Содержание

Введение. 2

Глава I. Теоретическая основа понятия монополистической конкуренции. 3

1.1 Виды рыночного противоборства: что общего и различного между ними. 3

1.2 Каковы причины образования и виды монополии. 6

1.3 Почему введено антимонопольное законодательство. 11

1.4 Взаимосвязь конкуренции и монополии на рубеже XX-XXI столетий. 13

Глава II. Анализ монополистической конкуренции в России. 16

2.1 Формы сочетания монополии и конкуренции. 16

2.2 Антимонопольное законодательство в России. 22

Заключение. 24

Список литературы.. 25

Введение

Одним из закономерных следствий механизма совершен­ной конкуренции является дифференциация субъектов рын­ка, связанная с разорением одних, обогащением и преуспе­ванием других.

Продуктом совершенной конкуренции является моно­полия, вырастающая из свободной конкуренции, сосуще­ствующая рядом с ней и становящаяся ее антиподом.

Возникновение, а затем и господство монополий, вме­шательство государства в экономику приводят к переходу от совершенной (свободной, не ограниченной) к несовершенной (ограниченной) конкуренции, изменяющей механиз­мы взаимодействия субъектов экономики.

Понимание механизмов несовершенной конкуренции представляет важность, поскольку в современных услови­ях в большинстве развитых стран имеет место именно эта конкуренция, ограничивающая "свободу рынка".

Для современной России также актуальна проблема несовершенной конкуренции, соответствующая ее сегодняш­ним реалиям.

Целью курсовой работы является углубленное изучение монополистической конкуренции и антимонопольной политики государства.

Задачей курсовой работы является:

1. Рыночное противоборство;

2. Причины и виды монополии;

3. Антимонопольное законодательство;

4. Анализ статистических данных.

Глава I. Теоретическая основа понятия монополистической конкуренции.

1.1 Виды рыночного противоборства: что общего и различного между ними.

На рынке существуют два вида противоборства продавцов и покупателей: конкурент и монополия. Оба этих вида обладают определенным единством. Оно состоит в том, что в рыночной сделке, как известно, выступают собственники товар и денег, которыми они обмениваются. Каждый продавец и покупатель и сопоставляет в денежной форме свои расходы с доходами. При этом возможны три итога сделок: равенство затрат и результатов, убытки (расходы превышают доходы) и прибыль (результаты больше затрат).

Главной целью и мотивом поведения участников сделок является, разумеется, получение прибыли. Отсюда естественным путем возникает противоборство между частными и коллективными собственниками товар и денег за получение наибольшей выгоды от торговых сделок. Такая выгода в решающей степени зависит от уровня рыночной цены. Очевидно, продавцы экономически заинтересованы в повышении цен на товар' и услуги, а покупатели - в их понижении.[1]

В свою очередь, рыночная цена испытывает воздействие двух основных факторов. Это:

1) рыночная власть. Чем больше такой власти у продавцов или у покупателей, тем сильнее ее влияние на рыночную цену;

2) формы взаимодействия покупателей и продавцов. Речь идет при де всего о двух крайне противоположных состояниях такого взаимодействия — свободной конкуренции и абсолютной монополии, которые полностью исключают друг друга. Сравнение их признаков дается в табл. 1

Таблица 1. Свободная конкуренция и абсолютная монополия

Состояние рыночных отношений

Свободная конкуренция

Абсолютная монополия

Виды собственников

Мелкие единоличные собственники

Собственники крупны хозяйственных объединений

Состояние рыночных отношений

Свободная конкуренция

Абсолютная монополия


Число участников рынка   

Много покупателей и продавцов

Один

Независимость участников рынка друг от друга

Имеется

Нет

Цель противоборства

Достижение лучших условий торговли

Установление полного господства на рынке

Установление рыночной цены одним участником

Невозможно

Возможно


Конкуренция (от лат. concurrere — сталки­ваться) - соперничество между участника­ми рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров.

Рыночную состязательность можно подразделить на ряд конкретных форм и методов.

A. В зависимости от различия видов собственников имущества можно выделить соперничество в среде:

•  мелких товаропроизводителей, покупателей;

•  владельцев небольших капиталистических предприятий;

•  собственников крупных хозяйственных объединений;

•  а также между всеми этими участниками рынка.

Б. По масштабам развития конкуренция может быть:

•  индивидуальной (с участием одного лица);

•  местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территории);

•  внутриотраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за полу­чение наибольшего дохода);

•  межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извле­чения большего дохода);

•  национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

•  глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и го­сударств разных стран на мировом рынке).

B. По характеру развития рыночная состязательность подразделяется на свободную и регулируемую.

Г. По приемам противоборства конкуренция делится на:

•  ценовую (рыночные позиции соперников подрываются путем сни­жения цен и

•  неценовую (победу одерживают посредством улучшения качества продукции, совершенствования обслуживания покупателей и т. п.).

В условиях монополизированного рынка кривая предложения отсутствует. Другими словами, нет пропорциональной зависимости между ценой и производимым количеством. Причина заключается в том, что решение монополиста по объему производства зависит не только от предельных издержек, но и от формы кривой спроса. Изменения в спросе не приводят к пропорциональным изменениям цены и предложения, как это происходит с кривой предложения для рынка свободной конкуренции. Вместо этого изменения в спросе могут привести к изменению цен при постоянном объеме производства, изменения в объеме производства могут произойти без изменения цены или же измениться могут как цена, так и объем производства.

1.2 Каковы причины образования и виды монополии.

Монополия (от греч. monos — один, poleo - продаю) — вид хозяйственной организации на рынке, которая означает захват крупным хозяйственным объединением подавляющей части рынка в целях своего обогащения.

На рубеже XIX-XX вв. монополизация рыночного пространства по­лучила быстрое и широкое развитие по следующей совокупности причин.

1. Рыночным отношениям внутренне присуще движение от одной противоположности к другой (которые указаны на рис. 2): от монопо­лии к конкуренции и от конкуренции к монополии. Как известно, в XVIII— XIX вв. был совершен решительный переход от цеховой монополии ре­месленников к свободной конкуренции.

Но, в свою очередь, конкурентное противоборство неизбежно ведет к тому, что более сильные соперники побивают слабых, продвигаясь по пути монополизации торговли.

2. Как мы знаем, на рубеже XIX—XX вв. ускорилось индустриальное развитие производства на основе научно-технического прогресса. Это за­кономерно вызвало большой скачок в концентрации (укрупнении пред­приятий) и централизации (объединении хозяйств) в области промыш­ленности. Такое реальное обобществление производства увеличивает масштабы выпуска продукции на крупных хозяйственных объединениях, а тем самым толкает их к монополистическому захвату рыночного про­странства.

3. В XX в. стали быстро развиваться типы общей долевой и общей совместной собственности.  Благодаря известным преимуществам по сравнению с частными предприятиями общая собственность способна наиболее значительно расширять масштабы присвоения и в сфере производства, и в сфере рыночного обращения. Именно таким предприятиям принадлежит рыночная власть.[2]

Получившие сейчас развитие монополистические объединения под­разделяются на ряд групп (см. рис. 2).

А. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:

• объединение предприятий, продающее определенные товары мно­жеству покупателей, — монополия',

• хозяйственное объединение, скупающее какие-то продукты у всех продавцов, — монопсония. Например, гигантские по своим размерам корпорации пищевой промышленности превращаются в монопсонии по отношению к фермерам, сбывающим им сельскохозяйст­венную продукцию.

Рис. 2. Виды монополии

Б. С учетом степени охвата рынка выделяются следующие виды моно­полистических организаций:

• в масштабе одной отрасли рыночной деятельности — абсолютная монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный кон­троль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой;

• в отраслевом масштабе обычно развертывается деятельность абсо­лютной монопсонии. В отсутствие каких-либо конкурентов она пол­ностью контролирует скупку продукции множества товаропроизво­дителей по установленной ею цене;

• в масштабе национального хозяйства может также сформироваться абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная мо­нополия внешней торговли и т. п.).

Аналогично - в общенациональном масштабе - действует абсолют­ная монопсония.

В. В зависимости от характера и причин возникновения различают сле­дующие виды монополистических объединений.[3]

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйствен­ные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся не­которые отрасли и виды производства, в которых из-за особой техноло­гии недопустимо развивать конкуренцию.

Под естественной монополией понимается состояние товарного . рынка, при котором удовлетворение спроса на продукцию эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей пред­приятия. Такая эффективность выражается в существенном понижении хозяйственных затрат на единицу товара по мере увеличения объема про­изводства. Причем изделия, производимые субъектами естественной мо­нополии, не могут быть заменены в потреблении другими продуктами[4].

Легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно причислить формы монополизации, как бы защищенные от конкуренции:

а) патентная система. В данном случае имеется в виду, что выданный физическим и юридическим лицам патент - это свидетельство, которое удостоверяет их авторство и исключительное право на изобретение, по­лезную модель, промышленный образец;

б) авторские права. В законодательном порядке регулируются отно­шения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, по­становок, передач, организацией эфирного или кабельного вещания (смежные права);

в) товарные знаки. Имеется в виду законодательное регулирование отношений, которые возникают в связи с регистрацией, правовой охра­ной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наиме­нований мест происхождения товаров.

Искусственные монополии. Под этим условным названием (кото­рое отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод.

Искусственная монополия преднамеренно меняет структуру рыноч­ного пространства в своих интересах:

• создает барьеры для вхождения на рынок новых соперников (захваты­вает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки не выдает кредиты для хозяйственных нужд новым предприятиям и т. п.);

• достигает очень высокого (по сравнению с конкурентами) уровня технологии производства;

• применяет более крупный капитал, позволяющий добиться боль­шего эффекта от масштабов производства;

• теснит конкурентов хорошо поставленной рекламой. Искусственные монополии выступают в виде конкретных форм:

а) картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промыш­ленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске про­дукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.;

б) синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих од­нородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хо­зяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая про­дукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору;

в) трест - объединение юридических лиц, в котором создается со­вместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию;

г) концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Концерн получил сейчас широкое рас­пространение.

Приобретенная монополией рыночная власть используется для уста­новления в ее интересах рыночных цен.

1.3 Почему введено антимонопольное законодательство.

Совершенно очевидно, что с помощью произвольно устанавливаемых цен монопо­лии собирают своего рода дань с других предпринимателей и населения. Это порождает и обостряет социаль­но-экономические противоречия, что не останавливает монополистиче­ские объединения.[5]

Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополии экономическими и другими методами решительно расправляются с кон­курентами. Назовем некоторые из этих способов:

• хозяйственный бойкот - частичный или полный отказ от экономи­ческих связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в мо­нополистическое объединение). Монополии предлагают зависи­мым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества;

• демпинг — преднамеренная продажа товаров по бросовым ценам с целью разорения конкурента;

• ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти неф­теперерабатывающим заводам);

• маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупате­лей;

• использование финансовых средств борьбы с конкурентами (напри­мер, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже;

• разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозво­ленных средств с целью их поглощения и присоединения к моно­полии. Последние применяют широкий арсенал жестоких приемов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копи­руют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют промышленный шпионаж (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий-конкурентов и т. п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами, вплоть до поджогов помещений, террористических актов и заказных убийств.[6]

Уже в конце XIX в. стало очевидно, что монополистические объеди­нения разрушают нормальные для рыночной системы отношения. В от­вет на такие отрицательные действия в правовых и демократических го­сударствах применяются соответствующие меры противодействия. Речь идет об осуществлении антимонопольного законодательства.

Во многих странах государство проводит антимонопольную полити­ку и регулирование конкурентного рынка по следующим основным на­правлениям.

1. Ограничивается монополизация рынка. При этом под монополиза­цией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. Так, в США в принятом в 1890г. антитрестов­ском законе монополизацией рынка признано обладание рыночной до­лей, равной или превышающей 60%.

2. Признается незаконным слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда, антимонопольное законодательство не приостанавливает процесс цен­трализации в сфере производства (объединение предприятий в крупные фирмы или хозяйственные объединения).

3. Запрещается установление монопольных цен (в том числе «лидерст­во» фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора).

4. Сохраняется и поддерживается конкуренция в цивилизованных фор­мах. В связи с этим воспрещаются «нечестные» или «обманные» способы соперничества — демпинг, применение фальшивой рекламы продоволь­ственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т. п.

1.4 Взаимосвязь конкуренции и монополии на рубеже XX-XXI столетий

В каких направлениях развиваются конкуренция и монополия. Во второй половине XX в. конкуренция и монополия стали развиваться в серьезно изменившихся направлениях. Что это за направления?

Первое направление — возрастание экономической роли монополии.[7]

Во второй половине XX в. началось ус­коренное развитие научно-технической революции. В связи с этим в корне изменилась роль многих монополий. Для конца XIX - первой половины XX в. традиционным было стремление монополий тормозить применение научно-технических новинок, чтобы не допускать снижения рыночных цен. Но сейчас крупные хозяйственные объединения стано­вятся легальными монополиями и в течение определенного срока исполь­зуют патентное право для обновления технологии2. Они также расшири­ли применение авторских прав и товарных знаков.

Внедрение достижений научно-технической революции требует крупных материальных затрат. Как правило, такие затраты не способы осуществлять мелкие предприятия, типичные для свободной конкурен­ции. В отличие от них монополии с их высокими доходами могут в своей отрасли добиться первенства в научно-техническом прогрессе. Этим они упрочивают свое преобладающее положение на рынке.

Важно также учесть, что во второй половине XX в. в экономике развитых стран возник монополистический по своей природе государственный сектор. Государство нередко ограничивает вхождение предпринимателей в отрасль хозяйства или род деятельности путем выдачи лицензии (разрешения), создавая также таким способом собственную монополию.

Второе направление — обострение конкуренции. Научно-техническая революция необыкновенно ускорила совершенствование технической базы производства. В результате этого резко усилилось соперничество, особенно в области внедрения новейших достижений техники и техноло­гии. Сейчас сложилась такая обстановка, что монополии во всех отрас­лях национального хозяйства не могут на долгий срок освободиться от ожесточенной конкурентной борьбы. Технический прогресс является важнейшим фактором сохранения монополии, поскольку, не проводя технических нововведений, монополист может потерпеть поражение от новых конкурентов, внедривших наиболее эффективные научно-техни­ческие достижения.

В последние годы огромное значение приобрело участие крупных хо­зяйственных объединений в глобальной конкуренции, направленной на завоевание мирового рыночного пространства3.

Во многих странах государство оказывает национальным монополи­ям помощь в освоении новейших научно-технических достижений, в подготовке научных и инженерных кадров, а также обеспечивает их другими экономическими преимуществами. Ориентиром в этом отноше­нии служит определение рейтинга в глобальной конкуренции.

Третье направление - сочетание конкуренции и монополии. Рассмотренные выше свободная конкуренция и абсолютная монополия в на­стоящее время являются исключениями. Правилом же является нераз­дельность двух противоположностей - конкуренции и монополии. Речь идет о том, что ведущие участники современного рынка в определенной мере соединяют монополистические и конкурентные действия.

Скажем, в США большинство рынков находится под влиянием не­скольких крупных компаний, чаще всего двух или трех. Но между ними не утихает соперничество, принимающее разные формы.[8]

Глава II. Анализ монополистической конкуренции в России.

2.1 Формы сочетания монополии и конкуренции.

Основными формами своеобразного соеди­нения двух противоположных видов взаи­модействия объектов рынка выступают:

а) монополистическая конкуренция и б) олигополия. О новом состоянии рынка дает представление статистические данные рис 2. и табл. 3.

Рис 2. Параметры состояния олигополии и монополии в России.

Как видно из графика монополистический вид рынка в России преобладает, это обосновано с естественной монополией (см. рис. 3) то есть законодательство предусматривает ряд естественных монополий.

Рисунок 3 показывает нам соотношение монополии и естественной монополии на рынке к числу естественных монополий относится такие крупные компании как ГАЗПРОМ, РАО ЕЭС РОССИИ и ряд других компаний.

Монополие на рынке России составляет около 45 структур это могут быть такие компании как Капитал Групп, Альфа Групп, ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, Сибсталь,

Рис. 3 Доля естественной монополии.

Статистические данные за последние 5 лет приведены на рис. 4.

Рис. Статистические данные количества монополий по годам.

По данным рисунка тенденция развития монополии развивалась параболоидом максимальное численность предприятий доходит до 45, а минимальная численность - 21 предприятие монополист

Таблица 3. Параметры состояния рынка России.

Параметры состояния рынка

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Барьеры входа на рынок и выхода из него

Нет

Обычно есть

Дифференциация продукта

Есть

Возможна

Участие фирм в контроле над ценами

Цена индивидуализированного продукта контролируется

Нелегальный контроль

В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация (разделение на различные формы) товаров - придание им индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи). Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары, имеется много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов.[9]

Дифференциация товаров является проявлением нового вида соперничества продавцов — неценовой конкуренции. Это противоборство в кор­не отличается от свободной конкуренции мелких товаровладельцев. Если: последние предлагали покупателям, как правило, однородную и одина­ковую по качеству продукцию, то сейчас монополистическая конкурен­ция протекает совершенно иначе. Неценовая конкуренция, развиваю­щаяся на основе продажи разнородных продуктов, отличается следую­щими признаками:

• неодинаковым качеством товаров — их различиям по назначению, материалам, оформлению, качеству работы. Скажем, персональные компьютеры, как известно, могут отличаться друг от друга по мощ­ности, программному обеспечению, предназначению для групп по­требителей и т. д. Очень различны по фасону, материалам и другим признакам мужская и женская одежда и множество других вещей;

• разнообразием торговых услуг. Магазины стремятся склонить на свою сторону покупателей более высоким качеством обслужива­ния, предоставлением товаров в кредит и т. п.;

• размещением и доступностью мест продажи продуктов для покупате­лей. Так, часто маленькие магазины располагаются на более ожив­ленных улицах, работают 24 часа в сутки;

• упаковкой и рекламой.

В силу такого рода особенностей фирма, участвующая в монополи­стической конкуренции, занимает сравнительно небольшой удельный вес в торговле. Соперники действуют независимо друг от друга из-за множества конкурентов. Из-за этого они не могут договориться между собой с целью ограничения объема продажи своих индивидуализирован­ных продуктов или установления более высоких цен.

По-своему монополия и конкуренция сочетаются в олигополии. Олигополия (от греч. oligos — немногий, poleo — продаю) — господство не­большого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В отличие от фирм, участвующих в монополистической конкуренции и имеющих небольшой удельный вес в торговле, олигополии обладают очень боль­шой рыночной властью. Так, в США отрасль национального хозяйства считается олигополистической, если крупнейшие компании контроли­руют 40% и более всего рынка. Для определения степени господства олигополии в отрасли применятся показатель степень концентрации (сосредоточения продаж) четырех крупнейших фирм.

Олигополии могут выпускать однородную продукцию (сталь, цинк, медь, цемент и т. д.) и дифференцированную (автомобили, моющие средства, множество бытовых электрических приборов и др.).

Олигополии возникли не случайно. На Западе государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий. Так, оно уста­навливает контроль за ценами, чтобы сдерживать инфляцию и регулиро­вать уровень цен в высококонцентрированных отраслях, где сильнее всего развита монополизация. Специальные государственные органы на­блюдают за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из отраслей. Они содействуют выполнению антимонопольного законода­тельства.

Олигополии вынуждены считаться с антимонопольным законода­тельством. Однако они нередко различными путями (посредством «ли­дерства в ценах», тайного «джентльменского соглашения») обходят анти­монопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают по крайней мере выгодные им цены. При этом олигополии не приемлют ценовую конкуренцию, ибо конкурирующие фирмы могут бы­стро и легко ответить на снижение цен, и имеют достаточные денежные средства для совершенствования изделий и поддержания рекламы. Как и отрасли с монополистической конкуренцией, олигополистические отрасли делают упор на неценовую конкуренцию.

Неценовая конкуренция существенно меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Поскольку на рынке господствует установленная олигополией высокая цена, то она уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара. Наоборот, величина стоимости — общественно необходимых затрат труда и материальных средств - изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов. Так, в зависимости от остроты противоборства на рынке увеличиваются или снижаются расходы фирм на повышение качества г изделий, на содержание сети обслуживания потребителя, на рекламу и т. п. В результате более быстро меняются затраты труда и материальных средств на изготовление и сбыт продукции, т. е. производство и сбыт олигополии оказываются более гибкими, чем рыночная цена.

Когда конкуренция достигает крайнего обострения, затраты производственных ресурсов нарастают и могут вплотную приблизиться к установленной высокой цене. И это не случайно: методы неценовой конкуренции предполагают наличие огромных капиталов и всевозможных резервов, чтобы обеспечить совершенствование продуктов, массовую рекламу их особых качеств, предоставление кредитов покупателям и пр. Относительно слабые компании, не имеющие таких средств, теряют по­зиции на рынке и вынуждены сотрудничать с более мощными групповы­ми монополиями.

При подведении итогов процесса развития конкуренции и монопо­лии на рубеже XX—XXI столетий перед нами предстает современное состояние взаимоотношений участников рынка. Для этого рынка характер­ны следующие элементы:

1) сравнительно небольшие остатки свободной конкуренции;

2) острое противоборство монополий с аутсайдерами (независимы­ми мелкими и средними хозяевами);

3) соперничество между крупными монополиями на национальном и мировом рынках;

4) монополистическая конкуренция и соперничество между участ­никами олигополии;

5) государственное ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции в ее цивилизованных формах.

Важно подчеркнуть, что в западных странах сейчас нет крайних со­стояний рынка: ни свободной конкуренции, ни абсолютной, ничем не ог­раниченной монополии, охватывающей все национальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в нашей стране.[10]

2.2 Антимонопольное законодательство в России.

В 1990-х гг. в России сделаны первые шаги по разработке и примене­нию антимонопольного законодательства.

Из всего сказанного в данном пункте можно сделать три обобщения.

Во-первых, в ряде стран в начальный период капитализма (XVIII-XIX вв.) преимущественное развитие получила свободная конкуренция. Во-вторых, в конце XIX - начале XX в. произошли широкая монополи­зация рынка и вытеснение свободной конкуренции. В-третьих, во мно­гих странах государство выступило с законодательными мерами в под­держку конкуренции и против разрушительных действий абсолютных монополий на национальном рыночном пространстве. Таким путем в демократическом и правовом государстве принимаются меры по предот­вращению деятельности монополий по сбору своеобразной дани со всех слоев населения.

Теперь пришло время задаться вопросами: в каких направлениях раз­вивались противоречия во взаимодействии участников рынка в послед­ние десятилетия? Изменилась ли сегодня сама конкуренция и монопо­лия?

За последние десятилетия очень сильно развилось конкуренция между производителями и продавцами разного рода услуг и работ. Конкуренция в свою очередь привело к монополии предприятий, то есть объединение предприятий в одну крупную компанию и стали диктовать на рынке свои цены на продукции. И в связи с этим государство принялось регулировать отношения между предприятиями, то есть приняли антимонопольные законодательные акты, которые должны были прекратить массовость объединения предприятий.

Антимонопольная политика государства диктуется через антимонопольные законодательства, в России под монополией понимается объединение крупного капитала созданное с целях захвата рынка, государственные власти прослеживают, такую тенденцию и в соответствии с законодательством имеют право вмешаться и если это необходимо принять санкции против компаний нарушивших законодательные нормы.

В связи с принятием антимонопольного законодательства возросла и сама конкуренция среди промышленных и торговых предприятий, закон также предусматривал естественную монополию и к таким компаниям отнесли: Газпром, РАО ЭЭС России и ряд других естественных монополий.

Заключение

В погоне за наибольшей прибылью мо­нополии используют отличные от кон­куренции методы соперничества. В про­тивовес конкуренции, которая в борьбе за прибыль использует экономические методы и ориентируется на экономические преимущества своего производства, монополия наряду с экономическими, использует неэкономические методы борьбы с конкурента­ми, что принципиально отличает ее от конкуренции.

В частности, в борьбе за успех она широко использует против соперников арсенал таких неэкономических мето­дов, как прямой диктат, насилие, лишение источников сы­рья, энергоносителей, кредита и т.д., применяет методы промышленного шпионажа, криминальные, уголовно на­казуемые методы и т.д.

Ограниченные возможности конкуренции в механизме монополии вполне очевидны из анализа различных форм монополистического господства. Исходя из особенностей различных форм монополисти­ческих образований очевидно, что дифференциация про­дукта и множество производителей весьма ограничены, не­значителен уровень конкуренции в таких важнейших моно­полистических структурах, как дуополия, олигополия, практически отсутствует в самой монополии. Это означает, что монополия ставит пределы конкуренции.

Вместе с тем она не исключает конкуренции вовсе, по­рождает новые формы конкуренции:

1)  внутри монополий;

2)  между монополистическими союзами;

3)  между монополиями и аутсайдерами.

Таким образом, проявляется определенная двойствен­ность: с одной стороны, монополия ориентируется на ис­ключение конкуренции на определенном виде рынка, с дру­гой — допускает ее в весьма ограниченных пределах в рам­ках самих монополий, в большей мере — между монополи­ями и аутсайдерами.

Список литературы

1.           Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 640 с.

2.           Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 714 с – (“Серия высшее образование”)

3.           Экономическая теория. Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 – 527 с

4.           Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 212 с.

5.           Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 315 с.

6.           Микроэкономика: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. А.С Селицев – СПб ЭКСПО, 2002. – 456 с.

7.           Абдулгамидов Н., Губанов С. Российская экономика в системе мировых связей // Экономист. - 2000. – 456 с.

8.           Гранберг А. Экономическое пространство России: трансформации на рубеже веков и альтернативы будущего // Общество и экономика. - 1999. - № 3-4, - 244 с.

9.           Илларионов А. Как Россия потеряла XX столетие // Вопросы экономики. -2000.-226 с.

10.      Куликов В. Социальные императивы предложения экономического ре­формирования // Российский экономический журнал. - 2000. – 256 с.



[1] Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 140 с.


[2] Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА –М, 2001. – 214 с – (“Серия высшее образование”)


[3] Экономическая теория. Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 – 227 с


[4] Илларионов А. Как Россия потеряла XX столетие // Вопросы экономики. -2000.-126 с.


[5] Микроэкономика: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. А.С Селицев – СПб ЭКСПО, 2002. – 156 с.


[6] Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2001. – 112 с.


[7] Экономическая теория. Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999 – 227 с


[8] Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2002. – 215 с.


[9] Микроэкономика: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. А.С Селицев – СПб ЭКСПО, 2002. – 256 с.


[10] Илларионов А. Как Россия потеряла XX столетие // Вопросы экономики. -2000.-216 с.