Содержание
Исходные данные: 4
1. Определение параметров многономенклатурной автоматизированной поточной линии. 5
2.Выбор транспортных средств линии и расчет их основных параметров. 2
3.Расчет длительности циклов изготовления деталей А, Б, В на линии. 4
4.Определение размера обрабатываемой партии для деталей А, Б, В.. 5
5. Определение количества запусков деталей на линии. 7
6.Построение плана –графика работы линии. 8
7. Определение себестоимости изготовления деталей А, Б, В на линии. 9
Список литературы.. 15
Исходные данные:
1. На линии изготавливаются детали А, Б, В; месячные программные задания которых NА, NБ, NВ соответственно равны: 6200, 4400, 2500 шт.
2. Состав технологических операций, а также затраты времени на выполнение каждой операции представлены в таблице 1.
Таблица 1
Состав технологических операций и затраты времени на выполнение каждой операции
Наименование операции |
Время выполнения операции на деталь, мин. |
||
А |
Б |
В |
|
1. Токарная |
1,0 |
1,2 |
2,4 |
2. Фрезерная |
1,1 |
1,0 |
2,0 |
3. Резьбонарезная |
1,4 |
1,5 |
2,1 |
4. Шлифовальная |
1,6 |
1,8 |
1,3 |
Итого |
5,1 |
5,5 |
7,8 |
3. Линия работает в две смены, продолжительность смены составляет 8 час.; время на переналадку линии составляет 40 мин.; число рабочих дней в месяце равно 22 .
4. Коэффициент допустимых потерь времени составляет 0,04; переналадка линии и текущий ремонт проводятся в нерабочее время.
5. Потери времени в связи с невыходами рабочих от номинального фонда составляют 10%
6. Средний разряд работ равен 5.
7. Стоимость оборудования для выполнения операций: первой – 420000 руб., второй – 97000 руб., третьей – 68000 руб., четвертой – 35000 руб.
8. Мощность единицы оборудования в среднем составляет 4,9 кВт.
9. Масса заготовки : А - 1,6 кг.; Б - 1,2 кг.; В - 1,4 кг.
10. Масса детали: А - 0,9 кг.; Б - 0,8 кг.; В - 0,7 кг.
1. Определение параметров многономенклатурной автоматизированной поточной линии
Находим частные такты работы линии.
Частные такты работы линии рассчитываются по условному объекту: в нашем случае по детали В (как наиболее трудоемкой).
Определим коэффициенты приведения i-ой детали к условному объекту
,
где , – трудоемкость изготовления i-ой и условной детали на линии соответственно;
;
;
Приведем программные задания деталей А, Б, В к условной детали В в приведенных единицах:
,
Тогда месячная программа i-ой детали, изготавливаемой на линии будет иметь следующий вид:
Тогда условный общий такт линии (мин.) может быть представлен следующим образом:
,
где F эф.лин – эффективный фонд работы линии (час.)
Для того чтобы рассчитать F эф.лин найдем эффективный фонд времени одного рабочего (час.)
,
где Fн – номинальный фонд времени рабочего (час.);
t – потери времени в связи с невыходами рабочих (по болезни, из-за отпусков и по другим причинам)
Тогда для нашего случая (месячный номинальный фонд времени)
Fн =22. 8 =176 час.
F эф.раб = 176 .(1-10/100) =158,4 час.
Соответственно на единицу оборудования:
,
где С - число смен;
р – плановые простои оборудования в ремонте %; р = 3…5 % (для нашего случая, и в дальнейших расчетах принимается р = 3 %)
Отсюда:
Fэф. об. = 176 .2. (1-3/100) =341,4 час.
Эффективный фонд работы линии:
Fэф. лин. = Fэф. об. (1-n),
где n – коэффициент потерь времени на техническое обслуживание и ремонт линии.
В данном примере принимаем Fэф. лин. = Fэф. об., поскольку значение n достаточно мало (см. исходные данные) и им можно пренебречь
Fэф. лин. = 341,4 час.
Рассчитав условный общий такт мы можем найти частные такты работы линии:
Находим необходимое число рабочих мест на каждой операции и их загрузку
Расчетное число рабочих мест на j-ой операции технологического процесса изготовления деталей А, Б, В определяют следующим образом:
,
где t штj – штучное время выполнения j-ой операции, мин;
ri –частный такт, мин.
Тогда для нашего случая:
; ;
; ;
Дальнейшие результаты расчетов приведены в таблице 2
Коэффициент загрузки рабочих мест на j-ой операции
,
где wпрj – принятое число рабочих мест на j-ой операции.
Средний коэффициент загрузки оборудования (рабочих мест) при изготовлении:
деталей А
деталей Б
деталей В
Из приведенных расчетов можно сделать следующий вывод, что линия является переналаживаемой с равномерной загрузкой.
Таблица 2
Расчетное и принятое число рабочих мест по операциям и их загрузка
Наименование операции |
А |
Б |
В |
Принятое число рабочих мест на линии |
|||||||||
tшт мин |
wр шт. |
wпр шт. |
nз % |
tшт мин. |
wр шт. |
wпр шт. |
nз % |
tшт мин. |
wр шт. |
wпр шт. |
nз % |
||
1.Токарная |
1,0 |
0,79 |
1 |
79 |
1,2 |
0,81 |
1 |
81 |
2,4 |
1,13 |
1 |
113 |
1 |
2.Фрезерная |
1,1 |
0,8 |
1 |
80 |
1,0 |
0,67 |
1 |
67 |
2,0 |
0,95 |
1 |
95 |
1 |
3.Резьбонарезная |
1,4 |
1,02 |
1 |
102 |
1,5 |
1,01 |
1 |
101 |
2,1 |
0,99 |
1 |
99 |
1 |
4.Шлифовальная |
1,6 |
1,17 |
1 |
117 |
1,8 |
1,21 |
1 |
121 |
1,3 |
0,61 |
1 |
61 |
1 |
Итого |
5,1 |
3,72 |
4 |
- |
5,5 |
3,69 |
4 |
- |
7,8 |
3,69 |
4 |
- |
4 |
Находим численность основных производственных рабочих на линии.
Численность основных производственных рабочих может быть определена по следующей формуле
,
где Зр - запасные рабочие необходимые для подмены, % (в данном примере, как и в дальнейших расчетах, рекомендуемое значение Зр =10 %);
wпрj - принятое число рабочих мест на j-ой операции;
С - число смен работы;
ноj - норма обслуживания рабочих мест на данной операции (в данном случае, как и в дальнейших расчетах, рекомендуемое значение ноj =1);
m - число операций на линии.
Тогда число основных производственных рабочих занятых на линии при обработке:
деталей А
Ч осн.раб.А = (1+10/100) . 4. 2=9 чел.;
деталей Б
Ч осн.раб.Б = (1+10/100) . 4. 2=9 чел.;
деталей В
Ч осн.раб.В = (1+10/100) . 4. 2=9 чел.
2.Выбор транспортных средств линии и расчет их основных параметров.
Транспортное средство линии является её неотъемлемой частью и обеспечивает автоматическое распределение деталей по операциям. В зависимости от конфигурации, габаритных размеров и массы деталей, обрабатываемых на линии в качестве транспортных средств, как правило, используются ленточные, пластинчатые или цепные транспортеры в сочетании с автоматически действующими устройствами каждой единицы оборудования по снятию и установке деталей.
К основным параметрам перечисленных транспортных средств относятся следующие: скорость движения V, шаг l (расстояние между осями симметрии оборудования или между автоматически действующими устройствами по снятию и установке деталей двух смежных операций), длина рабочей части Lp и общая длина транспортера Lo.
Размер шага l как правило устанавливают в зависимости от габаритных размеров детали, планировки оборудования (для удобства расчетов возьмем l =2,0 м.)
Тогда скорость движения транспортера при обработке деталей А, Б, В соответственно можно рассчитать следующим образом:
;
;
где l - размер шага;
rA , rБ , rВ - частные такты работы линии
Длина транспортера, как правило, рассчитывается исходя из планировки линии, длины рабочей части транспортера. Для удобства расчетов зададимся Lp = 10м., тогда общая длина транспортера:
,
где R – радиус натяжного и приводного барабанов (в расчетах принимаем R=0,25 м.)
Тогда
Lо = 2. 10 + 2. 3,14. 0,25 = 21,57 м.
3.Расчет длительности циклов изготовления деталей А, Б, В на линии.
Длительность циклов обработки деталей А, Б, В на линии можно рассчитать по следующей формуле:
,
где ri -частные такты, мин.;
wпрij - принятое число рабочих мест на линии
4.Определение размера обрабатываемой партии для деталей А, Б, В
Размер обрабатываемой партии (расчетный) может быть найден по следующей формуле:
,
где Прв - средние потери рабочего времени на переналадку линии, мин.;
kпрв- коэффициент допустимых потерь времени на переналадку при смене очередной партии деталей;
ri –частный такт, мин.
Тогда, например, размер обрабатываемой партии деталей А (расчетный) будет равен:
Принятый размер обрабатываемой партии nпрi определяется исходя из следующих условий:
1) принятый размер партии деталей отличается от расчетного не более, чем на 15%;
2) принятый размер партии деталей загружает линию более чем на смену;
3) принятый размер партии деталей должен быть кратен программному заданию;
4) число запусков деталей на линию по возможности должно быть одинаковым или кратным.
Расчетные и принятые размеры обрабатываемой партии по каждому из изделий, закрепленных за линией, сведены в таблицу 3.
Таблица 3
Расчетные и принятые размеры обрабатываемой партии по изделиям, закрепленным за линией
Деталь |
Месячное программное задание, шт |
Сменная производительность линии, шт. (Псм=Тсм /ri , где Тсм –продолжительность смены, мин. ) |
Размер партии |
Продолжительность обработки партии, смены |
|
Расчетное значение |
Принятое значение |
||||
А |
6200 |
350 |
701 |
727 |
1,5 |
Б |
4400 |
322 |
644 |
500 |
1,5 |
В |
2500 |
227 |
455 |
375 |
1,5 |
5. Определение количества запусков деталей на линии.
Количество запусков деталей на линии может быть определено по следующей формуле:
,
где Ni - месячная производственная программа деталей закрепленных за линией;
nпрi - принятый размер обрабатываемой партии.
Тогда количество запусков детали А:
Количество запусков детали Б:
Количество запусков детали В:
6.Построение плана –графика работы линии.
План –график работы линии представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. – План-график работы многономенклатурной автоматизированной поточной линии.
7. Определение себестоимости изготовления деталей А, Б, В на линии.
Данный пункт работы подразумевает расчет цеховой себестоимости изготовления деталей А, Б, В.
Рассмотрим данный расчет на примере детали А:
Sц.А = Sм.А + Lпр.А + Sэ.о. + Sц.пр.А ,
где Sц.А - цеховая себестоимость изготовления детали А;
Sм.А - затраты на основные материалы;
Lпр.А - заработная плата основных производственных рабочих;
Sэ.о. - расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;
Sц.пр.А - прочие цеховые расходы.
Отсюда, затраты на основные материалы можно определить следующим образом:
Sм.А= km . GзА . Цм - (GзА - GдА) . Цотх ,
где km - коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы (для упрощения расчетов рекомендуется взять значение km =1,05…1,10);
GзА ,GдА - масса заготовки и детали А (кг.), соответственно;
Цм ,Цотх - цена единицы материала и единицы отходов (руб./кг.), соответственно (для нашего примера, и для дальнейших самостоятельных расчетов зададимся условием, что Цм =10 руб./кг., Цотх =0,6 руб./кг.)
Тогда
Sм.А=1,10.1,6. 10 - (1,6 - 0,9) . 0,6 = 17,18 руб./шт.
Заработная плата основных производственных рабочих на единицу изделия А может быть найдена по следующей формуле, (при условии, что система оплаты труда – повременная):
Lпр.А= Lпр.о + Lпр.д + Lпр.н.
где Lпр.о - основная заработная плата производственных рабочих;
Lпр.д - дополнительная заработная плата производственных рабочих;
Lпр.н.- начисления на заработную плату производственных рабочих;
Lпр.о = t ст. .Ти.
где t ст. - часовая тарифная ставка рабочих, соответствующая среднему разряду работ ( в нашем случае для 5 разряда t ст. = 61 руб./час.);
Ти.- трудоемкость изготовления единицы продукции на линии. (Ти.= tшт. см.табл.1, табл.2)
Тогда
Lпр.о = 61. 4/60 = 4,06 руб./шт.
Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих составляет 20 % от суммы основной заработной платы.
Lпр.д = 0,2. Lпр.о =0,2. 4,06= 0,81 руб./шт.
Начисления на заработную плату принимаются в размере 35,6% от суммы основной и дополнительной заработной платы:
Lпр.н.= 0,356 (Lпр.о +Lпр.д) =0,356 (4,06+0,81) = 1,73 руб./шт.
В итоге заработная плата основных производственных рабочих на единицу изделия А составит:
Lпр.А= 4,06 + 0,81 + 1,73 = 6,6 руб./шт.
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования:
Sэ.о. = Ср.Ти.
где Ср- себестоимость одного часа работы оборудования, которая включает в себя величину амортизационных отчислений по оборудованию Са; расходы на осмотры, текущий ремонт и межремонтное обслуживание, Срем.; а также стоимость электроэнергии на технологические цели Сэл.
Величину амортизационных отчислений по оборудованию находим:
,
где Кмj = Цмj . kт - капитальные затраты на оборудование j-го наименования, руб.(с учетом цены оборудования j-го наименования (Цмj), и коэффициента (kт) учитывающего затраты на транспортировку и монтаж оборудования, для наших расчетов kт =1,05…1,2);
аj - величина амортизационных отчислений, которая для нашего примера, и для дальнейших самостоятельных расчетов составляет: аj=12,5%;
Fэф - эффективный фонд времени работы оборудования за год (рассчитывается аналогично Fэф.об, только с учетом номинального годового фонда времени)
Км1 = Цм1 . kт = 420000 .1,1= 462000руб.
Км2 = Цм2 . kт =97000.1,1= 106700руб.
Км3 = Цм3 . kт =68000.1,1= 74800руб.
Км4 = Цм4 . kт =35000.1,1= 38500 руб.
Fэф = 4097час.
Следовательно,
Са = (462000 + 106700 + 74800 + 38500) .0,125/4097= 20,81 руб./час.
Расходы на осмотры, текущий ремонт и межремонтное обслуживание находятся как:
где kт.п. - коэффициент учитывающий тип производства (kт.п. =1);
См, Сэ - часовые затраты на малые ремонты, осмотры и межремонтное обслуживание механической и электрической частей оборудования первой категории ремонтной сложности (для нашего примера и для дальнейших самостоятельных расчетов См = Сэ = 0,3руб/час.);
Rмj, Rэj -категориии сложности ремонта механической и электрической частей оборудования (для нашего примера см. табл.4)
Таблица 4
Характеристика сложности ремонта оборудования
Номер операции |
Категория сложности ремонта используемого оборудования |
|
Rм |
Rэ |
|
1. 2. 3. 4. |
9 7 8 10 |
7 8 9 11 |
Срем.= (0,3.9 + 0,3.7) + (0,3.7 + 0,3.8) + (0,3.8+ 0,3.9) + (0,3.10 + 0,3.11) = 20,7 руб./час.
Стоимость электроэнергии для технологических целей может быть найдена:
,
где wпр - принятое число единиц оборудования;
Мср - средняя мощность электродвигателей (для нашего случая заданием установлено Мср = 4,9 кВт);
а - средний коэффициент загрузки установленной мощности (а =0,7);
b - коэффициент использования мощности во времени (b=0,6);
nм - КПД электродвигателей
Цэл - цена 1кВт.час силовой энергии (1,11 руб./кВт.час)
Отсюда находим:
руб./час
Тогда себестоимость одного часа работы оборудования:
Ср = 20,81 + 20,7 + 10,75 = 52,26 руб./час.
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования на изделие А:
Sэ.о. =52,26 . 4/60 = 3,48 руб./шт.
Прочие цеховые расходы принимаем равными 50% от основной заработной платы производственных рабочих:
Sц.пр.А = 0,5 . 4,06 = 2,03 руб/шт.
Структура себестоимости изготовления одной детали А приведена в таблице 5
Таблица 5
Структура себестоимости изготовления детали А
Статья затрат |
Затраты, руб |
Затраты ,% |
Основные материалыЗаработная плата производственных рабочих Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования Прочие цеховые расходы Итого цеховая себестоимость |
17,18 6,6 3,48 2,03 29,29 |
58,65 22,53 11,88 6,93 100 |
Аналогичным образом определяется себестоимость изготовления деталей Б и В.
Таблица 6
Структура себестоимости изготовления детали Б
Статья затрат |
Затраты, руб |
Затраты ,% |
Основные материалыЗаработная плата производственных рабочих Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования Прочие цеховые расходы Итого цеховая себестоимость |
12,96 9,09 4,79 2,54 29,38 |
44,11 30,93 16,3 8,64 100 |
Таблица 7
Структура себестоимости изготовления детали В
Статья затрат |
Затраты, руб |
Затраты ,% |
Основные материалыЗаработная плата производственных рабочих Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования Прочие цеховые расходы Итого цеховая себестоимость |
14,98 12,9 6,79 3,96 38,63 |
38,77 33,39 17,57 10,25 100 |
Список литературы
1. Климов А.Н., Оленев И.Д., Соколицын С.А. Организация и планирование производства машиностроительном заводе. – Л.: Машиностроение, 1979
2. Мамонов В.И., Полуэктов В.А. Организация производства на предприятиях машиностроения: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭиУ,2004
3. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях: учебно-методическое пособие. – М.:Финансы и статистика, 2002
4. Соколицын С.А.., Кузин Б.И. Организация и оперативное управление машиностроительным производством. – Л.: Машиностроение, 1988
5. Татевосов К.Г. Основы оперативно-производственного планирования на машиностроительном предприятии. –Л.: Машиностроение, 1985
6. Царев В.В. Внутрифирменное планирование. – Спб.: Питер, 2002