Содержание


Введение. 2

1. Теоретическая часть. 3

1.1. Место управления качеством  продукции   в процессе управления производством. 3

1.2. Система качества. 9

2. Практическая часть. 18

Классификация затрат на качество ОАО «Береза». 18

Заключение. 31

Список литературы.. 32




















Введение

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Для технических систем характерна жесткая функциональная интеграция всех элементов ,поэтому в них нет второстепенных элементов , которые могут быть некачественно спроектированы и изготовлены. Таким образом современный уровень развития НТП значительно ужесточил требования к техническому уровню и качеству изделий в целом и их отдельных элементов .Системный подход позволяет объективно выбирать масштабы и направления управления качеством ,виды продукции , формы и методы производства , обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств , затраченных на повышение качества продукции . Системный подход к улучшению качества выпускаемой продукции позволяет заложить научные основы промышленных предприятий , объединений , планирующих органов .

В рамках данной работы рассматриваются наиболее  существенные вопросы управления качества на предприятии. В теоретической части поднимаются вопросы:

1) исследование  места   системы управления качеством на предприятии

2) рассмотреть основные системы качества

         Практическая часть работы посвящена исследованию структуры затрат конкретного предприятия на обеспечение качества.






1. Теоретическая часть

1.1. Место управления качеством  продукции   в процессе управления производством

Как известно, приложение основных принципов теории управления возможно к любому при некоторых исходных условиях. Такими основными условиями являются [12, с. 176]:

1)       наличие программ поведения управляемого объекта или заданный, запланированный уровень параметров его состояния;

2)       Неустойчивость объекта по отношению к программе и заданным параметрам, то есть объект должен уклонятся от заданной программы или плановых значений параметра;

3)       наличие способов и средств для обнаружения и измерения отклонения объекта от заданной программы или значений параметров;

4)       Наличие возможности влиять на управляемый объект с целью устранения возникающих отклонений.

Механизм управления, согласно общей теории управления, выглядит так, как он представлен на рис. 1.

Рассматривая исходные условия возможного приложения основных принципов общей теории управления и схему механизма управления к организации работ по качеству, можно с большой ответственностью за объективность составить схему механизма управления качеством продукции. Но сначала несколько  предварительных соображений о характере качества продукции как об объекте управления.


           

Рис. 1.  Механизм управления

Программы качества с установлением значений показателей могут входить составной частью во все возможные государственные планы и программы, планы проектно-конструкторских организаций,  производственных объединений предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются в сделках на товарных биржах и при других формах движения товаров [4,с . 176].

Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и номативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Перечень этот не трудно продолжить.

Из сказанного становится очевидным, что первое условие по теории управления в случае с качеством удовлетворяется.

Обратимся ко второму условию. Здесь рассмотрим несколько ситуаций. Прежде всего укажем на то, что отклонение качества продукции от заданных параметров происходит, как правило, в худшую сторону и имеет общие и частные проявления.

К числу общих относится моральный износ, физическое и моральное старение продукции, то есть потеря первоначальных свойств при эксплуатации и хранении.

Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется не только в двух общих тенденциях физического и  морального старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технической природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования с помощью которого изготовляется и используется продукция, и т. д.

 Неустойчивость качества, обусловленная частными отклонениями заданных параметров, имеет случайный характер. Время их появления можно ожидать только с определенной степенью вероятности.

Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и изменчивость потребностей. Параметры продукции могут строго соответствовать нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе.

Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело.

Таким образом, качество удовлетворяет и второму условию общей теории управления.

В практической деятельности люди отслеживают процесс потери свойств качества, измеряют и оценивают эти изменения. Для того чтобы замедлить процесс физического старения, устанавливаются благоприятные эксплуатационные режимы и условия хранения, используются различные профилактические меры по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений , проводится капитальный ремонт.

Следовательно, третьему и четвертому условиям общей теории управления качество также удовлетворяет.

При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, люди всегда действовали, действуют и будут действовать примерно по такой схеме:

1)     Определение потребности и выработка требований к качеству продукции (план, программа качества);

2)     Придание исходному материалу необходимых свойств (выполнение плана, программы качества);

3)     Проверка соответствия полученного качества предъявленным требованиям  (выявление отклонений) или констатация соответствий;

4)     Воздействие для устранения отклонений полученного качества от заданного (обратная связь).

При таком взгляде на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно важное значение для всей философии работ по качеству. Это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей , связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.

                                                                                            

Рис. 2. Универсальная схема управления качеством

Она представляется состоящей из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся [5,с . 129]:

1.     станки, машины, другое производственное оборудование;

2.     профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.

Обрамляющие прямоугольник факторов  условия обеспечения качества  более многочисленны. Сюда относятся [5, с. 129]:

1.     характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность;

2.     климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;

3.     интерьер и производственный дизайн;

4.     характер материальных и моральных стимулов;

5.     морально–психологический климат в производственном коллективе;

6.     формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

7.     состояние социально материальной среды работающих.

Почему необходимо деление на факторы и условия? Что оно нам дает?

Реально изменяют свойства сырья и исходных материалов до заданного уровня качества средства производства и труд. На их возможностях сказываются условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает, что такое деление, такой подход позволяет не только более четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно определять меры по обеспечению нужного качества.

При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений.

По универсальной схеме работают все, но наиболее часто рабочие, мастера, контролеры ОТК. Для них план по качеству заключен в чертежах, технологических операционных и контрольных картах. Они сами непосредственно производят сравнение фактических и заданных в технологической  документации параметров качества сами, как правило, принимают решение о том, каким способом, приемом ликвидировать отклонение. Здесь механизм управления качеством находится в руках работника и деятельность его зависит от профессиональных навыков и знаний. Он как бы заложен в самом работнике и тех условиях, в которых ему приходится трудится.

В данном случае универсальная схема управления качеством выступает в качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной работы по качеству.

Однако, чем выше уровень концентрации производства, его специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а следовательно сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование.

1.2. Система качества

Система качества – совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая общее руководство качеством. Это определение дано в международном стандарте ИСО 8402 [6, с. 90].

Иностранный клиент для заключения контракта на поставку продукции выдвигает требование о наличии у производителя системы качества и системы качества о наличии сертификата на систему качества, выданного авторитетным сертифицирующим органом.

Движение за улучшение качества продукции в России существовало с пе­риода проведения индустриализации. С течением времени становилось ясно, что устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться пу­тем проведения отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.

Факторы влияющие на качество продукции, укрупненно могут быть пред­ставлены тремя блоками: качество производимой продукции зависит от внутренних (внутрифирменных) обстоятельств, человеческого фактора и внешних условий.




Таблица 1

Классификация факторов, оказывающих влияние на качество продукции  [3, с. 187]


Факторы

ТЕХНИЧЕСКИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ

- вид изготавливаемой продукции и серийность ее производства;

- состояние технической документации;

- качество технологиче­ского оборудования, оснастки, инструмента;

- состояние испытатель­ного оборудования;

- качество средств изме­рения и контроля;

- качество исходных материалов, сырья, ком­плектующих изделий

- обеспеченность мате­риалами, сырьем и т.д.;

- техническое обслуживание оборудования, оснастки и т.п.;

- планомерность и ритмичность работы;

- организация работ с поставщиками;

- организация информационного обеспечения;

- научная организация труда, культура производства;

- организация питания и отдыха

- форма оплаты труда и величина зарплаты;

- премирование за высококачественную работу и продукцию;

- удержание за брак;

- соотношение между КП, себестоимостью и ценой;

- организация и проведение хозрасчета

- состояние воспитательной работы;

- подбор, расстановка и перемещение кадров;

- организация учебы и повышения квалификации;

- взаимоотношения в коллективе;

- жилищно-бытовые условия;

- организация отдыха в нерабочее время

Проследим шаг за шагом последовательность воплощения системного подхода к организации работ по улучшению КП в отечественной практике.




2.1 Система БИП

В 1950-е годы получила распространение саратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления (БИП).

Цель системы – создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений от технической документации.

Основным критерием, применяемым для количественной оценки качества труда рабочего, явился процент сдачи продукции с первого предъявления, который исчисляется как процентное отношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных рабочим и предъявленных ОТК.

От процента сдачи продукции с первого предъявления зависело по определенной шкале материальной и моральное стимулирование исполнителя.

Внедрение системы БИП позволило:

-                    обеспечить строгое выполнение технологических операций;

-                    повысить персональную ответственность рабочих за качественные результаты своего труда;

-                    более эффективно использовать моральное и материальное поощрение рабочих;

-                    создать предпосылки для широкого развертывания движения за повышение качества продукции.

Моральное стимулирование привело к появлению званий «Мастер золотые руки», «Отличник качества» и др. Со временем изменились функции ОТК – контроль велся выборочно, а в основе стал самоконтроль. Именно последний выявил дефекты, не зависящие от рабочего, что привело к проведению среди руководства «Дней качества» и созданию постоянно действующих комиссий по качеству. На ряде предприятий процент сдачи с первого предъявления партий продукции был заменен процентом числа рабочих дней без брака от общего числа рабочих дней [4,с . 198].

Вместе с тем система БИП имела ограничительную сферу действия, она распространялась только на рабочих цехов основного производства.

Система работала по принципу «есть дефект – нет дефекта», не учитывая многообразие недостатков и различную степень их влияния на качество выпускаемой предприятием продукции.

В принципе БИП воплотилась в зарубежных программах «ноль дефектов» и сохранилась во всех отечественных. Более того, когда отмечалось десятилетие КСУКП, то она была зарегистрирована только на 30000 предприятиях, а БИП к этому времени – на 60000.

2.2 СБТ

Львовский вариант саратовской системы – система бездефектного труда

(СБТ) впервые разработана и внедрена на Львовском заводе телеграфной аппаратуры и некоторых других предприятиях г. Львова в начале 60-х годов.

Цель системы – обеспечить выпуск продукции отличного качества, высокой надежности и долговечности путем повышения ответственности и стимулирования каждого работника предприятия и производственных коллективов за результаты их труда [1, с. 154].

Основным критерием, характеризующим качество труда и определяющим размер материального поощрения, является коэффициент качества труда, который вычисляется для каждого работника предприятия, каждого коллектива за установленный промежуток времени (неделя, месяц, квартал) путем учета количества и значимости допущенных производственных нарушений. В системе устанавливается классификатор основных видов производственных нарушений: каждому дефекту соответствует определенный коэффициент снижения. Максимальная оценка качества труда и максимальный размер премии устанавливаются тем работникам и коллективам, которые за отчетный период не имели ни одного нарушения.

Внедрение СБТ позволило:

-                    количественно оценить качество труда каждого работника, каждого коллектива;

-                    повысить заинтересованность и ответственность каждого работника, каждого коллектива за качество своего труда;

-                    повысить трудовую и производственную дисциплину всех работников предприятия;

-                    вовлекать в соревнование за повышение качества продукции всех работников предприятия;

-                    сократить потери от брака и рекламации, повысить производительность труда.

Львовская СБТ, так же как и саратовская система БИП, заключалась в том, что она распространялась главным образом на стадию изготовления продукции. Известны попытки применения принципов бездефектного труда в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, однако широкое применение СБТ получила на промышленных предприятиях для оценки и стимулирования исполнительского (не творческого) труда.

2.3 Система КАНАРСПИ

Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) впервые разработана и внедрена на машиностроительных предприятиях г. Горького (Нижнего Новгорода) в 1957-1958 гг. В этой системе был сделан упор на повышение надежности изделий за счет укрепления технической подготовки работы КБ и технологов производства, на долю которых приходилось 60-85% дефектов, обнаруживаемых в эксплуатации. Создавались опытные образцы узлов, деталей, систем и изделия в целом и производились их исследовательские испытания. Значительное развитие получило опытное производство, стандартизация и унификация, общетехнические системы стандартов, такие, как Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП) [2, с. 133].

Характерным для системы КАНАРСПИ является то, что она выходит за рамки стадии изготовления продукции и охватывает многие виды работ на стадии исследования и проектирования и на стадии эксплуатации. На стадии исследования и проектирования при изготовлении опытного образца большое внимание уделяется выявлению причин отказов и их устранению в допроизводственный период.

Решение этой задачи осуществляется за счет развития исследовательской и экспериментальной базы, повышения коэффициента унификации, широкого применения методов макетирования и моделирования, ускоренных испытаний, а также конструкторско-технологической отработки изделий в процессе технологической подготовки производства. Результаты эксплуатации изделий рассматриваются в системе как обратная связь и используется для совершенствования конструкции изделия и технологии его изготовления.

В КАНАРСПИ широко используются принципы бездефектного труда и бездефектного изготовления продукции.

Внедрение системы КАНАРСПИ на ряде предприятий Горьковской области позволило:

-                    сократить сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества в 2-3 раза;

-                    повысить надежность выпускаемых изделий в 1,5-2 раза, увеличить ресурс в 2 раза;

-                    снизить трудоемкость и цикл монтажно-сборочных работ в 1,3-2 раза;

планирование улучшения качества продукции и управления КП по этому критерию, а также распространение внимания к качеству по всему жизненному циклу продукции получили развитие в системе НОРМ.

2.4 Система НОРМ

Система НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса) впервые была разработана и внедрена на Ярославском моторном заводе в 1963-1964 гг.

Цель системы – увеличение надежности и долговечности выпускаемых двигателей [5,с .198].

В основу системы НОРМ положен принцип последовательного и систематического контроля уровня моторесурса и периодического его увеличения на базе повышения надежности и долговечности деталей и узлов, лимитирующих моторесурс, основным показателем в системе является ресурс двигателя до первого капитального ремонта, выраженный в моточасах. Рост этого показателя в системе планируется.

Организация работ в системе построена по принципу цикличности. Каждый новый цикл по повышению моторесурса начинается после достижения в производстве ранее запланированного уровня моторесурса и предусматривает определение его фактического уровня, выявление деталей и узлов, лимитирующих моторесурс; планирование оптимального уровня увеличения моторесурса; разработку и проверку инженерных рекомендаций по обеспечения планируемого уровня моторесурса; разработку комплексного плана конструкторско-технологических мероприятий по освоению двигателя с новым ресурсом в производстве; проведение комплекса конструкторско-технологических мероприятий и опытно-исследовательских работ; закрепление достигнутого ресурса в производстве; поддержание достигнутого уровня в эксплуатации.

На стадии производства система НОРМ включает в себя положения системы БИП и СБТ, на стадии проектирования – основные положения системы КАНАРСПИ.

Внедрение системы НОРМ позволило увеличить ресурс ярославских двигателей до первого капитального ремонта с 4000 до 10000 часов, увеличить гарантийный срок на двигателе на 70%, снизить потребность в запасных частях более чем на 20%.

Достижение запланированного уровня качества стало возможным за счет комплексного подхода к УКП путем обобщения опыта предшествующих систем по всем стадиям жизненного цикла продукции.





2.5 КСУКП

В 1975 году на передовых предприятиях Львовской области появились комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП).

Целью КСУКП было создание продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам и достижениям науки и техники. С 1978 года Госстандартом была разработана и утверждена система основных функций УКП. В связи с внедрением на предприятиях КСУКП получили развитие метрологическое обеспечение производства (МОП), многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества, были созданы группы качества, на предприятиях и в объединениях стали разрабатываться программы качества, вводилась аттестация продукции, получила широкое развитие сеть головных и базовых организаций, а также – сеть учреждений по повышению квалификации специалистов в области УКП, в вузах были введены в программы обучения курсы по стандартизации и УКП. В 1985г. отмечалось, что за десятилетие с помощью КСУКП удалось создать и успешно реализовать конкурентоспособную продукцию, повысить удельный вес продукции высшей категории качества в 2-3 раза, значительно сократить потери от брака и рекламаций, уменьшить в 1,5-2 раза сроки разработки и освоения новой продукции. Вместе с тем указывалось, что на многих предприятиях при создании систем управления качеством (СУК) нарушались основные принципы комплексного системного подхода, что привело к формализму в этой работе и, по существу, к отсутствию системы. Основные причины этого – экономическая не заинтересованность предприятий в улучшении КП, а следовательно, и в системе, внедрение СУК на предприятиях излишне административными методами. Это породило у многих мнение, что СУК себя не оправдали и ими не следует заниматься. Вместе с тем уже при перестройке экономики и переходе на хозяйственный расчет стало ясно, что КП становится основным условием жизнеспособности предприятий, особенно на внешнем рынке [8, с. 109].

Дальнейшее развитие СУК шло в составе систем управления более высокого уровня: отраслевых и территориальных вплоть до государственных на базе разработки программ «качество» и включения их в народнохозяйственные планы. Таким образом, организовывалась внешняя среда систем управления КП. В 1978 году были разработаны и утверждены Госстандартом Основные принципы Единой системы государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП).

2.6 КСУКП и ЭИР

Внутри предприятий управление качеством продукции также шло по линии охвата более широкого круга проблем. Решение задач по улучшению качества выпускаемой продукции на многих предприятиях увязывалось с эффективным использованием ресурсов. Примером такой системы стала днепропетровская КСУКП и ЭИР [4, с. 176].

Создавались комплексные системы повышения эффективности производства (КСЭКП) и, наконец, система управления предприятием и объединением (ГОСТ 24525). Вопросы управления качеством в этих экономических системах занимали от одной пятой до одной пятнадцатой доли (по числу целевых подсистем управления). Разумеется, Госстандарт в одиночку уже не мог руководить упомянутыми системами в целом, а другие ведомства (Госплан, ГКНТ, Госкомтруд и др.) не видели в этом необходимости.

При переходе к рыночным условиям исчезли директивные методы управления, появилась конкуренция товаропроизводителей, которые напрямую ощутили требования мирового сообщества к качеству продукции.

Большой заслугой Госстандарта в переходный период к рынку явилась работа по гармонизации отечественных стандартов на системы качества с международными, в которых нашел отражение отечественный опыт по УКП. Несмотря на отрицательные последствия экономического кризиса в России, определенно делается ставка на улучшение качества продукции уже в период выхода из кризиса.


2. Практическая часть

Классификация затрат на качество ОАО «Береза»

В таблице 2 представлена  общая классификация затрат на качество ОАО «Береза»  в 2002-2003 годах

Таблица 2

Классификация затрат на качество в ОАО «Береза» в 2002-2003 годах

№ п/п

Признак классификации

Классификационная группа

2002 год

2003 год

Динамика

руб.

%

руб.

%

руб.

%

1

По целевом назначению

на улучшение качества

38637,00

30,00

19318,50

12,80

-19318,50

-17,20

 

 

на обеспечение качества

57955,50

45,00

98065,50

65,00

40110,00

20,00

 

 

на управление качеством

66970,80

52,00

30174,00

20,00

-36796,80

-32,00

2

По экономическому характеру

Текущие

64395,00

50,00

67891,50

45,00

3496,50

-5,00

 

 

Единовременные

64395,00

50,00

82978,50

55,00

18583,50

5,00

3

По виду затрат

Производительные

94016,70

73,00

120696,00

80,00

26679,30

7,00

 

 

Непроизводительные

34773,30

27,00

30174,00

20,00

-4599,30

-7,00

4

По методу определения

Прямые

32197,50

25,00

45261,00

30,00

13063,50

5,00

 

 

Косвенные

96592,50

75,00

105609,00

70,00

9016,50

-5,00

5

По возможности учета

Поддающиеся прямому учету

41212,80

32,00

52804,50

35,00

11591,70

3,00

 

 

НЕ поддающиеся прямому учету

61819,20

48,00

78452,40

52,00

16633,20

4,00

 

 

Которые экономические целесообразно учитывать

25758,00

20,00

135783,00

90,00

110025,00

70,00

6

ПО стадиям жизненного цикла

На качество при разработке продукции

25758,00

20,00

40734,90

27,00

14976,90

7,00

 

 

На качество при изготовлении продукции

51516,00

40,00

72417,60

48,00

20901,60

8,00

 

 

На качество при использовании продукции

51516,00

40,00

37717,50

25,00

-13798,50

-15,00

7

По отношению к производственному процессу

На качество в основном производстве

103032,00

80,00

119187,30

79,00

16155,30

-1,00

 

 

На качество при вспомогательном производстве

12879,00

10,00

22630,50

15,00

9751,50

5,00

 

 

На качество при обслуживании производства

12879,00

10,00

9052,20

6,00

-3826,80

-4,00

8

По возможности оценки

Планируемые

57955,50

45,00

75435,00

50,00

17479,50

5,00

 

 

Фактические

70834,50

55,00

75435,00

50,00

4600,50

-5,00

9

ПО характеру структурирования

По предприятию

23182,20

18,00

33191,40

22,00

10009,20

4,00

 

 

По производству

74698,20

58,00

75435,00

50,00

736,80

-8,00

 

 

По видам продукции

30909,60

24,00

42243,60

28,00

11334,00

4,00

10

По объектам формирования и учета

Продукция

64395,00

50,00

82978,50

55,00

18583,50

5,00

 

 

Процессы

32197,50

25,00

30174,00

20,00

-2023,50

-5,00

 

 

Услуги

32197,50

25,00

37717,50

25,00

5520,00

0,00

11

По виду учета

Оперативный

42500,70

33,00

45261,00

30,00

2760,30

-3,00

 

 

Аналитический

42500,70

33,00

60348,00

40,00

17847,30

7,00

 

 

Бухгалтерский

21894,30

17,00

22630,50

15,00

736,20

-2,00

 

 

Целевой

21894,30

17,00

22630,50

15,00

736,20

-2,00

 

ИТОГО  по группе затрат

 

128790,00

100,00

150870,00

100,00

22080,00

0,00


         Как видно из таблицы 2, общая сумма затрат на качество организации равна  в 2002 году – 128790 руб., а в 2003 году – 150870 руб. В 2003 году сумма затрат на качество выросла  на 22080 руб.

Таблица 3

Классификация затрат  на обеспечение качества (японская модель)

№ п/п

Показатель затрат

Смысл затрат

2002

2003

Динамика

руб.

%

руб.

%

руб.

%

1

Полезные затраты

Расходы на предупреждение дефектов

26079,98

45

56877,99

58

30798,02

13

2

Убытки

Затраты на проведение оценки и расходы, связанные с браком

31875,53

55

41187,51

42

9311,985

-13

 

ИТОГО

 

57955,50

100

98065,50

100

40110

0


         Как видно из таблицы 3, в 2003 году общая сума затрат организации на обеспечение качества выросла с 57955,5 до 98065,5 руб. или на 40110 руб.

Таблица 4

Классификация затрат на обеспечение качества А. Фейгенбаума

№ п/п

Показатель затрат

Классификация показателя

2002

2003

Динамика

руб.

%

руб.

%

руб.

%

1

Затраты на предупреждение дефектов

Обучение в области качества

8693,33

15,00

15690,48

16,00

6997,16

1,00

 

 

Расходы отдела качества

8113,77

14,00

13533,04

13,80

5419,27

-0,20

2

Затраты на оценку уровня качества

Контроль испытания

7997,86

13,80

12748,52

13,00

4750,66

-0,80

 

 

Проверка деятельности по обеспечению качества

14778,65

25,50

20103,43

20,50

5324,78

-5,00

3

Убытки от брака

Дефекты

17270,74

29,80

31380,96

32,00

14110,22

2,20

 

 

Рекламации

1101,15

1,90

4609,08

4,70

3507,92

2,80

 

ИТОГО

 

57955,50

100,00

98065,50

100,00

40110,00

0,00


Таблица 5

Классификации затрат на обеспечение качества продукции

№ п/п

Показатель затрат

Классификация показателя

2002

2003

Динамика

руб.

% к итого

руб.

% к итого

руб.

% к итого

1

Обеспечение качества в процессе производства

сведения  о качественной продукции, технологи

8693,33

15,00

24516,38

25,00

15823,05

10,00

 

 

обеспечение заданного уровня качества в процессе производства

13329,77

23,00

24516,38

25,00

11186,61

2,00

2

Послепроизводственные затраты на обеспечение качества

затраты изготовителя на обеспечение качества при эксплуатации продукции

16807,10

29,00

29419,65

30,00

12612,56

1,00

 

 

затраты потребителя на поддержание данного уровня качества за весь период службы продукции

19125,32

33,00

19613,10

20,00

487,79

-13,00

 

ИТОГО

 

57955,50

100,00

98065,50

100,00

40110,00

0,00




Таблица 6

Классификация затрат  изготовителя на обеспечение качества эксплуатации продукции

№ п/п

Показатель затрат

Классификация показателя

Подвиды

2002

2003

Динамика

руб.

%

руб.

%

руб.

%

 

Устранение дефектов

гарантийное обслуживание

 

4121,28

8,00

2904,25

7,70

-1217,03

-0,30

 

 

устранение дефектов, обусловленных изготовлением

 

6181,92

12,00

3960,34

10,50

-2221,58

-1,50

 

 

компенсации упущенной выгоды потребителя в связи с несвоевременным устранением дефекта

 

2318,22

4,50

1885,88

5,00

-432,35

0,50

 

Организация обслуживания потребителя

капитальные затраты

создание и оснащение служб обслуживания потребителя

6542,53

12,70

4073,49

10,80

-2469,04

-1,90

 

 

 

подготовка кадров

2833,38

5,50

2263,05

6,00

-570,33

0,50

 

 

текущие затраты на обслуживание потребителя

контроль качества обслуживания

8139,53

15,80

6713,72

17,80

-1425,81

2,00

 

 

 

повышение квалификации кадров

20091,24

39,00

10410,03

27,60

-9681,21

-11,40

 

 

 

запасные части

1287,90

2,50

5506,76

14,60

4218,86

12,10

 

ИТОГО

 

 

51516,00

100,00

37717,50

100,00

-13798,50

0,00





Таблица 7

Классификации затрат  на обеспечение качества продукции в процессе производства

№ п/п

Показатель затрат

Классификация показателя

Подвиды

2002

2003

Динамика

руб.

%

руб.

%

руб.

 

1

Затраты на обеспечение качества изготовления продукции

Капитальные

приобретение и установка оборудования, приборов

2369,74

2,30

3694,81

3,10

1325,07

0,80

 

 

 

разработка, изготовление и установка стандартизированного оборудования. Оснастки

7933,46

7,70

7985,55

6,70

52,09

-1,00

 

 

 

отработка технологии

2884,90

2,80

3813,99

3,20

929,10

0,40

 

 

 

переподготовка кадров

2575,80

2,50

3218,06

2,70

642,26

0,20

 

 

 

освоение новых форм и методов обеспечения

3709,15

3,60

2622,12

2,20

-1087,03

-1,40

 

 

Текущие

материальные потери при наладке оборудования и отработке

4121,28

4,00

4171,56

3,50

50,28

-0,50

 

 

 

повышение квалификации кадров

5975,86

5,80

6555,30

5,50

579,45

-0,30

2

Затраты на контроль в процессе изготовления

входной контроль

 

8139,53

7,90

9534,98

8,00

1395,46

0,10

 

 

контроль в процессе производства

 

9066,82

8,80

11918,73

10,00

2851,91

1,20

 

 

контроль готовых изделий

 

1854,58

1,80

2383,75

2,00

529,17

0,20

 

 

планирование и реализация работ по совершенствованию качества

 

5666,76

5,50

6555,30

5,50

888,54

0,00

 

 

повышение квалификации персонала

 

5975,86

5,80

7151,24

6,00

1175,38

0,20

 

 

процесс управления

 

11230,49

10,90

9296,61

7,80

-1933,88

-3,10

3

Потери от несоотвествия продукции

неисправимые дефекты

 

8139,53

7,90

12991,42

10,90

4851,89

3,00

 

 

исправимые дефекты

 

1648,51

1,60

2622,12

2,20

973,61

0,60

 

 

сортировка  повтороная проверка продукции

 

2472,77

2,40

4171,56

3,50

1698,79

1,10

 

 

анализ причин несоотвествия продукции

 

14218,42

13,80

17878,10

15,00

3659,68

1,20

 

 

устранение причин несоотвествия продукции

 

1442,45

1,40

1311,06

1,10

-131,39

-0,30

 

 

изоляция несоттвествующей продукции

 

3606,12

3,50

1311,06

1,10

-2295,06

-2,40

 

ИТОГО

 

 

103032,00

100,00

119187,30

100,00

16155,30

0,00


Таблица 8

Классификация затрат  потребителя на поддержание заданного уровня качества за весь срок службы продукции

№ п/п

Показатель затрат

2002

2003

Динамика

руб.

%

руб.

%

руб.

%

1

Монтаж, демонтаж и переоборудование

9659,25

15,00

13276,56

16,00

3617,31

1,00

2

Капитальный ремонт

9208,49

14,30

12446,78

15,00

3238,29

0,70

3

Текущий ремонт и техническое обслуживание

4958,42

7,70

4563,82

5,50

-394,60

-2,20

4

Энергоносители

6568,29

10,20

9127,64

11,00

2559,35

0,80

5

Сменная оснастка

12750,21

19,80

15516,98

18,70

2766,77

-1,10

6

Заработная плата  и соответствующие отчисления с нее

16613,91

25,80

17259,53

20,80

645,62

-5,00

7

Утилизация

4636,44

7,20

10787,21

13,00

6150,77

5,80

 

ИТОГО

64395,00

100,00

82978,50

100,00

18583,50

0,00


Таблица 9

Состав затрат на обеспечение качества ОАО «Береза»

№ п/п

Показатель затрат

Классификация показателя

2002

2003

Динамика

руб.

%

руб.

%

руб.

%

1

Затраты на правовое обеспечение в области качества

на приобретение законодательных документов

57,96

0,10

196,13

0,20

138,18

0,10

 

 

на юридическую экспертизу внешних и внутренних документов, связанных с обеспечением качества

695,47

1,20

1078,72

1,10

383,25

-0,10

 

 

на проведение анализа контрактов на соответствие нормам и требованиям

637,51

1,10

980,66

1,00

343,14

-0,10

2

Затраты на информационное обеспечение

на разработку методов учета и форм регистрации данных о качестве

289,78

0,50

686,46

0,70

396,68

0,20

 

 

на выбор системы информационного обеспечения и информационного оборудования

405,69

0,70

686,46

0,70

280,77

0,00

 

 

на организацию сбора информации о качестве

1275,02

2,20

1961,31

2,00

686,29

-0,20

 

 

на контроль сбора информационных данных о качестве

2028,44

3,50

3628,42

3,70

1599,98

0,20

 

 

на обработку, хранение, анализ информации о качестве и на обеспечение доступа к информации

1912,53

3,30

2941,97

3,00

1029,43

-0,30

3

Затраты на качество исходных материалов

на выбор, оценку субподрядчиков и аудит второй стороны

57,96

0,10

98,07

0,10

40,11

0,00

 

 

на составление, анализ и утверждение документов на закупку

57,96

0,10

196,13

0,20

138,18

0,10

 

 

на выбор, анализ и утверждение методов проверки закупаемой продукции

4520,53

7,80

7551,04

7,70

3030,51

-0,10

 

 

на входной контроль

3245,51

5,60

5393,60

5,50

2148,09

-0,10

 

 

на обеспечение качества сырья

695,47

1,20

1078,72

1,10

383,25

-0,10

4

Затраты на обеспечение качества при изготовлении

на технологическую подготовку производства

869,33

1,50

980,66

1,00

111,32

-0,50

 

 

на управление процессами

753,42

1,30

980,66

1,00

227,23

-0,30

 

 

на контроль и испытания

637,51

1,10

980,66

1,00

343,14

-0,10

 

 

на метрологическое обеспечение

811,38

1,40

980,66

1,00

169,28

-0,40

 

 

на предотвращение появления несоответствий

405,69

0,70

980,66

1,00

574,97

0,30

 

 

на обеспечение стабильности качества и гарантии качества

521,60

0,90

1470,98

1,50

949,38

0,60

5

Затраты на качество упаковки, хранения и транспортировки

 

579,56

1,00

1078,72

1,10

499,17

0,10

 

 

на разработку требований к упаковке, хранению. И транспортировке

1275,02

2,20

2059,38

2,10

784,35

-0,10

 

 

на разработку упаковки и маркировки

2550,04

4,40

4314,88

4,40

1764,84

0,00

 

 

на упаковку и маркировку

2897,78

5,00

4412,95

4,50

1515,17

-0,50

 

 

на контроль упаковки и маркировки

985,24

1,70

2255,51

2,30

1270,26

0,60

 

 

на хранение продукции и содержание складских помещений

4520,53

7,80

7845,24

8,00

3324,71

0,20

 

 

на соблюдение условий транспортировки

811,38

1,40

1961,31

2,00

1149,93

0,60

 

 

на контроль условий хранения и транспортировки

637,51

1,10

1470,98

1,50

833,47

0,40

6

Затраты на послепродажную деятельность

на проведение и контроль качества монтажа

695,47

1,20

1667,11

1,70

971,65

0,50

 

 

на пусконаладочные работы

695,47

1,20

1274,85

1,30

579,39

0,10

 

 

на составление инструкций по эксплуатации

231,82

0,40

196,13

0,20

-35,69

-0,20

 

 

на сервисное обслуживание

2028,44

3,50

2451,64

2,50

423,20

-1,00

 

 

на анализ качества продукции при эксплуатации

2260,26

3,90

2843,90

2,90

583,64

-1,00

7

Затраты на обучение и подготовку кадров

на разработку методик определения потребности в подготовке и методик подготовки кадров в области качества

2723,91

4,70

4412,95

4,50

1689,04

-0,20

 

 

на подготовку кадров

3361,42

5,80

5393,60

5,50

2032,18

-0,30

 

 

на контроль проводимой подготовки кадров

1101,15

1,90

1961,31

2,00

860,16

0,10

 

 

на определение  и подтверждение квалификации работников

2608,00

4,50

4118,75

4,20

1510,75

-0,30

8

Затраты на связи с потребителем

на сбор и анализ запросов потребителей в отношении качества

3883,02

6,70

6374,26

6,50

2491,24

-0,20

 

 

на обработку и анализ претензий

1101,15

1,90

980,66

1,00

-120,50

-0,90

 

 

на работу службы маркетинга, связанную  с качеством

405,69

0,70

490,33

0,50

84,64

-0,20

9

Затраты на учет, оценку и анализ затрат на обеспечение качества

на сбор данных о затратах на качество

637,51

1,10

1176,79

1,20

539,28

0,10

 

 

на разработку документации по учету затрат на качество

115,91

0,20

490,33

0,50

374,42

0,30

 

 

на создание и обеспечение баз сравнения

1275,02

2,20

2255,51

2,30

980,49

0,10

 

 

на планирование и реализацию политики по снижению затрат на качество

695,47

1,20

3726,49

3,80

3031,02

2,60

 

ИТОГО

 

57955,50

100,00

98065,50

100,00

40110,00

0,00



Таблица 10

Состав затрат  на обеспечение качества при изготовлении продукции ОАО «Береза»

№ п/п

Показатель затрат

Классификация показателя

2002

2003

Динамика

руб.

%

руб.

%

руб.

 

1

Затраты на технологическую подготовку производства

на разработку межцеховых технологических маршрутов для всех составных частей

721,22

1,40

1086,26

1,50

365,04

0,10

 

 

на проведение технологического контроля конструкторской документации

927,29

1,80

1448,35

2,00

521,06

0,20

 

 

на планирование, организацию и управление процессом технологической подготовки и производства

1287,90

2,50

1593,19

2,20

305,29

-0,30

 

 

на содержание инструментального хозяйства

2421,25

4,70

2896,70

4,00

475,45

-0,70

 

 

на разработку и внесение изменений в технологическую документацию на основе требований потребителя

2833,38

5,50

3765,72

5,20

932,34

-0,30

 

 

на выбор контрольных характеристик и определение отклонений

2009,12

3,90

2896,70

4,00

887,58

0,10

 2

Затраты на управление процессами

на поддержание исправности оборудования, техническое обслуживание

2421,25

4,70

3476,04

4,80

1054,79

0,10

 

 

на анализ отклонений контрольных характеристик, выработку и осуществление корректирующих мер

2266,70

4,40

3258,79

4,50

992,09

0,10

 

 

на ремонт технологического оборудования

5151,60

10,00

7965,94

11,00

2814,34

1,00

 

 

на обеспечение прослеживаемости и идентификации

360,61

0,70

724,18

1,00

363,56

0,30

 

 

на планирование и утверждение процессов и персонала

927,29

1,80

869,01

1,20

-58,28

-0,60

 

 

на осуществление внутрипроизводственных транспортировок

2833,38

5,50

4345,06

6,00

1511,68

0,50

 

 

на ведение технологической документации

257,58

0,50

724,18

1,00

466,60

0,50

 3

Затраты на контроль и испытания

на содержание службы контроля качества

360,61

0,70

217,25

0,30

-143,36

-0,40

 

 

на контроль в процессе производства

463,64

0,90

1086,26

1,50

622,62

0,60

 

 

на приемочный контроль и испытания

51,52

0,10

217,25

0,30

165,74

0,20

 

 

на материалы, используемые в процессе контроля и испытаний

927,29

1,80

1303,52

1,80

376,23

0,00

 

 

на составление отчетов и анализ результатов контроля испытаний

1493,96

2,90

1810,44

2,50

316,48

-0,40

 

 

на оплату услуг по оценке качества, предоставляемых сторонними организациями

1854,58

3,60

2534,62

3,50

680,04

-0,10

 4

Затраты на метрологическое обеспечение

на выбор и покупку средств измерений

4069,76

7,90

5431,32

7,50

1361,56

-0,40

 

 

на государственную проверку

2421,25

4,70

3258,79

4,50

837,54

-0,20

 

 

на метрологическую экспертизу нормативной, конструкторской и технологической документации

5203,12

10,10

6300,33

8,70

1097,22

-1,40

 

 

на техническое обслуживание и ремонт средств измерений

669,71

1,30

1448,35

2,00

778,64

0,70

 5

Затраты на предупреждение появления несоответствий

на ведение документации, касающейся несоответствий продукции

978,80

1,90

1520,77

2,10

541,97

0,20

 

 

на анализ брака и выработку корректирующих мер

2987,93

5,80

3403,63

4,70

415,70

-1,10

 

 

На реализацию корректирующих мер

3966,73

7,70

4779,56

6,60

812,83

-1,10

 

 

на контроль за выполнением корректирующих мер и оценку их эффективности

360,61

0,70

579,34

0,80

218,73

0,10

 6

Затраты на обеспечение стабильности качества и гарантии качества

на разработку организационной структуры системы качества

206,06

0,40

217,25

0,30

11,19

-0,10

 

 

на разработку документации в системе качества

154,55

0,30

72,42

0,10

-82,13

-0,20

 

 

на ознакомление работников  с документами системы качества

51,52

0,10

72,42

0,10

20,90

0,00

 

 

на консультации сторонних организаций

875,77

1,70

3113,96

4,30

2238,18

2,60

 

 

ИТОГО

51516,00

100,00

72417,60

100,00

20901,60

0,00










Заключение

Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и номативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п.

Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и номативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п.

Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и номативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п.

Движение за улучшение качества продукции в России существовало с пе­риода проведения индустриализации. С течением времени становилось ясно, что устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться пу­тем проведения отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.






Список литературы

1.    Фомин В.Н.  Качество продукции и маркетинг. – М.: Инфра-М,   2000

2.    Круглов М.Г. Менеджмент систем качества. – М.: ДиС,  2000

3.    Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. – М.: ДиС, 2000

4.    Лисицын А.И. Региональные формы и метод повышения качества// стандарты и качество. – 2000. - №1

5.    Мишин Б.А. Уровень качества. Социально- экономические вопросы оценки качества и защита потребителя. – М, 2000

6.    Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 2000.

7.    Маркетинг: Учебник /А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, СА. Красильников и др.: Под ред. А.Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000

8.    Никеров Н.С. Экспертно- статистический метод оценки качества продукции: Учебное пособие. – СПб, 2000

9.    Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. – М: ЮНИТИ, 2000

10.            Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”; Изд-во “ГНОМ-ПРЕСС”, 2000