Содержание

1. Теоретическая часть. Элементы государственной политики в области оздоровления предприятия. 3

Введение. 3

1. Теоретические основы банкротства хозяйствующих субъектов. 5

1.1 Нормативно-правовое регулирование банкротства предприятий в Российской Федерации. 5

1.2 Порядок признания банкротства. 8

1.3 Меры по предупреждению банкротства предприятий. 10

1.4 Возможности финансового оздоровления предприятий-банкротов. 11

1.5 Реструктуризации  задолженности  предприятий  перед  федеральным бюджетом по налогам и сборам. 15

Заключение. 18

2. Практическая часть. Мониторинг предприятия и прогнозирование кризиса. 19

2.1. Количественные методы в диагностике банкротства. 19

2.1.1. Модель Альтмана. 19

2.1.2. Пятифакторная модель У. Бивера. 20

2.1.3. Модель П. Пратта. 22

2.1.4. Модель DuPont 23

2.1.5. Модель Р. Таффлера и Г. Тишоу. 23

2.1.6. Модель Р. Лиса. 24

2.1.7. R – счет Иркутской государственной экономической академии. 24

2.1.8. Методика О.П. Зайцевой. 25

2.1.9. Методика ФУДН по оценке финансового состояния предприятия. 26

2.1.10. Методика Р.С. Сайфулина и Г.Г. Кадыкова. 26

2.1.11. Интегральный метод. 27

2.1.12. Показатель Аргенти. 28

2.2. Качественные методика прогнозирования банкротства. 29

2.2.1. Анализ «больных» статей баланса. 29

2.2.2. Анализ финансовых потоков. 30

Список литературы.. 32

 

1. Теоретическая часть. Элементы государственной политики в области оздоровления предприятия

 

Введение

Осуществление хозяйственной деятельности любого хозяйствующего субъекта сопровождается финансовыми отношениями с другими хозяйствующими субъектами по вопросам права собственности и других вещных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. В процессе этих отношений возникают договорные обязательства и имущественные отношения, которые регулируются гражданским законодательством: Гражданским кодексом.

Самой большой группой по объему денежных платежей являются предприятия и организации, связанные в процессе своей деятельности с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми организациями, таможней, фирмами иностранных государств. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль. Главной проблемой этих отношений являются неплатежи.

Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств.

В случае образования убытков, неспособности предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг) и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении банкротства предприятия, реализуется принцип ответственности предприятий за результаты своей финансово - хозяйственной деятельности.

Это представляется естественным и целесообразным в условиях развитой рыночной экономики, предполагает создание и функционирование отлаженного механизма и процедуры банкротства. Вместе с тем, убыточность многих предприятий в России обусловлена объективными причинами, а их ликвидация может привести к массовой безработице и серьезным социальным потрясениям. Поэтому столь актуальным является своевременное выявление негативных тенденций в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и принятие соответствующих мер, чтобы не допустить полного краха предприятия.

Цель данной работы - рассмотреть элементы государственной политики в области оздоровления предприятия, действующие в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд промежуточных задач:

-  рассмотреть нормативно-правовое регулирование банкротства предприятий;

-         рассмотреть государственное антикризисное регулирование;

-         рассмотреть влияние налоговой политики на преодоление предприятием кризиса;

-         провести диагностику предприятия на предмет финансовой устойчивости.

1. Теоретические основы банкротства хозяйствующих субъектов

1.1 Нормативно-правовое регулирование банкротства предприятий в Российской Федерации


Банкротство является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики. Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах с рыночной экономикой выработан определенный механизм упреждения и защиты предприятий от полного краха. Основные элементы этого механизма:

- правовое регулирование банкротства;

- организационное, экономическое и нормативно-методическое обеспечение принятия решений о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

- меры государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях сохранения перспективных товаропроизводителей;

- финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий;

- экономическая защита интересов всех участников процедуры банкротства;

ведение реестра неплатежеспособных предприятий, гласность и доступность информации о банкротах для широкой общественности.

Несостоятельность (банкротство) является категорией рыночного хозяйствования. В современной России в ходе рыночного преобразования банкротства хозяйствующих субъектов становятся реальностью, в связи с чем возникает необходимость нормативно-правового и государственного регулирования механизма банкротства предприятий.

Основой нормативно-правовой базы банкротства предприятий служит Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон РФ от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

За последнее десятилетие Государственная Дума РФ, учитывая важность для экономики страны законодательной базы такого регулирования, трижды занималась разработкой и принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве): от 19.11.1992 №3929-1, от 08.01.98 №6-ФЗ, от 26.10.02 №127-ФЗ). При этом целенаправленность действия нового закона претерпела принципиальные изменения. Так, если Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) от 08.01.98 №6-ФЗ прежде всего был направлен на защиту интересов кредиторов, то цель нового закона от 26.10.02 №127-ФЗ существенно изменена. Реализация его положений позволяет решить более широкий и значимый круг задач:

- оздоровление экономики путем банкротства неэффективно работающих предприятий;

- защита интересов кредиторов, которые так и не получили от заемщика ожидаемых доходов на вложенный капитал в связи с нерациональным его использованием;

- защита интересов инвесторов;

- восстановление финансовой устойчивости несостоятельных предприятий, оказавшихся не по своей вине в трудном финансовом положении, хотя многих из них можно отнести к потенциально перспективным хозяйствующим субъектам.

В сентябре 1993 года при Государственном комитете по управлению государственным имуществом было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (ФУДН), основной целью которого являлось управление государственными предприятиями, находящимся в стадии кризиса.

Указом Президента РФ от 17 марта 1997 г. N 249 на базе Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ образована Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

 Указом Президента РФ от 25 мая 1999 г. №651 Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению была преобразована в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству, основной целью которой являлось управление всеми предприятиями независимо от форм собственности, находящимся в стадии финансового кризиса. Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. №301 было утверждено Положение о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Основными задачами управления являлось:

- правовое и методическое обеспечение антикризисного управления;

обеспечения и реализация процедур финансового оздоровления предприятий-должников и банкротства;

- анализ финансового состояния предприятий и участие в принятии решений о государственной финансовой поддержке предприятий-должников;

- разработка проектов восстановления предприятий;

- подготовка антикризисных управляющих.

Пунктом 12 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству упразднена. Пунктом 14 этого же Указа установлено передать: «функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемой Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, функцию по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства – Федеральной налоговой службе». Изучая далее структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную указанным Указом, можно увидеть, что Федеральная налоговая служба входит в структура Министерства финансов, а в структуре Министерства экономического развития и торговли вовсе отсутствует служба по финансовому оздоровлению и банкротству. Поэтому на данном этапе до тех пор, пока не будут приняты соответствующие законодательные акты не совсем ясно, какая структура будет осуществлять функции упраздненной Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству. Учитывая, что нормативные акты, утвержденной бывшей службой не отменены, мы в рамках данной работы будем ориентироваться именно на них.


1.2 Порядок признания банкротства


Несостоятельность (банкротство) предприятия – это неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая невозможность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над стоимостью его имущества или в силу неудовлетворительной структуры его баланса.[1]

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей и неспособность обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Банкротом предприятие может быть объявлено по решению арбитражного суда или добровольно.[2] Следует учитывать, что банкротство, кроме реального, может быть умышленным или фиктивным. Умышленное банкротство проявляется в том, что руководитель или собственник в личных чьих-либо интересах преднамеренно делает предприятие неплатежеспособным. Фиктивное банкротство – это заведомо ложное объявление о несостоятельности предприятия с целью получения от кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидки с долгов.

Процесс объявления предприятия банкротом заключает в себя три основные стадии:

1) Предприятие признается неплатежеспособным на основе выявления неудовлетворительной структуры его баланса. Об этом оно получает уведомление от федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве). Директор предприятия отстраняется от работы по решению органа, уполномоченного принимать такое решение. При смещении директора назначается управляющий, имеющий четкие права и обязанности. Санкция не применяется, если причиной неплатежеспособности является выполненный предприятием, но не оплаченный госзаказ.

2) К должнику – предприятию могут быть применены реорганизационные или ликвидационные процедуры, а также мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника арбитражным управляющим и санацию, то есть оздоровление предприятия – должника в результате оказания ему финансовой помощи собственником, кредиторами и иными лицами. Мировое соглашение между должником и кредиторами может быть достигнуто по поводу отсрочки (рассрочки) причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

На этой стадии проводится углубленный анализ финансового и экономического положения предприятия, по результатам которого федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) принимает одно из следующих решений:

- оказать предприятию государственную финансовую поддержку;

- приватизировать его в обязательном порядке с особыми, индивидуальными для каждого предприятия условиями;

- преобразовать предприятие в казенное, то есть фактически в бюджетное;

- продать предприятие или с сохранением юридического лица, или его паев, или имущества.

3) Предприятие объявляется банкротом после признания факта о несостоятельности арбитражным судом или в связи с официальным объявлении о банкротстве должником при его добровольной ликвидации.

Согласно статьи 65 Гражданского кодекса несостоятельность (банкротство) юридического лица, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по решению суда. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».


1.3 Меры по предупреждению банкротства предприятий


В случае возникновения признаков банкротства, установленных посредством финансового анализа,  руководитель должника   обязан   направить  учредителям  (участникам)  должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.                                    

Учредители  (участники)  должника,  собственник   имущества должника    -    унитарного    предприятия,    федеральные   органы исполнительной  власти,  органы  исполнительной  власти   субъектов Российской  Федерации,  органы  местного  самоуправления в случаях, предусмотренных    федеральным    законом,    обязаны     принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.     

В целях предупреждения банкротства  организаций  учредители (участники)  должника,  собственник имущества должника – унитарного предприятия  до  момента  подачи  в  арбитражный  суд  заявления  о признании   должника  банкротом  принимают  меры,  направленные  на восстановление платежеспособности должника.  Меры,  направленные на восстановление  платежеспособности  должника,  могут  быть  приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.[3] 

Учредителями    (участниками)    должника,    собственником имущества  должника  - унитарного предприятия,  кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению  банкротства  должнику  может быть  предоставлена  финансовая  помощь в размере,  достаточном для погашения  денежных  обязательств   и   обязательных   платежей   и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).  

Предоставление  финансовой  помощи   может   сопровождаться принятием  на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

1.4 Возможности финансового оздоровления предприятий-банкротов


Финансовое  оздоровление  вводится  арбитражным  судом   на основании  решения  собрания  кредиторов. Одновременно   с   вынесением   определения   о    введении финансового     оздоровления     арбитражный     суд     утверждает  административного    управляющего.

В определении о введении  финансового  оздоровления  должен указываться  срок  финансового  оздоровления,  а  также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. В случае  предоставления обеспечения исполнения обязательств в соответствии  с  графиком  погашения  задолженности  определение  о введении  финансового  оздоровления  должно  содержать  сведения  о лицах,  предоставивших  обеспечение,  размере  и  способах   такого обеспечения.                                                       

Определение  арбитражного  суда  о   введении   финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению. Но оно может быть и обжаловано.   Финансовое оздоровление вводится на срок не более  чем  два

 года.                                                              

С  даты  вынесения арбитражным судом определения о введении  финансового оздоровления наступают следующие последствия:         

- требования кредиторов  по  денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей,  срок исполнения которых  наступил  на  дату введения   финансового   оздоровления,  могут  быть  предъявлены  к должнику только с соблюдением  порядка  предъявления  требований  к должнику, установленного Федеральным законом О несостоятельности (багкротстве);           

- отменяются ранее  принятые  меры  по  обеспечению   требований кредиторов;                                                       

- аресты на имущество должника и  иные  ограничения  должника  в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;                    

- приостанавливается исполнение   исполнительных  документов  по имущественным взысканиям,  за исключением исполнения исполнительных документов,  выданных  на  основании  вступивших в законную силу до даты  введения  финансового  оздоровления   решений   о   взыскании задолженности   по  заработной  плате,  выплате  вознаграждений  по авторским  договорам,   об   истребовании   имущества   из   чужого незаконного  владения,  о возмещении вреда,  причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;                          

- запрещается удовлетворение  требований  учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из   состава   его   учредителей   (участников),   выкуп  должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

- запрещается выплата  дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;                                                    

- не допускается   прекращение  денежных  обязательств  должника путем зачета  встречного  однородного  требования,  если  при  этом нарушается   очередность  удовлетворения  установленных  Законом требований кредиторов;  

- не начисляются  неустойки  (штрафы,  пени),  подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.                         

На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об  уплате  обязательных  платежей,  подлежащих  удовлетворению   в соответствии   с   графиком  погашения  задолженности,  начисляются проценты в порядке и в размере,  которые  действующим законодательством РФ.                         

Проценты подлежат  начислению  на сумму  требований кредитора с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты погашения требований  кредитора, а  в  случае,  если  такое  погашение не произошло до даты принятия решения о признании должника банкротом и  об  открытии  конкурсного производства, - до даты принятия такого решения.                  

Неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков в   форме   упущенной   выгоды,  которые  должник  обязан  уплатить кредиторам, в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления,  подлежат погашению в ходе финансового оздоровления в соответствии   с    графиком    погашения    задолженности    после удовлетворения всех остальных требований кредиторов.              

Требования кредиторов,   предъявленные   в   ходе  финансового оздоровления  и  включенные   в   реестр   требований   кредиторов, удовлетворяются  не  позднее  чем  через  месяц  с  даты  окончания исполнения  обязательств  в  соответствии  с   графиком   погашения задолженности,  если  иное  не  предусмотрено Федеральным законом.

Должник   не   вправе   без   согласия    административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:[4]                                                          

- влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в   реестр  требований  кредиторов  на  дату  введения  финансового оздоровления;                                                     

- связаны с    приобретением,   отчуждением   или   возможностью  отчуждения прямо либо косвенно имущества должника,  за  исключением  реализации   имущества  должника,  являющегося  готовой  продукцией  (работами,  услугами),  изготовляемой или реализуемой  должником  в  процессе обычной хозяйственной деятельности;                      

- влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;      

-         влекут за собой получение займов (кредитов).

Административный управляющий утверждается арбитражным судом и действует   с   даты   его утверждения   до   прекращения    финансового оздоровления  либо  до его отстранения или освобождения арбитражным судом.  Административный    управляющий    в    ходе    финансового оздоровления обязан:[5]                                              

-вести реестр  требований  кредиторов;

-созывать собрания    кредиторов   в   случаях; 

- рассматривать отчеты   о  ходе  выполнения  плана  финансового оздоровления и  графика  погашения  задолженности,  предоставляемые  должником,  и  предоставлять  заключения  о  ходе  выполнения плана  финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов;                                                        

- предоставлять на рассмотрение  собранию  кредиторов  (комитету  кредиторов)   информацию   о   ходе  выполнения  плана  финансового  оздоровления и графика погашения задолженности;                   

- осуществлять контроль  за  своевременным исполнением должником  текущих требований кредиторов;                                    

- осуществлять контроль  за  ходом  выполнения плана финансового  оздоровления и графика погашения задолженности;                   

- осуществлять контроль    за    своевременностью   и   полнотой  перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов; 

- в случае  неисполнения должником обязательств в соответствии с  графиком погашения задолженности требовать от  лиц,  предоставивших  обеспечение  исполнения  должником  обязательств  в  соответствии с  графиком   погашения   задолженности,   исполнения    обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения.

План финансового оздоровления,  подготовленный учредителями  (участниками)  должника,   собственником   имущества   должника   - унитарного предприятия,  утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения  должником  средств,  необходимых для  удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления.         

График   погашения   задолженности   подписывается   лицом, уполномоченным  на   это   учредителями   (участниками)   должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, и с даты утверждения  графика  погашения  задолженности  арбитражным   судом возникает    одностороннее    обязательство    должника    погасить задолженность должника перед кредиторами в  установленные  графиком  сроки.                                                             

При наличии  обеспечения  исполнения  должником   обязательств должника  в  соответствии  с  графиком  погашения  задолженности он подписывается также лицами, предоставившими такое обеспечение.    

Графиком  погашения  задолженности должно предусматриваться погашение  всех  требований   кредиторов,   включенных   в   реестр требований  кредиторов,  не  позднее чем за месяц до даты окончания срока  финансового  оздоровления,  а  также  погашение   требований кредиторов  первой  и  второй  очереди  не  позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.                 

График погашения   задолженности   по  обязательным  платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о  налогах  и  сборах, устанавливается  в  соответствии  с требованиями законодательства о налогах и сборах.                                                                        

 

1.5 Реструктуризации  задолженности  предприятий  перед  федеральным бюджетом по налогам и сборам


В  целях  урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам и снижения их бремени,  а также  по  начисленным  пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и создания условий для их финансового оздоровления несостоятельных предприятий законодательством РФ предусмотрена реструктуризация задолженности по налогам и сборам, которая позволяет предприятию – должнику постепенно погашать задолженность перед государством. Реструктуризация  задолженности организации по обязательным  платежам в федеральный бюджет осуществляется только один раз.

В случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации  по  обязательным  платежам  в федеральный  бюджет  ей предоставляется  право равномерной уплаты задолженности по налогам и  сборам  в течение  6 лет,  по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.  Организации,  не  имеющей  задолженности  по налогам и сборам, предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение 10 лет.[6]                                                   

С  сумм  задолженности  по налогам и сборам ежеквартально,  не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя  из  расчета  одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального  банка  Российской  Федерации.

Организация  имеет  право  произвести  досрочное погашение задолженности по налогам и сборам. При   погашении  половины  реструктурируемой  задолженности  в течение  2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей  в федеральный  бюджет  в течение  2 лет  после  принятия  решения   о  реструктуризации   Министерство  финансов  Российской Федерации  по  представлению  Федеральной налоговой службы  производит списание   половины   долга   по  пеням  и штрафам  (в  том  числе  признаваемых плательщиком к взысканию).[7]                           

 При  погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный  бюджет  в течение 4 лет производится полное списание задолженности по  пеням  и штрафам  (в  том  числе  признаваемых  плательщиком к взысканию).                                                       

 В  случае  проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих  налоговых  платежей  в федеральный бюджет в течение 2 лет после  принятия  решения  о реструктуризации Министерство финансов производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых  плательщиком  к взысканию),  а  в случае  полного  и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в  федеральный  бюджет  в течение  4 лет  после принятия решения о  реструктуризации  - списание  оставшейся  суммы  задолженности  по пеням   и  штрафам   (в  том  числе  признаваемых  плательщиком  к взысканию).                                                       

График  погашения задолженности по обязательным платежам  в федеральный    бюджет    должен    предусматривать   осуществление соответствующих платежей равными долями 1 раз  в  квартал.

Таким действием государство помогает несостоятельным предприятиям в преодолении кризиса неплатежей.




Заключение


В теоретической части данной работы рассмотрены элементы государственной политики в области оздоровления предприятия, действующие в России.

В практической части работы проведена диагностика предприятия на выявление признаков неплатежеспособности.

Подводя итоги изложенному в данной работе, можно сделать определенные выводы:

1) Основой нормативно-правовой базы банкротства предприятий служит Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон РФ от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

2) Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах с рыночной экономикой выработан определенный механизм упреждения и защиты предприятий от полного краха. Основные элементы этого механизма: правовое регулирование банкротства; организационное, экономическое и нормативно-методическое обеспечение принятия решений о несостоятельности (банкротстве) предприятий; меры государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях сохранения перспективных товаропроизводителей; финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий; экономическая защита интересов всех участников процедуры банкротства; ведение реестра неплатежеспособных предприятий, гласность и доступность информации о банкротах для широкой общественности.

3) Государство не заинтересовано в банкротстве предприятий, именно поэтому Законом о несостоятельности (банкротстве) предусмотрены меры, способствующие финансовому оздоровлению несостоятельных предприятий, одним из которых является реструктуризация задолженности перед государственным бюджетом.

2. Практическая часть. Мониторинг предприятия и прогнозирование кризиса

2.1. Количественные методы в диагностике банкротства

 

2.1.1. Модель Альтмана

Модель Альтмана имеет следующий вид:

Z=0,012X1+0,014X2+0,033X3+0,006X4+0,999X5,                  (1)

где     Z- интегральный показатель уровня угрозы банкротства;

         X1-отношение собственных оборотных активов (чистого оборотного капитала) к сумме активов;

         X2- рентабельность активов (нераспределенная прибыль к сумме активов);

         X3- отношение прибыли к сумме активов;

X4- коэффициент соотношения собственного и заемного капитала;

X5- оборачиваемость активов, или отношение выручки от реализации к сумме активов.

Уровень угрозы банкротства в модели Альтмана оценивается согласно таблице 1.

                                                                                     Таблица 1

Оценка уровня угрозы банкротства в модели Альтмана

Значение Z

Вероятность банкротства

Менее 1,81

очень высокая

От 1,81 до 2,7

Высокая

От 2,7 до 2,99

вероятность невелика

Более 2,99

вероятность ничтожна, очень низкая




Таблица 2

Расчет показателей в модели Альтмана

Обозначение

Коэффициент и его расчет

Значение


начало года

Конец года

Х1

Отношение собственных оборотных активов к сумме активов

95829/340617=0,28

165602/417835=0,396

Х2

Нераспределенная прибыль к сумме активов

25367/340617= 0,074

19683/4178350=0,047

Х3

Прибыль чистая к сумме активов

6685/340617=0,0196

20441/417835=0,049

Х4

Собственный капитал к заемному

163397/126360=1,29

164080/187018=0,88

Х5

Выручка к сумме активов

235149/340617=0,69

304325/417835=0,73


Z н.г. =  0,012*0,28+0,014*0,074+0,033*0,0196+0,006*1,29+0,999*0,69 = 0,7

Z к.г. =  0,012*0,396+0,014*0,047+0,033*0,049+0,006*0,88+0,999*0,73 = 0,74

         Как видим, значение Z  меньше 1,81, значит, вероятность банкротства предприятия очень высокая,  причем к концу года ситуация немного улучшается в связи с ростом значения Z  - - счета Альтмана

2.1.2. Пятифакторная модель У. Бивера

          Для расчетов по модели используем таблицу 3.





Таблица 3

Расчеты коэффициентов по пятифакторной модели  У. Бивера

Показатель

Расчет

Значение на начало года

Значение на конец года

Характеристика  состояния по значению на начало года

Характеристика состояния по значению на конец года

Коэффициент Бивера

чистая прибыль/ (долгосрочные обязательства + краткосрочные обязательства)

(6685-13056)/128603=-0,0495

(20441-11522)/190123=0,0469

1 год до банкротства

за 1 год до банкротства

Рентабельность активов

чистая прибыль/ активы

6685/179856=3,7

20441/250901=8,1

за 5 лет до банкротства

благополучно

Финансовый леверидж

(долгосрочные обязательства краткосрочные обязательства)/активы

128603/179856=72

190123/250901=76

за 5 лет до банкротства

за 5 лет до банкротства

Коэффициент  покрытия активов чистым  оборотным капиталом

(собственный капитал- внеоборотный капитал)/активы

(162245-160761)/179856=0,0083

(164080-166934)/250901=-0,011

за 1 год до банкротства

за 1 год до банкротства

Коэффициент покрытие

оборотные активы/краткосрочные обязательства

179856/128603=1,4

250901/190123=1,32

за 1 год до банкротства

за 1 год до банкротства




2.1.3. Модель П. Пратта

         По модели П. Пратта необходимо провести оценку по следующим показателям, представленным в таблице 4

Таблица 4

Оценка показателей в модели П Пратта

Показатель

Расчет

Значение на начало года

Значение на конец года

Характеристика

Краткосрочная ликвидность

(денежные средства расчеты с дебиторами запасы)/(кредиторская задолженность краткосрочные пассивы)

(3970+75122+88266)/124100=1,35

(11231+143313+70240)/165860=1,36

Рот ликвидности- положительная тенденция

Эффективность использования предприятием своих активов

выручка/ активы

179856/304325=59,1 (%)

250901/235149=106,7 (%)

Рост эффективности - положительная тенденция, снижение вероятности банкротства

Рентабельность

чистая прибыль/ выручка

6685/235149=2,8 %

20441/304325=6,7 %

Рост рентабельности - положительная тенденция, снижение вероятности банкротства

Доход на собственный капитал

чистая прибыль/ собственный капитал

6685/163397=0,041

20441/164080=0,125

Рост доходности - положительная тенденция, снижение вероятности банкротства

доход на совокупные активы

чистая прибыль/ активы

6685/340617=0,0196

20441/417835 =0,049

Рост доходности - положительная тенденция, снижение вероятности банкротства

Использование внеоборотных активов

выручка/внеоборотные активы

235149/160761=1,46

304325/179856=1,69

Рост  - положительная тенденция, снижение вероятности банкротства

Использование оборотных активов

выручка/ оборотные активы

235149/179856=1,31

304325/250901=1,22

Увеличение вероятности банкротства

 

2.1.4. Модель DuPont

         Модель имеет следующий вид:


2.1.5. Модель Р. Таффлера и Г. Тишоу

         Модель имеет вид:

Z = 0.53*Х1+0.13*Х2+0.18*Х3+0.16*Х4,                          (2)

         Для расчета используем таблицу 5.

Таблица 5

Расчет показателей в модели

Обозначение

Показатель и расчет

Значение на начало года

Значение на конец года

Х1

Прибыль до налогообложения/ текущие обязательства

16202/124100=0,13

53965/165860=0,33

Х2

текущие активы/общая сумма обязательств

235883/128603=1,83

237174/190123=1,25

Х3

текущие обязательства/общая сумма активов

124100/340617=0,36

165860/417835=0,4

Х4

(денежные средства + расчеты с дебиторами + запасы)/(кредиторская задолженность + краткосрочные пассивы)

(3970+75122+88266)/124100=1,35

(11231+143313+70240)/165860=1,36


Тогда,

Z н.г = 0,53*0,13+0,13*1,83+0,18*0,36+0,16*1,35=0,588

Z к.г. = 0,53*0,33+0,13*1,25+0,18*0,4+0,16*1,36 = 0,627

         Так как значение Z  больше 0,3, то организация имеет неплохие долгосрочные перспективы, причем к концу года   вероятность банкротства еще больше уменьшается

2.1.6. Модель Р. Лиса

         Модель имеет следующий вид:

Z = 0,063*Х1+0,092*Х2+0,057*Х3+0,001*Х4,                           (3)

         Таблица 6

Расчет коэффициентов в модели

Обозначение

Показатель и его расчет

Значение на начало года

Значение на конец года

Х1

Оборотный капитал/ сумма  активов

179856/340617=0,53

250901/417835=0,6

Х2

прибыль от реализации/сумма активов

44737/340617=0,13

65285/417835=0,16

Х3

нераспределенная прибыль/ сума активов

25367/340617=0,074

19683/417835=0,047

Х4

собственный капитал/ заемный каптал

163397/126360=1,29

164080/187018=0,88


         Тогда:

Z н.г. = 0,063*0,53+0,092*0,13+0,057*0,074+0,001*1,29=0,051

Z к.г. = 0,063*0,6+0,092*0,16+0,057*0,047+0,001*0,88 = 0,056

         Пороговое значение равно 0,037. Значит вероятность банкротства в организации невелика, причем к концу года  она немного уменьшается

2.1.7. R – счет Иркутской государственной экономической академии

         Модель имеет вид:

R = 0,38*К1+К2+0,054*К3+0,63*К4,                       (4)

         Используем таблицу 7.

Таблица 7

Расчет показателей модели

Обозначение

Показатель и его расчет

Значение на начало года

Значение на конец года

К1

текущие активы/сумма активов

235883/340617=0,69

237174/417835=0,57

К2

Прибыль чистая/собственные средства

6685/163397=0,041

20441/164080=0,125

К3

выручка/активы

235149/340617=0,69

304325/417835=0,73

К4

чистая прибыль/затраты

6685/160539=0,042

20441/168383=0,121


R н.г. = 0,38*0,69+0,041+0,054*0,69+0,63*0,042= 0,367

R к.г. = 0,38*0,57+0,125+0,054*0,73+0,63*0,121=0,457

         Так как R на начало года  больше 0,32, но меньше 0,42, то  вероятность банкротства низкая (15-20 %). На конец года вероятность банкротства  минимальна ( около 10 %).


2.1.8. Методика О.П. Зайцевой

         Модель имеет вид:

К комп = 0,25*К1+0,1*К2+0,2*К3+0,25*К4+0,1*К5+0,1*К6,            (5)

Таблица 8

Расчет коэффициентов модели

Обозначение

Показатель и его расчет

Значение на начало года

Значение на конец года

Норма

К1

чисты убыток / собственный капитал

0

0

0

К2

кредиторская задолженность/ дебиторская задолженность

124100/75122=1,65

165860/70240=2,36

1

К3

краткосрочные обязательства/наиболее ликвидные активы

0,74

0,73

1

К4

чистый убыток/выручка

0

0

0

К5

заемный капитал/собственный капитал

0,78

1,14

0,7

К6

оборотные активы/ выручка

179856/235149=0,76

250901/304325=0,82

-


         Расчет для нормативных коэффициентов:

К комп нормат = 0,25*0+0,1*1+0,2*0,7+0,25*0+0,1*0,7+0,7 = 1,01

К комп н.г. = 0,25*0+0,1*1,65+0,2*0,74+0,25*0+0,1*0,78+0,76 = 1,151

К компл к.г. = 0,25*0+0,1*2,36+0,2*0,73+0,25*0+0,1*1,14+0,82=1,316

         К концу года  вероятность банкротства растет. В целом  вероятность банкротства есть.

2.1.9. Методика ФУДН по оценке финансового состояния предприятия

Согласно методике определяем следующие коэффициенты, представленные в таблице

Таблица 9

Расчет коэффициентов по методике

Показатель

Значение на начало года

Значение на конец года

Норма

Текущей ликвидности (К1)

1,9

1,87

2

обеспеченности собственными средствами (К2)

0,09

0,074

0,1

восстановления платежеспособности (К3)

1,1

1,15

1

        

         Так как К1< 2 и К2< 0,1, то структура баланса неудовлетворительна на начало и конец года. Однако у предприятия есть возможность восстановления платежеспособности, так как К3 > 1.

2.1.10. Методика Р.С. Сайфулина и Г.Г. Кадыкова

         Определяем рейтинговой число:

R = 2*К1+0,1*К2+0,08*К3+0,45*К4+К5,                          (6)

         Данные расчетов представим в виде таблицы 10

Таблица 10

Расчет коэффициентов по методике

Обозначение

Показатель и его расчет

Значение на начало года

Значение на конец года

К1

коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,09

0,074

К2

коэффициент текущей ликвидности

1,35

1,36

К3

выручка/ активы

235149/179856=1,31

304325/250901=1,21

К4

коммерческая маржа

6685/235149=0,028

20441/304325=0,067

К5

Рентабельность собственного капитала

6685/163397=0,041

20441/164080=0,125


R н.г. = 2*0,09+0,1*1,35+0,08*0,31+0,45*0,028+0,041 = 0,29

R к.г. =2*0,074+0,1*1,36+0,08*1,21+0,45*0,067+0,125 = 0,536

         Таким образом, так как R<  1, то структура баланса неудовлетворительна.

2.1.11. Интегральный метод

         Модель имеет вид:

N = 25 Р1+25 Р2+ 10 Р3+ 20 Р4 +20 Р5,                            (7)

Таблица 11

Расчет показателей модели

Обозначение

Показатель

Значение на начало года

Значение на конец года

Р1

Коэффициент быстрой ликвидности

1,35

1,36

Р2

Коэффициент кредитоспособности

1,48

1,52

Р3

Коэффициент иммобилизации собственного капитала

1,49

1,12

Р4

коэффициент оборачиваемости запасов

235149/88266=2,67

304325/143313=2,12

Р5

коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

235149/75122=3,13

304325/70240=4,33


         Тогда:

 N н.г. = 25*1,35+25*1,48+10*1,49+20*2,67+20*3,13=201,65  

N к.г. =25*1,36+25*1,52+10*1,12+20*2,12+20*4,33 = 212,3

         Так как  N больше 100, то финансовое состояние можно охарактеризовать как хорошее. К концу года  финансовое состояние несколько улучшается.


2.1.12. Показатель Аргенти

         В рамках данной методики  проводим расчет А- счета предприятия по таблице 12

Таблица 12

Метод А- счета для предсказания банкротства

Факторы

Балл предприятия

Балл по Аргенти

НЕДОСТАТКИ


Директор- автократ

0

8

Председатель совета директоров является также директором

0

4

Пассивность совета директоров

2

2

Внутренние противоречия в совете директоров

2

2

Слабый финансовый директор

2

2

Недостаток в профессиональном менеджменте

1

1

Недостатки системы учета

отсутствие бюджетного контроля

3

3

Отсутствие прогноза денежных потоков

3

3

отсутствие системы управленческого учета затрат

3

3

Вялая реакция на изменения

0

15

Максимально возможная сумма баллов

43

"Проходной балл"

10

Сумма баллов по предприятию

16


Вывод

Недостатки не могу привести к серьезным последствиям

ОШИБКИ

Директор- автократ

0

8

Слишком высокая доля заемного капитала

0

15

Недостатки оборотных средств

15

15

Наличие крупного проекта

0

15

Максимальная сумма баллов

45

"Проходной " балл

15

Сумма баллов по предприятию

15


Вывод

Компания не подвергается риску

СИМПТОМЫ

Ухудшение финансовых показателей

0

4

Использование творческого бухучета

4

4

Нефинансовые  признаки неблагополучия

4

4

Окончательные симптомы кризиса

0

3

Максимально возможная сумма баллов

12

Проходной балл

15

Сумма баллов по  организации

8

25

Вывод

Компания не должна обанкротиться в течение 5 лет

Максимально  возможный А- счет

39

100

Вывод

А- счет не имеет высокого значения, значит  вероятность банкротства невелика


2.2. Качественные методика прогнозирования банкротства

2.2.1. Анализ «больных» статей баланса

         Анализ проводим в таблице 13



Таблица 13

Анализ больных статей баланса

Классификация признаков

Статьи баланса

Значение на начало года

Значение на конец года

Изменение

Явные больные

Убытки

0

0

0

Кредиты и займы

2260

21158

18898

Просроченные кредиторская и дебиторская задолженности

0

0

0

Кредиторская задолженность

124100

165860

41760

Единичные

ПО АКТИВУ БАЛАНСА




нематериальные активы

46

1015

969

незавершенное строительство

14413

30518

16105

основные средства

139787

128686

-11101

сырье и материалы

88266

143313

55047

товары отгруженные

5072

5797

725

расходы будущих периодов

408

1918

1510

дебиторская задолженность более 12 месяцев

0

0

0

дебиторская задолженность менее 12 месяцев

75122

70240

-4882

Расчетный  счет

593

9825

9232

валютный счет

501

865

364

ПО ПАССИВУ БАЛАНСА




Нераспределенная прибыль

25367

40384

15017

кредиторская задолженность

124100

165860

41760

соотношение собственных и заемных средств

1,28

0,88

-0,40486

ПО АКТИВУ И ПАССИВУ




Работающий капитал

51253

60778

9525

Живой работающий каптал

6533

-13135

-19668

Оборачиваемость материальных запасов

2,67

2,12

-0,55


2.2.2. Анализ финансовых потоков

                   Анализ финансовых потоков показывает движение  финансовых средств организации

Таблица 14

Движение денежных средств организации

Наименование показателя

Сумма,  тыс. руб.

1. Остаток денежных средств на начало года

1589

2. Поступило денежных средств всего

595721

выручка от реализации

59445

выручка от продажи основных средств

51198

авансы полученные

286969

бюджетные ассигнования

68

кредиты полученные

45764

займы полученные

161

прочие поступления

152116

3. Направлено денежных средств, всего

586085

на оплату товаров

110954

на оплату труда

50322

отчисления в государственные внебюджетные фонды

29202

на выдачу подотчетных сумм

7247

на выдачу авансов

99750

на оплату машин

9067

на финансовые вложения

36713

На дивиденды

1722

на расчеты с бюджетом

58411

на оплату процентов

29062

прочие выплаты

153635

4. Остаток денежных средств

11225

         Так как  последний показатель неотрицателен, то вероятность банкротства у организации невелика.

ВЫВОД

         В целом по всей организации можно отметить общую тенденцию: согласно большинству методик в целом вероятность банкротства предприятия невелика, однако она есть. К концу года финансовое состояние организации немного улучшается. В итоге общая вероятность банкротства снижается.
















Список литературы

1.     Гражданский кодекс РФ.

2.     Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями от 21 марта, 25 апреля 2002 г.)

3.     Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (с изменениями от 27 июля 1998 г., 27 августа 1999 г., 27 ноября 2000 г., 7 июня 2001 г.)

4.     Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. №1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской  задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также  задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» (ред. от 29.09.2003)

5.     Постановление Правительства РФ от 22 мая 1998 г. N 476 "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства"

6.     Методические рекомендации по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (утв. ФСДН РФ от 8 октября 1999 г. N 33-р)

7.     Методические рекомендации по ускоренному порядку применения процедур.

8.      Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004

9.      Коротков Э. Антикризисное управление. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000.

10.Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: ОМЕГА-Л, 2003

11. Финансы. Учебное пособие//Под ред. д.э.н., проф. Ковалевой А.М. М.: Финансы и статистика, 1996.


 


[1] Гражданский кодекс РФ

[2] Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями от 21 марта, 25 апреля 2002 г.)

[3] Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

[4] Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»


[5] Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»


[6] Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. №1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской  задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также  задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» (ред. от 29.09.2003)

[7] Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. №1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской  задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также  задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» (ред. от 29.09.2003)