Содержание:

Введение

1.Теоретические основы финансового планирования деятельности предприятия. 3

1.1. Финансовое планирование в системе финансового менеджмента. 3

1.2. Современные способы и методы финансового планирования организации. 16

1.3. Особенности финансового планирования государственных учреждений. 26

2. Анализ системы финансового планирования деятельности Сибирской ВГЧС……………………………………………………………….

2.1. Экономическая характеристика организации……………..

2.2. Оценка системы планирования финансовых показателей…

2.3. Анализ взаимосвязи финансовых показателей деятельности организации…...............................................................................................

3. Совершенствование системы финансового планирования в Сибирской ВГЧС………………………………………………………………..

3.1. Планирование финансовых показателей деятельности организации на 2005 г……………………………………….

3.2. Основные направления совершенствования системы финансового планирования организации……………………

Заключение………………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………

1.Теоретические основы финансового планирования деятельности предприятия.

1.1. Финансовое планирование в системе финансового менеджмента.


Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике.

Управление финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимосвязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.[15,56]

То есть другими словами, управление финансами это действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.

Намеченная финансовая политика может быть успешно реализована только при научной организации процесса управления финансами.

По своему содержанию процесс управления финансами - это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой. Формы финансовых отношений - это законодательно оформленные в виде нормативных актов объективные финансовые отношения (например, финансовые отношения государства с предприятиями организованы в формах различных налогов, положений о государственном финансировании и т.п.). Из содержания процесса управления финансами видно, что финансы могут быть как объектом, так и субъектом управления.

Объектом управления финансы являются тогда, когда осуществляются такие стадии управления как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений.

Субъектом управления финансы являются тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений.

В управлении финансами, как и в других управленческих системах, выделяются субъекты и объекты управления:

Объекты - разнообразные виды финансовых отношений;

Субъекты - финансовые органы.

Целью управления финансами является достижение финансовой устойчивости и независимости, проявляющихся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты и, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. [20,94]

Можно выделить следующие элементы  управления финансами:

n финансовое планирование, назначение которого сводится к разработке системы финансовых планов экономического и социального развития страны, регионов и отдельных хозяйствующих субъектов и соответствующих финансовых отношений на основе научного обоснования процесса движения финансовых ресурсов на определенный период;

n прогнозирование, имеющее концептуальное значение, так как на его основе разрабатываются и формируются возможные сценарии формирования финансовых ресурсов страны и их эффективного использования с учетом концепций развития финансовых отношений, в результате чего определяются конкретные программы по решению наиболее острых социальных и экономических проблем;

n финансовое регулирование, направленное на формирование и поддержание конкурентной среды, стимулирующей экономическое развитие и ограничение монополизации рынка;

n финансовый контроль, сущность которого сводится к обеспечению выполнения всеми хозяйствующими субъектами законодательно-правовых норм действующего законодательства, выявлению и предотвращению возможных нарушений и разработке предложений по совершенствованию нормативной, правовой и законодательной базы с целью обеспечения устойчивого функционирования финансовой системы;

n финансовое законодательство, которое служит нормативно-правовым обеспечением финансовой политики и мер по ее реализации;

n система методов мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающая совершенствование и развитие рациональных форм изъятия части доходов, получаемых субъектами экономики для реализации целей государства.

Организация процесса управления финансами включает в себя три основные стадии:

При реализации первой стадии осуществляется выработка (создание) форм финансовых отношений, их совершенствование - финансовое право, положения которого направлены на создание определенного финансового механизма.

Различают два основных метода организации форм финансовых отношений: наделение форм финансовых отношений финансовыми стимулами, которые представляют собой возможность той или иной формы финансовых отношений материально воздействовать на деятельность субъектов экономики с целью заинтересовать их в наилучших результатах своей работы (примером подобного финансового стимулирования могут служить предоставляемые налоговые льготы); наделение форм финансовых отношений нормативами (тарифы, ставки), обеспечивающими реальность и результативность мер финансового воздействия на экономические процессы.

Вторая стадия заключается в   практическом применении (реализации) форм финансовых отношений - финансовая деятельность, включающая в себя составление и исполнение финансовых планов и прогнозов с целью определения источников и оптимального объема денежных  доходов, их рационального распределения и использования и выявления возможностей увеличения доходов и сокращения расходов.

На третьей стадии управления финансами проводится финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными органами, главной функциональной задачей которых является не только проверка соблюдения установленных форм и методов финансовых отношений, но и подготовка обоснований для их совершенствования, в результате изучения их эффективности.

Субъективная деятельность в области организации процесса управления финансами может приводить как к положительным, так и к отрицательным последствиям в экономике страны. И те, и другие важно выявлять на ранней стадии их проявления, дабы расширить круг влияния положительных и восполнить потери, вызванные существованием отрицательных результатов финансового воздействия на ход экономических процессов. Поэтому очень важным в процессе управления финансами является создание системы специальных органов, в компетенцию которых и входит решение подобных вопросов. [29,62]

Совокупность органов, осуществляющих управление финансами можно подразделить на три основные группы:

1.органы общего управления финансами, осуществляющие стратегическое управление

2 органы оперативного управления финансами

3. органы отраслевого управления финансами

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы законодательной власти и управления:

à     Президент Российской Федерации (администрация президента) - регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом.

à     Парламент РФ (Федеральное Собрание состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) - устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство.

à     Правительство РФ - рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами.

Центральным органом, осуществляющим оперативное управление и реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ и его органы на местах. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политик в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Основные задачи Министерства финансов:

- Совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

- Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

- Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

- Разработка проекта федерального бюджета;

- Составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

- Разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.

Министерство финансов в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

·     подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ;

·     участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на перспективу;

·     участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики;

·     участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной, инвестиционной политик;

·     разрабатывает проекты федерального бюджета и составляет прогнозы консолидированного бюджета РФ;

·     осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и др.

В настоящее время в центральном аппарате Министерства финансов функционируют следующие подразделения:

Департамент бюджетной политики, разрабатывающий политику в области доходов и расходов бюджетной системы, составляющий проект федерального бюджета и организующий его исполнение;

Департамент отраслевого финансирования;

Департамент межбюджетных отношений, который регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;

Департамент управления государственным внутренним долгом, осуществляющий эмиссию внутренних государственных займов, выплату процентов по ним и их погашение;

Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов...

Важное подразделение Министерства финансов - Главное управление федерального казначейства, которое отвечает за кассовое исполнение бюджета. [29,81]

Министерство по налогам и сборам РФ и его органы на местах - налоговые инспекции, осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов, других платежей.

Министерство государственного имущества РФ организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продаж).

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участков фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджет.

Система Центрального банка РФ является важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Центральный банк наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов (коммерческих банков).

Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный орган - Счетная палата РФ, назначением которой является контроль за федеральными денежными средствами. Она не зависима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

В субъектах Федерации и их административно-территориальных и муниципальных образованиях проведение финансовой политики осуществляют соответствующие финансовые учреждения (Минфин республик в составе РФ (89), Управление финансов на местах (городские, районные отделы). [9,125]

К органам отраслевого управления финансами относятся финансовые управления, финансовые отделы министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.

Любое предприятие - центр относительно автономных решений. Эти решения имеют различную природу и масштабы в зависимости от того, идет ли речь о достижении долгосрочных целей, их конкретизации в стратегии предприятия, или о кратковременной адаптации к условиям внешней среды, рыночной конъюнктуры. Но в любом случае сделанный выбор и принятые решения будут иметь финансовые последствия, которые необходимо прогнозировать. Именно прогнозируемые финансовые последствия способны оказаться критерием выбора тех или иных вариантов поведения предприятия.

Таким образом, самостоятельное функционирование хозяйствующих субъектов в условиях рынка требует от них значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличивает объем и усложняет характер управленческих мероприятий. Существенно возрастает и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. И в результате все большее значение приобретает финансовый менеджмент, обеспечивающий устойчивое управление финансово-хозяйственной деятельностью в условиях динамично меняющейся среды.

Финансовый менеджмент на предприятии представляет собой динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой управленческие действия, направленные на выявление проблем, поиск и организацию выполнения принятых решений.

В качестве своей ключевой задачи финансовый менеджмент имеет эффективное достижение целей предприятия, исключающее нерациональные затраты времени, ресурсов и талантов. В соответствии с поставленной целью в процессе управления деятельностью предприятия устанавливаются промежуточные задачи по активизации работников всех подразделений предприятия по контролю за движением и использованием всех его ресурсов. Для этого производится глубокий анализ проблем во всех сферах и областях деятельности предприятия, и выделяются те, которые требуют наибольшего внимания и усилий, так как являются главными факторами достижения желаемых результатов. [37,225]

 Также задачами финансового менеджмента в условиях перехода на рыночные отношения является - эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности, а именно:

- изыскание источников финансовых ресурсов для развития предприятия;

- предложение наиболее эффективного пути использования ресурсов;

- обеспечение финансовыми ресурсами предприятия в любой момент и в нужном объеме.

Цели и задачи финансового менеджмента являются отправным моментом для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Другими словами финансовый менеджмент реализуется через выполнение ряда управленческих действий, имеющих название функций управления, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности, сферы деятельности и т.д.) того или иного предприятия.

К общим функциям финансового менеджмента относятся:

Планирование - это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов деятельности предприятия. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. То есть объектами финансового планирования на предприятиях являются финансовые ресурсы и финансовые отношения, опосредующие их движение.  Соответственно планирование включает:

n установление целей и задач;

n разработку стратегии, программ и планов для достижения целей;

n определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

n доведение планов до сведения всех, кто должен участвовать в их выполнении и несет ответственность за их реализацию;

n составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития предприятия, рассматриваемого в тесном взаимодействии с окружающей средой.

Вторая функция финансового менеджмента - организовывание, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д. Организовать - значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.

Мотивация - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих на предприятии, и побудить их к эффективному труду для выполнения целей, определенных планом.

Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование и создание условий для проявления творческого потенциала работников. [2.156]

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы предприятия. В ней выделяют два основных направления: контроль за выполнением работ, намеченных планом и, принятие мер по коррекции всех значительных отклонений от плана. 

Главные инструменты выполнения этой функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. Эффективно поставленный контроль должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым.

Координация - это функция процесса управления на предприятии, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть различным, так как зависит от координируемых процессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях и собраниях. 

Планирование и прогнозирование - важнейшие элементы сознательного управления экономическими и социальными процессами.

Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций, как и результативность многих хозяйственных решений, достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования, которые являются частью экономического и социального планирования.

Эти два понятия нередко отождествляются, но фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов. Посредством финансового планирования конкретизируются намечаемые прогнозы, определяются конкретные пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

Таким образом, финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. В более глубоком смысле финансовое планирование - это совокупность мероприятий, связанных с планомерным образованием и использование фондов денежных средств.

Его объектом в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, иногда круг или отдельные финансовые операции.

В период становления и развития финансового планирования в СССР был сделан акцент на поиск источников финансирования, решающих заданий народнохозяйственных планов. Кроме того, финансовое планирование как важный рычаг административно-командной системы умело использовалось для укрепления господствующей роли государства в экономике, централизации в его руках значительной доли материальных и финансовых ресурсов, при этом большинство финансовых заданий носили директивный характер, зависимость финансовых возможностей от финансовых результатов деятельности, размеров доходов была весьма низкой.

Это отрицательно сказалось на развитии общественных процессов, их регулировании с учетом реальных возможностей, а также результативности принимаемых решений и конечных результатов.

Рыночные отношения также базируются на финансовом планировании, но рынок коренным образом изменяет его характер, содержание и назначение, так как на макроуровне возникает объективная потребность в финансовом планировании, как в научной основе принятия решений в области развития экономики и социальной сферы всей страны, отдельных регионов, отраслей. При этом важное значение придается их финансовому обеспечению, то есть определению источников финансирования, прогнозирования объема и структуры расходов и конечных результатов. Таким образом, финансовое планирование и прогнозирование становятся важным элементом государственного регулирования общественных процессов. С их помощью прогнозируется и в последствии реализуется финансовая политика государства в конкретном периоде.

В условиях рынка возрастает значимость финансового планирования и на микроуровне, так как любой шаг предприятий и предпринимателей сопряжен с риском, приносит доходы или потери и должен быть предварительно рассчитан, обоснован в разных вариантах, прежде чем будет принято решение.

Главным назначением внутрифирменного финансового планирования является расчет потребности в денежных средствах, объема и структуры затрат, определение эффективности любых хозяйственных и финансовых операций и итогов всей работы субъекта.

Вообще основными задачами финансового планирования, как на макро, так и на микроуровне являются:

1. определение объемов и источников формирования фондов и финансовых ресурсов;

2. определение направлений использования финансовых ресурсов;

3. выявление материальных, трудовых и финансовых резервов;

4. осуществление контроля за целевым использованием средств.

Из единой системы планирования финансовое планирование выделяют отличительные особенности, связанные с объектами, сферами планирования, его целью и характером, а также формой основных показателей, а именно:

объектом финансового планирования всегда выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования на любом уровне управления;

сфера его действия охватывает в основном перераспределительные процессы, осуществляемые посредством финансов при образовании, распределении и использовании фондов денежных средств;

финансовое планирование обращено к стоимостной стороне воспроизводства и его основной целью является обоснование финансовых возможностей обеспечения намечаемых проектов и их эффективности;

финансовые показатели, задания, планы всегда рассчитываются в стоимостной форме и являются производными от натуральных показателей (например, прибыль предприятия, зависит от ряда факторов: какую продукция произвели, в каком объеме и кому продали).

Организация финансового планирования, отвечающая объективным требованиям, предполагает учет его основных принципов, к числу которых относятся:

объективная необходимость использования финансового планирования как первоначальной стадии управления финансами на всех уровнях хозяйствования;

принцип эффективности, который отражает качественную сторону данного процесса и ориентирует его на получение положительных финансовых результатов, на достижение должного экономического и социального эффекта;

принцип комплексности и единства цели, который предполагает согласование производственных и финансовых заданий и планов на разных уровнях управления. При этом требуется сочетание общегосударственных, коллективных и личных экономических интересов участников воспроизводства. Только при соблюдении этого принципа в сочетании с другими возможно определить эффективную, разумную финансовую политику государства и любого самостоятельного субъекта. [25,111]

принцип научности - научная обоснованность финансовых планов означает не только их реальность, но и предполагает выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды.


1.2. Современные способы и методы финансового планирования организации.


Планирование - это деятельность, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей способов и средств его достижения.

С точки зрения предприятия, на микроэкономическом уровне,  планирование – это способ осуществления действия, основанный на сознательных, волевых решениях субъектов микроэкономики, механизм, который заменяет цены и рынок.

Существует две формы планирования деятельности фирмы: планирование деятельности фирмы на рынке; внутрифирменное планирование. Как правило, эти аспекты планирования взаимосвязаны.

Необходимо отметить, что по-настоящему планирование может быть рациональным только тогда, когда отношения фирмы с контрагентами на рынке носят не случайный и разовый характер, а приобретают устойчивый и долговременный характер.

Планирование деятельности предприятия позволяет: осуществить четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей; побудить руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения; определить показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля; подготовить предприятие к внезапным изменениям рыночной конъюнктуры; четко формализовать обязанности и ответственность всех менеджеров фирмы.

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

по степени охвата (общее и частичное);

содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности);

 предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий);

сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы);

охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное);

срокам (кратко- , средне- , долгосрочное);

жесткое и гибкое.

Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):

- полнота (требуется учесть все),

- детализация (глубина ее определяется целью планирования),

- точность,

- простота и ясность,

- непрерывность,

- эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),

- выравнивание при планировании (учет "узких мест"),

- экономичность.

При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование. [29,93]

Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.

Следует четко определить:

- объект планирования (что планируется),

- субъект планирования (кто планирует),

- период (горизонт) планирования (на какой срок),

- средства планирования (например, компьютерное обеспечение),

- методику планирования (как планировать),

- согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия на качественном уровне или в виде весьма общих количественных ориентиров.

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (1—5 лет) и определяет ресурсы, необходимые предприятию для вступления на избранный стратегический путь.

Оперативное планирование охватывает текущую деятельность предприятия и имеет горизонт не более одного года. Часто представляется в помесячной, подекадной или понедельной разбивке.

В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако как минимум выделяется четыре типа целей:

- рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в основной производственно-коммерческой деятельности компании);

- производственные (какова структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого качества и объема);

-                     финансово-экономические (каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии);

-                     социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев).

В любом случае среди основных цепей, ради достижения которых разрабатываются стратегические планы, всегда присутствует комбинация — рынок”. Иными словами, основное предназначение подобного плана — обоснование того, во-первых, какой товар должен производиться и, во-вторых, где он может быть реализован. Естественно, план не ограничивается лишь констатацией целей, но также включает их обоснование, в том числе и ресурсное. Именно поэтому составной частью любого стратегического плана является финансовая компонента.

Стратегическое планирование осуществляется с позиции долгосрочной перспективы.

Стратегический план может иметь следующую структуру.

1. Содержание и целевые установки деятельности компании

Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.

2. Прогнозы и ориентиры

Приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.

3. Специализированные планы и прогнозы

1. Производство.

2. Маркетинг.

3. Финансы (финансовый план).

4.  Кадровая политика.

5. Инновационная политика (научно-исследовательские и конструкторские разработки).

6. Новая продукция и рынки сбыта.

Тактическое планирование чаще всего осуществляется в форме бизнес- планов. В нашей стране этот термин стал широко использоваться лишь с начала 90-х годов, однако к настоящему моменту любой более или менее крупный проект производства предваряется разработкой детального бизнес-плана.

Бизнес-план — это документ, в концентрированной форме отражающий ключевые показатели, которые обосновывают целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности фирмы. Отсутствие такого документа приводит к неэффективному распределению ограниченных финансовых и материальных ресурсов, не позволяет сконцентрировать усилия всего персонала на решении наиболее перспективных задач, создает сложности для проведения эффективного контроля из-за отсутствия другого обобщающего документа, позволяющего оценить степень отклонения фактически достигнутых результатов от запланированных.

 Можно без преувеличения сказать, что бизнес-план является одним из наиболее эффективных инструментов, находящихся в арсенале высшего руководства компании независимо от ее размеров, сферы и масштабов деятельности. Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, надо быть уверенным, что она будет приносить доход, достаточный для обеспечения нормальной жизни предприятия, обслуживания текущих расчетов с поставщиками и кредиторами и расширения производства. Бизнес-план не только дает возможность обосновать, сколько потребуется средств для этого, но и служит некоторым эталоном, относительно которого оценивается деятельность данной фирмы. С позиции экономической теории этот документ выполняет четыре функции.

Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для формирования концепции развития, т.е. стратегии бизнеса. Данная функция крайне необходима в период создания фирмы, а также при разработке принципиально новых направлений деятельности, В этом случае бизнес-план используется как некое формализованное средство качественного и количественного обоснования целесообразности и правильности выбранного курса.

Вторая функция — собственно планирование. Она служит для экономической оценки выбранного направления деятельности и идентификации ключевых ориентиров, а в случае реализации бизнес- плана — для контроля его выполнения.

Третья функция — привлечение займов и кредитов. Для того чтобы застраховать себя от вполне возможного невозврата предоставляемых кредитов, банки, как правило, требуют— и их требования следует признать обоснованными — не только гарантий и реального залога, но и тщательно проработанной концепции, стратегии бизнеса. Ни один солидный кредитор или банк не выдадут под новое дело кредиты, если им не будет предоставлен убедительный и обоснованный план работы фирмы. Поэтому хорошо подготовленный бизнес-план становится одним из ключевых факторов в решении вопроса о привлечении источников финансирования.

 Четвертая функция рекламно-пропагандистская. Она необходима для привлечения к новому делу потенциальных партнеров, которые могут вложить в намечаемый проект собственный капитал или содействовать мобилизации иных источников. В этом случае бизнес-план может разрабатываться как документ, предназначенный для того, чтобы убедить потенциальных партнеров либо инвесторов в перспективности будущего дела и возможности личного участия в нем.

Объем, степень детализации и структура бизнес-плана определяются назначением деятельности и спецификой хозяйствующего субъекта, его размерами, сферой деятельности. Бизнес-план разрабатывается на год или на более длительный период в зависимости от масштаба целевого проекта.

Совокупность краткосрочных планов предприятия (до одного года) обычно обозначается термином «бюджет». Бюджет – детализированный план деятельности предприятия на ближайший период (обычно бюджет формируется сроком на один год), который охватывает доход от продаж, производственные и финансовые расходы, движение денежных средств, формирование прибыли предприятия.

С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности предприятия заключается в построении так называемого генерального бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операций и финансовых бюджетов (рис.2).

Бюджет продаж. Цель данного блока – рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития компании, ее производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции (в натуральных единицах). Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.

Бюджет производства. Цель данного блока – рассчитать прогноз объема производства исходя из результатов расчета предыдущего блока и целевого остатка произведенной, но не реализованной продукции (запасов продукции).

Бюджет прямых затрат сырья и материалов. На основе данных об объемах производства (предыдущий блок), нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении.

Бюджет прямых затрат труда. Цель данного блока — рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета объемов производства в блоке 2. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе и систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда.

Бюджет переменных накладных расходов. Алгоритм расчета ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).

Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах) сырья и материалов (блоки 2 и 3), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.

Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании.

Бюджет себестоимости реализованной продукции. Расчет ведется на основании данных предыдущих блоков с использованием алгоритмов, определяемых принятой в компании методикой исчисления себестоимости.

Бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов (прогнозный баланс). Необходимо спрогнозировать остатки по основным балансовым статьям: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы, внеоборотные активы, кредиторская задолженность, долгосрочные пассивы и др.

Бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях и убытках). Нужно рассчитать прогнозные значения: объема реализация, се6е стоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов, к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту.

Бюджет денежных средств (прогнозный отчет о движении денежных средств). Прогнозный вариант этой формы может быть рассчитан различными способами. [24,64]

Активное воздействие финансового планирования на повышение эффективности общественного производства и любого хозяйствующего субъекта во многом зависит от методов обоснования и взаимной увязки финансовых заданий.

В действующей практике финансового планирования применяются в основном следующие методы:

метод экономического анализа (метод экстраполяции, коэффициентный метод) - заключается в планировании финансовых показателей на основе установления их динамики за ряд прошлых лет. Недостаток этого метода в том, что такой порядок не стимулировал выявления внутрихозяйственных резервов, режим экономии, так как перевыполнение плановых заданий влекло за собой автоматическое завышение показателей в каждом новом периоде;

реальность финансовых расчетов повышается при применении нормативного метода, однако, для этого требуется мощная нормативная база: многочисленные научно обоснованные нормы и нормативы. Многие развитые страны в практике финансового планирования широко используют финансовые долгосрочные нормативы, с помощью которых регулируют финансовые взаимоотношения субъектов хозяйствования с государством. К ним, прежде всего, относятся ставки налоговых и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды и другие финансовые институты. Это придает устойчивый характер отношениям, определенность, позволяет государству и отдельным товаропроизводителям реально оценивать свои финансовые возможности;

возможности более обоснованного предвидения эффективности намеченных заданий дают методы экспертных оценок, программно-целевой, экономико-математических моделей движения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обеспечения намечаемого проекта, объема и структуры расходов в разных ситуациях, вариантах и соответственно предполагаемого эффекта, позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели;

основным способом согласования отдельных разделов финансовых планов является балансовый метод. Он используется для взаимной увязки расходов с источниками их покрытия, согласованности стоимостных и натуральных пропорций и разных показателей.

Методы сбалансированности финансовых планов должны базироваться на рациональных формах движения финансовых ресурсов, содействующих достижению высокого экономического и социального эффекта.

Реальность и обоснованность финансовых заданий, отдельных показателей находит конкретное выражение в составлении и исполнении финансовых планов.


1.3. Особенности финансового планирования государственных учреждений.

 

Основным продуктом финансового планирования в государственных учреждениях являются финансовые планы.

Многообразие задач, решаемых звеньями финансовой системы, отдельными ведомствами, предприятиями, организациями в области финансов, вызывает существенные различия в образовании, распределении фондов денежных средств и опосредующих их финансовых отношениях. Это, естественно, находит отражение в разработке многочисленных финансовых планов, отличающихся по форме и содержанию.

Взаимосвязанные между собой во времени и пространстве многочисленные финансовые планы составляют систему финансовых планов, которая развивается и совершенствуется в соответствии с требованиями каждого этапа экономического развития.

Все финансовые планы, объединенные в определенную систему, подразделяются на две основные группы:

- централизованные (общегосударственные);

- децентрализованные планы.

Централизованные финансовые планы содержат следующие существенные признаки:

их объект - общегосударственные ресурсы, формируемые и распределяемые на макроуровне;

охват - сфера финансовой деятельности государства, соответственно и его финансовые взаимоотношения с участниками воспроизводственного процесса;

основная цель - обоснование финансовой политики государства на конкретный период, базирующейся на определении его финансовых возможностей удовлетворения общегосударственных потребностей. Их основные задания намечают доходы и расходы всех централизованных фондов денежных средств, создаваемых на макроуровне, определяют источники, пути их формирования и исполнения;

по форме они всегда являются сводными. [45,81]

Важнейшим централизованным финансовым планом, распространенным во всех странах мира, является государственный бюджет. Он разрабатывается в форме баланса, в котором планируются все доходы и расходы на текущий период в соответствии с программой экономического и социального развития страны, ее регионов. При этом особое внимание уделяется полной аккумуляции источников поступлений, рациональному распределению бюджетных ассигнований и бездефицитному сбалансированию бюджета.

К числу централизованных финансовых планов относятся и финансовые планы всех внебюджетных фондов, представляющих собой стоимостные балансы, определяющие все поступления на текущий год и расходы.

Количество децентрализованных финансовых планов значительно больше и разнообразней по форме и содержанию. Это финансовые планы многочисленных, разных по своей деятельности, типу организации, методам управления и финансирования предприятий, учреждений, организаций и ведомств.

Они различаются по:

- форме собственности (финансовые планы государственных, арендных, кооперативных предприятий, акционерных обществ, иностранных и совместных предприятий, частных фирм и общественных организаций);

- отраслевым особенностям (финансовые планы промышленных, сельскохозяйственных предприятий и т.д.);

- специфике производства (финансовые планы предприятий материалоемкого, фондоемкого, трудоемкого производства);

- сфере деятельности (финансовые планы торговых, закупочных, посреднических предприятий и т.д.);

- типу и размеру предприятия (финансовые планы малых, средних и крупных предприятий);

Финансовые планы бюджетных учреждений носят название приходно-расходных смет, которые состоят из трех разделов:

I. Общая сумма по статьям и источникам финансирования

- из государственного бюджета,

- доходы самой бюджетной организации;

II. Оперативно-производственные показатели деятельности (например для школ - количество классов);

III. Расчеты и обоснования по статьям сметы.

Общественные организации составляют финансовые планы, где в доходной части отражаются членские взносы и поступления от проведения платных мероприятий, а в расходной части - расходы на функциональную деятельность.

При переходе к рыночной экономике возросло значение и внутрифирменного финансового планирования как решающего условия эффективного управления деятельностью предприятий, в связи с чем предприятия, фирмы стали переходить на общемировые стандарты в финансовом планировании, а именно к разработке бизнес-планов, в котором важное место принадлежит финансовому обеспечению всех намеченных мероприятий. Финансовый бизнес-план включает ряд таблиц и балансов: прогноз реализации продукции, таблицу доходов и затрат, баланс доходов и денежных расходов.

Все виды финансовых планов в зависимости от периода их действия подразделяются на:

- перспективные (определяют движение денежных средств на значительный период с учетом долгосрочных вложений и выгоды);

- текущие - это задания на текущий год, которые детализируются на более короткие периоды времени;

- оперативные - в настоящее время им отводится решающее место,  особенно в условиях инфляции (их срок, как правило, менее года),  они содержат в себе кратковременные прогнозы поступления доходов, возможности покрытия текущих платежей и т.п.




Список использованной литературы


1.    Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 24.06.1998г. №123 ФЗ с последующими изменениями.

2.    Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ( ПБУ 4/99 приказ МФ РФ от 06.07.99г. №43н ).

3.    Положение о ведение учета и отчетности в РФ ( приказ МФ РФ от 29.07.98г. №34н ).

4.    Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ» от 19.06.95. №89-ФЗ

5.    Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9.07.99. №160-ФЗ

6.    Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99.

7.    Абрамов А.Е. «Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий» / М.: Экономика и финансы, 1994г.

8.    Артеменко В.Г. «Финансовый анализ» / М.: Издательство «ДИС», 1997г.

9.    Астахов В.П. «Анализ финансовой устойчивости фирмы» / М.: Ось, 1998г.

10.                       Баканов М.И., Шеремет А.Д. « Теория экономического анализа» / М.: Экономика и финансы, 1997г.

11.                       Баканов А.С. «Годовая отчетность коммерческой организации» / М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2000г.

12.                       Балабанов И.Т. «Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта» / М.:  финансы и статистика, 1997г.

13.      Бернстайн Л.А. « Анализ финансовой отчетности» / Пер. с англ. - М.:  финансы и статистика, 1997г

14.                       Бука Л.Ф., Зайцева О.П. «Экономический анализ» / Новосибирск, 1998 г.

15.      Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Комплексный анализ бухгалтерской отчетности» / М.: Дело и Сервис, 2001 г.

16.      Иванов Г.П. «Антикризисное управление  : от банкротства к финансовому оздоровлению» / М.: ЮНИТИ, 1996г.

17.      Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001г.

18.                       Ковалев А.П. «Финансовый анализ» / М.:  финансы и статистика, 1997г.

19. Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998 г.

20. Ковалев В.В. Финансы: Учебник. – М.: ПБОЮЛ, 2001г.

21. Колчина Н.В. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001г.

22.  Корчагина Л.М. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» // Бухгалтерский учет –1996г.-№10

23. Кондраков Н.П. Основы финансового анализа. – М.: Главбух, 1998 г.

24. Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле» / Минск: Высшая школа, 1995г.

25. Крейнина М.Н. «Финансовый менеджмент» / М.: .: Издательство «ДИС», 1997г.

26. Литвин М.И. Применение матричных балансов для оценки финансового состояния предприятия.// Финансы. – 1995 г. - №6.

27. Мазурова И.И., Романовский М.В. Варианты прогнозирования и анализа финансовой устойчивости организации.: учебное пособие СПб УэиФ, 1995 г.

28. Марголин А.М., Быстряков А.Я. Экономическая оценка инвестиций: Учебник. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», 2001 г.

29. Романовский М.В., Финансы предприятий: Учебник. – СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса»», 2000.

30. Савицкая Г.В., Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перер. И доп. – М.: ООО «Новое знание», 1999 г.

31. Сергеев И.В., Веретенникова И.И., Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001г.

32. Терехова Л.В. Управление финансами предприятия, - М.: 2000 г.

33. Хеддевик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 1996 г.

34. ШереметА.Д. Управленческий учет: Учебное пособие. М.: ИД ФБК- ПРЕСС, 2000г.

35.      Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа» / М.: ИНФРА, 1999 г.

36.       Бизнес-план. Методические материалы. / Р.Г. Маниловский, Л.С. Юлкина, Н.А. Колесникова. – М., 2002. – 254 с.

37.       Бизнес-план: Отчественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Под общ. ред. В.М. Попова. – М., 1998. – 263 с.

38.       Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М. Степнова. – М., 2001. – 240 с.: ил.

39.       Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. – М., 2000. – 672 с.: ил.

40.       Бизнес-планирование. Учебник для вузов / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Ю. Муртузалиева. – М., 2000 – 670 с.

41.       Бизнес-план: Отчественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Под общ. ред. В.М. Попова. – М., 1998. – 263 с.

42.       Ильин В.С. Планирование на предприятии. Т.2.-359 с.

43.       Л.А. Дробозина. Финансы. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2000.-548 с.

44.       М.В. Романовский. Финансы. Учебник. – М.: «Перспектива», 2000.-467 с

45.       Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА, 2002.-527 с.

46.       Раицкий К.А. Экономика пердприятия. – М.: ЮНИТИ, 1999.-260 с.

47.       Покропивный С.Ф. Экономика предприятия. – Киев, 2001.-249 с.