Содержание


Введение.......................................................................................................... 2

1  Организация бухгалтерского учета....................................................... 5

1.2  Нормативное регулирование денежных расчетов............................. 5

1.2  Использование первичных документов и регистров бухгалтерского учета для проведения проверки денежных средств.................................................. 26

1.3  Основные методы аудиторской проверки денежных средств в кассе и на расчетном счете.......................................................................................... 31

1.4 Учетная политика предприятия в отношении денежных средств 46

Библиографический список....................................................................... 48





















Введение



В процессе  хозяйственной деятельности предприятия постоянно   ведут расчеты с поставщиками за  приобретенные у них основные          средства, сырье, материалы и другие  товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями за купленные ими товары,  с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с   другими   организациями  и   лицами  по  разным  хозяйственным операциям.

Поэтому важное значение для благополучия предприятий  имеет своевременность  денежных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных   и   расчетных   операций.

Целью  бухгалтерского   учета  денежных средств   является   контроль за  соблюдением  кассовой и расчетной дисциплины, правильность и эффективность использования денежных средств и кредитов,         обеспечение  сохранности денежной наличности  и документов в кассе.            

В   условиях   Российской    экономики   бухгалтер   должен   исходить  из принципа, что умелое использование денег и денежных средств  само          по себе  может приносить  предприятию дополнительный доход.            Поэтому нужно  постоянно думать  о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты             банков, акции и облигации сторонних предприятий , инвестиционные          фонды   и   т.д.).

Экономический контроль является одним из условий успешного развития рыночных отношений. Развитие предпринимательства и появление новых форм собственности, возникновение предприятий различных организационно - правовых форм потребовали коренного изменения системы экономического контроля.

В настоящее время наряду с государственными контролирующими органами экономический контроль осуществляется независимыми контролерами - аудиторами и аудиторскими организациями. Аудиторская деятельность регламентируется рядом нормативных актов и подлежит лицензированию.

Аудиторский контроль подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний аудит проводится независимыми аудиторами на договорной коммерческой основе за счет средств заказчика. Положительное мнение внешнего аудитора о достоверности отчетности предприятия служит залогом доверия к нему со стороны партнеров, кредиторов, а также иных связанных с ним экономических субъектов.

Внутренний аудит, осуществляемый собственными специалистами предприятия, представляет собой внутрихозяйственный контроль, проводимый с использованием методов внешнего аудита. Целью внутреннего аудита является обеспечение эффективности всех уровней управления предприятием, а также защита законных имущественных интересов предприятия и его собственников.

Актуальность   и  значимость  этих  вопросов  и   повлияли   на   выбор  темы  дипломной работы  « Бухгалтерский  учет и аудит денежных  средств в кассе и на расчетных счетах».

Целью работы является изучение организации бухгалтерского              учета  движения  денежных средств согласно требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации и оценка внутреннего аудиторского контроля, на примере организации оптовой торговли  ООО  «Союзэнерго».

Для   достижения   цели   были  поставлены  следующие  задачи:

-       Изучить нормативное регулирование бухгалтерского учета и                     аудиторской деятельности в РФ.

­                Изучить  нормативно – правовое  регулирование  банковской деятельности   и   ведения  кассовых   операций.

­                Рассмотреть  документальное   оформление  и   движение   денежных   средств  в  кассе.

­                Рассмотреть  документальное   оформление  и   операции  по  расчетному   счету    и   специальным   счетам   в   банке.

По   своей  структуре дипломная   работы   состоит   из  введения,  3 – х  глав,  заключения,  списка   использованной   литературы,   приложений.



























Организация бухгалтерского учета


1.2  Нормативное регулирование денежных расчетов

 

Нормативное регулирование денежного обращения является условием стабильности функционирования любого современного государства. И Россия в данном случае не является исключением.

Основные положения о деньгах и о видах расчетов в Российской Федерации сформулированы Гражданским кодексом РФ, поскольку деньги являются объектом гражданского оборота (как вид имущества).

В то же время ст.75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости российской денежной единицы возложены на Центральный банк РФ. Во исполнение названных функций последний устанавливает правила проведения денежных расчетов и порядок организации наличного денежного обращения на территории РФ.

Указанные вопросы регулируются Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России), а также нормативными актами Банка России.

Статья 128 ГК РФ в числе объектов гражданских прав называет вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество, в том числе имущественные права. Однако очевидно, что непосредственно вещью можно назвать только наличные деньги - банкноты и монеты [ст.29 Закона о Банке России], поскольку вещами обычно называют объекты материального мира, т.е. то, что доступно физическому восприятию.

Когда гражданин или предприятие хранит свои деньги в банке, мы обычно говорим о владении деньгами в безналичной форме. Но на самом деле наличные деньги, которые вносятся в банк на основании договора банковского счета, перестают реально принадлежать их владельцу. Взамен он приобретает права требования к банку (получить деньги обратно в соответствии с условиями заключенного договора, произвести оплату со счета, получать проценты и др.).

Таким образом, "безналичные деньги" по своей правовой природе стоят значительно ближе к имущественным правам, чем к вещам. Этот вывод подтверждает и судебная практика.

Согласно ст.140 ГК РФ платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Учитывая вышеприведенные положения, можно сделать вывод, что наличные расчеты - это расчеты, в которых реально участвуют наличные деньги.

Произведены они могут быть только в одной-единственной форме - путем передачи денежных банкнот и монет одним лицом другому лицу во исполнение какого-либо гражданско-правового обязательства.

А вот форм безналичных расчетов существует много. Основные из них названы в ст.862 ГК РФ:

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты чеками;

- расчеты по инкассо.

Перечень этот не является исчерпывающим. Допускаются безналичные расчеты и в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с законом банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота[1].

В частности, порядок осуществления расчетов с использованием банковских карт установлен Положением о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием, утвержденным ЦБ РФ от 09.04.1998 N 23-П.

В любом случае форма безналичного расчета - это способ реализации клиентом (плательщиком) своего права требования к кредитной организации о перечислении денежных средств. Данные способы различаются видами расчетных документов, порядком документооборота, условиями предоставления средств в распоряжение получателя и т.д.

Безналичные расчеты производятся через банки и иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов [п.3 ст.861 ГК РФ].

Так, например, безналичными расчетами признаются также переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета [п.1.2 Положения о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ от 01.04.2003 N 222-П].

Отметим, что данное Положение регулирует только безналичные расчеты физических лиц, не связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности.

Гражданское законодательство устанавливает правила осуществления наличных расчетов дифференцированно в зависимости от того, кто является их субъектом.

1. Граждане могут осуществлять наличные расчеты между собой или с юридическими лицами без ограничений, когда такие расчеты не связаны с осуществлением этими гражданами предпринимательской деятельности [п.1 ст.861 ГК РФ].

2. Граждане могут осуществлять наличные расчеты, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, между собой или с юридическими лицами, если иное не установлено законом [п.2 ст.861 ГК РФ].

3. Юридические лица вправе производить расчеты между собой в наличной форме только в том случае, если иное не установлено законом [п.2 ст.861 ГК РФ].

Предельный размер расчета наличными по одной сделке на настоящий момент установлен в размере 60000 рублей.

За осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров применяется административный штраф [ст.15.1 КоАП РФ] в размере:

от 40 до 50 МРОТ - для должностных лиц;

от 400 до 500 МРОТ - для юридических лиц.

Штрафные санкции достаточно велики, поэтому во избежание административной ответственности лучше согласиться с отождествлением понятий "сделка" и "договор". При необходимости ограничение установленного размера расчета наличными деньгами между юридическими лицами можно и обойти, оформляя долгосрочные обязательства несколькими разовыми договорами на небольшие суммы. Данное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев с момента совершения расчетов.

Законным платежным средством на территории РФ является рубль [п.1 ст.140 ГК РФ]. Поэтому по общему правилу все наличные расчеты должны производиться в рублях.

При этом законодательство допускает возможность использования в расчетах иностранной валюты, но такие случаи должны быть предусмотрены Законом РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" или принятыми в соответствии с ним нормативными актами.

В настоящее время все расчеты в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги) на территории РФ запрещены [Положение о прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги), утвержденное ЦБ РФ 15.08.1997 N 503].

Запрещена и выдача заработной платы в иностранной валюте.

В то же время при направлении работника в служебную командировку за пределы России работодатель вправе выдать ему наличную валюту для оплаты командировочных расходов в соответствии с установленным ЦБ РФ порядком [Положение о порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов", утвержденное ЦБ РФ 25.06.1997 N 62].

При оформлении денежного обязательства (в том числе и обязательства выплатить наличную сумму денег) стороны договора по общему правилу должны указать сумму в рублевом выражении.

В то же время не возбраняется указать и сумму в иностранной валюте (или в условных денежных единицах - у. е.) с разъяснением, что денежное обязательство подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной названной сумме в валюте или в у. е.

Если в договоре нет дополнительных указаний, то рублевая сумма при оплате рассчитывается исходя из официального курса соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа [п.2 ст.317 ГК РФ].

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке применяют контрольно-кассовую технику.

Несмотря на то что Закон N 54-ФЗ применяется уже более года, количество вопросов и спорных моментов, возникающих при применении контрольно-кассовой техники (ККТ), не уменьшается.

Связано это в первую очередь с недостаточностью правового регулирования порядка применения ККТ.

Законом N 54-ФЗ предусмотрено принятие целого перечня нормативных актов (о формах бланков строгой отчетности, порядке их учета, хранения и уничтожения, о порядке и условиях применения ККТ и т.д.), но практически ни один из них пока не принят. Поэтому сфера наличных расчетов сегодня регулируется многочисленными старыми актами.

Так, по-прежнему применяются Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (далее - Положение), и Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40.

В этой связи напоминаем, что ранее принятые нормативные акты применяются только в той части, в которой они не противоречат Закону N 54-ФЗ.

В данной статье разъясняются основные моменты, связанные с применением контрольно-кассовой техники.

Первое, на что следует обратить внимание: ККТ применяется теперь при наличных расчетах и (или) расчетах при помощи платежных карт при продаже товаров (оказании услуг, выполнении работ) независимо от того, кто является покупателем - юридическое или физическое лицо или индивидуальный предприниматель [п.1 ст.2 Закона].

На это же указал Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовых машин" (далее - Постановление).

Как определено в п.3 Постановления, положения Закона N 54-ФЗ распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а сферой его регулирования являются наличные денежные расчеты независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги).

Поэтому продавец обязан применять ККТ при совокупности следующих условий:

- происходит продажа товаров (работ, услуг);

- оплата за проданные товары (работы, услуги) осуществляется наличными денежными средствами;

- деньги за проданные товары (оказанные услуги, выполненные работы) поступают непосредственно в кассу продавца.

На обязанность применения ККТ никоим образом не влияет тот факт, что реализация товаров (работ, услуг) за наличный расчет на конкретном предприятии (у индивидуального предпринимателя) происходит очень редко или что стоимость реализованного товара слишком мала.

Прием наличных денег при продаже товаров (оказании услуг, выполнении работ) подтверждается выдачей чека ККТ[2].

Чек ККТ должен содержать следующие обязательные реквизиты [п.4 Положения]:

- наименование организации;

- ИНН организации-налогоплательщика;

- заводской номер ККТ;

- порядковый номер чека;

- дата и время покупки (оказания услуги);

- стоимость покупки (услуги);

- признак фискального режима.

Чек может содержать и иные реквизиты, в том числе предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовой технике [Письмо Минфина России от 05.01.2004 N 16-00-17/2].

В соответствии со ст.5 Закона N 54-ФЗ чек ККТ должен пробиваться непосредственно в момент совершения операции.

Спорным сегодня является вопрос о необходимости применения ККТ при получении авансовых платежей в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг).

Налоговые органы считают, что чек ККТ необходимо выбивать и в случае получения аванса от покупателя. Эта позиция отражена, в частности, в Письмах УМНС России по г. Москве от 22.07.2003 N 29-12/40629, от 13.08.2003 N 29-12/44313, от 12.09.2003 N 29-12/50038.

По мнению представителей УМНС России по г. Москве, продавцу при приеме наличных денег авансом следует выбить чек ККТ на сумму аванса (предварительной оплаты). Кроме того, необходимо также выписать приходный кассовый ордер с указанием в нем, от кого получен аванс и в какой сумме.

В момент передачи товара (выполнения заказа) и внесения покупателем оставшейся суммы пробивается кассовый чек на оставшуюся сумму покупки.

Все полученные суммы, в том числе и авансовые платежи, нужно ежедневно отражать в журнале кассира-операциониста и учитывать в кассовой книге организации.

В соответствии с Порядком ведения кассовых операций при наличных расчетах между организациями получение наличных денежных средств подтверждается приходным кассовым ордером, который подписывается главным бухгалтером или уполномоченным лицом и кассиром и заверяется печатью организации.

Согласно Закону N 54-ФЗ получение наличных денег от организации сопровождается выдачей не только приходного кассового ордера, но и чека ККТ.

При этом возникают сложности с заполнением кассовой книги.

Ведь в кассовую книгу должна заноситься дневная выручка, как прошедшая через ККТ, так и оформленная приходным кассовым ордером.

Чтобы избежать "задвоения" выручки в кассовой книге, организациям целесообразно применять следующий порядок.

В кассовой книге нужно отражать реквизиты всех выписанных покупателям приходных кассовых ордеров. А после снятия Z-отчета с ККТ в кассовую книгу нужно заносить выручку за минусом сумм, на которые были выписаны приходные кассовые ордера и которые уже отражены в кассовой книге.

Чтобы облегчить себе работу, продавцы, которые получают наличные деньги как от юридических лиц и предпринимателей, так и от населения, могут вести расчеты с теми и с другими по разным секциям кассового аппарата (либо вообще применять разные кассовые аппараты). Это позволит вычленить сумму, полученную от юридических лиц, и контролировать ее соответствие данным приходно-кассового ордера.

Такое разъяснение содержится, например, в Письме УМНС по г. Москве от 19.09.2003 N 29-12/51729.

Применение ККТ обязательно в случае оплаты товаров (работ, услуг) платежными картами.

Это прямо следует из ст.2 Закона N 54-ФЗ.

Суммы, оплаченные платежными картами, пробиваются, как правило, на определенную секцию кассового аппарата. В фискальной памяти кассового аппарата регистрируется и хранится информация о наличных денежных расчетах по всем видам оплат, в том числе по расчетам с помощью платежных карт.

После оформления операций по расчету с использованием платежных карт покупателю (клиенту) возвращается платежная карта, отдаются кассовый чек и слип (выписка товарного чека, которая прокатывается на специальной машине).

Если покупатель, расплатившийся платежной картой, возвращает товар, возврат денежных средств осуществляется на основании квитанции возврата безналичным путем на карточку держателя при предъявлении кассового чека и платежной карты.

При возврате товара в день покупки осуществляется отмена операции по оплате с платежной карты.

При возврате товара не в день покупки операции по выдаче денежных средств осуществляются в соответствии с заключенным договором эквайринга (договор между кредитной организацией и предприятием торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт).

Отдельные категории организаций (индивидуальных предпринимателей), реализующие товары (оказывающие услуги, выполняющие работы) за наличный расчет, могут не использовать ККТ.

Такие организации и индивидуальные предприниматели можно разделить на две группы:

1) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие денежные расчеты с населением без применения каких-либо документов, подтверждающих произведенный расчет (как без применения ККТ, так и без использования бланков строгой отчетности);

2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие денежные расчеты с населением без применения ККМ, но с использованием бланков строгой отчетности.

Пунктом 3 ст.2 Закона N 54-ФЗ установлен перечень оснований для осуществления наличных расчетов без применения ККТ и бланков строгой отчетности. Этот перечень является закрытым. Приводим его.

1. Продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что их доля в товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ.

2. Продажа ценных бумаг.

3. Продажа лотерейных билетов.

При этом независимо от того, кто продает лотерейные билеты - сама организация, которая проводит лотерею, или агент, - применять ККТ не нужно [Письмо УМНС России по г. Москве от 13.10.2003 N 21-09/56881].

4. Продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги непосредственно населению, могут не использовать ККТ при условии обязательной выдачи покупателям бланков строгой отчетности.

Вместо ККТ бланки строгой отчетности могут использоваться только при оказании услуг населению, т.е. физическим лицам.

Если же наличная оплата производится от имени покупателя - юридического лица, то при продаже товаров (работ, услуг) применение ККТ обязательно [п.2 ст.2 Закона N 54-ФЗ, Письмо УМНС России по г. Москве от 12.09.2003 N 29-12/50040].

Обязательным условием, позволяющим вместо ККТ использовать бланки строгой отчетности, является наличие утвержденного Минфином России бланка строгой отчетности для данного конкретного вида услуг.

Поэтому если для определенного вида деятельности форма бланков строгой отчетности Минфином России не установлена, то организация и (или) индивидуальный предприниматель не вправе вместо ККТ использовать какие-либо бланки строгой отчетности (разработанные для других видов деятельности). В таком случае сохраняется обязанность применения ККТ.

Самостоятельно разрабатывать бланки строгой отчетности ни организация, ни индивидуальный предприниматель не имеют права.

Порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, а также порядок их учета, хранения и уничтожения должны быть разработаны и установлены Правительством РФ.

До настоящего времени никакие новые нормативные акты во исполнение Закона N 54-ФЗ Правительством РФ не приняты. Поэтому пока следует руководствоваться утвержденными ранее нормативно-правовыми актами и соответственно применять утвержденные ранее бланки строгой отчетности [Письмо Минфина России от 14.07.2003 N 16-00-12/24].

Расчеты между организациями производятся, как правило, в безналичном порядке через банки.

В отдельных случаях, например для оплаты труда работников, закупки некоторого количества материалов, выдачи авансов на командировочные расходы, организации используют наличные деньги.

Если организация реализует товары населению, то она получает выручку от реализации в основном наличными деньгами.

Для нормального функционирования экономики в обращении должно быть определенное количество денег. Выпуск денег в обращение, изъятие их из обращения, порядок расчетов и другие вопросы денежно-кредитной политики в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" возложены на Центральный банк РФ.

Среди таких функций ЦБ РФ и организация наличного денежного обращения, и установление порядка ведения кассовых операций, которые обязательны для всех юридических и физических лиц.

В силу своей компетенции ЦБ РФ обязывает все организации хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Денежные средства организаций хранятся в банках на счетах, которые открываются на основании договора банковского счета. Порядок заключения такого договора, совершения операций по счету, оплаты расходов банка на их совершение и т.д. регулируется гл.45 Гражданского кодекса РФ.

В договоре банковского счета по общему правилу должны содержаться следующие основные условия:

- предмет договора;

- перечень осуществляемых банком операций;

- порядок удостоверения права распоряжения денежными средствами на счете организации;

- возможность использования для удостоверения прав распоряжения денежными средствами электронной подписи;

- порядок взимания и размеры платы за расчетно-кассовое обслуживание, других предусмотренных операций, например платы за пользование системой "клиент - банк";

- размер процентов, уплачиваемых банком организации за пользование денежными средствами, находящимися на счете;

- сроки выполнения операций по счету;

- ответственность сторон за нарушение условий договора (в том числе за нарушение сроков проведения платежей по счету);

- случаи и порядок расторжения договора банковского счета.

Порядок работы с наличными деньгами в настоящее время регулируется Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 19.12.1997 N 47, и Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).

Так, согласно п.2.2 указанного Положения наличные деньги, принятые в кассу организации, подлежат сдаче в банк для последующего зачисления на счет организации. Сумма наличных денег, которую организация может оставить в кассе на конец рабочего дня, ограничена. Это ограничение называется лимитом остатка наличных денег в кассе.

Размер лимита остатка наличных денег в кассе (лимит кассы) ежегодно устанавливает банк, в котором у организации открыт счет.

Для этого организация представляет в банк, осуществляющий ее расчетно-кассовое обслуживание, Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу, по форме N 0408020. Эта форма приведена в Приложении 1 к Положению о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ. Бланки Расчета для заполнения обычно выдает обслуживающий организацию банк.

Установленный лимит кассы банк письменно сообщает организации.

Как правило, организация представляет в банк Расчет на установление лимита остатка кассы в двух экземплярах.

Банк, устанавливая лимит, на обоих экземплярах Расчета делает запись о его величине, указывает цели, на которые организация может расходовать наличную выручку, и заверяет подписью руководителя и своей печатью. Второй экземпляр Расчета возвращается организации и служит подтверждением установленного лимита остатка кассы.

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года по обоснованной просьбе организации, например, при увеличении объемов наличной выручки или условий ее сдачи.

Поскольку организации имеют право открывать несколько счетов в различных банках, то для установления лимита кассы им необходимо обратиться в один из обслуживающих банков по их выбору.

После установления лимита кассы в выбранном организацией банке она должна уведомить об этом другие банки, в которых ей еще открыты счета. В этом случае при проведении проверки соблюдения кассовой дисциплины банки будут руководствоваться этим лимитом остатка наличных денег в кассе.

Если организация не представит Расчет на установление лимита кассы ни в один из обслуживающих ее банк, лимит остатка кассы считается равным нулю, а вся не сданная в банк денежная наличность - сверхлимитной.

Организации могут иметь обособленные подразделения как с самостоятельным балансом, так и не выделенные на самостоятельный баланс.

Для организаций с обособленными подразделениями, не выделенными на самостоятельный баланс, устанавливается единый лимит остатка кассы в целом по организации, но в Расчет лимита включаются обороты наличных денег в целом по организации, включая обособленные подразделения.

Получив из банка утвержденный размер лимита кассы в целом на организацию, его распределяют на головную организацию и каждое обособленное подразделение. Для этого издается приказ руководителя организации, который доводится до каждого подразделения.

Если в состав организации входят обособленные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс и имеющие счета в банках по месту их нахождения, то лимит остатка кассы устанавливается каждому такому подразделению банком, в котором ему открыт счет.

Порядок ведения кассовых операций разрешает хранение в кассе организации наличных денег только в пределах установленного банком лимита. Вся сверхлимитная наличность в обязательном порядке должна сдаваться в банк для зачисления на счет организации [п.п.5 и 6 Порядка].

Как правило, доставку наличных денег из кассы организации в банк выполняет служба инкассации. Доставлять в банк наличные могут как инкассаторы обслуживающего организацию банка, так и сотрудники Российского объединения инкассации (Росинкас).

В соответствии с Законом о Центральном банке Российское объединение инкассации включено в систему Банка России. В состав объединения инкассации входят республиканские, краевые, областные, Московское и Санкт-Петербургское управления инкассации.

Для того чтобы воспользоваться услугами службы инкассации, необходимо заключить специальный договор. Договор заключается и в случае инкассации наличных денег обслуживающим организацию банком, и в случае, если организация решила воспользоваться услугами Российского объединения инкассации.

В договоре указываются адреса магазинов, принадлежащих организации, время приезда инкассаторов и стоимость услуг, которая обычно определяется в процентах от суммы инкассированной наличности.

Порядок оформления и передачи наличных денег инкассаторам предусмотрен Положением ЦБ РФ от 09.10.2002 N 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации".

Заключив договор, организация должна заказать специальный пломбир и приобрести свинцовые пломбы. На пломбире должны быть выгравированы номер и сокращенное наименование организации или ее фирменный знак.

Если организация сдает инкассаторам наличную выручку в нескольких магазинах, то для каждой такой точки требуется изготовить свой отдельный пломбир.

После этого организация представляет в подразделение инкассации два экземпляра образцов оттиска каждого пломбира, которым будут опломбировываться сумки с денежной наличностью в каждом магазине.

Руководитель подразделения инкассации банка заверяет все представленные экземпляры образцов оттисков. Для этого на шпагат ниже пломбы организации накладывается пломба банка.

Один экземпляр каждого заверенного образца пломбы передается организации. Этот экземпляр кассир организации будет предъявлять инкассаторам при передаче им сумок с наличностью.

От количества мест инкассации (магазинов) зависит количество сумок для денежной наличности, которые выдаются организации. Обычно на каждую точку инкассации первоначально выдаются две сумки. Далее происходит их "кругооборот". Забрав одну сумку с наличностью, при следующем заезде инкассаторы привозят пустую сумку и забирают заполненную.

На каждой сумке служба инкассации проставляет порядковый номер.

Подготовив денежную наличность, кассир организации должен заполнить в трех экземплярах препроводительную ведомость.

Первый экземпляр ведомости вкладывается в сумку, второй ее экземпляр передается инкассатору вместе с сумкой.

При передаче сумки на третьем экземпляре ведомости инкассатор ставит свою подпись и печать подразделения инкассации. Этот третий экземпляр остается у кассира организации (магазина).

После того как в сумку сложена наличность и первый экземпляр препроводительной ведомости, ее необходимо опломбировать. Теперь кассир может ожидать приезда инкассаторов.

Приехавший за выручкой инкассатор предъявляет кассиру свое служебное удостоверение, доверенность на получение ценностей, явочную карточку и пустую сумку.

Кассир записывает в явочную карточку сумму наличных денег (цифрами и прописью), уложенную в сумку и записанную в препроводительной ведомости, дату и номер сумки, показывает инкассатору заверенный образец оттиска пломбы и передает два экземпляра препроводительной ведомости.

Инкассатор проверяет правильность записей в явочной карточке, ставит дату, свою подпись и печать на третьем экземпляре ведомости и возвращает этот экземпляр кассиру.

В соответствии с п.3 Порядка ведения кассовых операций для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Касса - специально оборудованное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег.

Прием, выдача наличных денег и оформление кассовых документов регламентируются разд.II Порядка.

В соответствии с п.13 Порядка прием наличных денежных средств в кассу предприятия производится по приходным кассовым ордерам.

Перечислим основные случаи оприходования денег в кассу:

- снятие денежных средств с расчетного, валютного, бюджетного и других видов счетов в банке (Д-т счета 50 - К-т счета 51 (52));

- оплата учредителями (акционерами) приобретенных долей (акций) (Д-т счета 50 - К-т счета 75);

- оплата покупателями (заказчиками) реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и получение авансов от них (Д-т счета 50 - К-т счета 62 (76));

- оплата работниками предприятия реализованных им товаров и услуг, погашение работниками причиненного материального ущерба (Д-т счета 50 - К-т счета 73);

- возврат поставщиками и подрядчиками полученных ранее авансов (Д-т счета 50 - К-т счета 60);

- возврат подотчетными лицами остатка денег, полученных под отчет (Д-т счета 50 - К-т счета 71);

- получение заемных средств (Д-т счета 50 - К-т счета 66 (67));

- получение средств в погашение выданных ранее займов и ссуд (Д-т счета 50 - К-т счета 58 (73)).

В соответствии с п.2.8 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ предприятия могут получать наличные денежные средства в учреждениях банков, в которых открыты соответствующие счета на цели, установленные федеральными законами, иными правовыми актами, действующими на территории РФ, и нормативными актами Банка России[3].

Действующими в настоящее время нормативными актами Банка России не регламентированы цели, на которые предприятие может получать наличные денежные средства со счета. Предприятие вправе решать эти вопросы самостоятельно.

При приеме денежных билетов и монет в платежи кассиры предприятий обязаны руководствоваться установленными Банком России признаками и правилами определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России [Приложение 1 к Порядку].

Согласно п.14 Порядка ведения кассовых операций выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам (РКО) или другим надлежаще оформленным документам.

К таким документам относятся:

- платежные ведомости;

- расчетно-платежные ведомости;

- заявления на выдачу денег;

- счета и пр.

Законодательством, регламентирующим ведение кассовых операций, форма штампа не установлена, и потому она может быть произвольной. Порядком ведения кассовых операций не оговаривается и минимальный перечень реквизитов РКО, которые должен содержать штамп. По нашему мнению, в штампе должны присутствовать все реквизиты расходного кассового ордера, за исключением структурного подразделения, кода структурного подразделения, кода аналитического учета, кода целевого назначения.

При отсутствии в организации штампа на сумму, выданную из кассы по одному из вышеперечисленных документов, в общеустановленном порядке оформляется РКО.

Выдача денег из кассы может производиться в следующих случаях:

- сдача неиспользованных денежных сумм в банк (Д-т счета 51(52) - К-т счета 50);

- выдача денег под отчет (Д-т счета 71 - К-т счета 50);

- предоставление займов и ссуд (Д-т счета 58 (73) - К-т счета 50);

- оплата поставщикам (подрядчикам) за приобретенные товары (работы, услуги) и предоплата по соответствующим договорам (Д-т счета 60 (76) - К-т счета 50);

- выплата работникам средств на оплату труда, пособий, стипендий (Д-т счета 70 - К-т счета 50);

- возврат полученного ранее займа (Д-т счета 66 (67) - К-т счета 50);

- выплата участнику действительной стоимости доли при его выходе из общества (Д-т счета 75 - К-т счета 50) и др.

Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.

Отсутствие подписи руководителя предприятия на РКО допускается только в случаях, когда его подпись имеется на прилагаемых к РКО документах (заявлениях, счетах и т.д.).

Денежные средства выдаются из кассы по предъявлении получателем этих средств документа, удостоверяющего его личность (паспорта или иного документа).

В том случае, если получателем является работник предприятия, то деньги ему могут быть выданы и по удостоверению, выданному данным предприятием, при наличии на нем фотографии и личной подписи владельца (п.15 Порядка).

Наименование предъявленного документа и его реквизиты (номер, дата, орган, выдавший документ, и место выдачи) указываются в соответствующей графе РКО (или документа, его заменяющего).

В том случае, если документ, заменяющий РКО, составлен на группу лиц (например, платежная ведомость), то никаких записей о предъявленном каждым лицом документе, удостоверяющем его личность, в нем не делается.

Получатель денежных средств расписывается в соответствующей графе платежных документов.

Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами.

При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.

Наряду с выдачей денег из кассы непосредственно лицу, указанному в РКО (документе, его заменяющем), допускается выдача денег по доверенности, оформленной в установленном порядке.

Согласно п.4 ст.185 ГК РФ доверенность на получение заработной платы, пособий, стипендий, а также иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства или администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

При выдаче денег по доверенности в тексте РКО после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтер должен указать фамилию, имя и отчество лица, которому доверено получение денег.

Если деньги выдаются по ведомости, то после того как кассир сделал в соответствующей графе запись "По доверенности", доверенное лицо расписывается в получении денег. При этом должны соблюдаться требования, предусмотренные п.15 Порядка. Доверенность остается в организации. Она прилагается к РКО или к ведомости.

Выдача средств на оплату труда, пособий по социальному страхованию и стипендий может осуществляться по платежной или расчетно-платежной ведомости. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 разработаны и утверждены унифицированные формы платежной и расчетно-платежной ведомостей (соответственно формы N N Т-53 и Т-49) и Указания по применению и заполнению этих форм.

В том случае, если на ведомости будет проставлен штамп с реквизитами РКО, сам расходный ордер организация вправе не составлять [п.17 Порядка].

Руководитель предприятия на титульном листе ведомости делает разрешительную надпись (например: "Оплатить") и визирует ее своей подписью. Кроме того, ведомость должна быть подписана главным бухгалтером предприятия или иным лицом, на это уполномоченным.

В аналогичном порядке может оформляться выдача денег группе лиц в следующих случаях:

- выплата средств на оплату труда (при уходе в отпуск, болезни и др.) в межрасчетный период (разовые выплаты);

- выплата депонированных сумм и подотчетных сумм, связанных со служебными командировками.

Разовые выдачи денег на оплату труда отдельным лицам производятся, как правило, по расходным кассовым ордерам.

Возможны следующие варианты выплаты денег лицам, не состоящим в штате предприятия:

1) на каждое лицо в отдельности выписывается отдельный РКО;

2) на всех лиц, выполняющих работы по конкретному договору, составляется отдельная ведомость.


1.2  Использование первичных документов и регистров бухгалтерского учета для проведения проверки денежных средств


  Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе организации и ее обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны быть оформлены оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами.

Общие требования к оформлению документов установлены Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. от 30.06.2003 N 86-ФЗ) и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Согласно этим нормативным актам первичные учетные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Такие альбомы разрабатывает Госкомстат России. В настоящее время утверждены формы для большинства хозяйственных операций, например при продаже товара оформляются товарная накладная и счет-фактура, при покупке материалов - приходный ордер и т.д.

При необходимости в типовой бланк можно включить дополнительные строки, графы, но все реквизиты, предусмотренные утвержденной формой, должны быть сохранены. Нельзя изменять только бланки документов по учету кассовых операций. Это предписано Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим приказом (распоряжением).

В формах, утвержденных Госкомстатом России, предусмотрены зоны кодирования информации, которые заполняются в соответствии с общероссийскими классификаторами (ОКУД, ОКПО, ОКОФ). Коды, по которым нет ссылок на общероссийские классификаторы (например, графы с названием "Вид операции"), предназначены для обобщения и систематизации информации при обработке данных средствами вычислительной техники и проставляются по системе кодирования, принятой в организации.

Документы, форма которых законодательно не утверждена, организации разрабатывают самостоятельно. Вместе с тем такие документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписывают руководитель организации, главный бухгалтер или уполномоченные на то лица.

Вместо руководителя и главного бухгалтера в первичных документах могут расписываться другие должностные лица, но их перечень должен быть утвержден руководителем и согласован с главным бухгалтером.

Исправления в первичных документах (за исключением кассовых и банковских документов) должны быть заверены подписями лиц, которые ранее расписывались в них, и печатью организации. При этом надо указать дату внесения исправлений.

Если организация покупает или продает имущество, заключив предварительно с контрагентом договор, данные в первичных документах (стоимость товаров, суммы налогов, наименования и т.п.) должны соответствовать данным договора. В случаях, когда какие-то условия договора изменяются (например, снижена или повышена цена товаров (услуг)), нужно заключить соответствующее дополнительное соглашение к договору.

В случае если какой-либо первичный документ не был оформлен и это обнаружилось при проведении налоговой проверки, на организацию может быть наложен штраф на сумму 5000 руб. Если аналогичные нарушения будут выявлены и в других налоговых периодах, сумма штрафа возрастет до 15 000 руб. [п.п.1 и 2 ст.120 НК РФ].

На практике часто бухгалтер принимает к учету документы, оформленные с нарушением требований законодательства (например, не все реквизиты в документе заполнены), или составляет в произвольной форме документ, для которого предусмотрена типовая форма. Представитель налоговых органов при проведении проверки безусловно обратит на это внимание.

Такие документы налоговые органы могут признать недействительными. Следовательно, будут признаны недействительными все бухгалтерские записи и неправильным - расчет налогов, в котором участвовали суммы, указанные в этих документах. В этом случае штрафы могут быть наложены и на предприятие, и на бухгалтера [п.4 ст.108 НК РФ].

Все операции с наличными деньгами в организации должны проводиться с соблюдением требований, установленных Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Письмом Банка России от 04.10.1993 N 18. Формы документов, которые применяются при совершении кассовых операций, утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

Рассмотрим порядок применения и заполнения данных форм.

При каждом поступлении наличных денег в кассу предприятия оформляется приходный кассовый ордер (форма N КО-1). Он состоит из двух частей: собственно приходного ордера и отрывной квитанции.

Отрывная квитанция выдается лицу, сдавшему деньги в кассу. В случае если в приходном кассовом ордере регистрируется приход в кассу денег, снятых с расчетного счета, квитанцию прикладывают к банковским документам.

Если организация продает товары за наличный расчет, сумму наличной выручки (на основании показаний контрольных лент кассовой техники), полученной от населения за рабочий день (смену), нужно в конце рабочего дня (смены) оприходовать одним приходным ордером.

Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии и заверяется подписями главного бухгалтера и кассира, квитанция к нему заверяется печатью организации.

Выдачу наличных денег из кассы предприятия фиксируют в расходном кассовом ордере (форма N КО-2). Он выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, заверяется подписями руководителя, главного бухгалтера (или уполномоченного должностного лица), кассира и подписью лица, получившего деньги по данному ордеру. Печать на нем не ставится.

Все организации обязаны вести кассовую книгу (форма N КО-4). В ней фиксируются суммы наличных денег, принятые и выданные организацией, по дням, указывается остаток наличных денег в кассе на начало и на конец дня.

Книгу заводят на определенный период: год, квартал, месяц - в зависимости от количества кассовых операций у организации. По окончании периода кассовая книга должна быть опечатана, все ее листы должны быть пронумерованы и прошнурованы. На последней странице делается запись "В этой книге пронумеровано и прошнуровано ____ листов". Эта запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.

Каждый лист кассовой книги состоит из двух равных частей: одна из них (с горизонтальной линовкой) заполняется кассиром как первый экземпляр, вторая (без горизонтальных линеек) заполняется кассиром как второй экземпляр с лицевой и оборотной стороны через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными, они служат отчетом кассира и до конца операций за день не отрываются.

Предварительно лист сгибают по линии отреза, подкладывая отрывную часть листа под часть листа, которая остается в книге. Для ведения записей после "Переноса" отрывную часть листа накладывают на лицевую сторону неотрывной части листа и продолжают записи по горизонтальным линейкам оборотной стороны неотрывной части листа.

Записи кассовых операций ежедневно начинаются на лицевой стороне неотрывной части листа после строки "Остаток на начало дня", заканчиваются заполнением ячейки "Остаток на конец дня". Нельзя отражать на одном листе кассовой книги операции за несколько дней. Не выводя ежедневный остаток денег в кассе, можно в какой-то из дней не заметить превышения лимита, установленного банком. А это, как уже было сказано выше, является нарушением порядка работы с денежной наличностью и карается штрафами по ст.15.1 КоАП РФ: 40 - 50 МРОТ - для организаций, 400 - 500 МРОТ - для юридических лиц.

В конце дня заполненный лист кассовой книги подписывают кассир и бухгалтер, а отрывной лист отрезают. Документы, по которым были получены (выданы) деньги (приходный и расходный кассовые ордера, платежные ведомости и т.п.), подшивают по порядку вместе с отрывным листом кассовой книги.

Для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов (платежных (расчетно-платежных) ведомостей, заявлений на выдачу денег (см. Приложение 10)) до передачи в кассу организации применяется журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3). Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.

  Первичные документы используются аудитором для подтверждения хозяйственных операций, отраженных на счетах бухгалтерского учета. Аудитор сравнивает имеющиеся первичные документы и обороты по счетам. Об этом будет сказано ниже.

 

1.3  Основные методы аудиторской проверки денежных средств в кассе и на расчетном счете


Аудиторская проверка кассовых операций организации осуществляется в следующей последовательности:

1. Определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов.

2. Составление аудиторской программы в виде программы тестов средств контроля и программы процедур по существу.

3. Установление соответствия данных бухгалтерского баланса по статье "Денежные средства" и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации.

4. Проверка организации материальной ответственности.

5. Определение возможности использования результатов работы внутреннего аудита.

6. Документальное оформление движения наличности.

7. Выявление существенных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства и выражение мнения.

8. Требование устранить экономическим субъектом нарушения в учете и отчетности.

По результатам проверки аудитор составляет отчет экономическому субъекту - аудиторское заключение.

В аналитической части аудиторского заключения должны быть изложены результаты проверки по трем направлениям:

1) состояние внутреннего контроля;

2) состояние бухгалтерского учета и отчетности;

3) соблюдение законодательства при совершении экономическим субъектом хозяйственных операций.

Основные задачи аудитора при проверке, в том числе и операций с денежной наличностью, определяются также по указанным трем направлениям.

Исполнитель из состава аудиторской группы при проверке должен исходить из нормативных актов Российской Федерации, ведомств, российских стандартов, а также внутрифирменных аудиторских стандартов.

Для реализации общего плана аудита составляется Программа аудита. В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита", "аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу". Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета.

Программы помогают выявить существенные недостатки, являясь составной частью рабочей документации аудита, способствуют документальному оформлению процесса аудита и его результатов.

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета в форме журналов - ордеров или заменяющих их машинограмм. Записи же в регистрах учета сверяет с кассовой книгой и первичными документами.

Следует учесть, что данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов и иных подразделений организации. Данные об активах и обязательствах должны приводиться в отчетности обособленно в случае их существенности. В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.

В Отчете о движении денежных средств справочно должны быть приведены данные о поступлениях в отчетном периоде денежных средств по наличному расчету с выделением в том числе:

расчетов с юридическими лицами;

расчетов с физическими лицами;

поступления денежных средств с применением контрольно - кассовых машин или бланков строгой отчетности;

сумм денежных средств, сданных организацией в кредитную организацию;

сумм денежных средств, полученных в кассу организации из кредитной организации.

В Отчете о движении денежных средств используются записи на счетах бухгалтерского учета денежных средств (50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути").

Статья бухгалтерского баланса "Денежные средства" должна отражать остатки денежных средств по счетам 50, 51, 52, 55, 57.

К счету 50 могут быть открыты субсчета:

50-1 "Касса организации";

50-2 "Операционная касса";

50-3 "Денежные документы" и др.

На субсчете 50-1 должны учитываться денежные средства в кассе организации. Если организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 должны быть открыты субсчета для обособленного учета движения наличной иностранной валюты по каждому наименованию. Операции в кассовой книге отражаются как в валюте платежа, так и в ее рублевом эквиваленте по курсу Банка России на дату совершения операции.

Субсчет 50-2 "Операционная касса" открывается для учета наличия и движения денежных средств организациями при необходимости.

На субсчете 50-3 "Денежные документы" учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов должен быть организован по их видам.

В условиях автоматизированного ведения учета кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Вопросам аудита в условиях компьютерной обработки данных (КОД) посвящено несколько правил (стандартов) аудиторской деятельности. В условиях КОД аудит может проводиться с использованием машиноориентируемых или ручных процедур. Следует помнить, что в договоре на аудиторские услуги предусматривается согласие экономического субъекта на использование базы данных. Если аудитор оказывает субъекту сопутствующую аудиту услугу, то он может рекомендовать применять ту или иную систему КОД. Аудитор должен проверить надежность средств внутреннего контроля в системе КОД.

В разд.4 Правила (Стандарта) "Аудит в условиях компьютерной обработки данных" перечислены вопросы, которые аудитор должен отразить в рабочих документах, в частности: организационная форма обработки данных, форма бухгалтерского учета, участки учета, функционирующие в системе КОД, как передаются данные, как ведется обработка учетных данных (локально или с помощью сетей), как обеспечивается хранение данных и архивирование. Рекомендуется обращать внимание на частоту обновления программного обеспечения, возможность реагирования компьютерной системы на изменения законодательства, расширения ее функций, формирования бухгалтерского учета.

Одним из источников получения аудиторских доказательств являются результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой его сотрудниками. Инвентаризация средств в кассе должна проводиться периодически по распоряжению руководителя организации и перед составлением годового отчета не ранее 31 октября. Инвентаризация, осуществленная комиссией, назначенной руководителем, оформляется актом. Излишки средств приходуются как доход предприятия (дебет счета 50, кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы"). Недостача средств списывается на счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", с которого затем списывается в дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба". По кредиту счетов 73 записи производятся в корреспонденции счетов денежных средств - на суммы внесенных платежей; 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на суммы удержаний из заработной платы. В случае отказа кассира погасить недостачу организация имеет право подать исковое заявление в судебные органы.

Наиболее ценными считаются аудиторские доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций, самостоятельного анализа. Аудиторам предоставлено право проверить в полном объеме не только документацию, но и фактическое наличие любого имущества, денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а экономический субъект обязан создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения проверки.

Указанный выше Порядок предусматривает обязанности руководителей организаций:

оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. При этом хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается;

обеспечить ведение одной кассовой книги;

производить прием наличных денег при осуществлении расчетов с населением с обязательным применением контрольно - кассовых машин (ККМ).

Организация может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями организации. Денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе организации обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с обслуживаемыми банками. Организация не имеет права накапливать в своей кассе деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов. Организация имеет право хранить деньги сверх лимитов только для оплаты труда, пособий по социальному страхованию и стипендий на свыше 3 рабочих дней (для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, - до 5 дней) включая день получения денег в банке [п.9 разд.1 Порядка].

Организации, имеющие постоянную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда, социально - трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

Целью аудиторской проверки операций на расчетном, валютном и других счетах в банке является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Информационная база, используемая аудитором при проверке операций по счетам в банке, включает:

- основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций на расчетном, валютном и других счетах в банках и бухгалтерский учет этих операций;

- бухгалтерскую отчетность (Бухгалтерский баланс (ф. N 1) и Отчет о движении денежных средств (ф. N 4);

- налоговую отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте);

- приказ об учетной политике организации;

- регистры синтетического учета операций на счетах в банке;

- первичные документы, оформляющие операции по счетам в банке.

По приказу об учетной политике аудитор знакомится:

- с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по счетам в банке;

- применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств на счетах в банке;

- документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке;

- перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.

Аудиторская проверка операций по счетам в банке начинается с того, что аудитор знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

Затем аудитор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

Проверка документального оформления операций по счетам в банке. Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации. К таким документам относятся:

- выписки банка с приложенными утвержденными банком формами расчетно - платежных документов: платежное поручение, платежное требование, платежное требование - поручение, платежный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), заявление на взнос наличных денег на расчетный счет, бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета, поручение на обязательную продажу валюты, поручение на покупку валюты, распоряжение резидента о переводе купленной валюты и др.;

- первичные документы, прилагаемые к расчетным банковским документам и обосновывающие правомерность совершаемых операций.

Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

Операции по счетам в банке могут быть приостановлены согласно ст.76 Налогового кодекса Российской Федерации для обеспечения решения о взыскании налога или сбора. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов. Приостановление операций по счетам действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка. Такую проверку целесообразно проводить по схеме.

Данная процедура проверки оформляется рабочими документами аудитора. При выявлении расхождений необходимо показать сумму отклонений и выявить их причины.

Таким образом, в ходе аудита операций по счетам в банке осуществляются следующие процедуры:

- проверка соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории Российской Федерации;

- проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;

- арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств в банке;

- проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса.

При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:

- порядок ведения учетных регистров;

- ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;

- своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;

- тождественность записей в учетных регистрах и в выписке банка.

Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально - производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 "Расчетный счет" с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" или 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Поступление денежных средств от финансово - кредитных организаций в виде кредитов, зачисление средств с других расчетных счетов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам 90 "Краткосрочные кредиты банков", 92 "Долгосрочные кредиты банков", субсчетам к счету 51 "Расчетный счет", счету 55 "Специальные счета в банках", а также сверки выписок и приложенных к ним документов.

Особое внимание аудитор должен уделить проверке полноты оприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка (кредитной организации). Для этого проводят встречную проверку записей с данными учетного регистра по кредиту счета 50 "Касса".

Проверка законности списания денежных средств с расчетного счета. Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в разделе аудита расчетных операций по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", чтобы установить, насколько реально и обоснованно они использованы.

Детальной проверке должны быть подвергнуты операции по счету 51 "Расчетный счет" в сопоставлении со счетами учета затрат (20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 25 "Общепроизводственные расходы", 44 "Издержки обращения"), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыполненные работы, неоказанные услуги.

Детальная проверка и анализ первичных документов, подтверждающих списание денежных средств, в корреспонденции со счетами учета затрат позволяют также выявить ошибки (возможно и умышленные) по списанию расходов на научно - исследовательские работы, на оплату социально - бытовых услуг и др. на себестоимость продукции, что ведет к искажению финансовых результатов и может иметь существенные налоговые последствия.

Пересекающейся процедурой аудиторской проверки операций по расчетному счету является проверка списания денежных средств со счета и полноты оприходования наличных денег в кассу. Аудитор должен проверить:

- приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция к приходному кассовому ордеру;

- тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 51 "Расчетный счет" и дебету счета 50 "Касса".

Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует в рабочей документации и отражает в справке (отчете) по результатам данного раздела аудиторской проверки.

Проверка законности операций по валютному счету. При осуществлении внешнеэкономической деятельности организации получают выручку от экспорта продукции (работ, услуг), производят платежи по импорту товаров, оплачивают расходы по загранкомандировкам и другие операции в иностранной валюте через валютные счета, открываемые в банках Российской Федерации, а также за границей. Порядок открытия валютных счетов и проведения операций по ним регулируется валютным законодательством и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с действующими нормативными актами юридические лица - резиденты могут иметь следующие валютные счета:

транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений экспортной валютной выручки;

специальный транзитный валютный счет для учета операций по покупке иностранной валюты за рубли на валютном рынке Российской Федерации и ее обратной продаже;

текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством;

валютный счет за рубежом, который открывают по специальному разрешению Центрального банка Российской Федерации организации, имеющие представительства за границей.

При проверке операций по валютным счетам в банке особое внимание аудитор должен обратить на:

- соблюдение правового режима текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала;

- проведение валютных операций через уполномоченные банки, имеющие лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление валютных операций;

- наличие разрешений и лицензий Центрального банка Российской Федерации, предоставляемых уполномоченному банку на проведение отдельных операций;

- осуществление расчетов в иностранной валюте юридическими лицами - резидентами в пределах имеющихся в их распоряжении валютных средств, которые должны иметь легальное происхождение;

- учет операций денежных средств в валюте на счете 52 "Валютный счет", к которому открываются субсчета "Транзитные валютные счета", "Текущие валютные счета", "Специальные транзитные счета", "Валютные счета за рубежом".

Аудит операций на валютных счетах осуществляется отдельно по каждому валютному счету, открытому в банке, в том числе и за рубежом. При этом следует иметь в виду, что если российская организация имеет в зарубежном банке счет, открытый по лицензии Центрального банка Российской Федерации, то эта лицензия не является основанием для зачисления на него валютной выручки. Поэтому в Центральном банке Российской Федерации должно быть получено специальное разрешение на каждое зачисление валюты на счет в зарубежном банке. При проверке полноты зачисления валютной выручки организаций - экспортеров, являющихся резидентами, на их валютном счете в уполномоченных банках необходимо установить:

- не зачисляла ли организация валютную выручку за счет удовлетворения рекламаций иностранного партнера с требованием об уплате штрафа или возмещения убытков, т.е. зачета взаимных требований, оформляя это актом, соглашением, протоколом;

- не допускался ли взаимозачет при исполнении как экспортных, так и импортных контрактов;

- не производились ли платежи из выручки, подлежащей переводу в Российскую Федерацию и поступившей в собственность или распоряжение резидента за границей. Полученная выручка может использоваться им до осуществления перевода только для оплаты банковских или иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с той внешнеэкономической операцией, по которой получена эта выручка.

Для проверки полноты зачисления выручки сравнивают сумму поступившей в течение года валютной выручки со стоимостью экспортированного товара.

При проверке операций по валютному счету особое внимание обращают на правильность отражения операций по покупке и продаже валюты, так как бухгалтеры организаций нередко допускают значительное количество ошибок как в методологии учета, так и при расчетах курсовых разниц по этим операциям и пересчете валюты в рубли.

Кроме расчетных и валютных счетов организации могут иметь и прочие счета в банках, на которых учитываются денежные средства, подлежащие обособленному хранению. Открытие специальных счетов в банке вызвано также спецификой ведения отдельных форм расчетов между организациями. Аудиторская проверка проводится по каждому специальному счету в банке.

Для учета операций на прочих счетах в банке предназначен счет 55 "Специальные счета в банках", на котором отражается движение денежных средств как в российской, так и в иностранной валюте.

Для контроля за движением денежных средств, требующих обособленного хранения, открываются субсчета 55-1 "Аккредитивы", 55-2 "Чековые книжки". В зависимости от целевого предназначения денежных средств к счету 55 "Специальные счета в банках" могут быть открыты субсчета:

- для учета денежных средств целевого финансирования (поступления), например, на содержание детского сада (яслей) и др.;

- для аккумулирования средств на финансирование капитальных вложений;

- специальный карточный счет в банке, предназначенный для хранения денежных средств при осуществлении расчетов с использованием банковских карт.

Аудитор должен проверить, обеспечивает ли построение аналитического учета на счете 55 "Специальные счета в банках" возможность получения данных о наличии и движении денежных средств по видам целевого назначения.

Аудиторская проверка операций по специальным счетам проводится по общей методике, изложенной выше.

При проверке операций по субсчету 55-1 "Аккредитивы" необходимо дополнительно проверить соблюдение правил применения аккредитивной формы расчетов:

- предусмотрена ли данная форма расчетов договором;

- соблюдение сроков действия аккредитивов;

- не выплачивались ли наличные денежные средства с аккредитива;

- правильность документального оформления закрытия аккредитива.

При проверке операций по субсчету "Специальный карточный счет" следует обратить внимание на:

- наличие договора на открытие специального карточного счета, перечень лиц - держателей корпоративной карты организации, тип выданной банковской карты;

- соблюдение действующего валютного законодательства при осуществлении трансграничных платежей (расчеты в иностранной валюте за пределами Российской Федерации);

- наличие разрешения Центрального банка Российской Федерации на осуществление безналичных расчетов (п.4.6 Положения о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществлении расчетов по операциям, совершаемым с их использованием);

- наличие отчетов держателей корпоративной карты;

- не использовались ли корпоративные карты для выплаты заработной платы и других выплат социального характера;

-         правильность расчета и полноту отражения курсовых разниц.


 1.4 Учетная политика предприятия в отношении денежных средств


Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета и, как следствие, исчисление налогооблагаемой базы во многом определяется содержанием первичных документов, в которых фиксируется факт их совершения.

На сегодняшний день к оформлению первичных документов и регистров бухгалтерского учета предъявляются достаточно четкие требования.

В частности, ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусматривает, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Учетная политика предприятия - это выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (см. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия", утвержденное Приказом Минфина России от 28.07.1994).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; правила документооборота и технология обработки учетной информации наряду с рабочим планом счетов бухгалтерского учета, методами оценки отдельных видов имущества и обязательств, порядком проведения инвентаризации и контроля за хозяйственными операциями являются обязательными элементами учетной политики предприятия.

Создание первичных учетных документов, порядок и сроки их передачи для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.

Таким образом в учетной политике предприятия должен быть определен порядок документооборота, должны быть указаны первичные документы, которые используются для оформления операций с денежными средствами, должен быть разработан рабочий план счетов бухгалтерского учета, который будет использоваться в работе предприятия. 


 










Библиографический список



  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 14.11.2002г. №183-ФЗ принят ГД ФС РФ от 23.10.2002г. (с последующими изменениями и дополнениями).

  2.  Налоговый кодекс (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ, принят ГД ФС РФ от 19.07.2000г. (с последующими изменениями и дополнениями).

3.       Налоговый кодекс (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ, принят ГД ФС РФ от 16.07.1998г. (с последующими изменениями и дополнениями).

4.       Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ, принят ГД ФС РФ 20.12.2001 (с последующими изменениями и дополнениями).

5.         Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

6.       Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ, 7 августа 2001 года (с последующими изменениями и дополнениями).

7.       Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с   ограниченной ответственностью" (с последующими изменениями и дополнениями).

8.       План   счетов   бухгалтерского   учета   финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. от 07.05.2003).

9.       Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, ут­вержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н.

10.  ПБУ 3/2000. «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 года №2н;

11.  ПБУ 4/99 г. «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н.

12.  Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

13.  Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года №18.

14.  Положение   о правилах организации   наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года № 14-П.

15.  Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита» Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России от 20.10.1999.

16.  Постановление Госкомстата России от 06.04.2001 N 26.

17.  Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

18.  Указание Центробанка РФ от 14 ноября 2001 года № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации».

19.  Методические   указания   по   инвентаризации   имущества   и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 49.

20.  Бархатнова А. «Сроки хранения документов и последствия их утраты»/Финансовая газета, №44, 2004.

21.  Бондарь Е. «Учетная политика на 2005 год»/Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», №50, 2004.

22.  Булатова М.А. «Наличные расчеты»/Главбух, №4, 2004.

23.  Васильева М., Камфер Ю., Степанова О. «Внешний и внутренний аудит на предприятии»/Экономико-правовой бюллетень, №6, 2001.

24.  Васильева М., Михалычева Ю., Карсетсткая Е., Чвыков И., Кирюшина И., Капкова Е., Крутякова Т. «Наличные расчеты»/Экономико-правовой бюллетень, №6, 2004.

25.  Вифлеемский А.Б. «Документы строгой отчетности»/Главбух, №4, 2004.

26.  Документальное   оформление   кассовых   операций.- М.: Бератор, 2003.-112 с.

27.  Головизина А.Т., Архипова О.И.. Теория бухгалтерского учета. Курс лекций. - М.: 000 «ТК Велби», 2002.

28.  Захарьин  В.Р.     «Справочник     бухгалтера - кассира» - М.: Индивидуальный предприниматель Захарьин В.Р.,2004 - 224 с.

29.  Кокорев Н. «Учет денежных средств» (начало)/Финансовая газета. Региональный выпуск, №16, 2002.

30.  Кокорев Н. «Учет денежных средств» (окончание)/Финансовая газета. Региональный выпуск, №17, 2002.

31.  Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет»: Учебное пособие-М.: Инфра -М., 2001г. - 584с.

32.  Крикунов А.В. «Комментарии о федеральном законе «Об аудиторской деятельности»/Аудиторские ведомости, №10, 2001

33.  Кутер М.И.. Теория бухгалтерского учета. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003 г.

34.  Подольский В.И., Савин А.А., Сотников Л.В.  «Основы аудита (Пособие для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера)»/Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002

35.  Соловьев И.Н. Как подготовится к документальной проверке?.- М.: «Главбух» 2002 г.

36.  Супряга Р.А. «Как провести инвентаризацию имущества и активов»/Российский налоговый курьер, №24, 2004.





















 


[1] Васильева М., Михайлычева Ю. «Наличные расчеты»/Экономико-правовой бюллетень, №6, 2004

[2] Васильева М., Михайлычева Ю. «Наличные расчеты»/Экономико-правовой бюллетень, №6, 2004

[3] Васильева М., Михайлычева Ю. «Наличные расчеты»/Экономико-правовой бюллетень, №6, 2004