Содержание

Исходные данные: 4

1. Определение параметров многономенклатурной автоматизированной поточной линии. 5

2.Выбор транспортных средств линии и расчет их основных параметров. 2

3.Расчет длительности циклов изготовления деталей А, Б, В на линии. 4

4.Определение размера обрабатываемой партии для деталей А, Б, В.. 5

5. Определение количества запусков деталей на линии. 7

6.Построение плана –графика работы линии. 8

7. Определение  себестоимости изготовления деталей А, Б, В на линии. 9

Список литературы.. 15


 

Исходные данные:

1.     На линии изготавливаются детали А, Б, В; месячные программные задания которых NА, NБ, NВ  соответственно равны: 6200, 4400, 2500 шт.

2.     Состав технологических операций, а также затраты времени на выполнение каждой операции представлены в таблице 1.

Таблица 1

Состав технологических операций и затраты времени на выполнение каждой операции

Наименование операции

Время выполнения операции на деталь, мин.

А

Б

В

1. Токарная

1,0

1,2

2,4

2. Фрезерная

1,1

1,0

2,0

3. Резьбонарезная

1,4

1,5

2,1

4. Шлифовальная

1,6

1,8

1,3

Итого

5,1

5,5

7,8


3.     Линия работает в две смены, продолжительность смены составляет 8 час.; время на переналадку линии составляет 40 мин.; число рабочих дней в месяце равно 22 .

4.     Коэффициент допустимых потерь времени составляет 0,04; переналадка линии и текущий ремонт проводятся в нерабочее время.

5.     Потери времени в связи с невыходами рабочих от номинального фонда составляют 10%

6.     Средний разряд работ равен 5.

7.     Стоимость оборудования для выполнения операций: первой – 420000 руб., второй – 97000 руб., третьей – 68000 руб., четвертой – 35000 руб.

8.     Мощность единицы оборудования в среднем составляет 4,9 кВт.

9.      Масса заготовки : А - 1,6 кг.; Б - 1,2 кг.; В - 1,4 кг.

10.                    Масса детали: А - 0,9 кг.; Б - 0,8 кг.; В - 0,7 кг.


1. Определение параметров многономенклатурной автоматизированной поточной линии

Находим частные такты работы линии.

Частные такты работы линии рассчитываются по условному объекту: в нашем случае по детали В (как наиболее трудоемкой).

Определим коэффициенты приведения i-ой детали к условному объекту


,

где   ,    – трудоемкость изготовления i-ой и условной детали на линии соответственно;

 

;

;


Приведем программные задания деталей А, Б, В к условной детали В в приведенных единицах:

 ,

Тогда месячная программа i-ой детали, изготавливаемой на линии будет иметь следующий вид:

Тогда условный общий такт линии (мин.) может быть представлен следующим образом:

,

где F эф.лин – эффективный фонд работы линии (час.)

Для того чтобы рассчитать F эф.лин найдем эффективный фонд времени одного рабочего (час.)

  ,

где Fн – номинальный фонд времени рабочего (час.);

       t – потери времени в связи с невыходами рабочих (по болезни, из-за отпусков и  по другим причинам)

Тогда для нашего случая (месячный номинальный фонд времени)

Fн  =22. 8 =176 час.

F эф.раб  = 176 .(1-10/100) =158,4 час.

Соответственно на единицу оборудования:


,

где С - число смен;

       р – плановые простои оборудования в ремонте %; р = 3…5 % (для нашего случая, и в дальнейших расчетах принимается р = 3 %)

Отсюда:

Fэф. об.  = 176 .2. (1-3/100) =341,4 час.

Эффективный фонд работы линии:

Fэф. лин= Fэф. об. (1-n),

где n – коэффициент потерь времени на техническое обслуживание и ремонт линии.

В данном примере принимаем Fэф. лин.  = Fэф. об., поскольку значение n достаточно мало (см. исходные данные) и им можно пренебречь

Fэф. лин.  = 341,4 час.


Рассчитав условный общий такт мы можем найти частные такты работы линии:



Находим необходимое число рабочих мест на каждой операции и их загрузку

Расчетное число рабочих мест на j-ой операции технологического процесса изготовления деталей А, Б, В определяют следующим образом:

,

где t штj – штучное время выполнения j-ой операции, мин;

       ri –частный такт, мин.

Тогда для нашего случая:

;                                ;


                               ;                                 ;


Дальнейшие результаты расчетов приведены в таблице 2

Коэффициент загрузки рабочих мест на j-ой операции

,

где wпрj – принятое число рабочих мест на j-ой операции.

Средний коэффициент загрузки оборудования (рабочих мест) при изготовлении:

деталей А

деталей Б


деталей В

Из приведенных расчетов можно сделать следующий вывод, что линия является переналаживаемой с равномерной загрузкой.


Таблица 2

Расчетное и принятое число рабочих мест по операциям и их загрузка

Наименование операции

А

Б

В

Принятое число рабочих мест на линии

tшт

мин

wр

шт.

wпр

шт.

nз

%

tшт

мин.

wр

шт.

wпр

шт.

nз

%

tшт

мин.

wр

шт.

wпр

шт.

nз

%

1.Токарная

1,0

0,79

1

79

1,2

0,81

1

81

2,4

1,13

1

113

1

2.Фрезерная

1,1

0,8

1

80

1,0

0,67

1

67

2,0

0,95

1

95

1

3.Резьбонарезная

1,4

1,02

1

102

1,5

1,01

1

101

2,1

0,99

1

99

1

4.Шлифовальная

1,6

1,17

1

117

1,8

1,21

1

121

1,3

0,61

1

61

1

Итого

5,1

3,72

4

-

5,5

3,69

4

-

7,8

3,69

4

-

4

 

Находим численность основных производственных  рабочих на линии.

Численность основных производственных рабочих может быть определена по следующей формуле

,

где Зр  - запасные рабочие необходимые для подмены, % (в данном примере, как и в дальнейших расчетах,  рекомендуемое значение Зр =10 %);

     wпрj  - принятое число рабочих мест на j-ой операции;

      С - число смен работы;

      ноj - норма обслуживания рабочих мест на данной операции (в данном случае, как и в дальнейших расчетах,  рекомендуемое значение ноj =1);

      m - число операций на линии.

Тогда число основных производственных рабочих занятых на линии при обработке:

деталей А

Ч осн.раб.А = (1+10/100) . 4. 2=9 чел.;

деталей Б

Ч осн.раб.Б = (1+10/100) . 4. 2=9 чел.;

деталей В

Ч осн.раб.В = (1+10/100) . 4. 2=9 чел.

 

2.Выбор транспортных средств линии и расчет их основных параметров.

Транспортное средство линии является её неотъемлемой частью и обеспечивает автоматическое распределение деталей по операциям. В зависимости от конфигурации, габаритных размеров и массы деталей, обрабатываемых на линии в качестве транспортных средств, как правило, используются ленточные, пластинчатые или цепные транспортеры в сочетании с автоматически действующими устройствами каждой единицы оборудования по снятию и установке деталей.

К основным параметрам перечисленных транспортных средств относятся следующие: скорость движения V, шаг l (расстояние между осями симметрии оборудования или между автоматически действующими устройствами по снятию и установке деталей двух смежных операций), длина рабочей части  Lp и общая длина транспортера Lo.

Размер шага l как правило устанавливают в зависимости от габаритных размеров детали, планировки оборудования (для удобства расчетов возьмем l =2,0 м.)

 Тогда скорость движения транспортера при обработке деталей А, Б, В соответственно можно рассчитать следующим образом:

;

;

где l - размер шага;

     rA , rБ , rВ - частные такты работы линии


Длина транспортера, как правило, рассчитывается исходя из планировки линии, длины рабочей части транспортера. Для удобства расчетов зададимся  Lp = 10м., тогда общая длина транспортера:

,

где R – радиус натяжного и приводного барабанов (в расчетах принимаем R=0,25 м.)

Тогда

Lо = 2. 10 + 2. 3,14. 0,25 = 21,57 м.


 3.Расчет длительности циклов изготовления деталей А, Б, В на линии.

Длительность циклов обработки деталей А, Б, В на линии можно рассчитать по следующей формуле:

,

где  ri -частные такты, мин.;

        wпрij  - принятое число рабочих мест на линии


 

4.Определение размера обрабатываемой партии для деталей А, Б, В

Размер обрабатываемой партии (расчетный) может быть найден по следующей формуле:

,

где Прв  - средние потери рабочего времени на переналадку линии, мин.;

        kпрв- коэффициент допустимых потерь времени на переналадку при смене очередной партии деталей;

ri –частный такт, мин.

Тогда, например, размер  обрабатываемой партии  деталей А (расчетный) будет равен:

Принятый размер обрабатываемой партии nпрi определяется исходя из следующих условий:

1)    принятый размер партии деталей отличается от расчетного не более, чем на 15%;

2)      принятый размер партии деталей загружает линию более чем на смену;

3)    принятый размер партии деталей должен быть кратен программному заданию;

4)    число запусков деталей на линию по возможности должно быть одинаковым или кратным.

 Расчетные и принятые размеры обрабатываемой партии по каждому из изделий, закрепленных за линией, сведены в таблицу 3.





Таблица 3

Расчетные и принятые размеры обрабатываемой партии по изделиям, закрепленным за линией

Деталь

Месячное программное задание, шт

Сменная производительность линии, шт. (Псмсм /ri , где Тсм –продолжительность смены,  мин. )

Размер партии

Продолжительность обработки партии, смены

Расчетное значение

Принятое значение

А

6200

350

701

727

1,5

Б

4400

322

644

500

1,5

В

2500

227

455

375

1,5

 

 

5. Определение количества запусков деталей на линии.

Количество запусков деталей на линии может быть определено по следующей формуле:

,

где Ni - месячная производственная программа деталей закрепленных за линией;

     nпрi  - принятый размер обрабатываемой партии.

Тогда количество запусков детали А:

Количество запусков детали Б:

Количество запусков детали В:

 

6.Построение плана –графика работы линии.

План –график работы линии представлен на рисунке 1.





 

















Рисунок 1. – План-график работы многономенклатурной автоматизированной поточной линии.


 

 

7. Определение  себестоимости изготовления деталей А, Б, В на линии.

Данный пункт работы подразумевает расчет цеховой себестоимости изготовления деталей А, Б, В.

Рассмотрим данный расчет на примере детали А:

Sц.А = Sм.А + Lпр.А + Sэ.о. + Sц.пр.А ,

где Sц.А - цеховая себестоимость изготовления детали А;

        Sм.А - затраты на основные материалы;

        Lпр.А  - заработная плата основных производственных рабочих;

        Sэ.о. - расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;

        Sц.пр.А  - прочие цеховые расходы.


Отсюда, затраты на основные материалы можно определить следующим образом:

Sм.А= km . GзА . Цм - (GзА - GдА) . Цотх ,

где km - коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы (для упрощения  расчетов рекомендуется взять значение km =1,05…1,10);

GзА ,GдА - масса заготовки и детали А (кг.), соответственно;

Цм отх  - цена единицы материала и единицы отходов (руб./кг.), соответственно (для нашего примера, и для дальнейших самостоятельных расчетов зададимся условием, что Цм =10 руб./кг., Цотх =0,6 руб./кг.)

Тогда

Sм.А=1,10.1,6. 10 - (1,6 - 0,9) . 0,6 = 17,18 руб./шт.

Заработная плата основных производственных рабочих на единицу изделия А может быть найдена по следующей формуле, (при условии, что система оплаты труда – повременная):

Lпр.А= Lпр.о + Lпр.д + Lпр.н.

где Lпр.о - основная заработная плата производственных рабочих;

Lпр.д - дополнительная заработная плата производственных рабочих;

Lпр.н.- начисления на заработную плату производственных рабочих;

Lпр.о = t ст. .Ти.

где t ст. - часовая тарифная ставка рабочих, соответствующая среднему разряду работ ( в нашем случае для 5 разряда t ст. = 61 руб./час.);

Ти.- трудоемкость изготовления единицы продукции на линии. (Ти.= tшт.  см.табл.1, табл.2)

Тогда

Lпр.о = 61. 4/60 = 4,06 руб./шт.

Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих составляет 20 % от суммы основной заработной платы.

Lпр.д = 0,2. Lпр.о =0,2. 4,06= 0,81 руб./шт.

Начисления на заработную плату принимаются в размере 35,6% от суммы основной и дополнительной заработной платы:

Lпр.н.= 0,356 (Lпр.о +Lпр.д) =0,356 (4,06+0,81) = 1,73 руб./шт.

В итоге заработная плата основных производственных рабочих на единицу изделия А составит:

Lпр.А= 4,06 + 0,81 + 1,73 = 6,6 руб./шт.

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования:

Sэ.о. = Ср.Ти.

где Ср- себестоимость одного часа работы оборудования, которая включает в себя величину амортизационных отчислений по оборудованию Са; расходы на осмотры, текущий ремонт и межремонтное обслуживание, Срем.; а также стоимость электроэнергии на технологические цели Сэл.

Величину амортизационных отчислений по оборудованию находим:


,

где Кмj = Цмj . kт - капитальные затраты на оборудование j-го наименования, руб.(с учетом цены оборудования j-го наименования (Цмj), и коэффициента (kт) учитывающего затраты на транспортировку и монтаж оборудования, для наших расчетов kт =1,05…1,2);

      аj - величина амортизационных отчислений, которая для нашего примера, и для дальнейших самостоятельных расчетов составляет: аj=12,5%;

      Fэф - эффективный фонд времени работы оборудования за год (рассчитывается аналогично Fэф.об, только с учетом номинального годового фонда времени)


Км1 = Цм1 . kт = 420000 .1,1= 462000руб.

Км2  = Цм2 . kт =97000.1,1= 106700руб.

Км3  = Цм3 . kт =68000.1,1= 74800руб.

Км4  = Цм4 . kт =35000.1,1= 38500 руб.

Fэф = 4097час.

Следовательно,

Са = (462000 + 106700 + 74800 + 38500) .0,125/4097= 20,81 руб./час.

Расходы на осмотры, текущий ремонт и межремонтное обслуживание находятся как:

где kт.п. - коэффициент учитывающий тип производства (kт.п. =1);

       См, Сэ - часовые затраты на малые ремонты, осмотры и межремонтное обслуживание механической и электрической частей оборудования первой категории ремонтной сложности (для нашего примера и для дальнейших самостоятельных расчетов См = Сэ = 0,3руб/час.);

      Rмj, Rэj -категориии сложности ремонта механической и электрической частей оборудования (для нашего примера см. табл.4)


Таблица 4

Характеристика сложности ремонта оборудования


Номер операции

Категория сложности ремонта используемого оборудования

Rм

Rэ

1.

2.

3.

4.

9

7

8

10

7

8

9

11

 

Срем.= (0,3.9 + 0,3.7) + (0,3.7 + 0,3.8) + (0,3.8+ 0,3.9) + (0,3.10 + 0,3.11) = 20,7 руб./час.

Стоимость электроэнергии для технологических целей может быть найдена:

,

где wпр - принятое число единиц оборудования;

       Мср - средняя мощность электродвигателей (для нашего случая заданием установлено Мср = 4,9 кВт);

       а - средний коэффициент загрузки установленной мощности (а =0,7);

       b - коэффициент использования мощности во времени (b=0,6);

       nм - КПД электродвигателей

       Цэл - цена 1кВт.час силовой энергии (1,11 руб./кВт.час)

Отсюда находим:

руб./час

Тогда себестоимость одного часа работы оборудования:

Ср = 20,81 + 20,7 + 10,75 = 52,26 руб./час.

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования на изделие А:

Sэ.о. =52,26 . 4/60 = 3,48 руб./шт.

Прочие цеховые расходы принимаем равными 50% от основной заработной платы производственных рабочих:

Sц.пр.А = 0,5 . 4,06 = 2,03 руб/шт.

Структура себестоимости изготовления одной детали А приведена в таблице 5

Таблица 5

Структура себестоимости изготовления  детали А

Статья затрат

Затраты, руб

Затраты ,%

Основные материалы

Заработная плата производственных рабочих

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

Прочие цеховые расходы

Итого цеховая себестоимость

17,18


6,6


3,48

2,03

29,29

58,65


22,53


11,88

6,93

100


Аналогичным образом определяется себестоимость изготовления деталей Б и В.


Таблица 6

Структура себестоимости изготовления  детали Б

Статья затрат

Затраты, руб

Затраты ,%

Основные материалы

Заработная плата производственных рабочих

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

Прочие цеховые расходы

Итого цеховая себестоимость

12,96


9,09


4,79

2,54

29,38

44,11


30,93


16,3

8,64

100



Таблица 7

Структура себестоимости изготовления  детали В

Статья затрат

Затраты, руб

Затраты ,%

Основные материалы

Заработная плата производственных рабочих

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

Прочие цеховые расходы

Итого цеховая себестоимость

14,98


12,9


6,79

3,96

38,63

38,77


33,39


17,57

10,25

100


Список литературы

1.     Климов А.Н., Оленев И.Д., Соколицын С.А. Организация и планирование производства машиностроительном заводе. – Л.: Машиностроение, 1979

2.     Мамонов В.И., Полуэктов В.А. Организация производства на предприятиях машиностроения: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭиУ,2004

3.     Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях: учебно-методическое пособие. – М.:Финансы и статистика, 2002

4.     Соколицын С.А.., Кузин Б.И. Организация и оперативное управление машиностроительным производством. – Л.: Машиностроение, 1988

5.     Татевосов К.Г. Основы оперативно-производственного планирования на машиностроительном предприятии. –Л.: Машиностроение, 1985

6.     Царев В.В. Внутрифирменное планирование. – Спб.: Питер, 2002