Содержание
Введение……………………………………………………………………… .3
1. Глава 1. Порядок отчисления и уплата ЕСН………………………………4
1.1. Ставка ЕСН и сроки уплаты налога………………………………………12
1.2. . Организация бухгалтерского учета с внебюджетными фондами
2. Глава 2.Учет ЕСН на предприятии ООО «ПОЛИМИР плюс»……………
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложение……………………………………………………………………...
Введение
Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).
Единый социальный налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда – Пенсионный, Фонд социального страхования, федеральный и региональный Фонды обязательного медицинского страхования. При этом необходимо отметить, что замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать как в указанные выше фонды, так и частично в федеральный бюджет.
Основное назначение этого налога осталось прежним – обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
В данной курсовой работе будут рассмотрены такие вопросы ,как порядок отчисления и уплаты ЕСН, а именно объекты налогообложения, ставки , льготы, сроки уплаты налога, также расчеты с внебюджетными фондами.
Во второй главе будет представлен материал, который поможет рассмотреть данную тему на примере конкретного предприятия.
Глава 1.
1.Порядок отчисления и уплаты единого социального налога
Согласно ст. 235 НК РФ налогоплательщиками ЕСН признаются:
1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам. К ним относятся:
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— крестьянские (фермерские) хозяйства:
— физические лица.
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты
В случае если субъект налоговых отношений одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается плательщиком ЕСН по каждому отдельно взятому основанию.
Таким образом, все те организации, индивидуальные предприниматели
и физические лица, которые платили страховые взносы в государственные внебюджетные
фонды, с
В соответствии со ст. 236
НК РФ, принятой федеральным законом от
• работодателей, кроме работодателей — физических лиц, — выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:
— вознаграждения, за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
— выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
Полный перечень видов
выплат и вознаграждений, включаемых в фонд заработной платы, дан в Инструкции о
составе фонда заработной платы и выплат специального характера при заполнении
форм Федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной
приказом Госкомстата РФ от
При этом выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц;
• физических лиц — работодателей — выплаты и иные вознаграждения, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, выплачиваемые в пользу работников по всем Основаниям.
Выплаты, выплачиваемые налогоплательщиками-работодателями, не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после Уплаты налога на прибыль организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц:
• налогоплательщиков, осуществляющих самостоятельную частную деятельность, — доходы от предпринимательской либо, иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Если указанные налогоплательщики применяют упрошенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента. При этом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
В каждом конкретном случае доход или экономическая выгода определяется согласно нормам соответствующих глав Налогового кодекса РФ о конкретном виде налога.
В соответствии со ст. 237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков-работодателей, кроме физических лиц — работодателей, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 НК РФ, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
При определении налоговой базы указанными налогоплательщиками учитываются любые выплаты и вознаграждения, за исключением сумм, не подлежащих налогообложению, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды. При осуществлении выплат в виде материальной помощи или иных безвозмездных выплат в пользу физических лиц, не связанным с ними трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором, налоговая база определяется как сумма указанных выплат в течение налогового периода.
Налоговая база налогоплательщиков — физических лиц-работодателей определяется как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных п. 2 ст. 236 НК РФ, выплаченных за налоговый период в пользу работников.
Налоговая база налогоплательщиков, осуществляющих самостоятельную частную деятельность, определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их получении, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), определенных с учетом положений ст. 40 НК РФ, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) — исходя из государственных регулируемых розничных цен.
При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а для подакцизных товаров — соответствующая сумма акцизов.
Согласно статье 238 НК РФ не облагаются единым социальным налогом:
1) государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2) все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:
• возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
• бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
• оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
• оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
• увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
• возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
• трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
• выполнением работником трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Следует обратить внимание на некоторые особенности освобождения от налогообложения компенсационных выплат. В частности, пункт 6.1.8 Методических рекомендаций устанавливает, что выданные работникам денежные авансы на командировочные, представительские и другие расходы, целевое использование которых не подтверждено оправдательными документами в установленные сроки, облагаются единым социальным налогом в установленном порядке. Согласно пункту 6.2. Методических рекомендаций, ряд выплат подлежит налогообложению. Это следующие виды компенсаций:
• компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без
сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы
организаций, порядок и условия, выплаты которых регламентированы приказом
Федеральной службы занятости населения от
• компенсационные выплаты работникам предприятий, учреждений и организаций,
вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (данные
выплаты установлены указом Президента РФ от
• выплаты за время передвижения работников, постоянно занятых на подземных работах в шахтах (рудниках), от ствола к месту работы и обратно;
• надбавки за подвижной, разъездной характер работы (кроме выплачиваемых взамен суточных), начисляемые в процентах к месячной тарифной ставке, должностному окладу и предусмотренные коллективными, трудовыми договорами или должностными инструкциями в связи с разъездным характером труда, но не относящиеся к выплатам взамен суточных.
3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями работникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами (стихийное бедствие, смерть работника или члена его семьи и др.);
4) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому работодателями в порядке, установленном законодательством РФ. А также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных работников и оплаты страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам;
5) выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 рублей в год.
6) любые выплаты за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
Организации, финансируемые за счет средств бюджетов, не включают в налогооблагаемую базу суммы, не превышающие 2 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из следующих оснований:
• суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
• суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Организации вправе возмещать или выплачивать стоимость медикаментов не всем бывшим работникам, а только пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам.
Пункт 17 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса) устанавливает, что документами, подтверждающими право на применение указанной льготы, являются рецепт, выданный лечащим врачом, а также товарный (кассовый) чек на приобретение медикаментов, вне зависимости от даты выдачи рецепта.
При отсутствии указанных документов суммы возмещения (оплата) приобретенных медикаментов подлежат налогообложению.
В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации), помимо вышеназванных выплат, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
В соответствии со ст. 239 НК РФ льготы применяются к:
• организациям любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
При этом инвалидность должна подтверждаться копией справки учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (ВТЭК):
• Следующим категориям работодателей с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:
— общественным организациям инвалидов, в том числе созданным как союзы общественных организаций инвалидов и их структурным подразделениям, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%. их региональным и местным отделениям.
— организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
— учреждениям, созданным для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей. А также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
Однако данная льгота не распространяется на организации, хотя и отвечающие перечисленным критериям, но занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.
Постановлением
Правительства РФ от
• индивидуальным предпринимателям, родовым, семейным общинам малочисленных народов Севера, занимающимся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянским (фермерским) хозяйствам и адвокатам, являющимся инвалидами I, II и III групп, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода. Инвалидность в этом случае также должна подтверждаться копией справки ВТЭК.
Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько периодов (п. 3 ст. 56 НК РФ).
Недолжны платить ЕСН, а, следовательно, и сдавать декларацию фирмы и предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы, т.е. платят единый сельхозналог, ЕНВД, или единый налог в соответствии с главами 26.1, 26.2, 26.3. Налогового кодекса. Правда, если ведется несколько видов деятельности и одновременно предприятие работает как по специальному, так и по общему режиму налогообложения, то платить ЕСН придется. Его надо рассчитать только с выплат работникам, занятым в деятельности, которая не переведена на специальные режимы.
Статьей 241 НК РФ предусмотрены ставки налога для налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 235 НК, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования.
Таблица 1.
Налоговые ставки.
Сумма дохода каждого работника с начала года |
Ставка налога, зачисленного в Фед. бюджет |
Ставка налога, зачисленного в ФСС России |
Ставка налога, зачисленного в ФФОМС |
Ставка налога, зачисленного в ТФОМС |
Итого |
До280000руб. |
20,0% |
2,9% |
1,1% |
2,0% |
26,0% |
От 280001 до 600000 руб. |
56000руб.+7,9% с суммы, превышающей 280000 руб. |
8120руб.+1,0% с суммы, превышающей 280000 руб. |
3080руб.+0,6% с суммы, превышающей 280000 руб. |
5600руб.+0,5%с суммы, превышающей 280000 руб. |
72800 руб.+ 10,0% с суммы, превышающей 280000 руб. |
Свыше 600000 |
81280руб.+2,0% с суммы, превышающей 600000 |
11320 руб. |
5000 руб. |
7200 руб. |
104800руб.+2,0% с суммы, превышающей 600000 руб. |
Порядок исчисления и сроки уплаты ЕСН предусмотрены ст. 24 НК РФ для налогоплательщиков-работодателей и ст. 244 НК РФ для налогоплательщиков, не являющихся работодателями.
Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками-работодателями отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Таким образом, уплата налога или авансовых платежей по нему осуществляется отдельными платежными поручениями в ПФР, ФСС, Федеральный ФОМС и Территориальные ФОМС. При этом сумма налога, уплачиваемая в составе налога в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиком на сумму произведенных им самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Это требование распространяется, в том числе и на тех налогоплательщиков, которые не имеют счетов в учреждении банков, а также на налогоплательщиков, производящих выплату зарплаты из выручки.
Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в Расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам.
Расчет по авансовым платежам по ЕСН представляется в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Налоговая декларация по единому социальному налогу представляется налогоплательщиками по утвержденной форме, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования РФ расчетную ведомость (форма 4-ФСС РФ), в которой отражаются сведения (отчеты) о суммах:
1) начисленного налога в ФСС РФ;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное лечение детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в ФСС РФ.
2. Организация бухгалтерского учета расчетов
с внебюджетными фондами
Фонд социального страхования является государственным внебюджетным фондом для целевого финансирования выплат социального характера, к которым относятся:
· пособие по временной нетрудоспособности;
· пособие по беременности и родам;
· единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
· единовременное пособие при рождении ребенка;
· ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5лет;
· социальное пособие на погребение;
· оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми- инвалидами;
· пособие при усыновлении ребенка;
· оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей.
Плательщики обязаны зарегистрироваться в территориальном отделении Фонда социального страхования РФ.
Социальное страхование распространяется на все категории трудящихся независимо от места их работы и должности, является обязательным и осуществляется за счет взносов предприятий, которое должно зарегистрироваться в качестве страхователя в отраслевом или региональном отделении Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ).
Как известно, бухгалтерский учет расчетов с ФСС РФ ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69.1 – «Расчеты по социальному страхованию».
По кредиту счета 69/1 должны отражаться суммы отчислений в ФСС РФ, а также поступление частичной стоимости путевок и суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со:
-счетами, на которых отражено начисление оплаты труда,- в части отчислений, производимых за счет организации (Д-т 20, 23, 25, 26, 44 и др. К-т 69.1);
-счетом 91 «Прочие доходы и расходы» - на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Д-т 91 К-т 69/1);
-счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Д-т 51 К-т 69/1).
По дебету счета 69/1 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Д-т 69/1 К-т 51), а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование (Д-т 69.1 К-т 70).
Страховые взносы, в размере 2,9% в ФСС уплачиваются в сроки, установленные для выплаты заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15-ого числа месяца следующего за отчетным периодом. (Таблица 1.)
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в целях обеспечения социального страхования. Он предназначен для выплаты государственных пенсий, оказания материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и т.д. Для этого каждая организация и предприятие, а также индивидуальные предприниматели производят ежемесячно сверх оплаты труда отчисления в ПФР в соответствии с установленным в централизованном порядке тарифом страховых взносов.
Налоговая база регламентируется гл.24 НК РФ, а именно ст.237 НК РФ, при этом необходимо учесть, что в нее не включаются суммы, указанные в ст.238 и ст.239 НК РФ.
Таким образом, налоговая база (для лиц, являющихся работодателями) будет определяться как сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам. Налоговая база для налогоплательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты), будет определяться как сумма доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
В связи с введением в действие ФЗ
от
Порядок исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен законодательно и практически аналогичен порядку исчисления и уплаты ЕСН.
Таблица 2.
Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
База для начисления страховых взносов на каждого работника |
Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше |
Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения |
Для лиц 1967 года рождения и моложе |
|||
на финансирование страховой части трудовой пенсии |
на финансирование накопительной части трудовой пенсии |
на финансирование страховой части трудовой пенсии |
на финансирование накопительной части трудовой пенсии |
на финансирование страховой части трудовой пенсии |
на финансирование накопительной части трудовой пенсии |
|
До 100000руб. |
14,0% |
0,0% |
12,0% |
2,0% |
11,0% |
6,0% |
От 100 001 руб. до 300 000 руб. |
14 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 100000 руб. |
0,0% |
12 000 руб. + 6,8% с суммы, превышающей 100000руб. |
2 000 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 100000руб. |
11000 руб. + 4,5% с суммы, превышающей 100000руб. |
6 000 руб. + 3,4% с суммы, превышающей 100000руб. |
От 300 001 руб. до 600 000 руб. |
29 800 руб. + 3,95% с суммы, превышающей 300000 руб. |
0,0% |
25 600 руб. + 3,39% с суммы, превышающей 300000руб. |
4 200 руб. + 0,56% с суммы, превышающей 300000руб. |
17 000 руб. + 2,26% с суммы, превышающей 300000руб. |
12 800 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 300000руб. |
Свыше 600 000 руб. |
41 650 руб. |
0,0% |
35770 руб. |
5 880 руб. |
23 780 руб. |
17870 руб. |
На основании гл.24 НК РФ и закона №167-ФЗ организация должна уплатить двумя платежными поручениями 14% от фонда оплаты труда (страховой взнос) на счет ПФР за три дня до получения зарплаты, а если она не выплачивалась, то не позднее 12-го числа месяца, следующего за отчетным. Не позднее 15-го числа месяца, следующего за выдачей зарплаты, необходимо отправить платежное поручение на оплату ЕСН (в части перечислений в федеральный бюджет).
Бухгалтерский учет расчетов с ПФР ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69/2 – «Расчеты по пенсионному обеспечению», с соответствующими аналитическими субсчетами: 69/2-1 ЕСН в части, зачисляемый в федеральный бюджет, 69/2-2 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии», 69/2-3 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии».
По кредиту счета 69/2 должны отражаться суммы отчислений в ПФР, а также суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со:
-счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации (Д-т 20, 23, 25, 26, 44 и др. К-т 69.2);
-счетом 91 «прочие доходы и расходы» - на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Д-т 91 К-т 69/2);
-счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Д-т 51 К-т 69/2).
По дебету счета 69/2 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Д-т 69/2 К-т 51).
Средства Фонда обязательного медицинского страхования предназначены для дополнительных медицинских услуг работникам на основании страхового полиса.
Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. В этих целях все организации, независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны перечислять взносы в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ) по тарифу страховых взносов, установленному главой 24 НК РФ «Единый социальный налог», в процентах от начисленной оплаты труда по всем основаниям. (Таблица 1.)
Т.к. медицинское страхование создано с целью обеспечения гарантии гражданам на случай возникновения необходимости медицинской помощи и проведения профилактических мероприятий за счет средств этого фонда, для этого создаются Федеральный (ФФОМС РФ) и Территориальные (ТФОМС РФ) фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Страховые взносы, направляемые предприятием в ФОМС РФ, являются составной частью ЕСН, поэтому налоговая база, определяемая при исчислении суммы страховых взносов в ФОМС РФ, определяется аналогично налоговой базе при исчислении суммы страховых взносов в ПФР и ФСС РФ.
Размер взносов в ФОМС РФ также определяется на основании ст.241 НК РФ и представляет собой разные налоговые ставки для разных категорий налогоплательщиков.
Бухгалтерский учет расчетов на обязательное медицинское страхование ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69/3 – «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». Кроме этого, на предприятии используются следующие субсчета 69/3-1 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию с ФФОМС РФ» и 69/3-2 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию с ТФОМС РФ».
По кредиту счета 69/3 должны отражаться суммы отчислений в ФОМС РФ, а также суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции со:
-счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др. Кт 69/3);
-счетом 91 «Прочие доходы и расходы» - на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Дт 91 Кт 69/3);
-счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Дт 51 Кт 69/3).
По дебету счета 69.3 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Дт 69/3 Кт 51).
Тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования составляет 3,6% (из них 0,2% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 3,4% в территориальный).
Использование персональных компьютеров для автоматизации бухгалтерского учёта является важной составной частью системы информационного обеспечения всей деятельности предприятия. Сам по себе бухгалтерский учёт состоит из множества рутинных операций, связанных с многократным выполнением одних и тех же арифметических действий, подготовкой разнообразных по форме отчётных и платёжных документов и переносом данных из одних документов в другие.
Автоматизированные системы бухгалтерского учёта способны помочь подготовить и сохранить в электронном виде первичные и отчётные документы, а также бланки часто повторяющихся форм с уже сформированными реквизитами предприятия.
Для учёта расчетов по ЕСН характерной чертой является необходимость формирования многочисленных отчётных форм: ведомости начисления страховых взносов по каждому структурному подразделению и по предприятию в целом за определенный отчетный период (месяц), ведомости по каждому аналитическому счету, а также формирование карточек индивидуального учета каждого работника и др.
Автоматизация учета расчетов по ЕСН отличается тем, что здесь наблюдается стабильность информации. Для автоматизации учёта расчетов по ЕСН применяются коды:
- синтетических счетов и субсчетов и объектов аналитического учёта, структурных подразделений предприятия;
- бухгалтерских операций и др.
Коды синтетических счетов, субсчетов и объектов аналитического учёта должны обеспечить сбор информации по счёту 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в следующих группировках:
1) расчеты по социальному страхованию;
2) расчеты по пенсионному страхованию;
3) расчеты по обязательному медицинскому страхованию.
Глава 2.
Глава 2. Учет ЕСН на предприятии ООО «ПОЛИМИР плюс».
Организация ООО «ПОЛИМИР плюс» занимается производством и реализацией полимерных изделий и является плательщиком ЕСН, т.к. она находится на общем режиме налогообложенения.
Согласно штатному расписанию на 2006 год, в котором указан перечень должностей и оклад, численность работников за 1 квартал 2006 года составила 14 человек. Из них 8 человек рабочий персонал, который занимается непосредственно производством и упаковочных материалов, а 6 человек относятся к управленческому персоналу, который в свою очередь занимается реализацией (сбытом) данной продукции. (Приложение 1)
Все работники ООО «ПОЛИМИР плюс» работают по трудовому договору.
В 1 квартале 2006 года работникам данной организации была начислена заработная плата:
· Январь – 24400 руб.;
· Февраль – 22900 руб.;
· Март – 22900 руб.
Общая сумма заработной платы за 1 квартал 2006 года составила – 70200 руб.
В ведомости по начислению заработной платы за январь 2006 года (Приложение 2), за февраль (Приложение 3), за март (Приложение 4) рассчитаны суммы подоходного налога.
Подоходный налог = начисленная заработная плата – льготы по НДФЛ (налог на доходы физических лиц) * 13%;
Также в ведомости по начислению заработной платы отражена сумма в выдаче (выплате).
Заработная плата к выдаче = начисленная заработная плата – НДФЛ (13%).
Общая сумма заработной платы к выдаче за 1 квартал 2006 года составляет 64506 руб.
В сводной ведомости по ЕСН, НДФЛ, ФСС, ПФР за 1 квартал 2006 года отражены бухгалтерские записи (проводки) по начислению и уплате данных видов налогов и сборов.
Рассчитаны суммы ЕСН, которые нужно исчислить и уплатить работникам с заработной платы:
1. Январь
· в Федеральный бюджет – 4880 руб.
24400 * 20% = 4880 руб.
· в ФСС – 708 руб.
24400 * 2,9% =708руб.
· в ФФОМС - 268 руб.
24400 * 1,1% = 268 руб.
· в ТФОМС – 488 руб.
24400 * 2% = 488 руб.
Общая сумма ЕСН за январь составила 6344 руб. (Приложение 5)
2. Февраль
· в Федеральный бюджет –4580 руб.
22900 * 20% = 4580 руб.
· в ФСС – 664 руб.
22900 * 2,9% =664руб.
· в ФФОМС - 252 руб.
22900 * 1,1% = 268 руб.
· в ТФОМС – 458 руб.
22900 * 2% = 458 руб.
Общая сумма ЕСН за февраль составила 5954 руб. (Приложение 6)
3. Март
· в Федеральный бюджет –4580 руб.
22900 * 20% = 4580 руб.
· в ФСС – 664 руб.
22900 * 2,9% =664руб.
· в ФФОМС - 252 руб.
22900 * 1,1% = 268 руб.
· в ТФОМС – 458 руб.
22900 * 2% = 458 руб.
Общая сумма ЕСН за март составила 5954 руб. (Приложение 7)
По итогам 1 квартала в Налоговую Инспекцию предоставляем расчет авансовых платежей по ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам.
В этом расчете указываем суммы авансовых платежей по ЕСН, которые ООО «ПОЛИМИР плюс » перечисляет в бюджет и во внебюджетные фонды.
Отчет заполняем нарастающим итогом. Расчет авансовых платежей составляем в трех экземплярах:
- первый экземпляр – оставляем в налоговой инспекции;
- второй экземпляр - налоговая инспекция пересылает в региональные отделения ПФ;
- третий экземпляр - налоговая инспекция, поставив свой штамп, возвращает его ООО «ПОЛИМИР плюс».
Расчет заполняем в целых рублях.
В расчетах авансовых платежей по ЕСН входят (Приложение 8):
· листы 01-02 – титульные листы;
Вверху первой страницы указываем код вида документа. Расчет подаем впервые, поэтому в ячейке поставим цифру 1, если же будем сдавать уточненный расчет тогда поставим -3
.
Далее указываем код отчетного периода, в данном случае квартал, поэтому – 3, (если за полугодие -6, 9 месяцев – 9, год - 0).
Далее в ячейке «Текущий налоговый период» ставим год, за который сдаем расчеты, в данном случае 2006год, т.к. заполняем расчет за 1 квартал 2006 года.
Затем вписываем свой основной государственный регистрационный номер (ОГРН), его присваивают при государственной регистрации.
Расчет подписывается руководителем и главным бухгалтером фирмы.При этом указываем дату подписания расчета.
Вторую страницу титульного лица заполняют лишь физические лица, которые не являются предпринимателями, и при условиях, если у них нет ИНН. В данной ситуации вторую страницу мы не заполняем.
· раздел 1. это данные для заполнения лицевого счета фирмы в налоговой инспекции;
Раздел 1 заполняем в самую последнюю очередь, после того как сделаем расчет налога в разделах 2 – 3.2. Этот раздел состоит из двух листов. В верхней части каждого листа указываем ИНН и КПП фирмы.
По коду строки 001 указываем код ОКАТО, (его можно узнать в налоговой инспекции).
Затем по строке 020 указываем КБК (код бюджетной классификации) по ЕСН.
В строке 030-050 вписываем сумму авансовых платежей, подлежащую уплате за последние 3 месяца отчетного периода.
· раздел 2. Это расчет авансовых платежей;
· раздел 2.1. В нем распределяем налоговую базу и численность работников по интервалам регрессивной шкалы. Заполнять его должна каждая фирма независимо от наличия или отсутствия у нее права на применение регрессивных ставок налога;
· раздел 2.2. Его заполняют фирмы, имеющие обособленные подразделения;
· разделы 3,3.1,3.2, примечание к разделу 3.2. Их заполняют фирмы, которые используют льготы по ЕСН.
После того как расчет укомплектован, мы пронумеровываем все страницы и записываем на нем их общее количество.
Расчет можно отправить в налоговую службу по почте с описью вложения или отнести инспектору лично. Если воспользоваться первым вариантов, тогда днем сдачи отчета будет считаться дата, указанная на квитанции почты и штемпеле на конверте.
Заключение
В заключение следует отметить, что в целом изменения и дополнения, внесенные в гл.24 НК РФ Законом N 158-ФЗ, направлены на облегчение налогового бремени налогоплательщика с предоставлением ему возможностей для развития его производственной базы.
Так, значительно снижена налоговая нагрузка в отношении благотворительных и подобного рода организаций (в частности, исключены из объекта налогообложения благотворительная помощь, призы, подарки, в том числе производимые в пользу детей).
Значительные изменения претерпели нормы, касающиеся вопросов применения ставок налогообложения.
Длительное
время при взимании страховых взносов в государственные внебюджетные социальные
фонды сохранялся высокий уровень процентных отчислений. С целью устранения
тенденций сокрытия реально получаемых работниками доходов и увеличения объемов
выплат неучтенными наличными средствами или их переведения в доходы, не
подлежащие налогообложению (например, с использованием страховых и банковских
схем), при определении ставок ЕСН в основу был положен регрессивный подход. В
Более наглядное изменение ЕСН показано во второй главе данной курсовой работы.
Список используемой литературы
1. Бухгалтерский финансовый учет. 2-ое изд./ Н.А. Каморджанова, И.В. Карташова. - СПб.: Питер,2003. – 464 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»)
2. Бухгалтерский (Финансовый) учет: Учет активов и расчетных операций. Учебное пособие / В.А. Пипко, В.И. Бережной, Л.Н. Булавина и др. – М.: Финансы и статистика,2002 – 416 с.: ил.
3. Журнал «Практическая бухгалтерия» №4 апрель 2006год.
4. Журнал «Практическая бухгалтерия» №1 январь 2006год.
5. Журнал «Бухучет и налогообложение на малых предприятиях» июнь 2006год.
6. Годовой отчет 2005, под общей редакцией В.И. Мещерякова.
7. Налоговый кодекс РФ(Части первая и вторая). – М.: «ЮРКНИГА», 2005. – 480 с.
8. Система Гарант.
9. Официальный сервер МНС РФ: www.nalog.ru.
10.
Приложение 1.
Утверждаю
01 марта
___________ /Глебов Г.Е./
Генеральный директор
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
ООО «ПОЛИМИР плюс» на 2006 год
№ п/п |
Наименование должности |
Кол-во штатных единиц (чел.) |
Оклад (сумма), руб. |
1 |
Генеральный директор |
1 |
2000-00 |
2 |
Заместитель генерального директора |
1 |
2000-00 |
3 |
Главный бухгалтер |
1 |
2000-00 |
4 |
Заместитель главного бухгалтера |
1 |
1800-00 |
5 |
Начальник отдела продаж |
1 |
1800-00 |
6 |
Менеджер отдела продаж |
1 |
1600-00 |
7 |
Водитель |
1 |
1500-00 |
8 |
Инженер по обслуживанию станков |
1 |
1500-00 |
9 |
Начальник участка |
1 |
1500-00 |
10 |
Оператор экструдера |
1 |
1500-00 |
11 |
Помощник оператора экструдера |
3 |
1400-00 |
12 |
Офис-менеджер |
3 |
1400-00 |
13 |
Кладовщик |
1 |
1300-00 |
14 |
Разнорабочий |
3 |
1200-00 |
|
ИТОГО: |
20 чел. |
|