ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение.. 3

Направления автоматизации управленческой деятельности.. 6

Заключение.. 11

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Вариант 2. 13

Задание. 13

Решение. 13

Структура таблицы «Продавцы». 13

Структура таблицы «Продажи». 13

Структура таблицы «Серии книг». 14

Связывание таблиц.. 14

Заполнение таблиц данными.. 14

Формирование запросов. 15

Запрос «Запрос 1». 15

Запрос «Запрос 2». 16

Запрос «Запрос 3». 16

Список литературы... 17

 

Введение


На рубеже XX–XXI вв. информационные технологии играют существенную роль в ускорении процессов получения, распространения и использования новых знаний. Более того, достижение высоких результатов в экономике и социальной области невозможно без использования современных информационных технологий. Сфера применения информационных технологий с использованием компьютеров и современных средств коммуникации в экономике обширна, начиная от простейших функций делопроизводства до системного анализа и поддержки сложных задач принятия решения.

Управление современным предприятием представляет собой сложный процесс, включающий выбор и реализацию определенного набора управленческих воздействий с целью решения стратегической задачи обеспечения его устойчивого финансового и социально-экономического развития. Информационные технологии, достигшие в последнее десятилетие нового качественного уровня, в значительной мере расширяют возможности эффективного управления, поскольку предоставляют в распоряжение менеджеров, финансистов, маркетологов, руководителей производства всех рангов новейшие методы обработки и анализа экономической информации, необходимой для принятия решений.

Сегодня руководители могут оперативно получать исчерпывающую информацию для анализа конкретной производственной или рыночной ситуации, а вычислительные сети обеспечивают доступ как к информации данного предприятия или фирмы, так и к удаленным информационным ресурсам всех стран. Такие преобразования в организации управленческого труда стали возможны благодаря существенным качественным изменениям в его технологии.

Информационное сопровождение производства и бизнеса стало необходимым условием полноты и своевременности сбора налогов, что на сегодняшний день все в большей степени определяет существование и процветание государства — главного потребителя самой разнообразной, в том числе финан­сово-экономической информации. Для современных микроэкономических структур обладание информацией не менее важно, так как неопределенность в окружающей среде возросла в сто крат,  что  приводит  нередко  к  сбоям  в  деятельности  фирм, предприятий,  корпораций,  банков.  Необоснованное  принятие решений на любом уровне руководства может обернуться для хозяйствующих объектов непоправимыми отрицательными последствиями.

Высокая потребность в информации для целей управления и бурное   развитие   информационных   процессов   выдвинуло   на первый план создание  компонентов ее  инфраструктуры.  Информационная    инфраструктура    охватывает    вычислительную технику, средства коммуникации, методическое и программное обеспечение, технологии, вспомогательные виды деятельности.

Информационные технологии в управлении — это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств, с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.

Информационные технологии призваны помочь специалистам-менеджерам в решении информационных, логических и расчетных задач. Теоретические основы информационного, лингвистического, математического, программного и других видов обеспечения распределенной об­работки информации, построения баз данных, экспертных систем и баз знаний, ана­литических систем и систем поддержки принятия решений определяют потенциальные возмож­ности и ограничения информационных систем в целом. Это «мост» между теорией и практикой построе­ния прикладных корпоративных систем, функционирующих в органах управления.

Для успешного решения практических задач совершенствования в сфере организационно-хозяйственной и государственно-административной деятельности требуются соответствующим образом подготовленные управленческие кадры. В частности, они должны обладать навыками применения новых методов управления, базирующихся на теории принятия решений, технологиях бизнес-реинжиниринга, методах структурирования и анализа производственных и деловых процессов с использованием современных информационных технологий.

Направления автоматизации управленческой деятельности

В окружающем нас мире имеется много предприятий, фирм, объединений, ассоциаций, занимающихся различной деятельностью и имеющих различный юридический статус и форму собственности. Появление подобных производственных и экономических объектов определяется и назначением удовлетворять те или иные потребности общества. Каждый такой объект в процессе функционирования вступает в определенные отношения с изменяющейся средой (в качестве среды для этих объектов выступают государственные органы управления, поставщики, потребители и т.п.) и состоит из множества различных элементов (подразделений, самостоятельных организаций), взаимодействие которых и обеспечивает его существование и выполнение им своего назначения. Мы будем называть любой такой объект, вне зависимости от его размеров, формы собственности, организационно-правового статуса, организацией[1].

Организация – это стабильная формальная социальная структура, которая получает ресурсы из окружающего мира и перерабатывает их в продукты своей деятельности. Организации обладают как рядом общих черт, присущих им всем, так и многими индивидуальными особенностями. Всякая организация нуждается в управлении.

Управление – целенаправленное воздействие на организацию, которое обеспечивает достижение поставленных целей, позволят стабилизировать их в соответствии с особенностями конкретных организаций и целей управления, сохранить их качественную определенность, поддержать динамическое равновесие со средой, обеспечить совершенствование организации и достижение того или иного полезного эффекта. Таким образом, задача управления состоит в координации деятельности людей и подразделений для эффективного решения стратегических, тактических и текущих задач организации.

Управление в любой организации выделяется в особую функцию, на выполнение которой ориентируются некоторые элементы (подразделения) организаций. Это органы управления. Все действия органов управления по осуществлению своих функций можно определить как управленческую деятельность.

Таким образом, в рамках организации можно выделить управляемый процесс (объект управления) и управляющую часть (органы управления). Их совокупность определяется как система управления.

Органы управления оказывают на управляемый процесс определенные воздействия, оформленные в виде определенных решений. Чтобы это происходило, им требуется сопоставлять фактическое состояние управляемого процесса с требуемым состоянием, достижение которого является целью управления. Для этого необходимо получать информацию об управляемом процессе. Другими словами, управляющая и управляемая части взаимодействуют друг с другом, причем такое взаимодействие реализуется в виде передачи информации по информационному контуру (рис. 1), который образуют источники и потребители информации и информационные каналы для передачи этой информации[2].

Рисунок 1.

В рамках информационного контура имеется и передается информация о целях управления, информация о состоянии управляемого процесса, информация об управляющих воздействиях. Информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а так же персоналом, осуществляющим эти действия с информацией, образует информационную систему данной организации.

Информационная система существует в любой организации, поскольку никакая организация не может обойтись без информации, а следовательно без процедур ее формирования, обработки и использования. Цель информационных систем – производство нужной для организации информации, создание информационной и технической сред для осуществления управления организацией[3].

При этом не обязательно, чтобы информационная система была автоматизированной, она может основываться и на бумажных носителях. Формирование информационной системы организации предполагает формулирование целей функционирования этой системы, которые предопределяют ее свойства и характер построения. В общем случае информационная система имеет компоненты, изображенные на рисунке 2.

Рисунок 2.

В любой автоматизированной информационной системе можно выделить:

персонал, осуществляющий сбор, формирование, распространение и использование информации. Кроме того, на него возлагаются задачи по обеспечению функционирования и развития информационной системы;

пользователей информационной системы – потребителей информации;

процедуры и технологии функционирования информационной системы;

техническую составляющую информационной системы в в идее оборудования (средства и системы информатизации – средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы, сети, системы связи и передачи данных, выполняющие прием, обработку, хранение и передачу информации);

программное обеспечение (программные средства – операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение, автоматизированные системы управления и т.п.);

весь имеющийся объем информации в информационной системе – информационные ресурсы организации (организационно оформленная и систематизированная совокупность целенаправленных сведений, обеспечивающих взаимодействие между элементами организации, а так же между организацией и внешней средой для создания условий функционирования этой организации).

Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляются с помощью информационных технологий. Информационная технология – это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, предоставления и использования информации.

Большинство систем управления являются многоуровневыми или иерархическими. Обычно разделяют три уровня направления в управляющей части организации – высший, средний и низший (рис. 3). Каждый из них характеризуется собственным набором функций, уровнем компетенции и нуждается в соответствующей информации. На высшем уровне управления обеспечивается стратегическое управление, определяются миссия организации, цели управления, долгосрочные планы, стратегия их реализации и т.п. Средний уровень – уровень тактического управления. Здесь составляются тактические планы, контролируется их выполнение, отслеживаются ресурсы и т.п. На низшем уровне управления осуществляется оперативное управление, реализуются объемно-календарные планы, производится оперативный контроль и учет и т.п.

Рисунок 3.

Важной частью управленческой деятельности является принятие управленческих решений[4]. Процесс целенаправленного воздействия на управляемый процесс, основанный на информации о нем, определенной ранее цели и разработанной программе достижения этой цели, называется управленческим решением, а процесс формирования решения – процессом принятия решения. В соответствии с разделением труда в рамках управления организацией принимаемые решения относятся к той или иной функции управления. Управленческие решения охватывают все стороны деятельности организации – подготовку производства, производство, сбыт, работу с персоналом, финансы и т.п.

Заключение

В заключение хотелось бы рассмотреть перспективы развития информационных технологий обеспечения управленческой деятельности.

Современное состояние информационных технологий можно охарактеризовать следующим образом:

1.      Наличие множества промышленно функционирующих баз данных большого объема, содержащих информацию практически обо всех областях жизни общества.

2.      Создание технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к информационным ресурсам. Технической основой указанной тенденции явились государственные и частные системы связи и передачи данных общего назначения, а также специализированные, объединенные в национальные, региональные и глобальные, информационно-вычислительные сети.

3. Расширение функциональных возможностей информацион­ных систем и технологий, обеспечивающих одновременную об­работку баз данных с разнообразной структурой, мультиобъектных документов, гиперсред, в том числе реализующих техноло­гии создания и ведения гипертекстовых баз данных. Создание ло­кальных, многофункциональных проблемно-ориентированных ин­формационных систем различного назначения на основе мощных персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей.

4. Включение в информационные системы элементов интеллектуализации интерфейса пользователя, экспертных систем, си­стем машинного перевода, автоиндексирования и других техно­логических средств.

Современно устроенная организация использует наличие раз­витых информационных технологий для:

осуществления распределенных персональных вычислений, когда на каждом рабочем месте достаточно ресурсов для обработ­ки информации в местах ее возникновения;

создания развитых систем коммуникаций, когда рабочие места соединены для пересылки сообщений;

присоединения к гибким глобальным коммуникациям, когда предприятие включается в мировой информационный поток;

создания и развития систем электронной торговли;

устранения промежуточных звеньев в системе интеграции «организация — внешняя среда».  


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Вариант 2

Задание

1.           Создайте базу данных «Книги» в соответствии с приложением 1, установите связи между таблицами базы данных.

2.           Создайте запросы к безе данных для оперативного получения следующей информации:

·              На какую сумму реализовал книг Соловьев за январь 2002 года?

·              Кто из продавцов торговал книгами серии «Дом, семья»?

·              Какой была средняя цена книг серии «Комнатные растения» в последнем квартале 2001 года?

Решение

Была создана база данных “Книги”.

В ней с помощью конструктора таблиц было создано три таблицы.

Рассмотрим их структуры.


Структура таблицы «Продавцы»

Имя поля

Тип данных

КодПродавца

Числовой

Продавец

Текстовый

Телефон

Текстовый

Первичный ключ «КодПродавца».


Структура таблицы «Продажи»

Имя поля

Тип данных

КодПродажи

Числовой

Дата

Дата/время

КодПродавца

Числовой

КодСерии

Числовой

Количество

Числовой

Цена

Числовой

Первичный ключ «КодПродажи». Вторичные ключи «КодПродавца» и «КодСерии».


Структура таблицы «Серии книг»

Имя поля

Тип данных

КодСерии

Числовой

Серия

Текстовый

Первичный ключ «КодСерии».

Связывание таблиц

Таблицы «Продавцы» и «Серии книг» связаны с таблицей «Продажи» методом «один-ко-многим»

Это было сделано «переносом» вторичных ключей «КодПродавца» и «КодСерии» из таблицы «Продажи» в таблицы «Продавцы» и «Серии книг» соответственно.

Затем с помощью изменения связей было осуществлено обеспечение целостности данных с каскадным обновлением и удалением данных.

Заполнение таблиц данными

Таблицы были заполнены данными, после чего приняли следующий вид.

1.     Таблица «Продавцы»

КодПродавца

Продавец

Телефон

1

Николаев

242699

2

Петров

419088

3

Рябов

112299

4

Соколов

213466

5

Соловьёв

611800


2.     Таблица «Серии книг»

КодСерии

Серия

1

Сельское хозяйство

2

Дом, семья

3

Спорт

4

Туризм

5

Финансы

6

Комнатные растения

7

Детективы


3.     Таблица «Продажи»

КодПродажи

Дата

КодПродавца

КодСерии

Количество

Цена

1

22.06.2000

4

2

1

60

2

21.08.2000

1

2

22

30

3

24.09.2000

2

2

1

60

4

24.10.2000

2

7

3

100

5

13.11.2000

3

2

35

30

6

02.01.2000

2

2

4

60

7

28.02.2001

1

5

21

100

8

05.05.2000

1

5

23

100

9

27.05.2000

2

2

1

100

10

15.06.2000

3

2

23

60

11

01.07.2000

4

2

7

30

12

01.07.2000

4

7

5

100

13

15.08.2000

1

2

23

100

14

05.11.2000

3

2

15

60

15

17.11.2000

1

2

2

60

16

26.11.2000

2

2

10

60

17

01.12.2000

1

2

14

60

18

13.04.2001

3

2

25

100

19

13.04.2001

5

4

25

60

20

25.04.2001

3

4

26

60

21

25.04.2001

3

4

26

30

22

25.04.2001

3

4

14

30

23

25.04.2001

4

4

26

30

24

06.05.2001

3

2

3

30

25

16.05.2001

2

3

25

30

26

16.05.2001

1

2

1

100

27

18.05.2001

2

2

11

60

28

09.06.2001

5

2

1

30

29

13.09.2001

1

3

21

30

30

14.09.2001

3

4

3

30

31

14.09.2001

2

2

12

100

32

14.09.2001

2

3

14

60

33

14.09.2001

2

4

11

30

34

20.09.2001

3

2

11

60

35

17.11.2001

1

1

15

60

36

18.11.2001

2

3

25

60

37

23.11.2001

2

6

23

30

38

30.11.2001

1

2

3

30

39

30.11.2001

1

4

6

60

40

07.12.2001

3

4

36

30

41

14.12.2001

4

6

19

60

42

15.12.2001

4

3

15

30

43

15.12.2001

2

4

3

30

44

20.12.2001

2

3

27

60

45

16.01.2002

1

4

15

30

46

16.01.2002

1

5

11

100

47

19.01.2002

5

1

6

60

48

05.02.2002

5

6

1

30

49

14.03.2002

5

5

21

60

50

14.03.2002

5

5

1

100

51

12.04.2002

1

5

10

84


Формирование запросов

Согласно заданию было создано три запроса. Рассмотрим их работу.


Запрос «Запрос 1»

В результате выполнения этого запроса на выборку информации на экран выводится информация о том, на какую сумму реализовал книг Соловьев за январь 2002 года. Для этого мы задали условия для полей «Продавец» таблицы «Продавцы» (“Соловьев”) и «Дата» таблицы «Продажи» (>#31.12.2001# And <#01.02.2002#).

Для подсчета суммы реализации Соловьевым книг была использована агрегирующая функция Sum.

Сумма

360

Запрос «Запрос 2»

В результате выполнения этого запроса на выборку информации на экран выводится информация о том, какие продавцы торговали книгами серии «Дом, семья». Для этого мы задали условия для полей «Серия» таблицы «Серии книг» (“Дом, семья”). Вывод на экран осуществляет по полю «Продавец».

Продавец

Николаев

Петров

Рябов

Соколов

Соловьев

Запрос «Запрос 3»

В результате выполнения этого запроса на выборку информации на экран выводится информация о том, какой была средняя цена книг серии «Комнатные растения» в последнем квартале 2001 года. Для этого мы задали условия для полей «Серия» таблицы «Серии книг» (“Комнатные растения”) и «Дата» таблицы «Продажи» (>#30.09.2001# And <#01.01.2002#).

Для подсчета средней цены выбранных в результате выполнения предыдущих условий данных была использована агрегирующая функция Avg.


Средняя цена

45



Список литературы


1)                Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. проф. Г.А. Титоренко. М.: ЮНИТИ,  2002.

2)                Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. – М.: Инфра-М, 2002.

3)                Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. - С-Пб.: Издательство Михайлова, 2003.

4)                Рычков В.В. Информатика. Учебник для ВУЗов. – С.-Пб.: Питер, 2001.

5)                Пузырев В.В. Microsoft Access 2000. Руководство для начинающих и опытных пользователей. – М.: Майор, 2001.

6)                Под редакцией Ю.М. Черкасова. М. ИНФРА-М, 2000 г.



[1] Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. проф. Г.А. Титоренко. М.: ЮНИТИ,  2002. – Стр. 59.


[2] Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. - С-Пб.: Издательство Михайлова, 2003. – Стр. 167.


[3] Рычков В.В. Информатика. Учебник для ВУЗов. – С.-Пб.: Питер, 2001. – Стр. 304.

[4] Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. – М.: Инфра-М, 2002. – Стр. 288-289.