Содержание
1. Постановка задач по стимулированию сбыта. 3
2. Выбор целевой группы.. 4
3. Интенсивность стимулирования и выбор времени для проведения мероприятий по стимулированию сбыта. 5
4. Выбор средств стимулирования сбыта. 6
5. Средства распространения сведений о программе стимулирования. 7
6. Расчет затрат на стимулирование сбыта. 7
7. Оценка мероприятий. 9
Список литературы.. 10
1. Постановка задач по стимулированию сбыта
Рассмотрим стимулирование сбыта турпродукта туристического агенства СК-тур, предлагающего отдых в Пекине. В стоимость турпакета входят: аэропортовый сбор, проживание с завтраком, трансфер аэропорт - отель - аэропорт, групповая виза. Авиаперелет в стоимость турпакета не входит, бронируется отдельно. Стоимость тура варьируется в зависимости от условий проживания:
Категория проживания |
2 ночи (ср-пт) |
5 ночей (пт-ср) |
7 ночей (ср-ср, пт-пт) |
2-местный |
от 90 |
от 165 |
от 219 |
1-местный |
от 138 |
от 300 |
от 398 |
Туристское агенство «СК-тур» предлагает Вам туры с прямым перелетом из Новосибирска в Пекин и затем из Пекина на о.Хайнань:
Тур |
Стоимость тура на 1 чел., долл. |
|
1-местный |
место в 2-местном |
|
10 дней/9ночей |
от 889 |
от 1162 |
13 дней/12 ночей |
от 964 |
от 1294 |
Условия проживания: отель 4*-5*; номера: стандартный, люкс.
Стоимость тура включает: авиаперелет Пекин-Санья-Пекин, визовую поддержка, проживание в Пекине 2 ночи, проживание на о. Хайнань в (10/12 ночей) в отеле выбранной категории, питание – завтраки, трансферы, медицинскую страховку
Дополнительно оплачивается: авиаперелет Новосибирск-Пекин-Новосибирск, сборы в аэропорту Санья (50 юаней = 6 у.е. на чел.), индивидуальная виза по прилету в Пекин, при группе менее 5 человек (стоимость - 100 у.е.)
Мероприятия стимулирования сбыта, направленные на потребителей, чаще всего преследуют цели: поощрение более интенсивного потребления услуг; побуждение туристов к приобретению продуктов, которыми они ранее не пользовались; "подталкивание" потребителей к покупке; поощрение постоянных клиентов; снижение временных (например, сезонных) колебаний спроса; привлечение новых клиентов. При определении целей необходимо принимать во внимание вероятные ответные действия конкурентов.
Данный турпродукт находится в стадии зрелости (рис. 1), поэтому основными задачами по стимулированию сбыта являются: поощрение более интенсивного потребления услуг, "подталкивание" потребителей к покупке; поощрение постоянных клиентов; снижение временных колебаний спроса; привлечение новых клиентов
прибыль
t
разработка запуск зрелость упадок
Рисунок 1 – Жизненный цикл турпродукта
2. Выбор целевой группы
Сотрудники «Ск-тур» определяют целевой сегмент данного турпродукта по следующим характеристикам: возраст – 40-45лет, уровень дохода – средний и выше среднего, образование – обычно высшее, но роли не играет, семейное положение – обычно семья из двух-четырех человек, работа, профессия – чаще всего - частные предприниматели, жизненный стиль – энергичный, активный человек, занятый торговой или управленческой деятельностью, работающий зачастую по выходным и праздникам, следит за своим имиджем, ощущает нехватку времени на отдых и семью, восприимчивый к новинкам, скептически относящийся к рекламе.
Мотив путешествия - желание отдохнуть с семьей, желание отдохнуть за границей, желание посетить экзотическую страну, (развлечения + новизна) .
Так описан основной сегмент, на котором работает «Ск-тур». Конечно, это не означает что абсолютно все клиенты фирмы «Ск-тур, выбирающие данный турпродукт именно такого возраста или статуса, но большая их часть подходит под такое определение, и именно эта группа потребителей позволяет быстро окупать затраты на производство и продвижение турпродукта. С другой стороны почти все тур фирмы ориентированны на тот же сегмент, о чем ранее уже говорилось. Значит, фирма должна стремиться завоевать покупательское расположение и доверие.
Все маркетинговые усилия должны быть направлены на формирование сильных и прочных предпочтений у действительных и потенциальных клиентов. Задача – отвлечение большого числа клиентов от уже существующего рынка, привлечение новых категорий клиентов.
3. Интенсивность стимулирования и выбор времени для проведения мероприятий по стимулированию сбыта
Следующий этап связан с определением интенсивности мероприятий по стимулированию сбыта. Действенность применяемых стимулов должна быть достаточной, чтобы обеспечить желаемый уровень потребления туристского продукта. В то же время следует учитывать, что если мероприятий слишком много, то их эффективность снижается. Кроме того, необходимо обеспечить оптимизацию связанных со стимулированием сбыта затрат.
Следующая задача — определение продолжительности стимулирования. Необходимо, с одной стороны, предоставить целевым группам достаточно времени, чтобы воспользоваться предлагаемыми льготами, а с другой — не допустить чрезмерной растянутости мероприятий, что может привести к утрате ими силы своего воздействия.
Эффективность стимулирования во многом зависит от выбора времени его проведения. В практике туризма время осуществления отдельных мероприятий по стимулированию привязывается к определенному сезону. Целесообразно также добиться согласованности отдельных мероприятий по срокам. При этом важно не допустить такую их последовательность, при которой хотя бы одно действие туристской фирмы по стимулированию сбыта своих продуктов оказалось бы в тени какого-либо другого мероприятия (своего или конкурента).
4. Выбор средств стимулирования сбыта
Для достижения поставленных целей стимулирования клиентов в качестве средств стимулирования применяются разнообразные инструменты, которые можно объединить в несколько групп.
1. Скидки являются одним из многочисленных и часто применяемых приемов. Они, в свою очередь, подразделяются на следующие разновидности: скидки с объявленных цен на туристские услуги и поездки в случае предварительного бронирования в установленные сроки; скидки сезонных распродаж; бонусные скидки, предоставляемые постоянным клиентам.
2. Премии, предоставляемые чаще всего в вещественной форме в качестве вознаграждения за обращение к конкретной услуге. Премии могут выступать в самых разнообразных формах — фирменные майки, дорожные сумки, цветы, мелкие предметы домашнего обихода, калькуляторы и др. К примеру, клиенты, забронировавшие тур заранее могут получить в качестве премии дорожную сумку.
3. Презентации продукта приобретают все большее значение как элемент маркетинговой деятельности туристских фирм. Проведение различных семинаров, консультационных дней и "выездных" (например, на выставках) показов способствует привлечению клиентов.
4. Лотереи и викторины. В этой области туристские предприятия обладают свободой творчества и могут предлагать совершенно необычные условия. В качестве приза (призов) обычно используются дорогостоящие товары (туристские поездки, высококачественная аудио- и видеотехника и др.), что привлекает к этим мероприятиям, (а, следовательно, к фирме и ее услугам) дополнительное внимание потенциальных клиентов. К примеру, в лотерее могут участвовать номера авиабилетов.
5. Средства распространения сведений о программе стимулирования
Основным средством распространения сведений о программе стимулирования сбыта будет реклама. Реклама будет транслироваться на радио, телевидении и в газетах.
6. Расчет затрат на стимулирование сбыта
Распределение затрат на стимулирование сбыта можно разделить на группы:
1.Затраты на проведение мероприятий по стимулированию сбыта
2.Затраты на рекламную деятельность
Затраты на стимулирование сбыта в соответствии с вышеназванными средствами стимулирования составляют по приблизительной смете затрат около 100 000 рублей.
Таблица 1 – Смета затрат на мероприятию по стимулированию сбыта
Наименование мероприятий по стимулированию сбыта |
Ожидаемые затраты на стимулирование сбыта, тыс. руб. |
Скидки |
10 000 руб. |
Премии (подарки потребителям на сумму) |
10 000 руб. |
Презентации |
20 000 руб. |
Лотереи |
50 000 руб. |
Итого |
90 000 руб. |
Распределение рекламных средств осуществляется по следующим направлениям: функциям рекламной деятельности; сбытовым территориям; средствам распространения рекламы; характеру рекламируемых услуг; периодам проведения рекламы.
При распределении рекламного бюджета целесообразно некоторую часть средств направлять в резерв на случай осложнения рыночной ситуации, снижения спроса, необходимости варьирования средствами рекламы.
Итак, исходя из расчета действующих тарифных ставок на рекламу можно сделать следующие расчеты месячной рекламной компании с учетом высокой интенсивности рекламы в первый месяц, последующие месяцы интенсивность рекламы будет постепенно снижаться.
Радио:
63 выхода в течение 1 месяца = 10 000 рублей
Скидка по прайс-листу - 10% = 1000 рублей.
Стоимость проката со скидкой = 9000 рублей.
Стоимость производства 30 секундного художественно-игрового ролика – 2000 рублей.
Итого затрат на размещение рекламы на радио = 11000 рублей.
Телевидение:
42 выхода в течение 1 месяца = 12500 рублей
Стоимость производства 30 секундного видео-ролика = 15000 рублей.
Итого затрат на размещение рекламы на телевидение = 27495 рублей.
Газета:
размещение в газете площадью 144 кв. см. = 2040 рублей
реклама в 4 номерах подряд в течение 1 месяца = 4320 рублей
Итого затраты на рекламную кампанию составят 4320 + 27495 + 11000 = 42815 рублей.
Сума всех затрат на мероприятия по стимулированию сбыта равна:
42815 + 90 000 руб = 132815 руб.
7. Оценка мероприятий
Стоимость одного тура составляет в среднем 30 000 руб. на человека.
С помощью мероприятий по стимулированию сбыта турфирма рассчитывает привлечь дополнительно 30 клиентов.
Дополнительные затраты с каждого тура составляют 15 000 руб.
Тогда прибыль турфирмы с каждого клиента составит 15 000 руб.
Ожидаемая прибыль от привлеченных клиентов посредством методов стимулирования сбыта составит:
30*15 = 450 тыс. руб.
450 000 – 132 815 = 317 185 руб.
Тогда за вычетом расходов на мероприятия по стимулированию сбыта турфирма ожидает получить дополнительно 317 185 руб.прибыли.
Таким образом, проведение мероприятий по стимулированию сбыта – эффективно.
Список литературы
1. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма: учебное пособие. М. МГУ, 2001.
2. Гостиничный и туристический бизнес. / Под редакцией Чудновского А.Д.) М., 1998.
3. Игнатова М.Ф. Особенности рынка туристских услуг. / Вестник С-Пб. университета. Серия 5., Экономика, Вып. 4., 1994
4. Ильина Е.Н., Зорин И.В., Квартальнов В.А. Основы туристской деятельности: учебник для туристских лицеев и колледжей. (под редакцией Ильиной Е.Н.). М., Российский международный институт туризма, 1992.
5. Исмаев Д.К Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. М. ТОО «Луч», 2003.
6. Исмаев Д.К. Проблемы международного туризма. М. ВШ по иностранному туризму, 1992.
7. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. М., 2002.
8. Сенин В.С., Баженова Т.А., Хорошилов А.В. Некоторые аспекты сертификации туристсих услуг и услуг гостиниц. Системы сертификации ГОСТ РФ. Метод. Пос. Вып. 2, м.: МЭСИ, 1997.
9. Экономическая стратегия фирмы. / Под редакцией Градова). СПб., 1995.