Характеристика приема разниц

        При изучении влияния явлений и процессов друг на друга в анализе финансово-хозяйственной деятельности широко применяется прием разниц (абсолютных, относительных, процентных).

        Способ абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях. Особенно эффективно применяется этот способ в том случае, если исходные данные уже содержат абсолютные отклонения по факторным показателям.

        При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в моднли.

        Способ относительных разниц, как и предыдущий, применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных и аддитивно-мультипликативных моделях. Разновидностью этого способа является прием процентных разниц. Преимущество этого способа состоит в том, что при его применении не обязательно рассчитывать уровень факторных показателей.

Характеристика материалоемкости транспортной продукции как показателя использования материальных ресурсов

        Показатель материалоемкость используется для оценки эффективности использования материальных ресурсов. Материалоемкость транспортной продукции – отношение суммы затрат на материальные ресурсы к доходу от произведенной продукции. Таким образом, материалоемкость транспортной продукции, в первую очередь зависит от объема выпуска продукции и суммы материальных затрат на ее производство.  К затратам использования транспортной продукции относятся затраты на топливо, амортизация, плата за аренду помещений для хранения транспорта и др. затраты.


Задача

        Решите задачу по исходным данным за год

Показатели

План

Фактич.

% выполнения

1. Затраты на материальные ресурсы, тыс.руб.

179,6

166,8


2. Доходы, тыс.руб.

445,0

432,0


3. Материалоемкость транспортной продукции, коп.







                             

                                                                                                                                                      

                


Необходимо:

1.      Определить по плану и фактически материалоемкость транспортной продукции.

2.      Рассчитать влияние изменения материалоемкости транспортной продукции и суммы дохода на величину затрат на материальные ресурсы; дать оценку полученным результатам.

3.      Указать факторы, обеспечивающие снижение материалоемкости продукции; особое внимание уделить факторам, зависящим от АТП.

Решение

1.       Рассчитаем искомые данные, полученные значения занесем в таблицу: 

Показатели

План

Фактич.

% выполнения

1. Затраты на материальные ресурсы, тыс.руб.

179,6

166,8

92,9

2. Доходы, тыс.руб.

445,0

432,0

97,1

3. Материалоемкость транспортной продукции, коп.

0,404

0,386

95,7





                                

         МЕ = З/Д, где МЕ – материалоемкость, З – затраты, Д – доходы.

        МЕ(план) = 179,6/445,0 = 0,404 коп. – материалоемкость по плану.

        МЕ(факт) = 166,8/432,0 = 0,386 коп. – материалоемкость фактическая.

        Охарактеризуем материалоемкость как показателя использования материальных ресурсов: материалоемкость есть отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции. Данный показатель показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы продукции. В данном примере плановая материалоемкость составляет 0,404 коп., что говорит о том, что на производство единицы транспортной продукции требуется 0,404 коп. затрат. Фактическая материалоемкость составляет 0,386 коп., т.е. на производство единицы транспортной продукции необходимо 0,386 коп. затрат. Фактическая материалоемкость меньше плановой, что является для предприятия очень хорошим показателем, т.к. фактические затраты на производство единицы продукции меньше плановых.

        2. Воспользуемся приемом процентных разностей для определения влияние изменения материалоемкости транспортной продукции и суммы дохода на величину затрат на материальные ресурсы.

        Δ З(Д) = З(план)·(Д% - 100)/100=179,6·(97,1 - 100)/100= - 5,2084;

        Δ З(МЕ) = З(план)·(МЕ% - Д%)/100 = 179,6·(95,7-97,1)/100 = - 2,5144.

        Д% - процент выполнения доходов, МЕ% - процент выполнения материалоемкости.

        Таким образом, затраты снизились на 5,2084 тыс.руб. за счет доходов и на 2,5144 тыс.руб. за счет материалоемкости. Снижение доходов за рассматриваемый период сильнее (более чем в 2 раза) повлияло на снижение затрат, нежели чем снижение материалоемкости.

        3. Фактическая материалоемкость ниже плановой на 0,018 коп. Это объясняется следующими факторами:

        - фактические затраты ниже плановых на 12,8 тыс.руб. (приблизительно на 7%);

-         модернизация производства, что позволило ускорить работу АТП;

-         улучшение качества выпускаемой продукции;

-         использование запасов производства и др. факторы.