Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ.. 4

1.1. Сущность, значение и функции  розничной торговли. 4

1.2. Формы, методы и виды предприятий розничной торговли. 7

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ МАГАЗИНА «ИНСТРУМЕНТ». 15

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 15

2.2. Анализ форм и методов розничной продажи товаров в магазине «Инструмент»  23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 31

ВВЕДЕНИЕ


Торговля или коммерция – понимается  в широком и узком смысле слова, в широком смысле под коммерцией понимается вся предпринимательская деятельность; в узком  понимании под торговлей  понимается покупка товаров и их перепродажа без внесения в них  существенных материальных изменений.

Торговля – это совокупность операций осуществляемых в пределах одной или нескольких стран и заключающихся в покупке товара у  производителей или иных организаций и их продажа с целью  предоставления материальных  благ покупателю в таком  виде, в такое время и в  таком месте которое соответствует их потребности.

По сфере деятельности и поставок товара торговля  бывает:

внешняя – закуп товара в одной стране, а продажа в другой;

внутренняя -  товары покупаются и продаются в одной стране.

Внутренняя торговля в свою очередь в зависимости от партии реализованных товаров  и особенности организации торговли подразделяется на два вида:

1.                Оптовая торговля

2.                Розничная торговля.

Цель курсовой работы – изучение форм и методов розничной продажи товаров

Для достижения поставленной цели необходимо решить слебующие задачи:

1.     Изучить особенности функционирования розничных предприятий

2.     Изучить продажу товаров в магазине «Инструмент»

1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ


1.1. Сущность, значение и функции  розничной торговли


«Розничная торговля – вид предпринимательской деятельности в сфере  торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования» - так современное законодательство определяет  розничную торговлю.

Правовая природа розничной торговли, как вида деятельности, выражается, прежде всего, в договорном характере. Так, согласно статье 492 Гражданского кодекса РФ, по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (поштучно или в небольших количествах (в пределах  групповой тары)), обязуется  передать покупателю товар  предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его  по цене, объявленной продавцом[1].

То есть, исходя из вышеизложенного,  розничная торговля фактически представляет собой отношения, возникающие между  продавцом и покупателем в процессе передачи  и оплаты товара. Регулировать эти отношения призваны нормы ГК РФ, Закон РФ от 7 февраля 1992 года №2300-I «О защите прав потребителей» (с изменениями) и принятые в  соответствии с ними федеральные законы, Указы  Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Безусловно, передача товара покупателю и получение денег за него являются центральными элементами розничной торговли как вида  предпринимательской деятельности. Но вместе с тем, не единственными.

Прежде чем приобрести статус продавца субъекту необходимо совершить ряд юридических действий, для того чтобы быть  признанным государственными органами или органами местного самоуправления. Выражается это прежде всего в регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) и в получении лицензий  и разрешений на осуществление данного вида  предпринимательской деятельности. Здесь уже  на первые позиции выходит  административное законодательство. Посредством его актов государство выполняет функции регулирования и контроля[2].

Таким образом, юридическая природа розничной торговли определяется преимущественно  нормами гражданского и административного права.

Функции розничной торговли   РФР

1.     Доведение товара до населения и организация торгового обслуживания покупателей, предоставление им услуг.

2.     Смена формы стоимости (Товар меняется на деньги). Розничная торговля, продажа товаров физическим лицам для конечного пользования за наличный расчет с выдачей  чека контрольно-кассовой машиной.

3.     Смена формы собственности. Товары, принадлежащие не одному собственнику (государственные, АО) при розничной  торговле переходят в руки одного собственника – покупателя.

4.     Социальная функция. Сокращение затрат времени покупателя на приобретение товаров и пребывание в каналах сферы обслуживания.

Реализацию перечисленных функций осуществляют розничные торговцы.

Розничные торговцы – компания, фирма, продающая потребителям товары и услуги, предназначенные для личного пользования, последнее звено в каналах распределения, связывающих производителей и покупателей.

Розничные торговцы оказывают услуги производителям, оптовикам и потребителям.

Все функции, которые выполняют розничные торговцы можно отнести к категории услуг, которые  можно объединить в 2 группы

1.     Услуги производственного характера, т.е. услуги, связанные с продолжением  процесса производства в сфере торговли (нарезка, расфасовка).

2.     Непроизводственные услуги. Услуги, связанные с выполнением  торговых функций. 

Розничные торговцы  освобождают производителей от необходимости вступать в деловые контакты с огромной массой потребителей их продукции.

Путем создания запасов товаров  розничные торговцы обеспечивают синхронизацию ритма  производства и ритма потребления.

Розничные торговцы обеспечивают более регулярные доходы производителей и оптовиков.

Розничные торговцы расширяют возможности производства по удовлетворению запасов потребителей, создавая условия для  того чтобы материальные блага произведенные в массовом  порядке, п/п, разбросанных на обширной территории стали доступны потребителям в таком  количестве и качестве в таком месте и в такое время которое удобно для покупателей.

Операции розничных торговцев.

1.     Формирование ассортимента товаров.

2.     Транспортировка и хранение товаров на складе.

3.     Составление и дробление партий товара.

4.     Организация выкладки товара.

5.     Организация сервиса.

Розничные торговцы информируют производителей и оптовиков относительно запросов потребителей и участвуют в различного рода рекламной деятельности[3].

Розничные торговцы  способствуют поддержанию конкуренции осуществляя сравнение и выбор поставщиков.

Розничные торговцы наиболее приближенные к потребителю, оказывают сильное стимулирование покупателей, что способствует возрастанию спроса на товар, а значит  и увеличение объема производства.

Розничные торговцы принимают участие  в формировании издержек производства и розничных  цен.

Таким образом, розничные торговцы выполняют ряд функций увеличивающих ценность продаваемых товаров и услуг.

Основы организационных форм: являются розничные предприятия различных форм собственности, которые в соответствии с принципами коммерциализации торговли имеют права юридического лица[4].


1.2. Формы, методы и виды предприятий розничной торговли


Розничные торговые предприятия – это первичное основное звено сферы розничной торговли  ее самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления различного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей покупателя и получение прибыли.

Признаки торгового предприятия.

1. Торговое предприятие, как хозяйствующий субъект занимающийся определенным видом  деятельности, должно иметь определенную систему организации коллектива  работников, свою структуру, технологию, порядок управления.

Торговому предприятию должно быть присуще организационное единство соответствующим образом оформлено в его учредительных документах.

2. Торговое предприятие несет имущественную ответственность за свои действия и обязательства.

3. Торговое предприятие имеет обособленное имущество которым самостоятельно распоряжается и использует по своему усмотрению.

4. Торговое предприятие имеет собственное имя и наименование.

Стандарт торгового предприятия это имущественный комплекс используемой организации для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли.

Имущественный комплекс включает занимаемые участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права, требования, долги, фирменные наименования, товарные знаки[5].

Торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.

Розничная торговля имеет следующие  пункты  продажи: 1. магазинная, 2. мелкорозничная торговая сеть.

1.     Магазинная сеть.

Типы розничных мероприятий, осуществляющих продовольственную торговлю, следующие:

-               Универсам – предприятие торговли, имеющее площадь торгового зала от 400 кв. м, осуществляющее реализацию широкого ассортимента продовольственных товаров, непродовольственных  товаров частичного спроса методом самообслуживания и оказывающее  дополнительные услуги населению[6];

-               Супермаркет – комфортабельное предприятие торговли, имеющее площадь торгового зала от 600 кв. м, с современной организацией торгового процесса и реализующее не менее 2004 наименований продовольственных товаров и широкий ассортимент сопутствующих непродовольственных товаров, а также  оказывающее населению широкий перечень дополнительных  услуг (прием и выдача заказов; услуги предприятий питания; упаковка товаров;  комплектование подарочных наборов; наличие телефонов автоматов и стоянки для  автотранспорта; организация  уголков отдыха для покупателей и др.);

-               Гастроном – предприятие торговли, имеющее площадь торгового зала от 400 кв.м,  осуществляющее реализацию широкого ассортимента продовольственных товаров  традиционным методом обслуживания и оказывающее дополнительные услуги населению;

-               «Продукты» (продовольственный магазин) – предприятие торговли, осуществляющее реализацию отдельных групп продовольственных товаров, а при необходимости и не продовольственных товаров частого спроса;

-               Специализированные магазины – предприятия торговли, осуществляющие реализацию продовольственных товаров в  соответствии со специализацией. При обозначении на вывесках профиля специализированных  предприятий торговли (торговая площадь одной товарной группы – более 50%) рекомендовано использовать названия: «рыба», «булочная», «булочная-кондитерская», «кондитерские товары», «молоко», «овощи-фрукты», а при реализации товаров, объединенных по определенному потребительскому признаку – «диетические продукты», «детское питание».

Розничные предприятия, осуществляющие непродовольственную торговлю, подразделяются на следующие типы:

-               Универмаг – предприятие торговли, имеющее торговую площадь от 3500 кв.м, осуществляющее реализацию универсального ассортимента непродовольственных товаров (часть торговой площади может быть отведена  для продажи продовольственных товаров) и оказывающее дополнительные услуги  населению;

-               Дом торговли (торговый дом) – предприятие, имеющее торговую площадь от 1000 кв.м, осуществляющее торговлю широким ассортиментом непродовольственных и продовольственных товаров и оказывающее дополнительные услуги населению;

-               Торговый центр – комплекс функционально и пространственно связанных предприятий потребительского рынка  и услуг, размещенных на одной  территории; 

-               Специализированные магазины – предприятия торговли, осуществляющие реализацию непродовольствующих, в соответствии со специализацией. При обозначении  на вывесках профиля  специализированных предприятий торговли (торговая площадь одной товарной группы – более 30%) рекомендуется использовать названия: «Одежда», «Обувь», «Меха» и т.д., а при реализации товаров, объединенных по определенному потребительскому признаку: «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Подарки», «Товары для новобрачных», «Товары для спорта», «Букинистические товары», «Антикварные товары» и т.д.

-               Комиссионный магазин – предприятие торговли, осуществляющее реализацию товаров, принятых от организаций или граждан на комиссию.  

2. Мелкорозничная торговая сеть.

К объектам мелкорозничной торговой сети относятся:

-               палатки;

-               киоски;

-               павильоны;

-               торговые автоматы;

-               иные аналогично обустроенные и приспособленные места.

Под передвижными средствами  развозной и разносной торговли подразумеваются:

-               тележки;

-               автолавки;

-               фургоны;

-               лотки;

-               корзины.

Письмом Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ России от 4 июля 2000 года № 26-1-06/5 органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано к использованию толкование следующих понятий:

-               Киоск, ларек – временное или постоянное помещение, используемое для торговли или  оказания услуг, с обслуживанием покупателей вне помещения (площадью до 10 кв.м);

-               Павильон – временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя  внутри помещения (площадью от 10 до 50 кв. м);

-               Палатка – временное помещение из  ткани, пленки или других материалов, используемое для торговли или оказания услуг;

-               Помещение контейнерного типа -  контейнер или иная емкость, используемое для торговли или оказания услуг;

-               Прилавок, лоток – стол, отделяющий продавца (лицо, оказывающее услуги) от покупателя (клиента) и используемый для показа и отпуска товаров[7];

-               Автофургон – грузовой автомобиль с крытым кузовом, типа фургона или иной грузовой автомобиль, микроавтобус или автобус, используемые для торговли или оказания услуг.

Мелкорозничная торговая сеть имеет как отрицательные, так и положительные черты.

Отрицательные:

1.     Ограниченный ассортимент реализующих товаров.

2.     Отсутствует торговый зал.

3.     Не оказываются дополнительные услуги.

Положительные:

1.     Приближены к покупателю.

2.     Мобильно можно организовать реализацию товаров в удобном для покупателя месте и удобное время.

3.     Меньше затраты по сравнению с магазином.

Не магазинная розничная торговля.

1.     Непосредственная продажа товаров на дому у покупателя.

2.     Телевизионная торговля.

3.     Электронная торговля.

4.     Торговля по каталогам, с помощью проспектов, буклетов и т.д.

Поясним, что понимается под непосредственной продажей товаров на дому. Физическое  лицо, независимо от того, как его называют в России (коммивояжер, торговый агент и т.д.), обращается в квартиру, дом, офисное помещение и т.д. с предложением приобрести имеющийся  у него товар. Если в США и Европе это преимущественно  парфюмерная продукция, ювелирные украшения, бытовая техника, кухонные приспособления и посуда, то в России еще пару лет назад была распространена продажа канцелярских  принадлежностей и книг. В  настоящее время  покупателю  предлагается приобретать гречневую крупу, картофель, сахарный песок и т.д., то есть продукты питания. При этом товарные объемы являются скорее оптовыми, чем розничными[8].

Однако может иметь место только предложение товара  и демонстрация характеристик  его образца, а передача товара  обусловлена составлением заказа  и, возможно, предоплатой. Поскольку отечественный покупатель – человек опасливый, после предложения произвести предоплату он, как правило,  отказывается и от оплаты, и от  заключения договора. Учитывая это, агенты или коммивояжеры ограничиваются только составлением заказа, определением сроков  доставки и сами доставляют  товар покупателю, после чего следует оплата товара.

Здесь уже проявляются черты продажи товаров по образцам, которые являются преобладающими для следующих  трех форм.

Что такое продажа  товаров по образцам? Суть этого понятия раскрывается в  ст. 497 ГК РФ и в Правилах продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2000 года № 918 (с изменениями на 02.10.99).

Из положений указанных документов следует, что под  продажей товаров по образцам понимается продажа товаров по  договору розничной купли-продажи, заключенному на  основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными на фотографиях и в других  информационных материалах, а также в рекламных объявлениях  о продаже товаров.    

Рассмотрим телевизионную торговлю. К ней можно относиться как угодно. Но она существует, и ее товарные обороты заслуживают уважения. В отличие от зарубежной телевизионной  торговли, которая существует в виде  специальных торговых  каналов, отечественная занимает  «эфирные ниши» на телевизионных каналах – например, телевизионные магазины «Спасибо за покупку», «Магазин на диване» и т.д. Зрителю по средством товара и знакомства с его характеристиками предоставляется возможность  заказать понравившуюся вещь по телефону, которую доставят ему на дом. В настоящее время у нас преобладает телевизионная торговля ювелирными украшениями, косметическими средствами, спортивными тренажерами, кухонной утварью и, в определенной степени, одеждой[9].

Электронная торговля. Здесь скорее следует говорить о торговле, осуществляемой посредством ресурсов Интернет. В настоящее время электронная торговля только начинает развиваться. Для  того, чтобы приобрести товар, покупателю необходимо иметь компьютер, телефон и модем. В настоящее время, распространена продажа в такой форме книг, компьютерной техники. Выгодность организации такой торговли заключается в том, что занятому покупателю или покупателю, не желающему тратить свое время на поиск нужного товара, предоставляется несколько дороже, но приобрести нужный товар, не выходя из офиса или дома.   

Торговля по каталогам и с помощью проспектов, буклетов.

Инструментами продаж в данном случае являются печатные издания, в которых представлены чаще всего фотоснимки, реже чертежи и схематические  изображения предполагаемых товаров. Каталоги представляют собой справочники, в которых приводятся перечень товаров, фотографии образцов, их  описание, цена за единицу, возможные схемы скидок и т.д. То же можно сказать о  проспекте или буклете, с той лишь разницей, что каталог посвящен большей группе товаров – в отличие от  проспектов и буклетов, на страницах которых может быть представлено от одного  до десятка товаров. К каталогам прилагаются  купонные книжки или вкладыши, которые заполняются покупателем и направляются продавцу. Товар будет либо доставлен покупателю курьерской службой, либо по почте[10].



2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ МАГАЗИНА «ИНСТРУМЕНТ»


2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия


Общество с ограниченной ответственностью «Инструмент» (ООО «Инструмент») как юридическое лицо, ранее товарищество с ограниченной ответственностью «Инструмент», зарегистрировано в 2000 году.

ООО «Инструмент» учреждено в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Федеральном законом ''Об обществах с ограниченной ответственностью'' от 14.06.95г. № 88 ФЗ-З. Согласно этим постановлениям ООО «Инструмент» относится к субъектам малого предпринимательства, так как доля данного юридического лица в уставном капитале не превышает 25 %, видом его деятельности является розничная торговля, а среднесписочная численность персонала составляет 16 человек.

В соответствии с Уставом предприятие в праве от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.

Предметом деятельности ООО «Инструмент» является:

-       осуществление хозяйственной, коммерческой, торгово-посреднической и закупочной деятельности;

-       производство товаров народного потребления;

-       оказание дополнительных услуг покупателям.

В соответствии с направлением своей основной деятельности и в установленном порядке общество вправе от своего имени заключать договоры и совершать различные иные сделки; владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом в соответствии с его назначением; самостоятельно распоряжаться полученной прибылью в соответствии с собственным Уставом; самостоятельно определять форму и систему оплаты труда; пользоваться на договорной основе автотранспортом, оборудованием и другим имуществом своих работников с соответствующим возмещением расходов владельцам.

Следует сказать, что имущество ООО «Инструмент» образуется из долевых вкладов участников; продукции (услуг), произведенной обществом в результате хозяйственной деятельности; полученных доходов и иных источников, предусмотренных законодательством РФ.

Уставный капитал, определяющий минимальный размер имущества ООО «Инструмент», гарантирующий интересы его кредиторов (с учетом деноминации денежных знаков) составляет 8400 рублей. Он разделен на 12 долей пропорционально размеру вклада каждого учредителя в уставном капитале.

ООО «Инструмент» обязано:

-         выполнять обязательства, вытекающие из законодательства Российской Федерации и заключенных им договоров;

-         заключать трудовые договоры;

-         полностью рассчитываться с работниками предприятия по заработной плате и социальным пособиям; осуществлять все виды обязательного страхования;

-         своевременно предоставлять декларацию о доходах;

-         уплачивать налоги в соответствии с налоговым законодательством.

Схема управления предприятием приведена на рис. 2.1.1.


   

Рис. 2.1.1. Организационная схема управления ООО «Инструмент»

Как видно из рис 2.1.1. руководство предприятием осуществляет директор магазина, который одновременно является основным его учредителем. Директор без доверенности от имени предприятия имеет право представлять его интересы, заключать договоры, выдавать доверенности, утверждать штатное расписание, издавать приказы и указания.

Директору магазина подчиняются его заместитель, главный бухгалтер, и заведующие секциями, которым в свою очередь подчиняются продавцы.

Главный бухгалтер является ответственным за ведением бухгалтерской документации, учета и отчетности.

За розничную торговлю отвечают непосредственно директор магазина и заведующие секциями.

Заместитель директора отвечает за снабжение магазина товарами


Динамика основных экономических показателей.

Магазин «Инструмент» перевыполнил план  продажи товаров населению в действующих ценах  на 19,3% или на 2004 тыс. рублей.

В том числе перевыполнение плана по мелкооптовому  отпуску товаров составило 20% или 120 тыс. рублей.

Таблица 2.1.1

Динамика развития товарооборота магазина «Инструмент», тыс. руб.

Виды розничной реализации

2003

2004

В % к 2003 г.

план

фактически

% выполнения плана

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

в дейст. ценах

в           сопост. ценах

в      дейст. ценах

в         сопост. ценах

Продажа товаров населению, всего

7812

94,7

9755

94,2

11639

94,1

10109

93,9

119,3

103,6

148,9

129,4

В том числе:

за наличный расчет

в кредит


7812

-


94,7

-


9755

-


94,2

-


11639

-


94,1

-


10109

-


93,9

-


119,3

-


103,6

-


148,9

-


129,4

-

Мелкооптовый отпуск товаров

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Другие виды  розничной реализации

440

5,3

600

5,8

720

5,9

651

6,1

120

108,5

163,6

147,9

Всего

8252

100

10355

100

12359

100

10760

100

119,3

103,9

149,7

130,3




Рис.2.2.1. Объем реализации продукции по магазину "Прибрежный" 2003-2004 г.

 
 


Издержки обращения.

Издержки обращения магазина «Инструмент» характеризуются следующими данными (табл.2.1.2).

Таблица 2.1.2

Данные об издержках обращения магазина «Инструмент», тыс. руб.


2003 г.

2004 год

Отклонение

В % к 2003 г.

план

факти-чески

% выполне-ния плана

от плана

от прош-лого года

1

2

3

4

5

6

7

8

Розничный товарооборот в действующих ценах

8252

10355

12359

119,3

2004

4107

149,7

Общая сумма издержек

742,68

851,09

946,53

111,2

95,44

200,85

127,4

Средний уровень издержек  обращения к обороту в %

9

8,2

7,6

92,7

-0,6

-1,4


В том числе расходы на оплату труда:

сумма

уровень в % к обороту



384

4,65



456,09

4,40



544,53

4,40



119,3

100



88,4

-



160,53

-0,25



141,8

94,62

Издержки обращения без расхода на оплату труда:

сумма

уровень в % к обороту




358,68

4,34




395

3,81




402

3,25




101,7

85,30




7

-0,56




43,32

-1,09




112

74,88


План товарооборота магазина «Инструмент» перевыполнен  на 19,3%, а сумма издержек выросла на 11,2, что и обусловило снижение их уровня на 0,06% к обороту (размер снижения уровня расходов).

Темп снижения  уровня издержек обращения по сравнению с планом составил 7,3% (0,6 / 8,2 * 100).

Сумма относительной экономии издержек  составила 74,1 тыс. руб. [12359 * (-0,6) / 100].

По сравнению с прошлым годом  средний общий  уровень издержек  обращения  снизился на 1,4%, что дало экономию  173 тыс. рублей                (12359*(-1,4) / 100).

Темп снижения уровня издержек  обращения в динамике составил 18,4 тыс. руб. (-1,4 / 7,6 * 100).

Для оценки издержек обращения может также применяться  показатель затратоотдачи  исчисляемый отношением  товарооборота к сумме издержек обращения.

По магазину «Инструмент» он составил:

фактически за прошлый год

8252 / 742,689 = 11,11 руб.

по плану на отчетный год

10355 / 851,09 = 12,16 руб.

фактически за отчетный год

12359 / 946,53 = 13,05 руб.


На затратоотдачу  большее влияние оказывает изменение розничных цен на товары.

10760 / 946,53 = 11,3 – затратоотдача за отчетный период при фактическом розничном товарообороте в сопоставимых ценах.

Таким образом, повышение розничных цен на товары привело к росту затратоотдачи на 1,75 руб. (13,05 – 11,3) или на 15,4 % (1,75 / 11,3 * 100).

Таблица 2.1.3

Динамика основных экономических показателей деятельности магазина «Инструмент»


Показатели

ед. изм.

2003

2004

2004 в % к 2003


план

факт

% выполн.

план

факт

%    выполн.

по плану

по факту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Объем продаж (товарооборот)


7900

8252

104,4

10355

12359

119,3

131

149,7

2. Объем закупок


7000

7136

101,9

8635

10200

111,6

118,1

142,9

3. Доходы


900

1116

124

1720

2159

176,9

101,6

193,4

4. Затраты


705

742,6

105,3

851

946,5

111,2

120,7

127,4

5. Прибыль


195

373,4

191,4

896

1212,5

135,3

460

324,7

6. Рентабельность


2,4

4,5


8,6

9,8





Вывод: По сравнению с прошлым годом показатели значительно увеличились. Я думаю, что  это связано с закрытием продовольственного рынка расположенного рядом с магазином «Инструмент».

По сравнению с планом, возрос показатель  рентабельности на 13,2% что немаловажно для торговой деятельности  магазина «Инструмент».

План товарооборота так же как и продаж, закупок, затрат, прибыли и рентабельности выполнен, удовлетворен спрос покупателей на отдельные товары. 


Таблица 2.1.4

Анализ финансовой устойчивости магазина «Инструмент» по данным баланса


Показатели

Формула расчета

Фактическая величина

Норматив

2003

2004 г.


1

2

3

4

5

1. Коэффициент абсолютной ликвидности, Ка.л.

0,08

0,05

0,2

2. Коэффициент текущей ликвидности, Кл

0,6

0,6

1

3. Коэффициент покрытия, Кп

1,8

1,8

2

4. Коэффициент автономии Кавт.

0,2

0,4

0,6

5. Коэффициент финансовой устойчивости Куст.

0,5

0,5

0,6


За счет того, что предприятие имеет большую кредиторскую задолженность, все расчетные коэффициенты не соответствуют нормативу.

Краткосрочные обязательства  занимают значительное место  в деятельности при  несовершенном  погашении кредита.

Данный фактор незначительно сказывается на деятельности предприятия.


2.2. Анализ форм и методов розничной продажи товаров в магазине «Инструмент»


Данный магазин относится к тем магазинам, которые для обслуживания покупателей используют такой метод продаж, как обслуживание продавцом через прилавок.

К основным торгово-технологическим процессам в данном магазине относятся:

- продажа товаров и обслуживание покупателей, включающие организацию покупательских потоков в торговом зале;

- выкладка товаров на оборудовании, обеспечивающая покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора;

- оказание покупателям дополнительных торговых услуг

- другие подобные им технологические операции.

К вспомогательным торгово-технологическим процессам относятся:

- приемка товаров от поставщиков;

- доставка их на места хранения;

- обеспечение необходимых условий хранения товаров;

- подготовка товаров к продаже;

- транспортирование товаров в торговый зал;

- организация хранения и сдачи тары.

Структура и последовательность операций торгово-технологического процесса в данном магазине представлена на рис. 2.2.1.

Рис. 2.2.1. Структура и последовательность торгово-технологического процесса в магазине «Инструмент»



Следует выделить основные этапы продажи, к которым относятся:

-              прием и установление контакта с покупателем;

-              выявление потребности и выслушивание;

-              аргументация и показ товара;

-              ответ на возражения;

-              осуществление продажи.


В соответствии с характером торгово-технологических процессов сформировалась структура помещений магазина и его технологическая планировка. Состав конкретных помещений магазина и их размеры определяются его типом, ассортиментом реализуемых товаров, методом их продажи и видами дополнительных услуг, оказываемых покупателям.

В магазине «Инструмент» выделяются следующие группы помещений, обеспечивающие осуществление торгово-технологического процесса:

1. Торговое помещение, которое занимает центральное место в составе помещений магазина и характеризуется размером (площадью) торгового зала и площадью для организации дополнительных услуг покупателям.

В данном магазине площадь торгового зала составляет 252,17 м2, при общей площади помещения в 570,1 м2. Проведя расчет, можно сказать, что на торговую площадь в магазине приходится 44 % от общей площади помещения.

2. Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

В данном магазине нет специального помещения, отведенного для приемки товаров. Поступившие товары принимаются в коридоре, затем распределяются по складским помещениям, где и происходит подготовка их к продаже.

В соответствии с планом, приведенным в приложении, в магазине имеется 8 складских помещений, каждое из которых приспособлено для хранения определенного вида товаров.

3. Подсобные помещения. Эти помещения необходимы в основном для хранения и оприходования тары. Но так как тара, в которой поступают товары, не является возвратной, то подобные помещения в магазине не выделяются.

4. Административно-бытовые помещения включают кабинет директора, конторское помещение для бухгалтера, гардероб, туалеты, душ. Общая площадь этих помещений составляет 27 м2, удельный вес площади магазина, отводимой под эти помещения составляет 4,7 %, что не превышает норматива 5%. [8, стр. 59]

5. К техническим помещениям в данном магазине относятся электрощитовая и бытовая комната. Общая их площадь составляет 6 м2 или 1,1 % от общей площади магазина, что укладывается в норматив 1-2 %. [8, стр. 59]

В составе функций управления технологическими процессами значительное внимание уделяется обеспечению рациональной технологической планировке торгового зала магазина.

Рациональная технологическая планировка торгового зала предполагает такое его зонирование и размещение оборудования, которое позволяет обеспечить максимальное удобство покупателям при движении, осмотре и выборе ими товаров; не допускать очередей в местах выбора товаров и расчета за них; рационально использовать торговую площадь; создать благоприятные условия труда для торгово-оперативного персонала.

В пункте 1.2. данной работы площадь торгового зала по своему назначению была подраздИнструмент на следующие основные зоны:

- площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров;

- площадь, занимаемая узлами расчетов;

- площадь проходов для покупателей.

Размещение оборудования, узлов расчета и проходов в торговом зале представлено на рис 2.2.2.

Площадь, занимаемая оборудованием для демонстрации товаров, включает установочную площадь оборудования, предназначенную для непосредственного размещения товаров. В донном магазине площадь под этом оборудованием составляет 123 м2.

Площадь, занимаемая узлами расчетов, в данном магазине не зонируется, так как все расчетные операции осуществляются непосредственно на рабочем месте продавца. Из рис. 2.2.2. видно, что в магазине имеется три узла расчетов, которые находятся в разных отделах.

 Остальная площадь торгового зала, равная 129,17 м2, предназначена для проходов покупателей и включает площадь проходов между оборудованием, а также зону, прилегающую к входу в торговый зал и выходу из него.

Завершающим этапом является анализ размещаемого в торговом зале торгово-технологического оборудования, особенно предназначенного для выкладки и демонстрации товаров. Так как многие виды универсального и специализированного оборудования, выпускаемого в этих целях, имеют различные параметры, для определения целесообразности выбора того или иного вида оборудования используется ряд показателей. Основными из них являются:

1. Установочная площадь. Она представляет собой площадь, занимаемую основанием оборудования или его проекции на площадь пола. В магазине «Инструмент» эта площадь составляет 85 м2.

2. демонстрационная площадь. Она представляет суммарную площадь всех островных и пристенных горок, предназначенную для демонстрации товаров и составляет в нашем магазине 43,5 м2.

3. Коэффициент емкости демонстрационного оборудования. Он рассчитывается как отношение демонстрационной площади к установочной и составляет 0,5 (43,5:85).

Основу вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине составляют процессы приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями ''О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству'', ''О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству'' (утверждены Госарбитражем при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г.), если в договорах поставки, стандартах и технических условиях не предусмотрен другой порядок приемки товаров.

Приемка товаров по количеству – это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная документация). Проводят ее в определенные сроки, указанные в инструкциях. Недостачу оформляют коммерческим актом.

Приемка товаров по качеству – это выявление качества и комплектности товаров, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества). При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт.

 Хранение товаров в магазине связано с осуществлением следующих технологических операций:

-      перемещением товаров в помещениях кладовых и укладкой их на хранение;

-      текущим наблюдением за состоянием товаров в процессе их хранения;

-      поддержанием необходимых санитарно-гигиенических условий в помещениях, предназначенных для хранения.

В помещениях для хранения обеспечивается стабильная температура (10-18 0С), нормальная влажность воздуха. Изолированно размещаются минеральные удобрения и средства защиты растений, товары бытовой химии – их хранят с обеспечением повышенных требований к противопожарной безопасности и санитарным условиям, а также к температуре и относительной влажности воздуха (не более 55-65%).

Подготовка товаров к продаже состоит из следующих технологических операций:

-    проверки целостности упаковки;

-    распаковки товаров из внешней тары;

-    проверки наличия маркировочных данных и качества после хранения.

По технически сложным изделиям осуществляются также проверка наличия инструкций по эксплуатации, технических паспортов, гарантийных талонов, комплектности изделий и проверка работы в действии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Розничные торговые предприятия – это первичное основное звено сферы розничной торговли  ее самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления различного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей покупателя и получение прибыли.

Таким образом, можно сделать вывод,  организация розничной торговли на п/п имеет огромное значение  для эффективной  деятельности предприятия.

В результате проведенного  анализа можно сделать вывод, что экономические показатели магазина «Прибрежный» высокие, они выросли по сравнению с прошлым годом.

Выросла рентабельность данного предприятия по сравнению с прошлым годом,  превысив и плановые показатели.

Организацию рыночной торговли  в магазине можно назвать эффективной.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учебник для вузов.  -М.: ТОО “Люкс-арт”,2002. – 176 с.

2.     Болт Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. –М.: Экономика, 1991. –216 с.

3.      Быкова Е.В., Стоянова Е.С. Финансовое искусство коммерции. –М.: Перспектива, 2002. 154 с.

4.     Васильев Г.А., Осипова Л.В. Коммерческая деятельность промышленных фирм. –М.: Экономическое образование, 2002. –286 с.

5.      Витт В. Управление сбытом. –М.: ИНФРА-М, 2003. – 278 с.

6.     Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке /Под ред. А.В. Зырянова. –Екатеринбург: Солярис, 2002. – 406 с.

7.     Методические рекомендации по разработке снабженческо-сбытовой политики предприятия // Экономика и жизнь. –2000. -№ 49. –С.14-15.

8.     Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. –М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. –324 с.

9.     Панкратов Ф.Г., Серегина Г.К. Коммерческая деятельность: Учебник. –М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2003. –328 с.

10.                       Семь нот менеджмента /Под общей ред. В.К. Красновой, А.Б. Привалова. –М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2001. –424с.


[1] Быкова Е.В., Стоянова Е.С. Финансовое искусство коммерции. –М.: Перспектива, 2002. 154 с.

[2] Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке /Под ред. А.В. Зырянова. –Екатеринбург: Солярис, 2002. – 406 с.


[3] Васильев Г.А., Осипова Л.В. Коммерческая деятельность промышленных фирм. –М.: Экономическое образование, 2002. –286 с.


[4] Быкова Е.В., Стоянова Е.С. Финансовое искусство коммерции. –М.: Перспектива, 2002. 154 с.

[5] Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке /Под ред. А.В. Зырянова. –Екатеринбург: Солярис, 2002. – 406 с.

[6] Васильев Г.А., Осипова Л.В. Коммерческая деятельность фирм. –М.: Экономическое бразование, 2002. –286 с.

[7] Васильев Г.А., Осипова Л.В. Коммерческая деятельность промышленных фирм. –М.: Экономическое образование, 2002. –286 с.

[8] Быкова Е.В., Стоянова Е.С. Финансовое искусство коммерции. –М.: Перспектива, 2002. 154 с.

[9] Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке /Под ред. А.В. Зырянова. –Екатеринбург: Солярис, 2002. – 406 с.

[10] Быкова Е.В., Стоянова Е.С. Финансовое искусство коммерции. –М.: Перспектива, 2002. 154 с.