Содержание


1. Прекращение мер к охране наследственного имущества. 3

2. Свидетельствование подлинности документов. 12

Список литературы.. 15



1. Прекращение мер к охране наследственного имущества


Для охраны наследственного имущества нотариус производит опись этого имущества. При этом необходимо учитывать правила ст.1172 ГК (о том, что при проведении такой описи должны присутствовать два свидетеля и могут присутствовать наследники, исполнитель завещания, представители органов опеки и попечительства).

Нотариус приступает к осуществлению мер по охране наследства и управлению им, как правило, не позднее 3-х рабочих дней с даты, кода к нему поступило сообщение о наследственном имуществе или поручение о принятии мер к его охране.

В акте описи наследственного имущества указываются:

фамилия, имя, отчество нотариуса, производящего опись, дата и номер приказа органа юстиции о назначении его на должность, нотариальный округ нотариуса или наименование государственной нотариальной конторы;

дата поступления сообщения о наследственном имуществе или поручения о принятии мер к охране наследства и управлению им;

дата производства описи, сведения о лицах, участвующих в описи (их фамилии, имена, отчества, адреса, паспортные данные и т.п.);

фамилия, имя, отчество и последнее постоянное место жительства наследодателя, время его смерти и место нахождения описываемого имущества;

данные о том, было ли опечатано помещение до явки нотариуса и кем; не нарушена ли пломба или печать;

подробная характеристика каждого из предметов описываемого наследственного имущества.

На каждой странице акта описи подводится итог количества описанных вещей (предметов), а по окончании описи общий итог количества вещей (предметов). В акт описи включается все имущество, в т.ч. личные вещи наследодателя. Заявления физических лиц или ЮЛ о принадлежности им отдельных вещей заносятся в акт описи, а заинтересованным лицам разъясняется порядок обращения в суд с иском об исключении этого имущества из описи. Если производство описи прерывается (например, на время обеда) или продолжается несколько дней, помещение каждый раз опечатывается нотариусом. В акте описи делается запись о причинах и времени прекращения описи и ее возобновлении, а также о состоянии пломб и печатей при последующих вскрытиях помещения. В конце акта указываются сведения о лице (адрес, паспортные данные и т.п.), которому передано на хранение описанное имущество, и делается отметка о предупреждении его об ответственности согласно законодательству, в т.ч. по ст.312 УК. О предупреждении об ответственности лицо расписывается в акте описи.

Акт описи составляется не менее чем в трех экземплярах. Все они подписываются нотариусом, лицами, которые принимали участие в описи.

Если принятие мер по охране наследства и управлению им не представляется возможным (например, если против этого возражают наследники, другие лица, которые проживали с наследодателем, если имущество вывезено), нотариус составляет акт об этом и уведомляет заинтересованных лиц, а в необходимых случаях соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления. О выявленном при описи имуществе, представляющем историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, нотариусом сообщается в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления. Оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества, оказавшиеся в составе наследства умершего, передаются органам внутренних дел.

Охрана наследственного имущества продолжается до принятия наследства, а если оно не принято до истечения сроков, указанных в п.4 ст.1171 ГК. Нотариус по месту открытия наследства обязан предварительно уведомить наследников о прекращении мер по охране наследства и управлению им, а если это выморочное имущество соответствующий государственный орган.

Они предусматривают, что предельные размеры вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления им устанавливаются Правительством РФ. Что и было сделано в постановлении Правительства РФ от 27.05.2002 № 350 «Об утверждении предельного размера вознаграждения по договору хранения и договору доверительного управления наследственным имуществом». Этот «предельный размер» может превышать 3% оценочной стоимости наследственного имущества, определяемой в соответствии с п.1 ст.1172 ГК.

Применяя правила п.7 ст.1171, нужно учесть, что:

а) в случаях, когда в населенном пункте нет нотариуса, меры по охране наследственного имущества принимают должностные лица органов исполнительной власти, совершающие нотариальные действия;

б) должностные лица консульских учреждений Российской Федерации также обязаны принимать меры по охране наследства и управлению им;

должностные лица органов исполнительной власти, совершающие нотариальные действия, и должностные лица консульских учреждений Российской Федерации руководствуются нормами ГК, а также иных правовых актов действующего законодательства о нотариате (например, Инструкции от 19.03.96[1]);

В п.36 Инструкции от 19.03.96 установлено, что должностные лица органов исполнительной власти, совершающие нотариальные действия по месту открытия наследства, по сообщению граждан, ЮЛ либо по своей инициативе принимают меры к охране наследственного имущества, когда это необходимо в интересах наследников, отказополучателей, кредиторов или государства. О принятых мерах они сообщают нотариусу по месту открытия наследства.

Если имущество наследодателя или его часть находится не в месте открытия наследства, нотариус или должностное лицо по месту открытия наследства посылает нотариусу или должностному лицу органа исполнительной власти по месту нахождения наследственного имущества поручение о принятии мер к его охране.

Должностное лицо органа исполнительной власти, принявшее меры к охране наследственного имущества, сообщает нотариальной конторе по месту открытия наследства о принятии указанных мер.

Сообщения (заявления) о принятии этих мер могут быть поданы как в письменной, так и в устной форме.

Поступающие сообщения (заявления) должны быть немедленно зарегистрированы в книге учета заявлений о принятии мер к охране наследственного имущества (п.37, 38 Инструкции от 19.03.96);

При получении сообщения (заявления) необходимо предпринять следующие меры, обеспечивающие охрану наследственного имущества:

установить место открытия наследства, наличие имущества, его состав и местонахождение;

известить наследников, сведения о которых имеются, об открывшемся наследстве и предстоящей описи имущества;

истребовать свидетельство о смерти, а если свидетельство сразу истребовать не представляется возможным, меры к охране имущества могут быть приняты при наличии достоверных сведений о смерти наследодателя;

известить о предстоящей описи имущества представителей жилищных органов, местной администрации, в необходимых случаях представителей органов внутренних дел и других заинтересованных лиц;

если имеются основания предполагать, что имущество в порядке наследования будет передано государству, сообщить об описи соответствующему финансовому или налоговому органу;

уточнить, были ли приняты предварительные меры к охране наследственного имущества (было ли опечатано помещение, в котором оно находится, кем, кому передано на хранение и другие меры) (п.39 Инструкции от 19.03.96);

6) опись наследственного имущества производится при участии заинтересованных лиц и не менее двух свидетелей.

7) если в составе наследства имеется имущество, требующее управления (жилой дом, скот и т.п.), а также в случае предъявления иска кредиторами наследодателю до принятия наследства наследниками, орган исполнительной власти назначает над наследственным имуществом опекуна.

Опекуны и другие лица, которым наследственное имущество передано на хранение, предупреждаются об ответственности за его растрату, отчуждение или сокрытие и за причиненные наследникам убытки.

О передаче имущества на хранение указанным лицам и сделанном предупреждении у них отбирается подписка, которая может быть изложена на акте описи наследственного имущества или на экземпляре решения органа исполнительной власти о назначении над наследственным имуществом опекуна.

Должностное лицо, производящее опись, разъясняет опекуну и другим лицам, которым передается на хранение наследственное имущество и которые не являются наследниками, что они вправе получить от наследников вознаграждение за хранение наследственного имущества, а также им возмещаются необходимые расходы по хранению и управлению наследственным имуществом, за вычетом фактически полученной выгоды от использования этого имущества.

Распоряжение об оплате расходов на охрану наследственного имущества и на управление им, а также на публикацию сообщения о вызове наследника выдается нотариусом по месту открытия наследства (п.42-44 Инструкции от 19.03.96);

8) в органе исполнительной власти ведется книга учета ценностей, в которой регистрируются указанные ценности.

Оружие (кроме охотничьего) и взрывчатые вещества, оказавшиеся в составе имущества умершего, сдаются органам внутренних дел по особой описи.

Если в составе описанного имущества окажутся произведения искусства, ценные рукописи, литературные труды, письма, имеющие историческое или научное значение, они включаются в отдельные описи и сдаются на ответственное хранение наследникам или соответствующим организациям. В случае необходимости, например, при отсутствии наследников, должностное лицо опечатывает документы или хранилища с документами и ценными вещами.

Охрана наследственного имущества продолжается до его передачи наследникам, а если оно ими не принято до истечения срока для принятия наследства, установленного законодательством Российской Федерации (т.е. в п.4 ст.1171 ГК РФ).

Охрана наследственного имущества может продолжаться и по истечении срока, установленного для принятия наследства, если в нотариальную контору по месту открытия наследства обратятся лица, для которых право наследования возникает в случае непринятия наследства другими наследниками.

О продлении срока охраны наследственного имущества должен уведомить нотариус по месту открытия наследства.

О прекращении охраны наследственного имущества должностное лицо органа исполнительной власти обязано уведомить нотариуса по месту открытия наследства, а также наследников и других заинтересованных лиц (п.45-47 Инструкции от 19.03.96).

Нотариус именно обязан (а не вправе) составить опись наследственного имущества.

Наряду с требованиями к описи, предусмотренными законодательством о нотариате в п.1 ст.1172 установлено, что:

а) при составлении описи должны присутствовать два свидетеля;

б) свидетелями не могут быть:

сам нотариус (или должностное лицо органа исполнительной власти, совершающее нотариальные действия, должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации);

лицо, в пользу которого составлено завещание (или сделан завещательный отказ), супруг, дети и родители такого лица;

недееспособные граждане;

граждане с физическими недостатками, которые явно не позволяют им в полной мере осознавать существо происходящего;

иные лица, указанные в п.2 ст.1124 ГК;

3) при производстве описи имущества могут присутствовать:

а) исполнитель завещания (т.е. лицо, указанное в завещании в качестве душеприказчика);

б) наследники.

4) по заявлению (оно подается на имя нотариуса в письменной форме) исполнителя завещания, наследников, а в соответствующих случаях представителя органа опеки и попечительства (последний присутствует, например, когда один из наследников недееспособен) должна быть произведена оценка наследственного имущества. В практике возник вопрос: какому нотариусу (должностному лицу органа исполнительной власти, совершающему нотариальные действия, должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации) подается заявление о проведении оценки наследства (по месту открытия наследства или по месту нахождения имущества)? К сожалению, ни в ст.1171-1174 ГК, ни в Инструкции от 19.03.96, ни в Приказе № 91 прямого ответа на вопрос нет. Анализ этих норм показывает, что по общему правилу такое заявление подается нотариусу (должностному лицу органа исполнительной власти, совершающему нотариальные действия, должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации) по месту открытия наследства. Однако в случае, если часть наследства находится вне места его открытия, и опись производится там, то заявление можно подать и нотариусу по месту фактического нахождения части наследства. Впоследствии это заявление и иные материалы, связанные с оценкой и описью части наследства, могут быть приобщены к материалам наследственного дела. Безусловно, и само заявление, и иные материалы должны быть отражены в нотариальных книгах (например, в книге учета заявлений, в книге учета ценностей);

5) основанием оценки служит письменное соглашение между наследниками. Подлинность подписей наследников в соглашении удостоверяется нотариусом;

6) при отсутствии соглашения об оценке, заключенного самими наследниками, она производится независимым оценщиком. Она может касаться как всего имущества наследодателя, так и его части;

7) независимый оценщик должен учитывать положения ст.3, 7 Закона об оценке о том, что установлению подлежит рыночная цена (стоимость) объекта. При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:

одна сторона сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки не было;

платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения. Расходы на оплату услуг независимого оценщика относятся на наследников (пропорционально стоимости полученного каждым из наследников). В практике возник вопрос: если при оценке наследства возникли расходы, связанные с заключением соглашения об оценке, каким образом возмещаются эти расходы? В порядке, предусмотренном в таком соглашении, а в случае спора в судебном порядке.

Специфика правил п.2 ст.1172 состоит в том, что:

1) они подлежат применению лишь постольку, поскольку в состав наследства входят:

а) наличные деньги. Речь идет, прежде всего, о наличных деньгах в рублях;

б) валютные ценности. К последним, наряду с иностранной валютой, относятся ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте: платежные документы (чеки, векселя и др.), эмиссионные ценные бумаги (акции, облигации и т.п.) и иные ценности, указанные в п.4 ст.1 Закона о валюте;

в) драгоценные металлы (см. о том, что относится к драгоценным металлам и драгоценным камням, ст.141 ГК, а также ст.1 Закона о драгметаллах), а равно изделия из них (например, золотые кольца и браслеты с драгоценными камнями);

2) они предписывают вносить наличные денежные средства в депозит нотариуса. При этом необходимо учесть, что:

а) нотариус принимает деньги в депозит. О принятии денег в депозит нотариус извещает наследников;

б) возврат денег с депозита нотариуса допускается лишь с письменного согласия наследников или по решению суда;

3) они предписывают передать на хранение банку валютные ценности (драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них). При этом с банком заключается договор хранения ценностей. Заключение этого договора удостоверяется выдачей поклажедателю именного сохранного документа, предъявление которого является основанием для выдачи хранимых ценностей. В практике возник ряд вопросов:

кто (нотариус или наследники) заключает договор хранения с банком и кто является в данном случае поклажедателем? Систематический анализ правил п.4 ст.1171 и п.2 ст.1172 показывает, что упомянутый договор заключается нотариусом (он же является поклажедателем). По окончании хранения он, получив ценности из банка, передает их наследникам. Расходы по хранению этих ценностей в банке покрываются в соответствии со ст.1174 ГК[2].


2. Свидетельствование подлинности документов


Свидетельствование подлинности подписи на документах

Должностное лицо органа исполнительной власти свидетельствует верность копий документов и выписок из них, выданных юридическими лицами, а также гражданами при условии, что эти документы не противоречат законодательным актам Российской Федерации.

Верность выписки может быть засвидетельствована только тогда, когда в документе, из которого делается выписка, содержатся решения нескольких отдельных, не связанных между собой вопросов. Выписка должна воспроизводить полный текст части документа по определенному вопросу.

Верность копии документа, выданного гражданином, свидетельствуется должностным лицом органа исполнительной власти в тех случаях, когда подлинность подписи гражданина на документе засвидетельствована нотариусом или должностным лицом предприятия, учреждения, организации по месту работы, учебы или жительства гражданина.

Не допускается свидетельствование верности копий документов, содержание которых противоречит закону, а также документов, которые выданы с нарушением законодательства[3].

При свидетельствовании верности копий и выписок документов, для которых установлены определенные правила их выдачи, должностное лицо обязано проверить, соответствует ли представленный документ этим правилам (например, документы об образовании, документы выдаваемые органами загса).

Не может быть засвидетельствована копия документа, имеющего подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также с документов, исполненных карандашом.

Документы, исходящие от юридических лиц и предъявляемые для свидетельствования с них копий, должны иметь необходимые реквизиты (фирменный бланк или угловой штамп, дата выдачи, подпись должностного лица, печать). При отсутствии этих реквизитов копия с документа не может быть засвидетельствована.

Свидетельствуемая копия документа или выписка из него сличается с подлинником документа. Текст копии должен дословно соответствовать подлиннику. Реквизиты, содержащиеся в оттиске печати, приложенной к документу, должны соответствовать наименованию юридического лица, выдавшего документ.

При свидетельствовании копий и выписок из документов личная явка владельца документа не требуется.

Должностное лицо, уполномоченное на совершение нотариальных действий, устанавливает личность гражданина, представившего документ.

Верность копии с копии документа свидетельствуется должностным лицом органа исполнительной власти при условии, если верность копии засвидетельствована в нотариальном порядке или копия документа выдана юридическим лицом, от которого исходит подлинный документ. В последнем случае копия документа должна быть изготовлена на бланке данного юридического лица, скреплена печатью и иметь отметку о том, что подлинный документ находится у юридического лица.

В документе, объем которого превышает один лист, листы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью[4].

Свидетельствование подлинности подписи на документах.

Должностные лица органов исполнительной власти свидетельствуют подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам Российской Федерации.

Как правило, свидетельствуется подлинность подписи граждан на заявлениях, адресованных в различные организации: заявления в нотариальную контору, связанные с оформлением наследственных прав, заявления, связанные с правом собственности на имущество (о согласии супруга на отчуждение совместно нажитого имущества, об отказе от преимущественного права покупки и др.), заявления, связанные с семейными правоотношениями (о согласии на расторжение брака, об усыновлении, о назначении опекуна и др.).

Подлежит обязательному нотариальному удостоверению заявление об отмене завещания.

Должностное лицо, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.

При свидетельствовании подлинности подписи должностного лица проверяются подлинность подписи и его полномочия[5].

Список литературы


1.                                 Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2004.

2.                                 Постановление Правительства РФ от 27.05.2002 № 350 «Об утверждении предельного размера вознаграждения по договору хранения и договору доверительного управления наследственным имуществом».

3.                                 Инструкцию от 19 марта 1996 года «О порядке совершения нотариальных действий должностными органами…».

4.                                 Денисова Е.Д. Нотариат в Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2004.

5.                                 Нотариат в Российской Федерации / Под ред. Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба. М.: Издательство «ЛИГА-ПРЕСС», 2004.

6.                                 Нотариат в Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. М.И. Мамантова. СПб: Питер, 2004.

7.                                 Семин А.В. Нотариат. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.



[1] См.: Инструкцию от 19 марта 1996 года «О порядке совершения нотариальных действий должностными органами…».

[2] Денисова Е.Д. Нотариат в Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 104-108.

[3] Семин А.В. Нотариат. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 79.

[4] Нотариат в Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. М.И. Мамантова. СПб: Питер, 2004. С. 90-92.

[5] Нотариат в Российской Федерации / Под ред. Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба. М.: Издательство «ЛИГА-ПРЕСС», 2004. С. 101-102.