Содержание


1. Теоретическая часть. 3

1.1. Экспертные оценки в «Исследованиях систем управления». 3

1.2. Логический аппарат исследования систем управления. 9

2. Практическая часть. 20

Список литературы.. 28

1. Теоретическая часть


1.1. Экспертные оценки в «Исследованиях систем управления»


Методы экспертных оценок - это комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для принятия того или иного решения. Методы экспертных оценок позволяют выявить информацию, содержащуюся в скрытом виде у специалистов, представителей деловых кругов, продавцов, покупателей и т.д.

Экспертные суждения, выраженные в количественной форме и по своему характеру интерпретируемые как оценочные называются экспертными оценками (коллективными или индивидуальными). Выявление индивидуальных экспертных суждений (экспертных оценок) называется экспертным опросом, а совокупность процедур, необходимых для получения коллективных экспертных суждений, включая и экспертный опрос - экспертизой.

Обращение к экспертным методам при решении задач управления имеет место при:

1) анализе и прогнозировании национальных и мировых товарных рынков;

2) анализе эффективности работы изучаемой организации;

3) формировании однородных групп продукции, выборе базисного изделия (изделия-эталона, образца) и изделия-конкурента;

4) выборе из всего набора параметров анализируемого изделия или отдела главных свойств и ранжирование их по степени значимости для конечного результата;

5) выборе из всего набора параметров анализируемого изделия или отдела таких свойств, которые в большей степени влияют на динамику затрат;

7) определение ориентировочной стоимости научных разработок на стадии заявки на них со стороны заказчика. [3.c.58]

Организация экспертизы.

Для проведения экспертизы создается группа экспертов-организаторов (или рабочая группа) и группа непосредственных экспертов (или экспертная группа).

Рабочая группа формирует саму проблему, определяет цель и задачи экспертизы, разрабатывает процедуру экспертизы, формирует экспертную группу, проводит опрос экспертов, обрабатывает полученные оценки, анализирует их, делает выводы, дает рекомендации.

Подготовку экспертизы начинают с постановки проблемы, с определения цели ее решения, формирования перечня факторов, которые характеризуют данную проблему. Перечень факторов позволяет примерно определить число и профиль требуемых для экспертизы специалистов. Точность и надежность процедуры экспертизы в значительной степени зависит от количества факторов, подвергаемых оценке. Экспертиза дает наиболее надежные результаты, если количество факторов колеблется в пределах 10.

Экспертная группа выполняет оценочные операции. При формировании группы экспертов исходят из профессиональной компетентности специалиста в данной области, его достаточной эрудированности в смежных областях, деловитости, объективности, заинтересованности эксперта в участии в работе в экспертной группе.

При индивидуальном опросе требования к экспертам выше, чем при групповом опросе, т.к. точность оценки исследуемых факторов существенно зависит от числа экспертов.

Существуют специальные методы оценки качества экспертов, которые можно разделить на 5 групп:

1. Эвристические - оценки, назначаемые человеком. Они включают в себя самооценку, взаимооценку, оценку эксперта рабочей группой.

2. Статистические - оценки, получаемые в результате обработки суждений экспертов об оцениваемом объекте.

3. Тестовые - оценки, основанные на анализе специальных испытаний экспертов.

4. Документальные - оценки, основанные на анализе документов (документальных данных об экспертах).

5. Комбинированные - оценки, полученные с помощью любой совокупности перечисленных методов.

Опрос - главный этап совместной работы организаторов экспертизы и непосредственных экспертов. В зависимости от характера проблемы, ее целей организаторы экспертизы выбирают методы опроса. [3.c.60]

Опрос бывает:

а) индивидуальный;

б) групповой;

в) личный;

г) заочный;

д) устный;

е) письменный.

А) Среди методов индивидуального опроса наиболее распространены два вида экспертизы: интервьюирование и анкетирование.

Проведение экспертной оценки методом интервью требует от эксперта умения быстро давать качественные ответы на поставленные вопросы. Условно можно выделить следующие формы организации интервью: свободная беседа, "вопрос-ответ", "перекрестный допрос" (здесь участвуют несколько, чаще два, эксперта-организатора). Интервью позволяет нередко получить информацию, которую трудно получить при анкетном опросе. Но интервью обладает и недостатками. Здесь возможно сильное влияние интервьюера на ответы эксперта, мало времени на глубокое обдумывание ответов, много времени тратится на опрос всего состава экспертов.

В основе большинства экспертных методов лежит анкета (опросный лист), с помощью которой осуществляется сбор необходимой информации. Анкета - набор вопросов (факторов), каждый из которых логически связан с главной задачей экспертизы. Содержание анкеты должно быть предельно ясным для опрашиваемого. Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответа. При составлении анкет используются следующие типы вопросов:

а) открытые и закрытые;

б) прямые и косвенные.

а) Вопрос называется открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме, т.е. ответ ничем не регламентирован. Вопрос называется закрытым, если в его формулировке содержатся возможные варианты ответов (альтернатив), один из которых и должен выбрать специалист. Одним из вариантов закрытых вопросов является вариант, в котором перечень возможных ответов исчерпывается альтернативой "да-нет". При использовании таких вопросов важно чередовать формы согласия или несогласия.

б) Прямой вопрос формулируется обычно в личной форме: "Что Вы думаете о..." или "Ваше мнение по поводу..." и т.д. Косвенные вопросы ставятся в полубезразличной форме, например: "Некоторые специалисты полагают, что... А как Вы думаете?"

Сравнительную оценку предлагаемых в анкете объектов (факторов) можно осуществлять несколькими приемами. Экспертам может быть предложено, например, количественно оценить исследуемые объекты на безразмерной шкале или в единицах какого-либо конкретного параметра. Иногда используются методы, в которых экспертам предлагается указать меру ценностей или различия в ценности анализируемых альтернатив путем их "взвешивания", например, по 10-ти бальной шкале. Иногда экспертам предлагают дать вероятностные оценки факторам. [3.c.67]

Кроме анкет-вопросников, экспертам должна быть дана пояснительная записка, содержащая информацию о целях экспертизы, задачах опроса объектах экспертизы, необходимые организационные сведения и инструкцию по заполнению анкет, в которой приводятся примеры порядка и способа заполнения.

Б) Методы коллективной экспертизы предполагают получение обобщенного мнения в ходе совместного обсуждения поставленной проблемы группой экспертов, находящихся в непосредственном контакте. К этим методам можно отнести:

1. Совещание--метод открытого обсуждения, или как его еще называют "метод комиссий".

2. Метод "мозговой атаки".

3. Метод "суда".

4. Метод "Дельфи".

"Метод комиссий" предполагает проведение общей дискуссии с целью выработки единого мнения по обсуждаемому кругу вопросов. Типичным примером использования этого метода являются регулярно проводимые конъюнктурные совещания по основным товарным рынкам. Этот метод имеет существенные недостатки, т.к. здесь большую роль играют такие психологические факторы, как мнения авторитетов.

Сущность метода "мозговой атаки" заключается в разделении решения двух задач: генерирования новых идей и оценки предложенных идей. Соответственно образуются две разные группы: группа генераторов идей и группа аналитиков. Правила проведения заседаний по методу "мозговой атаки" формулируются следующим образом. Необходимо концентрировать внимание участников на одной, четко сформулированной проблеме, но при этом важно подхватывать любую идею, даже если ее практическая ценность в данный момент кажется сомнительной. "Мозговой атакой" руководит ведущий. Сеанс начинается со вступительного слова ведущего, объясняющего проблему и необходимость ее решения, а также напоминающего правила заседания; затем он предлагает начать выдвигать идеи или выдвигает для начала сам одну-две идеи. Сеанс продолжается от 15-20 до 40-45 мин. без перерывов и заканчивается когда поток предложений иссякает. Время выступления - не более одной-двух минут.

Метод "суда" основан на том, организация работы коллектива экспертов осуществляется в соответствии с правилами ведения судебного процесса. "Подсудимым" является анализируемая проблема. Группа заинтересованных в ее правильном решении лиц выполняет роль судьи и заседателей. Лидеры, высказывающие альтернативные точки зрения групп экспертов, находятся на месте прокурора и защиты. Суд ведет обсуждение и выносит окончательное решение.

Метод "Дельфи" получил свое название от греческого города Дельфи и мудрецов, славившихся в древности предсказаниями будущего. Впервые этот метод, разработанный в американской исследовательской организации РЭНД Корпорейшн О.Хелмером, Н.Долки, Т.Гордрном, использовался для целей военного научно-технического прогнозирования будущего. Метод "Дельфи" представляет собой ряд последовательно проводимых процедур, направленных на формирование группового мнения. Для этого метода характерны:

1) анонимность опросов;

2) регулируемая обратная связь, осуществляемая за счет проведения скольких туров опроса;

3) групповой ответ, получаемый с помощью статистических методов.

В основе метода "Дельфи" лежат следующие предпосылки:

1) поставленные в анкете вопросы должны допускать выражения ответа в виде числа;

2) эксперты должны располагать достаточной информацией для того, чтобы дать оценку;

3) ответ на каждый вопрос должен быть обоснован экспертом.

Алгоритм работы экспертов по методу "Дельфи":

-     формулировка задачи;

-     выявление мнения каждого эксперта;

-     выявление преобладающего мнения;

-     выявление крайних суждений;

-     формулирование принципиальных расхождений между экспертами;

-     исследование причин расхождений во мнениях;

-     доведение до всех экспертов, участвующих в экспертизе, результатов, выданных каждым экспертом, и результатов обработки мнений;

-     анализ каждым экспертом указанных выше результатов и переоценка своего первоначального мнения (или сохранение его);

-     выявление преобладающего мнения.

Обычно бывает достаточно двух-четырех раундов, чтобы выработать общее мнение, которое можно считать достоверным.

Конечная цель экспертизы - начертание картины вероятного будущего: определение возможностей, которыми следует воспользоваться, и потенциальных опасностей, которых следует избежать.

В) Под личным (очным) методом опроса подразумевается процедура, в процессе которой организатор осуществляет непосредственный контакт с экспертом при подготовке ответов на вопросы анкеты.

Г) Заочный опрос обычно осуществляется путем пересылки анкеты эксперту по почте. Основные преимущества заочного опроса - его простота и дешевизна. Однако некоторые вопросы эксперт может неправильно истолковать, и поэтому надежность полученных данных может быть ниже, чем при очном опросе. [3.c.39]


1.2. Логический аппарат исследования систем управления.


Описание (анализ), объяснение (диагноз) и прогноз (предсказание) -составляют три основные элемента каждой научной дисциплины. Классификация методов теории прогнозирования на практике позволяет при разработке управленческих решений:

1) обеспечить достоверность прогноза;

2) минимизировать затраты времени и (или) средств на выбор и обоснование метода прогнозирования;

3) открывает возможность прогнозирования по аналогии. Возможны несколько классификаций, а следовательно, и подходов к выбору метода прогнозированию. В качестве важнейших факторов классификации могут выступать:

1) иерархический уровень предполагаемого способа решения проблемы - изменение: функций, структуры, параметров;

2) наличие или отсутствие необходимой информации, а также характер располагаемой информации: интуитивная (неосознанная), предметная, количественная;

3) характер внешних условий: детерминированные, случайные, неопределенные;

4) тип используемого при прогнозировании критерия: линейный (моно) критерий или векторный критерий;

' 5) время упреждения и реализации прогноза и др.

При классификации по уровню глубины проблемы (предполагаемой степени изменения объекта прогнозирования за время упреждения) выделяют методы: функционального, структурного, параметрического прогнозирования и комплексные методы. [4.c.37]

При классификации по типу информации, используемой при прогнозировании, можно выделить следующие методы:

- экспертное прогнозирование (интуитивная информация);

функционально-логическое прогнозирование (предметная информация);

- структурное прогнозирование (блок схемы, графы и т.п.);

- математическое прогнозирование (использует знание математических зависимостей между параметрами и статистические данные о параметрах);

- прогнозирование по аналогии (данные всех типов);

- комплексное прогнозирование (данные всех типов). При классификации по периодам упреждения различают: оперативный, среднесрочный, краткосрочный, дальнесрочный и долгосрочный прогнозы.

Как известно, в директивной экономике была принята классификация прогнозов и планов на основе одного внешнего для реальных экономических процессов параметра - календарного периода. При этом сложилась практика формирования текущих, кратко-, средне-, долгосрочных планов и программ, соответственно, на один год, 5, 10 и 20 лет.

В соответствии с другим подходом, при директивной экономике краткосрочный прогноз рассчитывается на перспективу до одного года, среднесрочный - несколько лет. Долгосрочный - более пяти лет, дальнесрочный - 20-25 лет.

В условиях переходной экономики России в 1997 году ПРОГНОЗ с периодом упреждения до трех месяцев считался Краткосрочным, до полугода - среднесрочным, свыше года - долгосрочным. В условиях быстро изменяющейся (динамичной) рыночной экономики время не является единственным фактором классификации. Поэтому в настоящей работе разрабатывается классификация методов прогнозирования и планирования с учетом:

- периода упреждения;

- охвата объекта прогнозирования в целом или только его отдельных подсистем, элементов;

- охвата в целом или только этапов, фаз рыночного, жизненного циклов и цикла разработки товара.

Различают прогнозы во времени, а также в плоскости функционального и территориального членения объектов прогнозирования. Оперативно-календарное планирование охватывает низшие уровни иерархии функционального и территориального членения объектов планирования от рабочего места до предприятия.

Степень охвата уровня иерархии непрерывно трансформируется. Причины трансформации: политические и экономические причины, ограничение конструкторско-производственной базы, технологические причины.

Оперативный прогноз рассчитывается на перспективу, на протяжение которой не ожидается существенных изменений объекта наблюдения, т.е. количественные и качественные структурные характеристики остаются неизменными.

Краткосрочный прогноз рассчитывается на перспективу количественных изменений, а долгосрочный - на перспективу количественных и качественных изменений. [4.c.39]

Среднесрочный прогноз охватывает перспективу между краткосрочным и долгосрочным прогнозами.

При классификации по целям прогнозирования выделяют следующие подходы к разработке прогнозов: целевой, поисковый и нормативный.

Целевой прогноз - это целеполагание желаемых состояний, отвечает на вопрос, что именно желательно и почему Такой прогноз состоит в том, что указывается наиболее желательное состояние. При таком прогнозе происходит построение по определенной шкале оценочной функции рас­пределения предпочтительности по категориям: нежелательно, менее желательно, более желательно, рационально. Эта функция позволяет оценивать итоговый результат. Перед тем, как определить меру предпочтения, разрабатывают прогнозы возможных состояний процесса или явления в будущем. Это прогноз целей или совокупности целей. Сложность прогноза состоит в том, что цель всегда находится вне системы. А правильность выбора цели определяет успех или неуспех всего предприятия. Напомним, что цель - это то, ради чего создается система. Сложная система реализует некоторое множество целей, находящихся в однозначном соответствии с условиями функционирования. Это соответствие устанавливается функционально - декомпозиционным представлением. Цель может быть формализована в виде критерия, который в свою очередь конструируется на базе параметров эффекта, являющихся, чаще всего, латентными (т. е. ненаблюдаемыми) переменными.

Поисковый прогноз состоит в определении объективно существующих тенденций развития путем анализа исторических тенденций. Этот вид прогнозирования основан на использовании принципа развития из настоящего в будущее. Он позволяет установить возможное состояние объекта в определенные моменты времени в будущем, исходя из предположения о продолжении в будущем тенденции развития наблюдаемого объекта в прошлом.  Этот прогноз дает ответ на вопрос, что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций. Этот прогноз может быть основой для стратегического планирования.

Нормативный прогноз определяет пути и сроки достижения возможных состояний и явлений, принятых в качестве целей- Решение прогнозной задачи должно обеспечивать выполнение этой цели (достижения заданного состояния) совокупности альтернативности средств в заданные сроки. В этом смысле ориентация прогноза во времени может происходить от будущего к настоящему. Сам процесс про­гнозирования начинается от конечного желаемого состояния и заканчивается настоящим состоянием. Методическая основа этого прогноза схожа с методической основой динамического программирования. Но, в отличие от динамического программирования, нормативный прогноз не предусматривает обязательной оптимизации процесса. Вместе с тем, при та­ком подходе рассматриваются только рациональные варианты прогноза - те I варианты поискового прогноза, которые обеспечивают попадание в требуемое конечное состояние из текущего исходного с учетом существующих ограничений на ресурсы (в том числе, время).

Нормативное прогнозирование близко к нормативным плановым и проектным разработкам. Отличие состоит, в частности, в том, что планы подразумевают директивное выполнение мероприятий, тогда как прогнозирование - это описание вероятностных альтернатив достижения заданных состояний- Программный прогноз предназначен для исследования возможных путей и мер по достижению поставленных целей и позволяет сформулировать гипотезу о возможных взаимовлияниях различных факторов, указать гипотетические сроки и очередность достижения промежуточных целей на пути к главной, выполняется в рамках определенной проблемы в условиях поставленной цели.

Проектный прогноз позволяет определить приоритетность образцов того или иного явления в будущем, содействует отбору оптимальных вариантов, перспектив проектирования на основе, которая затем реализует реальные проектные работы.

При классификации по времени осуществления прогноза. Прогноз в реальном масштабе времени - это прогноз, который реализуется настолько быстро, чтобы воздействовать на процесс во времени его протекания.

Цель управления в реальном масштабе времени - не допустить выхода объекта прогнозирования из области управляемых или допустимых состояний с вероятностью не менее заданной за время реализации цикла операций управления. Естественно, при таком прогнозировании или пла­нировании нужно учитывать динамику объекта управления. При этом могут быть использованы некоторые зависимости.

Этапный прогноз - это прогноз, при котором решение принимается в течение одного этапа жизненного (или другого типа) цикла, а реализуется в течение другого этапе прогнозного цикла. Например, решение о дальнейших учебе или профессии ребенка принимается до окончания школы, а реализуется после ее окончания.

Неограниченный по времени принятия решения - третий тип прогноза. I При таком прогнозе время на прогнозирование и принятие решения практически не ограничено во времени. Этот тип прогноза характерен для проблем, состоящих в появлении новых рыночных, технологических и других внешних возможностей. Например, известно, что варианты строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали рассматривались еще до 1913 года. Варианты поворота северных рек в России рассматривались с тридцатых годов до середины 80-х годов этого века и т.д.

При классификации условий по степени определенности условий методы прогнозирования классифицируется на следующие типы: с детерминированными (определенными) условиями;

случайными, имеющими известное вероятностное распределение условиями; с неопределенными условиями, в том числе условиями, в которых противодействует разумный противник.

Задачи с преобладанием значимости неопределенных условий относятся к предмету теории игр. На практике менеджер чаще предпочитает принять решение и признать конкретные условия детерминированными (например, наихудшими), чем работать с аппаратом теории игр.

При классификации по степени формализации условий методы прогнозирования могут быть разделены на методы, использующие;

интуитивные знания об объекте прогнозирования, которые существуют на уровне предчувствий, но недостаточно осознанны, чтобы быть выраженными разговорным языком; предметное описание процесса или состояния естественным языком - прозой; описание математическими формулами (то есть процесс изучен и может быть описан формулами). В соответствии с вышесказанным выделяют:

- высокую степень формализации.

- среднюю степень формализации,

- низкую степень формализации условий. Знания об объекте прогнозирования делятся на интуитивные (неосознанные) и осознанные.

При классификации по степени достоверности знания делятся на достоверные (знания, полученные из официальных источников), знания относительной достоверности (полученные из случайных источников), знания в условиях с возможным умышленным искажением информации.

Важно отметить, что реальные рыночные условия характеризуются присутствием при прогнозировании и принятии решений всех трех типов условий и информации одновременно.

Искусство прогнозиста состоит в том, чтобы определить какая из этих частей является определяющей в данном прогнозе, и выбрать соответствующие методы разработки и верификации прогноза.

ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Сложность решения проблем порождает необходимость поэтапного ее устранения при исполнении управленческого решения.

При решении проблемы должны последовательно выполняться следующие работы.

1. Анализ проблемы и точное ее формулирование (включая анализ логической структуры проблемы).

1 2., Формулировка позиций наблюдателя и декомпозиция (расчленение) системы.

3. Формулирование обшей цели (множества целей) и критерия оценки эффективности системы. Декомпозиция целей, разработка граф - дерева целей.

4. Формирование альтернативных вариантов решений проблемы.

5. Прогноз и анализ будущих условий, т.е. прогноз развития и изменения среды, а также прогноз появления новых факторов, способных оказывать влияние на систему-

6. Определение и конструирование системы для решения этой проблемы: определений целей и решаемых задач; анализ структуры системы, включая определение уровнен иерархии специфики подсистем, процессов их функционирования.

7. Выявление потребностей в ресурсах и технологических процессах.

8. Оценка ресурсов, включая оценку существующих технологий и мощностей, существующего состояния ресурсов, а также взаимодействие ресурсов и существующих факторов.

9. Отбор предпочтительных вариантов в соответствии с выработанным критерием.

10. Разработка комплексной программы решения проблемы, включая:

формулировку мероприятий и элементов проектов программы, определение очередности достижения промежуточных целей, распределение сфер деятельности, компетентности и ответственности между организациями-исполнителями.

11. Проектирование организаций для достижения поставленных целей:

определение целей организации, проектирование организационной структуры, информационных потоков, режимов работы.

12. Оперативный мониторинг анализа и прогноза.

Выполнение этого перечня работ позволяет получить системное решение проблемы любой природы. При этом общая логическая последовательность важнейших операций разработки прогноза сводится к следующим основным этапам:

1- Предпрогнозная ориентация (программа исследования). Уточнение задания на прогноз: характер, масштабы, объект, периоды основания и упреждения и т.д. Формулирование целей и задач, предмета, проблемы, рабо­чих гипотез, определение методов, структуры и организации исследования.

2. Анализ объекта прогнозирования и среды, динамических рядов показателей.

3. Разработка сценария развития среды и определение прогнозного горизонта. -

4. Разработка типового представления объекта прогнозирования.

5. Построение серии гипотетических (предварительных) поисковых или нормативных моделей прогнозируемого объекта.

6. Проведение прогнозного моделирования .

7. Оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификация) прогноза - уточнение гипотетических моделей методами опроса экспертов.

8. Анализ результатов прогнозирования.

9. Выработка по результатам анализа рекомендаций для принятия решении в сфере управления.

10. Экспертное обсуждение (экспертиза) прогноза и рекомендаций, их доработка с учетом замечаний экспертов.

11. Сдача прогноза и рекомендаций заказчику.

Конечно, специфика проблемы или задачи прогнозирования могут потребовать изменить и дополнить эти перечни. [4.c.40]

ВЫБОР МЕТОДА

Выбор метода прогнозирования является вспомогательным, но ключевым решением при прогнозировании. Это решение, с одной стороны, должно обеспечить функциональную полноту, достоверность и точность прогноза, а с другой стороны, уменьшить затраты времени и средств на прогнозирование.

Актуальность разработки формальных, в том числе логических, процедур выбора типа или непосредственно метода прогнозирования возрастает под воздействием трех групп причин.

Первая группа причин состоит в росте числа методов прогнозирования, порождаемом разнообразием практических задач прогнозирования. В настоящее время число методов прогнозирования приближается к двумстам. В связи с усложнением задач и условий прогнозирования число методов, вне сомнения, будет расти. Поэтому даже краткое ознакомление с существом известных методов прогнозирования путем их перебора потребует немало времени и сил. В условиях рыночной, а тем более, переходной экономики, у менеджера-практика такого времени может просто не оказаться.

Следовательно, для облегчения задачи выбора метода требуется разделение всех методов прогнозирования на виды.

При этом могут активно использоваться приведенные классификации методов прогнозирования.

Вторая группа причин состоит в том, что постоянно возрастает сложность как самих решаемых задач, так и объектов прогнозирования.

Третья группа причин связана с возрастанием динамичности (подвижности) рыночной среды, ускорение темпов морального старения товаров, услуг и ОПС, их производящих. Поэтому на выбор метода прогнозирования влияют:

1) существо практической проблемы, подлежащей решению;

2) динамические характеристики объекта прогнозирования и рыночной среды;

3) вид и характер располагаемой информации, типовое представление объекта прогнозирования;

4) комбинация фаз жизненного, рыночного или цикла разработки (или совершенствования) товара или услуги, а также ОПС, их производящей;

5) период упреждения и его соотношение с предполагаемой продолжительностью рыночного, жизненного цикла, цикла разработки или модификации товара, услуги;

6) предполагаемый тип менеджмента: традиционный, системный, ситуационный, социально-этический менеджмент;

7) требования к результатам прогнозирования и другие обстоятельства конкретной проблемы.

Причем все названные факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования, должны рассматриваться в системном единстве, но с учетом их значительного числа в некоторой последовательности, которая не обязательно должна совпадать с приведенной.

Факторы, признанные несущественными в условиях конкретной задачи, могут исключаться из рассмотрения. Например, при разработке высокотехнологичных образцов машиностроения Период упреждения прогноза должен выбираться, как минимальный из прогнозного горизонта состояния рынка и цикла разработки нового изделия. Если при этом отсутствует статистическая информация, то выбор вида метода прогно­зирования может осуществляться из следующего множества- прогнозирование по аналогии, функционально-логическое протезирование экспертное прогнозирование. [4.c.41]


2. Практическая часть


Построить схему логической взаимосвязи в элементах системы реализации и контроля и элементов цели, задачи, дополнительный контроль.


В процессе проектирования организационных систем целесообразно ориентироваться на такие понятия , как официальные, оперативные и операционные цели.

Официальные цели соответствуют общему назначению, миссии стратегическим замыслам организации, они характеризуют внешнюю направленность организации, перспективы её развития  и защитные функции. Эти цели содержатся в уставе организации, отражаются в рекламе и официальных изданиях и используются при создании имиджа организации.

Оперативные цели соответствуют текущему моменту деятельности организации и тому, что на самом деле занимается организация. Эти цели отличаются внутренней направленностью, мобилизацией ресурсов и отражаются в планах работы организации.

Операционные цели характеризуются конкретизацией и детализацией задач, более чётки распределением функциональных обязанностей, контролем за исполнительской дисциплиной, возможностью изменения параметров.

Эта классификация позволяет выделить необходимые цели-ориентиры  той последовательности, которая наилучшим образом способствует достижению главной цели организации.

После разработки развёрнутой во времени последовательности целей ориентиров необходимо определить стратегическую концепцию организации. Правильный выбор стратегии позволяет перейти к следующему этапу организационного проектирования – к созданию организационной структуры. На рис. 2.1 показана последовательность действий перехода от цели организации к организационной структуре управления с последующей оценкой эффективности построения этой структуры (9).


Выполнение всех этапов организационного проектирования должно сопровождаться экономическим анализом, учитывающим как ресурсные возможности организации, так и потребности внешней среды. Поскольку проектирование организации определяет её будущее и последовательность её развития, все этапы проектирования предусматривают проведение вычислительных экспериментов с использованием процедур моделирования. В частности, цель, определяемая на первом этапе проектирования, - это исходная модель будущего состояния организации. Другие элементы модели организации могут быть представлены в виде развёрнутого алгоритма. Отражающего последовательность действий на этапах организационного проектирования (см. рис. 2.2).

Анализ результатов проведенного опроса руководителей холдинга Сергея и Алены Р. показал, что существует несколько целей работы всего холдинга в целом и отдельных его составляющих, в частности ООО «Алена». Иерархию целей можно представить следующим образом:

1.        Для всего холдинга в целом главной целью является: всемерное возрастание финансовых и материальных ресурсов холдинга, роста его влияния на социально-экономическую жизнь в городе.

2.        Для ООО «Джи-бар» и ООО «Алена». Стать лучшими в городе заведениями для хорошего полноценного отдыха, занять основную долю рынка в этой сфере.

3.        Для ООО «Алена». Предоставить полноценный отдых людям, имеющим средний достаток и немного выше среднего, при сохранении хорошего уровня рентабельности и прибыльности.

Таким образом,  указанные цели организации ООО «Алена» можно свести к количественным показателям: среднемесячное количество клиентов, посетившее кафе, объем полученной прибыли. Эти два показателя в какой-то мере противоречат друг другу. Необходимо при дальнейшем проектировании системы управление это момент учитывать.

Исследование и проектирование функций управления является наиболее трудоемкой задачей, особенно в условиях переходного периода, так как любое их изменение приводит к изменению структуры управления. Выделение функций управления вызвано ещё и многообразием управленческой деятельности, то есть процессами принятия решения. Поскольку каждая отдельная функция характеризует специфическую управленческую деятельность, то совокупность  таких функций позволяет формировать конкретную систему управления. На современном

этапе у учёных нет единого мнения о трактовке и содержании функций управление.

Дадим определение (8). Функция управления – это однородный вид деятельности, объективно необходимый для реализации целей функционирования и выделенный по определенному признаку. Выделяются общие и специфические функции управления

К общим функциям управления относятся: планирование, организация, регулирование, контроль, учёт, т.е. те функции, которые характеризуют процесс управления.

К специфическим функциям относят управление:

-           основными производственными процессами;

-          вспомогательными и обслуживающими процессами;

-          оперативное (производством);

-          технической подготовкой производства;

-          сбытом продукции и др.

Поскольку для ООО «Алена» главные количественно сформулированные цели: увеличение числа клиентов, желающих получить полноценный отдых в кафе и прибыльности предприятия. То для реализации этих целей необходимо удовлетворять требованиям клиентов. Для выяснения требований проводился опрос посетителей кафе. Выяснилось клиентов хотят:

1.        посидеть в уютной теплой обстановке;

2.        вкусно поесть качественно приготовленные блюда, пить некрепкие спиртные напитки (пиво, сухие вина);

3.        чувствовать себя в безопасности;

4.        получить вежливое и приятное обслуживание.

Отсюда выстраиваются следующие цепочки:


№ п.п.

Функция

Исполнитель

Кто контролирует

1.      

Принятие заказа от клиента

Официант, бармен

Бармен, администратор

2.      

Передача заказа в производственный отдел (на кухню)

Официант, бармен

администратор

3.      

Изготовление заказанного блюда

Повар

Официант, бармен

4.      

Подача блюда клиенту

Официант

Бармен

5.      

Наблюдение за безопасностью клиентов

Охранник

Официант, бармен, администратор


Для обеспечения кафе продуктами и напитками выполняются следующие действия:

№ п.п.

Функция

Исполнитель

Кто утверждает, контролирует

1.      

Составление меню, списка необходимых продуктов и напитков

Официант, бармен по заказам клиентов

Администратор

2.      

Передача списка продуктов в бухгалтерию

Официант, бармен

Администратор

3.      

Оплата продуктов и напитков

Бухгалтер

Директор

4.      

Получение продуктов и напитков от поставщиков

Водитель, экспедитор

Администратор

5.      

Складирование продуктов и напитков

Экспедитор, помощник повара

Администратор


Взаимодействие с предприятиями поставляющими электроэнергию, воду, тепло, контролирующими организациями при необходим осуществляет директор, с налоговой инспекцией бухгалтер. Платежи в эти инстанции готовит бухгалтер по распоряжению директора и под его контролем, за его первой подписью.

Анализ этих управленческих функций показывает:

1.        явную перегруженность администратора (напомню, что функции администратора, бухгалтера и экспедитора выполняет одно лицо – Алёна Р.).

2.         отсутствует отдел (или физическое лицо)  планомерно работающее с клиентами, изучающие их потребности, вкусы, планирующие какие-либо мероприятия. Официанты заняты текущей работой по обслуживанию клиентов. Администратор и так перегружен. В функции бармена это не входит.

3.         В городе пока отсутствует предложения такого рода. Для ООО «Алена» ситуация достаточно благоприятная, чтобы провести анализ своей работы, подготовить стратегию своего развития.

4.        Присутствие ООО «Алена» в структуре холдинга создаёт дополнительные преимущества: это обмен клиентами. Зачастую после получения услуг «банно прачечного характера» клиенты продолжают отдых в кафе «Алена». Чаще бывает наоборот. Клиенты кафе едут продолжать отдых на «Комбинат бытовых услуг». В целом это взаимосвязь повышает прибыльность холдинга. Даёт возможность его руководству располагать большими ресурсами для осуществления изменений с целью улучшения работы ООО «Алена», адаптации его деятельности к текущим и ожидаемым требованиям рынка.

Как уже было отмечено выше коллектив ООО «Алена» достаточно успешно справляется с возложенными на него задачами. Однако перегруженность администратора позволяет не всегда успешно обеспечивать продуктами и напитками кафе, замедляется процесс подготовки платежей, не всегда вовремя производится закуп необходимых продуктов. Столь большой объем работы, выполняемый Аленой Р.,  не позволяет ей полноценно играть роль штаба для реализации главной цели холдинга. Для работы по достижению этой цели требуется, передать часть функций другим сотрудникам ООО «Алена», дополнительно принять одного-двух специалистов. Кроме того нужно начать более планомерно работать с клиентами, изучать их вкусы, потребности, проводить рекламные компании, начать PR-работу. Функции продвижения кафе, изучения клиентов следует взять на себя Алёне Р. Функции администратора и экспедитора следует передать одному из опытных сотрудников, желательно из официантов. Так как официанты хорошо знают своих клиентов, имеют опыт общения с ними и могут передавать опыт работы с ними вновь принятым на работу официантам. Официант хорошо разбирается в качестве продуктов, может работать как экспедитор.

Данная структура управление на наш взгляд боле полно отвечает целям и задачам строительства холдинга его главной цели, а также целям ООО «Алена»: предоставить полноценный отдых людям, имеющим средний достаток и немного выше среднего, при сохранении хорошего уровня рентабельности и прибыльности. При такой структуре управление администратор сможет сосредоточится на приемё клиентов, при необходимости сможет поддержать с ними беседу, создать уютную обстановку, контролировать работу официантов и бармена. В случае отсутствия администратор делегирует свои функции бармену. В дневные часы, когда посетителей в кафе немного, администратор сможет исполнять функции экспедитора. Такая структура управления повысить контроль за работой официантов, позволит лучше их настраивать на вежливое предупредительное отношение с посетителями. При необходимости администратор сможет подстраховать официантов, если при большом наплыве посетителей им потребуется помощь.

Другим серьезным достоинством предложенной структуры управления является её больше соответствии основной цели холдинга. В настоящее время руководство им осуществляется Сергеем Р. В силу большой загруженности Алена Р. не в состоянии оказывать ему действенную помощь в анализе ситуации, внутри и вне холдинга, осуществлять содействие в сборе такой информации. При таком положении Сергей Р. принимает решения без детального обсуждения, без здоровой критики и анализа. Как известно в таких ситуациях велика вероятность принятия ошибочного решения.

 


Список литературы


1.     Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник Третье издание. – М.: ЮНИТИ, 2002.

2.     Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. Железнодорожный, М.О.НПУ "Крылья", 1998,216с.

3.     Дружинин В.В., Конторов Д.С; Проблемы системологии. - М.: Сов. Ра­дио, АОЗТ "Литература ПЛЮС", 2002

4.     Игнатьева А.В., Максимцов М.М Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157 с.

5.     Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 2002.