Министерство образования Российской федерации

Институт экономики и управления г. Новосибирск







Контрольная работа

По дисциплине: информационные технологии

Тема: Практические приложения в современных методах обработки информации. Средство связи в туристской деятельности








Выполнил: студентка гр. СОЦ-21

Харина Яна Павловна

Проверил: Белоусова Оксана Николаевна





Новосибирск 2005

Содержание





1. Практические приложения в современных методах обработки информации.. 3

1.1. Понятие и виды приложений обработки информации. 3

1.2. Приложения для обработки текстовой информации. 6

1.3. Приложения для обработки табличной и числовой информации. Создание диаграмм. 7

1.4. Работа с базами данных. 8

1.5. Приложения для обработки графической информации. 8

2.  Средство связи в туристской деятельности.. 9

2.1. Информация – связующее звено туристской деятельности. 9

2.2. Автоматизированные информационные технологии в управлении туристским бизнесом. 11

Список литературы... 17


1. Практические приложения в современных методах обработки информации

1.1. Понятие и виды приложений обработки информации

Прикладным приложением обработки информации называется программное обеспечение, предназначенное для решения определенной целевой задачи из проблемной области. Такие программы еще называют приложениями. Различают два основных вида прикладного ПО: общего назначения; специальное.[1]

Спектр проблемных областей в настоящее время весьма широк и включает в себя, по крайней мере, следующие: промышленное производство, инженерную практику, научные исследования, медицину, юриспруденцию, судопроизводство, управление, делопроизводство, издательскую деятельность, образование и прочее.

Из всего разнообразия прикладного ПО выделяют группу наиболее распространенных программ (типовые пакеты и программы), используемые во многих отраслях человеческой деятельности независимо от их специфики.

К прикладным приложениям обработки информации общего назначения или типовому прикладному ПО относят программы, предназначенные для любых пользователей ПК независимо от области их профессиональных интересов. Это следующие программы:

-       текстовые процессоры,

-       табличные процессоры,

-       системы иллюстративной и деловой графики (графические процессоры),

-       системы управления базами данных,

-       экспертные системы,

-       программы математических расчетов, моделирования и анализа экспериментальных данных.

Все эти программы имеют широкое применение. Однако специалисты разных областей используют и специальные, только им необходимые программы, относящиеся к специальному программному обеспечению.  Так юристы широко используют справочные информационные системы такие как "Гарант", "Юрисконсульт" или "Консультант - плюс".

"Гарант" - сиситема, охватывающая вопросы трудового и хозяйственного законодательства. Она относится к специализированным системам, ориентированным на негосударственные коммерческие предприятия.

"Юрисконсульт" - комплекс, состоящий из основной системы, обеспечивающей работу с нормативными актами из базы данных, и ряда вспомогательных программ, осуществляющих технологическую цепочку обаботки текстов для включения в базу.

"Консультант - плюс" во многом схожа с системой "Гарант". Она имеет встроенный механизм обращения по телефонным линиям связи к центральной базе данных, а следовательно, возможность обновления базы и получения дополнительной информации. Это крупнейший банк нормативных органов власти и управления РФ по всем вопросам финансовой и хозяйственной деятельности.

Система "Юсис" помимо нормативных актов содержит и научные комментарии к ним, выдержки из судебной, арбитражной и нотариальной  практики. Это наиболее полная база по законодательству.

Попытки исследователей, работающих в области искусственного интеллекта направлены на создание систем, способных  к разумному поведению. Если наделить вычислительную машину способностью "рассуждать" и сконцентрировать эти возможности в виде прикладных систем знаний, то можно создать так называемые экспертные системы.  К ним относятся программы, реализующие задачи планирования, прогнозирования, классификации, принятия решений и так далее. Эти программы существенно ориентированы на учет особенностей той области практической деятельности человека, в которой возникают решаемые проблемы. Примером такой программы в области российского трудового законодательства может служить экспертная система "Ущерб", предназначенная для анализа ситуации привлечения рабочих и служащих к материальной ответственности при нанесении предприятию материального ущерба. Цель системы состоит в обеспечении консультативной помощи при решении правовых вопросов возмещения ущерба причиненного предприятию действием или бездействием сотрудников, представить информацию для поддержки принятия решений в случаях причинения вреда, связанного с виновными действиями причинителя.

Экспертная система "Маньяк" - система поддержки принятия решения при раскрытии серийных убийств, совершенных на сексуальной почве. Она предназначена для оказания помощи сотрудникам уголовного розыска и следователям прокуратуры при выдвижении наиболее вероятной версии о типе предполагаемого преступника.

В Прокуратуре РФ используется около десяти программ, предназначенных для автоматизации учектных работ в органах прокуратуры.Они предназначены для решения задач на районном уровне. Это реализация первого этапа автоматизации работ, что значительно сокращает объемы рутинных операций в районных прокуратурах, повышая при этом уровень разрабатываемых документов. В прокуратурах используются такие программы как

-       Регистрация - надзор за рассмотрением заявлений и сообщений граждан о совершенных преступлениях,

-       Реферат 1 - надзор за обоснованием отказов в возбуждении уголовных дел,

-       Реферат 2 - надзор за исполнением закона при производстве предварительного следствия и дознания,

-       Учет - система обработки сведений о работе прокурора по надзору за следствием и дознанием и так далее.

Особое место среди программ специального программного обеспечения занимают деловые игры. Деловая игра представляет собой систему ролевых функций и установок для моделирования и исследования возможных взаимоотношений, характерных для определенной профессиональной деятельности. Использование деловых игр в деятельности позволяет избежать многих проблем в имитации реальных ситуаций. Существующие деловые игры помогают преподавателям обеспечить решение задач обучения по курсу криминалистики в учебных заведениях. Они используются и в процессе повышения квалификации специалистов, позволяя выявить пробелы в их знаниях. Сейчас существует достаточно большое количество таких игр. Например, "Следователь", "Убийство", "Рэкет" и другие.

1.2. Приложения для обработки текстовой информации

Целью такого рода приложений обработки информации является ввод, редактирование и форматирование текстов.

форматирования позволяют точно определить, как будет выглядеть текст на экране монитора или на бумаге после печати на принтере.

Все электронные текстовые документы требуют ввода и, обычно, редактирования, но форматирование документа не всегда является обязательным.

Более того, форматирование текстового документа в некоторых случаях вредит делу, поскольку информация о форматировании заносится в текст в виде невидимых кодов. Наличие подобных кодов может мешать определенным программам, работать с текстами. Так, например, текстовой редактор Блокнот не способен отразить на экране текстовой файл, созданный в текстовом процессоре WordPad, хотя обе программы принадлежат к одной группе стандартных программ Windows 9x и обе предназначены для работы с текстами.[2]

Класс этих программ довольно обширный. На современном рынке имеется широкий спектр подобных программ ориентированных на различные категории пользователей, свойства текстов.   Текстовые файлы - наиболее простая и наглядная форма представления алфавитно-цифровой информации.

Для профессиональной работы и подготовки совершенных документов обычно используются редакторы Micrsoft Word и WordPerfect, для создания исходных текстов программ чаще всего бывает достаточно возможностей редакторов, встроенных в системы программирования либо редактор Multy-Edit, а для подготовки научных публикаций с большим количеством сложных формул - редакторы ChiWriter или TEX.

1.3. Приложения для обработки табличной и числовой информации. Создание диаграмм

Электронная таблица - самая распространенная и мощная технология для профессиональной работы с данными. Табличные процессоры - специальные программные продукты для управления электронными таблицами.

Одна из наиболее популярных программ, позволяющая обрабатывать таблицы - программа Microsoft Excel. При работе с программой следует учитывать, что техника обработки электронных таблиц в Excel в целом тесно связана с общими подходами Windows, а в частности - с технологией создания текстовых документов Word. Следовательно, скорость освоения основных приемов работы с программой Excel и качество выполняемых работ прямо зависят от того, насколько хорошо Вы освоили работу операционной среды Windows и ее текстового редактора Word. Программа Excel имеет связь и с другими программами этой операционной среды, например с такими как графический редактор CorelDraw.[3]

Для более наглядного представления табличных данных часто используют графики и диаграммы. Средства программы Excel позволяют создать диаграмму, основанную на данных из электронной таблицы, и поместить ее в той же самой рабочей книге.

Для создания диаграмм и графиков удобно использовать электронные таблицы, оформленные в виде баз данных, Перед построением диаграммы следует выбрать диапазон данных, которые будут на ней отображаться. Если включать в диапазон ячейки, содержащие заголовки полей, то эти заголовки будут отображаться на диаграмме как пояснительные надписи. Выбрав диапазон данных, надо щелкнуть по кнопке Мастер диаграмм на панели инструментов Стандартная.

1.4. Работа с базами данных

Хранение информации – одна из важнейших функций компьютера. Одним из распространенных средств такого хранения являются базы данных.

База данных  - это файл специального формата, содержащий информацию, заданную определенным образом. Большинство баз данных имеют табличную структуру. Как мы знаем, в табличной структуре адрес данных определяется пересечением строк и столбцов. В базах данных столбцы называются полями, а строки – записями. Поля образуют структуру базы данных, а записи составляют информацию, которая в ней содержится.

Основным пользовательским приложением, предназначенным для работы с базами данных является СУБД Access 9х.[4]

Системы управления базами данных (СУБД) – это программные средства, с помощью которых можно создавать базы данных, наполнять их и работать с ними.

1.5. Приложения для обработки графической информации

Paintbrush - программа, находящаяся в пакете с оболочкой Windows. Она предназначена для создания и редактирования на экране  изображений (картинок). Изображения сохраняются в графических файлах растрового формата и имеют расширения .ВМР или .РСХ. Каждое изображение представляет из себя мозаику из точек (пикселей), окрашенных в определенный цвет.[5]

Редактор позволяет создавать довольно сложные и внешне привлекательные рисунки, схемы и чертежи. Изображения могут  быть как в цвете, так и черно-белыми. В распоряжение пользователя программа предоставляет различные художественные средства, как то палитра цветов, кисть, аэрозольный баллончик, ластики для стирания, карандаши для рисования геометрических фигур (линий, многоугольников, эллипсов). С помощью различных шрифтов  из комплекта Windows можно делать эффектные надписи к изображениям. С помощью "ножниц" можно вырезать фрагменты картинок, а затем перемещать отдельные части изображения, копировать их, уменьшать, увеличивать, разворачивать и так далее.  Если готовый набор красок не удовлетворяет пользователя, программа предоставляет ему возможность использовать "палитру" для смешивания красок, создавая свои цвета.


2.  Средство связи в туристской деятельности

2.1. Информация – связующее звено туристской деятельности

Международный и внутренний туризм представляет собой мощную отрасль по торговле услугами.

Основу туристической  индустрии  составляют фирмы туроператоры   и   турагенты   занимающиеся   туристическими поездками, продажей их в виде путевок и туров; предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов (гостиницы, кемпинги и др.), их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы по исследованию туризма и подготовке для него кадров, предприятия по производству и продаже товаров ту­ристского спроса. На туризм работают и другие отрасли, для которых обслуживание туристов не является основным видом деятельности (предприятия культуры, торговли и др.).

Туризм - информационно насыщенная деятельность. Существует немного других отраслей, в которых сбор, обработка, применение и передача информации были бы настолько же важны для ежедневного функционирования, как в туристической   индустрии.  Услуга  в туризме не может быть выставлена и рассмотрена в пункте продажи, как потребительские или производственные товары. Ее обычно покупают заранее и вдали от места потребления. Таким образом, туризм на рынке почти полностью зависит от изображений, описаний, средств коммуникаций и передачи информации.

Связующим центром, удерживающим различных производителей в рамках туристической отрасли, является информация. Именно информационные потоки, а не товары   обеспечивают   связи   между   производителями туристических услуг; они идут не только в виде потоков данных, но выступают также в форме услуг и платежей.

Услуги (например, ночевка в гостинице, аренда автомобиля, комплексные туры и места в самолетах) не пересылаются турагентам, которые в свою очередь не хранят их до тех пор, пока не продадут потребителям. Передается и используется информация о наличии, стоимости и качествах этих услуг. Точно так же реальные платежи не переводятся от турагентов турпоставщикам а комиссионные — от турпоставщиков турагентам. На самом деле переводится информация о платежах и поступлениях (схема 1).

Схема 1. Информация - связующий материал туристического бизнеса.












  Средства связи, используемых в туризме, состоят из компьютерной системы резервирования, системы проведения    телеконференций,    видеосистем,    компьютеров, информационных систем управления, электронных информационных систем авиалиний, электронной пересылки денег, телефонных сетей, подвижных средств сообщения и т.д. При этом необходимо отметить, что эта система технологий развертывается не турагентами, гостиницами или авиакомпаниями каждым в отдельности, а всеми ими. Более того, использование каждым сегментом туризма системы информационных технологий имеет значение для всех остальных частей. Например, системы внутреннего управления гостиницей могут быть связаны с компьютерными глобальными сетями, которые обеспечивают, в свою очередь, основу для связи с гостиничными системами резервирования, которые, уже в обратном направлении, могут быть  доступны  турагентам   через   их  компьютеры. Следовательно, мы имеем дело с интегрированной системой информационных технологий, которая распространяется в туризме. Из вышеизложенного становится ясно, что в туристической индустрии распространяются не компьютеры, не телефоны, не видеотерминалы сами по себе — здесь функционирует система взаимосвязанных компьютерных и коммуникационных технологий.

2.2. Автоматизированные информационные технологии в управлении туристским бизнесом

Поставщиками   туристических   услуг   используется   ряд коммуникационных технологий, способных обеспечить прямое спутниковое освещение международных событий, ведение бизнеса посредством телеконференций с подвижных средств сообщения (например, возможность сделать звонок в любую часть мира с борта самолета). Для получения информации о месте пребывания, его привлекательных особенностях также  необходимы  различные видеосредства. В результате применения ИТ возрастают безопасность и качество туристических услуг, а отнюдь не происходит изменение их явного человеческого содержания.

Информационные  технологии  обеспечивают деятельность авиакомпаний. В процессе организации, управления и контроля авиаопераций огромную роль играют электронные системы, помогающие при планировании маршрутов и расписания, контроле и анализе   прохождения   полетов,   управлении    персоналом/ бухгалтерском учете и перспективном планировании. Они включают/ например/ Систему передачи и направления сообщений, Спутниковую систему сбора и передачи информации для воздушного транспорта, Инерционные навигационные системы. Систему контроля за воздушными перевозками. Микроволновые системы посадки, Систему продажи авиационных билетов (в России широко применяется "Сирена-м").

Обеспечение высокого уровня обслуживания в гостинице в современных условиях невозможно достичь без применения новых технологий.

Новая технология предусматривает автоматизацию многих гостиничных процессов, электронное резервирование, введение технологий, способствующих улучшению качества обслуживания одновременно при сокращении персонала. Автоматизированные системы направлены на повышение производительности труда, поднятие уровня знаний у высших управленческих работников. Становится все более обычным совмещение профессий, что влечет за собой растущую потребность в более фундаментальной подготовке персонала, в обучении их нескольким профессиям.

Компьютеры широко используют в центральных информационно-вычислительных центрах гостиниц. С их помощью происходит управление резервированием, учет посетителей, распределение комнат, учет инвентаря и контроль за поставками питания.

Активно используют ИТ турагенты и туроператоры—без них -компьютерных систем бронирования (КСБ), видеосистем, систем взаимодействующих  видеотекстов  -  невозможно  представить ежедневное планирование и управление операциями. Компьютерные системы резервирования оказывают огромное влияние на всю туристическую отрасль. Около 90% турагентов в США и Великобритании связаны в КСБ. КСБ предоставляют не только авиауслуги, но также ночевки в гостиницах, аренду автомобилей, круизные поездки, информацию о месте пребывания, курсы валют, сообщения о погодных условиях, автобусное и ж/д сообщение. Такие системы позволяют резервировать все основные сегменты тура — от мест в гостиницах и авиаперелетов до билетов в театр и страховых полисов. Фактически они составляют всеобщую информационную систему, предлагающую важнейшие распределительные сети для всей туристической торговли.[6]

Одним соединением через модем с серверами, имеющими соответствующую базу данных,  турагенты получают доступ к информации о наличии возможных услуг, стоимости, качестве, времени прибытия  и отправления по разнообразному ряду туристических услуг от своих поставщиков. Более того, турагенты могут связаться с этими базами данных для того, чтобы сделать и подтвердить свой заказ. Функционирование и эффективность этих систем требуют, чтобы поставщики туристических услуг усвоили, по крайней мере, минимальный уровень технологии (например, навыки работы с персональными компьютерами и использования сетевых ресурсов в турагентствах), чтобы получать доступ к таким системам и быть на них представленными.

Крупнейшими  компьютерными  системами  резервирования (бронирования) на международном рынке туризма являются системы AMADEUS., Worldspan, Galileo (первые две уже имеют свои представительства в России).[7]

На сегодня в России и странах СНГ (без учета Украины) работает 220 терминалов Amadeus. Средний объем бронировании составляет около 35 тысяч сегментов в месяц. В планах представительства — довести к концу года объемы бронирования до 50 тысяч сегментов в месяц, а число терминалов в России до 300.

Сейчас российским агентствам предлагается 3 варианта подключения к Amadeus. Первый — телефонная версия Dial Up, не требующая дополнительного оборудования кроме компьютера (от 486-го) и модема, подходит для малых агентств с ежемесячными объемами продаж 200-400 туров.

Средние агентства больше устроит стандартная версия, устанавливаемая в офисе и включающая, помимо программного обеспечения, особые компьютеры и принтеры для печати билетов, программное обеспечение. Крупным агентствам, располагающим собственными локальными компьютерными сетями, устанавливается система клиент-сервер. Через шлюз, сервер локальной сети, агентства связываются с центральным сервером Amadeus. Таким образом, каж­дый терминал агентства имеет доступ к системе бронирования. Причем плата за подключение к Amadeus каждого последующего рабочего места весьма незначительна.

Агентства, устанавливающие в своем офисе терминалы Amadeus, должны заранее представлять, смогут ли они выполнять минимальные объемы бронирования. Например, для безубыточной работы (точнее для сведения к нулю абонентской платы) со стандартным вариантом Amadeus необходимо бронировать 575 сегментов туров (авиаперелет, место в гостинице и т.п.) в месяц, а при использовании телефонной версии Dial Up — 200 сегментов в месяц.

Не остается компания Amadeus в стороне и от участия в мировой компьютерной сети Internet. В сети работает информационный сервер Amadeus  (http://www.amadeus.net).  Абсолютно   новая  услуга, предлагаемая агентствам — открытие собственных информационных страниц, так называемых E-pages, на Internet-сервере Amadeus. Появилась возможность бронирования туров через сервер Amadeus в Internet.

Примером   крупной   и   сложной   гостиничной   системы компьютерного  бронирования  является  сеть  Holidex  2000, принадлежащая   компании   Holiday   Inn.   Система   включает компьютерный центр в Атланте (США), подключенный к более 20 международным компьютерным сетям и 1770 гостиницам с 338 тыс. номеров в 56 странах. Имеется также более 60 терминалов, подсоединенных к системе в рамках программы «Корпоративный счет», а также большое число состыковок с системами Amadeus, Galileo и Sabre. Используется спутниковая связь. Данная система осуществляет более 30 млн. операций по бронированию в год. В системе применяются оборудование и компьютеры фирмы Macintosh.

Хотя стоимость бронирования с помощью компьютера составляет несколько   долларов,    с    учетом    комиссии    турагентам, представительских расходов, расходов по обслуживанию кредитных карточек и других видов расходов/ итоговая сумма по бронированию может достигать 1Л—15 американских долларов. Такая стоимость бронирования вполне уместна в высокодоходной гостинице, но чрезмерно велика для небольших гостиничных предприятии. В результате возможность применения новой технологии бронирования для частных индивидуальных гостиниц ограничена скромными финансовыми ресурсами. Опасаясь монополии глобальных систем, небольшие  гостиничные  компании  и  гостиницы  вынуждены проектировать затраты на внедрение нового оборудования и подготовку персонала при выработке планов на будущее.

Помимо рассмотренных выше, в России разработаны и действуют отечественные КСБ, дающие возможности бронирования отдельных составляющих тура. Например, система «Сирена» — для резервиро­вания авиабилетов, «Система Ключ» — для заказа мест в гостиницах и другие. Другой тип российских КСБ — программы, обслуживающие се­ти туроператор - турагентства. Такие системы позволяют агентствам бронировать готовые туристические пакеты у туроператоров в режиме реального времени.

Глобальные КСБ, типа «Amadeus» или «Woridspan» не помогут агентству, решившему забронировать для туриста место в гостинице, например, в Екатеринбурге или Краснодаре. В этом случае подспорь­ем в работе может стать система бронирования российских гостиниц - «Система Ключ».

«Ключ» начала работать на российском рынке в декабре 1995 г. Ее учредителями стали российская компания «XXI век» и американская компьютерная фирма «Phoenix Systems Inc.». Система в первую очередь предназначена для агентств, специализирующихся на внутреннем и приемном туризме. Также она идеально подходит и корпоративным клиентам, например, крупным предприятиям, часто отправляющим своих сотрудников в командировки. В отличие от дру­гих действующих в России КСБ, «Ключ» позволяет резервировать места не только в дорогих 4-5 - звездочных гостиницах, но и в дешевых, причем более чем в 40 городах России, а также в некоторых городах стран СНГ (Киеве, Минске/ Алма-Ате) и Балтии (Риге, Юрмале/ Вильнюсе), Worldspan считается самой динамично развивающейся КСБ в мире. Вот уже почти три года, как эта система бронирования представлена и на российском рынке.

На сегодня подписчиками Worldspan являются 128 агентств в России и странах СНГ. Причем по 1-2 подписчика имеются почти во всех регионах страны: Екатеринбурге, ТольяттиЮ, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Владивостоке и даже Южно-Сахалинске. Пока что суммарный объем бронировании составляет около 16 тыс. сегментов в месяц, то есть в 2 раза меньше, чем у Amadeus.

Из общего числа агентств, подключенных в Worldspan, более 60% работают с телефонной версией системы — Dial Link. По словам директора московского офиса Worldspan Михаила Кучерова, именно этот вариант системы сначала предлагается агентствам, впервые решившим подключиться к КСБ. Dial Link достаточно демократичная система, поскольку не требует выполнения жестких объемов бронирования. Правда, за последний год ее стоимость резко подскочила в три раза. Такое значительное повышение стоимости системы вызвано желанием руководства компании отсечь случайные покупки агентствами, не выполняющими сколь либо значительного объема бронировании, но тем не менее требующими обучения и технической поддержки. Необходимый месячный объем бронировании 570 сегментов.[8]

В связи с усиливающейся регионализацией туристического рынка, расширением присутствия зарубежных авиакомпаний в России и в силу некоторых других причин, в представительстве Worldspan ожидают значительного роста интереса к системам бронирования, особенно, в областях страны.

Одна из ведущих КСБ в мире — Galileo, несмотря на делавшиеся ранее заявления, до сих пор не имеет в России своего представительства.


Список литературы

1.     Багриновский К.А., Хрусталев Е.Ю. Новые информационные технологии. - М.: “ЭКО”. 2004.

2.     Белинов С.В., Зайцев А.А. Современные информационные технологии. – М.: Инфра-М, 2003.

3.     Иванченко Н.М. Компьютерные методы обработки информации: УМК. – СПб.: Питер, 2002.

4.     Каpатыгин С.Н.  Базы данных: простейшие  средства  обработки  информации; системы управления базами данных. - М.: ABF, 2002.

5.     Майоров С.И. Информационные  технологии. - М.: Информатика, 2003.

6.     Макарова Н. В., Матвеева Л. А., Бройдо В. Л. Информатика: Учебник. - М.: Финансы и статистика,  2004.

7.     Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии. - М.: АБФ, 2002.



[1] Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии. - М.: АБФ, 2002. – с. 67.

[2] Белинов С.В., Зайцев А.А. Современные информационные технологии. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 105.

[3] Иванченко Н.М. Компьютерные методы обработки информации: УМК. – СПб.: Питер, 2002. – с. 81.

[4] Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии. - М.: АБФ, 2002. – с.78.

[5] Белинов С.В., Зайцев А.А. Современные информационные технологии. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 127.

[6] Майоров С.И. Информационные  технологии. - М.: Информатика, 2003. – с. 341.

[7] Белинов С.В., Зайцев А.А. Современные информационные технологии. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 264.

[8] Белинов С.В., Зайцев А.А. Современные информационные технологии. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 273.