Содержание

Введение. 3

1.  Современная концепция действия закона. 4

2. Понятие нормативно правового акта и его действие. 9

2.1. Понятие нормативно правового акта. 9

2.2. Действие нормативных актов. 16

2.2.1. Действие нормативных актов во времени. 16

2.2.2.  Действие нормативных правовых актов в пространстве. 22

2.2.3.  Действие нормативно правовых актов по  кругу лиц. 24

Заключение. 26

Список использованной литературы.. 28

Введение

Демократическое государство представляет собой по­литическую организацию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенства права во всех сферах жизни. В большинстве современ­ных государств главным источником права является закон. Этимологически слово "закон" происходит от древнерусско­го слова "кон", которое означало границу, предел чего-либо. В современной юридической науке и практике термин "закон" употребляют двояко —. как юридический норматив­ный акт высшего органа власти, принятый в особом поряд­ке парламентом (или с помощью плебисцита), и как норма­тивный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим пред­ставительным органом государственной власти или непос­редственно народом и регулирующий наиболее важные об­щественные отношения.

Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на опре­деленный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до ут­раты ими силы.

Целью работы является  изучение действия нормативно правовых  актов.

Задачами работы является :

- изучение вопросов связанных с действием  нормативных актов  в пространстве, во времени, по кругу лиц,

- изучение проблем связанных с действием  нормативных актов  в чрезвычайных ситуациях.

1.  Современная концепция действия закона

Не менее важны ценности закона, которые воспринимаются, усваиваются или отторгаются, деформируются. Отношение к закону, его престиж, иными словами, самый дух законности в обществе, не являются неизменным.

Мировое сообщество в конце XX в., думается, вполне от­четливо осознало полезность и необходимость сугубо легаль­ных процедур развития, функционирования и разрешения проблем. К такому признанию приводит многие страны непро­стая эволюция юридического сознания, с одной стороны, правильно воспринимается потребность в деловом международ­ном общении, основанном на утверждении и реализации соче­таемых норм международного и национального права,— с дру­гой. Мировое сообщество видит путь и спасение от угрозы войн. экологических и иных бедствий, к всеобщему благополучию в строгом следовании императиву, который мы сформулировали бы так: «Реализуемый закон как выражение согласия всегда лучше насильственно навязываемой воли». Сложно и противоречиво протекают эти процессы в пашем обществе, которое никогда не характеризовалось, к сожалению, прочным юридическим фундаментом. И горьки уроки прошло­го. Каковы же они? Не сформировалось представление о реа­лизации закона, как способа существования общества, функ­ционирования государственных институтов, развития эконо­мики, культуры. Ввиду тонкого правового «слоя» и явной «нехватки» законов в правовой системе не выработалась по­требность создавать механизм реализации именно законов[1].

Действие закона — и в теории - и на практике — восприни­малось скорее как сообразование своих интересов с общей во­лей, которая в нем выражена. «Воля закона» легко пробивала тонкую сеть человеческих интересов, нередко подавляя их и подчиняя своему вектору движения. А одностороннее понима­ние реализации закона с помощью каких-либо отдельных средств (мер принуждения, длинной цепи правоприменитель­ных актов, организационной перестройки и т. д.) неизбежно ограничивало спектр его действия.

Действие закона есть организуемый процесс перевода его норм в реальное поведение граждан и функционирование институтов общества, протекающий циклически, системно, с использованием комплекса средств для достижения его цели и преобразования общественных отношений.

Действие закона отличается от реализации других форм права своей значительностью, приоритетом, известной усложненностью процедур. Подобное различение целиком вы­текает из охарактеризованной выше специфики законов как первичных актов высшей юридической силы в правовой си­стеме. Понятием реализации закона охва­тить как бы несколько его уровней. Это — норма закона, это — правовой институт, это — закон в целом, это — отрасль или комплекс законодательства, это — законодательство в целом. Сознавая сложность поставленной задачи, решение которой в полном объеме требует специальных исследований, отметим в предварительном порядке необходимость различать больший или меньший объем средств, требующихся для разных видов реализации, временной радиус действия, неодинаковый харак­тер возникающих правоотношений (однородных или смешан­ных), различные критерии оценки эффективности[2].

Перестройка законодательства в современных условиях по-новому ставит вопрос о соотношении законов федерации и республик. Сознавая самостоятельность данной проблемы, от­метим в рамках интересующей нас темы два обстоятельства. Одно из них связано с привычной трактовкой основ и зако­нов как актов непрямого действия, требующих-де для своей реализации издания серил конкретизирующих актов.

Что же представляет собой действие законов? Полагаем целесообразным помнить прежде всего о последовательности со­вершаемых действий, о той логике познания закона и динами­ки его осуществления, которую должен постигнуть каждый. Ес­тественно, первое звено в подвижной цепи — информирован­ность и знание закола, далее следует комплекс социально-пси­хологических изменений, т. е. перемены в собственно челове­ческом факторе «законоположения». Затем — принятие реше­ний «во исполнение» закона, потом, конечно, совершение дей­ствий, поступков либо воздержание от запрещенных действий. Наконец, контроль за реализацией закона и оценка ее эффек­тивности и коррекция правового и в целом общественного по­ведения[3].

Действие закона есть осуществляемые циклы его реали­зации, которые совершаются регулярно, постоянно, воспроиз­водя в образах действительности законоположения. Возможен короткий радиус реализации для одной или нескольких норм, которые могут быстрее исчерпать себя. Будет решена задача, в т,  ч.  и с помощью  норм.   Другой,  более удлиненный радиус действия закона имеет «исторические границы», когда исчезает объект правового регулирования.

Было бы правильным рассматривать действие зако­на не только через призму привычных понятий времени в про­странства, достаточно полно раскрытых в юридической лите­ратуре XIX—XX вв. Познание действия закона как процесса, адекватно отображающего происходящие в обществе процес­сы, а не реализуемого самого по себе, позволяет увидеть в реа­лизации своего рода «приливы» и «отливы», периоды наиболь­шего или наименьшего внимания и заинтересованности обще­ства в осуществлении законоположений, периоды «штиля», со­циального затишья и безразличия[4].

Масштабная и динамичная законодательная деятельность в нашей стране дает основание сделать вывод: закон должен действовать постоянно, причем его действие может протекать ритмично или неритмично, в соответствии с общим пульсом: страны, тонусом международной среды. Но всегда его надо вос­принимать как присутствие духа и образа закона в наших мыс­лях и деяниях.

Понять и  ощутить все это можно лишь находясь на почве комплексного применения разных средств реализации закона. Да, его действие протекает не односторонне, а затрагивает мно­гие стороны общественного сознания и поведения, различные грани жизни общества. И мы хотим поэтому пояснить целесо­образность осознанного и умелого использования не отдель­ных, а целого ряда средств, способов. О каких же элементах действия закона идет речь?

Во-первых, о юридических средствах, о своеобразном нормативно-применительном блоке упомянутого комплекса, вклю­чающего в себя как нормотворчество, так и правоприменение. Во-вторых, об институциональных, организационно-управленческих средствах, которые как бы структурируют процесс вы­полнения закона. В-третьих об использовании права гражда­нами, точнее говоря, о саморегуляции поведения на основе за­кона. В-четвертых, о правозащитных процедурах. В-пятых, об экономических средствах, т. е. использовании финансовых, це­новых, налоговых, и иных методов. В-шестых, о материально-вещественных средствах.

Эти эле­менты могут по-разному проявлять себя и иметь неодинаковый удельный вес в тех или иных периодах исторического развития. Но в любом случае поиск их оправданного и  гибкого равнове­сия необходим.

В обществе постоянно меняется соотношение организующих ж стихийных начал в процессе реализации закона, и по этой причине механизм его действия может охватывать преимущест­венно управленческое и самоуправленческое начала, использо­вание которых должно учитывать и явления стихийности. Пы­таясь глубже понять существующие между ними зависимости, отметим влияние на них конкретно-исторических условий.

С точки зрения внутреннего развития нельзя конструиро­вать механизм действия закона абстрактно, без учета динамики общественного развития. Его теоретическая модель, которую мы попытались обосновать выше, по-разному может быть воп­лощена в жизни[5]. В условиях перестройки и очевидной неопре­деленности переходного периода приходится создавать и совер­шенствовать как управленческий блок с сильными правоза­щитными процедурами, так и развивать блок «самореализа­ции», одновременно сдерживая, парализуя стихийное начало, приобретшее такие экстремальные формы выражения. И можно предвидеть лишь в перспективе, что по мере упрочения нормаль­ных и новых условий в механизме действия закона будут пре­обладать элементы саморегуляции, уменьшаться удельный вес элементов громоздкого организационного обеспечения, сужать­ся поле проявления стихийности.

 

2. Понятие нормативно правового акта и его действие.

 

2.1. Понятие нормативно правового акта.

Нормативно – правовые акта являются основной  и наиболее совершенной формой современного права их большой удельный вес  по сравнению с другими формами  связан прежде всего  с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений[6]. Кроме того, их широкому использованию помогают такие качества, как способность централизованно  регулировать различные отношения, быстро реагировать на  изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально – письменная форма нормативно – правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.

Нормативные акты обладают рядом характерных признаков которыми отличаются от всех иных правовых актов. Это:

1.                                           нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства, а так же уполномоченных на то общественных организаций и объединений;

2.                                           они содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы)

3.                                           содержащиеся в них предписания являются  выражением государственной воли;

4.                                           принимаются и реализуются в  особом процессуальном порядке;

5.                                           направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время как акты  применения норм  права касаются  в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств;

6.                                           нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к  неопределенно большому числу субъектов.

Таким образом нормативно – правовой акт – это документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Это акты устанавливающие  нормы права, вводящие их в действие изменяющие или отменяющие правила общего характера.[7]

Нормативный правовой акт - это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену.

Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах права. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:

1.Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2.Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3.Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4.Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Нормативно-правовые акты классифицируются по разным критериям:

По времени действия:

- определенно срочные;

- неопределенно срочные.

По юридической силе:

-законы;

подзаконные нормативные акты.

Закон-это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы принимаются в особом порядке высшими органами власти государства или непосредственно народом в ходе референдума. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т.п. Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. Роль законов в особенности возрастает в период преобразований общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс.

Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой. Это означает, что:

1.все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует последний ;

2.законы не подлежат утверждению со стороны какого-нибудь другого органа;

3.никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманности  : человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, глупых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение не возможно без оснований, указанных в законе.

Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты - всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковать уже действующие нормы права.

Закон - это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке.

Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой  нормативный правовой акт, выражающий  государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.[8]

Закон обладает высшей юридической силой. Отсюда следует, что закону присущи следующие черты:

1) это акт представительных (законодательных) органов государственной власти или акт, принятый всенародным голосованием (референдумом);

2) он регулирует наиболее важные общественные отношения, например, права и обязанности личности, отношения собственности, устройство государства и т.д.;

3) закон принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса;

4) обладает верховенством в правовой системе государства.

Верховенство закона, его высшая юридическая сила означает, что при принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с законом, а в случае противоречия закону любой акт может быть опротестован или отменен. Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти.

Все нормативно-правовые акты носят официальный характер, поскольку они издаются государством или отдельным его органом. В связи с этим они обладают юридической силой. Юридическая сила-это специфическая особенность нормативно-правовых актов, которая раскрывает их соотношение и зависимость по формальной обязательности и определяется местом правотворческого органа в аппарате государства. Они носят властный характер и издаются в пределах компетенции того или иного государственного органа или всенародных или местных референдумов; должны иметь правовой характер, отвечать Конституции, принципам правового государства и гражданского общества или актам всенародного референдума.

Нормативный правовой акт выступает необходимой формой взаимосвязи между законодателем и исполнителем, между абстрактными моделями правового регулирования и конкретными субъектами права. Письменная форма, четкость изложения делают его доступным и понятным для граждан, легитимность и стабильность создают основу для обеспечения законности и правопорядка.

Среди законов высшую юридическую силу имеет конституция, на основе которой издаются другие законы и иные нормативные правовые акты. Никакой акт государства не может противоречить конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие).

 Конституционные законы  закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для  текущего законодательства. К ним относятся  Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения.

Этим законам присущи следующие особенности:

1) они обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами;

2) принимаются в особом порядке - квалифицированным большинством, т.е. заранее установленным повышенным кворумом при голосовании. В России, например, за федеральный конституционный закон должны проголосовать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации от их списочного состава. В то время как для принятия обыкновенного закона достаточно простое большинство голосов в обеих палатах (50% плюс один голос)

3) Глава государства не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечении определенного срока (в России - в течение 14 дней) подписать закон и обнародовать его.

Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов в обществе. Конституция как акт обладающий высшей юридической силой, составляет  нормативную базу всего текущего законодательства.

Обыкновенные (текущие)законы принимаются на основе и во исполнение  конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной  жизни страны.

Текущие законы делятся на органические и чрезвычайные

Органические (кодифицированные) законы – регулируют определенную сферу общественных отношений, это различные кодексы.

Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются  при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер[9].

Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию,  неопубликованные законы не могут применяться.

К подзаконным нормативным правовым актам относятся все нормативные правовые акты, принятые иными, кроме законодательных, уполномоченными на то органами государственной власти[10]. Примерами таких нормативных правовых актов могут служить указы Президента. Они не могут противоречить Конституции и законам. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются и другими органами государства - правительством, местными органами государственной власти и иными органами. Они также не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент). К подзаконным актам относятся так же  и акты центральных органов исполнительной власти - министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также акты глав местной администрации и исполнительных органов субъектов Федерации.

Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

 

2.2. Действие нормативных актов

2.2.1. Действие нормативных актов во времени

Действие во времени связано с вступлением нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Можно выделить несколько вариантов вступления  нормативно-правовых актов в действие.

Во – первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта является истечение определенного срока после его официального опубликования. Так федеральные законы и нормативные акты  федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а каты Президента РФ, имеющие нормативный характер по истечении семи дней после их первого официального опубликования.

Во – вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования если иное не определено самим актом.

В – третьих, время вступления нормативного акта  может быть указано в нем самом.

В – четвертых, те нормативные акты,  которые не публикуются, а рассылающие в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие  с момента их получения соответствующими ведомствами и учреждениям, если в самих актах не указан иной срок  введения их в действие[11].

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:

1.          истечение срока действия, на который был принят тот или иной нормативный акт

2.          в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом

3.          в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Вновь принятый нормативный правовой акт, как правило, распространяет свое действие на  те общественные отношения,  которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключение:

-               когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются  на общественные отношения, возникшие до его принятия;

-               когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;

-               когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.

В каждом государстве дей­ствуют нормы о порядке опубликования и вступления в силу законов и дру­гих актов. В России — это Закон от 24 октября 1990 г. № 263-1 «О дейст­вии актов органов Союза ССР на территории РСФСР»; Федеральный закон от L4 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу феде­ральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Фе­дерального Собрания» (принят ГД ФС Российской Федерации 25 мая 1994 г.); Федеральный загон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступле­ния в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (принят ГД ФС 6 февраля 1998 г.); постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов феде­ральных органов исполнительной власти и их государственной регистра­ции» В соответствии с Федеральным законом, принятым Государственной Ду­мой 25 мая 1994 г., на территории Российской Федерации применяются толь­ко те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты па­лат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конститу­ционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписа­ния Президентом Российской Федерации:

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. Официальным опубликованием федерального конституционного зако­на, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собра­нии законодательства Российской Федерации».[12]

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубли­кования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты па­лат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по те­левидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.[13]

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты па­лат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей терри­тории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не .установлен другой порядок вступления их в силу.

«Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Феде­рального  Собрания,  указы и распоряжения  Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о  толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений пере­численных актов[14].

«Собрание законодательства Российской Федерации» состоит из пяти .разделов:

в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;

во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;

в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Пра­вительства Российской Федерации;

в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Рос­сийской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, норматив­ных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.[15]

При публикации федерального конституционного закона и федерально­го закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобре­ния) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

Часто принимаются специальные постановления о введении акта в дей­ствие, которые имеют серьезное, хотя и вспомогательное значение. В них; могут содержаться поручения правительству о разработке подзаконных ак­тов, конкретизирующих закон, о приведении в соответствие с законом всех других актов; приводиться перечни актов, которые утрачивают силу; давать­ся указания о судьбе отношений, сложившихся до вступления вновь приня­того акта в силу; определяться круг субъектов, уполномоченных (временно или постоянно) совершать сделки на основе принятого акта. Постановления могут также обязать определенные органы и должностных лиц содействовать развитию новых правоотношений, дать иные поручения.

Акты, не имеющие общего значения, могут быть не опубликованы, а направлены соответствующим органам и организациям для доведения сведения всех учреждений и лиц, на которых распространяется их дейст­вие. Эти акты вступают в силу с момента получения их государственными органами и общественными организациями, если не установлен иной срок введения их в действие.

Для практических работников иногда очень важно ознакомиться не только с самим нормативным актом, но и с материалами по его обсужде­нию. Чтобы правильно истолковать закон, приходится, например, обра­щаться к альтернативным проектам и предложениям по отдельным стать­ям, высказанным депутатами. Поэтом' надо смотреть стенографические отчеты открытых заседаний законодательных органов.

Постановления и распоряжения правительства, носящие нормативный характер, приобретают силу с того срока, который в них указан. Если же такое указание отсутствует, то с момента их принятия. Такой порядок ус­тановлен в большинстве государств, хотя могут быть и иные правила.

Нормативные акты центральных ведомств вводятся в действие с мо­мента их принятия или по получении адресатами.

Не урегулирован должным образом порядок вступления в силу реше­ний представительных органов на местах, а также решений и распоряже­ний местной администрации, приказов руководителей отделов и управле­ний, нормативных актов руководителей предприятий, учреждений, организаций. Практически они вступают в силу с момента их принятия. Решения по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями вступают в силу с момента их опубликования или оповеще­ния населения по радио, телевидению.

Существует три способа прекращения действия нормативных актов во времени:

a) указать срок, в течение которого акт будет действовать, и не продле­вать его;

б) отменить данный акт:

в) заменить данный акт другим, регулирующим фактически те же во­просы[16].

К сожалению, последний способ получил значительное распростране­ние. Поскольку при этом перечни актов, утративших силу, не составляют­ся или составляются с опозданием, практика поставлена в затруднитель­ное положение. Из общих правил действия нормативных актов во времени есть два исключения. Иногда (скорее, в сфере гражданского права) отме­ненные акты продолжают как бы регулировать существующие отношения, так как необходим определенный срок для их приведения в соответствие с новым законодательством. Это так называемое переживание нормативно­го акта. И, наоборот, иногда вновь принятый нормативный акт (в виде ис­ключения) распространяет свое действие на отношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. Это обратная сторона закона. Об­ратная сила закона придается только законодателем. Произвол в этом деле недопустим. По общему правилу обратную силу приобретает закон, устра­няющий наказуемость деяния или смягчающий наказание.

 

2.2.2.  Действие нормативных правовых актов в пространстве

Действие нормативных правовых актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципа.

Территориальный принцип предполагает действие  нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных  границ деятельности   правотворческого органа.

Под государственной территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах  государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушные пространства над ними, территории посольств, военных и иных  кораблей в открытом море, летательные аппараты[17].

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за  пределы территории его юрисдикции.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования акта. Нормативные акты распространяются на всех лиц,  находящихся на территории юрисдикции  правотворческого органа. Исключение составляют:

Во – первых, действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на  лиц находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей;

Во – вторых, адресность нормативных актов производна  от их содержания и назначения. Так некоторые акты могут иметь значение  для индивидуальных или коллективных субъектов, находящихся не территории юрисдикционного органа. Другие нормативные правовые акты могут иметь ограниченную значимость  и адресоваться лишь конкретной категории лиц ( пенсионеры, военнослужащие)

В – третьих, свои особенности имеет действие  нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

-               им не предоставляются некоторые права  и не возлагаются некоторые обязанности

-               представители иностранных государств (главы государств,  и правительств, дипломатический персонал посольств) наделяются правом дипломатического иммунитета.

 Действие нормативных актов в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. К ней относятся зем­ная территория, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, во­енных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных ап­паратов над территорией, не входящей в состав другого государства. Тер­риториальные   пределы   действия   нормативных   актов    проявляют суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательст­во применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных согла­шениях с зарубежными государствами. Международными договорами ре­гулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых ак­тов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств). В федеративных государ­ствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловле­ны внутриполитическими отношениями. В качестве общего правила нормативные акты членов федерации действуют на собственной территории, акты местных органов власти и управления — на управляемой ими терри­тории. Однако распространено и другое юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц, признаются в качестве таковых на территории других. Столкновения нормативных актов равноправных (однопорядювых) органов решаются на  основе коллизионных норм, установленных федеральными властями. Коллизионные нормы существуют также на случай столкновения актов, изданных в разное время, в разном объеме, разными органами.

2.2.3.  Действие нормативно правовых актов по  кругу лиц

Действие но кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы  действия того или иного акта. Но из данного правила есть три исключения Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатичес­ких и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатичес­ким иммунитетом), и, следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уго­ловного законодательства и законодательства об административных право­нарушениях.

Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные ли­ца и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и сво­бод наряду с гражданами, в некоторых правоотношениях не могут высту­пать носителями прав. Они не могут, например, избирать и  быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел.

В-третьих, некоторые нормативные акты, например, предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказа­ние по нормам иностранного законодательства или нет.

Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определен­ные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.

Заключение

Все нормативно-правовые акты действуют в рамках, очерченных во времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц. Установление этих границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.

Определяя границы действия нормативных актов во времени, Г. Ф. Шершеневич был прав, когда писал, что «закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении».

Можно выделить несколько вариантов вступления  нормативно-правовых актов в действие.

Во – первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта является истечение определенного срока после его официального опубликования. Так федеральные законы и нормативные акты  федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а каты Президента РФ, имеющие нормативный характер по истечении семи дней после их первого официального опубликования.

Во – вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования если иное не определено самим актом.

В – третьих, время вступления нормативного акта  может быть указано в нем самом.

В – четвертых, те нормативные акты,  которые не публикуются, а рассылающие в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие  с момента их получения соответствующими ведомствами и учреждениям, если в самих актах не указан иной срок  введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:

4.          истечение срока действия, на который был принят тот или иной нормативный акт

5.          в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом

6.          в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Вновь принятый нормативный правовой акт, как правило, распространяет свое действие на  те общественные отношения,  которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключение:

-               когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются  на общественные отношения, возникшие до его принятия;

-               когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;

-               когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.

Действие нормативных правовых актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципа.

Территориальный принцип предполагает действие  нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных  границ деятельности   правотворческого органа.

Список использованной литературы

1.          Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. – Свердловск, 1973. Т.2

2.          Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени. // Советское государство и право. – 1991. - №2.

3.          Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социального прогнозирования. – М., 1993.

4.          Гайман Р. И. Действие права. – Автореф…дис.канд.юрид.наук. – М., 1992. – 42 с.

5.          Завадская Л. Механизм реализации права. – М.: Наука, 1992. – 288 с.

6.          Иванова Г.П. Право и закон. - Автореф…дис.канд.юрид.наук. –Л, 1983. – 18 с

7.          Конституция. Закон. Подзаконные акты. – М., 2000

8.          Ленчик В.А. Механизм  действия права. - Автореф…дис.канд.юрид.наук. –М., 2002. – 20 с.

9.          Марченко М.Н. Форма права: проблемы понятия и значение. // Вестник МГУ. Серия право. 2002. №1

10.     Муромцев  Т.И.  Источники права (Теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. 1992.  №2

11.     Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М., 2000

12.     Спенсер Г. Грехи законодателей. // Социологические исследования. 1992. №2.

13.     Тихомиров Ю.А. Правовые акты. – М., 1999.-380 с.

14.     Тихомиров Ю.А. Действие правовых актов. – М., 1992. – 198 с.

15.     Тихомиров Ю.А.Теория закона. – М., 1982. – 215 с.


[1] Тихомиров Ю.А. Действие правовых актов. – М., 1992. – С. 14

[2] Тихомиров Ю.А. Правовые акты. – М., 1999.- С. 156

[3] Тихомиров Ю.А. Действие правовых актов. – М., 1992. – С. 18

[4] Тихомиров Ю.А. Правовые акты. – М., 1999.- С. 159

[5]Гайман Р. И. Действие права. – Автореф…дис.канд.юрид.наук. – М., 1992. – С. 5

[6] Гайман Р. И. Действие права. – Автореф…дис.канд.юрид.наук. – М., 1992. – С. 11

[7] Тихомиров Ю.А.Теория закона. – М., 1982. – С. 24

[8] Тихомиров Ю.А.Теория закона. – М., 1982. – С. 31

[9] Тихомиров Ю.А.Теория закона. – М., 1982. – С. 34

[10] Ленчик В.А. Механизм  действия права. - Автореф…дис.канд.юрид.наук. –М., 2002. – С. 6

[11] Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени. // Советское государство и право. – 1991. - №2. – С. 24

[12]Тихомиров Ю.А. Правовые акты. – М., 1999.-С. 24

[13] Гайман Р. И. Действие права. – Автореф…дис.канд.юрид.наук. – М., 1992. – С. 12

[14] Тихомиров Ю.А. Действие правовых актов. – М., 1992. – С. 36

[15] Тихомиров Ю.А. Правовые акты. – М., 1999.-С. 36

[16] Ленчик В.А. Механизм  действия права. - Автореф…дис.канд.юрид.наук. –М., 2002. – С. 11

[17] Гайман Р. И. Действие права. – Автореф…дис.канд.юрид.наук. – М., 1992. – С. 13