Задача 1
Вы являетесь главным менеджером предприятия легкой промышленности. Вам поручено, используя ИСУ, изучить рынок сбыта. Как Вы это сделаете?
Решение:
На первом шаге используя ИСУ, необходимо получить следующую информацию:
1) какой вид продукции предприятия продавался;
2) когда продавался;
3) в каком объеме;
4) по каким ценам.
Это позволит выяснить структуру спроса за исследуемый период.
На втором шаге необходимо получить такую же информацию по аналогичным периодам прошлых лет. Это позволит проследить каждый показатель в динамике.
На третьем шаге необходимо исследовать взаимосвязь показателей. Например, выяснить, как объем сбыта зависит от цены, от времени года (сезонные колебания) и т.д. Имея эту информацию, можно делать вывод о сегментации потребителей и структуре их потребностей – а это и есть основные характеристики рынка сбыта.
Задача 2
Вы являетесь менеджером завода, выпускающего нити накаливания. Какую информацию о состоянии производства и выпуске продукции целесообразно ввести в ИСУ данного предприятия?
Решение:
Необходимо ввести следующие блоки информации:
1) потребность в сырье и объемы поставок сырья для производства нитей накаливания;
2) объем планового и фактического выпуска продукции;
3) набор параметров нитей накаливания и их выполнение (данные о контроле качества);
4) разбивку производства по технологическим процессам (цехам, отделениям);
5) данные об ответственности каждого технологического процесса за определенный параметр в характеристике нитей накаливания;
6) данные о потребностях в персонале и об обеспеченности персоналом в данный момент;
7) данные о потребности производственной линии в техническом уходе и ремонте, а также о техническом состоянии производственной линии в данный момент (степени износа).
Задача 3
Вам поручено сформировать программное обеспечение ИСУ. Какие программы и программные средства Вы выберите для этого?
Решение:
Набор программных средств во многом зависит от сложности задач, решаемых ИСУ, и от требуемой степени защиты информации. Однако, минимальный набор программного обеспечения должен включать базу данных и систему управления базой данных.
В качестве базы данных в самом простом случае можно использовать MS Access либо Fox Pro. Для более сложных производственных процессов можно использовать редакторы ErWin и BPWin. Однако, для большей надежности предприятиям рекомендуется разрабатывать собственные программные средства.
Задача 4
Расставьте виды ИТ в соответствии с видами обрабатываемой информации:
Данные |
Текст |
Графика |
Знания |
Объекты реального мира |
Базы данных |
Текстовые редакторы |
Графические редакторы |
Базы данных |
Информационные системы управления |
Задача 5
Вас в качестве менеджера пригласили на убыточное предприятие, чтобы помочь ему наладить эффективную работу. Какие вопросы Вы должны задать специалистам и руководству завода? Задавая вопросы, продемонстрируйте Ваши знания системного подхода при построении ИСУ.
Решение:
Системный подход предполагает рассмотрение каждого объекта (в данном случае предприятия) как системы, состоящей из подсистем. Также, в рамках данного подхода нужно рассматривать проблему – убыточность предприятия – как состоящую из подпроблем.
Значит, вопросы руководству предприятия должны быть такими:
1) От каких факторов зависит прибыльность (убыточность) предприятия (выделение подпроблем – построение дерева целей)?
2) Что конкретно нужно делать для решения каждой подпроблемы (построение дерева решений главной проблемы)?
3) Каковы должны быть показатели, при которых каждая из выделенных подпроблем и главная проблема может считаться решенной?
Получив ответы на эти вопросы, следует проектировать ИСУ, выделяя в ней подпроцессы, отвечающие за решение каждой из выделенных подпроблем и достижение заданных показателей.
Задача 6
При прежнем компонентном подходе руководство ресторана стремилось:
1. Определить оптимальные размеры производственных площадей и технологический процесс приготовления пищи.
2. Установит оптимальный характер процессов обслуживания.
3. Определить оптимальную площадь зала обслуживания и оптимальный процесс получения платы от посетителей.
При таком подходе возможности для приготовления пищи могут быть великолепными и в то же время обслуживание может оказаться весьма неудобным и неэффективным с точки зрения посетителей. Сам процесс обслуживания может быть оборудован, но зал обслуживания может быть оборудован для приема посетителей и получения платы таким образом, чтобы установленный процесс обслуживания будет нелегко сочетать с условиями работы зала обслуживания.
Что должна была предпринять администрация ресторана в подобных случаях?
Решение:
В подобных случаях администрация ресторана должна применять системный подход в проектировании процесса работы ресторана. В рамках системного подхода все компоненты процесса – приготовление пищи, обслуживание клиентов, оборудование зала и взимание платы – рассматриваются во взаимосвязи, взаимовлиянии и взаимообусловленности. Описанная проблемная ситуация как раз и заключается в том, что все компоненты невзаимосвязаны, и улучшение одного из них происходит за счет ущерба другого.
Задача 7
Президент фирмы собирает на совещание своих трех ведущих управляющих для обсуждения планов создания фирмы. Примените системный подход к этому процессу.
Решение:
Предположим, что уже решен вопрос о сфере деятельности фирмы.
Тогда, согласно системному подходу, нужно строить дерево целей:
Основная цель – получение прибыли; цели второго уровня: налаживание поставок сырья, производства и сбыта – достижение целей второго уровня приводит к достижению главной цели.
В связи с этим президенту фирмы необходимо поручить каждому из менеджеров достижение одной из целей второго уровня.
В свою очередь, каждый из менеджеров для себя определяет цели третьего уровня. Например, для налаживания поставок сырья необходимо: найти поставщиков, выбрать из них оптимальных по соотношению цена-качество-надежность, обеспечить транспорт, хранение и т.д.
После определения целей всех уровней необходимо определить конкретные действия по их достижению, начиная с целей самого низкого уровня – построение дерева решений.
В этом и заключается применение системного подхода.
Задача 8
На предприятии, менеджером которого Вы являетесь, выявлено несоответствие организационной структуры управления сообщениям о функционировании фирмы. Что необходимо соблюдать для устранения этого несоответствия.
Решение:
Для устранения этого несоответствия необходимо:
1) выделить стандартный набор функций, выполняемый сотрудниками фирмы;
2) распределить эти функции по отделам;
3) продумать систему коммуникаций между отделами.
После этого нужно следить за соблюдением следующего правила: необходимо, чтобы ни одна из функций не дублировалась разными отделами, и ни одна из функций не выпадала (т.е. все функции были закреплены за каким-нибудь отделом).
Задача 9
Вам поручено усовершенствовать процесс сбыта продукции фирмы. Выберите те сферы деятельности в области сбыта продукции, где можно ввести усовершенствования с помощью информационных систем.
Решение:
1) сбор и сортировка информации о структуре рынка: конкуренты, цены на аналогичные товары и на товары-заменители, дефицит на рынке, платежеспособность покупателей, сегментация потребителей и т.п.;
2) исследование рынка сбыта: опрос, анкетирование покупателей и т.п.
3) ведение базы данных (статистики по всем показателям процесса сбыта);
4) математическая обработка информации: анализ динамики различных показателей и их взаимосвязи.
Задача 10
Директор банка поручил Вам создать сеть ИСУ, состоящую из 7 абонентских пунктов. Постройте схему ИСУ и приведите пример такой сети.
Решение:
Наиболее эффективной будет ИСУ в виде «звезды» на основе сервера. Ее преимущество в том, что:
· сервер обеспечивает высокопроизводительную обработку запросов клиентов;
· обеспечивает работу компьютеров отделов в качестве клиента ИСУ;
· внутренние вычисления клиентов не влияют на скорость процессора сервера;
· поломка клиента не влияет на работу всей ИСУ;
· имеется единое лицо отвечающие за администрирование ресурсов ИСУ;
· обеспечивает возможность ограничения и контроля доступа к ресурсам ИСУ;
· устанавливаемый на сервер брэндмауэр, защищает ИСУ от доступа через внешние каналы связи;
· при выходе из строя сервера, имеется возможность замкнуть ИСУ в «звезду» без сервера (что правда скажется на производительности сети) или «шину».
Схема сети может выглядеть следующим образом:
|