Содержание
Тема 5. Прогнозирование в принятии решений. 3
5.1. Какие методы можно применить для среднесрочного прогнозирования института частного образования в России? Обоснуйте ответ. 3
5.2. Как обеспечить соблюдение принципа непрерывности прогнозирования в работе администрации города?. 4
5.3. Постройте прогнозную модель детской беспризорности в современной России. 4
Тема 7. Организация и контроль исполнения решений. 7
7.1. Как обеспечить взаимоувязку долгосрочных и краткосрочных оперативных планов?. 7
7.2. По каким показателям можно осуществить контроль качества обучения в школе. 8
7.3. Разработайте показатели измерения целевой эффективности деятельности муниципальной библиотеки. 9
Список литературы.. 11
Тема 5. Прогнозирование в принятии решений
5.1. Какие методы можно применить для среднесрочного прогнозирования института частного образования в России? Обоснуйте ответ
Наиболее надежным методом прогнозирования института частного образования остается экспертная оценка перспектив реального процесса развития частного образования при условии, что она опирается на верные теоретические представления о нем, использует результаты, полученные с помощью других методов, и дает этим результатам правильную интерпретацию [3,с . 189].
Поисковые прогнозы (иногда их называют «изыскательскими» или «реалистическими») составляются непосредственно для того, чтобы выявить, каким может быть будущее частного образования в России, отправляясь от реалистических оценок существующих в данное время тенденций развития в образовательной сфере.
Нормативные прогнозы, ориентированные на достижение в будущем определенных целей частного образования, содержат различные практические рекомендации для осуществления соответствующих планов и программ развития частного образования.
Аналитические прогнозы, как правило, делаются для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность различных методов и средств исследования будущего.
Прогнозы-предостережения составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее частного образования.
Конечно, различия между этими основными типами прогнозов развития частного образования условны; в одном и том же конкретном социальном прогнозе могут сочетаться признаки нескольких видов.
5.2. Как обеспечить соблюдение принципа непрерывности прогнозирования в работе администрации города?
Прогнозирование в работе администрации города, являясь важнейшим элементом управления, определяет основные направления развития политики города, отражает всю совокупность сложных внешних и внутренних связей и зависимостей между различными сферами городской жизни. Поэтому прогнозирование в работе администрации города должно основываться на принципах: альтернативность, системность прогнозирования, непрерывность , верификация (проверяемость) [3, с. 190].
Основное требование принципа непрерывности вытекает из самого названия. В задачу субъекта – администрации города, разрабатывающего прогноз, входит непрерывное корректирование прогнозных разработок по мере поступления новой информации. Например, любой долгосрочный прогноз в первоначальном варианте неизбежно носит крупномасштабный характер. С течением времени та или иная тенденция проявляется более явственно и обнаруживает себя со многих сторон. В связи с этим информация, поступающая к прогнозисту и содержащая новые данные, позволяет с большей точностью предсказать наступление политического события: необходимость созыва съезда политической партии, проведение различных политических акций, митингов, забастовок и т.д.
5.3. Постройте прогнозную модель детской беспризорности в современной России
Детская беспризорность- отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Причины беспризорности носят социально-экономический характер. Беспризорность возникает в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, а также конфликтная обстановка в семьях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми и прочее. Беспризорность неизбежно сопутствуют тяжёлые социальные последствия: рост правонарушений, преступность несовершеннолетних, детская проституция, алкоголизм, наркомания. Традиционно помощь беспризорным детям в большинстве стран оказывают благотворительные общества, частные лица и религиозные организации. Наиболее прогрессивные представители научной общественности изучали Б. как социальное явление [7, с. 123].
В России беспризорность приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917 (к 1922 насчитывалось около 7 млн. беспризорных). Проблемами беспризорности занимались Государственный совет защиты детей (1919, председатель А.В. Луначарский), Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК (1921, Деткомиссия ВЦИК, председатель Ф.Э. Дзержинский), социальные инспекции на местах, "Фонд имени В.И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям" (1924). В 1926 приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР "О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью".
Система ликвидации беспризорности включала выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику беспризорности. Организовывались детские воспитательные учреждения интернатного типа - детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки и пр. Применялись патронат, усыновление, опека и попечительство.
До середины 20-х гг. в педагогических кругах шла дискуссия о природе беспризорности. Ряд педагогов и психологов придерживались точки зрения, распространённой также в Западной Европе и Америке, что основные причины беспризорности связаны с врождённой дефективностью и психологическими отклонениями подростков. Беспризорных причисляли к дефективным детям и антисоциальным элементам, предлагали воспитывать их в закрытых исправительных учреждениях. П.П. Блонский в статье "О так называемой моральной дефективности" (1923; Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х тт., т. 1, 1979) выступил с критикой подобных взглядов. Во 2-й половине 20-х гг. было признано, что беспризорные дети - это в большинстве нормальные подростки, в силу социально-экономических обстоятельств вынужденные самостоятельно бороться за своё существование. Беспризорные дети отличались от своих сверстников из нормальных семей более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, привычками к наркотикам, алкоголю и т.п., некоторые из них преждевременно начинали половую жизнь. Опытные педагоги стремились создавать беспризорным детям максимальные возможности для нормального развития, проявления самостоятельности, инициативы, полезной творческой деятельности. Успешный опыт работы был накоплен в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, Болшевской трудовой коммуне (М.С. Погребинский), Школе им. Ф.М. Достоевского (В.Н. Сорока-Росинский) и школе-колонии "Красные зори" (И.В Ионин) и др. К середине 30-х гг. массовая беспризорность была в основном ликвидирована. Опасность беспризорность вновь возникла в годы Великой Отечественной войны, но благодаря своевременным мерам была быстро ликвидирована.
В 50-60-е гг. считалось, что в индустриально развитых странах с беспризорностью покончено ещё в 19 в. Однако в конце 20 в. возник феномен новой волны беспризорности (т.н. дети улиц).
Особенность современной беспризорности в том, что к её причинам добавились урбанизация и техническая цивилизация, вызывающие усиливающуюся миграцию населения в города, разрастание городов, а вследствие этого - неуправляемость городской инфраструктуры, а также распад семьи, тяжёлое положение женщины, неудовлетворённость потребностей детей и молодёжи в образовании. В последние 10 лет в России произошло снижение реального уровня социально-правовой и экономически обеспеченной защиты детства и как следствие - рост беспризорности (по некоторым данным к концу 2000 насчитывалось свыше 2 млн. беспризорных детей). Беспризорные дети не включаются в систему ценностей общества, становятся лишь наблюдателями чужой жизни. Постоянный страх перед окружающей средой в свою очередь порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в каких-либо группах (шайках, бандах и т.п.), где дети также часто подвергаются эксплуатации (в том числе сексуальной), втягиваются в преступный бизнес. Такие группы представляют собой серьёзную опасность для общества [1, с. 176].
Ликвидация и профилактика беспризорности требуют гуманного подхода к личности на основе сотрудничества и координации усилий государственных, общественных и частных организаций. Во многих государствах наряду с общими социальными существуют специальные попечительские программы. Большую работу в реализации программ помощи беспризорным детям ведёт ЮНИСЕФ.
Тема 7. Организация и контроль исполнения решений
7.1. Как обеспечить взаимоувязку долгосрочных и краткосрочных оперативных планов?
Краткосрочные планы связаны с текущими задачами и требуют более быстрой и гибкой реакции на изменение в обстановке. Часто может возникнуть потребность изменить график работы, ускорив или, наоборот, замедлив работу над проектами. Если подобную практику оставить без контроля, эти изменения могут значительно повлиять на выполнение долгосрочных планов.
Если система оценки показателей компании для управляющих сосредоточивается на краткосрочных показателях, могут возникнуть проблемы корректировки долгосрочных планов. Управляющие будут реагировать на данную ситуацию, концентрируясь на немедленном получении прибыли, мало учитывая перспективы. Примером такого конфликта может быть ситуация, когда минимальные продажи товаров и прибыль ставятся на первое место по сравнению с разработкой новых изделий [4,с . 145].
Недостаточная связь и непонимание долгосрочных планов могут привести к составлению управляющими планов, которые не совпадают с планами компании. Можно ожидать, что управляющие, имеющие дело с повседневными вопросами/проблемами, будут тяготеть к решениям, которые сводят до минимума их текущие трудности, не учитывая при этом долгосрочных результатов.
Возможно возникновение противоречий между двумя планами и в том случае, когда долгосрочный план навязан краткосрочным управляющим без их участия. В этом случае управляющие могут сопротивляться планам или считать их нереалистичными и могут продолжать предпринимать оперативные действия независимо от долгосрочных планов.
Высшее руководящее звено должно признать, что краткосрочные планы могут приобретать долгосрочные цели и могут дать младшим управляющим свободу действий для выбора предпочтительного пути. Методы контроля должны быть связаны с принятыми целями и должны обеспечивать младшее руководство необходимой обратной связью для их достижения.
Интеграция краткосрочных и долгосрочных планов возможна лишь тогда, когда имеются открытые каналы связи , эффективный механизм координации управленческой информации между подразделениями.
7.2. По каким показателям можно осуществить контроль качества обучения в школе
Основные положения контроля качества обучения в школе представлены ниже [4,с . 189]:
- оценка образования на основе стандартов является показателем качества только в когнитивной области;
- для каждого типа и вида образовательных учреждений использованы свои стандарты, и сравнение показателей качества осуществляется только внутри той или иной группы учреждений;
- все количественные оценки (даже средний балл) не сравниваются с недостижимым максимумом, а исследуется динамика каждого показателя по районам, по типам и видам образовательных учреждений, по учебным предметам, по ступеням образования и классам; отдельно оцениваются учреждения, являющиеся экспериментальными площадками, то есть оценивается эффективность результатов любого экспериментирования, любых вложенных в эксперимент ресурсов (финансовых, организационных, кадровых, научно-методических и т.д.);
- все количественные и качественные показатели результатов обучения, определенные с опорой на стандарты, соотнесены с показателями здоровья детей, с использованием сберегающих здоровье технологий; более того, провозглашена и контролируется ценностная установка: образование - это сфера деятельности, где достижение результатов не может обеспечиваться любыми средствами.
7.3. Разработайте показатели измерения целевой эффективности деятельности муниципальной библиотеки
Эффективность деятельности муниципальной библиотеки можно представить в виде следующих показателей [7,с . 177]:
1) как степень влияния библиотеки на внешнюю среду общества, выражающуюся в удовлетворении прогрессивных духовных потребностей читателей; 2) как превышение доходов над расходами; 3) как отношение выгод к величине расходов; 4) как сумму выгоды от какой-либо деятельности.
Для определения эффективности деятельности и выбора приоритетов в работе некоторые зарубежные библиотеки используют экономико-математические методы, позволяющие решить, какие виды услуг, в каком объеме будет предоставлять библиотека различным категориям читателей, показывающие как распределить вводимые ресурсы, денежные средства, фонды, оборудование между отдельными видами услуг. Экономико-математические методы дают возможность установить зависимость между экономическим эффектом, предоставляемыми услугами и вводимыми ресурсами. Их использование при определении эффективности работы библиотек позволяет достичь максимального экономического эффекта в рамках бюджетных ограничений и имеющихся в наличии технологий. Некоторые из методов можно использовать и в отечественной практике. Экономическая эффективность выражается в доходах библиотек, снижении себестоимости продукции, уменьшении стоимости и сроков доведения информации до пользователей.
В условиях развития и внедрения НИТ эффективность библиотечной деятельности однозначно определить не предоставляется возможным. Эффективность складывается из разных видов: экономической, функциональной, социальной и эффективности, связанной с гуманизацией библиотеки. Каждый вид эффективности требует своих оценок, критериев, методов. Окончательный критерий эффективности деятельности современной библиотеки , оснащённой НИТ, должен вобрать в себя сумму разных видов эффективности .
Список литературы
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4 изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 461 с.
2. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – Киев: Украинский институт менеджмента и бизнеса, 2001. – 408 с.
3. Берзинь И.Э. Экономика фирмы.- М.: Институт международного права и экономики, 2003. – 408 с.
4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. прогнозирование- планирование. Теория экспериментов. – Железнодорожный: ТОО НПЦ Крылья, 2003. – 400 с.
5. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учеб. пособ.- М.: Русская деловая литература, 2001. – 288 с.
6. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – М.: Дело, 2000. – 392 с.
7. Мищенко А.П. Разработка управленческих решений.: Учеб. пособ.- Казань, 2003. – 67 с.
8. Речман Д.Дж., Мескон М.Х., Боуви К.Л., Тилл Дж. В. Современный бизнес. Т.2/ Пер с англ.- М.: Республика, 2001. – 479 с.
9. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учеб. пособ. – М.: Интел- Синтез, 2000. – 208 с
10. Юкаева В.С. Управленческие решения: Учеб. пособ. – М.: Дашков и К0, 2000. – 292 с.