Содержание

Введение. 3

1. Анализ эффективности использования производственных ресурсов. 5

2. Анализ показателей рентабельности. 9

3. Оценка потенциала предприятия и диагностика его развития. 13

4. Особенности внутрипроизводственного анализа. 17

Заключение. 21

Список литературы.. 22


Введение


Рыночная экономика способствует не только усилению, но и качественному изменению роли финансового анализа, который превращается в основной метод оценки финансового состояния предприятий транспорта. Он позволяет выявить эффективность использования ресурсов, оценить рентабельность и финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта, установить его положение на рынке, а также количественно измерить степень рискованности деятельности и конкурентоспособность. Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации. Не секрет, что процесс принятия управленческих решений в большей степени искусство, чем наука. Результат выполненных формализованных аналитических процедур не является или, по крайней мере, не должен являться единственным критерием для принятия того или иного управленческого решения. Результаты анализа – материальная основа управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения.

К особенностям формирования рыночных отношений в нашей стране следует отнести усиление конкурентной борьбы, технологические изменения, компьютеризацию обработки экономической информации, непрерывные нововведения в налоговом законодательстве, изменяющиеся процентные ставки и курсы валют на фоне продолжающейся инфляции. В этих условиях перед менеджерами предприятий транспорта встает множество вопросов:

-                      Какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия транспорта?

-                      Как рационально организовать финансовую деятельность предприятия транспорта, чтобы обеспечить его дальнейшее процветание?

-                      Как повысить эффективность управления финансовыми ресурсами?

-                      Каким образом определить факторы хозяйственной деятельности, обеспечивающие устойчивое финансовое состояние предприятия транспорта?

На эти и другие, жизненно важные вопросы может дать ответ объективный финансовый анализ. Его материалы позволяют выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Известно, что любые ресурсы ограничены, и добиться максимального эффекта их использования можно не только за счет увеличения объема, но и путем оптимального соотношения разных видов ресурсов. Особое внимание при этом следует уделить финансовым ресурсам предприятия транспорта, поскольку это единственный вид ресурсов, трансформируемый непосредственно и в минимальные сроки в любой другой вид ресурсов.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса связанного с оценкой эффективности деятельности предприятия транспорта.


 

1. Анализ эффективности использования производственных ресурсов

Эффективное использование оборотных средств предприятий транспорта характеризуют три основных показателя.

Коэффициент оборачиваемости, который определяется делением объема реализации продукции в оптовых ценах на средний остаток оборотных средств на предприятий транспорта:

                                    Ко = Рп/СО,


где Ко, - коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обороты;

Рп - объем реализованной продукции, руб.;

СО -средний остаток оборотных средств, руб.;

Коэффициент оборачиваемости характеризует число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами предприятия транспорта за определенный период (год, квартал), или показывает объем реализованной продукции, приходящийся на 1 руб. оборотных средств.

Из формулы видно, что увеличение числа оборотов ведет либо к росту выпуска продукции на 1 руб. оборотных средств, либо к тому, что на этот же объем продукции требуется затратить меньшую сумму оборотных средств.

Коэффициент загрузки оборотных средств, величина которого обратна коэффициенту оборачиваемости. Он характеризует сумму оборотных средств, затраченных на 1 руб. реализованной продукции:

                                      Кз = СО/Рп


где Кз, - коэффициент загрузки оборотных средств.

Длительность одного оборота в днях, которая находится делением количества дней в периоде на коэффициент оборачиваемости Ко.


                                        Т=Д/Ко

где Д - число дней в периоде (360, 90).

Чем меньше продолжительность оборота оборотных средств или больше число совершаемых ими кругооборотов при том же объеме реализованной продукции, тем меньше требуется оборотных средств, и, наоборот, чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем эффективнее они используются.

Годовой экономический эффект от экономии материальных ресурсов определяется на основе разницы приведенных затрат:

                            Э = [(с1 + Енк1) – (с2 + Енк2)]В2 ,


где с1, с2 – себестоимость единицы продукции соответственно в прежних и новых условиях; к1 и к2 – удельные капитальные затраты на единицу продукции в прежних и новых условиях; Ен – нормативный коэффициент эффективности; В2 – годовой объем продукции.

Для упрощения расчетов можно учитывать разницу по себестоимости продукции и по удельным капитальным затратам только по изменяющимся статьям.

Годовой экономический эффект от экономии материальных ресурсов может быть определен также по показателю рентабельности с помощью следующей формулы:                                


где  ц - оптовая цена единицы продукции.

Стоимость сырья, материалов и топлива следует учитывать по заготовительным ценам, т.е. с учетом транспортно-заготовительных расходов, а стоимость электроэнергии – с учетом внутризаводских расходов по ее трансформации.

Если экономия материальных ресурсов не сопровождается какой-либо экономией по другим статьям себестоимости продукции и производительность технологических агрегатов не меняется, то годовой экономический эффект



где а1 и а2, а1 и а2, а1 и а2 – удельный расход данного вида сырья, топлива, материала или электроэнергии соответственно в прежних и новых условиях; ц, ц, ..., ц – заготовительные цены соответствующих видов сырья, топлива, материалов и электроэнергии.

Экономия одних видов сырья материалов и топлива может сопровождаться дополнительным расходом других (например: экономия топлива при выплавке стали в мартеновских печах достигается благодаря применению кислорода).

Годовой экономический эффект в результате сокращения расхода сырья, топлива и материалов на единицу продукции определяется по разности приведенных затрат:

где а и b – удельные расходы соответственно заменяемого и заменяющего вида или сорта сырья, топлива и материала; ц1,ц2 – заготовительная цена единицы заменяемого или заменяющего вида или сорта сырья, топлива и материалы; к1, к2 – удельные капитальные затраты для производства заменяемого или заменяющего сорта сырья, топлива и материала.

Нормирование оборотных средств в производственных запасах начинается с определения среднесуточного потребления в планируемый период на выпуск товарной продукции, на пополнение полуфабрикатов и незавершенной продукции, на нужды капитального ремонта и непромышленных подсобных хозяйств. если объем производства нарастает в течение года, то среднесуточное потребление следует учитывать по последнему кварталу планируемого года, а к концу планируемого года – по первому кварталу следующего года.

Величину необходимых оборотных средств для незавершенного производства определяют следующие факторы:

-                      объем планируемого среднесуточного выпуска продукции по заводской      стоимости ВД;

-                      длительность производственного цикла ТП.Ц;

-                      коэффициент  нарастания затрат по незавершенному производству kн, т.е. отношение себестоимости незавершенного производства к себестоимости готовой продукции.

Величина оборотных средств


Длительность производственного цикла Тп.ц в календарных днях определяется по формуле



где  SТТ – суммарное технологическое время, затрачиваемое на все последовательные операции по регламентируемому режиму; SТК.О – суммарное время, затрачиваемое на конкретные операции; SТЕ.ПР – суммарное время, затрачиваемое на естественные процессы (охлаждение, сушка); SТТР.П – суммарное время, затрачиваемое на внутрицеховую и межцеховую транспортировку продукции на протяжении всего времени производства до превращения ее в готовую продукцию; SТМ.О  - суммарное межоперационное время, т.е. суммарное время перерывов в процессе производства и между сменами, в выходные и праздничные дни.

Размеры товарных запасов на складах изготовления зависят от объема и равномерности производства, соответствия графика серийного выпуска разных изделий, комплектуемых на складах в партии определенного ассортимента, графику поставок и графику подачи вагонов для         отгрузки продукции, степени подготовки продукции к сортировке, степени и характеру контроля и испытаний.

Необходимые оборотные средства для содержания запасов готовой продукции ZГОТ.ПР определяются плановой себестоимостью среднесуточного выпуска товарной продукции С, длительностью пребывания товарной продукции на складе Тскл , а также необходимым временем для транспортировки продукции со склада до станции отправления, оформления транспортных и расчетных документов на отправляемую продукцию и представления их в банк на инкассо Тоф по формуле

                                   

Нормы запаса в днях устанавливаются по видам и группам продукции в зависимости от дифференциации норм, а затем на основе плановой себестоимости единицы продукции и среднесуточного ее выпуска определяется сумма необходимых оборотных средств для содержания запасов готовой продукции и оформления расчетов.[1]



2. Анализ показателей рентабельности

Показатели рентабельности характеризуют финансовые ре­зультаты и эффективность деятельности предприятия транспорта.  Они изме­ряют доходность предприятия транспорта с различных позиций и группиру­ются в соответствии с интересами участников экономического процесса,    рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприя­тий транспорта. Поэтому они обязательны при проведении сравнительно­го анализа и оценке финансового состояния предприятия транспорта. При анализе производства показатели рентабельности  используют­ся как инструмент инвестиционной политики и ценообразования

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы

1) показатели рентабельности капитала  (активов),

2) показатели рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются; все активы предприятия транспорта; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал:


Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень  использования    предприятием  финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и  других заемных средств.

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интере­сам все  участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия транспорта интересует отдача (доходность) всех активов  (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - от­дача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей  -доходность акции и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным  зависимостям Рассмотрим    следующую  очевидную зависимость:


Эта формула раскрывает связь между рентабельностью  всех активов. рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рента­бельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.


Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продук­ции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного  и заемного капитала Изучение. подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости.  следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности   по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий транспорта. Например,


Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного () и отчетного () периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации

;

;

или

;

;

,

где -  -прибыль от реализации отчетного и базисного пе­риодов;

- реализация продукции (работ, услуг) отчетного и ба­зисного периодов;

- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.


Влияние фактора изменения объема реализации определя­ется расчетом (по методу цепных подстановок)

Соответственно влияние изменения себестоимости составит

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;

Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

ЧПДС - чистый приток денежных средств

  Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.[2]


3. Оценка потенциала предприятия и диагностика его развития

Проблема измерения величины производственного потенциала весьма важна как в теоретическом, так и практическом плане. Знание производственных потенциалов предприятий транспорта позволяет определить суммарный потенциал отрасли и народного хозяйства, создает основу для обеспечения сопряженности смежных предприятий. Значения производственных потенциалов предприятий транспорта необходимы для выявления затрат производственных ресурсов (величин его элементов), требующихся для оптимизации народнохозяйственных или отраслевых темпов и пропорций развития определения направлений инвестиционной политики. Величина производственного потенциала представляет собой характеристику материальных условий обновления продукции и повышения ее качества и может быть основой для прогнозирования объемов промышленного производства.

Производственный потенциал как показатель ресурсного потенциала играет большую информативную роль. С помощью такого рода комплексных показателей устраняются противоречия, возникающие при оценке разнонаправленного движения составляющих его элементов.   Соотнесение   величины   потенциала   с   конечными   результатами функционирования дает  комплексное представление  о степени  использования производственных ресурсов и резервах повышения эффективности производства. При наличии указанных данных появляется возможность более объективного определения направлений оптимизации структуры потенциала и путей его дальнейшего наращивания.

Представление о величине производственного потенциала предприятия и отдельных его элементов позволяет в определенной мере управлять характеристиками потенциала, в результате чего возникает возможность целенаправленного воздействия на отдачу производственных ресурсов. Показатели оценки размеров потенциала могут найти применение в системе налогообложения предприятий. Перспективной представляется возможность использования показателей производственного потенциала в стимулировании труда руководителей и специалистов хозяйственных звеньев, а также для построения системы условных оценок деятельности предприятий транспорта и отраслей. Таким образом, величина производственного потенциала и его структура могут иметь широкий диапазон применения в планировании, прогнозировании и стимулировании материального производства.

Идея измерения потенциала как наивысшей отдачи совокупных ресурсов весьма заманчива. Однако на этом пути стоит ряд практических проблем: элементы потенциала значительно отличаются друг от друга и по содержанию, и по форме. В связи с этим разнообразны и натуральные единицы, характеризующие их. Агрегирование же различных качественных характеристик становится возможным лишь в том случае, если удается найти общий принцип оценки, измерение, позволяющее выразить самые разные качества.

Наиболее унифицированным и измерителем элементов производственного потенциала является их цена или стоимость. Сопоставимость показателей потенциала в денежной оценке во времени и в пространстве позволяет выявить динамику и структуру производственных потенциалов предприятий транспорта и территориальных образований, различия и тенденции их дифференциации по показателю, а также по эффективности использования производственного потенциала. Сумма стоимостей элементов будет характеризовать величину всего производственного потенциала предприятия.[3]

Определение величины потенциала связано с оценкой стоимости его элементов.

Определение стоимости основных производственных фондов: в качестве элемента потенциала следует принимать среднегодовую стоимость только его основных промышленно-производственных фондов. Их стоимость постоянно изменяется, поэтому ее возможно фиксировать только на ограниченный период времени - квартал, год. Для поддержания основных фондов в работоспособном состоянии проводятся текущие и капитальные ремонты, осуществляется их модернизация. Затраты на модернизацию увеличивают стоимость основных производственных фондов, и тогда их стоимость будет составлять:

Соф=Сопф+Змф,                                                             


где Соф - среднегодовая балансовая стоимость основных производственных фондов,

Змф - затраты на модернизацию основных производственных фондов.

Наиболее объективная оценка стоимости "основных фондов" может быть получена при использовании категории "восстановительная стоимость".

Стоимостное  измерение  промышленно-производственного  персонала  можно осуществить лишь косвенным образом. Приняв заработную плату в качестве денежной оценки стоимости труда. Но она не учитывает качественные характеристики живого труда (сложность, навыки, таланты), а лишь количественную сторону живого труда. Кроме того она учитывает только часть трудовых затрат, другая их доля участвует в создании прибавочной стоимости и отражается в фонде материального поощрения. Кроме того, в стоимость промышленно-производственного персонала должны включаться расходы, связанные с обучением промышленно-производственного персонала, переподготовкой и повышением квалификации. С учетом этих затрат стоимость элемента потенциала "промышленно-производственный персонал" будет равна:

Стр=Фзп+Фмп+Зо+Зпп+Зпк,                                          


где Фзп - фонд заработной платы промышленно-производственного персонала,

Фмп - фонд материального поощрения,

 Зо - затраты по обучению кадров,

Зпп - затраты, связанные с их переподготовкой,

Зпк - затраты по повышению квалификации промышленно-произаодственного персонала.

Определение стоимости энергетических ресурсов не вызывает сложностей. Здесь главное учет только первичных энергоносителей, то есть тех которые поступают со стороны н на приобретение которых затрачиваются средства.

Четвертым элементом производственного потенциала является "технология". Это ресурс долговременного пользования: участвует в нескольких производственных циклах и переносит свою стоимость по частям. Ее стоимость изменяется в зависимости от вовлечение в производственное потребление новых технологических процессов или вывода из него устаревших. Поэтому стоимость технологии производства:

Ст=Стд+Стн+Стл,                                                          

где Ст - стоимость используемых производственных технологий,

Стд - стоимость технологий, действующих на предприятии транспорта на начало периода,

Стн - стоимость вновь освоенных технологий,

Стл - стоимость технологий использование, которых прекращено в данном периоде.

В статистике промышленности отражаются лишь затраты, связанные с освоением новых технологических процессов (не определяется балансовая стоимость, не регистрируется выбытие устаревших процессов), поэтому используются косвенные методы определения стоимости технологии.

Последний элемент производственного потенциала предприятия транспорта - информация представляет собой специфическую форму существования научных знаний. Информация имеет стоимость. В рамках производственного потенциала, кроме собственно информационных ресурсов и знаний персонала, информация включает разнообразные компоненты, представляющие содержание мероприятий в области совершенствования организации производства, труда и управления. Остается проблематичным определение общественно необходимых затрат на ее поиск и подготовку. Поэтому определяются затраты на информацию в процессе производственной деятельности, а не саму ее стоимость (то есть условная стоимостная оценка.

Имея стоимость каждого элемента производственного потенциала предприятия, общую ее величину можно рассчитать следующим образом:

П=Соф+Стр+Сэр+Ст+Си,                                           

где П - величина производственного потенциала предприятия,

Сэр - стоимость энергетических ресурсов,

Си - стоимость элемента "информация".[4]

4. Особенности внутрипроизводственного анализа

Система внутрипроизводственных экономических отношений призвана устранить выявленные недостатки и улучшить систему контроля работы предприятия транспорта, а также повысить заинтересованность работников в повышении эффективности деятельности, как их подразделения, так и предприятия в целом.

Составными элементами этой системы являются подсистемы планирования, контроля, экономического стимулирования и экономической ответственности, определяющие имущественные, арендные, производственные, финансовые отношения между предприятием и его структурными подразделениями и между самими подразделениями — основными, вспомогательными, обслуживающими, управленческими.

Движущей силой системы внутрипроизводственных экономических отношений является мотивационный механизм частичного саморегулирования, который наряду с административными методами лежит в основе функционирования системы. Для организации внутризаводских экономических отношений на указанных принципах на предприятии транспорта должны быть созданы соответствующие условия.

Относительная имущественная самостоятельность производственных подразделений предприятия транспорта обеспечивается путем закрепления за ними части производственных фондов (преимущественно основных производственных фондов). Такая имущественная самостоятельность обеспечивает организационную самостоятельность в сфере производства и является условием для предоставления подразделениям экономической самостоятельности.

Относительная экономическая самостоятельность производственных подразделений может быть обеспечена путем сокращения числа централизованно планируемых показателей и использования в производственных подразделениях некоторых элементов рыночной экономики. На предприятии транспорта вводится механизм формирования внутризаводских планово-расчетных цен за продукцию, работы и услуги для осуществления взаиморасчетов между подразделениями предприятия. Экономическая самостоятельность призвана усилить на уровне подразделений воздействие таких принципов, как соизмерение затрат с результатами деятельности, экономической заинтересованности с экономической ответственностью.

Относительная финансовая самостоятельность подразделений осуществляется путем организации системы финансовых расчетов на внутризаводском уровне. Для этого в бухгалтерии происходит ведение аналитического учёта в разрезе подразделений. В результате все расчеты между его подразделениями за ресурсы, продукцию, работы и услуги производятся внутри бухгалтерии по требованию представителей подразделений, наделённых соответствующими полномочиями. В основе финансовых взаиморасчетов лежат внутризаводские планово-расчетные цены. Источниками финансовых расчетов для подразделения являются собственная чистая прибыль, собственные оборотные средства, внутризаводской кредит, частичное общезаводское финансирование, поступление средств по санкциям и др.

Формирование системы внутризаводских экономических отношений предполагает распределение части прибыли предприятия от реализации между его производственными подразделениями и формирование на этой основе валовой прибыли последних. Распределение прибыли предприятия происходит между производственными подразделениями, которые осуществляют производственно-хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и частичного самофинансирования.

Распределение прибыли предприятия осуществляется с помощью нормативов, которые устанавливают экономические границы распределения дохода между государственным бюджетом, предприятием и его трудовым коллективом. Эти границы определяются ставками отчислений и платежей. Границы распределения остающейся в распоряжении предприятия прибыли между ним и его самостоятельными производственными подразделениями также определяются различными нормативами, в частности нормативами образования на уровне предприятия транспорта фондов накопления, потребления, резервного фонда. Таким образом, распределение между подразделениями может подлежать та часть прибыли от реализации, которая остается после всех расчетов предприятия с государственным бюджетом, государственными и коммерческими банками, другими кредиторами, выплаты дивидендов и образования фондов на уровне предприятия.

Распределение части прибыли предприятия от реализации между его производственными подразделениями происходит пропорционально добавленным издержкам с помощью коэффициента распределения (q):

, где

— часть прибыли предприятия транспорта от реализации, которая подлежит распределению между его производственными подразделениями;

— суммарные добавленные издержки в полной себестоимости, реализуемой предприятием продукции.

Коэффициент распределения доводится до подразделений в виде нормы рентабельности, одинаковой для всех цехов и служб, что обеспечивает равную стартовую базу и сбалансированность финансовых ресурсов на уровне предприятия. На основе коэффициента распределения формируются планово-расчетные внутризаводские цены на продукцию, работы и услуги подразделений, а следовательно, и прибыль подразделений.

Вклад каждого подразделения в экономику предприятия транспорта может быть измерен с помощью показателей прибыли и рентабельности.

Фактическая рентабельность производства i-го подразделения (Рф) измеряется путем деления скорректированной прибыли подразделения () на фактические добавленные издержки ():

Прибыль подразделения необходимо скорректировать на величину изменения издержек производства, возникающую в процессе производственно-хозяйственной деятельности подразделений, а также на величину экономического ущерба от санкций:

, где

 — смета добавленных издержек производства i-го подразделения;

 — единая норма рентабельности, устанавливаемая для всех подразделений, Рн = q;

 — перерасход (–) или экономия (+) фактических добавленных издержек i-го подразделения по сравнению со сметой добавленных издержек;

 — величина экономического ущерба в размере санкций по претензиям к i -му подразделению со стороны  j-го подразделения.

Такой подход позволит установить причины изменения фактической прибыли подразделений, связанные с изменением по сравнению со сметой добавленных издержек, а также с экономическим ущербом по санкциям. Перерасход фактических добавленных издержек по сравнению с нормативными должен покрываться за счет прибыли производственного подразделения. Следовательно, фактическая прибыль подразделения уменьшается по сравнению с нормативной на величину перерасхода добавленных издержек. Соответственно экономия добавленных издержек приводит к увеличению прибыли.[5]


 

Заключение


Рыночная экономика способствует не только усилению, но и качественному изменению роли финансового анализа, который превращается в основной метод оценки финансового состояния предприятия транспорта. Он позволяет выявить эффективность использования ресурсов, оценить рентабельность и финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта, установить его положение на рынке, а также количественно измерить степень рискованности деятельности и конкурентоспособность.

Финансовое состояние - комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия транспорта, это характеристика его финансовой конкурентоспособности (то есть платежеспособности, кредитоспособности), выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Финансовое состояние хозяйственного субъекта отражает все стороны деятельности, поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств.

В период рыночных реформ большая часть российских предприятий транспорта оказалась в тяжелом экономическом положении. Это связано не только с общей ситуацией в стране, но и со слабостью финансового управления на предприятиях. Отсутствие навыков адекватной оценки собственного финансового состояния, анализа финансовых последствий принимаемых решений поставили многие из них на грань банкротства. Так что знание методов финансового анализа, умение разработать план оздоровления предприятия стали необходимой предпосылкой эффективного управления организацией.


 

Список литературы








1.                     Финансы./Под редакцией Ковалева А.М.- М.: Финансы и статистика, 2002.

2.                     Финансы предприятий./Под редакцией Колчиной Н.В.- М.: ЮНИТИ, 2001.

3.                     Шеремят А., Сайфуллин Р. Методика финансового анализа предпрития. – М.: ЮНИ-ГЛОБ, 2001.

4.                     Шеремят А.Д., Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий. - М.: ИНФРА-М, 2002.

5.                     Экономика предприятия./Под ред. Н.А.Сафронова.- М.: Юристъ, 2003.






[1] Шеремят А.Д., Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий. - М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 163

[2] Финансы./Под редакцией Ковалева А.М.- М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 183

[3] Шеремят А., Сайфуллин Р. Методика финансового анализа предпрития. – М.: ЮНИ-ГЛОБ, 2001. – С. 195

[4] Финансы предприятий./Под редакцией Колчиной Н.В.- М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 127

[5] Экономика предприятия./Под ред. Н.А.Сафронова.- М.: Юристъ, 2003. – С. 169