осуществляться по всем функциям государственного органа и относится уже не к содержанию, а к методу их реализации.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"[14] содержит иную технологию определения "необходимых" и "избыточных" функций министерств и ведомств. Цели, задачи и функции подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти определяет само Правительство, поскольку именно оно утверждает положения об этих органах и несет ответственность за наличие в них необходимых или избыточных функций. Но в условиях частых реорганизаций системы федеральных органов исполнительной власти возникает отставание в юридическом закреплении их постоянно меняющихся функций (министерства сливаются, разъединяются, выделяются одно из другого и т.д.). Процесс приведения положений в соответствие с этими изменениями нередко отстает, потому и возникает проблема излишних функций, практически утративших правовую основу, и решение этой проблемы возлагается на министерства и ведомства.

Более того, именно Президент РФ своими указами о системе (или структуре) федеральных органов исполнительной власти дает поручения Правительству с целью установить функции и полномочия вновь образуемых федеральных органов исполнительной власти, распределить функции упраздняемых органов, внести изменения в положениях о них.

Создание устойчивой и обоснованной правовой базы организации и функционирования Правительства, министерств и ведомств и одновременно своевременное и гибкое приспособление их деятельности к целям административной реформы делают актуальным вопрос о закреплении статуса министерств и ведомств не в конкретных положениях, а в федеральном законе.

Этим определяется возможность периодического и широкого обсуждения положений о федеральных органах исполнительной власти, что позволяет своевременно выявлять излишние функции органа либо находить наиболее эффективные средства осуществления объективно необходимых функций. Значение данной работы особенно возрастает в условиях постоянной реструктуризации отраслей и сфер государственного управления.

Установление того, какая функция органа является "излишней", а какая - объективно необходимой, вытекает из целей, поставленных перед органом. Здесь уже требуется всесторонний анализ. Множество субъективных факторов и условий, ускользающих от анализа из-за недостаточно развитой теоретической и прикладной базы, часто не позволяют формулировать ясные и четкие цели, систематизированный перечень задач и функций, необходимых для их реализации, определяемой с позиций эффективного развития подчиненных или подведомственных органу объектов управления. За основу берутся в таких случаях "передовой опыт", доказавшие свою эффективность конкретные системы и структуры управления.

На практике господствует эмпирический анализ фактических действий служащих органа, после которого редко ставится главная цель - определить, что же должен делать орган, чтобы задачи, поставленные перед ним, решались наиболее рационально. При этом перечень необходимых для их реализации функций может не совпадать с тем, что зафиксировано в различных нормативных актах, регулирующих деятельность данного органа.

До этой стадии совершенствование деятельности органа обычно не доходит: дело ограничивается лишь анализом конкретных действий его работников либо формальным "упорядочиванием" функций органов в соответствии с утвержденным Положением. Данная работа относительно легко поддается систематизации. Но при всей ее полезности в плане рационализации управленческого труда она не дает ответа на главный вопрос: нужны ли вообще те или иные функции органа и если да, то в каком объеме, где и кем должны осуществляться?

Согласно статье 12 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Под этим подразумеваются, в частности, определение целей, задач и функций этих органов путем утверждения положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, установление предельной численности работников их аппаратов и размера ассигнований на содержание этих аппаратов.

Правовая форма реализации данного полномочия Правительства состоит в том, что разработка проекта положения об органе исполнительной власти осуществляется самим органом по поручению Правительства, однако именно последнее несет ответственность за правильное определение целей, задач и функций соответствующего органа. Оно также несет и ответственность за утверждение "избыточных" функций органа.

В положениях об органах исполнительной власти наиболее полно отражается правовой статус министерств и иных федеральных ведомств. По общему правилу положения о них утверждаются Правительством. Разработка этих документов осуществляется в настоящее время уже после образования соответствующего органа исполнительной власти. Вместе с тем известны случаи, когда поручения Правительства о разработке соответствующих положений не всегда выполняются в отведенный для этого срок. В результате наметилось отставание оформления правового статуса министерств и иных органов исполнительной власти от организационных преобразований в системе в целом. Министерства и ведомства сливаются, разъединяются и т.п., а изменения и разработка новых положений не успевают за структурными переменами. Вследствие этого функции органа складываются стихийно, на основе текущих указаний "сверху" и саморегулирования, в результате чего и возникают "избыточные" функции.

22 сентября 1998 г. был принят Указ Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти"[15], в соответствии с которым Правительству РФ предписывалось устанавливать функции и полномочия вновь образованных федеральных органов исполнительной власти, а также распределять функции упраздняемых органов. Кроме того, положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти должны утверждаться на заседаниях Правительства РФ.

Как правило, при реорганизации или образовании того или иного нового ведомства положение о нем готовилось в течение длительного периода времени, которое во многом тратилось на согласование функций и полномочий создаваемой структуры со смежными органами. Совместно определялись сферы и границы компетенции, что позволяло избегать дублирования функций.

В случае, когда реорганизация затрагивала всю систему органов исполнительной власти, применялся другой подход - активные действия "сверху".

В качестве вывода отметим, что перед тем, как заниматься выявлением "избыточных" функций, необходимо доработать и принять федеральный закон "О федеральных органах исполнительной власти". Проект этого закона был разработан еще в 1994 году. В нем, в частности, содержится специальная статья, закрепляющая функции федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с п."г" ст.71 Конституции РФ должна быть закреплена устойчивая система видов этих органов и обеспечена их стабильная деятельность без фиксированного перечня действующих министерств и ведомств. Это позволит обеспечить преемственность и стабильность государственного регулирования и управления деятельностью федеральных органов исполнительной власти с целью избежать слишком частых обращений к сложной процедуре внесения изменений в этот закон.

Соответственно, конкретные функции, вытекающие из особенностей установленной законом сферы деятельности конкретного федерального органа исполнительной власти, будут определяться положением о нем.

Проведения административной реформы с опорой только на государственный аппарат далеко не достаточно. Повышение эффективности государства как политической организации невозможно, в свою очередь, без укрепления фундаментальных основ любой организации - иерархического принципа построения государства, определяющего, в свою очередь, иерархическую организацию государственной службы.

Глава 2. Правовые основы деятельности таможенных органов в налоговой сфере


[1] См.: Ведомости РФ. 1992. N 21. Ст.1160.

[2] См.: САПП РФ. 1992. N 14. Ст.1091.

[3] См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 1994.

[4] См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 1995.

[5] См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 1996.

[6] См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 1997. С.17.

[7] См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 1998. С.56.

[8] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2000. С.9.

[9] Там же. С.19.

[10] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2000. С. 19.

[11] Там же.

[12] См.: СЗ РФ. 1997. N 51. Ст.5712.

[13] См.: СЗ РФ. 2003. N 30. Ст.3046.

[14] См.: СЗ РФ. 1997. N 51. Ст.5712.

[15] См.: СЗ РФ. 1998. N 39. Ст.4886.