Содержание


Введение. 3

1. Сущность и виды доходов торгового предприятия. 5

2. Внешняя среда  деятельности предприятия. 9

3. Экономическая характеристика предприятия ООО «Кинескоп». 11

4. Экономическое обоснование размера торговых надбавок ООО «Кинескоп»  16

5. Экономическое обоснование  доходов от торговой деятельности  на планируемый период ООО «Кинескоп». 17

6. Пути повышения доходности торговли. 28

Заключение. 34

Список литературы.. 36

Приложение 1. 37

















Введение

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности торговли, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования, преодоления бесхозяйственности, активизации  предпринимательства,  инициативы  и  т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансовых результатов деятельности торговой организации (прибыли и рентабельности). С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития торгового предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности торговли, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо знать не только общие закономерности и тенденции развития экономики в условиях перехода к рыночным отношениям, но и тонко понимать проявления общих, специфичных и частных экономических законов в практике своего предприятия, своевременно замечать тенденции и возможности повышения эффективности торговли. Он   должен владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов  хозяйственной  деятельности.

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности  п торгового предприятия  является  прибыль.

Прибыль - основной источник финансирования прироста оборотных средств, социального развития  торгового предприятия, а также важнейший источник формирования  доходной  части  бюджетов  разных  уровней.

В рыночной экономике основной целью предпринимательской деятельности в торговле является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Максимизация прибыли в этой связи является первостепенной задачей предприятия. На величину прибыли в торговой деятельности оказывают влияние факторы субъективного  характера и объективные, не зависящие от деятельности хозяйственного  объекта.

         Целью данной работы является  исследование  доходов предприятий торговли. Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)    рассмотреть  сущность и виды доходов торгового предприятия

2)    рассмотреть внешнюю среду деятельности торгового предприятия

3)    привести экономическую характеристику деятельности торгового предприятия

4)    провести экономическое обоснование размера торговых надбавок в организации

5)    провести экономическое обоснование  доходов от торговой деятельности на планируемый период

6)     рассмотреть основные пути повышения доходности  торговли















1. Сущность и виды доходов торгового предприятия

Чтобы предприятие успешно  функционировало, необходимо проводить  глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющихся условий окружающей среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.

Проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности  можно быстро и качественно оценить результативность коммерческой деятельности работы всего предприятия  за какой- то период времени. Показателем результативности коммерческой работы розничного предприятия торговли  выступает оборот розничной торговли, то есть выручка от   реализации и продажи товаров.

Оборот розничной торговли или выручка от реализации и продажи товаров складывается из двух основных элементов [6, с. 123]:

-         прибыли от реализации и продажи товаров;

-         себестоимости проданных товаров или издержек обращения.

ОбТ = Пр + ИО,                    (1)

где     ОбТ – оборот розничной торговли, тыс. руб.

         Пр – прибыль от реализации и продажи товаров, тыс. руб.,

         ИО – издержки обращения, тыс. руб.

Схема формирования оборота розничной торговли представлена на рисунке 1.

Себестоимость изделий (55 тыс. руб.)

Прибыль (12 тыс. руб.)

Налог на добавленную стоимость (23 тыс. руб.)

Сбытовая накидка или скидка (5 тыс. руб.)

Торговая накидка или скидка (5 тыс. руб.)

издержки снабженческо-сбытовых организаций (4 тыс. руб.)

прибыль снабженческо-сбытовых организаций (1 тыс. руб.)

издержки торговых организаций (3,5 тыс. руб.)

прибыль торговой организации (1,5 тыс. руб.)

Оптовый оборот предприятия (67 тыс. руб.)


Оптовый оборот промышленности (95 тыс. руб.)


Розничный оборот торговли (100 тыс. руб.)

Рис. 1. Структура оборота розничной торговли [7, с. 169]

Различают следующие виды  оборота розничной торговли:

-         фактический ( определяется по фактическим данным за отчетный период;

-         плановый (определяется по плановым показателям на плановый год);

-         нормативный (определяется по нормативным показателям).

Экономический смысл прибыли: в ней отражаются  результаты всей торговой деятельности предприятия - объем реализованной продукции, его состав, ассортиментная структура, производительность труда, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов  и так далее.

         От размера полученной прибыли зависит пополнение фондов, материальное поощрение работников, уплата налогов и так далее. Наличие у  предприятия прибыли свидетельствует о том, что расходы организации полностью покрываются доходами от реализации товаров, то есть выручкой от реализации  и продажи. Прибыль торгового розничного предприятия рассчитывается как разница между всеми  его доходами и расходами.

         В розничной торговле различают  прибыль от продажи товаров (операционную прибыль) и чистую прибыль или балансовую прибыль [8, с. 67]. Операционная прибыль- это  разность между торговыми надбавками и издержками обращения.

         Балансовая прибыль рассчитывается  с учетом так называемых прочих планируемых и не планируемых доходов и расходов. Планируемые расходы: налоги предприятия. Не планируемые расходы: штрафы, пени и неустойки, убытки от списания безнадежных долгов и потери. Планируемые доходы:  штрафы, пени и неустойки от сторонних организаций, излишки ТМЦ.

         Если известен уровень прибыли (УП) розничного торгового предприятия и прибыль от продаж (Пр), то можно найти значение оборота розничной торговли по формуле (2):

УП = Пр/ ОбТ,                      (2)

Отсюда,

ОбТ = Пр / УП,                     (3)

         Уровень прибыли показывает долю чистого дохода в обороте розничной торговли предприятия.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризу­ются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эф­фективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансо­вое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рента­бельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса.

Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводит­ся экономическому анализу. Основные его задачи [2, с. 48]:

·                   систематический контроль за формированием финансовых результатов;

·                   определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

·                   выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;

·                   оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

·                   разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Основными источниками информации при анализе финансовых результатов являются данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), соответ­ствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

К основным  внешним факторам, оказывающим влияние на размер прибыли и уровень рентабельности торгового предприятия являются: экономическая ситуация в стране; уровень развития экономики; меры государственного регулирования деятельности предприятий; уровень инфляции; изменение цен, тарифов, ставок, торговых надбавок, наценок на продукцию, нарушения поставщиками и другими органами договорных условий, демографическая ситуация, конъюнктура рынка потребительских товаров, процент за кредиты

К основным внутренним факторам, влияющим на размер прибыли, и рентабельность организации относят: результаты коммерческой деятельности организации, объем товарооборота, состав товарооборота, структура товарооборота, эффективность использования ресурсов, материальное стимулирование работников, размер издержек обращения, скорость оборачиваемости товаров, наличие собственных оборотных средств, эффективность использования основных фондов и многие другие факторы, которые будут  более подробно рассмотрены ниже [6, с. 22].

В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой при­были, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляцион­ные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректи­руют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию пред­приятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной про­дукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выпол­нение плана прибыли от реализации продукции и определяются фак­торы изменения ее суммы.

Целью факторного анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты предприятия ряда факторов, в том числе: роста (снижения) издержек обращения, увеличения (снижения) объема реализации продукции, повышения ее качества и расширения ассортимента.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зави­сит от четырех факторов первого уровня соподчиненности [7, с. 187]:

·                    объема ре­ализации товаров;

·                    структуры товарооборота;

·                    покупной стоимости товаров;

·                    уровня среднереализационных цен.

Объем реализации товаров может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельных товаров приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же товар является низкорентабельным, то при увеличении объема реали­зации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарооборота может оказывать как положитель­ное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличит­ся доля более рентабельных товаров в общем объеме товарооборота, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных товаров общая сумма прибыли уменьшится.

Покупная стоимость товаров обратно пропорциональна прибыли: снижение покупной стоимости приводит к соответствующему росту сум­мы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорциональ­но прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

2. Внешняя среда  деятельности предприятия

Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причём не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, вывода проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причём прежде всего выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе [4,с . 48].

И так для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублённое представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденции развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрывать те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при их достижении. И поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.

Рассмотрим основные  факторы внешней среды, влияющие на значение доходов торговой организации.

Прибыль - основной источник финансирования прироста оборотных средств, социального развития  торгового предприятия, а также важнейший источник формирования  доходной  части  бюджетов  разных  уровней.

В рыночной экономике основной целью предпринимательской деятельности в торговле является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Максимизация прибыли в этой связи является первостепенной задачей предприятия. На величину прибыли в торговой деятельности оказывают влияние факторы субъективного  характера и объективные, не зависящие от деятельности хозяйственного  объекта.

Прибыль - основной источник финансирования прироста оборотных средств, социального развития  торгового предприятия, а также важнейший источник формирования  доходной  части  бюджетов  разных  уровней.

В рыночной экономике основной целью предпринимательской деятельности в торговле является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Максимизация прибыли в этой связи является первостепенной задачей предприятия. На величину прибыли в торговой деятельности оказывают влияние факторы субъективного  характера и объективные, не зависящие от деятельности хозяйственного  объекта.

3. Экономическая характеристика предприятия ООО «Кинескоп»

В качестве объекта исследования в данной работе выступает торговая  организация Открытое акционерное общество «Кинескоп», которое было основано и зарегистрировано в Новосибирской городской регистрационной палате 8 июня 1998 года (свидетельство № 15763).

Местонахождение общества: г. Новосибирск, Кутателадзе –4 .

Основной целью создания организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка потребителей в  безалкогольных напитках (минеральная вода, лимонад и другие)

Целью деятельности ООО «Кинескоп» является осуществление коммерческой, посреднической, закупочной деятельности, торговли товарами народного потребления, в том числе лицензионными, создания сети магазинов оптовой, торговли этими товарами.     

Основным видом деятельности ООО «Кинескоп» является оптовая торговля безалкогольными напитками, торговля продовольственными продуктами.

Торговая фирма ООО «Кинескоп» является обществом  с ограниченной ответственностью (ООО). ООО - это организационно-правовая форма предприятия. Под обществом с ограниченной ответственностью понимается объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, имеющее уставный   фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами,  и несущее ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Участники ООО  несут  ответственность  в  пределах  своих  вкладов.

В ООО «Кинескоп» создан уставный фонд, размер  которого составляет 713 тыс. руб. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников,   и принадлежит его участникам на праве долевой собственности.

ОАО «Кинескоп» занимает  на сегодняшний день одно из ведущих мест на потребительском рынке безалкогольных напитков. На сегодняшний день  организация активизирует торговую  деятельность, расширяя занимаемую на рынке нишу, о чем свидетельствует резкое увеличение показателей товарооборачиваемости организации в 2004 году. По большинству видов товаров идет резкое увеличение объемов продаж и доказательство тому - увеличение  объемов товарооборачиваемости в 2004 году. Среди выбранных организацией стратегий поведения на потребительском рынке ведущей является стратегия захвата новых потребительских рынков и расширения доли на уже существующих рынках.

Высшим органом управления ООО «Кинескоп» является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и   ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение    порядка  покрытия  убытков  и  др.

Исполнительным органом ООО «Кинескоп» является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики  и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение  имуществом,  найм  и  увольнение  персонала.

В 2003 году среднесписочная численностью работников   ООО «Кинескоп»  составила  32  человека.

В  том  числе:

-         управленческий  персонал   -       3 чел.;

-         специалисты                                -       3 чел.;

-          рабочие                                 -   21 чел.;

-         обслуживающий  персонал -       5 чел.

Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1 (приложение 1).

Финансовое положение ОАО «Кинескоп» на сегодняшний день является устойчивым, о чем свидетельствует ряд финансовых показателей на сегодняшний день, отраженных в таблице 1.








Таблица 1

Основные показатели деятельности ОАО «Кинескоп» в 2003- 2004 годах

№ п/п

Наименование показателя

Значение в 2003 году

Значение в 2004 году

Отклонение

Темп роста, %

1

Товарооборот, тыс. руб.

369,60

476,20

106,60

28,84

2

Темп роста производительности труда, %

107,00

113,00

6,00

5,61

 3

Издержки обращения, тыс. руб.

242,90

291,70

48,80

20,09

4

Оплата труда , тыс. руб.

32,10

33,90

1,80

5,61

 5

Численность персонала, чел.

10,00

32,00

22,00

220,00

 6

Торговый персонал, чел

5,00

21,00

16,00

320,00

 7

Сумма балансовой прибыли, тыс. руб.

108,59

173,22

64,63

59,52

8

Сумма  чистой прибыли, тыс. руб.

56,21

101,00

44,79

79,68

9

Уровень рентабельности, %

35,66

42,75

7,09

19,88

10

Коэффициент изношенности

0,20

0,15

-0,06

-27,50

11

Коэффициент пригодности

0,80

0,86

0,05

6,87

12

Фондоотдача, руб.

2,63

2,00

-0,63

-23,95

 13

Среднегодовая стоимость производственных фондов, тыс. руб.

344,20

444,90

100,70

29,26

14

Рентабельность основных фондов, %

31,55

38,93

7,38

23,39

15

Коэффициент закрепления оборотных средств

0,45

0,35

-0,10

-22,22

 16

Рентабельность товаров, %

15,22

21,21

5,99

39,36

 17

Прибыль на рубль товаров

0,25

0,17

-0,08

-32,16


Как видно из таблицы 1, в ООО «Кинескоп» в 2004 году наблюдался рост всех основных показателей деятельности, что является положительной тенденцией в деятельности организации:

-         товарооборот вырос на 106,6 тыс. руб. или на 28,84 %

-         издержки обращения выросли на 48,8 тыс. руб. или на 20,09 %

-         производительность труда выросла на 6 %

-         оплата труда выросла на 1,8 тыс. руб. или на 5,6 %

-         численность персонала выросла на 22 человека

-         сумма балансовой прибыли выросла на 64,63 тыс. руб. или на 59,52 %

-         сумма чистой прибыли выросла на 44,79 тыс. руб. или на 79,68 %

-         общий уровень рентабельности вырос на 7,09 %

-         коэффициент изношенности снизился на 27,5 %

-         коэффициент пригодности вырос на 6,87 %

-         фондоотодача снизилась на 24 %

-         среднегодовая стоимость производственных фондов выросла на 100,7 тыс. руб. или на 30%

-         рентабельность основных фондов выросла на 7,38 %

-         рентабельность товаров выросла на 5,99 %

-         прибыль на рубль товаров снизилась на 32 %.

В процессе своей деятельности организация ООО «Кинескоп» руководствуется законодательными актами различных государственных уровней, а также собственными учредительными документами и Уставом, а также приказом «Об учетной политике на соответствующий финансовый год».

На рассматриваемом предприятии ООО «Кинескоп»   регулярно  проводится внутренний анализ финансово-хозяйственной деятельности, однако как результаты, так и некоторые       исходные данные этого анализа не разглашаются, так как руководство ООО «Кинескоп»  относит эту информацию к коммерческий  тайне.

4. Экономическое обоснование размера торговых надбавок ООО «Кинескоп»

         Экономическое обоснование размера устанавливаемой торговой надбавки проведем на конкретном примере деятельности организации ООО «Кинескоп».

Проведем обоснование размера торговой надбавки на планируемый период на основе следующих данных:

1)    в отчетном году объем продаж составил 13,5 млн. руб. при проценте охвата доходов населения розничным товарооборотом 80,6 %.

Издержки обращения составили 10,17 % к товарообороту, а доля условно- постоянных расходов – 42,1 %;

2)    В предстоящем году предполагается увеличить сумму средств, направляемых на приобретение товаров на 15 % и процента охвата покупательных фондов населения на 1,1 %. Доля социально- значимых товаров в общем объеме продаж останется без изменения на уровне 27,8 %;

3)    По плановым расчетам для обеспечения дальнейшего развития предприятию необходимо получить прибыль в сумме 616 тыс. руб.

Алгоритм обоснования размера надбавки:

Проведите обоснование размера торговой надбавки на планируемый период на основе следующих данных:

4)    в отчетном году объем продаж составил 13,5 млн. руб. при проценте охвата доходов населения розничным товарооборотом 80,6 %.

Издержки обращения составили 10,17 % к товарообороту, а доля условно- постоянных расходов – 42,1 %;

5)    В предстоящем году предполагается увеличить сумму средств, направляемых на приобретение товаров на 15 % и процента охвата покупательных фондов населения на 1,1 %. Доля социально- значимых товаров в общем объеме продаж останется без изменения на уровне 27,8 %;

6)    По плановым расчетам для обеспечения дальнейшего развития предприятию необходимо получить прибыль в сумме 616 тыс. руб.

Таким образом, процент торговой надбавки в плановом году будет равен 18,3 %.

5. Экономическое обоснование  доходов от торговой деятельности  на планируемый период ООО «Кинескоп»

Для более глубокого анализа исследуют состав каждого элемента прибыли и факторы, повлиявшие на нее.

 Прибыль от оптовой продажи товаров предприятия, определяется как разница между товарооборотом организации без налога на добавленную стоимость и акцизов и издержками обращения.

На первом этапе анализа прибыльности ООО «Кинескоп» проводим анализ  динамики прибыли  по предприятию путем выявления тенденции  изменения массы прибыли за исследуемый период. Для анализа и оценки уровня  и динамики показателей прибыли от продаж составляется таблица 2, в которой используются данные бухгалтерской отчетности  ООО «Кинескоп» из формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Таблица 2

Анализ  оценка уровня и динамики показателей прибыли от продаж ООО «Кинескоп» в 2003-2004 годах

№ п/п

Показатели

2003 год

2004 год

Изменение

план

факт

к плану

к 2003 году

абсолютное

в %

абсолютное

в %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Товарооборот в сопоставимых ценах, тыс. руб.

369,60

400,50

476,20

75,70

18,90

106,60

28,84

 2

Валовые доходы, тыс. руб.

126,70

116,00

184,50

68,50

59,05

57,80

45,62

 3

Уровень валовых доходов, %

34,28

28,96

38,74

9,78

33,77

4,46

13,02

 4

Издержки обращения, тыс. руб.

242,90

284,50

291,70

7,20

2,53

48,80

20,09

 5

В том числе расходы на оплату труда, тыс. руб.

72,87

85,35

87,51

2,16

2,53

14,64

20,09

 6

Уровень издержек обращения, %

65,72

71,04

61,26

-9,78

-13,77

-4,46

-6,79

 7

Валовой доход за минусом НДС, отчислений  во внебюджетные фонды, на пополнение собственных средств, тыс. Руб.

100,09

89,32

140,22

50,90

56,99

40,13

40,09

 8

Налог на добавленную стоимость и отчисления во внебюджетные фонды, тыс. руб.

26,61

26,68

44,28

17,60

65,97

17,67

66,42

 9

Уровень валового дохода за минусом НДС и других отчислений, %

27,08

22,30

29,45

7,14

32,03

2,36

8,73

 10

Прибыль по прочим видам деятельности, тыс. руб.

25,00

48,00

48,00

0,00

0,00

23,00

92,00

 11

Сальдо внереализационных операций, тыс. руб.

-16,50

-14,00

-15,00

-1,00

7,14

1,50

-9,09

 12

Балансовая прибыль, тыс. руб.

108,59

123,32

173,22

49,90

40,46

64,63

59,51

 13

Налоги, выплачиваемые из прибыли, тыс. руб.

52,33

55,45

72,22

16,78

30,26

19,90

38,03

 -

налог на имущество

5,43

6,17

8,66

2,50

40,46

3,23

59,51

 -

налог на прибыль

30,41

34,53

48,50

13,97

40,46

18,10

59,51

 -

налог на содержание жилищного фонда

0,19

0,15

0,16

0,01

6,67

-0,03

-15,79

 -

сбор за уборку территории

1,90

1,70

1,80

0,10

5,88

-0,10

-5,26

 -

сбор на нужды образовательных учреждений

11,50

10,20

10,30

0,10

0,98

-1,20

-10,43

 -

целевые сборы на содержание милиции и пожарной охраны

2,90

2,70

2,80

0,10

3,70

-0,10

-3,45

 14

Чистая прибыль, тыс. руб.

56,27

67,87

101,00

33,12

48,80

44,73

79,50

 15

Торговая площадь, м 2

854,00

854,00

854,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 16

Численность работников, чел.

10,00

32,00

32,00

0,00

0,00

22,00

220,00

 17

Среднегодовая стоимость производственных фондов, тыс. руб.

344,20

361,50

444,90

83,40

23,07

100,70

29,26

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 -

основных фондов

139,20

159,90

239,90

80,00

50,03

100,70

72,34

 -

нормируемых оборотных средств

165,30

171,70

165,30

-6,40

-3,73

0,00

0,00

 -

ненормируемых оборотных средств

39,70

29,90

39,70

9,80

32,78

0,00

0,00

 18

Рентабельность, %( числитель- к объему прибыли от продаж, знаменатель- к чистой прибыли)

 

 

 

 

 

 

 

 -

а) к объему продаж (числитель- балансовая прибыль, знаменатель- чистая прибыль)

29,38

30,79

36,38

5,58

18,13

6,99

23,81

 

 

15,22

16,95

21,21

4,26

25,15

5,99

39,31

 -

б) к издержкам обращения

44,71

43,35

59,38

16,04

37,00

14,68

32,83

 

 

23,16

23,86

34,62

10,77

45,13

11,46

49,47

 -

в) на вложенные средства  (экономическая рентабельность)

31,55

34,11

38,93

4,82

14,13

7,39

23,41

 

 

16,35

18,78

22,70

3,93

20,91

6,35

38,87

 19

Фондоотодача основных фондов, тыс. руб.

2,66

2,50

1,98

-0,52

-20,75

-0,67

-25,24

 20

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

1,80

1,99

2,32

0,34

16,93

0,52

28,84

 21

Прибыль в расчете на 1 м 2 торговой площади

0,07

0,08

0,12

0,04

48,80

0,05

79,50

 22

Прибыль в расчете на 1 работника

5,63

2,12

3,16

1,04

48,80

-2,47

-43,91


Данные таблицы 2 показывают, что  за 2004 год объем товарооборота в ООО «Кинескоп» вырос  по сравнению с 2003 годом на 106,6 тыс. руб. или на 28,84 %. Издержки обращения в 2004 году выросли по сравнению с 2003 годом на 48,8 тыс. руб.  или на 20 %. В итоге валовой доход ООО «Кинескоп»  врос на 57,8 тыс. руб. ил на 45,62 % по сравнению с 2003 годом.

На рисунке 2   изображена структура товарооборота ООО «Кинескоп» в 2003 и 2004 годах.

Рис. 2.  Структура товарооборота ООО «Кинескоп» в 2003- 2004  годах

Как видно из рисунка 2, в 2004 году в ООО «Кинескоп» произошел рост уровня валовых доходов от продаж   на 4,46 %. и одновременное снижение уровня издержек обращения, что является положительной тенденцией в деятельности ООО «Кинескоп».

Как видно из таблицы 2, в 2004 году произошел рост показателя балансовой прибыли на  64,63 тыс. руб. или на 59,51 %. Рост значения чистой прибыли составил 44,73 тыс. руб. или 79,5 %, что является положительной тенденцией в деятельности ООО «Кинескоп» и свидетельствует об эффективном использовании ресурсов в организации.

На рисунке 3  отображен рост показателей прибыли  ООО «Кинескоп» в 2004 году по сравнению с 2003 годом.

Рис. 3. Динамика значений балансовой и чистой прибылей ООО «Кинескоп» в 2003 – 2004 годах.

На рисунке 4 отображена сравнительная характеристика каждого вида прибыли ООО «Кинескоп» по  данным 2003 года, плану и факту 2004 года.

Рис. 4. Сравнительная динамика балансовой и чистой прибыли ООО «Кинескоп» в 2003- 2004 годах

Как видно из рисунка 4, в 2004 году в ООО «Кинескоп» наблюдалось превышение фактического значения балансовой прибыли над плановым значением на 49,9 тыс. руб. Значение чистой прибыли  по факту  в 2004 году превышало   значение чистой прибыли организации по плану на  33,13 тыс. руб. Такая тенденция свидетельствует об расширении деятельности ООО «Кинескоп».

На следующем этапе  проводим  анализ состава и  структуры издержек обращения  ООО «Кинескоп».

Для качественной оценки проанализируем динамику состава и структуры издержек обращения ООО «Кинескоп»  за период с 2003 года  по 2004 год









Таблица 3

Состав и структура издержек обращения ООО «Кинескоп» в 2003 – 2004 годах

№ п/п

Наименование статей издержек обращения

2003 год

2004 год

Отклонение отчетного года от предшествующего

Темп изменения уровня, %

сумма, тыс. руб.

уровень, в % к обороту

доля, в % к итогу

сумма, тыс. руб.

уровень, в % к обороту

доля, в % к итогу

уровень, %

сумма

абсолютная

относительная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

Транспортные расходы

20,65

5,59

8,50

26,25

5,51

9,00

-0,07

5,61

27,15

98,69

 

Расходы на оплату труда

72,87

19,72

30,00

87,51

18,38

30,00

-1,34

14,64

20,09

93,21

 

Отчисления на социальные нужды

36,68

9,92

15,10

33,25

6,98

11,40

-2,94

-3,42

-9,34

70,37

 

Амортизация основных фондов

11,17

3,02

4,60

15,17

3,19

5,20

0,16

4,00

35,75

105,37

 

Расходы на аренду

21,62

5,85

8,90

15,75

3,31

5,40

-2,54

-5,87

-27,14

56,55

 

Затраты по оплате процентов за пользование кредитом

2,43

0,66

1,00

3,50

0,74

1,20

0,08

1,07

44,11

111,85

 

Расходы по хранению товаров

2,79

0,76

1,15

0,15

0,03

0,05

-0,73

-2,65

-94,78

4,05

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

Расходы на рекламу

3,06

0,83

1,26

0,09

0,02

0,03

-0,81

-2,97

-97,14

2,22

 

Потери товаров

5,59

1,51

2,30

3,38

0,71

1,16

-0,80

-2,20

-39,43

47,01

 

Отчисления в фонд подготовки кадров

8,74

2,37

3,60

7,29

1,53

2,50

-0,83

-1,45

-16,60

64,73

 

Ремонтный фонд

8,50

2,30

3,50

6,42

1,35

2,20

-0,95

-2,08

-24,51

58,59

 

Внутрихозяйственные отчисления

12,29

3,33

5,06

3,21

0,67

1,10

-2,65

-9,08

-73,89

20,26

 

Отчисления в фонд развития

21,62

5,85

8,90

30,63

6,43

10,50

0,58

9,01

41,68

109,96

 

Прочие расходы

14,89

4,03

6,13

59,10

12,41

20,26

8,38

44,21

296,91

308,06

 

ИТОГО издержек обращения

242,90

100,00

291,70

 -

100,00

48,80

20,09

 -

 

ОБОРОТ ТОРГОВЛИ

369,60

-

476,20

 

106,60

28,84


На рисунке 5 отражена структура  издержек обращения ООО «Кинескоп» в 2003 году.




Рис. 5 . Структура издержек обращения ООО «Кинескоп» в 2003 году

Как видно из рисунка 5, наибольшую долю в структуре издержек обращения ООО «Кинескоп» в 2003 году занимают расходы на оплату труда рабочих, а наименьшую – расходы на потери товаров организацией.


                                                    








Рис. 6. Структура издержек обращения ООО «Кинескоп» в 2004 году

         Как видно из рисунка 6, в ООО «Кинескоп» в 2004 году наибольшую долю в структуре издержек обращения составили расходы на оплату труда- 30 %, а наименьшую – расходы на рекламу (0,03 %).

         На следующем этапе проводим анализ  состава и структуры внереализационных расходов организации за 2003- 2004 годы в виде таблицы 4.

Во внереализационные расходы предприятия входят налоги, относимые на финансовый результат, такие, как налог на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы, налог на содержание образовательных учреждений, сбор на содержание милиции, сбор на уборку и благоустройство города, налог на имущество.



Таблица 4

Состав и структура внереализационых расходов ООО «Кинескоп» в 2003 – 2004 годах

Наименование

2003 г.

2004 г.

Отклонение

Отклонение в структуре, %

сумма

уд. вес %

сумма

уд. вес %

абсолютное

в %

1.Нлог на содержание жилфонда и объектов соц-культ. сферы

186,6

1,13

158

1,1

-28,6

-15,32

-0,03

2.Нлог на содержание обр. учреждений

11456

69,46

10268

68,4

-1188

-10,37

-1,06

3.Сор на содержание милиции

2911

17,66

2745

18,3

-166

-5,7

0,64

4.Сор на уборку и благоустройство города

1940

11,75

1833

12,2

-107

-5,51

0,45

Итого:

16493,6

100

15004

100

-1489,6

-9

-


Таким образом, за анализируемый период в ООО «Кинескоп»  с 2003 г. по 2004 г. сумма внереализационных расходов уменьшилась на 1489,6  рублей  или на 9 % и составила в 2004 году 15004 тыс. рублей. На такое уменьшение в основном повлияло уменьшение суммы налога на содержание образовательных учреждений на 1188 руб. Сбор на содержание милиции с физических лиц уменьшился на 166 рублей или на 5,7 %. Сбор на уборку и благоустройство города уменьшился на 107 рублей или на 5,51 %. Налог на содержан е жилищного фонда и объектов соцкультбыта уменьшился на 28,6 рублей или на 15,32 %

Произошли изменения и в структуре внереализационных расходов. Доля налога на содержание жилищного фонда и социально- культурной сферы уменьшилась на 0,03 %. Доля налога на содержание образовательных учреждений в общей сумме внереализационных расходов уменьшилась на 1,06 %. Доля сбора на содержание милиции с физических лиц увеличилась на  0,6 %. Также  доля сбора на уборку и содержание города увеличилась на 0,45 %.

Более наглядно динамика долей налогов  в структуре внереализационных расходов представлена на рисунке 7.


Рис. 7. Динамика долей налогов в  структуре внереализационых расходов ООО «Кинескоп»  в 2003 – 2004 годах

6. Пути повышения доходности торговли

В рамках данной главы представим  процесс разработки  управленческих решений по  укреплению финансового состояния организации ООО «Кинескоп» в виде таблицы 5.

Эффективное управленческое решение при  совершенствовании  процесса управления активами и пассивами  организации отражается в разработки стратегии  финансового укрепления организации. Целью стратегии укрепления финансового состояния является  разработка и реализация мероприятий, направленных нейтрализацию наиболее опасных путей экономических явлений, приводящих к кризису. Разработка стратегии укрепления финансового состояния является составной частью тактического управления организацией в целом. Поэтому в данном разделе рассматриваются  мероприятия, которые предлагаются для ООО «Кинескоп» в качестве основных путей  реорганизации в рамках процесса управления и снижения вероятности банкротства.

Таблица 5

Комплекс организационно- технических мероприятий, включенных в стратегию предотвращения банкротства для  ООО «Кинескоп»

Разделы и статьи

Содержание конкретных мероприятий

Внеоборотные активы


Нематериальные активы

- сокращение административно- управленческих расходов за счет части фиксированных издержек;

-ликвидация расходов на НИОКР бесперспективной продукции;

Патенты, лицензии, товарные знаки

-продажа патентов и лицензий, прав пользования товарным знаком;

-франшиза;

Основные средства

-передача в аренду зданий и оборудования по бесперспективным производствам;

-продажа переамортизированных машин и оборудования;

-приобретение сокращение сроков ввода в эксплуатацию по освоению производства перспективных видов продукции;

Незавершенное строительство

-продажа объектов незавершенного строительства;

Долгосрочные финансовые вложения

- отказ от новых долгосрочных финансовых вложений;

Оборотные активы


Сырье, материалы и другие ценности

-пересмотр норм расхода материально- энергетических ресурсов в действующих производствах;

внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий в перспективных производствах;

-уточнение нормативов запасов материально-энергетических ресурсов;

-восполнение запасов в пределах нормативов по перспективным производствам;

-продажа сверхнормативных запасов материалов;

-распродажа неликвидов;

Незавершенное производство

-внедрение прогрессивных систем оперативно- производственного планирования;

-пересмотр норм трудовых затрат и тарифов;

-сокращение численности рабочих на бесперспективных производствах;

-увеличение в пределах расчетных нормативов размеров незавершенного производства по перспективным производствам;

-продажа незавершенного производства;

Готовая продукция и товары для перепродажи

-сокращение объемов авансированных платежей;

Расходы будущих периодов

-сокращение и ликвидация просроченной дебиторской задолженности;

Дебиторская задолженность

-ликвидация безнадежных долгов;

 -сокращение сроков торгового кредита ;

-минимизация дебиторской задолженности за счет предоплаты заказчикам по заключаемым договорам;

-образование дебиторской задолженности в пределах норматива по перспективным видам продукции;

-заключение вновь оформляемых договоров на поставку перспективных видов продукции после экспертизы платежеспособных заказчиков;

-приостановление вложения средств в ценные бумаги других предприятий;

-сокращение времени оборота денежных средств за счет инвестирования собственного производства;

Краткосрочные финансовые вложения


Денежные средства


Убытки

-анализ по причинам и центрам ответственности с конкретными мероприятия по ликвидации убытков;

-установление минимально допустимых объемов производства – порога рентабельности;

Капитал и резервы


Уставной капитал

- увеличение размеров фонда на приобретение производственного оборудования;

-восполнение запасов собственных средств по перспективным видам продукции;

-стабилизация размеров фонда;

Добавочный капитал

Резервный капитал

Фонд накопления

Фонд социальной сферы



Целевые финансирование и поступления

--увеличение прибыли за счет ликвидации убыточных производств;

-перепрофилирование убыточных производств;

-расширение производства и реализация перспективной продукции;

-продажа излишнего имущества;

-снижение издержек производства;

Нераспределенная прибыль отчетного года


Долгосрочные пассивы

-привлечение долгосрочных кредитов;

-погашение долгосрочных кредитов в соответствии с условиями и сроками договора;

Заемные средства

Краткосрочные пассивы


Заемные средства

-привлечение долгосрочных кредитов по условию обеспечения расчетных сроков окупаемости на цели восполнения запасов оборотных активов по перспективным видам продукции, льготного торгового кредита, выплаты зарплаты;

-своевременное погашение задолженности в соответствии с очередностью, установленной законодательством;


Кредиты банков

Прочие займы

Кредиторская задолженность


Выручка от реализации

-установление максимальных объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказов;


Себестоимость

-снятие с производства убыточной, низко рентабельной неконкурентоспособной продукции;

-установление обоснованных цен с учетом эластичности спроса и нормы рентабельности;

-сокращение фиксированных издержек;

-внедрение конструкций изделий, обеспечивающих экономию материалов.

Следует учитывать, что основные пути достижения рациональных затрать и издержек обращения ООО «Кинескоп» рассматриваются как результат рационального использования всех материальных ресурсов  и трудовых затрат. Среди основных путей по снижению издержек производства для ООО «Кинескоп» можно назвать следующие:

1)    Снижение затрат по использованию трудовых ресурсов.

- снижение трудоемкости реализации, повышение производительности труда работников.

         Этого можно достичь  за счет совершенствования технологического процесса,  модернизации оборудования и улучшения условий труда.

- Использование материальных стимулов, которые вызовут повышение производительности труда, снижение оплаты труда на единицу  оборота, снижение других затрат.

         Для повышения заинтересованности у работников в экономии затрат можно поставить в зависимость от нее размер заработной платы.

         Сумма расходов на оплату труда (ФЗП) может быть определена таким образом:

                           (1)

где    Оф -  оборот торговли фактический

         Уиопл – уровень издержек обращения плановый

         Мзф – издержки обращения без расходов на оплату труда фактические

         Если при сравнении  фонда заработной платы, определенного по формуле (3), и фактически начисленной  работникам зарплаты будет положительная разница, то она должна быть им оплачена в  качестве премии за экономию издержек обращения.

         Если работники будут поставлены в такие условия, то у них появится стремление  к повышению  производительности труда (для увеличения объемов продаж) и к снижению издержек обращения.

2)    Снижение материальных  ресурсов

- рациональное использование ресурсов на основе соблюдения норм

- контроль за качеством  поступающей товарной массы

- осуществление политики управления ресурсами (определение оптимальной партии завоза товаров,  периодичности завоза, выбор поставщиков)

- проведение продуманной амортизационной политики (максимальное и эффективное использование основных средств, целенаправленное использование результатов амортизации)

- пополнение собственных оборотных средств, чтобы снизить  расходы по привлечению заемных средств.

         Говоря о затратах для ООО «Кинескоп», нужно помнить, что они вызваны решением не только экономических, но и социальных задач. Так решение  последних требует дополнительных затрат. Поэтому затраты будут рациональными, если обеспечат наращивание объема продаж, рентабельную работу и повышение ( или сохранение) качества обслуживания населения.

         ООО «Кинескоп» должно использовать в полной мере свои конкурентные преимущества  в формировании затрат:

- льготы, предоставляемые государством в части формирования затрат, что позволяет сэкономить средства, обеспечивая потребность в профессионально подготовленных трудовых ресурсах, наращивать объемы деятельности и реализации, направляя на это часть получаемого дохода, снижая тем самым издержкоемкость реализации;

-  наличие остаточно развитой материальной базы и собственного транспорта;

- использование более дешевых материальных  ресурсов в торговле

- возможность перераспределять материальные ресурсы

- преимущества в формировании  трансакционных издержек

         Снижение затрат в ООО «Кинескоп» предполагает повышение управляемости мим, наличие  полной и достоверной информации о расходах.

Оптимизация затрат  проводится посредством сокращения излишних затрат, запасов ценностей, совершенствование их структуры. Основными источниками резерва снижения  стоимость  продукции являются:

1.          повышение уровня производительности труда офис - менеджеров,

2.          повышение производительности труда, улучшение организации труда бригад по монтажу кондиционеров и систем вентиляции,

3.          сокращение коммерческих расходов. 

4.          поиск поставщиков с более низкими ценами на товары, оптимизации денежных потоков от предприятия к поставщикам с целью достижения определенного объема закупок для получения скидок по товару, получения товарных кредитов и т.п.

Резервы сокращения затрат  устанавливаются по каждой  статье расходов  за счет конкретных мероприятий (улучшения организации труда, усиление контроля за состоянием складского хозяйства, систематическое проведение  инвентаризаций,  контроль обоснованностью  списания расходных материалов при осуществлении монтажа кондиционеров, сравнение прайс-листов поставщиков,  проведение переговоров по поводу снижения расценок на товары,  заключение договоров поставки с более выгодными для предприятия условиями и т.п.).

Заключение

         В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи,  поставленные во введении. В заключении сделаем несколько выводов по работе.

         Чтобы предприятие успешно  функционировало, необходимо проводить  глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющихся условий окружающей среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.

Проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности  можно быстро и качественно оценить результативность коммерческой деятельности работы всего предприятия  за какой- то период времени. Показателем результативности коммерческой работы розничного предприятия торговли  выступает оборот розничной торговли, то есть выручка от   реализации и продажи товаров.

К основным  внешним факторам, оказывающим влияние на размер прибыли и уровень рентабельности торгового предприятия являются: экономическая ситуация в стране; уровень развития экономики; меры государственного регулирования деятельности предприятий; уровень инфляции; изменение цен, тарифов, ставок, торговых надбавок, наценок на продукцию, нарушения поставщиками и другими органами договорных условий, демографическая ситуация, конъюнктура рынка потребительских товаров, процент за кредиты

В качестве объекта исследования в данной работе выступает торговая  организация Открытое акционерное общество «Кинескоп», которое было основано и зарегистрировано в Новосибирской городской регистрационной палате 8 июня 1998 года (свидетельство № 15763).

ОАО «Кинескоп» занимает  на сегодняшний день одно из ведущих мест на потребительском рынке безалкогольных напитков. На сегодняшний день  организация активизирует торговую  деятельность, расширяя занимаемую на рынке нишу, о чем свидетельствует резкое увеличение показателей товарооборачиваемости организации в 2004 году.

За 2004 год объем товарооборота в ООО «Кинескоп» вырос  по сравнению с 2003 годом на 106,6 тыс. руб. или на 28,84 %. Издержки обращения в 2004 году выросли по сравнению с 2003 годом на 48,8 тыс. руб.  или на 20 %. В итоге валовой доход ООО «Кинескоп»  врос на 57,8 тыс. руб. ил на 45,62 % по сравнению с 2003 годом.

В 2004 году в ООО «Кинескоп» произошел рост уровня валовых доходов от продаж   на 4,46 %. и одновременное снижение уровня издержек обращения, что является положительной тенденцией в деятельности ООО «Кинескоп».

В 2004 году в ООО «Кинескоп» произошел рост уровня валовых доходов от продаж   на 4,46 %. и одновременное снижение уровня издержек обращения, что является положительной тенденцией в деятельности ООО «Кинескоп».

Следует учитывать, что основные пути достижения рациональных затрать и издержек обращения ООО «Кинескоп» рассматриваются как результат рационального использования всех материальных ресурсов  и трудовых затрат.

Следует учитывать, что основные пути достижения рациональных затрать и издержек обращения ООО «Кинескоп» рассматриваются как результат рационального использования всех материальных ресурсов  и трудовых затрат.












Список литературы

1)    Вебер М. Коммерческое товароведение: расчеты от А до Я. – М.: Приор, 2000. – 345 с.

2)    Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – 4 изд., переаб., доп. – М.: Маркетинг, 2001. – 400 с

3)    Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология  торговой организации: Учеб. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Маркетинг, 2001. – 596 с.

4)    Оформление тарных операций. Упаковка товаров. – М.: Приор, 2000. – 48 с

5)    Памбухчиянц В.К. Организация, технология  и проектирование  торговых предприятий: Учеб. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2000. – 320 с.

6)    Панкратов С.А., Серегина С.М. Коммерческая деятельность. – М.: Инфра- М, 2000. – 678 с.

7)    Синоцкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 456 с.

8)    Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учеб./ Под ред. Т.Т. Данько и Л.А.Брагина  – 2 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- М, 2000. – 560 с.

9)    Щур Д.Л. и др. Основы торговли. Оптовая торговля. – М.: Приор, 2000. – 278 с.











Приложение 1


 



















Рис. 1. Организационная структура ООО «Кинескоп»