Содержание
Введение. 2
1. Объект, предмет исследования и гипотеза, выдвигаемая автором. 3
2. Понятийный аппарат, используемый автором. 3
3. Методы исследования, применяемые автором. 6
4. Основные результаты, полученные автором. 8
Заключение. 12
Используемая литература. 13
Введение
В настоящей работе исследуется статья С.К.Рощина на тему «Влияние ценностных ориентаций на адекватность восприятия ценностного содержания сообщений массовой коммуникации».
Актуальность рассматриваемой темы определяется потребностью совершенствования деятельности в новых условиях и связанной с этим необходимостью дальнейшего изучения роли социально-психологических факторов в процессе восприятия людьми информационных сообщений.
В рассматриваемой статье приведены результаты эмпирического экспериментального исследований.
Автор ставил перед собой следующие цели:
1. Изучить влияния системы ценностных ориентаций личности на адекватность восприятия ценностного содержания сообщений массовой коммуникации.
2. Проанализировать опыт отечественных и зарубежных исследований проблематики смыслового восприятия текстов в системе "человек - массовая информация". Рассмотреть методологические принципы, на которых основываются экспериментальные работы в этой области в социальной психологии и ряде смежных наук (общей психологии, социологии и психолингвистике).
3. Разработать и обосновать методический инструментарий для экспериментальной проверки положений, касающихся влияния ценностных факторов на характер восприятия реципиентами информационных текстов.
4. Разработать операциональные социально-психологические критерии адекватности восприятия ценностного содержания газетных сообщений.
5. Проследить зависимость адекватности восприятия ценностного содержания сообщений массовой коммуникации от системы ценностных ориентаций личности.
Целью же настоящей работы является методологический анализ работы автора: выделение объекта, предмета, гипотезы, выдвигаемой автором, рассмотрение понятийного аппарата автора,
1. Объект, предмет исследования и гипотеза, выдвигаемая автором
Объект исследования: ценностные ориентации реципиентов как фактор восприятия ими ценностного содержания газетных сообщений.
Предмет исследования: процесс восприятия ценностного содержания сообщений массовой коммуникации различными социальными группами реципиентов.
Гипотеза:
1. В качестве одного из важных социально-психологических факторов социальной перцепции в условиях массовой коммуникации выступает механизм ценностного сопоставления, заключающийся в выявлении реципиентом ценностной структуры содержания сообщения и сравнении ее с собственной системой ценностей.
2. Адекватность ценностного восприятия газетного текста связана со степенью сопряженности системы ценностных ориентаций реципиента и ценностной структуры сообщения: чем больше сходство между ними, тем адекватнее будет восприятие ценностного содержания данного сообщения.
3. Сходство ценностных ориентаций реципиента с ценностной структурой сообщения находит выражение в проекции реципиентом собственных ориентаций на "героя" статьи или ее автора.
2. Понятийный аппарат, используемый автором
Основные понятия, используемые автором при анализе рассматриваемой проблемы: текст, сообщение, смысловое восприятие текста, адекватность восприятия, социальная перцепция, ценностные ориентации, ценностная структура содержания сообщения.
В анализируемой работе смысловое восприятие сообщений массовой коммуникации рассматривается в контексте семиосоциопсихологии как частный случай социальной перцепции. Под последней автор понимает процесс восприятия социальной действительности (как непосредственного, так и опосредованного, например, знаками) в отличие от суженной трактовки этого понятия лишь как процесса межличностного восприятия или как только непосредственного восприятия социальных объектов.
С точки зрения автора, смысловое восприятие информационных сообщений есть именно опосредованный знаками процесс социальной перцепции, так как любое сообщение, передаваемое средствами массовой коммуникации, в определенной степени является отражением реальной социальной действительности.
К.С, Рощин разделяет точку зрения той группы авторов, которые не склонны отождествлять понятия ценностной ориентации и социальной установки (Г.М.Андреева, М.И.Бобнева, О.И.Зотова, А.Г.Здравомыслов, Е.С.Кузьмин, В.Е.Семенов, В.А.Ядов, М.Rokeach и др.), рассматривая вслед за В.А.Ядовым систему ценностных ориентаций как высший уровень диспозиционной иерархии личности, регулирующий поведение и деятельность в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности. Ценностные ориентации образуют целостную динамичную иерархическую систему, выражающую отношения личности к целям жизнедеятельности и средствам их достижения. Существует две различные подсистемы ценностей, признает К.С. Рощин - инструментальные и терминальные - каждая из которых имеет упорядоченную структуру, функционально и содержательно связана с другой, и обе они связаны со многими социальными установками по поводу конкретных объектов и ситуаций.
В рассматриваемой работе К.С. Рощин анализирует отечественные и зарубежные исследования социально-психологических характеристик текста и их влияния на восприятие сообщений массовой коммуникации, рассматривает точки зрения многих современников, обсуждающих значение понятия текст для психологии (М.Бахтин, Т.М.Дридзе, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, Ю.А.Сорокин, Т.Н.Ушакова).
Автор рассматриваемой статьи К.С. Рощин считает, что необходимость рассмотрения текста в нелингвистической системе координат, то есть не как языковой, а как коммуникативно-познавательной единицы была теоретически и эмпирически обоснована в исследованиях Т.М.Дридзе, отмечавшей, что "текст - это прежде всего информация о концепции, и ...разнопорядковые текстовые структуры в разной мере значимы с точки зрения ее передачи реципиенту". М.М.Бахтин также подчеркивал, что текст - это не единица языка, а единица общения, обладающая целостным смыслом, имеющим отношение к ценности, и требующим ответного понимания, включающего в себя оценку. Именно эта характеристика текста является, по мнению автора, определяющей при изучении социальной перцепции в условиях массовой коммуникации, где ценностное содержание сообщений выполняет опосредствующую роль в общении больших социальных групп. Наиболее важной проблемой в этой области выступает, с точки зрения автора, проблема взаимовлияния, которое осуществляется при взаимодействии текста с сознанием воспринимающих его людей.
Исследования социально-психологических характеристик текста в отечественной и зарубежной литературе автор относит к двум основным направлениям: исследования коммуникативной направленности сообщений, которая связана со способностью выбранных коммуникатором средств и приемов подачи информации вызвать у реципиентов определенные психологические реакции (Г.М.Кондратенко, И.Г.Торсуева, Ю.А.Шерковин, А.У.Хараш, C.Hovland, J.Klapper, K.Krippendorf, I.Janis и др.) и социальной направленности массовой информации, характеризующейся соотношением характеристик содержания сообщений и сложившихся в ходе социализации представлений, интересов, ориентаций определенных групп аудитории (Н.Н.Богомолова, П.А.Вихалемм, М.Й.Лауристин, R.Arnheim, J.Gerbner, A.Tan и др.). Расхождение этих направлений, по мнению автора, ведет к тому, что большинство исследований служит основой для прогнозирования характера восприятия сообщений лишь на уровне общей читательской оценки передаваемой информации, но не адекватности ее смыслового восприятия.
Автор считает, что изучение влияния характеристик текста на адекватность его восприятия и понимание проводится в основном в рамках общей психологии и психолингвистики (Т.В.Бронская, М.М.Гохлернер, И.А.Зимняя, М.С.Мацковский, Т.Н.Ушакова, В.А.Цепцов, G.Miller, P.Johnson-Laird и др.). Сближение этих направлений осуществлено в семиосоциопсихологической теории социальной коммуникации, где интеграция лингвосемиотического и социально-психологического знания при изучении коммуникативно-познавательного процесса породила весьма продуктивный информативно-целевой подход к анализу текста (Т.М.Дридзе). В данном подходе текст рассматривается не как статическая единица лингвистики, а как динамическая единица коммуникативного процесса, способ мотивированной и целенаправленной организации смысловой информации для общения. В своем исследовании автор опирается на понятие текста и адекватности его смыслового восприятия, разработанных в рамках данного направления.
3. Методы исследования, применяемые автором
Для проверки выдвинутых теоретических положений автором разработана экспериментальная процедура, состоящая как из оригинальных, так и из стандартных социально-психологических методик, ориентированных на анализ различных компонентов коммуникативного процесса. В нее вошли: методика изучения ценностных ориентаций личности (адаптация методики М.Рокича "The Value Survey", выполненная А.Гоштаутасом, А.А.Семеновым и В.А.Ядовым); методика изложения содержания сообщения; разработанная нами информативно-целевая модификация контент-анализа и модифицированная Н.Н.Богомоловой методика М.Куна ("тест двадцати суждений").
Для обработки данных автором использовались методы математической статистики, позволившие дать развернутую картину статистического взаимодействия ценностных факторов в процессе восприятия реципиентами газетных сообщений. Обработка производилась автором на персональном компьютере с использованием специализированных программ статистической обработки данных.
Процедура исследования состояла из четырех основных этапов и предварительного пилотажа:
1) на первом этапе с помощью адаптированной методики изучения ценностных ориентаций личности выявлялись системы ценностей реципиентов;
2) на втором - реципиенты читали одно из двух специально подготовленных сообщений, предъявляемых им в виде ксерокопии газетной статьи. Ценностная структура сообщения была заранее выявлена наряду с автором группой экспертов-психологов из трех человек с помощью специально разработанной для этой цели информативно-целевой модификации контент-анализа. Одно сообщение было на тему предпринимательства, другое - об исправительно-трудовой системе. Выбор тем был обусловлен их актуальностью и остротой, а также отсутствием однозначного отношения к ним со стороны общественного мнения;
3) на третьем этапе испытуемых просили по возможности полно письменно изложить содержание прочитанной ими статьи. Изложения обрабатывались с помощью специально разработанной методики контент-анализа;
4) на четвертом этапе испытуемые работали по модифицированной методике Куна "тест двадцати суждений", отвечая на вопрос "Герой" статьи, кто он?" или "Автор статьи, кто он?". Протоколы ответов также обрабатывались с помощью контент-анализа.
Во время пилотажного исследования производилась доработка и апробация методик исследования, уточнение формулировок категорий контент-анализа.
Основной этап статистической обработки данных заключался в применении стандартных методов статистического анализа. Первичная обработка данных показала необходимость и наибольшую целесообразность для проверки выдвинутых содержательных гипотез проведения корреляционного анализа, задачей которого было установление меры связи между четырьмя рядами рассматриваемых факторов: системами ценностных ориентаций реципиентов, ценностной структурой предъявляемого текста, ценностной структурой его изложения, и ценностными наборами, приписанными реципиентами "герою" или автору статьи.
4. Основные результаты, полученные автором
Автором получены следующие результаты:
1. Процесс выявления реципиентом ценностной структуры содержания сообщения и ее сопоставления с собственной системой ценностей может быть рассмотрен в качестве одного из существенных элементов социально-психологического механизма смыслового восприятия газетной информации. Каждое изложение статьи испытуемыми обладало ценностной структурой, более или менее точно отражающей ценностную структуру прочитанного сообщения. При этом реципиенты склонны игнорировать ценности, занимающие невысокие позиции в их личных ценностных системах и акцентировать те, которые имеют в них высокие ранги.
Выявлена зависимость рангов большинства ценностей, составляющих ценностную структуру обоих сообщений, и ряда других в изложениях статьи от их положения в личных системах ценностей испытуемых. Это явилось яркой иллюстрацией процесса проекции собственных ценностных ориентаций реципиентов на ценностную структуру сообщения и его "героя".
Обнаружилось, что наборы ценностей, определяющие характер восприятия сообщений, неодинаковы у различных социальных групп испытуемых:
1) у мужчин такими ценностями являются в основном ценности профессиональной самореализации и самоутверждения, у женщин же - ценности межличностных отношений и общения;
2) у испытуемых со средним образованием - ценности личной жизни и межличностных отношений; с высшим образованием - индивидуалистические ценности, ценности профессиональной самореализации;
3) у молодых людей, ценности самоутверждения и межличностных отношений, у испытуемых от 30 до 50 лет - ценности личной жизни, профессиональной самореализации и интеллектуальные ценности; у испытуемых старше 50 лет - ценности межличностных отношений, профессиональной самореалиации и этические ценности.
2. Проведенное автором исследование подтвердило предположение о том, что адекватность ценностного восприятия газетных сообщений связана со степенью сопряженности ценностной структуры содержания сообщения и систем ценностей реципиентов. Как показали результаты, точность воспроизведения ценностного содержания статьи зависела от степени близости систем ценностных ориентаций реципиентов к ценностной структуре газетного сообщения: чем больше связь между ними, тем точнее отражается ценностная структура сообщения в изложениях респондентов.
2.1. Эта основная тенденция особенно проявилась при анализе результатов по группам испытуемых, различающимся по направленности личных систем ценностей: чем больше в среднем по группе сходство между ценностными системами ее членов с ценностной структурой газетного сообщения, тем точнее воспроизводится ценностная структура статьи в изложениях респондентов этой группы. Таким образом, для достижения более адекватного ценностного восприятия информационных материалов важна их четкая адресность, то есть направленность на группы реципиентов с определенным характером ценностных ориентаций, что требует специальных исследований аудитории средствами массовой информации.
2.2. Дальнейшее подтверждение эта гипотеза нашла при анализе зависимости количества и характера ценностных и фактологических ошибок в изложениях испытуемых от степени близости их личных систем ценностей к ценностной структуре газетного сообщения.
Как показали результаты, количество фактологических ошибок в изложениях фактически не зависит от ценностных факторов, поэтому автором был сделан вывод о нецелесообразности использования этого показателя в качестве социально-психологического критерия адекватности восприятия ценностного содержания текста.
Число ценностных ошибок, допущенных респондентами, значительно превышает число фактологических. Особенно это касается ценностей, входящих в ценностные структуры статей, но не упомянутых в изложениях. Эти "забытые" ценности, как правило, занимают низкие позиции в личных системах ценностей испытуемых (т.е. незначимые или отвергаемые ими).
В отношении ценностных ошибок, по сравнению с фактологическими, были обнаружены существенные различия в их характере и количестве между группами, различающимися по направленности личных систем ценностных ориентаций: чем ближе в среднем по группе системы ценностей реципиентов к ценностной структуре газетного сообщения, тем меньше они делают ценностных ошибок в изложении этого сообщения.
Таким образом, восприятие фактологического материала статьи и восприятие ее ценностного содержания представляют собой два самостоятельных процесса. Отсутствие фактологических ошибок в изложениях не всегда свидетельствует об отстутствии искажений ценностной структуры сообщений.
2.3. Важным результатом проведенного исследования является установленный факт о снижении зависимости адекватности восприятия сообщения от ценностных факторов с повышением уровня образования реципиентов. Так, точность воспроизведения ценностной структуры статьи реципиентами с высшим образованием в меньшей степени зависит от близости систем их ценностных ориентаций к ценностной структуре газетного сообщения, чем у реципиентов со средним образованием. При этом для реципиентов с высшим образованием большее значение имеет близость иерархии их личных терминальных ценностей (ценностей-целей) к структуре терминальных ценностей этого сообщения, а для реципиентов со средним образованием - инструментальных ценностей (ценностей-средств). Возможно, это является свидетельством того, что образованность повышает культуру восприятия, способность посмотреть на проблему с различных точек зрения, отстраняясь при этом от собственных ценностных предпочтений. Однако, этот вопрос требует дальнейшего более подробного изучения.
3. Анализ результатов исследования позволил уточнить предположение о том, что сходство системы ценностей читателя с ценностной структурой газетного сообщения выражается в проекции реципиентом собственных ценностных ориентаций на "героя" и автора статьи. Важную роль здесь играет социально-психологический процесс идентификации: сходство системы ценностей читателя с ценностной структурой сообщения усиливает этот процесс, что, в свою очередь, приводит к проекции собственных ценностей на "героя" и автора статьи. Так, чем ближе система ценностей испытуемого к ценностной структуре воспринимаемого сообщения, тем больше ценностей, занимающих высокие ранги в его собственной системе, занимают их и в наборе ценностей, приписанном им "герою" и автору статей.
Реципиентам, системы личных ценностей которых близки к ценностной структуре статьи, больше других свойственны такие ошибки, как упоминание ценностей, не входящих в структуру газетного сообщения. Обычно эти "лишние" ценности занимают высокие позиции в личных системах реципиентов и по аналогии приписываются ими "герою" или автору статьи. Однако, в целом, для реципиентов этой группы характерно наименьшее количество ценностных ошибок в изложениях.
Испытуемые, системы ценностей которых сильно отличаются от ценностной структуры сообщения, допускали наибольшее количество ценностных ошибок. В частности, многие ценности, входящие в ценностные структуры статей, упоминались ими, но с противоположным знаком. Причем, интересно, что такие ошибки допускали не только те, кто дал негативную оценку прочитанной информации, но и многие из тех, кто оценил ее положительно.
4. Автором не было выявлено четкой линейной зависимости характера оценки информации от близости систем ценностных ориентаций испытуемых к ценностной структуре газетной статьи. Однако, наиболее высокие оценки информации и "героя" статьи были даны реципиентами, системы ценностей которых значимо связаны с ценностной структурой сообщения. Представляется, что дальнейшее исследование влияния ценностных факторов на характер оценки информации реципиентом может иметь большой практический интерес.
Заключение
В настоящей работе проведен методологический анализ статьи К.С. Рощина на тему ««Влияние ценностных ориентаций на адекватность восприятия ценностного содержания сообщений массовой коммуникации».
Автор использует в работе следующие понятия: текст, сообщение, смысловое восприятие текста, адекватность восприятия, социальная перцепция, ценностные ориентации, ценностная структура содержания сообщения.
В ходе исследования автором подтвердились гипотезы:
1) адекватность ценностного восприятия газетных сообщений связана со степенью сопряженности ценностной структуры содержания сообщения и систем ценностей реципиентов.
2) сходство системы ценностей читателя с ценностной структурой газетного сообщения выражается в проекции реципиентом собственных ценностных ориентаций на "героя" и автора статьи
Исследование, проведенное автором, является значимым, т.е. он впервые в условиях экспериментального исследования изучал влияние системы ценностных ориентаций личности на адекватность восприятия ценностного содержания сообщений массовой коммуникации.
Автор выявил и проанализировал механизм сопоставления ценностной структуры сообщения с системой ценностей реципиента, играющий важную роль в процессе восприятия информации.
Автор создал и обосновал социально-психологическую методику экспериментального исследования адекватности ценностного восприятия информации в процессе массовой коммуникации, которая может быть использована как в научных, так и в конкретных практических целях.
Используемая литература
Рощин К.С. Влияние ценностных ориентаций на адекватность восприятия ценностного содержания сообщений массовой коммуникации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологический наук. М.: Институт психологии РАН, 1993.