Содержание

Введение. 3

1. Проблема войны и мира как основная проблема настоящего времени. 5

2. Причины мировых войн как глобальных проблем человечества. 7

2. Ненасильственный мир или категорический императив современности. 8

4. Ядерное разоружение: пути решения проблемы.. 14

Заключение. 17

Список литературы.. 19

Введение

XX век оказался очень противоречивой эпохой в истории человечества. Это столетие принесло миру выдающиеся науч­ные открытия, породило грандиозный прогресс орудий труда и техники, разрушило жестокие тоталитарные и колониаль­ные режимы, разорвало цепи земного притяжения. Но это был и век чудовищных войн и геноцида народов, разрушения при­роды и культуры, век цинизма и пошлых вкусов. Наше время -время триумфа человека и его великого грехопадения. Человек отчетливо предстал как созидатель и разрушитель в одном лице, а его разум в полной мере проявил свою негативную сторону. К третьему тысячелетию нашей эры передовая общественная мысль с большим беспокойством заговорила об эрозии гуманиз­ма и даже конце прогресса, о смерти человека как человека. В публицистику, философию и науку стало входить понятие антропологической катастрофы. Оно означает разрушение подлинно человеческого в человеке, негативные изменения в его духовности и природе, глубочайший и всесторонний кри­зис человека. Если в конце XIX века философия устами Ф. Ниц­ше сказала, что Бог умер, то в XX веке она заговорила о другом: человек умер, по выражению Э. Фромма.

ХХ в. можно назвать глобальным веком. Тенденция к глобализации захватывает общественные отношения, политические, национально-государственные связи. И это вполне понятно, т.к. если сближаются страны и регионы, материально-экономические системы, то и вся система мировых общественных отношений перестраивается. Глобализация мировых общественных отношений как своеобразный увеличитель придает общеземной масштаб, как достижениям человечества, так и его порокам, конфликтам. Одно из наиболее явственных проявлений глобализации общественных конфликтов в ХХ в. - мировые войны.

Проблема предотвращения мировой ядерной войны - глобальная проблема человечества, связанная с развитием ядерного оружия в некоторых странах, представляющего угрозу миру на Земле в целом.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы предотвращения мировой войны, создания безъядерного ненасильственного мира.

В работе поставлены следующие задачи:

1. Рассмотрение проблемы войны и мира как основной проблемы современности

2. Рассмотрение основных причин мировых войн

3. Рассмотрение ненасильственного мира как категорического императива современности

4. Рассмотрение проблемы ядерного разоружения и путей решения данной проблемы

1. Проблема войны и мира как основная проблема настоящего времени

На протяжении нескольких послевоенных десятилетий проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны была важнейшей глобальной проблемой человечества. И для этого были все основания.

Известно, что войны накладывали свой отпечаток на развитие общества во все предыдущие эпохи развития человеческой цивилизации. Только в XX веке в двух мировых и локальных войнах погибло более 100 млн человек. А во второй половине этого столетия появилось ядерное оружие и возникла реальная возможность уничтожения целых стран и, даже, континентов, то есть практически всей современной цивилизации. Достаточно сказать, что в одном ядерном заряде могла быть сконцентрирована разрушительная сила, в несколько раз превышающая силу всех взрывчатых веществ, использованных во всех предшествующих войнах вместе взятых. К тому же ядерные боеприпасы в сочетании с баллистическими ракетами, в случае их применения, могли бы способны в считанные минуты преодолевать огромные расстояния и наносить удары практически по любой точке земного шара. В таком случае потенциальными объектами ядерного поражения неизбежно должны были стать не только, и даже не столько, противоборствующие вооруженные силы, сколько вся территория воюющих и других стран. А суммарная мощность уже накопленного в мире ядерного оружия более чем достаточно, чтобы не раз уничтожить все живое на Земле. В результате мир подошел к такой критической точке, когда знаменитый гамлетовский вопрос "Быть или не быть?" встал уже не перед отдельными группами людей, а пред всем человечеством....

В 1987-1991 годах мировая торговля оружием сократилась более чем в два раза. Сократилась она и в большинстве ведущих стран-продавцов, причем в особенности в СССР, который прежде был ведущим мировым экспортером оружия и военной техники, и конкурировал с США за лидерство на мировом рынке вооружений.

Еще более впечатляющим оказались результаты запрещения химического оружия, производство которого Великобритания прекратила в середине 50-х, Франция ( в середине 70-х, СССР ( в 1987 году, а США ( в 1990 году. В январе 1992 года, после более чем двадцатилетних переговоров и обсуждений, была принята Международная конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, которую подписали сразу 130 стран.

Двадцатый век, принесший человечеству две невиданные, до этого, по масштабам мировые войны, еще более обострил значение проблемы войны и мира. В этот период развивается пацифистское движение, зародившееся в США и Великобритании после наполеоновских войн. Оно отвергает всякое насилие и любые войны, в том числе и оборонительные. Некоторые современные представители пацифизма3 считают, что войны исчезнут тогда, когда население на земле станет стабильным; другие разрабатывают такие мероприятия, на которые можно было бы переключить "воинственный инстинкт" человека. Таким "моральным эквивалентом", по их мнению, может служить развитие спорта, особенно состязаний, связанных с риском для жизни[1].

Известный исследователь Й. Галтунга попытался выйти за узкие рамки пацифизма; его концепция выражается в "минимизации насилия и несправедливости в мире", тогда только и смогут высшие жизненные человеческие ценности. Весьма интересна позиция одного из самых влиятельных теоретиков Римского клуба А. Печчеи, который утверждает, что созданный человеком научно-технический комплекс "лишил его ориентиров и равновесия, повергнув в хаос всю человеческую систему". Основную причину, подрывающую устои мира, он видит в изъянах психологии и морали индивида - алчнос-ти, эгоизме, склонности к злу, насилию и т. д. Поэтому главную роль в осуществлении гуманистической переориентации человечества, по его мнению, играет "изменение людьми своих привычек, нравов, поведения"."Вопрос сводится к тому, - пишет он-, как убедить людей в различных уголках мира, что именно в усовершенствовании их человеческих качеств лежит ключ к решению проблем."

2. Причины мировых войн как глобальных проблем человечества

Причинами мировых войн как глобальных проблем настоящего времени являются:

Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями. Зримым, грубым их проявлением были мировые войны. Война, начавшаяся на границах Польши и Германии, пришла в Африку. на Ближний и Дальний Восток, в Тихоокеанский бассейн, в Крым и на Кавказ… Все оказались участниками единой исторической драмы, В кровавой мясорубке войн перемалывалось все, что индивидуализировало и определенным образом разделяло людей: границы, политические пристрастия, национальные особенности. Выдающийся русский мыслитель Н. Бердяев писал, что в поднявшемся г мировом вихре в ускоренном темпе движения» все смещается со своих мест. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может «не устоять человек, может быть разодран в клочья».

Bо-вторых, кризис мировой цивилизации связан с возросшей экономической мощью человека, который никогда не взимал с природы столько дани, как теперь. За последние сто лет промышленное производство планеты приумножилось более чем в пятьдесят раз. при этом 4/5 этого прироста получено с 1950 г. Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на сумму около 13 триллионов долларов, в ближайшие полстолетия может увеличиться еще в 5—10 раз. Воздействия человека по своим последствиям сейчас сопоставимы с самыми грозными силами природы. Еще Э. Циолковский считал, что будущее человечество полностью перестроит нашу планету и станет в дальнейшем силой, преображающей космос. Сейчас же человек, обладая мощью планетарного масштаба, похож на ученика чародея, который вызвал к жизни волшебные силы, но не может их укротить.

Поэтому, в-третьих, одной из причин возникновения глобальных проблем является неравномерность развития стран и культуры. Экономическая и политическая взаимозависимость стран дополняется информационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным системам события и открытия в мире воспринимаются и распространяются мгновенно. Между тем люди, потребляющие и использующие информацию, не просто живут в разных странах с различным политическим строем, с точки зрения достигнутого ими уровня развития, они обитают в разных исторических культурных эпохах. Родоплеменная община из бассейна Амазонки или тропической Африки, едва вышедшая из каменного века, находится на расстоянии всего нескольких часов полета от мыса Канаверал или Байконура, откуда человек стартует в космос. Поэтому понятно, почему мировое сообщество столь сильно озабочено проблемой ядерного терроризма и выступает против распространения ядерного оружия. Мало того, в сознании отдельных людей причудливым образом сочетаются пласты различных культур[2].

2. Ненасильственный мир или категорический императив современности.

Прогресс гуманизма несомненен, его проявления можно наблюдать во всех сферах общественной жизни. Политическое мышление, руководствующееся принципами мирного и равноправного сотрудничества наций, приверженное к поиску компромисса при разрешении международных конфликтов, приобретает все больше сторонников в различных государствах

Но история, как известно, - не Невский проспект. Она совмещает позитивное с негативным, включает проявления как созидательных, так и разрушительных сил. Люди, творящие историю, творят не только добро, но и зло. Процесс гуманизации и мирного созидания еще не обрел устойчивого и необратимого характера, не обладает твердыми гарантиями. На политической карте мира непрерывно вспыхивают сигналы тревоги, означающие возникновение войн, национальных распрей, террористических актов и других насильственных действий. Опасность, исходящая из локальных конфликтов в нашем взаимосвязанном мире, выходит за пределы отдельных регионов и представляет угрозу для всего человечества, способна обернуться мировым пожаром. Реальную опасность предоставляет и рост количества государств, владеющих ядерным оружием и находящихся в зоне повышенного риска, откуда сейчас исходят серьезные угрозы миру.

Развитие науки и техники достигло за прошедшее столетие впечатляющих высот. Но вместе с тем они служат фактором, в определенных случаях негативно влияющим на общество и человека, способны положить конец самой человеческой истории. Двух мировых войн в XX столетии, по мнению писателя Э.Ремарка, возможно, окажется недостаточным в качестве урока для человечества. "Еще не забыты ужасы последней мировой войны, - писал он, - а "индустрия смерти" набирает обороты, дабы сохранить мир с помощью оружия, которым можно взорвать весь земной шар".

В этой "драматически улучшающейся" обстановке человечество оказывается перед альтернативой: либо вырабатывать и практически внедрять новую модель ненасильственной цивилизации, либо постоянно испытывать риск всеобщего уничтожения

Антиподом гуманизму, в первую очередь, являются милитаризм, разрушительные войны, истребляющие людей, наносящие большой материальный и духовный урон обществу. Войны по праву называют "вечными спутниками" человечества. Учеными установлено, что за 3400 лет писаной истории человечества насчитывается всего 230 лет, когда государства не вели войн. Уже в первобытном обществе, как отмечал Ф.Энгельс, "царила война между племенами". Из этого он сделал вывод: "История, пожалуй, самая жестокая из всех богинь, влекущая свою колесницу через горы трупов…" .

Плата за развязываемые войны возрастает прямо пропорционально уровню развития научно-технического прогресса, внедрению его открытий в военную область. Первая мировая война 1914-1918 годов повлекла гибель 10 млн. человек, 20 млн. было ранено. Стоимость материальных потерь составила 338 млрд. долл. Во Второй мировой войне 1939-1945 годов погибло свыше 54 млн. человек, покалечено 28 млн. Стоимость материальных потерь достигла 4 трлн. долл.

Чтобы создавать материальные и духовные ценности, заниматься политикой и наукой, продолжать человеческий род люди должны жить, в мирных условиях осуществлять разнообразные формы жизнедеятельности. Главное и естественное право каждого человека - это право на жизнь. Люди должны иметь возможность жить, чтобы "делать историю" - эта мысль, высказанная в свое время основоположниками марксизма, приобретает еще более категорическую значимость в техногенную эпоху. Поддержание всеобщего мира, предотвращение ядерной катастрофы становятся абсолютной исторической необходимостью, поскольку новая мировая война с применением ядерного оружия поставит под вопрос существование человечества как природного вида. Категорический императив - быть или не быть, но уже не в философской теории, а в реальной действительности, стоит перед живущими поколениями людей[3].

Вопрос о том, как покончить с войнами, построить ненасильственный миропорядок занимал умы мыслителей всех эпох и народов. Идеи мира и гуманизма находились в органической взаимосвязи в социально-философских учениях, рассматривались в качестве двух конструктивных начал, без которых невозможна никакая созидательная деятельность и прогрессивное движение истории. Свой вклад в исследование проблемы мирных отношений между государствами и сотрудничества народов, интернациональной солидарности и взаимопомощи внес и научный социализм. Его основатели и их последователи разрабатывали вопросы миротворчества в русле гуманистического мировоззрения, исходя из общечеловеческого содержания и исторической потребности мирного и равноправного взаимодействия наций. Они последовательно выступали против политики милитаризма и агрессивной экспансии империалистических держав, развязывания войн в целях чьего-либо мирового господства. Развивая гуманистические традиции, марксисты обосновывали важное значение моральных принципов в международной политике, подчинение ее нравственным приоритетам.

Выступая против нигилистических взглядов на политическую этику и ратуя за придание международной политике нравственного содержания, К.Маркс специально обращал внимание на необходимость соблюдения в политике "простейших принципов нравственности", регулирующих человеческие отношения. Он ставил перед рабочим классом историческую задачу: "Добиваться того, чтобы простые законы нравственности и справедливости, которыми должны руководствоваться в своих взаимоотношениях частные лица, стали высшими законами в отношениях между народами".

Требования "стыковки" политики и морали, использования нравственно обоснованных методов международного общения, о чем писал К.Маркс, теперь широко признаются общественностью, зафиксированы в Уставе ООН[4].

Главная черта современной концепции социализма по вопросам международной политики состоит в акцентировании внимания на проблемах ее гуманизации, более полной и действенной реализации демократических принципов и нравственных норм международной жизни, безусловного обеспечения всеобщего мира и безопасности, свободы передвижения людей, товаров, культурных ценностей, сохранения природной среды обитания человека. Особое значение придается необходимости сочленять человека и систему создаваемых им общественных отношений, выявлять и обосновывать потребность превращения гуманизма в доминанту человеческой жизнедеятельности.

Силовой образ мышления имеет, безусловно, более глубокие корни в историческом и психологическом опыте человечества. Тем более необходим здесь качественный прорыв, коренная смена в мировоззренческих ориентациях человека, перестройка его этических ориентиров. Нужно избавиться от образа врага в лице любого "чужого", рассеять заблуждение будто люди других рас и наций являются потенциальными противниками. Вести борьбу со всякого рода гегемонизмом на мировой арене.

Человек "изобрел" не только войну, говорится в одном из документов ООН, мир - тоже его "изобретение". От человеческого разума и воли зависит, как могут разрешаться возникающие противоречия и конфликты. Чтобы человечество выжило и процветало, необходимо создание мирового порядка, основанного не на политике "гарантированного уничтожения", а на политике "гарантированной всеобщей безопасности", используя для этого Организацию Объединенных Наций, ее Совет Безопасности.

Образ мышления и поведения современного человека во многом зависит от оказываемого на него влияния средств массовой информации. Поэтому одно из важнейших условий гуманизации общества и человека - создание соответствующей информационной основы. Без объективной, нравственно выдержанной информации невозможно обеспечить гуманистическую ориентацию людей, воспитать их в духе дружелюбного сотрудничества и интернациональной дружбы. Недопустимо использование средств массовой информации для морального насилия над людьми, манипуляция общественным сознанием в целях дезинформации и духовного разложения личности, насаждения культа силы, аморальности и вседозволенности.

Углубление процесса гуманизации и достижения ненасильственного мира определяется развитием научного знания, требует мировоззренческого и этического обеспечения. В этой связи возрастает роль мирового научного сообщества, его усилий в разработке программ нового цивилизационного порядка. Профессиональный и гражданский долг ученых - просвещать и воспитывать массы в духе гуманистических ценностей, формирующих свободомыслящих и ответственных личностей. Социалист-утопист Анри де Сен-Симон, сражавшийся за свободу американского народа от английского колониального гнета, заявлял, что народу мало любить свободу. Чтобы быть свободным, ему необходимо познание свободы. И это миссия людей науки

В свете сегодняшней действительности бескомпромиссная, морально выдержанная политика представляется, конечно, лишь в качестве концептуальной модели, как желаемый идеал, который еще очень далек от своей материализации. Диктат США и их ближайших союзников в международных отношениях нарастает. Но во время войны в Ираке заметно активизировалось и антивоенное движение. Человечество не может с фаталистической покорностью плыть по течению истории, безропотно подчиняться всем ее тенденциям. То, что сегодня представляется несбыточной утопией, в будущем может превратиться в реальность. История, в конечном счете, есть реализация "утопий", достижения одних целей и постановка новых по мере созревания возможностей для их осуществления. Это относится и к проблеме установления ненасильственного мира[5].

Будущая цивилизация, став универсальной и подлинно всечеловеческой, будет иметь, наверняка, совершенно иной, по сравнению с нашей, "этический масштаб", выработает свою политическую этику и культуру, адекватные новым социальным реалиям и другому мировому порядку. И тогда сбудется предвидение К.Маркса: "…Человеческий прогресс перестанет уподобляться тому отвратительному идолу, который не желает пить нектар иначе, как из черепов убитых".

4. Ядерное разоружение: пути решения проблемы

Проблема всемирного ядерного разоружения является по­рождением острого идеологического, политического и военно-технологического соперничества ряда государств, имевшего место во Второй половине XX века.

Увы, но история человече­ства наполнена бесконечными военными конфликтами. Всего их на планете произошло свыше 4500, и они унесли сотни мил­лионов человеческих жизней. Войны оказались спутниками человеческого рода, о чем сокрушался английский поэт Дж. Миль­тон: «О срам людской! / Согласие царит меж бесов проклятых, но человек, - / Сознаньем обладающая тварь, - / Чинит раздор с подобными себе... * В Первую и Вторую мировые войны были вов­лечены десятки стран и народов. Это потрясло до основания че­ловеческую цивилизацию, нанесло ей колоссальный материаль­ный и нравственный ущерб и сопровождалось огромными людскими жертвами.

В 1945 году Соединенные Штаты Америки применили атом­ное оружие против гражданского населения Японии, и это оз­начало наступление ядерной эры человечества. Затем стали создаваться все более мощные его виды и современные сред­ства доставки. Человечество было вовлечено в затяжную гон­ку ракетно-ядерных вооружений. К настоящему времени ряд стран (Россия и США, Англия, Франция и Китай, Индия и Пакистан) официально обладают ядерным оружием и средства­ми его доставки. Кроме этого «ядерного клуба» еще около 30 стран технологически способны создавать данный вид оружия массового поражения. За послевоенную историю человечество не раз оказывалось на грани его применения, как, на пример, осенью 1961 года во время Карибского кризиса между США и СССР. После 1945 года на нашей планете осуществлено  более 2000 испытаний ядерного оружия. Однако авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году показала чрезвычайную опасность выхода «мирного атома» из-под контроля человека и >беззащитность общества перед этой бедой. Нетрудно представить себе весь трагизм негативных последствий применения ядерного оружия на планете, где постоянно происходят воен­ные конфликты[6].

К настоящему времени накоплено и хранится в военных арсеналах несколько десятков тысяч ядерных боеприпасов. Их совокупный потенциал позволяет 30-35 раз уничтожить все живое на нашей планете. Одним из отрицательных последствий этого станет «ядерная зима», т.е. резкое падение температуры из-за огромного загрязнения атмосферы планеты от многочис­ленных пожаров. Ядерная война разрушит материальную культуру человечества, которая создавалась тысячелетиями. Она подорвет естественные условия существования человека, вклю­чая и его генетические основы. Победителя в этой войне не бу­дет, потому что ее последствия на планете невозможно локали­зовать и преодолеть.

Проблема ядерного разоружения имеет и экономический аспект. Создание и совершенствование ядерного оружия, ути­лизация ядерных материалов требуют колоссальных матери­альных затрат и ресурсов, дорогостоящих технологий. Пара­доксально, но величайшие открытия в науке и технике, сделанные разумным человечеством, «работали* во второй по­ловине XX века прежде всего на создание ракетно-ядерных «меча» и «щита». Их создавали и обслуживали сотни тысяч ква­лифицированных специалистов. Самые ценные и редкие мате­риалы, новейшие технологии использованы в этом деле, Надо признать, что научно-техническая мысль человечества в этих вопросах оказалась «на высоте». Например, современная бал­листическая ракета с десятью разделяющимися боеголовками в полете на 10 тыс, км не отклоняется в сторону свыше 200 м и может стереть с лица Земли многомиллионный город.

Гонка ракетно-ядерных вооружений поставила человечество на грань гибели от случайности (халатность обслуживающего персонала, сбои в компьютере, террористическая акция и т.п.). Не следует забывать и о том, что на нашей планете имеются огромные запасы химического и бактериологического оружия, которые тоже обладают очень большим поражающим эффек­том. Б последние годы были созданы и применены новые сис­темы вооружений с высокой степенью эффективности - ваку­умная бомба и лазерная пушка, высокоточное оружие, системы залпового огня и многое другое. Сфера военной деятельности распространилась и на космическое пространство. Причем со­здается не только новое оружие, но и средства противодействия ему, что еще больше раскручивает спираль гонки вооружений и порождает сложную для разрешения ситуацию. Человечество все больше увязает в некоем круге неразумности, выбраться из которого все труднее. Самоубийство — что еще может быть более печальным концом истории человеческого рода?

Заключение

Итак, в настоящей работе рассмотрена проблема предотвращения мировой войны и создания безъядерного ненасильственного мира, как проверки разумного вида, к которому принадлежит человечество.

Возрастание роли мировой политики и международных отношений, взаимосвязанность и масштабность мировых процессов в экономической, политической, социальной и культурной жизни, включение в международную жизнь и общение все больших масс населения – все это объективные предпосылки для появления глобальных, планетарных проблем.

Исключительное место среди ГП человечества занимает проблема сохранения мира, предотвращение мировых войн и ядерного конфликта. Накопленные запасы современного оружия способны в считанные часы уничтожить миллионы людей. Таким образом уже сейчас существует риск уничтожения человечества.

Ядерное оружие не было применено ни в одном из региональных конфликтов. Но с ростом числа кандидатов в члены "ядерного клуба" – угроза остается. Распространение ядерного оружия можно приравнять к утрате контроля над ним.

Комплексный подход к проблемам разоружения отвечал бы интересам всех стран мира. Новая мировая война, если ее не предотвратить, грозит неслыханными бедствиями.

Лучшим способом предотвращения ядерной войны является коренное изменение отношений между крупнейшими державами мира. Новое политическое мышление воплотилось в переходе во внешней политики и нашей страны от принципа "классовой борьбы" к принципу "общечеловеческих ценностей". Это выразилось в заключении Советско-американских договоров, ликвидация Советской гегемонии в Восточной Европе, сокращение ядерных и обычных вооружений и др.

К сожалению, в последнее время США и страны, входящие в НАТО, взяли на себя роль «мирового судьи». Это проявилось в силовом решении Иракского и Балканского конфликтов, что привело к напряженности в этих регионах и поставило под угрозу мировой порядок.

Сегодня уже очевидно, что будущее человечества возмож­но лишь на путях всеобщего и полного ядерного разоружения. Эта идея все больше осознается мировым сообществом. В пос­ледние годы стали заключаться соглашения по ограничению и уничтожению оружия данного типа.

Мир без насилия и войн, и есть та почва, без которой невозможно нормальное решение человечеством всех иных проблем, больших и малых. Суть же проблемы разоружения - это преодоление логики раскола и конфронтации человечества и переход к логике диалога и со­трудничества на основе согласования национальных и обще­человеческих интересов и ценностей. Разоружение — это пре­одоление состояния безумия человечества, которое слепо мчится к бездне своего небытия. Безъядерный и ненасильствен­ный мир является первым и необходимым условием для даль­нейшего существования человеческого рода.

Список литературы

1. Коптюг В.А. На пороге XXI века. – Новосибирск, 1995. – с. 11

2. Тураев В.А. Глобальные проблемы современности . - М.: Логос, 2001. - 191 с.

3. Гаджиев К.С. Введение в геополитику изд. «Логос» М.; 1998

3. Мяло К. Г. Россия и последние войны XX века (1989-2000). К истории падения сверхдержавы. – М.: Феникс, 2000. – 348 с.

4. Потехин В. Современные войны и национальная безопасность России // Россия-2010, 2000. № 4. – с.8-10.

5. Владимиров В. Современные войны: опыт и уроки // Красная звезда, 29.01.2004 – с. 3-5.


[1] Коптюг В.А. На пороге XXI века. – Новосибирск, 1995. – с. 11

[2] Тураев В.А. Глобальные проблемы современности . - М.: Логос, 2001. - 191 с.

[3] Тураев В.А. Глобальные проблемы современности . - М.: Логос, 2001. - 191 с.

[4] Гаджиев К.С. Введение в геополитику изд. «Логос» М.; 1998

[5] Гаджиев К.С. Введение в геополитику изд. «Логос» М.; 1998

[6] Потехин В. Современные войны и национальная безопасность России // Россия-2010, 2000. № 4. – с.8-10.