ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра финансового менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Ценообразование»
Вариант № 7
Выполнила:
Группа: 357, вечер, ФиК
№ личного дела:
Руководитель: Новиков Владимир Егорович
Москва-2008
Содержание
1. Факторы, влияющие на уровень цен и их характеристика
2. Налог на добавленную стоимость, порядок его внесения в бюджет
3. Задача 1
4. Задача 2
5. Список используемой литературы
1. Факторы, влияющие на уровень цен и их характеристика
При выборе ценовой стратегии фирма должна выявить и проанализировать все факторы, которые могут оказать влияние на цены. Таких факторов достаточно много, в большей степени это факторы, не контролируемые фирмой. Одни способствуют снижение цен: рост производства, технический прогресс, снижение издержек производства и обращения, рост производительности труда, конкуренция, снижение налогов, расширение прямых связей. Другие вызывают рост цен: спад производства, нестабильность экономической ситуации, монополия предприятия, ажиотажный спрос, увеличение массы денег в обращении, рост налогов, рост зарплаты, увеличение прибыли предприятия, улучшение качества товара, соответствие моде, рост цен рабочей силы, низкая эффективность использования капитала.
В большей степени на уровень и динамику цен влияет финансово-кредитная сфера, при этом непосредственное воздействие на цены изменение покупательской способности денежной единицы России. В нормально функционирующей экономике, когда существует достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно. При отсутствии такого условия в системе количество денег- сумма цен начинает изменяться. Так, девальвация или упорные слухи о ней вызывают неуклонное повышение цен.
Потребители товаров оказывают значительное влияние на принятие фирмой решения по ценам. Отношения между ценами и количеством сделанных покупок по этим ценам можно объяснит двумя причинами. Первая состоит во взаимодействии законов спроса и предложения и ценовой эластичности. Другая – в неодинаковой реакции покупателей различных сегмента рынка на цену. Принято различать четыре категории покупателей по их восприятию цен и ориентацию в покупках:
· Покупатели, проявляющие большой интерес при выборе товаров к их ценам, качеству и ассортименту; на эту группу покупателей большое влияние оказывает реклама, раскрывающая дополнительные полезные свойства и преимущества товара;
· Покупатели, чутко реагирующие на образ товара; основное внимание они уделяют обслуживанию и отношению к себе продавца;
· Покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы и готовы ради них заплатить высокую цену за товар;
· Покупатели, для которых важна не столько цена, сколько комфорт и удобства, представляемые товаром.
При рыночном ценообразовании цены на товары определяются их собственниками. Государство может регулировать цены только на очень ограниченный круг товаров. На все остальные товары оно определяет только общие подходы и принципы ценообразования. Государственные органы не имеют права устанавливать конкретные цены на товары, изготовляемые их собственниками. При рынке фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам, установленным по их усмотрению или на договорной основе, и только в частных случаях, предусмотренных законодательными актами, - по государственным ценам. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке, а также на товары и услуги, формирующие цены в различных секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная плата, тарифы на коммунальные), может распространяться государственное регулирование.
Свобода предприятий в ценообразовании ограничивается государством. Выделим три уровня подобной деятельности:
Установление государством фиксированных цен:
· в виде государственных прейскурантных цен;
· «замораживании» рыночных свободных цен;
· фиксирования монопольных цен.
Регулирование государством цен посредством установления условий ценообразования для предприятий. Такого рода ограничения осуществляются в формах:
· фиксирования предельного уровня цен;
· выделения максимума надбавок или коэффициентов к фиксированным прейскурантным ценам;
· внедрения предельного значения элементов розничной цены;
· установления максимального уровня разового повышения цен;
· государственного контроля за монопольными ценами; установления цен для продукции государственных предприятий.
Государственное регулирование цен осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли.
Независимо от того, насколько обоснованы эти фиксированные цены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаются огромные штрафы. Такие нарушения получили название «горизонтальное фиксирование цен».
Во избежание подозрения в подобных нарушениях закона предприниматели должны: консультироваться о ценах, скидках, условиях реализации и кредита; подвергать обсуждению цены, надбавки и издержки каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях; договариваться с конкурентами о временном сокращении производства с целью поддержания высоких цен. Исключение составляет договоренность о ценах, достигнутая под наблюдением уполномоченного государством органа власти.
Нарушением, преследуемым законом, является также «вертикальное фиксирование цен». Оно проявляется в том, что производители или оптовая торговля требует продажи своего товара по конкретным ценам, контролируя таким образом различные цены.
Государство запрещает и ценовую дискриминацию, если она наносит ущерб конкуренции. Так, производители и оптовые торговцы обязаны предлагать свой товар разным покупателям – участникам каналов сбыта на одних и тех же условиях. Ценовая дискриминация допустима лишь в отношении товаров различного качества, однако в этом случае от производителя требуется доказательство того, что в ценах строго учтены качественные различия.
Государство также принимает меры по защите мелких магазинов от нечестной ценовой конкуренции со стороны более крупных. Запрещено продавать продукцию по ценам ниже ее себестоимости с целью привлечения покупателей и устранения конкурентов. Оптовые и розничные торговцы должны реализовать продукцию по ценам, включающим издержки и фиксированный процент к ним, а также покрывающим накладные расходы и прибыль. В особенности это относится к таким товарам, как хлеб, молочные продукты, спиртные напитки.
В переходный к рынку период, в обстановке смешанной экономики рыночное ценообразование призвано эластично сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Это дает возможность государству с помощью цен определять и реализовывать приоритеты экономического развития.
На решение по ценам влияют и участники каналов товародвижения от производителя до оптовой и розничной торговли. Все они стремятся увеличить объем реализации и прибыли и установить больший контроль за ценами. Фирма-производитель влияет на цену товара, используя систему монопольного товародвижения, сводя до минимума продажу товаров через магазины, торгующие по сниженным ценам. Производитель открывает собственные магазины и сам контролирует в них цены.
Оптовая и розничная торговля добивается большей доли участия в ценообразовании, демонстрируя производителю свою роль как покупателя товара, ассоциируя рост прибыли с наиболее удачной и современной формой продажи. Она отказывается от реализации невыгодной продукции, реализует товары конкурирующих фирм, тем самым располагая покупателя к продавцу, а не к производителю. В некоторых случаях торговля совершает действия, направленные против марки товара: придерживает продукцию, устанавливая на нее более высокую цену, в то время как товары других марок продает по более низким ценам.
Чтобы достичь согласия всех участников канала сбыта в решениях по ценам, производителю необходимо: обеспечить соответствующую долю прибыли каждому участнику для покрытия его расходов и получения доходов; предоставить гарантии оптовой и розничной торговле в получении продукции по самым низким ценам; предложить особые согласия, включающие скидки с цены на определенный период или бесплатную партию товаров для стимулирования закупок оптовой и розничной торговлей.
Важный элемент, влияющий на уровень цен, - конкуренция. В зависимости от того, кто контролирует цены, различают три вида конкурентных сред.
Среда, где цены контролируются рынком, отличаются высокой степенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг. Именно в этой среде фирме важно правильно установить цены. Завышенные цены оттолкнут покупателей и привлекут их к конкурирующим фирмам, а снижение цены не обеспечат условий для продуктивной деятельности. Однако утаить успешную ценовую стратегию невозможно. В связи с этим перед руководством предприятия стоит большая и трудная задача – увидеть перспективы выбранной стратегии цен, не допустить перерастания конкуренции ценовые войны.
Среде, цены в которой контролируются фирмой, присущи ограниченная конкуренция и различия в товарах (услугах). В этих условиях фирмам относительно проще функционировать, получая высокие прибыли: их продукция вне конкуренции. И при высоких, и при низких ценах на свою продукцию фирмы находят покупателей, а выбор цены зависит только от стратегии и целевого рынка.
Среда, где цены контролируются государством, распространяется на транспорт, связь, коммунальные услуги, ряд производственных товаров. Правительственные организации, уполномоченные контролировать цены, устанавливают их уровень после всестороннего изучения информации, полученной от заинтересованных в данном товаре сторон – от потребителей и производителей. Конечная цена товара зависит от издержек на приобретение сырья, рабочей силы, отдельных компонентов товара, от издержек на транспорт, рекламу, охрану окружающей среды. Указанные затраты не могут контролироваться фирмой, но должны быть учтены при ценообразовании. Достичь этого фирма может несколькими способами.
Во-первых, с ростом затрат фирма может повысить цены на свою продукцию, перекладывая всю тяжесть от этого на потребителя.
Во-вторых, фирма может частично компенсировать рост издержек за счет своих внутренних резервов, не меняя ассортимента продукции.
В-третьих, фирма может изменить изделия (уменьшить их размер, незначительно снизить качество за счет использования более дешевого сырья), но сохранить уровень цен неизменным. Обычно это происходит при выпуске товаров массового спроса, на которые распространяются долговременные цены.
В-четвертых, фирма может усовершенствовать продукцию до такой степени, что рост цены не будет рассматриваться покупателями как чрезмерный, а скорее свяжется в сознании с повышенным комфортом, высоким качеством и престижем товара. В-пятых, с уменьшением издержек фирма может снизить цены на продукцию или оставить их неизменными, увеличив свою долю прибыли.
2. Налог на добавленную стоимость, порядок его внесения в бюджет
Налог на добавленную стоимость является чисто федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, формирующим федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.
В российском законодательстве налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.
Согласно принятой классификации НДС входит в разряд общих налогов на потребление, к числу которых также относятся многоступенчатые и одноступенчатые налоги с оборота. Налоговой базой многоступенчатого налога с оборота служит валовая стоимость товаров на каждой стадии их движения от производства до конечного потребителя. Одноступенчатые налоги это, как правило, налоги с продаж на отдельных стадиях движения товара: в обрабатывающей промышленности, оптовой торговле, розничной торговле.
Налог на добавленную стоимость вводится взамен вышеперечисленных разновидностей налога. НДС так же, как и налог с оборота, многоступенчатый, но отличается тем, служит лишь часть стоимости товаров и притом только новая, появившаяся на очередной стадии прохождения товара. Многоступенчатость предполагает обложение товаров при любом акте купли-продажи. Однако в отличие от налога с оборота, где многоступенчатость носит "каскадный характер" (т. е. налог накапливается на всех стадиях движения товара), из начисленной суммы ''выходящего" НДС разрешается вычитать НДС, уплаченный на всех предыдущих стадиях движения товаров.
Налог на добавленную стоимость косвенный многоступенчатый налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределительного циклов и кончая продажей потребителю. Объектом налога является добавленная стоимость стоимость, которую, например, производитель в обрабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения, агент рекламы, парикмахер, фермер и т. д. добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые он приобрел для создания нового изделия или услуги.
Можно построить простейшую схему, в которой фигурируют так называемые исходные товары (И) сырье, транспорт, рента, реклама и т. д. и выпускаемые товары (В).
Добавленная стоимость (ДС) может быть рассчитана как сумма выплачиваемой заработной платы (V) и получаемой прибыли (m):
ДС = V + m.
В то же время добавленную стоимость можно представить как разность сумм поступлений за проданную продукцию (В) и произведенных затрат (И).
ДС - В - И.
При расчете НДС используются четыре метода его определения:
· прямой аддитивный, или бухгалтерский;
· косвенный аддитивный;
· метод прямого вычитания;
· косвенный метод вычитания, или зачетный метод по счетам (метод, первоначально принятый в ЕЭС).
Если условно обозначить ставку налога через R, то формулы расчета налога согласно перечисленным методам будут иметь вид:
1) R (V + m) = НДС;
2) RV + Rm = НДС;
3) R (В - И) = НДС;
4) RB - КИ = НДС.
Наибольшее распространение получил четвертый метод. Его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого применяется ставка к ее компонентам (затратам и произведенной продукции).
Данный метод расчета НДС позволяет применить ставку налога непосредственно при сделке, что дает преимущества технического и юридического характера.
Первый и второй методы расчета налога, т.е. методы, основанные на балансах, требуют определения прибыли. Но поскольку в балансах компаний совершенные операции по продаже не подразделяются на виды товарной продукции в соответствии с действующими ставками налога, а также не выделяются по видам товаров закупки, то становится ясным, что в этом случае применима лишь единая ставка на добавленную стоимость. Четвертый же метод позволяет использовать дифференцированную ставку налога. Что касается третьего метода, т.е. применения ставки налога к показателю, получаемому в результате вычитания затрат из стоимости выпускаемой продукции, то он так же, как первый и второй, удобен лишь для единой ставки налога.
На практике для компаний представляется чрезвычайно неудобным рассчитывать добавляемую стоимость ежемесячно, поскольку покупки и продажи могут значительно колебаться во времени. Фирмы могут иметь большие запасы, которые изменяются в зависимости от сезонных колебаний. Таким образом, на сегодняшний день четвертый метод, или, как его еще иногда называют, "инвойсный", наиболее практичный. Налоговые обязательства могут рассчитываться еженедельно, ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Этот метод позволяет наиболее полно охватить товары и использовать более чем одну ставку.
НДС охватывает все стадии производства и продажи продукции, включая стадию розничной торговли. Однако это совсем не обязательно.
Налог на добавленную стоимость на стадии оптовой торговли это промежуточный этап распространения его на последующие стадии движения товаров. НДС в сфере обрабатывающей промышленности и импорта наиболее распространенное явление, позволяющее развивающейся экономике взимать аналог по принципу возрастающей стоимости и способствовать приспособлению торговой сферы к системе зачета. Поскольку в большинстве случаев мелкий бизнес освобождается от налога, то "де-факто" НДС становится налогом в основном на импорт и крупный бизнес в промышленности.
Сборщиком НДС является каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара до момента акта продажи (НДС добавляется к продажной цене товара, но указывается отдельно). Из выручки он вычитает НДС, который был уплачен при покупке товаров. Разница между этими налогами выплачивается государству. Смысл компенсации (зачета) НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии производства облагать данным налогом сумму заработной платы, процентов, ренты, прибыли и других факторов производства.
Продавец не несет никакого экономического бремени при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую сумму налога, которая была уплачена им поставщикам (система зачета). Смысл этого механизма состоит в том, чтобы переложить налог на конечного потребителя. Последний выплачивает этот налог в форме части конечной продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его. Поэтому НДС является налогом на потребление, бремя которого несет конечный потребитель.
В отличие от прочих видов налога с оборота НДС позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производства и распределения. При этом конечные доходы государства от этого налога не зависят от количества промежуточных производителей.
Порядок исчисления НДС, подлежащего взносу в бюджет
Действующий порядок исчисления налога на добавленную стоимость установлен в п. 18-29 разд. IX «Порядок исчисления налога» Инструкции № 39. При рассмотрении норм, предусмотренных данным разделом, можно выделить три группы отношений. К первой группе, самой распространенной, относится порядок исчисления НДС российскими налогоплательщиками, у которых возникает объект налогообложения, — условно его можно назвать общим порядком. Вторая группа относится к предприятиям, у которых местом реализации товаров (работ, услуг) не является территория РФ, но которые несут затраты на ее территории. К третьей группе относятся иностранные организации — плательщики НДС при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Расчет сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет
Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет предприятиями — производителями товаров (работ, услуг), а также заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми и другими организациями, занимающимися продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручениям (за исключением организаций розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров), определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы, товары (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
При этом необходимо отметить, что в данном случае используется безусловный принцип отнесения материальных ресурсов,выполненных работ, оказанных услуг на издержки производства и обращения. В связи с изложенным, суммы НДС, уплаченные по оказанным услугам производственного назначения, подлежат возмещению (зачету) налогоплательщикам независимо от влияния этих затрат на учет финансовых результатов деятельности».
Для данной категории плательщиков установлен единый механизм исчисления НДС. Следовательно, чтобы правильно определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, необходимо в полном объеме и своевременно рассчитать сумму:
а) НДС, полученного от покупателей;
б) НДС, уплаченного поставщикам.
3. Задача 1
Привести состав и структуру свободной розничной цены хрустальной вазы (схематично, в абсолютных показателях и %).
Известны следующие данные:
· Себестоимость хрустальной вазы-140 руб.;
· Рентабельность ее производства – 25% к себестоимости;
· Ставка акциза – 10% к оптовой цене производителя;
· ставка налога на добавленную стоимость – 20%;
· оптовая надбавка оптовых торговых организаций – 10%
· торговая надбавка – 25%.
РЕШЕНИЕ:
1) Цена оптовая производителя:
С + Р
140 + (140/100 * 25) = 175 (руб.)
2) Отпускная цена производителя:
175 + (175 * 0,1) = 192,5
ставка акциза
192,5 + НДС = 192,5 + (192,5 * 0,2) =231 (руб.)
НДС
3) Оптовая цена промышленности:
231 + (231 * 0,1) = 254,1 (руб.)
оптовая надбавка
4) Рыночная цена
254,1 + (254,1 * 0,25) = 317,63 (руб.)
торговая надбавка
Состав и структура свободной розничной цены хрустальной вазы:
|
Состав цены (в рублях) |
Структура цены (в %) |
Себестоимость |
140 |
44,1 |
Прибыль |
35 |
11,0 |
Акциз |
17,5 |
5,5 |
НДС |
38,5 |
12,1 |
Оптовая надбавка |
23,1 |
7,3 |
Торговая надбавка |
63,53 |
20,0 |
Итого |
317,63 |
100 |
4. Задача 2
1. Составьте плановую калькуляцию.
2. Определите структуру свободной отпускной цены костюма мужского шерстяного (модель 5-211).
3. Рассчитайте стоимость материалов, используя сведения в таблице.
Сырье и основные материалы |
Норма, м. |
Цена
за |
Сумма, руб. |
Ткань верха |
4,05 |
134,2 |
|
Подкладка шелковая |
1,83 |
22,1 |
|
Подкладка х/бумажная |
1,77 |
11,3 |
|
Приклад |
|
|
13,7 |
Фурнитура |
|
|
4,5 |
Плечики |
|
|
3,0 |
Корсажная тесьма |
|
|
1,0 |
Заготовительные расходы |
|
|
1,0 |
Возвратные отходы |
|
|
1,0 |
Итого |
Известны следующие данные:
· основная и дополнительная зарплата производственных рабочих – 13,5 руб.;
· дополнительная зарплата – 20% от основной зарплаты;
· отчисления на социальное страхование 37% от основой и дополнительной зарплаты;
· отчисления в фонд занятости – 1% от суммы основной и дополнительной зарплаты;
· накладные расходы – 60% от основной заработной платы производственных рабочих;
· внепроизводственные расходы – 0,2% от производственной себестоимости;
· свободная отпускная цена костюма с налогом на добавленную стоимость – 824,3 руб.;
· налог на добавленную стоимость – 20% от свободной отпускной цены (без НДС)
Решение
1. Затраты на сырьё и материалы:
627,6 – 1,1 = 626,5
2. Дополнительная зарплата рабочих:
13,5*20% = 2,7
3. Отчисления на социальное страхование:
13,5*37% = 4,995
4. Отчисления в фонд занятости:
13,5*1% = 0,135
5. Основная зарплата:
13,5 – 2,7 = 10,8
6. Накладные расходы:
10,8*60% = 6,48
7. Производственная стоимость:
626,5 + 13,5 + 6,48 + 4,995 + 0,135 = 651,61
8. Внепроизводственные расходы:
651,61*0,2% = 1,3
9. Сумма полной себестоимости (калькуляцию):
651 + 1,3 = 652,91
10. Оптовая (отпускная) цена без НДС:
824,3 / 120% = 824,3 / 1,2 = 686,92
11. Найти прибыль:
686-92 – 652,91 = 34,01 (руб.)
12. Структура отпускной цены:
Структура |
Сумма (руб.) |
% |
Сырьё и материалы |
626,5 |
76 |
Основная зарплата |
10,8 |
1,31 |
Дополнительная зарплата |
2,7 |
0,32 |
Отчисление на социальное страхование |
4,995 |
0,6 |
Отчисление в фонд занятости |
0,135 |
0,02 |
Накладные расходы |
6,48 |
0,78 |
Внепроизводственные расходы |
1,3 |
0,16 |
Надбавка |
34,01 |
4,12 |
НДС |
137,38 |
16,67 |
Итого |
824,3 |
100 |
Список используемой литературы:
1. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике. М: Дело и сервис, 2002.
2. Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование, Учебное пособие, М., 2005.
3. Цены и ценообразование. Учебник. Под. Ред. Есипова В.Е., Спб.: Питер, 2007.
4. Цены
и ценообразование. Под ред. Салимжанова И.К., М.: Проспект,
5. Салимжанов И.К. Ценообразование. Учебник. М.: Кнорус, 2007.
6. Финансовый
менеджмент. Под ред. Поляка Г.Б., М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА,