Содержание

 

 

 

 

 

Введение. 3

1. Понятие темперамента. 4

2. История исследования темперамента. 5

3. Нейродинамические теории. 11

4. Факторные теории темперамента. 14

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Введение

Среди индивидно – типических свойств человека особый интерес вызывает такое интегральное образование, как темперамент (от лат. – надлежащее соотношение вещей). Темперамент характеризует формально-динамические аспекты поведения личности, ее энергетику и «внешнюю картину поведения» человека.

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п.

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений. В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе.

Целью данной работы является рассмотрение темперамента.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Рассмотреть понятие темперамента

-       Провести исторический обзор исследований темперамента;

-       Выделить классификацию в развитии учения о темпераменте.

1. Понятие темперамента

Когда говорят  о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается  в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания. целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и  во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые[1]

      регулируют динамику психической деятельности в целом;

      характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

      имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

      находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

      однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.


2. История исследования темперамента

Одной из самых первых теорий темперамента является гуморальная теория темперамента Гиппократа. Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков” жизни, - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, -входящих в его состав. Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis - “кровь”), флегматика (от греч. - phlegma - “флегма”), холерика (от греч. chole - ”желчь”), и меланхолика (от греч. melas chole - “черная желчь”). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.

Греческий философ Эмпедокл попытался внести порядок в хаос естественных явлений, разделив полярности на четыре группы: земля, вода, воздух и огонь. Врачи оказались первыми, кто применил тогда этот принцип в соединении с учением о четырех качествах: сухой, влажный, холодный и теплый, пытаясь свести путанное многообразие человечества в упорядоченные группы.

Эммануил Кант (22.06.1724-12.021804).

Говорил что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое, с помощью  жизненной силы закономерно подвижное в теле. К чему относят также тепло или холод при обработке этих соков.)

Но с точки зрения психологической, т.е. как темперамент души (способности чувства и желания), эти выражения  касающиеся свойств крови, определены только по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами (из которых кровь самая главная).

Главное деление учения о темпераментах такое:  темпераменты чувства и темпераменты действия делятся на два вида, что в совокупности дает четыре  темперамента.

К темпераментам чувств  Кант причислил: А) сангвинический и В) его противоположность - меланхолический. Первый имеет особенность, что на ощущение оказывается быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникает не глубоко (не бывает продолжительным); во втором же темпераменте ощущение бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни.  В этом следует усматривать различие темпераментов чувств, а в не расположении к веселью или грусти.

1. Темпераменты чувства

А. Сангвинический темперамент человека веселого нрава

Способ чувствования сангвиника можно узнать по следующим проявлениям. Это человек беззаботный, полный надежд; каждой вещи он на мгновение придает большое значение. А через минуту уже перестает о ней думать. Он честно обещает, но не держит своего слова, т.к. он до этого недостаточно глубоко обдумал, в состоянии ли он сдержать его. Он достаточно добродушен, чтобы оказать помощь другому, но он плохой должник, и всегда требует отсрочки. Он хороший собеседник, шутит, весел, готов ничему в мире не придавать большого значения и все люди ему друзья. Обычно он не злой человек, но грешник, не легко поддающийся исправлению. Правда, он сильно раскаивается. Но скоро забывает свое раскаяние (которое никогда не превращается к него в скорбь). Работа его скоро утомляет, но он без устали занимается тем, что в сущности есть только игра. Ибо игра всегда связана с переменами, а выдержка не по его части.

В. Меланхолический темперамент человека мрачного нрава

Человек, расположенный к меланхолии (не меланхолик, ибо это означает уже состояние, а не просто расположение к состоянию), придает всему, что его касается, большое значение, везде находит поводы для опасений и обращает внимание прежде всего на трудности. Он с трудом даст обещание, ибо не может его не исполнить, но сомневается, в состоянии ли он его исполнить. И все это у него объясняется  не моральными причинами (ибо здесь идет речь о чувственных мотивах), а тем, что противоположное доставляет ему неприятность, и именно поэтому он становится озабоченным, недоверчивым, полным сомнений, а из-за этого и маловосприимчивым к веселью. Впрочем, когда это расположение духа становится привычным, оно противопоставляет расположению духа человеколюбца, которое собственно больше сангвинику, по крайне мере по побуждению, ибо тот, кто сам должен обходиться без радости, вряд ли пожелает ее другому.

II. Темпераменты деятельности

С. Холерический темперамент человека вспыльчивого

О нем говорят, что он горяч, вспыхивает быстро, как солома, но при уступчивости других скоро остывает. В его гневе нет ненависти, и он любит другого тем сильнее, чем скорее тот ему уступает. Его деятельность быстра, но непродолжительна. Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки; вот почему он охотно делается начальником, который руководит делами, но сам вести их не хочет. Поэтому его господствующая страсть - честолюбие; он охотно берется за общественные дела и желает. Чтобы его громогласно хвалили. Он любит поэтому блеск и помпезность церемоний, охотно берет под свою защиту других и с виду великодушен, не из любви, однако, а из гордости, ибо себя самого он любит больше. Он следит за порядком и кажется поэтому умнее, чем он есть. Он любит располагать средствами, чтобы не быть скаредным; он вежлив, но любит церемонии, натянут. Напыщен в обхождении и охотно имеет при себе какого-нибудь льстеца. Который служит мишенью для его остроумия, и больше переживает, когда его гордые притязания встречают отпор. Достаточно немного едкого остроумия. Чтобы мигом исчез ореол важности. Одним словом. холерический темперамент - самый несчастный из всех темпераментов, ибо больше других вызывает противление себе.

Д. Флегматический темперамент хладнокровного

Флегма означает отсутствие аффекта, а не инертность (безжизненность), и поэтому человека, у которого нет флегмы, нельзя назвать флегматиком и под этой кличкой зачислять в разряд лентяев.

Флегма как слабость - это склонность к бездеятельности, нежелание браться за дело, даже если побуждения к этому очень сильные. Нечувствительность к побуждениям представляет собой довольную бесполезность, и его склонности направлены только на насыщение и сон.

Флегма как сила - это способность приходить в движение и не легко и не быстро, но зато надолго. Тот, у кого в крови добрая доза флегмы, нагревается медленно, но долго хранит тепло. Он не легко приходит в гнев, а сначала колеблется, следует ли ему сердиться.

С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так возникли самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях  телосложения. Эти типологии получили название Конституционных типологий. Так наибольшее распространение получила  типология, предложенная Э.Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу “Строение тела и характер”. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа:

Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые.

Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный. характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

Ателетик- человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

Диспластик- люди с бесформенным, неправильным строение. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С названными типами строения тела Кречмер  соотносит 3 выделенных типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. «Шизотимик имеет  астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподдатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению, в отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах»[2].

Теория Э.Кречмера была очень распространена в Европе, а  в США приобрела популярность концепция темперамента У.Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У.Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа:

Эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);

Мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань);

Эктоморфный (из эктедермы развивается кожа и нервная ткань).

При этом «людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани; мезаморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой»[3].

По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висицетрония (лат.  viscera- “внутренности”), соматония (греч. soma - “тело”) и церебротония (лат.  cerebrum - “мозг”).

Типы темперамента (по У.Шелдону)

Висцертония

 

Соматотония

Церебротония

Расслабленность в осанке и движе­ниях


Любовь к комфорту



Медленная реакция


Пристрастие к еде



Социализация пищевой по­треб­ности


Наслаждение от процесса пищева­рения


Любовь к компаниям, друже­ским излияниям Социофилия (любовь к общественной жизни)

Приветливость со всеми


Жажда любви и ободрения окру­жающих

Ориентация на других


Эмоциональная ровность


Терпимость


Безмятежная удовлетворен­ность

Хороший сон

Отсутствие взрывных эмоций и поступков

Мягкость, легкость в обраще­нии и внешнем выражении чувств.

Общительность и расслаб­ленность под воздействием алкоголя


Потребность в людях в тяже­лую минуту

Ориентация на детей и семью

Уверенность в осанке и дви­жениях


Склонность к физической дея­тель­ности


Энергичность


Потребность в движениях и удо­вольствие от них


Потребность в доминировании



Склонность к риску в игре слу­чая


Решительные манеры

Храбрость



Сильная агрессивность


Психологическая нечувстви­тель­ность

Клаустрофобия (боязнь замк­нутого пространства)

Отсутствие сострадания


С трудом приглушаемый голос


Спартанская выносливость боли

Шумное поведение

Внешний вид соответствует более пожилому возрасту


Объективное и широкое мыш­ление, направленное вовне

Самоуверенность, агрессив­ность под воздействием алко­голя


Потребность в действиях в тяже­лую минуту

Ориентация на занятия юно­ше­ского возраста

Заторможеность в движениях, ско­ванность в осанке


Чрезмерная физиологическая реак­тивность


Повышенная скорость реакций


Склонность к уединению



Склонность к рассуждениям, ис­ключительное внимание


Скрытность чувства,

эмоциональная заторможен­ность


Самоконтроль мимики

Социофобия (страх перед обще­ственными контактами)


Заторможенность в общении.


Избегание стандартных дей­ствий

Агрофобия (боязнь открытого пространства)


Непредсказуемость установок (поведения)

тихий голос, избегание шума

Чрезмерная чувствительность к боли

Плохой сон, хроническая уста­лость

Юношеская живость и субъек­тивное мышление.

Концентрированное, скрытое и субъективное  мышление.

Устойчивость к действию ал­коголя и других репресантов



Потребность в уединении в тяже­лую минуту

Ориентация на пожилой воз­раст


3. Нейродинамические теории

Учение И.П.Павлова о темпераменте

И.П.Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условнорефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало возможность И.П.Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные  свойства нервных процессов - возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:

«сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;

сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;

сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик;

слабый тип- меланхолик»[4].

Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значения для понимания физиологической основы темперамента. Но темперамент – это понятие психофизиологическое и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости, но и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.п. Этот подход к изучению темперамента рассматривал С. Л. Рубинштейн. Он описывал темперамент как «не свойство нервной системы или нейроконституции как таковой; он динамическтй аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности»[5]. Эта динамическая сторона жизни личности и опосредована конкретным содержанием ее жизни и деятельности. Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера. Итак, «темперамент – это динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера»[6].

Исследования В.Д. Небылицына показали наличие трёх главных, ведущих компонентов темперамента – общей активности индивида, его моторики и эмоциональности. Каждый из компонентов «обладает весьма сложным многомерным строением и развитой формой психических проявлений»[7].

1. Общая активность индивида. Занимает центральное место в характеристике темперамента и выступает в следующих формах:

в стремлении к продолжению начатой деятельности;

энергичности производимых действий;

в выносливости по отношению к напряжению, связанному с активностью;

в разнообразии производимых действий, скорости и их варьированию;

в скоростных характеристиках реакций и движений (темп, медленность движений).

 Проявляется активность в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней деятельности. Диапозон активности распределяется от вялости, инертности, пассивной созерцательности на одном полюсе до бурных проявлений энергии, стремительности действий – на другом.

  Противоположностью активности является пассивность поведения. Пассивность поведения понимается как отсутствие активности или значительное её снижение.

  Реактивность – уровень интенсивности реакции как ответ на определённые раздражители. Слабость нервной системы означает не только недостаток силы, малую выносливость, но и повышенную чувствительность, реактивность. Между реактивностью и активностью существует обратная связь.

2. Двигательный (моторный) компонент темперамента (быстрота, сила, ритм, амплитуда мышечных движений, а также речевая моторика) легче других подаётся наблюдению и оценке, и поэтому, как отмечает В.Д. Небылицын, может служить основой для суждения о темпераменте их носителя. Скоростные характеристики реакций и движений также лежат в широком диапозоне: от резкого и стремительного нарастания до замедлительного темпа и затухания движений.

3. Эмоциональность образует комплекс свойств, характеризующих  особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Основные характеристики эмоциональности: впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям. Импульсивность означает быстроту, с которой эмоции становятся побудительной силой для поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Эмоциональная лабильность, это скорость с которой эмоциональное состояние прекращается или происходит  смена одного состояния другим.


4. Факторные теории темперамента

В конце ХIX и в начале ХX в. появились исследования, которые сводилось к описанию проявления свойств темперамента людей в повседневных обстоятельствах. Так, К. Юнг разделил людей на «экстравертов и интровертов, в зависимости от внешних или внутренних причин активности психики»[8]. Нидерландские психологи Г. Хейманс и Э. Вирсма разработали опросник, с помощью которого старались определить главные свойства темперамента в поведении индивидов. По их мнению, к таким свойствам следует отнести:

эмоциональность - отсутствие эмоциональности, то есть частота проявления эмоциональных реакций в повседневных ситуациях;

активность - пассивность, как проявление поведения во время отдыха;

первичная функция - вторичная функция, как показатель силы и скорости возникновения и угасание реакций на раздражители внешнего мира.

Как выяснилось в дальнейших исследованиях (например, в исследованиях Г. Айзенка), существует аналогия между преобладанием первичной функции и экстраверсией и между преобладанием вторичной функции и интроверсией в поведении индивидов. В отличие от гуморальной и конституциональной теории, в границах этих исследований было высказано утверждение, что каждое свойство, которое входит в темперамент, имеет индивидуальную степень выраженности. Поэтому в человеческой популяции существуют индивиды с разной степенью выраженности того или другого свойства. Как подчеркивала А. Анастази, «этот подход дал возможность утверждать, что распределение признаков темперамента происходит вдоль беспрерывной шкалы»[9]. Ч. Спирмен применил факторный анализ, с помощью которого попробовал сводить большое количество свойств к небольшому числу наиболее важных в психическом составе индивида. Так, благодаря использованию факторного анализа появились в психологии факторные теории темперамента, построение которых продолжили Гилфорд, Л. Терстоун, Г. Айзенк и прочие. Надо подчеркнуть, что слово "фактор" в психологии начал использоваться не в математическом понимании, а в том первоначальном значении, которое означает движущую силу, как причину явления, процесса. Иначе говоря, факторы в структуре формально-динамических составных психики - темпераменте, выступают причинами проявления его свойств в поведении индивида. Дж. Гилфорд, используя метод анкетирования на протяжении 20-ти лет, создал 13-ти факторную теорию темперамента. В основу, как известно, были положены «полярные проявления свойств, или, точнее говоря, одно свойство, которое может иметь или минимальную, или максимальную степень выраженности у субъекта»[10]. Такими факторами Гилфорд считал: активность, доминантность, мужество, уверенность в себе, самообладание, общительность, рефлексивность, депрессия, эмоциональность, сдержанность, беспристрастность, доброжелательность, толерантность.

Основным недостатком в теории 13-ти факторов темперамента считается отсутствие четкой границы между стойкими свойствами, которые проявляются независимо от обстоятельств, и пластическими свойствами, которые, наоборот, формируются во время развития индивида. Здесь мы снова встречаем "смесь" тех составных, одни из которых относятся к темпераменту, а другие к характеру человека.

7-ми факторную теорию темпераментов разработал Л. Терстон. Он тоже использовал анкетный метод и выделил такие факторы:

Активность, Энергичность, импульсивность, доминантность, Стабильность, социабельность, рефлексивность. Терстоун использовал такой же прием, как и Гилфорд. Каждый фактор имеет два полюса выраженности -минимальный и максимальный. Измеряя степень выраженности того или другого фактора в баллах, Терстоун предложил графическое изображение - профиль темперамента. Сравнение лишь нескольких факторных теорий позволяет обратить внимание на то, что к свойствам темперамента относятся разные качественные и количественные показатели. Среди них есть как постоянные, стойкие свойства, так и изменяющиеся свойства. Но большинство исследователей темперамента сходятся на том, что свойства темперамента - это формально-динамические свойства, которые остаются неизменными на протяжении жизни.

Заключение

В ходе проделанной работы был рассмотрен темперамент.

Были решены следующие задачи:

-       Рассмотреть понятие темперамента

-       Провести исторический обзор исследований темперамента;

-       Выделить классификацию в развитии учения о темпераменте.

Таким образом темперамент относится прежде всего к биологически обусловленным подструктурам личности. Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Особое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в  стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.

Вместе с тем, в психофизиологии индивидуальных различий существует множество концепций темперамента: Б.Г. Ананьев, В.Д. Небылицин, К.Г. Юнг, И.П. Павлов, У. Шелдон, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мерлин, Е.А. Климов, И.М. Палей и др. Несмотря на это, поднятых спорных вопросов на сегодняшний день остается больше, чем полученных однозначных ответов.

Список литературы

1.                Анастази А. Психологическое тестирование. — М.: Мир знаний, 2002.

2.                Гилфорд Дж. Креативность. – СПб.: Питер, 2003.

3.                Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М.: Высшая школа, 2004.

4.                Небылицин В. Д. Психологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 2001.

5.                Павлов И. П. О русском уме. – М.: Инфра – М, 2003.

6.                Поляков В.А., Полякова И.Ю. Психосистемология: Интегрально-системная, кардинальная психология. – Мн.: ВЭВЭР, 2003.

7.                Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005.

8.                Шелдон У. Исследование психического здоровья. – М.: Знакъ, 2003.

9.                Э.Кречмер Строение тела и характер. – М.: Промиздат, 2004.

10.           Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: Питер, 2002.



[1] Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М.: Высшая школа, 2004. – с. 284.

[2] Э.Кречмер Строение тела и характер. – М.: Промиздат, 2004. – с. 133.

[3] Шелдон У. Исследование психического здоровья. – М.: Знакъ, 2003. – с. 62.

[4] Павлов И. П. О русском уме. – М.: Инфра – М, 2003. – с. 71.

[5] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. – с. 617.

[6] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. –  с.620.

[7] Небылицин В. Д. Психологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 2001. – с. 104.

[8] Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: Питер, 2002. – с. 44.

[9] Анастази А.Психологическое тестирование. — М.: Мир знаний, 2002. – с. 95.

[10] Гилфорд Дж. Креативность. – СПб.: Питер, 2003. – с. 82.