Анализ оснащенности торговым оборудованием магазина «Автозапчасти».


Частное предприятие «Автозапчасти» является малым предприятием, деятельность которого ориентирована на торгово-закупочные операции и расположено в подвальном помещении жилого дома. Магазин располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса.

Основным торговым помещением является торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются консультационные и различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов и кассиров. Устройство и планировка торгового зала обеспечивает свободное движение покупательского потока, кратчайшие пути движения товара из зон хранения к местам их выкладке и продажи. Торговый зал имеет большой периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования.

Известно, что какое впечатление останется у покупателя от посещения магазина, зависит, станет он или его знакомые постоянными клиентами. Чем можно привлечь покупателя помимо проведения рекламных кампаний и предоставления скидок? Безусловно – это высокий уровень обслуживания. Уровень обслуживания покупателей, создание оптимальных условий труда торговых работников и обеспечение высоких экономических показателей работы магазина во многом зависят от того, насколько рационально он оснащен торговым оборудованием. Кроме того, витрина или эффектная функциональная конструкция торгового оборудования может стать «изюминкой», которую запоминает человек на входе или выходе из помещения.

При решении вопроса технического оснащения данного магазина особое внимание уделялось выбору типов и моделей торгового оборудования и определению его оптимального набора.

Выбор типов оборудования и комплектование его набора в магазине основан на следующих основных принципах:

-соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина;

-оснащение магазина торговым оборудованием осуществлялось с учетом используемых методов продажи товаров;

-оборудование должно обеспечивать эффективное использование торговой площади магазина.

Правильно подобранное и расставленное оборудование позволяет расширить предложение товаров, создает больше удобств для обслуживания покупателей, увеличивает товарооборот на квадратный метр торговой площади и тем самым добиться более высоких показателей эффективности использования торговых площадей, причем, рационально площадь торгового зала можно разделить на следующие зоны:

-установочную;

-проходов для покупателей;

-рабочих мест продавцов;

-площадь зоны расчетного узла.

Следует отметить, что площадь торгового зала и демонстрационная площадь в общей площади магазина составляют 32 %,  установочная площадь -14 процентов.

Эффективное использование торговых площадей достигнуто благодаря оснащению торгового зала мебелью, которая направлена на рациональную организацию торгово-технологического процесса в магазине. Мебель в торговом помещении удобная в эксплуатации, обеспечивает широкий показ товаров и создает максимум удобства при отборке товаров. Она имеет  стандартные размеры: длина, высота и ширина отвечают параметрам помещения и соответствуют различным свойствам товара и стандартизированным размерам упаковки, она очень прочная и устойчивая. Мебель изготовлена из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счет сокращения числа стоек и других элементов. Полки торговой мебели расположены удобно, что обеспечивает широкий показ товаров и создает максимум удобств. Мебель занимает мало площади торгового зала и подсобных помещений, но достаточно емкая, обеспечивает выкладку и хранение необходимого количества товаров, изготовлена из простой и облегченной конструкции из недорогих строительных и отделочных материалов с использованием современной технологии производства.

Наиболее распространенным торговым оборудованием являются универсальные горки, собранные из ограниченного количества взаимозаменяемых унифицированных деталей и узлов, что позволяет широко применять разнообразные группы товаров. Она обеспечивает рациональное использование площади торгового зала, пригодна для оперативного пополнения запасов товаров, обеспечивает наглядность показа и удобства отборки.

Форма, пропорции и цвет торговой мебели соответствует своему функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера зала магазина. В цветовой отделке максимально использовались декоративные свойства материалов (металла, дерева и др.). Отделка торговой мебели увязана с общим решением оборудования, т.е. с ее формой и конструкцией. Окрашена мебель в нейтральные спокойные тона, в тона контрастные цвету товара, чтобы выявить и подчеркнуть его основные свойства. Цвет мебели гармонирует с интерьером магазина, и выявляет цветовые свойства экспонируемых товаров. При этом источники света располагаются так, чтобы выделить товар, обратить внимание покупателей.

Кроме того, при подборе торгового оборудования учитывались следующие требования:

-при конструировании торговой мебели применялись современные материалы и отделки;

-монтаж в линию пристенных и островных горок произведен так, чтобы не возникало зрительного впечатления провисания полок;

- устройство торговой мебели, а также материалы, использованные для изготовления мебели позволяют легко ее чистить и  производить уборку помещения.

В магазине используется боксовая технологическая планировка, т.к. в магазине осуществляется традиционная форма обслуживания (через прилавок), торговый зал разбит на два отдела и стол заказов. Торговые залы расположены так, чтобы можно было легко переходить из одного отдела в другой, а также к кассовому узлу для расчета. Поскольку известна емкость торгового оборудования и ассортимент товаров, тем самым обеспечена взаимосвязь между различными технологическими зонами магазина, кроме того, это позволяет определить эффективность использования торгового оборудования, и установить для магазина оптимальный размер товарных запасов, размещаемых в торговом зале, рассчитать потребность в завозе товаров.

Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование. Эффективность работы магазина, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому товары в торговом зале магазина размещены так, чтобы обеспечить покупателям возможность ориентироваться в размещении комплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;

-создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;

-предоставления покупателям необходимой информации и  широкого круга услуг;

-оптимального использования торговых площадей магазина;

-обеспечения сохранности материальных ценностей;

-организации рациональных товарных потоков и расчетных  операций  с покупателями.

При размещении товаров в торговом зале  соблюдены правила товарного соседства. За каждой товарной группой закреплена постоянная зона размещения. Крупногабаритные товары размещены рядом с зоной расчета. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, расположены в глубине торгового зала.

Расчеты с покупателями осуществляется в кассовых кабинах путем приема денег непосредственно и одновременно с учетом поступившей суммы с помощью кассовой машины. Конструкция контрольно-кассового аппарата позволяет вести учет нарастающим итогом полученных от покупателей денег, печатать чек с различными данными, печатать на контрольной ленте порядковый номер чека, уплаченную сумму, шифр, номер счетчика. Одновременно на индикаторе указывается проведенная сумма, шифр и номер счетчика. Полученную в контрольно-кассовых аппаратах информацию можно выводить на магнитную или перфорированную ленту с последующей обработкой данных на электронно-вычислительных машинах с целью изучения спроса, определения объема продажи товаров и других аналитических целей.

Стол заказов принимает заказы от покупателей на отсутствующий товар с предварительной предоплатой.

Магазин оснащен организационной техникой: компьютерами, подключенными в сеть, факсом, модемом, ксероксом.

Анализ оснащенности торговым оборудованием магазина «Автозапчасти» показал, что магазин достаточно хорошо оснащен торговым оборудованием, что объективно нашло отражение и на результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Магазин по итогам работы за 2004 год  был в числе прибыльных торговых предприятий города. Этот факт важен еще и тем, что если рассмотреть структуру розничного товарооборота в Хабаровске, то больше половины составляют продажи продовольственных товаров. А каждое пятое предприятие торговли в минувшем году было убыточным (в 2002 году – каждое четвертое).   В магазинах и на рынках города жители краевого центра приобрели продуктов более чем на 10 млрд. рублей. Всего же хабаровчане в прошлом году израсходовали на покупку различных товаров более чем на 20 млрд. рублей. В сопоставимой оценке эта цифра превышает показатели 2003 года на 16 процентов. Хабаровские предприятия общественного питания работали несколько хуже – они реализовали своей продукции на 7 % меньше, нежели в 2003 году. В целом  в ресторанах, кафе и столовых жители краевого центра оставили 901 млн. рублей.

Вместе с тем, в магазине не решен вопрос оснащенности погрузочно-разгрузочным оборудованием для крупногабаритных товаров. Торговля крупногабаритным товаром в основном производится через стол заказов с предварительной оплатой (полной стоимости товара), что значительно снижает потребительский спрос и отрицательно сказывается на товарообороте магазина.

Кроме того, торговля через прилавок, хотя и является более традиционной, но все же достаточно неудобная форма торговли для покупателей. Более прогрессивной формой торговли являются магазины-самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам. В результате сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации. Несомненно это повлечет  дополнительные затраты на оснащение магазина системой защиты от краж, штрихкодовым оборудованием, возможно потребуется усовершенствование имеющегося кассового оборудования, а также компьютерного оснащения. Но необходимым условием для дальнейшего совершенствования торговли, а также сохранение конкурентоспособности магазина в условиях рыночной торговли является разработка проекта современного магазина, оснащенного новейшими видами торгово-технологического оборудования.  

Поскольку магазин ориентирован как на рынок частных владельцев автомобилей, так и на рынок фирм, занимающихся ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей, необходимо расширять торговлю по типу «магазин-склад», когда товар не выкладывается на витрины и полки, торговлю по каталогам, когда покупатель, изучив каталог, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин по электронной почте. В этом случае значительно снижаются расходы по погрузке, разгрузке, укладке, и при этом снижается потребность в торговом оборудовании и обширных торговых площадях.

Современным видом торговли является торговля через торговые автоматы, установка которых в торговом зале повысит сервис обслуживания покупателей, комфортность пребывания в магазине, что в конечном счете позитивно скажется на товарообороте магазина. Торговые автоматы удобны тем, что могут работать без обслуживающего персонала. Предметом торговли могут стать товары повседневного спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1.     Арустамов Э.А.Оборудование предприятий (торговля). М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000-207 с.

2.     Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебн.-2-изд.-М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999-320 с.

3.     Новости рынка. Проект ТОТ.- http//www.tot.ru

4.     Новости экономики России, регионов и предприятий Сибири- http//www.centeru.com/news/