Содержание

Введение.. 2

1.  Понятие    налогового контроля.. 3

2. Виды налогового контроля. 4

3.Проведение налоговых проверок. 6

4. Значение налогового контроля в управлении экономикой   14

5. Практическая часть. 17

Заключение.. 19

Список литературы... 22


















                                       Введение


Налоговый контроль проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов людей, десятки тысяч организаций.

Предприятиям и фирмам предоставлены права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой и международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности        . В этих условиях функционально обособленного направления экономической работы на фирме становится необходимой организацией налогового  контроля,  которая бы обеспечила бы принятие оперативных, стратегических и перспективных управленческих решений.   Налоговый контроль на предприятии включает текущий сбор и обработку информации, проверку фактических показателей деятельности фирмы от нормативных  и , что более важно , - подготовку рекомендаций для принятия решений.

Наряду с различными видами контроля, создание мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности фирмы, важное значение в финансовой и налоговой сфере в современной обстановке представляет налоговый контроль – как инструмент контроля.   Неплатежи, задержки заработной платы, налоговой бремя, инфляция и нестабильность экономики в стране требует со стороны государства радикальных мер, соответствующих международным стандартам: проверок финансовых результатов, правил документооборота и контроля учетной политики. Эти функции налогового контроля в стране вскрывают укрытие фирм от налоговых платежей, нарушения использовании бюджетных ассигнований. Наполняемость бюджета  и внебюджетных фондов позволит своевременно выдавать заработную плату, пенсии и стипендии, пособия, улучшить социальную помощь, здравоохранение, образование, работу правоохранительных органов и выполнять другие функции государства Российского.                                                                                                            


               1.  Понятие    налогового контроля  

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все.  И хотя налоги чаще всего вызывают возмущение, чем одобрение, без них современное общество, ни правительство существовать не могут.

Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Их две- «фискальная» и «экономическая».

Налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.[1]

Содержание налогового контроля включает: наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере; принятие мер по предотвращению и пересечению налоговых нарушений; выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Различают государственный контроль, осуществляемый государственными органами, и негосударственный, проводимый аудиторскими фирмами, внутренними службами предприятий.

Формами проведения государственного налогового контроля должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции являются: налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода , другие формы предусмотренные Кодексом.



                    2. Виды налогового контроля.

Виды налогового контроля можно рассматривать по различным основаниям.

Оперативный контроль  - проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции. Информационными источниками являются плановые, оперативно- технические, бухгалтерские и стратегические данные.

Периодический контроль – проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению. Информационные источники: данные планов, смет, первичных документов, учетных регистров и другие сведения.

Документальный контроль – проверка соответствия проверяемого  объекта установленным нормативам на основании первичных и производственных документов.

Одним из способов налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющимся объектом налогообложения, по территориальному принципу. Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены ст. 83-86 Кодекса.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно: по месту нахождения организации( Кодекс различает  понятия место нахождения организации и место осуществления своей деятельности. Первое понятие связано лишь с учетом налогоплательщиков, тогда как критерий места осуществления деятельности – с выявлением момента возникновения обязательств по уплате местных налогов), месту нахождения ее обособленных подразделений;   месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и  транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Форма заявления о постановке на учет устанавливается Министерством РФ по налогам и сборам. Новые формы заявлений утверждаются до начала года, с которого они начинают применяться.

Заявление о постановке на учет организация или индивидуальный предприниматель подает в налоговый орган в течение 10 дней после своей государственной регистрации.  Обязанностью налогового органа является постановка налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а так же на всей территории РФ, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Во всех документах и отчетах, фигурирующих во взаимоотношениях с налоговым органом, должен быть указан ИНН.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено Кодексом.

Обязанности по контролю за налогоплательщиками возлагаются также и на государственные органы, осуществляющие различные виды регистрации,- должны сообщать в налоговую инспекцию о регистрации или прекращении деятельности налогоплательщика в течение 10 дней после свершившегося акта и банки, которые  должны открывать счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; сообщать об открытии или закрытии счета в налоговый орган в пятидневный срок после свершившегося факта; налоговому органу справки по операциям и счетам организации и граждан в течение пяти дней после мотивированного запроса.

  

3.Проведение налоговых проверок.

Согласно действовавшему законодательству, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в форме: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (ст. 82 Кодекса).

Инспекторы налоговых органов имеют право проверять все необходимые документы, получать объяснения, справки и сведения по вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов. Субъекты и объекты налоговых проверок поименованы в законе «О Государственной налоговой службе РСФСР».

Субъекты налоговых проверок – министерства, ведомства, государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия;   негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.[2]

Объекты налоговых проверок – денежные документы, бухгалтерские регистры и отчетность, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка, и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговые  проверки  различают по срочности, по форме проведения, по способу контроля, по методу установления достоверности. По срочности  различают плановые и внеплановые проверки.  По форме  проведения различают камеральные и выездные. По способу контроля различают сплошные и выборочные проверки.

По методу установления достоверности различают формальные и арифметические и встречные. 

Процессуальные правила и условия проведения налоговых проверок закреплены в ст. 87-89 Кодекса. Для налоговой проверки установлено ограничение в виде трехгодичного периода деятельности налогоплательщика, предшествовавшего году проведения проверки. Вместе с тем лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения истекли три года (ст. 113 Кодекса). В течение одного года проводится сразу несколько проверок: например, сначала по налогу на прибыль, затем по НДС и т.п.

         Порядок проведения и сроки  камеральной налоговой проверки регулируются ст. 88 Кодекса. Проверка не предусматривает выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на предприятия. Она осуществляется в налоговом органе в день поступления налоговых сборов либо в последующие периоды.

Основными задачами камеральной проверки являются: визуальная проверка правильности оформления бухгалтерских отчетов; проверка правильности составления расчетов по налога и сборам; логический контроль и взаимная увязка показателей, содержащихся в отчетности и налоговых расчетах; предварительная оценка достоверности бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов.

Порядок и условия проведения камеральной  налоговой  проверки – она проводится по месту нахождения налогового органа. Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций; документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов; других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными лицами в соответствии с их служебными обязанностями без какого- либо специального решения руководителя налогового органа.

Осуществляется проверка в течение трех  месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.[3]

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

По результатам камеральной проверки и анализа бухгалтерской отчетности в налоговом органе оставляется заключение, согласно которому может быть выявлена необходимость проведения последующей документальной проверки.

Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки регулируются ст. 89 Кодекса . Выездная налоговая проверка предприятия осуществляется не чаще одного раза в год в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по тому или иному участку работы. По распоряжению руководителя налоговой инспекции выездная проверка может не проводится в эти сроки, если: а) налогоплательщик не предоставляет вовремя все необходимые документы; б) предыдущая проверка не выявила никаких нарушений; в) увеличение размера объекта и налогообложения документально подтверждено; г) отсутствуют документы и сведения, ставящие под сомнения те или иные действия налогоплательщика.

Деятельность предприятия проверяется от даты предыдущей документальной проверки по настоящее время. Выездная налоговая проверка может проводится и за более длительное время, но не более трех лет, непосредственно предшествующих дате проверки.

 При выездной налоговой проверке уполномоченные должностные лица могут проводить инвентаризацию имущества, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий в порядке, предусмотренном ст. 92 Кодекса, выемку документов и предметов, а также экспертизу(ст. 94,95 Кодекса).

По окончании выездной проверки налоговый орган   составляет справку и на ее основании акт, в справке формируется предмет проверки и сроки ее проведения (часть седьмая введена Федеральным законом от 09.07.99 № 154-ФЗ).

В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев. В ходе проверки по указанию руководителя налоговой инспекции допускается замена состава проверяющих. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводится по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не имеет права проводить в течение одного календарного года проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

При проведении выездных налоговых проверок организации, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проверку каждого такого структурного подразделения. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика(налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.[4]

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить не только инвентаризацию имущества осмотр (обследование) помещений и территорий, но и изъятие документов у налогоплательщика. Изъятие документов проводится при наличии у проверяющих лиц достаточных на то оснований по акту, копия которого передается налогоплательщику. Последний имеет право делать замечания по форме и существу изъятия, которые должны быть по его требованию внесены в акт (ст. 89 Кодекса).

В случае, если для решения вопросов требуется специальные познания в науке, технике, ремесле или искусстве, проводится экспертиза. Она назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную проверку.   Эксперт дает заключение от своего имени в письменной форме.

К участию в проверке могут привлекаться свидетели- физические лица, которым могут быть известны те или иные обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Важна документальная проверка финансово- хозяйственной деятельности непосредственно в налоговой инспекции, т. е. без выхода в организацию. Например, данный вид проверки осуществляется в случае, если налогоплательщик относится к категории небольших и объемом учетной документации у него незначителен.

При сплошном (комплексном)  способе проверяются все регистры бухгалтерского учета и другие необходимые для налоговой проверки документы. Комплексной проверкой охватываются вопросы правильности исчисления и уплаты всех видов налогов.[5]

При выборочном (тематическом) способе проверяется лишь часть первичных документов за тот или иной период времени. Тематическая проверка охватывает вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей. В случае обнаружения злоупотребления или нарушения налогового законодательства проверяющие переходят от выборочного способа к комплексной проверке с возможным изъятием необходимых документов.

По относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности  организации за короткий период возможно проведение экспресс- проверки. Если в ходе данной экспресс- проверки не выявлено каких- либо нарушений, свидетельствующих о недостоверности учета, отчетности и налоговых расчетов, дальнейшие проверки данной организации могут не проводится.

Достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия может быть установлена: путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех  реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них; путем встречных проверок, когда учетные  данные предприятия сверяются с соответствующими данными предприятия- контрагента.

В ходе осуществления выездной налоговой проверки налоговые органы  могут привлекать к работе специалистов, экспертов, переводчиков, понятых, а также свидетелей для совершения ряда процессуальных действий, таких как осмотр помещений, выемка документов и т.д. порядок и условия их привлечения изложены в Кодексе (ст. 90-98). Нарушение хотя бы одного из процессуальных правил может привести к тому, что данные, полученные налоговым органом с нарушение этих правил, не будут обладать доказательной силой при  решении вопросов о взыскании налога при привлечении к ответственности.

В ходе камеральной налоговой  проверки ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, сообщаются налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный    срок. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы    налога и пени.[6]

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Возможно также применение санкций за правонарушения, которые не требуют документального подтверждения. Так, руководитель налогового органа  вправе наказать налогоплательщика за не своевременное предоставление необходимых документов.

При проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Общие требования, предъявляемые к данному виду документа, приведены в ст. 99 Кодекса.

Результаты выездной проверки оформляются актом налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов не позднее двух месяцев после составления справки на основании ее данных (ст. 100 Кодекса). Форма и требования к составлению акта устанавливается Министерством РФ по налогам и сборам.[7]

В акте налоговой проверки указываются: документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений; ссылки на статьи Кодекса, предусматривающие соответствующую ответственность.

 Акт должен быть подписан сторонами. В случае отказа налогоплательщика от подписи проверяющим инспектором в акте делается соответствующая запись.[8] Акт налоговой проверки передается руководителю. Если налогоплательщик не согласен с положениями акта налоговой проверки, то он должен в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение.

Материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. Налогоплательщик заранее извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В случае неявки проверяемого производство по делу не приостанавливается. На основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения ему направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Копия решения и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку ил передаются иным способом.

В случае неуплаты налогов и пени налоговые органы выставляют инкассовое поручение. При невыполнении налогоплательщиком добровольно требования об уплате налоговый орган обращается с иском заявления в суд о взыскании финансовых санкций.

Отношения, складывающиеся в процессе обжалования со стороны налогоплательщиков, налоговых агентов и их законных представителей актов, действий или бездействия налоговых органов и их должностных лиц, рассматриваются в гл. 19 и 20 Кодекса.

Возможны два вида защиты прав налогоплательщика: административная и судебная. Порядок административной защиты прав налогоплательщика регулируется ст. 138-141 Кодекса. Административное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц предусматривает подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством. Преимущества административной защиты обусловлены: относительной простотой процедуры обращения; быстрым рассмотрением жалобы; отсутствием пошлины; возможностью уяснить точку зрения налогового органа на конкретную проблему. Наиболее экономически выгодным и простым для налогоплательщика является исковое требование о признании недействительными  ненормативных актов налоговых органов.

 

4. Значение налогового контроля в управлении экономикой

 

Различают внутренний и внешний контроль. Внешний контроль предприятия проводят государственные контрольные организации, общественные и аудиторские фирмы. Общие цели налогового контроля – выявление нарушений, ведение документирования хозяйственных операций, их правовой основы и законности проведения операций, правильности начисления заработной платы и отчисления сборов. [9]

Внешний и внутренний виды контроля объединяются  общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, законности хозяйственных операций и их целесообразности для предприятия. Так, данные внутреннего контроля помогают руководству предприятия и иному управленческому персоналу получать оперативную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций, а данные внешнего контроля обеспечивают руководство о информацией как о допущенных ошибках, так и о недостатках  организации самого внутреннего контроля.

 Степень взаимосвязи между внутренним и внешним контролем зависит от особенностей функционирования конкретного предприятия. Так, некоторые предприятия могут вообще не подвергаться внешнему контролю, например, если они не подлежат обязательному внешнему аудиту: инициативные аудиторские проверки такие предприятия не проводят и не являются участниками финансово- промышленной группы.

Цель внутреннего контроля -  обеспечение сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации.

Потребителями информации, являющейся результатом внешнего независимого контроля, являются внешние пользователи.[10]

Являясь функцией управления,  налоговый контроль за деятельностью клиентов носит, в основном, гражданско –правовой    характер.

Нельзя сказать, что контроль со стороны государства всегда эффективен. Тем не менее государство просто обязано возложить на себя функции контролера: при сборе налогов – в целях пополнения бюджета, в различных сферах производства – в целях безопасности и охраны здоровья граждан, недопущения недобросовестной конкуренции, соблюдения специальных норм и правил и т.п.

Контролирующими органами являются ИМНС, ФСС, Пенсионный фонд и т.д.

Так, например, пенсионный фонд РФ продолжает проводить проверки достоверности представленных организацией индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц для целей персонифицированного учета. Данные персонифицированного учета проверяются на основании Федерального закона от 1  апреля 1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

В соответствии с действующим законодательством РФ таможенные органы РФ контролируют уплату ряда налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Налоговый кодекс РФ наделил таможенные органы полномочиями проводить камеральные проверки и выездные проверки в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

 Налоговый кодекс РФ определяет следующие формы проведения налогового контроля: налоговая проверка; получение объяснений налогоплательщиков и иных обязательных лиц; проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода(прибыли).

Несмотря на разнообразие форм налогового контроля, основной и наиболее распространенной формой является налоговая проверка.

В ходе проверок и инвентаризации, проверяемых как само      организацией, так и индивидуальных предпринимателей, нередко выявляются ошибки при отражении тех или иных хозяйственных операций в бухгалтерском учете. При этом последствия неправильного отражения в учете операций могут быть различны: либо приводит к неправильному начислению налогов, либо нет.

Неправильное отражение в учете той или иной хозяйственной операции может привести к изменению финансового результата или других показателей деятельности организации и повлиять на налогооблагаемую базу. Таким образом, если сумма налога занижена, штрафные санкции могут быть достаточно велики.

Общая система контролирующих органов и организаций включает:

·                             Государственные органы федерального значения;

·                             Государственные органы регионального значения;

·                             Негосударственные контролирующие организации;

·                             Международные контролирующие организации.

Ревизия выступает одним из методов контроля и представляет проверку финансово- хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период. В современных условиях повышается ответственность за эффективность проводимых контрольных мероприятий.

Основными задачами комплексного налогового контроля  является всесторонняя  проверка производственной и финансово – хозяйственной деятельности предприятия.

 5. Практическая часть

Рассмотрим  правильность начисления взносов Пенсионный фонд, на примере работы индивидуального предпринимателя имеющего одного работника.

По данным индивидуального предпринимателя   работник трудоустроен 01.01.2003г. Отчитывается работодатель только 28.02.2004г.

По результатом проверки выявлено, что фонд заработной платы за 2003г  год составляет 6756 рублей, за 2004г – 6756 рулей, т.е заработная плата сотрудника составляет 563 рубля в месяц.(приложение1).

Работодатели обязаны ежемесячно производить оплату авансовых платежей по налогу в срок, установленный для получения заработной платы.

При проверке  страховых взносов в Пенсионный Фонд    РФ  необходимо руководствоваться Федеральным законом от 15 декабря 2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», так как установлен особый порядок расчета взносов.

При проведении проверки установлено, что индивидуальный предприниматель правильно определил принадлежность работника, ко второй группе (Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения). Финансирование страховой части произведено из расчета   12%, а финансирование накопительной части трудовой пенсии 2,0%(приложение2).

Начисления за 2003г страховой части пенсии составляет 810 рублей 72 копейки, фактически уплачено  1013 рублей 40копеек,  т.е. переплата составляет 202 рубля 68 копеек, начисление накопительной части составляет 135 рублей 12 копеек, переплата составляет 40 рублей 00 копеек.  В 2004г предприниматель  произвел отчисления на страховую часть  в сумме 607 рублей 22копейки, с учетом переплаты за 2003г. по итогам 2004г. необходимо перечислить в бюджет 0 рублей 82 копейки.

Начисления накопительной части трудовой пенсии составляют 135 рублей 12 копеек в год, с учетом произведенных отчислений переплата составляет 4 рубля 08 копеек.

Для подтверждения  данных фонда заработной платы   согласно которому произведены отчисления   в Пенсионный Фонд  проведена встречная проверка данных предоставленных в ИМНС. Данные предоставленные в Пенсионный  Фонд  сверены с данными ИМНС, использованы данные справки о доходах физического лица 2-НДФЛ( приложение3), расхождений не выявлено.

По результатам проверки индивидуальный предприниматель применены штрафные санкции  за несвоевременное предоставление отчета за 2003г., отчет предоставлен 28.02.2005г., а срок предоставления данных за 2003г истек 28.02.2003г.

                                 Заключение

Налоговый контроль проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов людей, десятки тысяч организаций.

Налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.

Различают государственный контроль, осуществляемый государственными органами, и негосударственный, проводимый аудиторскими фирмами, внутренними службами предприятий.

Одним из  наиболее значимых способов налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющимся объектом налогообложения.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а так же на всей территории РФ, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Во всех документах и отчетах, фигурирующих во взаимоотношениях с налоговым органом, должен быть указан ИНН.

Процессуальные правила и условия проведения налоговых проверок закреплены в ст. 87-89 Кодекса.

Порядок проведения и сроки  камеральной налоговой проверки регулируются ст. 88 Кодекса.

Несмотря на разнообразие форм налогового контроля, основной и наиболее распространенной формой является  камеральная налоговая проверка.

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций; документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов; других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными лицами в соответствии с их служебными обязанностями без какого- либо специального решения руководителя налогового органа.

По результатам камеральной проверки и анализа бухгалтерской отчетности в налоговом органе оставляется заключение, согласно которому может быть выявлена необходимость проведения последующей документальной проверки

Материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. Налогоплательщик заранее извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки. В случае неявки проверяемого производство по делу не приостанавливается. На основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения ему направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Копия решения и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку ил передаются иным способом.

Контролирующими органами являются ИМНС, ФСС, Пенсионный фонд и т.д.

В ходе проверок и инвентаризации, проверяемых как само      организацией, так и индивидуальных предпринимателей, нередко выявляются ошибки при отражении тех или иных хозяйственных операций в бухгалтерском учете. При этом последствия неправильного отражения в учете операций могут быть различны: либо приводит к неправильному начислению налогов, либо нет.

Неправильное отражение в учете той или иной хозяйственной операции может привести к изменению финансового результата или других показателей деятельности организации и повлиять на налогооблагаемую базу. В ходе проверок       организацией, так и индивидуальных предпринимателей, нередко выявляются ошибки при отражении тех или иных хозяйственных операций в бухгалтерском учете. При этом последствия неправильного отражения в учете операций могут быть различны: либо приводит к неправильному начислению налогов, либо нет.

Таким образом, налоговый контроль позволит своевременно внести исправления в  налогооблагаемую базу, что позволит обеспечить своевременную и полную уплату налогов и сборов в бюджеты разных уровней. 

Основными задачами комплексного налогового контроля  является всесторонняя  проверка производственной и финансово – хозяйственной деятельности предприятия, выполнения ими установленных планов, соблюдения государственной дисциплины, сохранности денежных средств и материальных ценностей, достоверности отчетных данных, состояния бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля.

Информация, являющаяся результатом  налогового  контроля, готовится  как для внешних так и для внутренних пользователей – в частности для руководителей и менеджеров организации.

Поэтому  налоговый контроль-  важнейшее звено в управлении экономикой, испытанное средство достижения целей управления.

.



















                           Список литературы


1.  Конституция  РФ.- М.;2000г.

2. Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г., № 129-ФЗ.

3. Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет»; Учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2004.-576с(Серия «высшее образование»)

4. Грисимова Е.Н. «Налогообложение». Учебное пособие.- СПб.: издательство «ОЦЭиМ»,2003.-204с

5. Глухов В.В., Долдэ И.В. «Налоги: теория и практика». –СПб., 1996г.

6Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Анализ бухгалтерской отчетности», Москва1998г., Издательство «Дело и Сервис»

7. Евстегнеев Е.Н., Викторова Н.Г. «Основы налогообложения и налогового законодательства» - СПб.: Питер, 2004. – 256с

8. Макаренков Н.Л. «Контроль и ревизия». М: Изд-во «Феникс», 2004.-161с 

9.Новодворский В.Д.,  Пономарева Л.В. «Бухгалтерская отчетность     организации» ; Москва «бухгалтерский учет», 2002г.-286с

10. Самохвалова  Ю.Н,«Бухгалтерский учет»; М.: ИНФРА-М, 2003г.-144с

11. Стерликов Ф.Ф. и другие «Современная экономика». Общедоступный курс. Ростов –на-Дону, издательство «Феникс», 1995.- 299стр

12.Черник Д.Г. «Налоги и налогообложение». 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: ИНФРА –М 2003. – с 37










[1] Евстегнеев Е.Н., Викторова Н.Г. «Основы налогообложения и налогового законодательства» - СПб.: Питер, 2004. – с 139

[2]  Евстегнеев Е.Н., Викторова Н.Г. «Основы налогообложения и налогового законодательства» - СПб.: Питер, 2004. – с 142


[3] Новодворский В.Д.,  Пономарева Л.В. «Бухгалтерская отчетность     организации» ; Москва «бухгалтерский учет», 2002г.-с250


[4] Грисимова Е.Н. «Налогообложение». Учебное пособие.- СПб.: издательство «ОЦЭиМ»,2003.-с200


[5] Новодворский В.Д.,  Пономарева Л.В. «Бухгалтерская отчетность     организации» ; Москва «бухгалтерский учет», 2002г.-с210


[6] Грисимова Е.Н. «Налогообложение». Учебное пособие.- СПб.: издательство «ОЦЭиМ»,2003.-с190


[7] Евстегнеев Е.Н., Викторова Н.Г. «Основы налогообложения и налогового законодательства» - СПб.: Питер, 2004. – с 170


[8]Черник Д.Г. «Налоги и налогообложение». 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: ИНФРА –М 2003. – с 15




[9] Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет»; Учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2004.-с420


[10] Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет»; Учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2004.-с420