Содержание:
Вопрос № 1. 3
Вопрос № 2. 6
Вопрос № 3. 11
Вопрос № 4. 14
Список используемой литературы.. 17
Вопрос № 1
Внешняя среда организации: понятие, значение. Факторы прямого и косвенного воздействия, их взаимосвязь. Характеристика внешней среды. Укажите факторы внешней среды, оказывающие воздействие на Вашу организацию.
"Внешняя среда" предприятия - это внешние по отношению к нему силы: потребители, поставщики, торговые посредники, инвесторы, конкуренты. С учетом условий этой самой "внешней среды" принимаются все управленческие решения. Но внешняя среда, как известно, имеет обыкновение оказывать на нас свое воздействие, и не всегда благоприятное. Одно дело, когда воздействие это - реальные, объективно развивающиеся рабочие процессы или вопросы, поддающиеся регулированию и разрешению. И совсем другое, когда это влияние носит направленный характер и имеет своей целью дестабилизировать ситуацию на предприятии. Так сказать, издержки конкуренции, о которых немало говорилось в марксистской политэкономии. Эта самая конкуренция может быть цивилизованной - в упрощенном варианте этакое капиталистическое соревнование под девизом "кто лучше?". Или не очень. Вариант не очень цивилизованной конкуренции имеет свои преимущества: он не требует значительных производственных затрат. Нет, известные издержки, конечно, неизбежны, но они несопоставимы с тем моральным и экономическим ущербом, который может быть нанесен конкуренту.
Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.
- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.
Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов.
Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде.
Природные факторы – дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Демографические факторы – увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих.
Научно-технические факторы – фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство.
Экономические факторы – рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса валюты относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.
Экологические факторы – рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.
Политические факторы – законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов.
Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.[1]
В работе в данном задании и в последующих будет рассмотрено «Ленинское трамвайное депо №2». Итак, внешние факторы, влияющие на деятельность предприятия следующие:
Микросреда: поставщики – Горводоканал, ТЭЦ-2, Горэлектроэнерго и т.д.; потребители (клиенты) – любые слои населения, которые пользуются в качестве транспортных средств трамвайными подвижными составами; конкуренты – различные таксопарки, троллейбусные депо, автобусные парки, а также частные лица, осуществляющие пассажироперевозки.
Макросреда: природные факторы – вздорожание энергии, усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; демографические факторы – увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения; экономические факторы – уровень и темпы инфляции, спрос и предложение на рынке пассажирских перевозок, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен за проезд в трамвае; политические факторы – законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов.
Вопрос № 2
Экономические методы управления: сущность, значение, уровни применения. Проанализируйте эффективность применения экономических методов управления в Вашей организации.
В настоящее время в качестве основных экономических методов управления выступают хозяйственный расчет, ценообразование, финансовая политика и экономические мотивы деятельности людей.
В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность.
Поскольку финансы предприятия как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого, принципы организации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельность в области финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово-хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита, если речь идет о текущих затратах, и долгосрочных банковских кредитов, используемых на капитальные вложения.
Существуют два основных способа установления цены на продукцию: исходя из издержек на производство и сбыт продукта и из возможностей рынка (покупательной способности). Первый способ называется ценообразование по издержкам, второй — ценообразование по спросу. Третьим, менее распространенным, но тоже важным способом является ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию.
Рассмотрим ценообразование по издержкам. Данный способ широко распространен в виду того, что он довольно несложен для малых предприятий. Определяется стоимость изготовления, закупок материалов для производства, добавляются все остальные издержки и установленную величину прибыли. В результате вычислений получается цена товара. Типичным примером ценообразования по издержкам является розничная торговля.
Теперь перейдем к рассмотрению ценообразования, основанного на спросе. Суть данного подхода к ценообразованию состоит в том, что надо установить такую цену, которую покупатель готов заплатить за данный товар.
Ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию требует анализа аналогичных товаров конкурентов с учетом всех различий между данными товарами. Естественно, нижней границей цен являются издержки, но в дальнейшем они не являются ориентиром. Предприятие может придерживаться среднего уровня цен, что гарантирует от ошибок при ценообразовании, но в то же время не принесет больших прибылей и исключает возможность ведения ценовой войны с конкурентами.
Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Стратегия - долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития фирмы, отличается гибкостью, подвижностью и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени.
Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если предприятие не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы и стратегический курс. Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, и предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития.
Суть экономических мотивов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним организацией, получают определенные материальные выгоды, повышающие их благосостояние. Они могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
Основными формами денежных доходов, связанных с трудовой деятельностью, является заработная плата, предпринимательская прибыль, различного рода выплаты и льготы.
Обычно заработная плата зависит от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, количества и качества затраченного труда. По форме она может быть повременной, зависящей от количества затраченного времени, и сдельной, определяемой объемом выполненной работы.
Повременная форма заработной платы применяется в отношении руководителей, специалистов и служащих, а также тех рабочих, результаты деятельности которых не поддаются точному учету и измерению либо не требуют его вовсе, например, у ремонтников. В зависимости от способа начисления повременная заработная плата может быть почасовой, поденной, помесячной.
Сдельная форма оплаты труда применяется в основном по отношению к рабочим, конкретные результаты, деятельности которых легко измеримы, а их рост необходимо стимулировать. Как и в предыдущем случае, эффективность применения сдельной оплаты труда зависит от наличия научно обоснованных норм, однако здесь решающее значение приобретает еще и точный учет результатов.
В отличие от повременной формы заработной платы, подразделяющейся на две системы (простую и премиальную), у сдельной их значительно больше. Выделение систем происходит здесь по таким критериям как способы определения сдельной расценки; расчета с работниками; вознаграждения.
При прямой (индивидуальной и коллективной) сдельной заработной плате ее величина определяется - в зависимости от объема выполненной работы по единой расценке за единицу продукции. При этом индивидуальная сдельная оплата используется там, где люди либо трудятся самостоятельно, либо совместно выполняют одинаковую по квалификации работу, например, в бригаде каменщиков. Коллективная сдельная применяется там, где лица разной квалификации и специальности порознь или совместно работают над сложным комплексным объектом и связаны конечным результатом.
Косвенная сдельная заработная плата (индивидуальная и коллективная) применяется в отношении работников, обслуживающих других, оплачиваемых по прямым сдельным расценкам. Обычно она касается тех исполнителей, от которых реально мало что зависит.
При сдельно-прогрессивной заработной плате в пределах установленной исходной нормы выработки труд оплачивается по прямым расценкам, а сверх нее – по повышенным. Степень увеличения расценок определяется с помощью специальной шкалы, характеризующейся числом "ступеней" оплаты, которых бывает обычно до 3-х, и их "крутизной".
Сдельно-премиальная система оплаты труда сочетает сдельный заработок с премией за качественные и количественные результаты деятельности, такие как рост ее производительности, снижение затрат, освоение новой техники и технологии и пр.
Наконец, при аккордной системе заработной платы вознаграждение определяется сразу за весь объем выполненной работы.[2]
На предприятии «ЛТД-2» принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен потому, что они выпускают необходимую потребителю продукцию с высокими затратами на ее производство, которые не обеспечивают достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам.
Ценообразование производится по издержкам, т.е. стоимость проезда рассчитывается исходя из стоимости бензина, амортизации трамваев и других затрат на эксплуатацию транспортных средств.
Оплата труда руководителей специалистов и служащих производится в соответствии со штатным расписанием предприятия, система оплаты труда повременно премиальная.
Система оплаты труда водителей сдельно-премиальная. Объем выполненной работы определяет количество километров выполненных за смену.
Система оплаты труда кондукторов повременно премиальная, прогрессивная.
Система оплаты труда ремонтного рабочего сдельно-премиальная, коллективная (бригадная), в качестве сдельной расценки используется единица подвижного состава, готовая к выпуску на линию.
Вопрос № 3
Коммуникации в организации: понятие, виды, характеристика. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Опишите виды коммуникаций в Вашей организации.
Недостаточно просто производить высококачественные товары и предоставлять необходимые потребителям услуги. Условие высоких объемов продаж и прибыли поставщика — информированность покупателей о преимуществах предлагаемого товара. Маркетинговая коммуникация — это процесс передачи обращения от производителя к потребителю с целью представить товар или услуги компании в привлекательном для целевой аудитории свете. Наибольшее значение имеют потребители и сфера торговли, но аудиторией, с которой устанавливаются маркетинговые коммуникации, могут быть и служащие компании, акционеры, государственные учреждения и группы общественности. В этих случаях компания стремится создать у аудитории благоприятное впечатление о своей деятельности.
Одно из условий эффективности процесса коммуникации — целостность его восприятия аудиторией. Обращение, возможно, позволит создать высокую степень осведомленности, но призыв компании окажется бесполезным, если не будет понят аудиторией, не вызовет у нее доверия, если маркетологи неверно определили целевой сегмент рынка. С другой стороны, обращение, создавшее низкий уровень общей осведомленности, окажет большое влияние на потенциальных покупателей, которые оказались на рынке во время представления на нем товара.[3]
Реклама — наиболее очевидный элемент коммуникаций-микс. Самые крупные расходы на рекламу в расчете на душу населения осуществляются в Швейцарии и Скандинавии, наименьшие — в Италии, Греции и Португалии. Реклама определяется как платное представление и продвижение товаров и услуг посредством средств массовой информации (телевидение, радио, печатные издания). Определение задач рекламы — имеет особое значение, так как техническая часть планирования кампании чаще всего поручается профессиональному рекламному агентству: организация изучения рынка, разработка рекламного обращения и выбор наиболее подходящего средства рекламы.
К прямому маркетингу относятся получившие интенсивное развитие на протяжении последнего десятилетия прямая почтовая реклама и телемаркетинг. Прямой маркетинг отличается от рекламы тем, что он нацелен на конкретных покупателей, а не на потребительскую аудиторию, косвенное воздействие на которую осуществляется через такие средства массовой информации, как телевидение и газеты. Кроме того, он предполагает немедленный ответ потребителя, а не повышение осведомленности или позитивного отношения к марке. И, наконец, товар покупается непосредственно у производителя, а не через промежуточного продавца или магазин.
Расходы компаний на продвижение превышают затраты на рекламу и возрастают высокими темпами. Если реклама и прямой маркетинг предоставляют покупателям рациональное или эмоциональное обоснование покупки, мероприятия по продвижению — экономический стимул в форме скидок, раздачи бесплатных образцов или возможность выиграть приз. Мероприятия по продвижению подразделяются на стимулирование потребителей, сферы торговли и торгового персонала и направлены на то, чтобы подвигнуть целевую группу к приобретению товара.[4]
Связями с общественностью называется деятельность компании, направленная на осуществление коммуникации с различными группами населения, не предусматривающая прямой оплаты за ее осуществление. Большинство средств массовой информации и крупные компании имеют специальные отделы по связям с общественностью. Крупнейшие корпорации, как правило, пользуются услугами профессиональных агентств, которым поручается выполнение самых трудных и ответственных заданий.[5]
Менеджеры стремятся донести свои сообщения до целевых рынков и аудиторий по следующим причинам (этапам):
Информирование. Руководство компании информирует аудиторию о существовании определенных товаров или услуг и объясняет их предназначение, что особенно важно для новых продуктов.
Убеждение. Следующий этап — формирование благоприятного отношения аудитории к компании и ее маркам. Компания стремится убедить потребителей и сферу торговли в том, что некая марка обладает несомненными преимуществами перед товарами конкурентов.
Создание образа. На некоторых рынках созданный посредством маркетинговых коммуникаций образ компании — единственное или основное различие между марками. На рынках, товары которых просты и похожи друг на друга, образы, созданные посредством коммуникаций — единственный способ дифференциации марок потребителями. Эффективная коммуникация — «ключ к замку» на «воротах» рынка.
Подкрепление. Основная часть обращений направлена не столько на привлечение новых покупателей, сколько на убеждение уже существующих в том, что, приобретая товар поставщика, они сделали правильный выбор.[6]
Предприятие «ЛТД-2» финансируется за счет средств государственного бюджета, кроме этого оно является предприятием, осуществляющим перевозку пассажиров электротранспортом, поэтому данное предприятия, практически не уделяет внимания, своим коммуникациям. Единственное, что можно было бы выделить – это взаимосвязь с поставщиками электроэнергии и воды. Но все их отношения основываются на договоренности, при этом не используются ни телевидение, ни средства массовой информации ни какие либо другие средства коомуникаций.
Вопрос № 4
Вам необходимо провести совещание по вопросам трудовой дисциплины работников предприятия. Необходимо определить: место и время проведения; повестку дня; участников; продолжительность; порядок, организацию и регламент проведения; итоговый документ по результатам совещания.
На предприятии «ЛТД-2» стали возникать некоторые проблемы, связанные с массовыми опозданиями работников на рабочие места.
В связи с этим 29.03.05. было проведено совещание, посвященное данному вопросу.
Собрание состоялось в кабинете директора «ЛТД-2» по адресу ул. Сибиряков-Гвардейцев, 51. в административном здании.
На повестке дня было принятие решения по сложившейся проблеме.
В данном совещании принимали участие:
Директор предприятия, начальник планово-экономического отдела, главный бухгалтер, начальники основных цехов, секретарь
Все совещание длилось около двух часов. После чего было принято решение об ужесточении применяемых санкций к сотрудникам вплоть до лишения премии, если количество опозданий в месяц будет превышать три.
Организация и проведение совещания входит в обязанности секретаря. Секретарь должен:
1. Подготовить список участников совещания,
2. Составить список приглашенных, если они есть.
3. Оповестить по телефону.
4. Подготовить помещение к проведению совещания.
5. Подготовить и размножить раздаточный материал.
6. Запротоколировать данные совещания.
Итак. Итоговым документом по результатам совещания является протокол. Он представлен на следующей странице.
Россия Министерство транспорта ЛЕНИНСКОЕ ТРАМВАЙНОЕ ДЕПО ПРОТОКОЛ __29.03.05___№____05_______ г. Новосибирск Совещание руководителей ЛТД-2 |
|
Председатель: Подольский Н.Г.
Секретарь: Постоялова Н.Г.
Присутствовали: Маринкина О.В., Морозова М.А., Кузин В.С.,
Жрайтак П.Н., Нестеренко П.Н.
Повестка дня:
Принятие решения по ликвидации или уменьшению массовых опозданий сотрудников на рабочие места.
СЛУШАЛИ:
Морозова М.А. ознакомила членов совещания с количеством опозданий работников в отчетном месяце, согласно которым получалось, что 30% работников регулярно опаздывавших на рабочее место.
ВЫСТУПИЛИ:
Маринкина О.В. предложила ужесточить меры по снижению опозданий работников на рабочие места.
Кузин В.С. поддержал предложение Маринкиной О.В. и предложил в качестве наказания за опоздание лишение премии за отработанное время.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Ужесточить мероприятия, связанные с опозданием работников на рабочие места.
2. Привести в действие механизм, согласно которому работник, осуществивший более трех опозданий в месяц, полностью лишается премии в этом месяце.
3. Довести принятые решения до работников ЛТД-2.
Председатель Н.Г.Подольский
Секретарь Н.Г.Постоялова
Список используемой литературы
1. http://www.aup.ru/books/m64/1_3.htm – Т.В. Яркина. Основы экономики предприятия.
2. http://www.aup.ru/books/m77/5_2.htm – Г.Я. Гольдштейн. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
3. Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов, А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. – 343 с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент.— М., 2003.
5. Мескон и др. Основы менеджмента.— М., 2000.
6. Филип Котлер, Гари Армстронг, Джон Сондерс, Вероника Вонг. Основы маркетинга. – М.: издат. дом "Вильямс", 2001.
7. Филип Котлер. Основы маркетинга. – М.: издат. "Прогресс", 2001.
8. Менар, Клод. Экономика организаций – М.: Инфра-М, 1996.
9. Виханский, Олег Самуилович. Стратегическое управление – М.: Гардарика, 1999.
[1] Мескон и др. Основы менеджмента.— М., 1992.
[2] Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов, А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. – 343 с.
[3] Филип Котлер, Гари Армстронг, Джон Сондерс, Вероника Вонг. Основы маркетинга. – М.: издат. дом "Вильямс", 2001.
[4] Филип Котлер. Основы маркетинга. – М.: издат. "Прогресс", 2001.
[5] Менар, Клод. Экономика организаций. - М.: Инфра-М, 1996.
[6] Виханский, Олег Самуилович. Стратегическое управление - М.: Гардарика, 1999.