Календарно-тематический план
Прохождения производственной практики на предприятии СП «Крузарус»
№ п/п |
Содержание тем практики |
Дата |
1 |
Характеристика хозяйственно-финансовой деятельности |
28-29 марта |
2 |
Изучение ведения бухгалтерского учета |
30 марта – 22 апреля |
2.1 |
Учет основных средств |
30-31 марта |
2.2 |
Учет нематериальных активов |
1 апреля |
2.3 |
Учет материальных ценностей |
1,4 апреля |
2.4 |
Учет труда и заработной платы |
5-7 апреля |
2.5 |
Учет затрат на производство и методы калькулирования себестоимости продукции |
8-13 апреля |
2.6 |
Учет готовой продукции, ее реализации и финансовые результаты |
14-15 апреля |
2.7 |
Учет денежных средств и расчетных операций |
18-19 апреля |
2.8 |
Учет собственного капитала и кредитов |
20 апреля |
2.9 |
Учет расходов на продажу и финансовых результатов |
20 апреля |
2.10 |
Учет вложений во внеоборотные активы |
21 апреля |
2.11 |
Учет финансовых инвестиций |
21 апреля |
2.12 |
Бухгалтерская отчетность |
22 апреля |
Содержание
1. Общая характеристика хозяйственно-финансовой деятельности СП «Крузарус». 4
1.1 Характеристика СП «Крузарус»_ 4
1.2 Анализ финансовой деятельности и платежеспособности СП «Крузарус» 6
1.3 Характеристика организации бухгалтерского учета в СП «Крузарус» 16
2. Изучение ведения бухгалтерского учета в СП «Крузарус»_ 20
2.1 Учет основных средств 20
2.2 Учет нематериальных активов 22
2.3 Учет материальных ценностей_ 23
2.4 Учет труда и заработной платы_ 25
2.5 Учет затрат на производство и методы калькулирования себестоимости продукции_ 26
2.6 Учет готовой продукции, ее реализации и финансовые результаты_ 27
2.7 Учет денежных средств и расчетных операций_ 28
2.8 Учет собственного капитала и кредитов 29
2.9 Учет расходов на продажу и финансовых результатов 30
2.10 Учет вложений во внеоборотные активы_ 31
2.11Учет финансовых инвестиций_ 33
2.12 Бухгалтерская отчетность 33
Список использованной литературы_ 36
1. Общая характеристика хозяйственно-финансовой деятельности СП «Крузарус».
1.1 Характеристика СП «Крузарус»
СП «Крузарус» как юридическое лицо зарегистрировано 20.03.1991 года. Полное название организации – совместное российско-нидерландское предприятие ООО «Крузарус». Юридический адрес предприятия: 630132, г . Новосибирск, проспект Димитрова, 17, телефон (3832) 22-40-34.
Основными направлениями деятельности являются:
- строительство, ремонт, реконструкция зданий и помещений производственного, социально-культурного назначения;
- производство строительных и отделочных материалов и конструкций, инструментов и запчастей к этому оборудованию;
- научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;
- лесозаготовка и лесопереработка;
- изготовление и эксплуатация спортинвентаря и аттракционов, а также оказание услуг населению в проведении отдыха (спорт, туризм, развлечения, аттракционы;
- оказание информационных, консультационных и маркетинговых услуг;
- реализация продукции и услуг в России, Нидерландах и в третьих странах.
На основании лицензии Г 157101, выданной Центром лицензирования строительной деятельности Администрации Новосибирской области, СП «Крузарус» осуществляет следующие виды строительных работ:
1) выполнение строительно-монтажных работ для зданий и сооружений II уровня ответственности.
2) земляные работы:
- планировка площадей;
- укрепление и уплотнение грунтов;
- устройство дренажей и конструкций из камня;
- благоустройство и озеленение.
3) возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений высотой до 40 м:
- монтаж металлоконструкций и установка арматуры;
- устройство конструкций из монолитного бетона;
- устройство железобетонных конструкций;
- монтаж сборных бетонных конструкций;
- монтаж сборных железобетонных конструкций;
- кладка из камня, кирпича и блоков;
- установка асбестоцементных, гипсобетонных, арболитовых, легкобетонных, полимерных изделий;
- установка деревянных конструкций и изделий;
- остекление.
4) работы по устройству наружных инженерных сетей и оборудования:
- устройство колодцев, площадок, оголовков, лотков;
- прокладка сетей электроснабжения до 35 кВ;
- установка запорной арматуры;
- монтаж санитарно-технического оборудования;
- прокладка тепловых сетей с температурой теплоносителя до 115 град.С;
- прокладка сетей водоснабжения;
- прокладка канализационных сетей;
- устройство дорожных оснований и покрытий при благоустроительных работах.
5) работы по устройству внутренних инженерных систем:
- устройство систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации;
- прокладка внутренних сетей электроснабжения до 1000 В;
- прокладка внутренних тепловых сетей с температурой теплоносителя до 115 град.С;
- прокладка внутренних сетей водоснабжения;
- прокладка внутренних канализационных сетей;
- установка санитарно-технических приборов;
- устройство внутреннего электроосвещения.
6) работы по защите конструкций и оборудования:
- гидроизоляция строительных конструкций;
- кровельные работы;
- теплоизоляция строительных конструкций;
- теплоизоляция трубопроводов и оборудования, работающих при температуре не более 115 град.С.
7) отделочные работы.
8) осуществление функций генерального подрядчика.
9) выполнение функций заказчика.
Учредителями организации являются:
1) Акционерное общество «Вираж», являющееся юридическим лицом по российскому законодательству, находящиеся по адресу: Россия, 630132, г. Новосибирск, проспект Димитрова, 17, вклад в уставный капитал которого составляет 330 тысяч рублей, что соответствует 66% уставного фонда;
2) Фирма «YUHOS SOVIMPEX B.V.», THE MEMBER OF VERENGDE BEDRIJVEN GROENELED, находящаяся по адресу: P.O. Box. 196, NL – 33000 AD Dordrecht, the Netherlands, вклад в уставный капитал которой составляет 170 тысяч рублей, что соответствует 34% уставного фонда.
1.2 Анализ финансовой деятельности и платежеспособности СП «Крузарус»
Проведем анализ итогов финансовой деятельности СП «Крузарус» по данным отчета О прибылях и убытках за 2003-2004 годы (табл. 1.1) с позиции внешнего пользователя. Основные показатели работы компании включают в себя оценку динамики показателей прибыли и рентабельности.[1]
Таблица 1.1
Анализ показателей прибыли СП «Крузарус» за 2003-2004 годы
Наименование показателя |
Код |
Абсолютные величины |
Уд. веса,% |
Изменения |
Темп |
|||
|
строки |
тыс. руб. |
2003 |
2004 |
в абсолютных |
в уд. |
прироста |
|
|
|
2003 год |
2004 год |
год |
год |
величина |
весах, % |
гр.7/гр.4 |
|
|
|
|
|
|
тыс. руб. |
гр.6-гр.5 |
*100 |
|
|
|
|
|
|
гр.4-гр.3 |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
|
|
|
|
|
|
||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, |
|
|
|
|
|
|
|
|
услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных |
|
|
|
|
|
|
|
|
обязательных платежей |
010 |
1 764 783 |
8 488 098 |
100,0 |
100,0 |
6 723 315 |
0,0 |
79,2 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, |
020 |
1 400 113 |
11 987 189 |
79,3 |
141,2 |
10 587 076 |
61,9 |
88,3 |
Валовая прибыль |
029 |
364 670 |
-3 499 091 |
20,7 |
-41,2 |
-3 863 761 |
-61,9 |
110,4 |
Коммерческие расходы |
030 |
|
|
|
|
|
|
|
Управленческие расходы |
040 |
568 506 |
649 159 |
32,2 |
7,6 |
80 653 |
-24,6 |
12,4 |
Прибыль (убыток) от продаж |
050 |
-203 836 |
-4 148 250 |
-11,6 |
-48,9 |
-3 944 414 |
-37,3 |
95,1 |
Прочие доходы и расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Проценты к получению |
060 |
|
|
|
|
|
|
|
Проценты к уплате |
070 |
|
|
|
|
|
|
|
Доходы от участия в других организациях |
080 |
|
|
|
|
|
|
|
Прочие операционные доходы |
090 |
2 622 |
4 386 401 |
0,1 |
51,7 |
|
|
|
Прочие операционные расходы |
100 |
86 090 |
303 519 |
4,9 |
3,6 |
|
|
|
Внереализационные доходы |
120 |
196 106 |
3 829 |
11,1 |
0,0 |
|
|
|
Внереализационные расходы |
130 |
143 654 |
832 329 |
8,1 |
9,8 |
|
|
|
Прибыль (убыток) до налогообложения |
140 |
-234 852 |
-893 868 |
-13,3 |
-10,5 |
-659 016 |
2,8 |
73,7 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательства |
150 |
-264 825 |
-1 023 896 |
-15,0 |
-12,1 |
-759 071 |
2,9 |
74,1 |
Чистая прибыль |
190 |
-264 825 |
-1 023 896 |
-15,0 |
-12,1 |
-759 071 |
2,9 |
74,1 |
Анализируя полученные расчеты в табл. 2.1 и рассматривая их динамику в 2004 году по отношению к 2003 году можно сделать следующие выводы.
Компания работает в убыток, причем наблюдается отрицательная динамика, в 2004 году отрицательный результат увеличился на –759 071 руб. в абсолютном значении или на 2,9 процентных пункта, при этом темп прироста составил 74,1 процентных пункта.
Себестоимость в 2003 году значительно превышает сумму выручки от хозяйственной деятельности организации, ее темп прироста составил 88,3 процентных пункта.
Структура прибыли показывает, что прибыль организации формируется за счет трех источников: «Выручка от продажи работ», «Прочие операционные доходы», «Внереализационные доходы» (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Структура доходов СП «Крузарус» за 2003-2004 гг.
Как видно из рис. 1.1 в 2003 году операционные и внереализационные доходы составили настолько небольшую сумму, что в процентном отношении к общему доходу составили нулевое значение. Иная картина предстает в 2004 году. Резко возросли операционные доходы и составили 34% в общей сумме доходов, соответственно, доля доходов от основной деятельности организации составила 66%.
Операционные доходы обычно включают чистую выручку от продаж, проценты по кредитам и вкладам, поступление арендных платежей, комиссионные сборы и другие денежные поступления.[2]
Учитывая, что СП «Крузарус» строительная компания и в том числе занимается строительством жилых домов, можно с большой долей уверенности сказать, что резкое увеличение операционных доходов связано с продажей квартир, построенных в предыдущем отчетном периоде.
Указанное обстоятельство, связанное со строительством жилых домов, также значительно повлияло на резкое увеличение себестоимости работ в 2004 году, то есть организация по-видимому вложила свой капитал в новостройку, но продажа квартир будет осуществляться лишь в последующих периодах.
Динамика управленческих расходов имеет положительное значение, темп прироста составил 12,4%, в то же время удельный вес в выручке в 2004 году снизился на 24,6 процентных пункта, что можно рассматривать, как положительную тенденцию.
В целом, как уже выше было сказано, компания имеет отрицательные финансовые результаты от своей финансово-хозяйственной деятельности, поэтому не имеет смысла проводить расчет коэффициентов рентабельности, так как они заведомо будут иметь отрицательное значение.
С учетом отрицательных финансовых результатов СП «Крузарус» будет актуальным провести анализ его финансовой устойчивости.
Проведем группировку активов бухгалтерского баланса по степени их ликвидности.
А12003 г. = 15400+4908 = 20 308 тыс. руб. – наиболее ликвидные активы;
А22003 г. = 0+407285+0 = 407 285 тыс. руб. – быстрореализуемые активы;
А32003 г. = 1235039+214057 = 1 449 096 тыс. руб. – медленно реализуемые активы;
А42003 г. = 17 101 742 тыс. руб. – трудно реализуемые активы.
Итого активы 2002 г.: А= 20308+407285+1449096+1710172 = 18978431 тыс. руб.
А12004 г. = 2627700+19413 = 2 647 113 тыс. руб.
А22004 г. = 0+3300429+0 = 3 300 429 тыс. руб.
А32004 г. = 4404900+229034 = 4 633 934 тыс. руб.
А42004 г. = 14 739 586 тыс. руб.
Итого активы 2004 г.: А=2647113+3300429+4633934+14739580=25321062 тыс. руб.
Проведем группировку пассивов бухгалтерского баланса по степени срочности их оплаты.
П12003 г. = 6928281 тыс. руб.
П22003 г. = 6668165+0+0 = 6 668 165 тыс. руб.
П32003 г. = 0
П42003 г. = 5381985+0+0 = 5 381 985 тыс. руб.
Итого пассивы 2003 г. П = 6928281+6668165+0+5381985 = 18 978 431 тыс. руб.
П12004 г. = 18 514 037 тыс. руб.
П22004 г. = 3141371+0+0 = 3 141 371 тыс. руб.
П32004 г. = 0
П42004 г. = 3665654+0+0 = 3 665 654 тыс. руб.
Итого пассивы 2004 г. П=18514037+3141371+3665654 = 25 321 062 тыс. руб.
Определим ликвидность баланса.
Показатели ликвидности баланса за 2003 год:
А1- П1 = 2 647 113 – 6 928 281= - 4 281 167 тыс. руб. – меньше рекомендуемого значения.
А2 – П2 = 407 285 - 6 668 165 = - 6 260 880 тыс. руб. - меньше рекомендуемого значения.
А3 – П3 = 1 449 096 – 0 = 1 449 096 тыс. руб. – соответствует рекомендуемому значению.
П4 – А4 = 5 381 985 - 17 101 742 = - 11 719 757 тыс. руб. – меньше рекомендуемого значения.
Неравенства А1-П1 и А2-П2 характеризуют текущую ликвидность, неравенства А3-П3 и П4-А4 – перспективную.
На основе полученных данных следует вывод о низкой ликвидности данного предприятия. Неравенство А1-П1 не соблюдено (платежный недостаток - 4 281 167 тыс. руб.), что свидетельствует о неспособности предприятия рассчитаться по наиболее срочным обязательствам.
Несмотря на то, что неравенство А3-П3 соблюдается (есть платежный излишек 1 449 096 тыс. руб.), текущая платежеспособность предприятия неудовлетворительная.
Не соблюдение неравенств П4-А4 свидетельствует о не достаточности перспективной ликвидности предприятия.
Показатели ликвидности баланса за 2004 год:
А1- П1 = 2 647 113 - 18 514 037 = -15 866 924 тыс. руб. – меньше рекомендуемого значения.
А2 – П2 = 3 300 429 - 3 141 371 = 159 058 тыс. руб. – соответствует рекомендуемому значению.
А3 – П3 = 4 633 934 – 0 = 4 633 934 тыс. руб. – соответствует рекомендуемому значению.
П4 – А4 = 3 665 654 -14 739 586 = -11 073 932 тыс. руб. – меньше рекомендуемого значения.
Таким образом, в 2004 году ликвидность предприятия остается по-прежнему низкой.
Неравенство А1-П1 не соблюдено (платежный недостаток -15 866 924 тыс. руб.), что свидетельствует о неспособности предприятия рассчитаться по наиболее срочным обязательствам, причем по сравнению с 2003 годом положение усугубилось в худшую сторону.
Несмотря на то, что неравенства А2-П2 А3-П3 соблюдается (есть платежный излишек 159 058 тыс. руб. и 1 449 096 тыс. руб.), ликвидность остается низкой, т.к. в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные, а перспективная ликвидность – текущую.
Не соблюдение неравенств П4-А4 свидетельствует о не достаточности перспективной ликвидности предприятия.
Для наглядности и удобства расчетов, осуществим расчет коэффициентов платежеспособности и ликвидности в табл. 1.2
Таблица 1.2
Расчет коэффициентов платежеспособности и ликвидности
Показатель
|
Расчет на начало года
|
Расчет на конец года
|
Рекомендованное Значение |
Отклонения расчетного значения от рекомендованного |
|||
На начало года |
На конец года |
||||||
|
1876689 |
0,1
|
10581476 |
0,5
|
|
Не соответствует рекомендованному значению 0,1< 1
|
То же 0,5 < 1 |
Кл1 |
6668165+6928281 |
3141371+18514037 |
от 1 до 2 |
||||
|
1876689/13596446 |
10581476/21655408 |
|
||||
|
4908+15400 |
0,0
|
19413+2627700 |
0,1
|
1 и выше |
Ниже рекомендованного значения 0,0 < 1
|
То же 0,1 < 1 |
Кл2 |
6668165+6928281 |
3141371+18514037 |
|
||||
|
20308/13596446 |
2647113/21655408 |
|
||||
|
1235039+15400 |
0,1
|
4404900+2627700 |
0,3
|
от 0,2 |
Ниже нормы 0,1<0,2
|
В пределах нормы 0,2<0,3<0,5 |
Кл3 |
6668165+6928281 |
3141371+18514037 |
до 0,5 |
||||
|
1250439/13596446 |
7032600/21655408 |
|
||||
|
1235039 |
0,1
|
4404900 |
0,2
|
от 0,5 |
Ниже рекомендованного значения 0,1 < 0,5
|
То же 0,2 < 0,5 |
Кл4 |
6668165+6928281 |
3141371+18514037 |
до 0,7 |
||||
|
|
|
|
Анализ полученных результатов в табл. 2.2 показал, что коэффициент текущей ликвидности ниже рекомендованного значения, значит краткосрочные обязательства организации не обеспечены оборотными активами. Это означает, что предприятие испытывает острую нехватку денежных средств.
Коэффициент текущей ликвидности ниже рекомендованного значения как на начало так и на конец года. Прогноз платежных возможностей предприятия показал, что на конец отчетного года положение не улучшится даже при условии своевременных расчетов с дебиторами
Коэффициент абсолютной ликвидности к концу года в пределах нормы. Это означает, что часть краткосрочных обязательств может быть погашена имеющимися денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями
Коэффициент ликвидности при мобилизации средств ниже рекомендованного значения. Это означает, что даже мобилизовав средства предприятие не сможет покрыть краткосрочные обязательства.
Вывод по проведенному анализу платежеспособности и ликвидности СП «Крузарус» может быть один – предприятия неплатежеспособно, то есть не может отвечать по своим долговым обязательствам, его ликвидность крайне низкая.
Рассчитаем значения показателей финансовой устойчивости для СП «Крузарус». Расчет проведем в табл. 1.3, а затем проанализируем динамику показателей финансовой устойчивости.
Таблица 1.3
Расчет показателей финансовой устойчивости СП «Крузарус»
Показатель
|
Расчет на начало года
|
Расчет на конец года
|
Рекомендованное значение |
Отклонения
|
|||
На начало года |
На конец года |
||||||
Кфу1 |
5381985 |
0,3 |
3665654 |
0,1 |
³ 0,5 |
Не соответствует рекомендованному значению |
То же
|
18978431 |
|
25321062 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||
Кфу2
|
6928281+6668165 |
2,5 |
18514037+3141371 |
5,9 |
< 0,7 |
Не соответствует рекомендованному значению
|
То же
|
5381985 |
|
3665654 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||
Кфу3 |
5381985-17101742 |
-6,2 |
3665654-14739586 |
-1,1 |
от 0,1 до 0,5 |
Не соответствует рекомендованному значению
|
То же
|
1876689 |
|
10581476 |
|
и выше |
|||
|
|
|
|
|
|||
Кфу4 |
5381985-17101742 |
-2,2 |
3665654-14739586 |
-3,0 |
0,2 – 0,5 |
Не соответствует рекомендованному значению
|
То же
|
5381985 |
|
3665654 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
Коэффициент автономии (Кфу1) характеризует роль собственного капитала в формировании активов организации. Этот показатель должен заинтересовать инвесторов и кредиторов, а также финансовых менеджеров компании, чтобы создать мнение об участии капитала собственников в приумножении активов (имущества) их организации.
Данные табл. 3.3 показывают, что коэффициент автономии ниже нормативного значения, причем имеется тенденция к его уменьшению на конец отчетного периода (2004 г.). Это означает зависимость предприятия от внешних источников.
Коэффициент финансовой зависимости (Кфу2) значительно ниже рекомендованного значения. Причем динамика имеет отрицательное значение, что также говорит о зависимости предприятия от внешних источников.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Кфу3) также значительно ниже рекомендованного интервала и на начало, и на конец года, что означает не устойчивое финансовое состояние организации.
Значение коэффициента маневренности собственных оборотных средств (Кфу4) на начало и конец года и его отрицательная динамика свидетельствуют об отсутствии у предприятия возможностей финансового маневра, причем к концу года тенденции этого показателя ухудшились.
Проанализировав значения вышеуказанных коэффициентов финансовой устойчивости, можно сделать вывод о не устойчивом финансовом состоянии СП «Крузарус».
Финансовая устойчивость – сложное многозначное состояние счетов любой организации, гарантирующее ее постоянную платежеспособность. В процессе хозяйственной деятельности финансовое состояние постоянно меняется. Значение предельных границ (рекомендованных значений) использования собственных и заемных средств для покрытия вложений в оборотные и внеоборотные активы позволяет собственнику маневрировать ресурсами и хозяйственными операциями, для повышения эффективности производственно-финансовой деятельности изыскивать возможности укрепления платежеспособности и финансовой устойчивости организации в рыночной системе хозяйствования, а также создавать условия для предотвращения финансовых потрясений, ведущих в конечном итоге к банкротству. У СП «Крузарус» такие возможности отсутствуют.
В процессе анализа рассчитывается совокупность показателей, которые дают комплексную характеристику финансово-хозяйственной деятельности учреждения и могут быть использованы в пространственно-временных сопоставлениях достаточно обширно.
В настоящее время, согласно действующим нормативным документам, баланс составляется в оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении учреждения. Эта оценка является учетной и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например в случае ликвидации учреждения.
Для оценки финансового состояния предприятия строится свернутый (уплотненный) аналитический баланс путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей, что повышает его наглядность. На базе именно такого аналитического баланса рассчитывается большинство показателей оценки учреждения.
В результате проведенного финансового анализа СП «Крузарус» можно сделать вывод:
- предприятие финансового неустойчиво;
- испытывает дефицит денежных средств;
- не способно своевременно рассчитываться по своим обязательствам;
- полностью зависит от внешних заемных источников в связи с чем у предприятия отсутствует возможность финансового маневра.
Для выхода из сложившейся отрицательной финансовой деятельности предприятие должно разработать план мероприятий для стабилизации финансового состояния.
1.3 Характеристика организации бухгалтерского учета в СП «Крузарус»
Бухгалтерский учет в СП «Крузарус» осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером и осуществляемый с применением программного комплекса «1С: Бухгалтерия» (Рис. 1.2).
Рис. 1.2 Структура бухгалтерской службы
В организации применяется журнально-ордерная технология обработки учетной информации на основании утвержденного плана счетов и субсчетов бухгалтерского учета.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств в следующие сроки (за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно: при смене материально - ответственных лиц; при установлении фактов хищений или злоупотреблений и порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организации; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации):
- основных средств – один раз в два года;
- товарно-материальных ценностей – один раз в год;
- денежных средств – ежемесячно;
- расчетов с дебиторами и кредиторами – ежеквартально;
- остальных статей баланса – ежегодно.
Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и по каждому материально - ответственному лицу.
При проведении инвентаризаций организация руководствуется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями), Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, Постановлением Госкомстата России "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" от 18 августа 1998 г. N 88 (с изменениями и дополнениями).
Для проведения инвентаризаций в организации создана инвентаризационная постоянно-действующая комиссия.
Оформление результатов инвентаризации активов и пассивов производится с использованием унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 (с изменениями и дополнениями), согласно которому организации обязаны применять следующие формы первичной документации по учету результатов инвентаризации:
№ ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств";
№ ИНВ-1а "Инвентаризационная опись нематериальных активов";
№ ИНВ-2 "Инвентаризационный ярлык";
№ ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно - материальных ценностей";
№ ИНВ-4 "Акт инвентаризации товарно - материальных ценностей отгруженных";
№ ИНВ-5 "Инвентаризационная опись товарно - материальных ценностей, принятых на ответственное хранение";
№ ИНВ-6 "Акт инвентаризации товарно - материальных ценностей, находящихся в пути";
№ ИНВ-8 "Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них";
№ ИНВ-8а "Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях";
№ ИНВ-10 "Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств";
№ ИНВ-11 "Акт инвентаризации расходов будущих периодов";
№ ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств";
№ ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности";
№ ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";
Приложение к форме № ИНВ-17 "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";
№ ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств";
№ ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно - материальных ценностей";
№ ИНВ-22 "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации";
№ ИНВ-23 "Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации";
№ ИНВ-24 "Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей";
№ ИНВ-25 "Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации";
№ ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией".
В организации применяются формы первичных документов, по которым предусмотрены типовые формы.
Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, оформляются оправдательными документами, что соответствует действующему законодательству РФ по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях и копейках.
2. Изучение ведения бухгалтерского учета в СП «Крузарус»
2.1 Учет основных средств
Порядок учета и движения основных средств определяется Положением по бухгалтерскому учету «учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.01г. № 26н (в ред. Приказа МФ РФ от 18.05.02г. № 45н).
Согласно ПБУ 6/01 «учет основных средств» активы относят к основным средствам при единовременном выполнении следующих условий:
· Используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
· Используется в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 мес.;
· Организация не предполагает последующую перепродажу данных активов;
· Способность приносить организации экономические выгоды(доход) в будущем.
Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации.
Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе эксплуатации, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода (более 12 месяцев); они постепенно изнашиваются и приносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение срока полезного использования путем начисления амортизации.[3]
Для организации учета основных средств, отвечающих поставленным задачам, важное значение имеет их классификация.
По назначению основные средства подразделяются на:
· Производственные основные средства основной деятельности;
· Производственные основные средства вспомогательных и обслуживающих производств;
· Непроизводственные (жилищно- коммунального и культурного - бытового назначения).
Учет основных средств ведется на счете 01 "Основные средства". Амортизация основных средств учитывается на счете 02 "Амортизация основных средств".
Амортизационные отчисления на полное восстановление по объектам основных средств отражаются в учете в суммах, определяемых по годовому расчету исходя норм амортизации и первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств.
Применение способа начисления амортизации по объекту основных средств производится в течение всего его срока полезного использования.
При выбытии основных средств (списании, продаже и т.п.) их стоимость списывается со счета 01 "Основные средства" в дебет счета 02 "Амортизация основных средств", при этом недоамортизированная часть основных средств со счета 01, а также расходы, связанные с их выбытием, списываются в дебет счета 99 "Прибыли и убытки". В случае продажи объекта основных средств выручка от реализации относится на кредит счета 99 "Прибыли и убытки".
При осуществлении капитальных вложений расходы по строительству или приобретению отдельных объектов основных средств согласно счетам поставщиков и подрядчиков отражаются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или кредита счетов учета денежных средств (51 "Расчетные счета", 50 "Касса").
Затраты по приобретенным и принятым в эксплуатацию объектам основных средств, учтенные на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", в размере расходов на их приобретение или создание списываются со счета 08 " Вложения во внеоборотные активы " в дебет счета 01 "Основные средства".
К первичным учетным документам по учету основных средств относятся:
- акт (накладная) приемки – передачи основных средств (форма № ОС –1);
- акт приемки – сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма № ОС-3);
- акт на списание основных средств (форма № ОС-4);
- акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а);
- инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6);
- акт о приемке оборудования (форма № ОС-14);
- акт приемки – передачи оборудования в монтаж (форма № ОС-15);
- акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16);
- документы, подтверждающие изготовление объектов хозяйственным способом.
К первичным документам, которые используются при купле – продаже объектов основных средств относятся счета – фактуры, товарные накладные.
2.2 Учет нематериальных активов
В соответствии с п.3 ПБУ 14/2000 к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:
1) не имеет материально - вещественной (физической) структуры;
2) может быть идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества;
3) предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
4) используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);
5) не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
6) способно приносить организации экономическую выгоду;
7) имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы и т.п.).
Затраты по приобретению нематериальных активов включают суммы, выплаченные продавцу объекта, посредникам, за информационные и консультационные услуги, регистрационные сборы и пошлины, таможенные расходы и другие расходы, связанные с приобретением объектов.
Синтетический учет нематериальных активов осуществляют на счетах 04 "Нематериальные активы", 05 "Амортизация нематериальных активов", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 2 "НДС по приобретенным нематериальным активам", и счете 91 "Прочие доходы и расходы".
Счет 04 активный, предназначен для получения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих организации на правах собственности. Учет нематериальных активов на счете 04 осуществляют в первоначальной оценке.
2.3 Учет материальных ценностей
В соответствии с ПБУ 5/01 "Положение по учету материально - производственных запасов" в бухгалтерском учете в качестве материально - производственных запасов принимаются активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнении работ, оказании услуг);
- предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);
- используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).
Материально - производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью материально - производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
Материальные ценности в СП «Крузарус» отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения. Синтетический учет производственных запасов ведется на синтетических счетах 10 "Материалы", к которым открыты соответствующие субсчета. В дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.
При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 "Материалы" и кредитуют следующие счета:
- 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно - заготовительными расходами;
- 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;
- 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;
- 23 "Вспомогательные производства" - на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;
- 20 "Основное производство" - на стоимость возвратных отходов, и другие счета.
Материальные ценности, полученные от разборки списанных основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыночной стоимости и приходуют по дебету счета 10 с кредита счета 91 "Прочие доходы и расходы".
2.4 Учет труда и заработной платы
Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда осуществляется на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". По кредиту счета отражают начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование, пенсий и других аналогичных сумм, а также доходов от участия в организации, а по дебету - удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выдачу причитающихся сумм работникам и не выплаченные в срок суммы оплаты труда и доходов. Сальдо этого счета, как правило, кредитовое и показывает задолженность организации перед рабочими и служащими по заработной плате и другим указанным платежам.
Операцию по начислению и распределению оплаты труда, включаемой в издержки производства и обращения, оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 20 "Основное производство" - оплата труда производственных рабочих;
Дебет счета 23 "Вспомогательные производства" - оплата труда рабочих вспомогательных производств;
Дебет счета 25 "Общепроизводственные расходы" - оплата труда цехового персонала;
Дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы - оплата труда управленческого персонала организации;
Дебет счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" - оплата труда работников обслуживающих производств и хозяйств;
Дебет других счетов издержек (28, 44, 45, 91, 97)
Кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на всю сумму начисленной оплаты труда.
2.5 Учет затрат на производство и методы калькулирования себестоимости продукции
Методы калькулирования себестоимости продукции составляют совокупность приемов, используемых в процессе группировки и распределения производственных затрат по объектам калькулирования (носителям затрат) в целях исчисления себестоимости отдельных видов и единиц продукции.
В СП «Крузарус» применяется позаказный метод учета себестоимости. Основным условием для организации позаказного учета производственных затрат является возможность выделить изготовление уникального или выполняемого по специальному заказу изделия, а также небольшой партии изделий и получить информацию не о средней, а об индивидуальной себестоимости продукции.
Сущность данного метода – все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты (косвенные) учитываются по местам из возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения. Объектом учета затрат и объектом калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ, полная фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления.
При позаказном методе объектом учета и калькуляции является заказ. Производственные затраты, собранные по участкам, суммируются, после чего рассчитывается себестоимость единицы продукции исходя из суммы затрат всех цехов.
В течение изготовления заказа по дебету счетов учета затрат на производство (счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательное производство», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы») – с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты по каждому заказу отдельно, с подразделением на прямые, относимы в дебет счетов 20 и 23, и косвенные (накладные), относимые в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26, не связанных непосредственно с конкретным заказом, а обусловленных процессом организации, обслуживания производства и управления им.
Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию по принадлежности по завершении производства заказа в дебет счетов 20 и 23 с одновременным их распределением между заказами, в разрезе которых организуется аналитический учет, пропорционально выбранной базе. Счета 25 и 26 закрываются; калькулируется полная фактическая себестоимость готового заказа, т.е. суммы фактической производственной себестоимости выполнения заказа переносятся с кредита счета 20 в дебет счета 43 «Готовая продукция» или счета 90 «Продажи».
2.6 Учет готовой продукции, ее реализации и финансовые результаты
Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону т отражают на счете 43 "Готовая продукция". Фактические затраты по ним списывают со счетов затрат на производство в дебет счета 90 "Продажи". Продукция, не подлежащая сдаче на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и на счете 43 "Готовая продукция" не учитывается.
Оприходование готовой продукции по учетным ценам оформляют бухгалтерской записью по дебету счета 43 "Готовая продукция" и кредиту счета 20 "Основное производство".
По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с кредита счета 20 "Основное производство" в дебет счета 43 "Готовая продукция" способом дополнительной бухгалтерской проводки или способом "красное сторно".
Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию в зависимости от условий поставки, оговоренных в договоре на поставку продукции, списывают по учетным ценам с кредита счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 45 "Товары отгруженные" или 90 "Продажи". По окончании месяца определяют отклонение фактической себестоимости отгруженной (реализованной) продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают с кредита счета 43 дополнительной проводкой или способом "красное сторно" в дебет счета 45 или 90.
Готовую продукцию, переданную другим организациям для продажи на комиссионных началах, списывают с кредита счета 43 в дебет счета 45 "Товары отгруженные".
2.7 Учет денежных средств и расчетных операций
Денежные средства организации находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банке «Акцепт». Для учета кассовых операций применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров: приходный кассовый ордер (форма №КО-1), расходный кассовый ордер (форма №КО-2), журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма №КО-3), кассовая книга (форма №КО-4), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма №КО-5). Эти формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88
Денежные средства, хранящиеся в кассе, учитывают на синтетическом счете 50 "Касса". В дебет его записывают поступление денежных средств в кассу, а в кредит - выбытие денежных средств из кассы.
К счету 50 "Касса" могут быть открыты субсчета:
50-1 "Касса организации";
50-2 "Операционная касса";
50-3 "Денежные документы" и др.
На субсчете 50-1 "Касса организации" учитывают денежные средства в кассе. Операции с иностранной валютой в СП «Крузарус» не производятся.
На субсчете 50-2 "Операционная касса" учитывают наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассах портов, вокзалов и т.п. Этот субсчет открывается организациями при необходимости.
На субсчете 50-3 "Денежные документы" учитывают находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы.
Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на синтетическом счете 51 "Расчетные счета". В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит - уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.
2.8 Учет собственного капитала и кредитов
Уставный капитал в сумме, предусмотренной учредительными документами, отражен по кредиту счета 80 "Уставный капитал" в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями".
Суммы полученных организацией краткосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и дебету счета 51 "Расчетные счета".
Причитающиеся по полученным кредитам и займам проценты к уплате отражаются по кредиту счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" в корреспонденции с дебетом счета 91 "Прочие доходы и расходы".
На суммы погашенных кредитов и займов дебетуется счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" в корреспонденции со счетом 51.
Долгосрочные кредиты и займы не используются.
2.9 Учет расходов на продажу и финансовых результатов
Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) определяют по счету 90 "Продажи". Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним.
К счету 90 "Продажи" открыты следующие субсчета:
90-1 "Выручка";
90-2 "Себестоимость продаж";
90-3 "Налог на добавленную стоимость";
90-9 "Прибыль (убыток) от продаж".
Сумма выручки от выполнения работ, оказания услуг отражается по кредиту субсчета 90-1 "Выручка" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно себестоимость проданных работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 "Готовая продукция", 44 "Расходы на продажу", 20 "Основное производство" и др. в дебет субсчета 90-2 "Себестоимость продаж".
Начисленные по проданной продукции (товарам, работам, услугам) суммы НДС отражают по дебету субсчетов 90-3 "Налог на добавленную стоимость" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент ее отгрузки. Отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС) отражается по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и кредиту счета 90 "Продажи". Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счета 90 "Продажи" с кредита счета 43 "Готовая продукция". С суммы выручки начисляется налог на добавленную стоимость.
Для обобщения информации об операционных и внереализационных доходах и расходах используют счет 91 "Прочие доходы и расходы". К этому счету открыты следующие субсчета:
91-1 "Прочие доходы";
91-2 "Прочие расходы";
91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".
На субсчете 91-1 "Прочие доходы" учитывают поступления активов, признаваемых прочими доходами (за исключением чрезвычайных). На субсчете 91-2 "Прочие расходы" учитывают операционные и внереализационные расходы, признаваемые прочими расходами. Субсчет 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" используется для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 91-1 и 91-2 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-1 и кредитового оборота по субсчету 91-2 определяется сальдо прочих доходов и расходов. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, на отчетную дату счет 91 "Прочие доходы и расходы" сальдо не имеет. По окончании отчетного года субсчета 91-1 и 91-2 закрываются внутренними записями на субсчет 91-9.
Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году используют счет 99 "Прибыли и убытки". По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету - расходы и убытки.
2.10 Учет вложений во внеоборотные активы
Учет вложений во внеоборотные активы учитываются как долгосрочные инвестиции. Долгосрочные инвестиции - это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.
Долгосрочные инвестиции связаны со следующими действиями:
- осуществление капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкция, расширение и техническое перевооружение действующих организаций и объектов непроизводственной сферы;
- приобретение зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств;
- приобретение земельных участков и объектов природопользования;
- приобретение и создание активов нематериального характера (патентов, лицензий, программных продуктов, научно - исследовательских и опытно - конструкторских разработок, проектно - изыскательских работ и др.).
Законченные долгосрочные инвестиции оценивают исходя из инвентарной стоимости законченных строительных объектов и приобретенных отдельных видов основных средств и других долгосрочных активов.
Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведут на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". На этом счете отражают инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах:
08-1 "Приобретение земельных участков";
08-2 "Приобретение объектов природопользования";
08-3 "Строительство объектов основных средств";
08-4 "Приобретение отдельных объектов основных средств";
08-5 "Приобретение нематериальных активов";
По дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражают фактические затраты на строительство и приобретение соответствующих активов.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счетов 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 04 "Нематериальные активы". Сальдо по счету 08 отражает величину капитальных вложений организации в незавершенное строительство и приобретение основных средств и нематериальных активов, а также сумму незаконченных затрат по формированию основного стада. Аналитический учет по счету 08 ведется по каждому строящемуся или приобретенному объекту.
2.11Учет финансовых инвестиций
К финансовым вложениям относят инвестиции организаций в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Аналитический учет долго- и краткосрочных финансовых вложений ведут по видам вложений (паи, акции, облигации и др.) и объектам, в которые осуществлены эти вложения (организации - продавцы ценных бумаг, организации - заемщики и др.), с обязательным получением данных о финансовых вложениях на территории страны и за рубежом.
Финансовые вложения, осуществленные организацией, отражаются по дебету счета 58 "Финансовые вложения" и кредиту счетов, на которых учитываются ценности, подлежащие передаче в счет этих вложений. Например, приобретение организацией ценных бумаг других организаций за плату проводится по дебету счета 58 "Финансовые вложения" и кредиту счета 51 "Расчетные счета"
Счет 58 "Финансовые вложения" предназначен для обобщения информации о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
2.12 Бухгалтерская отчетность
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
Приказом Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. № 67н определены формы, включаемые в состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности:
§ бухгалтерский баланс (форма N 1);
§ отчет о прибылях и убытках (форма N 2).
§ отчет об изменениях капитала (форма N 3);
§ отчет о движении денежных средств (форма N 4);
§ приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
§ пояснительная записка;
§ аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Центральное место в составе отчетности занимает бухгалтерский баланс, показатели которого дают возможность проанализировать и оценить финансовое состояние организации на дату его составления.
Бухгалтерский баланс – это способ обобщенной группировки и текущего учета имущества предприятия по функциональной роли и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату. По экономическому содержанию имущества баланс представляет собой совокупность материальных и нематериальных ценностей, финансовых активов и денежных средств.[4]
Основным условием баланса является равновесие актива и пассива, вытекающее из того, что в активе и в пассиве баланса отражены одни и те же средства, но сгруппированные по разным признакам.
В отличие от баланса, представляющем собой свод моментных данных об имущественном и финансовом положении предприятия, Отчет о прибылях и убытках предназначен для характеристики финансовых результатов его деятельности за отчетный период.
Ключевое значение для представления данных в Отчете о прибылях и убытках имеет принятая Минфином России установка о допущении «временной определенности фактов хозяйственной деятельности», согласно которой данные факты относятся к тому периоду времени, в котором они имели место, независимо от момента фактического поступления или выбытия связанных с ними денежных средств.
Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках являются основными отчетными формами (Приложения 1,2).
Список использованной литературы
1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (с изменениями на 30.06.2003 г.)
2. Приказ Минфина от 22.07.2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности»
3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. от 07.05.2003)
4. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004.
5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001 г.,
6. Климова М.А. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2004.
7. Основные документы бухгалтерского учета. – М.: ЭЛИТ, 2004.
8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003.
9. Суханова Л.Ф Чернова Н.А. «Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия». Учебное пособие.- финансы и статистика, 2004
10. Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., до. и перераб. / Коллектив авторов. М.: ИНФРА-М, 2003
[1] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд., до. и перераб. / Коллектив авторов. М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 183.
[2] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 238.
[3] Суханова Л.Ф Чернова Н.А. «Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия». Учебное пособие.- финансы и статистика, 2004.-54с
[4] Климова М.А. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2004. – с. 7