Содержание


Аудит расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения.. 2

Ситуационное задание.................................................................................. 13

Тесты.............................................................................................................. 14

Список литературы....................................................................................... 17

























Аудит расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения


На упрощенную систему налогообложения могут перейти фирмы, у которых:

1) доход от реализации товаров (работ, услуг) за 9 месяцев того года, когда они подают заявление о переходе, не превышал 11 млн руб. (без учета НДС);

2) средняя численность работников не более 100 человек (правила расчета средней численности работников установлены Постановлением Госкомстата России от 24 июля 2003 г. N 71);

3) остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн руб.

Если вы перешли на упрощенную систему, то вместо большинства налогов вы уплачиваете единый налог. Вы перестаете платить:

1) НДС (за исключением НДС при ввозе товаров в Россию);

2) налог на имущество;

3) ЕСН.

Кроме перечисленных налогов организации перестают уплачивать налог на прибыль, а индивидуальные предприниматели - налог на доходы физических лиц.

Все остальные налоги и сборы нужно платить в общем порядке. В том числе налоги, удержанные вами как налоговым агентом, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Фирмы и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему, применяют кассовый метод налогового учета доходов и расходов. Они заполняют специальную книгу учета доходов и расходов при упрощенной системе (ее форма утверждена Приказом МНС России от 28 октября 2002 г. N БГ-3-22/606)[1].

Бухгалтерский учет "упрощенцы" могут не вести. Однако они должны рассчитывать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов по правилам бухгалтерского учета, а также заполнять кассовую книгу.

Перейти на упрощенную систему можно только с 1 января нового года. Для этого в период с 1 октября по 30 ноября текущего года нужно подать в налоговую инспекцию, где ваша фирма или вы как предприниматель состоите на учете, заявление. Это позволит вам перейти на упрощенную систему с 1 января следующего года. Форма заявления утверждена Приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. N ВГ-3-22/495.

Вновь созданные фирмы и вновь зарегистрированные предприниматели могут подать заявление о переводе на упрощенную систему одновременно с заявлением о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае фирмы и предприниматели могут применять упрощенную систему не с нового года, а с момента регистрации.

Налоговая инспекция рассмотрит ваше заявление и пошлет вам уведомление о возможности или невозможности использования упрощенной системы.

Если фирма, которая переходит на упрощенную систему, раньше рассчитывала налог на прибыль методом начисления, то ей нужно будет рассчитать налоговую базу переходного периода.

Доходы нужно увеличить на сумму ранее полученных авансов и уменьшить на сумму средств, полученных по хозяйственным операциям, доход от которых уже был учтен по методу начисления.

Расходы нужно увеличить на сумму выплаченных авансов и уменьшить на размер выплат по уже начисленным расходам.

         При проведении аудита расчетов с бюджетом при упрощенной системе налогообложения необходимо проверить правильность определения доходов, расходов организации и своевременность уплаты налога в бюджет.

Единым налогом при упрощенной системе облагаются:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на расходы.

При этом налогоплательщик сам определяет, каким из этих двух способов он будет рассчитывать налог.

Вы не сможете менять объект налогообложения в течение всего срока применения упрощенной системы.

Если объектом налогообложения являются доходы, ставка единого налога равна 6%.

Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка единого налога равна 15%.

Если вы применяете упрощенную систему налогообложения, при расчете единого налога вы должны учитывать доходы:

- от реализации товаров (работ, услуг);

- от реализации имущества и имущественных прав;

- внереализационные доходы[2].

Если у вас производственная фирма, то для вас доходы от реализации товаров (работ, услуг) - это поступления от реализации собственной продукции, работ и услуг, а если торговая - то поступления от перепродажи товаров (товарооборот). Доход от реализации определяется без НДС.

Доходы от реализации имущества и имущественных прав - это, например, поступления от реализации основных средств, векселей.

Внереализационные доходы - это, к примеру, неустойки, полученные вами от партнеров. Полный перечень внереализационных доходов приведен в ст.250 Налогового кодекса РФ.

Доходы, указанные в ст.251 Налогового кодекса, не учитываются.

Все доходы учитываются кассовым методом, то есть доход считается полученным, когда на банковский счет или в кассу поступили деньги. Если в качестве оплаты вы получали другое имущество, то датой получения дохода считается дата получения этого имущества.

Если объектом налогообложения у вас являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то при расчете единого налога вы должны относить к расходам только оплаченные затраты. Кроме того, затраты должны быть документально подтверждены и связаны с получением дохода.

Полный перечень расходов, на которые можно уменьшить доходы, содержится в ст.346.16 Налогового кодекса РФ. Вот некоторые из них:

- расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

- арендные и лизинговые платежи;

- материальные расходы (полный перечень расходов приведен в ст.254 НК РФ). Включить в расходы материалы можно не раньше, чем они будут списаны в производство;

- расходы на оплату труда (полный перечень расходов приведен в ст.255 НК РФ);

- расходы на обязательное страхование работников и имущества (полный перечень расходов приведен в ст.263 НК РФ);

- НДС по приобретенным товарам (работам, услугам);

- проценты по заемным средствам;

- расходы на оплату банковских услуг;

- расходы на пожарную безопасность и охрану имущества;

- расходы на содержание служебного транспорта и выплату компенсаций работникам, использующим личные автомобили (в пределах норм);

- командировочные расходы;

- нотариальные и аудиторские расходы, расходы на публикацию бухгалтерской отчетности;

- канцелярские, почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные расходы;

- расходы на приобретение права пользования компьютерными программами и их обновление;

- расходы на рекламу;

- расходы на подготовку и освоение новых производств;

- таможенные платежи, уплаченные при ввозе товаров в Россию;

- уплаченные налоги и сборы;

- расходы по оплате товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (включить стоимость товаров в расходы можно только после их продажи);

- расходы на приобретение нематериальных активов;

- расходы на приобретение основных средств.

Если вы приобрели основные средства в период применения упрощенной системы, то всю стоимость основных средств вы можете включить в расходы в момент их ввода в эксплуатацию[3].

Расходы на приобретение основных средств, купленных до перехода на упрощенную систему, списываются в особом порядке, в зависимости от срока их полезного использования:

- до 3 лет включительно - стоимость списывается равномерно в течение года;

- от 3 до 15 лет включительно - 50% стоимости списывается равномерно в течение первого года, еще 30% и 20% - равномерно в течение соответственно второго и третьего годов;

- свыше 15 лет - стоимость списывается равномерно в течение 10 лет.

Налоговый период по единому налогу равен году, а отчетный период - кварталу

Если вы определяете объект налогообложения по доходам, то совокупный доход умножьте на 6% начисленную сумму единого налога можно уменьшить:

- на сумму уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование (но не более чем на половину начисленного налога);

- на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за счет собственных средств фирмы.

Обратите внимание: больничные листы при "упрощенке" оплачивают так:

- Фонд социального страхования РФ возмещает только 600 руб. на одного сотрудника за полный месяц болезни;

- остальную часть пособия по временной нетрудоспособности фирма выплачивает за счет собственных средств.

Если вы определяете объект налогообложения в виде разницы между доходами и расходами, то пенсионные взносы и больничные, оплаченные за свой счет, включают в сумму расходов. Полученную разницу умножьте на 15%.Если сумма налога в данном случае получается меньше 1% от доходов организации, то в бюджет надо заплатить сумму минимального налога.

На практике может возникнуть ситуация, когда по результатам налогового периода получен убыток. Полученный убыток вы можете перенести на последующие налоговые периоды. При этом убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. Оставшаяся часть убытка может быть перенесена на другие налоговые периоды, но не более чем на 10.

Фирмы и предприниматели должны уплачивать ежеквартальные авансовые платежи по единому налогу. Авансовые платежи должны быть перечислены не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В конце года нужно рассчитать общую сумму единого налога, подлежащую уплате в бюджет. Налог по итогам года нужно заплатить не позднее 31 марта. Для индивидуальных предпринимателей этот срок продлен до 30 апреля.

Единый налог уплачивается по месту нахождения фирмы или месту жительства предпринимателя на счета органов федерального казначейства. Реквизиты счета, на который нужно перечислить налог, узнайте в вашей налоговой инспекции.

Фирмы и предприниматели должны ежеквартально (в течение 25 дней после окончания отчетного квартала) сдавать в налоговую инспекцию налоговую декларацию по единому налогу.

Декларацию за прошедший год фирмам нужно сдать до 31 марта текущего года, для предпринимателей этот срок продлен до 30 апреля.

Форма декларации утверждена Приказом МНС России от 21 ноября 2003 г. N БГ-3-22/647.

Кроме того, вы должны будете сдавать статистическую отчетность, расчеты по взносам на обязательное пенсионное страхование, взносам в ФСС РФ на страхование от несчастных случаев, а также декларации по взносам и сборам, которые не заменяет единый налог.

Вы можете применять упрощенную систему, пока не откажетесь от нее либо пока не утратите право на ее применение.

Право на применение упрощенной системы утрачивают фирмы и предприниматели, у которых:

- доход превысил 15 млн руб.;

- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысила 100 млн руб.

Превышение численности работников не является причиной перехода к обычной системе налогообложения.

Об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения нужно сообщить в налоговую инспекцию в течение 15 дней после окончания квартала, в котором произошло превышение. Форма сообщения утверждена Приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. N ВГ-3-22/495.

Добровольно перейти с упрощенной системы налогообложения на обычную можно только с нового года. Вы должны уведомить об этом налоговую инспекцию до 15 января года, в котором предполагаете отказаться от упрощенной системы. При этом вновь вернуться к упрощенной системе вы сможете не ранее чем через год.

Специальная форма уведомления об отказе от применения упрощенной системы утверждена Приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. N ВГ-3-22/495.

Если фирма или предприниматель решили прекратить применять упрощенную систему и перейти на метод начисления, то необходимо рассчитать налоговую базу переходного периода. При этом из налоговой базы нужно исключить доходы, с которых уже уплачен единый налог. А расходы, понесенные после перехода на метод начисления, нужно учитывать все, вне зависимости от времени их оплаты[4].

Основные средства при переходе на общий режим налогообложения учитываются по остаточной стоимости. Ее нужно рассчитать как разницу между расходами на приобретение основных средств и величиной амортизации, рассчитанной по правилам гл.25 НК РФ.

Если расходы на приобретение основных средств, списанные за время применения фирмой упрощенной системы, превысят сумму амортизации, рассчитанную по правилам гл.25 НК РФ за этот же период, то полученную разницу нужно будет отразить в учете как доход.

Право не вести бухгалтерский учет "упрощенцам" предоставляет п.3 ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Такие организации обязаны лишь вести учет основных средств и нематериальных активов. Однако данные бухгалтерского учета могут потребоваться организации для соблюдения требований ряда других нормативных актов. В первую очередь это касается хозяйственных обществ (акционерных и с ограниченной ответственностью), на примере которых мы проанализируем эту проблему.

Гражданский кодекс, а также специальные Федеральные законы от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в ряде случаев требуют от обществ расчета чистых активов. Так, хозяйственное общество вправе увеличить уставный капитал только на сумму разницы между стоимостью чистых активов и уставного капитала и резервного фонда. Причем для государственной регистрации выпуска акций при увеличении уставного капитала эмитент обязан представить расчет чистых активов в регистрирующий орган (п.п.4.2.1, 5.2.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 18.06.2003 N 03-30/пс).

Далее акционерное общество не вправе принимать решение о приобретении собственных обыкновенных акций у акционеров, если его чистые активы меньше уставного капитала и резервного фонда (п.1 ст.73 Закона N 208-ФЗ). Если же выкуп акций должен быть произведен по требованию акционеров (например, в случае принятия обществом решения о совершении крупной сделки), то на эти цели общество не может тратить более 10 процентов чистых активов.

Приведем еще один пример - в обществе с ограниченной ответственностью каждый участник вправе в любое время заявить о выходе. При этом выходящему участнику выплачивается действительная стоимость его доли, которая определяется на основании данных бухгалтерской отчетности за предыдущий год (ст.26 Закона N 14-ФЗ)[5].

Как видим, во всех этих случаях бухгалтеру общества необходимо определить величину чистых активов. На сегодняшний день сделать это можно по правилам, установленным Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ (утв. совместным Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н, 03-6/пс). В соответствии с п.2 Порядка оценка должна производиться с учетом положений по бухгалтерскому учету. При этом для расчета принимаются данные бухгалтерской отчетности. Например, при оценке активов суммируются показатели необоротных активов, в том числе незавершенного строительства и долгосрочных вложений, оборотных активов, включая запасы, НДС по приобретенным ценностям, дебиторскую задолженность, краткосрочные вложения и т.д.

Очевидно, что общества, которые не ведут бухучет, не смогут выполнить эти требования. Данных, которые формирует бухгалтер при учете доходов и расходов, основных средств и нематериальных активов, недостаточно для расчета чистых активов.

Так, если стоимость предмета сделки составляет 25 или более процентов балансовой стоимости активов общества, для ее совершения необходимо единогласное одобрение совета директоров или общего собрания акционеров (ст.ст.78, 79 Закона N 208-ФЗ). Сделки общества с ограниченной ответственностью на сумму более 25 процентов балансовой стоимости активов также должны одобряться общим собранием участников (ст.46 Закона N 14-ФЗ).

При этом для выявления признаков крупной сделки необходимо сравнивать балансовую стоимость отчуждаемого имущества (либо цену приобретения) с балансовой стоимостью активов общества на последнюю отчетную дату. Если же одобрение совета директоров или общего собрания не получено, сделка может быть оспорена и признана недействительной по требованию акционера (участника).

На первый взгляд может показаться, что отсутствие бухгалтерской отчетности в данном случае играет на руку обществу: ведь доказать наличие признаков крупной сделки нельзя. Но в то же время у самих акционеров (участников) может возникнуть необходимость оспорить крупную сделку, совершенную директором без их согласия. И в таком случае отсутствие бухгалтерской отчетности в обществе обернется против них.

Открытые акционерные общества должны ежегодно публиковать годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность (п.1 ст.92 Закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ). Обратим внимание, что в данном случае речь идет именно об обязанности раскрывать информацию, тогда как освобождение от ведения бухучета, предусмотренное Законом "О бухгалтерском учете", является правом организации. Кроме того, ст.15.19 КоАП РФ установлена ответственность эмитента за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Штраф для должностного лица предусмотрен от 20 до 30 МРОТ, для юридического лица - от 200 до 300 МРОТ. При этом очевидно, что переход открытого общества на упрощенную систему налогообложения не может быть уважительной причиной несоблюдения требований о публикации годовой отчетности.

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться общества, не ведущие бухучет, - выплата дивидендов (дохода) участникам. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества, которая по разъяснению Минфина России определяется по данным бухучета в соответствии с Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организации (см. Письмо от 22.07.2004 N 03-03-05/1/85). Соответственно отсутствие системы ведения бухгалтерского учета будет нарушать права акционеров на получение прибыли от деятельности общества. Так что и в этом случае обществу придется вести бухучет, несмотря на переход на "упрощенку".

В заключение же дадим совет организациям, которые попали в "черный список" тех, кто, даже находясь на упрощенной системе, обязан вести бухучет. Если ведение бухгалтерского учета сводит на нет плюсы от использования "упрощенки", еще не поздно отказаться от этого спецрежима. Для этого достаточно до 15 января 2005 г. направить в налоговую инспекцию соответствующее заявление. В таком случае организация будет считаться перешедшей с 1 января 2005 г. на общий режим налогообложения[6].







Ситуационное задание


         Исходные данные:

1.     Учетной политикой организации предусмотрено определение выручки от реализации по оплате.

2.     все стоимостные показатели приведены без учета НДС.

3.     налоговым периодом по НДС является один месяц.

4.     оснований для прекращений налогоплательщика НДС нет.

5.     в отчетном периоде отгружено продукции на сумму 123897 руб.

6.     поступило на расчетный счет за реализованную продукцию 211000 руб., в т.ч. от реализации муки 120000 руб., из них подтверждено счетами-фактурами 111200 руб.

7.     получено денежных средств за реализацию основных фондов – 11245 руб.

8.     поступила ссуда от коммерческого банка по кредитному договору на закупку товара для перепродажи в размере 55000 руб.

9.     получено авансов в счет финансирования по ранее заключенным договорам за реализацию муки 11321руб.

10.                       перечислено процентов за пользование банковской ссудой в размере 5600 руб.

11.                       оплачено по безналичному расчету и оприходовано ТМЦ производственного назначения по счетам-фактурам с учетом НДС по стандартной ставке 32100 руб., без счетов-фактур 22000 руб.

12.                       перечислено авансов смежникам 11000 руб.

13.                       перечислено НДС в бюджет за отчетный период в размере 20488 руб.

Требуется:

1.     выразить мнение аудитора о правильности исчисления НДС за отчетный месяц.

2.     определить налоговые последствия в случае недостоверного отражения НДС в налоговой отчетности. Дать письменные рекомендации аудитора по исправлению сложившейся ситуации.

Решение:

«Исходящий» НДС = 10909+13881+1715+1029 = 27534 руб.

«Входящий» НДС = 4897 руб.

НДС к уплате в бюджет = 22637 руб.

         Предприятием недоперечислено в бюджет 2149 руб. Предприятию грозят штраф за несвоеременную уплату налога в бюджет в размере 20% от неуплаченной суммы в соответствии со ст. 122 НК РФ и пени. Предприятию следует доначислить НДС, подать корректирующую декларацию и доплатить в бюджет, недостающую сумму налога и самостоятельно рассчитанную сумму штрафа и пени.

















Тесты


1.     Местом реализации работ, если эти работы непосредственно связаны с недвижимым имуществом, при обложении НДС признается территория РФ, если:

А)   это недвижимое имущество находится на территории РФ;

Б)   заказчик находится в РФ;

В)   строительная организация, производящая работы, зарегистрирована по законодательству РФ.

2.     Налоговая база по НДФЛ при получении доходов в натуральной форме определяется исходя из:

А)   расчетных цен;

Б)   цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст. 40 НК РФ;

В)   оптовых цен.

3.     Расходами, связанными с производством и реализацией признаются::

      А)   расходы на обязательное и добровольное страхование;

      Б)   судебные расходы и арбитражные сборы;

      В)   расходы в пользу работника, не предусмотренные трудовым договором.

4.     Для целей исчисления ЕСН от суммы заработной платы штатных сотрудников организации датой получения дохода признается:

А)   день начисления заработной платы;

 Б)   день фактической выплаты заработной платы;

В)   день получения средств на выплату заработной платы в банке.

5.     Для исчисления налога на имущество организаций определяется:

А)   инвентаризационная стоимость имущества;

Б)   среднегодовая стоимость имущества;

В) стоимость, указанная в договорах страхования.

6.     Объектом обложения для применения единого налога признается:

А)   вмененные доход налогоплательщика;

Б)   выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг);

В)   разница между доходами и расходами налогоплательщика.

7.     Налоговые ставки транспортного налога, предусмотренные НК РФ:

А)   не подлежат изменению;

Б)   могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ;

В)   могут устанавливаться приказом руководителя организации.

8.     Организация имеет право перейти на УСНО, если:

А)   по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, доход от реализации не превысил 11 млн. руб. (без учета НДС);

Б)   осуществляет один вид деятельности;

В)   ее среднесписочная численность составляет 30 человек.

9.     Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются:

А)   организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

Б) индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

В)   организации или индивидуальные предприниматели,   осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

10.  Налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается:

А)   календарный месяц;

Б)   календарный квартал;

В)   календарный год.







Список литературы


1.       Гражданский кодекс РФ

2.       Налоговый кодекс РФ

3.       Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"

4.       Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"

5.       Старостина Т.В. «Упрощенка и отчетность: вместе или врозь?»/Учет. Налоги. Право, №48, 2004

6.     Электронная версия бератора «Современная налоговая энциклопедия», 2004



[1] Электронная версия бератора «Современная налоговая энциклопедия», 2004

[2] Электронная версия бератора «Современная налоговая энциклопедия», 2004

[3] Электронная версия бератора «Современная налоговая энциклопедия», 2004

[4] Электронная версия бератора «Современная налоговая энциклопедия», 2004

[5] Старостина Т.В. «Упрощенка и отчетность: вместе или врозь?»/Учет. Налоги. Право, №48, 2004

[6] Старостина Т.В. «Упрощенка и отчетность: вместе или врозь?»/Учет. Налоги. Право, №48, 2004