Содержание:

Введение. 3

1.   Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка. 5

1.1.    Значение рынка ценных бумаг в функционировании финансового рынка  5

1.2.    Механизм функционирования рынка ценных бумаг. 13

1.3.    Регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации. 24

2.   Особенности развития и становления рынка ценных бумаг в России.

2.1.    Предпосылки возрождения и становления рынка ценных бумаг в 90-е годы

2.2.    Этапы развития рынка ценных бумаг в России

2.3.    Проблемы развития рынка ценных бумаг и пути их решения в России на современном этапе

Заключение

Список используемой литературы.. 34

Введение

Темой дипломного проекта является рассмотрение особенностей становления и развития рынка ценных бумаг в России.

Ценные бумаги способны выполнять самые разнообразные функции управления, регулирования товарно-денежных, рыночных отношений, выступая в роли средства финансирования, кредитования, перераспределения финансовых ресурсов, вложений денежных накоплений.

Ценные бумаги — документы, оформленные определенным образом, выражающие имущественные (чаще всего долговые) отношения между экономическими агентами и являющиеся движимыми, заменяемыми товарами в отличие от недвижимого имущества (земельных участков и строений). Ценные бумаги подтверждают право на некоторое имущество или сумму денег, которое не может быть реализовано или передано другому лицу без предъявления соответствующего вида ценной бумаги. По видам ценные бумаги можно классифицировать следующим образом:

·        свидетельства об участии в капитале. Это прежде всего акции, выпускаемые акционерными обществами и корпорациями, а в некоторых странах (США, Великобритания) к ним относятся также свидетельства о пае в обществе с ограниченной ответственностью, компании. В нашей стране, как и в ряде европейских стран (например, в Германии), последние не считаются ценными бумагами. Бумага является ценной, если под нее можно получить кредит в банке;

·        свидетельства о предоставлении займов — различные виды облигаций, выпускаемые как предприятиями, так и правительствами (государственные ценные бумаги). Облигации (особенно государственные) обеспечивают большую сохранность сбережений, чем акции, и поэтому более привлекательны для людей, не расположенных к риску. В акции вкладывают капиталы и сбережения инвесторы, готовые идти на риск ради получения высоких дивидендов. Существуют взаимообратимые акции и облигации, которые в определенных случаях можно обменять друг на друга;

·        денежные и товарные документы, выражающие имущественные права. К ним относятся векселя, чеки, варранты, депозитные сертификаты, коносаменты, коммерческие бумаги и др.;

·        международные ценные бумаги — евроакции, еврооблигации. В широком смысле слова к ценным бумагам относятся все документы, подтверждающие права лица на какое-либо имущество или денежную сумму. В более узком смысле под ценными бумагами понимают лишь те документы, которые обращаются на рынке, т.е. могут покупаться, продаваться, закладываться, а также приносить разовый или регулярный доход. Сфера размещения и купли-продажи ценных бумаг именуется рынком ценных бумаг или фондовым рынком.

Целью написания данного дипломного проекта является выделение особенностей становления и развития рынка ценных бумаг в России.

Для разрешения этой проблемы будут решены следующие задачи:

– раскрыто значение рынка ценных бумаг в функционировании финансового рынка,

– объяснен механизм функционирования рынка ценных бумаг,

– показано регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

– представлены предпосылки возрождения и становления рынка ценных бумаг в 90-е годы,

– раскрыты этапы развития рынка ценных бумаг в России,

– раскрыты проблемы развития рынка ценных бумаг и пути их решения в России на современном этапе.

1.  Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка

1.1.      Значение рынка ценных бумаг в функционировании финансового рынка

Рынок – сложное многофункциональное комплексное понятие, включающее в себя рынок товаров и услуг, с одной стороны, и рынок ресурсов – с другой. Взаимодействие этих рынков имеет кредитный характер и определяет системообразующее звено - экономический механизм государства.

Рыночная экономика требует использования потенциальных возможностей финансовых ресурсов, источником которых является финансовый рынок.

Финансовый рынок – совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в постоянном движении, т.е. в распределении и перераспределении, под влиянием меняющегося соотношения спроса и предложения на эти ресурсы субъектами экономики.

Единого мнения о структуре финансового рынка нет:

По мнению одних, финансовый рынок состоит из трех взаимосвязанных рынков: рынка наличных денег (выполняющих функции краткосрочных платежных средств); рынка ссудного капитала – банковских кредитов; рынка ценных бумаг;

По мнению других – в его состав входят два последних элемента и рынок валюты.

Для того чтобы выделить функции рынка ценных бумаг – одной из составляющих рынка капитала, необходимо проанализировать сущность и механизм движения капитала между рынками товаров, труда и финансов. В последнем случае необходимо выделить проблему капитала, функционирующего  не просто на финансовом рынке, а на рынке ценных бумаг.

В некоторой степени капитал, функционирующий на рынке ценных бумаг, можно определить как финансовый. Основная форма его кругооборота: Д – ЦБ – Д’, где ЦБ – ценные бумаги. Принципиальным будет положение, что финансовый капитал (как обособленная часть капитала производственного) есть капитал обращения. А потому было бы неточно сводить формулу движения финансового капитала к известной формуле движения ссудного капитала К. Маркса (Д – Д’). Движение финансового капитала, как и всякого другого, происходит по общей формуле Д – Т – Д’. Вопрос здесь, прежде всего, в характере особого товара Т, покупаемого за деньги – ценных бумагах. Они одновременно и титул собственности, и долговое обязательство, право на получение дохода и обязательство выплачивать доход. Его особенность еще и в том, что этот товар обладает рыночной стоимостью, имея лишь незначительную собственную. В рассматриваемом случае отдельные фазы кругооборота финансового капитала на рынке ценных бумаг – купля и продажа (Д – Т (читай ЦБ) и Т (ЦБ) – Д) следует рассматривать как обмен эквивалентов. Такой подход учитывает требование закона стоимости при использовании общей формулы капитала. Стоимостное равновесие на отдельных фазах кругооборота финансового капитала при конкуренции на рынке ценных бумаг обеспечивается массой отклонений рыночных цен от стоимостной основы, но на начальном этапе исследования рынка ценных бумаг, от этих отклонений следует абстрагироваться.

Самовозрастание авансированного капитала в кругообороте финансового капитала на рынке ценных бумаг (как и любого другого капитала) происходит между двумя фазами его кругооборота. Поэтому состояние особого финансового товара – ценных бумаг после первой фазы и в начале второй, равно как и межфазный временной промежуток в ходе кругооборота финансового капитала, представляет особый интерес. В отличие от кругооборота производственного капитала, покупка особого финансового товара – ценных бумаг не означает его ухода из сферы обращения. Напротив, акции, облигации, векселя и другие ценные бумаги имеют для покупателя ценность лишь тогда, когда в его руках они снова становятся товаром. В реальных финансовых операциях это наглядно видно: при покупке дисконтных облигаций, их стоимость возрастает сразу после приобретения. Финансовый капитал, следовательно, не покидает ту часть сферы обращения, которая называется финансовым рынком. При этом он обладает способностью к самовозрастанию, что можно понять, лишь рассматривая финансовый капитал как фиктивный, а прибавочную стоимость как фиктивную добавочную стоимость

В процессе приобретения ценных бумаг деньги перемещаются от покупателя к продавцу, что открывает перед ними два пути функционирования: либо обслуживать операции на финансовом рынке, либо уйти с него на рынки товаров, услуг и рабочей силы. Впоследствии денежные ресурсы могут быть использованы в кругообороте производственного капитала. Поэтому между финансовым рынком и производством стоят рынки товаров и труда. В любом случае, за кругооборотом финансового капитала скрывается кругооборот промышленного капитала, а самовозрастание финансового капитала есть результат действия механизма перераспределения добавочной стоимости, созданной в производстве.

Особенностью кругооборота финансового капитала в форме Д – ЦБ – Д’ является отсутствие нахождения финансовых инструментов (коими являются ценные бумаги) вне сферы обращения, что непосредственно проявляется в их способности после покупки в общем виде через достаточно малый промежуток времени быть проданными по цене, превышающей цену покупки. На рынке ценных бумаг в этой связи речь идет о ценах предложения и спроса (котировках) на те или иные финансовые инструменты, что и связано с представлением о ликвидности.

Под ликвидностью понимается возможность использования актива в качестве средства платежа (или быстрого превращения его в средство платежа) и способность актива сохранять свою номинальную стоимость неизменной. Применительно к ценным бумагам ликвидность  можно рассматривать как их способность служить средством платежа (или быстро превращаться в такое средство) при сохранении (или возрастании) их номинальной стоимости. Таким образом, обнаруживаются по крайней мере две основные функции, присущие ценным бумагам: сохранение стоимости и средство платежа. Сохранение стоимости предполагает возможность и ее выражения, то есть определенной меры стоимости. Поэтому ценные бумаги (так же как и любые финансовые инструменты) как особые товары имеют специфическую стоимость, то есть способны выполнять определенные функции финансового эквивалента, аналогичные ограничениям, присущим функциям денег. Эта проблема не является чисто теоретической. Возможность децентрализованного выпуска большей части ценных бумаг (например акций, векселей) при возможности выполнения ими  функции меры стоимости  (или ее сохранения) и функции платежа ставит практические вопросы соотношения денежной массы и ценных бумаг, возможности их взаимного вытеснения и негативных сторон данных процессов. Однако ограничимся лишь некоторыми положениями, важными для понимания финансового капитала, финансового рынка и рынка ценных бумаг.

В отличие от обычно производимых товаров или специфического товара – рабочей силы, приобретение ценных бумаг как товаров с особой потребительской стоимостью (способностью меры стоимости и средства платежа) предусматривает, что их номинальная стоимость со временем не только не исчезает, например по воздействием факторов физического и морального износа, но и возрастает. Природа этих процессов кроется в кругообороте промышленного капитала, капитализации и прибавочной стоимости. Но и при определенных явлениях (например, инфляционных процессах) высоколиквидные ценные бумаги могут конкурировать с национальными деньгами. В нашей стране такую конкуренцию российским деньгам до недавнего времени составляли государственные краткосрочные облигации (ГКО).

Финансовые инструменты сами становятся достойными выразителями стоимости. Между деньгами и ценными бумагами в рамках известной формулы кругооборота финансового капитала существует реальное противоречие, как между товарами в эквивалентной и относительной формах стоимости. Причем финансовые инструменты (в рассматриваемом случае – ценные бумаги) могут иметь активную эквивалентную форму по отношению к национальным деньгам. Таким образом, понятие ликвидности в полном аспекте охватывает финансовый капитал как в особой (товарной) форме, так и в денежной.

Применительно к формам финансового капитала (денежной и особой товарной) можно говорить о различиях ликвидности  отдельных финансовых рынков: банковских ссуд, валюты и ценных бумаг. Вообще такое деление, как считают специалисты, связано с делением капитала на оборотный и основной, в этой же связи рассматривается понятие инвестиционного капитала. Так, банковские ссуды, имея краткосрочный характер, обеспечивают функционирование оборотного капитала, а долгосрочные ценные бумаги (преимущественно в виде акций и облигаций) – основного капитала. Причем в рынок ценных бумаг включается и денежный рынок, на котором обращаются краткосрочные (до года) долговые обязательства. Такой подход к пониманию состава финансовых рынков отвечает истории их становления. Так, подразделение капитала на основной и оборотный необходимо учитывать  при делении рынков банковских ссуд и ценных бумаг, в то время как возникновение валютного рынка в основе своей связано с экспортно-импортными  операциями. Однако в современной систематике финансового рынка следует учесть еще ряд важных моментов. Кроме краткосрочных банковских ссуд существуют долгосрочные инвестиционные кредиты, которые обеспечивают развитие и основного капитала. Наряду с долгосрочными облигациями имеются и краткосрочные, непосредственно связанные с финансированием оборотного капитала. Нет единого мнения, касаемо включения денежного рынка в рынок ценных бумаг. Функционирование денег на отдельных  частях финансового рынка – сложный противоречивый процесс. Деньги являются элементом кругооборота при любых финансовых инструментах и, следовательно, присущи всем сегментам финансового рынка. Принципы деления можно понять, лишь исследовав потребительную стоимость финансовых инструментов, их реальные возможности. В этой связи  предпочтительна оценка финансовых инструментов с позиции их ликвидности.

При условии перетекания стоимости с одного рынка на другой для каждой из перечисленных групп финансовых инструментов характерен свой набор факторов, определяющих его историческое и политическое существование. Причем все инструменты финансового рынка в той или иной форме обладают способностью к взаимозаменяемости в ходе движения  первоначальной авансированной стоимости.

Каждой группе финансовых инструментов (особой товарной формы) присущ свой механизм их ликвидности. В конкретном экономическом аспекте отмечу различие перечисленных рынков по отношению актива баланса к его пассиву (коэффициент ликвидности) для каждой группы финансовых инструментов – денежных обязательств, валюты и ценных бумаг.

Наименее ликвидны банковские ссуды. При всем их многообразии – от межбанковского кредита до кредитов населению – они не могут сравниваться с ликвидностью валюты и ценных бумаг. Поскольку ссуды являются срочными, заемщикам нет необходимости выплачивать ссудную сумму до оговоренного срока. Проблема возвратности ссуд становится обратной стороной  проблемы ликвидности денежных обязательств. В пределах срока ссуд, денежные обязательства практически не могут быть использованы как платежные средства, хотя в известной степени размеры кредитов, выданных за счет собственных средств, являются основой для получения данными кредитными организациями кредитных ресурсов через механизм межбанковского кредита. В связи с изложенным, можно утверждать, что ссудный рынок стремится к коротким срокам ссудных обязательств, что делает его основным поставщиком ресурсов для оборотного капитала. Долгосрочные ссуды как наиболее рискованные и наименее ликвидные вряд ли могут представлять интерес для наших банков.

Валютный рынок имеет не только иную ликвидность, и иную форму учета. Общий учет всех финансовых инструментов на валютном рынке осуществляется за пределами государства, а именно в банковских организациях той страны, которая эмитировала соответствующую валюту. Таким образом, если финансовые инструменты  на рынке ссудного капитала превращаются в деньги лишь в рамках отдельных кредитных организаций, то кругооборот финансового капитала на валютном рынке выходит за национальные границы. Здесь кредитные и операционные риски зависят от работы не только иностранных банков, но и соответствующих правительств.

Рынок ценных бумаг имеет иную ликвидность и  иной характер кредитных и операционных рисков. Ликвидность акций, облигаций и т.п. определяется их способностью выражать в конечном счете возрастающую стоимость действующего производственного капитала, причем здесь может идти речь не только о росте дивидендов, но и о реальной капитализации прибавочной стоимости. В принципе, это обстоятельство не меняет тот факт, что эмитентом ценных бумаг могут быть и предприятия, и государство. В последнем случае эффективность налоговой системы, рост экономических возможностей государства лишь отражается на стоимости государственных ценных бумаг. Система участия ценных бумаг в кругообороте финансового капитала обусловлена также необходимостью особого учета этих финансовых инструментов, резко отличающегося от других форм.

Все сказанное выше позволяет выделить основные функции рынка ценных бумаг, которыми являются:

·        инвестиционная функция – распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для расширенного воспроизводства, и их оборот в рамках рынка финансового капитала;

·        перераспределение собственности на производственный капитал, как элемент экономической целесообразности поведения субъектов экономики;

·        перераспределение рисков путем купли-продажи фиктивного капитала, посредством противоположных сделок, участники которых поочередно принимают риск на себя;

·        повышение ликвидности обязательств, в том числе государственных.

Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из ключевых факторов регулирования процесса инвестирования капитала и его миграции путем притока в те отрасли, где в нем остро нуждаются, и покидая те отрасли, где наблюдается его излишек и прибыльность вложения в которые снижается.

В зависимости от времени и способа поступления ценных бумаг на рынок последний можно разделить на первичный и вторичный. Впервые ценные бумаги появляются на первичном рынке, где осуществляется их размещение среди первых владельцев (инвесторов). Обязательными участниками первичного рынка являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Процесс размещения может осуществляться как с помощью, так и без помощи посредников. Именно на первичном рынке эмитенты, путем размещения ценных бумаг, привлекают средства инвесторов, которые используются для реализации намеченных коммерческих целей.

Все последующие операции с ценными бумагами осуществляются на вторичном рынке. Но отличие вторичного рынка ценных бумаг от первичного заключается не только в том, что первичный рынок предшествует вторичному, и ценные бумаги не могут появиться на вторичном рынке минуя первичный. На первичном и вторичном рынках происходят разные по своей сущности процессы. На первичном рынке капиталы инвесторов путем размещения ценных бумаг попадают в руки эмитента. На вторичном же рынке происходит переход ценных бумаг от одних инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги поступают бывшим владельцам ценных бумаг. То есть операции на вторичном рынке происходят без участия эмитента и не оказывают непосредственного влияния на положение дел эмитента. Эмитенту в принципе безразлично, в чьих руках находятся выпущенные им ценные бумаги, важным для эмитента является лишь объем обязательств по ценным бумагам.

В зависимости от форм организации совершения сделок с ценными бумагами можно выделить организованный (биржевой) и неорганизованный (внебиржевой) рынки ценных бумаг. Организованный рынок образуют фондовые биржи. Все остальные сделки с ценными бумагами осуществляются на неорганизованном рынке.

В зависимости от типа продаваемых ценных бумаг выделяют также такие части рынка ценных бумаг, как денежный рынок и рынок капитала Денежный рынок — это рынок краткосрочных финансовых требований (со сроком действия до одного года). Рынок капиталов — это рынок ценных бумаг со сроком действия более одного года. Хотя такое деление и является довольно условным, в нем есть определенный смысл, так как на денежном рынке удовлетворяются потребности, главным образом, в оборотном капитале, а на рынке капиталов — потребности в основном  капитале.

1.2.      Механизм функционирования рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг - система отношений физических и юридических лиц, связанных с выпуском, обращением и погашением ценных бумаг.

Участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты ценных бумаг, инвесторы, инвестиционные институты, а также их объединения (ассоциации), фондовые биржи (фондовые отделы бирж), уполномоченные государством органы по регулированию и координации рынка ценных бумаг и другие.

На рынке ценных бумаг могут осуществлять деятельность следующие виды инвестиционных институтов:

инвестиционный посредник (финансовый брокер и дилер);

инвестиционный консультант;

инвестиционная компания;

инвестиционный фонд;

управляющая компания;

депозитарий;

расчетно-клиринговая палата (организация);

держатель реестра владельцев ценных бумаг;

номинальный держатель ценных бумаг;

иные виды инвестиционных институтов.

Инвестиционные институты могут быть созданы в любой организационно-правовой форме, за исключением инвестиционного фонда, который может быть создан только в форме акционерного общества открытого типа.

Фондовые магазины - структурные подразделения инвестиционных институтов, осуществляющие внебиржевую мелкооптовую и розничную торговлю ценными бумагами для физических лиц.

Фондовые магазины могут создаваться инвестиционными посредниками, инвестиционными и управляющими компаниями.

Порядок создания, деятельности и ликвидации фондовых магазинов устанавливается законодательством.

Организация торговли на рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с законодательством, фондовыми биржами (фондовыми отделами бирж) и инвестиционными институтами, действующими на основании лицензий.

Инвестиционные институты вправе создавать подразделения по организации внебиржевой торговли ценными бумагами в соответствии с законодательством.

Основными принципами торговли на рынке ценных бумаг являются:

создание условий для всех потенциальных инвесторов для выгодного вложения своих средств;

добровольность заключаемых на рынке ценных бумаг сделок;

устранение барьеров на пути свободной конкуренции;

установление цен на базе реально складывающегося спроса и предложения;

строгое соблюдение законодательства в области рынка ценных бумаг всеми его участниками;

обязательное раскрытие информации о биржевых и внебиржевых операциях, котировках, финансовом состоянии эмитентов;

доступность рынка для всех инвесторов и эмитентов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством;

обеспечение полного раскрытия информации о ценных бумагах и их эмитентах, гласности и доступности этой информации;

защита интересов инвесторов и эмитентов;

запрещение и преследование мошенничества и другой незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

Соблюдение основных принципов торговли на рынке ценных бумаг обеспечивается на основе сочетания мер государственного регулирования с правилами торговли, выработанными фондовыми биржами и объединениями (ассоциациями) участников рынка ценных бумаг.

Ценные бумаги, приобретенные инвесторами, могут быть перепроданы на биржевых и внебиржевых рынках. Инвесторы могут осуществлять сделки купли-продажи как через инвестиционные институты, так и самостоятельно.

Сделки купли-продажи именных ценных бумаг совершаются в документальной форме, позволяющей зафиксировать состоявшееся волеизъявление сторон.

Сделки купли-продажи ценных бумаг на предъявителя, кроме сделок, заключаемых без посредника и исполняемых при их заключении, совершаются в документальной форме, позволяющей зафиксировать состоявшееся волеизъявление сторон.

Сделки купли-продажи акций, совершаемые органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, могут осуществляться на внебиржевом рынке самостоятельно, без участия инвестиционных посредников в порядке, определяемом правительством Российской Федерации.

Посредничество на рынке ценных бумаг осуществляется инвестиционными посредниками.

Инвестиционным посредником является инвестиционный институт, осуществляющий брокерскую и (или) дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг.

Брокерской деятельностью признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основе договоров поручения или комиссии либо доверенности на совершение таких сделок.

Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам.

Консультационной деятельностью признается оказание услуг по анализу и прогнозу состояния рынка ценных бумаг и его участников, экспертизе, разработке и рекомендации финансовых инструментов (финансовых обязательств), консультационные услуги по вопросам выпуска, размещения и обращения ценных бумаг, переподготовке специалистов, а также по осуществлению инвестиционной политики юридическими и физическими лицами.

Инвестиционный институт, занимающийся консультационной деятельностью на рынке ценных бумаг, именуется инвестиционным консультантом. Инвестиционным консультантом может быть юридическое или физическое лицо.

Инвестиционный консультант предоставляет клиенту необходимую информацию для принятия им самостоятельного решения и не вправе давать рекомендации по покупке или продаже конкретных ценных бумаг.

Инвестиционной компанией является юридическое лицо, осуществляющее выпуск ценных бумаг, вложение средств в ценные бумаги, куплю-продажу ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе за счет котировки ценных бумаг.

Инвестиционные компании формируют свои ресурсы только за счет средств учредителей, а также реинвестированных собственных средств и осуществляют эмиссию собственных ценных бумаг, реализуемых юридическим и физическим лицам.

Инвестиционные компании не имеют права формировать свои привлеченные ресурсы за счет вкладов и средств населения.

Инвестиционным фондом является юридическое лицо, осуществляющее приобретение и выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложение от имени фонда в ценные бумаги, на банковские счета и во вклады. Риски инвестиционных фондов, связанные с такими вложениями, доходы и убытки от изменений рыночной оценки таких вложений в полном объеме относятся на счет владельцев (акционеров) этого фонда и реализуются ими за счет изменения текущей цены акций фонда. Инвестиционными фондами не могут являться банки и страховые компании.

Инвестиционный институт, осуществляющий деятельность по управлению инвестиционными активами других инвестиционных институтов, юридических и физических лиц, а также осуществляющий куплю-продажу ценных бумаг, именуется управляющей компанией. Деятельностью по управлению ценными бумагами является осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

ценными бумагами;

денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;

денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами определяется законодательством и договорами.

Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению ценных бумаг и (или) учету прав на эти ценные бумаги.

Инвестиционный институт, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Депозитарием может быть только юридическое лицо.

Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и (или) учету прав на эти ценные бумаги, именуется депонентом. В целях обеспечения сохранности своих акций и других ценных бумаг инвесторы имеют право хранить и обменивать ценные бумаги в виде:

бумажных сертификатов;

электронных бухгалтерских записей в компьютере.

Заключение договора о депозитарном обслуживании не влечет за собой перехода к депозитарию права собственности на ценные бумаги депонента.

Депозитарий несет установленную законом ответственность за сохранность депонированных у него ценных бумаг, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по учету прав на ценные бумаги, в том числе за полноту и правильность записей по счетам депонента.

На ценные бумаги депонентов не может быть обращено взыскание по обязательствам депозитария.

Клирингом признается деятельность по определению, уточнению и зачету взаимных обязательств, предусматривающая осуществление операций по сбору, сверке, корректировке информации по сделке и подготовке бухгалтерских документов для исполнения гражданско-правовых сделок с ценными бумагами.

Инвестиционные институты, осуществляющие расчетно-клиринговые операции по сделкам с ценными бумагами, именуются расчетно-клиринговой палатой (организацией).

Организации, осуществляющие клиринг по ценным бумагам в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами, принимают к исполнению подготовленные при определении взаимных обязательств ценные бумаги, денежные средства и бухгалтерские документы на основании их договоров с участниками рынка ценных бумаг, для которых производятся расчеты.

Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих и относящихся к системе ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Инвестиционный институт, занимающийся предоставлением услуг, по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуется держателем реестра владельцев ценных бумаг (реестродержателем).

Реестр владельцев ценных бумаг представляет собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую дату.

Держателем реестра может быть эмитент или инвестиционный институт, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента.

В случае, если число владельцев превышает 500, держателем реестра должна быть независимая, специализированная на ведении реестра организация.

В качестве держателя реестра владельцев ценных бумаг не могут выступать:

физические лица;

юридические лица, являющиеся акционерами того же акционерного общества или контролирующие его акции.

Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, не вправе осуществлять сделки с ценными бумагами эмитента, зарегистрированными в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом.

Номинальный держатель ценных бумаг - лицо, которое держит акции от своего имени по поручению другого лица (собственника ценных бумаг или другого уполномоченного держателя), не являясь собственником этих ценных бумаг.

Номинальным держателем ценных бумаг могут выступать банки, депозитарии (кроме акций инвестиционного фонда), инвестиционные институты, совершающие сделки с ценными бумагами от имени и по поручению владельца или уполномоченного им лица.

Номинальный держатель ценных бумаг в отношении ценных бумаг, держателем которых он является по поручению другого лица, обязан:

совершать необходимые действия, направленные на обеспечение получения этим лицом всех выплат, которые ему причитаются по этим ценным бумагам;

осуществлять сделки и операции с ценными бумагами исключительно по поручению и в соответствии с договором, заключенным с лицом, по поручению которого он держит акции;

осуществлять учет ценных бумаг, которые он держит по поручению других лиц, на раздельных забалансовых счетах и постоянно иметь на этих счетах достаточное количество ценных бумаг в целях удовлетворения требований лиц, по поручению которых он держит эти ценные бумаги.

Номинальный держатель ценных бумаг обязан предоставлять держателю реестра ценных бумаг сведения о лицах, по поручению которых он держит ценные бумаги, с указанием количества и категории (типа) ценных бумаг не менее одного раза в год.

Ценные бумаги, которые номинальный держатель ценных бумаг держит по поручению своих клиентов, не подлежат взысканию в пользу кредиторов номинального держателя.

Деятельность банков на рынке ценных бумаг регулируется настоящим Законом, а также законами "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности".

Осуществление деятельности инвестиционного консультанта, инвестиционного фонда и управляющей компании не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами деятельности (кроме депозитарной) на рынке ценных бумаг.

Дополнительные ограничения на совмещение видов деятельности и проведение операций с ценными бумагами устанавливаются уполномоченным государством органом.

В целях защиты интересов инвесторов, инвестиционных институтов и иных клиентов могут создаваться объединения (ассоциации) инвестиционных институтов на принципах некоммерческих организаций. Все доходы объединения (ассоциации) используются исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее участников.

Выбор объекта, формы и размера инвестиций является ответственностью (риском) самого инвестора, соответственно, конечную ответственность (риск) за защиту собственных инвестиций, вложенных в ценные бумаги, в том числе в акции, несут сами инвесторы (акционеры).

Участники рынка ценных бумаг за нарушение законодательства о ценных бумагах несут ответственность в установленном порядке.

Рекламодатель на рынке ценных бумаг за ущерб, причиненный недобросовестной рекламой, несет ответственность в соответствии с законодательством. При нарушении законодательства о ценных бумагах уполномоченный государством орган вправе применять экономические санкции за:

неопубликование или несвоевременное опубликование информации об эмитентах и ценных бумагах, отчетов, а также непредоставлении или несвоевременное предоставление органам государственного надзора отчетов или информации, - в размере 70-кратной суммы минимальной заработной платы;

уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушений - в размере 100-кратной суммы минимальной заработной платы;

нарушение установленного порядка выпуска и обращения ценных бумаг эмитентами, совершения и регистрации сделок с ценными бумагами профессиональными участками рынка ценных бумаг - размере 200-кратной суммы минимальной заработной платы;

нарушение порядка учета и отчетности по инвесторам, операциям с ценными бумагами, расходам и доходам - в размере 600-кратной суммы минимальной заработной платы;

эмиссию не подкрепленных активами ценных бумаг, необоснованное установление, несоблюдение имущественных прав отдельных инвесторов и невыплату соответствующих доходов инвесторам - 700-кратной суммы минимальной заработной платы;

введение в заблуждение инвесторов и органов надзора путем распространения (предоставления) заведомо недостоверных сведений, осуществление нелегальной практики продаж, манипулирования ценами на рынке ценных бумаг инвестиционными институтами - в размере 800-кратной суммы минимальной заработной платы.

Факт манипулирования ценами (искусственного завышения или занижения цен) на рынке ценных бумаг признается в судебном порядке.

Доходы участников рынка ценных бумаг от незаконных видов деятельности либо от деятельности без получения в установленном законодательством случаях специального разрешения (лицензии) подлежат изъятию в государственный бюджет с применением штрафа в сумме полученного от незаконной (нелицензированной) деятельности.

На фондовом рынке различают следующие ценные бумаги, которые оговорены в ст. 143 ГК РФ.

К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Государственная облигация - облигация, эмитированная государством.

Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

Вексель – ценная бумага, обособленный документ, строго предусмотренной формы, содержащий или безусловное обязательство выдавшего его лица (простой вексель), или его приказ третьему лицу (переводной вексель) произвести платеж указанной суммы поименованному в векселе лицу или предъявителю векселя в обусловленный срок. Обычно вексель выполняется на бумажном носителе.

Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Сертификат - свидетельство, подтверждающее:

- либо право на владение или пользование собственностью;

- либо совершение определенных операций.

Обычно сертификат должен иметь подпись выдавшего его лица.

Если соглашением сторон не предусмотрено иное, заключение договора банковского вклада с гражданином и внесение денежных средств на его счет по вкладу удостоверяются сберегательной книжкой. Договором банковского вклада может быть предусмотрена выдача именной сберегательной книжки или сберегательной книжки на предъявителя.

Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Выпуск акций на предъявителя разрешается в определенном отношении к величине оплаченного уставного капитала эмитента в соответствии с нормативом, установленным федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в подтверждение факта принятия груза к морской перевозке и обязательства передать его грузополучателю в порту назначения.

В коносаменте указываются:

- наименование судна (если груз принят к перевозке определенным судном);

- наименование перевозчика, место приема груза к перевозке, наименование отправителя;

- место назначения или направление судна, наименование получателя груза (коносамент на предъявителя, именной коносамент, ордерный коносамент);

- наименование, маркировка, состояние, внешний вид и свойства груза;

- количество мест и/или вес и/или объем груза;

- данные о фрахте и других причитающихся перевозчику платежах;

- количество составленных экземпляров коносамента;

- подпись капитана или иного представителя перевозчика

1.3.      Регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности по ним всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Формирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, международным соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. Различают:

·        государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

·        регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

·        общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг имеет следующие цели:

·        поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

·        защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

·        обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

·        создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

·        воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы);

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

·        создание нормативной базы функционирования рынка, т. е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую норму;

·        отбор профессиональных участников рынка; современный рынок ценных бумаг как и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

·        контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами.

В целях повышения эффективности системы регулирования рынка ценных бумаг и контроля деятельности профессиональных участников рынка, снижения государственных расходов на регулирование рынка ценных бумаг и осуществления порядка государство обеспечивает создание саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе, с целью регулирования определенных  аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающаяся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, т. к. один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Создание саморегулирующих организаций исключительно в качестве некоммерческих организаций означает в соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ 2004 г., что они могут быть созданы только в следующих организационно-правовых формах – профессиональной общественной организации и в форме объединения коммерческих или некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

В РФ правовой режим саморегулируемых организаций установлен в ГК РФ 2004 г., Законе «О рынке ценных бумаг», в положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденном постановлением СМ РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78.

Закон «О рынке ценных бумаг» впервые четко определил понятие саморегулируемой организации.

В соответствии со ст. 48 Закона саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональ-ными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения выданного Федеральной Комиссией.

Саморегулируемыми организациями обычно являются организаторы рынка ценных бумаг (биржи и общественные объединения различных групп профессиональных участников.

Регулирование рынка ценных бумаг подразумевает наличие двух взаимосвязанных ветвей этого регулирования:

·        государственное регулирование рынка ценных бумаг;

·        саморегулирование рынка ценных бумаг.

Государственное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется путём:

·        установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и стандартов профессиональной деятельности;

·        регистрации выпусков ценных эмиссионных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

·        лицензирования деятельности банков, страховых и иных кредитно-финансовых учреждений;

·        создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

·        запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии;

·        постановления предельных объёмов эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня представительными органами государственной власти и органы местного самоуправления;

·        обеспечение системы контроля за достоверность информации о результатах экономической деятельности, предоставляемой эмитентами владельцам ценных бумаг.

·        контроля за достоверностью предоставляемой эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг информации.

Данный перечень выведен на основании Закона «О рынке ценных бумаг» и Указа Президента РФ от 4 ноября 1994 г. №2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ.»

Структура государственного регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:

нормативную подсистему - совокупность соответствующих законов и иных правовых актов, нормативных актов, которые устанавливают условия осуществления государственного регулирования, условия и порядок осуществления государственного регулирования, систему государственных органов ремиссиям их деятельности.

организационную подсистему в виде:

·        Государства и его роли в регулировании различных сегментов рынка ценных бумаг.

·        Самой структуры государственных органов, отвечающих за регулирование различных сегментов рынка ценных бумаг в их взаимодействии, их статус, функции.

Рынок ценных бумаг и те правоотношения, которые на нём складываются, имеют исключительно сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих этот рынок.

Эта сложность объясняется двумя причинами:

·        Смешанной (банковская и небанковская) моделью рынка ценных бумаг, как следствие - наличие Банка России и иных государственных органов в качестве регулирующих инстанций.

·        Приватизацией, проведённой в короткие сроки и вызвавшей «выброс» на фондовый рынок различных финансовых инструментов.

Структура государственного регулирования представляет из себя большую проблему. Если представить, какие только органы власти не делают попытки регулировать рынок ценных бумаг, то можно понять, почему количество проблем не уменьшается, а прибавляется.

Среди уровней правового регулирования рынка ценных бумаг можно выделить три традиционных, выделяемых в зависимости от территориального деления России - федеральный, субъектов Федерации и местный.

Основное значение, исходя из Конституции РФ 1993 г., ГК РФ 2004 г., которыми регулирование гражданско-правовых отношений, представляющих собой большинство из тех отношений, которые возникают на рынке ценных бумаг, отнесено к исключительному предмету ведения федеральных органов власти, имеет федеральный уровень, который представлен:

·        Федеральным собранием РФ

·        Президентом РФ

·        Центральным банком РФ

·        Правительством РФ в целом как органом, который принимает правовые акты по вопросу регулирования рынка ценных бумаг

·        Отдельными министерствами и ведомостями, в компетенцию которых входит регулирование рынка ценных бумаг, путём издания нормативных или индивидуальных управленческих актов: Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, Министерством финансов РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Государственной налоговой службой РФ и Антимонопольными органами.

Каждый из вышесказанных органов в рамках предоставленной компетенции принимает соответствующие правовые акты различной юридической природы, от общеобязательных законов до рекомендательных инструкций. При этом нормативные акты, которые принимаются, подчас противоречат друг другу.

Наибольшее значение и влияние на развитие фондового рынка оказывает деятельность двух органов - Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и Центрального банка РФ.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в соответствии со ст.40 Закона «О рынке ценных бумаг» является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.

Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ была создана на основании Указа Президента РФ от 4.11.1994 г. № 2063  «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ».

Федеральная комиссия принимает обязательные для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и участников рынка ценных бумаг постановления и распоряжения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и их объединений и контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов.

Нормативные акты по вопросам регулирования рынка ценных бумаг принимаются федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции только по согласованию с Федеральной комиссией.

Для обеспечения выполнения установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практической реализации принимаемых Федеральной комиссией решений и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг образуются и действуют в рамках социальной правоспособности региональные комиссии.

Региональные комиссии создаются на основании Примерного положения о региональной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, утвержденного Постановлением Правительства РФ №193 от 28.02.1995 г.

Федеральная комиссия принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства РФ и нормативных актов о ценных бумагах.

Решения Федеральной комиссии принимаются в форме постановлений.

Центральный банк России является вторым по значимости органом, регулирующим рынок ценных бумаг. Регулирующие функции Банка России отражены в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)», принятом 12.04.1995 г. Государственной Думой от   26.04.1995 г. № 65 - ФЗ.

Центральный Банк РФ - федеральный орган, действующий на основании Закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует систимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций, регулирует деятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами, контролирует экспорт и импорт капиталов.

Министерство финансов РФ - министерство в составе Правительства - регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов РФ и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные кампании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета, операции с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

·        Гражданский кодекс РФ, ч.1 и 2 (1995-1996 гг.)

·        Закон «О банках и банковской деятельности» (1990 г.)

·        Закон «О Центральном банке РФ» (1995) с изменениями и дополнениями от 24.06.1992 г., от 24.12.1993 г. № 2288

·        Закон «О рынке ценных бумаг» (1996 г.)

·        Указы Президента РФ по развитию рынка ценных бумаг  (за период с 1992 г. выпущено порядка 50 Указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг).

·        Постановления Правительства РФ в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон « О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года №39-федеральный закон. Принят государственной думой 20 марта 1996.

2. О защите интересов инвесторов. Указ Президента Российской Федерации от 11 июня 1994 г. №1223 «Рынок ценных бумаг», 12/1994.

3. О защите потребителей от недобросовестной рекламы. Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994г №1183.

4. Концепция развития рынка ценных бумаг: Указ Президента Российской Федерации от 01.07.96  №1008.

5. Концепция развития рынка ценных бумаг в Республике Коми на 1997-1998 годы и до 2000 года: Указ Главы Республики Коми от 7 июля 1997 года №184, Республика №123 от 15 июля 1997 года.

6. Миркин Л.М. «Ценные бумаги и фондовый рынок» – Москва, Перспектива,1995 год

7. Рукавишникова «Основные формы государственного воздействия на рынок ценных бумаг». Хозяйство и право, 1997 год №1 с.40-47, №2 с.69-77.

8. А.П. Шихвердиев «Выигрывает экономика. И это главное»Рынок ценных бумаг. 1997 год. №11 стр 50.

9. А.П. Шихвердиев «Коми-республика угольников, нефтяников, лесников и финансистов» Рынок ценных бумаг. 1997 год. №13 стр 140.

10. Д. Васильев «Рынок ценных бумаг вчера, сегодня, завтра» Экономика и жизнь, 1995 год. №8 стр 1.