Содержание



1. Анализ рабочего места. 3

2. Источники и организация найма и приема персонала. 4

3. Теория мотивации персонала. 5

4. Управление конфликтами в производственном коллективе. 5

Список литературы.. 9


1. Анализ рабочего места


Проведем анализ рабочего места менеджера по работе с персоналом туристической фирмы ООО «Агат». Для анализа использовалась информация, полученная методом наблюдения. Метод наблюдения выбран потому, что этот метод не отвлекает сотрудника от выполнения своих непосредственных обязанностей; кроме того, этим методом за короткое время можно получить больше информации, чем другими методами.

Методика анализа рабочего места взята из книги Атаманчука Г.В. Теория управления конфликтами.[1]

Наименование должности: менеджер по вопросу управления персоналом и производительностью труда.

Общее описание рабочего процесса:

Менеджер выполняет ответственную работу по управлению деятельности персонала организации ООО «Агат». Он несет ответственность за разработку кадровых программ, которые включают прием на работу, конкурсное собеседование, оценку работников и назначение их на должности, проведение аттестации, составление рекомендаций по изменению статуса работников организации, а так же создание системы распределения информации среди работников. Менеджер работает под общим контролем начальника отдела кадров, при этом он может проявить инициативу и иметь независимое мнение  по выполнению возложенных на него задач.

Действия, присущие рабочему месту менеджера по персоналу ООО «Агат»:

-          Участвовать в планировании и принятии решений по созданию единой и эффективной службы персонала.

-          Разъяснять политику, проводимую организацией, на разных ее уровнях путем распространения бюллетеней, организации собраний и личные контакты.

-          Проводить собеседования с кандидатами на должность, оценивать их квалификацию и соответствие заявкам.

-          Совещаться с начальником по вопросам,  связанным с его деятельностью, включая проблемы назначения на должность; зачисляет на должность работников, прошедших испытательный срок; перемещает по должности и увольняет постоянных работников.

-          Организовывать тестирование работников;

-          Разрабатывать системы обучения персонала.

-          Разрабатывать систему оценки деятельности и обучает руководителей методам оценки деятельности подчиненных.

-          Организовывать и координировать работу по ведению кадровой документации.

Специфика рабочего места менеджера ООО «Агат»:

1. Менеджер по персоналу должен иметь подготовку и опыт работы. В данном случае должен обладать большим опытом работы по данной профессии. Рабочий стаж минимум – пять лет.

2. Образование: высшее (не менее четырех лет обучения), специализирующийся на работе с персоналом, управлении делами или психологии труда.

3. Знания, навыки и способности. Должен обладать знаниями по теории и практике управления персоналом, включая отбор, назначение на должности и оценку работников.

4. Степень ответственности. Он отвечает за разработки, проводимые отделом кадров, специализирующемся на управлении персоналом, контролирует работу учетчика.

2. Источники и организация найма и приема персонала

         Опираясь на проведенный анализ рабочего места менеджера по персоналу ООО «Агат», объявление о наборе персонала на эту должность может выглядеть          следующим образом:

«Требуется менеджер по персоналу: разработка собственных программ по отбору и оценке персонала. Высшее образование; стаж работы не менее 5 лет на аналогичной должности. Оплата достойная».


3. Теория мотивации персонала


         При отборе кандидата на должность менеджера по персоналу для фирмы ООО «Агат» целесообразно использовать следующий список вопросов для собеседования.

             Почему Вы обратились о приёме на работу именно к нам? Чем Вас привлекла наша фирма? Что Вы знаете о ней?

            Почему Вы выбрали именно эту карьеру? Как Вы планируете на будущее свою карьеру?

            Каковы Ваши интересы вне работы? Как Вы проводите свободное время?

             Что бы Вы хотели изменить в своём прошлом?

            Какие особенности в Вашей подготовке позволяют Вам думать, что Вы добьётесь успеха в избранной Вами сфере деятельности?

            Что Вам нравилось больше всего и меньше всего на прежней работе?

             Что Вы можете рассказать о Ваших руководителях на прежнем месте работы? О Вашей прежней работе?

             Почему Вы уволились с прежней работы?

            На какую заработную плату Вы рассчитываете?

             Чем Вы надеетесь заниматься через 5 (10 , 15) лет?


4. Управление конфликтами в производственном коллективе


На ООО «Агат» произошел конфликт между менеджером по выездному туризму и менеджером по продажам. Причиной конфликта послужили различия в манере поведения и жизненном опыте этих двух сотрудников.  Менеджер по продажам относится к тому типу людей, которые иногда проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и готовы оспаривать каждое их слово.

Тип описываемого конфликта следующий: конфликт зародился на межличностной почве и перешел на производственную сферу, так что  больше всего пострадали те функции, которые выполняются совместно менеджером по выездному туризму и менеджером по продажам. Различия в жизненном опыте, нравственных ценностях, образовании, стаже работы, возрасте и социальных характеристиках уменьшили степень взаимопонимания и сотрудничества между этими сотрудниками.

В процессе анализа конфликта руководитель предприятия был в отъезде и не имел возможности разобраться в его природе и источнике; директор привлек для разрешения конфликта менеджера по персоналу.

В процессе разрешения конфликта мнение менеджера по персоналу оказалось более убедительно для участников конфликта, чем мнение непосредственного руководителя. Хотя в этом случае каждая из конфликтующих сторон могла подозревать, что менеджер-арбитр в определенных условиях или по каким-либо субъективным причинам может принять сторону ее оппонента. Однако, в описываемой ситуации, когда конфликт не затухает, а усиливается, так что «обиженной» стороне необходимо бороться уже и против менеджера[2].

В процессе разрешения конфликта менеджер по персоналу  произвел четкое и решительное определение и указание процедур, которые стороны должны выполнять, провел разъяснение и обоснование. Четкость в определении ролей и алгоритмов работы сторон создало спокойную обстановку, необходимую для продолжения работы (иначе неопределенность, нерешительность и двусмысленность менеджера-арбитра вызывали бы сумятицу недоверия).

В процессе разрешения конфликта менеджером по персоналу проводились следующие действия (таблица 1):

Таблица 1

Методы эффективного вмешательства в конфликт по этапам его анализа

Задачи менеджера-орбитра

Путь достижения

Завоевание авторитета у сторон

Проявление, демонстрация независимости, разъяснение своих намерений

Определение структуры взаимоотношений сторон

Уяснение внутренней структуры конфликта, структурирование взаимоотношений между и участниками конфликта

Поддержание "оптимального" уровня интенсивности конфликта

Разъяснение последствий затяжных конфликтов, исследование готовности сторон осуществлять изменения

Дифференциация вмешательства по видам конфликта

Выбор вмешательств, соответствующих данному типу конфликта – индивидуальные беседы с конфликтующими

Детализация конфликта, конфронтация, синтез

Поэтапное рассмотрение конфликта, исследование безвыходных ситуаций, порождаемых конфликтом, для дальнейшей детализации

Определение процедур достижения компромисса для каждой стороны

Прекращение циклично повторяющихся обсуждений (дискуссий)

Восстановление производственного взаимодействия

Недопущение переноса личностной неприязни на должностные обязанности: конфликтующим «приходится» работать вместе по распоряжению директора.

Примирение конфликтующих

Убеждение незначительности личностных причин, приведших к конфликту


Благодаря профессиональным действиям менеджера по персоналу, удалось решить главную проблему для урегулирования этого конфликта – недопущение циклично повторяющихся обсуждений конфликтующими сторонами одних и тех же вопросов[3]. В результате применения этой технологии разрешения конфликта менеджеру-арбитру управлять изменить позиции конфликтующих сторон в предмете спора таким образом, чтобы на первом этапе управлять конфликтом, не допуская переноса личностной неприязни на производственные ситуации, а в последствии вообще искоренить конфликтную ситуацию.






Список литературы




1.     Атаманчук Г.В. Теория управления конфликтами: Курс лекций. - М.: Гардарика, 2003.

2.     Веренко И.С. Конфликтология. -  М.: Дело, 2000.

3.     Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.-  М.: Аспект пресс, 2001.

4.     Технологии управления конфликтами: Хрестоматия / Ост. В.Н.Меньшова, Т. В. Черняк. – М.: Дело, 2003.

5.     Черняк Т. В., Меньшова В.Н. Технологии управления конфликтами: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2002.



[1] Cм.: Атаманчук Г.В. Теория управления конфликтами: Курс лекций. - М.: Гардарика, 2003. – с. 145-150.

[2] Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.-  М.: Аспект пресс, 2001. – с 103.


[3] Атаманчук Г.В. Теория управления конфликтами: Курс лекций. - М.: Гардарика, 2003. – с. 88.