Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт

Кафедра  Финансов








КУРСОВАЯ РАБОТА



«Косвенные налоги, их виды и характеристика»

 

 

студентка IV курса

Фанансово-Кредитного факультета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ




Введение                                                                                          3

I.             Косвенное налогообложение, его значение                                   4

1.1       Прямые и косвенные налоги                                                      4

     1.2.  Значение косвенных налогов                                                    7

II.    Налог на добавленную стоимость (НДС)                                                10

2.1   Понятие НДС                                                                             10

2.2   Плательщики НДС                                                                     12

2.3   Объекты налогообложения                                                                 13

2.4       Налоговая база                                                                                    14

2.5       Налоговая ставка                                                                       14

2.6     Счет-фактура                                                                                                 16

III.   Акцизы                                                                                             18

     3.1    Налогоплательщики акцизов                                                   20

     3.2    Налоговые ставки акцизов                                                                22

     3.3    Формирование налоговой базы                                                        22

IV. Таможенные пошлины                                                                     23

     4.1    Виды таможенных пошлин                                                      25

     4.2    Методы определения таможенной стоимости товаров           26

4.3         Согласование торгово-политического режима

Российской Федерации с Европейским Союзом                              29

V.  Заключение                                                                                       32

VI. Список литературы                                                                          34

 

 

 

 





 

 

 


 


 


Введение


Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... " (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бре­мени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

  Налоги являются одной из важнейших финансовых категорий. Исторически это наиболее древняя форма финансовых отношений между государством и членами общества. Сначала эти взносы проводились в натуральной форме, затем, с развитием товарно-денежных отношений, был осуществлен переход к денежной форме взносов.

Налогообложение является одной из важнейших проблем современности. Оно затрагивает все социально-экономические сферы жизни общества. Ни одно государство не может обойтись без налоговых доходов.


Налоговый кодекс, принятый в июле 1998 г. в статье 8 установил: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами местного самоуправления, иными уполномоченными организациями и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц,  получающих доходы,  участвовать в формировании государственных финансовых  ресурсов.  Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.






I.               Косвенное налогообложение. Его значение.

 

1.1  Прямые и косвенные налоги

 

Деление налогов на прямые и косвенные признается многими авторами ненаучным, поскольку сложно выделить единственное основание деления, дающее две взаимоисключающие категории.

В основе этого деления первоначально лежало учение о распределении налогового бремени. Прямыми называли те налоги, юридический субъект которых предположительно несет и экономическое бремя налогообложения. В отношении косвенных налогов изначально предполагалось, что они будут фактически переложены с лиц, уплачивающих налоги в бюджет, на какие-то иные лица - носителей налогов. Теория переложения налогов, обосновывающая особенности распределения налогового бремени, возникла в эпоху зарождения буржуазных отношений и становления экономической науки. Она основана на предположении, что косвенные налоги полностью перекладываются на потребителя в составе цены товара, работы, услуги, а бремя прямых налогов лежит на производителе (продавце), прямые налоги не оказывают влияния на цену

Однако вскоре было замечено, что полностью перелагаемые или неперелагаемые налоги не существуют. Косвенные налоги не полностью переносятся на потребителя в связи с изменением цен на факторы производства, неэластичностью спроса, уклонениями от уплаты налогов и другими причинами. В то же время прямые налоги могут частично перекладываться как на потребителей товаров налогоплательщика, так и на продавцов сырья и материалов. С учетом этого за основу выделения прямых и косвенных планов было принято намерение законодателя добиться перераспределения налогового бремени. К прямым налогам относили те, бремя которых должно лечь на плательщика. Механизм косвенных налогов должен позволять плательщику переложить налог на другое лицо. Однако и этот критерий оказался неудовлетворительным, поскольку он также исходил из того, что перелагаемость свойственна только одной группе налогов. После того как деление налогов на перелагаемые и неперелагаемые было признано несостоятельным с научной точки зрения, были предложены новые основания выделения прямых и косвенных налогов. В частности, налоги разграничивались по способу обложения и взимания. Если в качестве оснований для взимания налога служили заранее определенные данные, постоянные характеристики и налог взимался периодически (например собственность), то налог называли прямым. Если же налог взимался от случая к случаю и на основании единственных, изменяющихся, более или менее случайных, а потому не определенных заранее данных (отдельные сделки, события и т.п.), то налог относили к косвенным. Существовали и иные подходы к определению способа взимания налога, но ни один из них, так же как и критерий перелагаемости, не давал взаимоисключающих категорий и не мог быть признан единственно возможным основанием деления налогов на прямые и косвенные. На смену пришел новый критерий выделения групп налогов - платежеспособность лица (подоходно-расходный принцип). Прямыми стали называть налоги, при расчете которых прямо стоит задача оценить платежеспособность лица путем подсчета размеров его доходов. Источником уплаты любого налога может выступать только доход лица. Если налог будет взиматься из капитала налогоплательщика, то источник налога вскоре исчезает. Поэтому именно величина дохода наиболее показательна для оценки платежеспособности.

При косвенном налогообложении учет доходности не является прямой задачей законодателя. Юридический механизм косвенного налогообложения не настроен на определение размера дохода лица ни на основе точных данных, ни на основе внешних признаков. Итак, в зависимости от механизма уплаты в системе налогообложения выделяют две группы налогов: прямые налоги и косвенные налоги. Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика, и их размер прямо зависит от объекта налогообложения.  Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки. То есть по существу он является сборщиком, а покупатель – плательщиком косвенных налогов.  

Таким образом, косвенными налогами экономисты называют налоги на расход, на потребление, в прямыми – налоги на присвоение и накопление материальных благ.

Учитывая, что косвенными налогами облагается расходование средств, юридический механизм взимания этих налогов отличается некоторыми особенностями. Переложение налога хотя прямо и не регулируется, но законодатель создает условия для этого, помогает юридическому плательщику переложить налоговое бремя на получателя. Переложение налогов как экономическое явление регулируется посредством механизма спроса и предложения: переложение влияет на цену товаров, работ, услуг; завышение цены препятствует реализации, так как ограничивает спрос; продавец снижает цену или предложение.

Эффект перелагаемости налогов следует учитывать и в аспекте принципа приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов. Налог устанавливается с целью получения дохода, а не с целью принуждения к определенному поведению. Если налоговое бремя, хотя и равное для всех налогоплательщиков, ведет к свертыванию производства, заставляет отказаться от занятия той или иной деятельностью, имеются основания говорить о нарушении принципа приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов. Развивая этот принцип, НК РФ определяет, что "налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными" (п. 3 ст. 3).          В условиях нестабильной экономики, повышения цен, инфляции косвенные налоги представляют особый интерес как средство влияния на уровень цен в стране, как регулятор потребления.

В наше время расширилась сфера функционирования косвенных налогов, возросло их значение в перераспределении национального дохода, они стали важным способом влияния на процесс потребления, а отсюда и на процесс производства.

Несмотря на  значительные преимущества прямых налогов, полная замена ими косвенных налогов представляется нереальной даже в условиях экономики благосостояния, не говоря уже о слаборазвитых странах.

В налогообложении должно выполняться условие, когда пределы использования регрессивных по своей сути косвенных налогов в обществе будут ограничены рамками прогрессивного прямого налогообложения. Но при этом следует иметь в виду, что излишняя прогрессивность прямого налогообложения также недопустима. Только в этом случае можно говорить об экономике благосостояния и о социальном равенстве. Соотношение между двумя группами налогов в конкретный исторический момент и в конкретной стране будет зависеть от экономических, национальных и территориальных особенностей развития государства.


























1.2. Значение косвенных налогов


Косвенные налоги выступают в трех видах: акцизы (на товары и услуги частных предприятий), фискальные монопольные налоги (на товары массового потребления, производимые в государственном секторе), таможенные пошлины (на экспортные импортные товары и услуги).

Универсальным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, им облагаются все товары, работы и услуги.

Индивидуальными акцизами облагаются отдельные виды товаров, услуг или обороты на определенной стадии воспроизводства (например, налог с продаж).

Фискальная монополия – специфический вид косвенного налога на товары, производство или реализация которых являются исключительной монополией государства. Государство монополизирует производство и реализацию товаров массового потребления – табак, спички, соль и т.п. Фискальная монополия может быть полной или частичной. При полной монополии государство монополизирует и производство, и реализацию определенного вида, при частичной – монополизирует или только производство, или только реализацию какого-то товара. Государственная фискальная монополия считается тяжелым косвенным налогом, поскольку в результате ее применения происходит удорожание товаров массового потребления, что сказывается на жизненном уровне населения. В настоящее время в Российской Федерации этот вид косвенного налогообложения не применяется.

Таможенные пошлины – косвенные налоги, применяемые во внешнеэкономической деятельности.

НДС, акцизы и таможенные пошлины входят в состав федеральных налогов.

Федеральные налоги – это основа налоговой системы. Перечень федеральных налогов, объекты налогообложения, виды льгот и ставок, плательщики, порядок взимания налогов и зачисления их в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательными органами РФ в порядке, предусмотренном соответствующими процедурами принятия законодательных актов Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Президентом РФ.


Проанализируем налоговые доходы федерального бюджета на 2001г. по сравнению с 2000г.:

                                              








                                                                       Таблица 1


НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА


2000г.

2001г.


млрд. руб.

% к ВВП

млрд. руб.

% к ВВП

Налоговые доходы - всего

930,2

14,3

1240,8

15,7

Налог на прибыль

136,7

2,1

155,4

2,0

Подоходный налог с физических лиц

30,1

0,5

32,8

0,4

Налог на добавленную стоимость, в том числе:

390,8

6,0

608,1

7,7

по товарам (работам, услугам), производимым на территории РФ

289,2

4,5

475,5

6,0

по товарам, ввозимым на территорию РФ

101,6

1,6

132,6

1,7

Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам материального сырья

124,9

1,9

183,9

2,3

производимым на территории РФ

121,4

1,9

180,0

2,3

ввозимым на территорию РФ

3,5

0,1

3,9

0,0

Ввозные (импортные) таможенные пошлины

60,1

0,9

57,5

0,7

Вывозные (экспортные) таможенные пошлины

162,1

2,5

157,4

2,0

Другие налоги

25,5

0,4

45,7

0,6






Спр.: ВВП

6494,0


7920,0


Проанализировав приведенные в таблице № 1 данные можно сделать вывод о том, что в налоговых доходах федерального бюджета сохраняется весьма высокая доля поступлений от косвенных налогов. В бюджете 2001 г. в сумме доходов доля НДС и акцизов предполагалась на уровне 62,5%. Из общего роста налоговых доходов в объеме 310,6 млрд. руб. на увеличение поступлений по НДС и акцизам приходится 58,2% (Поступление по НДС и акцизам увеличилось в 2001г. на 181 млрд. руб. по сравнению с 2000г.)

Такая ситуация во многом связана с тем, что эти косвенные налоги традиционно стабильны и характеризуются достаточно высоким уровнем собираемости.


Из приведенной диаграммы видно, что почти половину налоговых доходов бюджета приносит налог на добавленную стоимость, а общий процент косвенных налогов составлял в 2000г. 84,1%.

                                      Таблица 2

    Структура налоговых доходов бюджета



В млрд. руб.

В % в ВВП


1999г.

2000г.

1999г.

2000г.

Налоговые доходы – всего:

467,78

675,0

100

100

Прямые налоги:





Налог на доход (прибыль) организации


73,59


63,45


15,7


9,4

Подоходный налог с физических лиц


21,43


23,93


4,6


3,5

Плата за ресурсы

8,96

11,11

1,9

1,6

Косвенные налоги:





Налог на добавленную стоимость

197,24

277,49

42,2

41,1

Акцизы

77,22

119,94

16,5

17,8

Налоги на внешнюю торговлю

84,07

171,98

18,0

25,2







II.          НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.


2.1. Понятие налога на добавленную стоимость.


Впервые налог на добавленную стоимость как замена налога с оборота был введен во Франции в 1954 году французским экономистом М. Лоре. Затем он получил распространение в странах—членах Европейского Союза (ЕС). Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране-претенденте функционирующей системы НДС, поэтому в настоящее время налог действует практически во всех странах Европы.

 С 1992 г. в России НДС, в частности, был введен по образцу французской налоговой системы. Стал одним из основных федеральных налогов.

НДС занимает значительно место в системе доходов развитых стран. На его долю приходится в среднем около 14% налоговых поступлений, а среди косвенных налогов его доля составляет от 30 до 50% всех косвенных налогов (во Франции – 80%).

НДС имеет универсальный характер, поскольку взимается со всех товаров, работ и услуг в течение всего производственного цикла – от завода до магазина. Причем каждый промежуточный участник этого процесса уплачивает налог.

НДС имеет ряд преимуществ для бюджета: это стабильный, регулярный источник доходов.

Основными причинами роста популярности НДС являются:


*       Возможность вступления в ЕЭС;

*       Стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление, НДС способен значительно увеличить поступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами;

*       НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции с помощью технических средств и определенной системы документооборота;

*       Высокая степень нейтральности налога.

Вместе с тем от введения налога воздержались такие страны, как США, Япония, Австралия, признав НФС вредным налогом для национальных экономик. По мнению экспертов названных стран, НДС приводит  к росту цен на товары, работы и услуги на всех стадиях продвижения товаров до конечного потребления, что вызывает дополнительную инфляцию и снижение совокупного спроса, а эти факторы сдерживают экономическое развитие.


Налог на добавленную стоимость введен с января 1992г. на всей территории Российской Федерации в соответствии с Законом РСФСР от 6 декабря 1991г. В ходе проведения налоговой реформы. Этот налог представляет собой форму изъятия части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товара, выполненных работ, оказания услуг, в бюджет по мере реализации товара (работ, услуг).

По сравнению со своими предшественниками (налогом с оборота, действовавшим в соответствии с налоговой реформой 1930-1932 гг. И налогом с продаж, введенном с 1 января 1991г., при жестком государственном контроле над ценами) НДС имеет определенные преимущества. Он более эффективен, чем налог с оборота, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, и с расширением налогооблагаемой базы и ставок поступления могут увеличиться. Для отдельного производителя этот налог менее обременителен, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь часть прироста стоимости, и тяжесть распределяется по всей цепи производства и обращения, чем достигается равное положение всех участников рыночных отношений. Это более простая форма обложения, поскольку на всех плательщиков установлен единый механизм взимания на всей территории страны. Для государства он более предпочтителен, ибо от него трудно уклониться, что уменьшает случаи финансовых нарушений. И наконец, НДС в большей степени повышает заинтересованность в росте дохода предпринимателя, поскольку автоматически освобождает предприятия от обложения производственных затрат.

В разные годы в федеральный бюджет поступало от 75 до 85% от величины собираемого НДС. Остальная часть оставалась в качестве дохода бюджетов субъектов Федерации. Федеральным законом РФ «О федеральном бюджете на 2002г.» Установлено, что вся сумма НДС на 2002г. Закрепляется за федеральным бюджетом.

Законодательство по НДС претерпевало за время своего развития наиболее частые и существенные изменения. В Закон РФ от 6 декабря №1921 «О налоге на добавленную стоимость» вносились многочисленные изменения и поправки. Всего за период функционирования НДС на законодательном уровне было принято 11 дополнительных федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Основной закон по НДС. Законодательная база по НДС оказалась загружена разного рода нормативными актами, письмами, дополнительными инструкциями.

С января 2002г. Элементы налогообложения по НДС установлены в 21 главе второй части Налогового кодекса РФ, В целях реализации положений главы 21 «Налог на добавленную стоимость»  Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Приказом от 20 декабря 200г. №БГ-3-03/447 утвердило Методические рекомендации по применению данной главы налогового кодекса. Вместе с тем в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001г. №5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ». Методические рекомендации правомерно приравнять к официальным разъяснениям по вопросам применения налогового законодательства.

2.2. Налогоплательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, которые определяются в соответствии с Таможенным кодексом РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 №166–ФЗ)

Плательщиками НДС признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995г.№ 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектом малого предпринимательств», так как этим законом для предпринимателей предусмотрена лишь замена уплаты подоходного налога уплатой стоимости патента, что не отменяет обязательств по НДС,

Вместе с тем не являются плательщиками НДС индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход согласно Федеральному закону от 31 июля 1998г. №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», поскольку ст.1 указанного Закона установлено, что со дня введения единого налога у плательщиков на территории соответствующих субъектов Федерации НДС не взимается.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей налогоплательщика при малых объемах выручки. Освобождение выдается на двенадцать календарных месяцев в случае, когда за три последовательных месяца совокупная сумма выручки (т.е. выручка от всей деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС) этих организаций и индивидуальных предпринимателей без учета налога с продаж и НДС не превысила одного миллиона рублей. Данное освобождение не применяется при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.














2.3. Объектами налогообложения признаются следующие операции:

а) обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, работ, и услуг;   

б) товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответст­вии с таможенными режимами.

Объектами налогообложения считаются обороты по реализации товаров, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также:

·             обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на из­держки производства и обращения, а также своим работникам;

·             обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги);

·             обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим предприятиям или физическим лицам;

·             обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залого­держателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.

Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых това­ров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость.

В облагаемый оборот включаются любые денежные средства, если их по­лучение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Рассмотрим облагаемый оборот некоторых типов предприятий и видов деятельности.

Облагаемым оборотом при изготовлении товаров из давальческого сырья и материалов является стоимость их обработки.

Стоимость возвратной тары не включается в облагаемый оборот, за ис­ключением случаев реализации тары предприятиями-изготовителями.

Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных предприятии облагаемым оборотом является стоимость реализованной строительной про­дукции.

При осуществлении предприятиями посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознагражде­ний и сборов.

Облагаемый оборот при реализации товаров предприятиями розничной торговли и общественного питания определяется на основе стоимости реали­зуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них НДС. В та­ком же порядке определяется облагаемый оборот при аукционной продаже товаров (внесено Законом от 2 января 2000 г. № 36-ФЗ).

В налогооблагаемую базу по товарам, ввозимым на территорию РФ, включаются таможенная стоимость товара, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам – и сумма акциза.




2.4. Налоговая база


Налоговая база при реализации товаров (услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с нормами НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на Стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) устанавливается исходя их всех доходов налогоплательщика, полученных им в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.

Налоговая база по НДС определяется следующим образом. при реализации произведенных налогоплательщиком товаров (работ, услуг) в зависимости от применяемых правил ценообразования она принимается как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисляемая исходя их:

*       свободных (договорных, контрактных) цен (тарифов) на товары (работы, услуги) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС;

*       государственных регулируемых цен (тарифов) без включения в них НДС.

*       Налоговая база при реализации приобретенных на Стороне товаров, учитываемых с налогом, определяется как разница между ценой реализации этих товаров и ценой, уплаченной поставщикам (продавцам) при приобретении этих товаров. При этом цены приобретения и реализации рассчитываются с учетом НДС.

 

2.5. Налоговая ставка.

 

В рамках налогового периода (календарный месяц) для расчета налогового обязательства применяются три вида ставок: ноль процентов, 10 и 20 %.

Для унификации российского и международного налогового законодательства с 1 января 2001г. введено понятие «нулевая ставка НДС». Это означает, что отдельные товары (работы, услуги) НДС не облагаются, а налог, уплаченный по материальным ресурсам производственного назначения возмещается.

Налогообложение по нулевой ставке  производится при реализации:

А) товаров (за исключением нефти и природного газа в страны СНГ), помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза, а также работ и услуг, непосредственно связанных с производством и движением этих товаров;

Б) услуг по перевозке товаров, пассажиров и багажа за пределы территории РФ;

В) товаров, работ и услуг для пользования иностранными дипломатическими представительствами и др.


Налогообложение по 10 % ставке (пониженная ставка) применяется при реализации:

А) продовольственных товаров (скот, птица, мясо, молоко и молочные продукты, яйца, масло растительное, сахар, соль, овощи, крупа, мука и т.д.);

Б) товаров детского ассортимента по перечню, утвержденному Правительством РЫ.

Налогообложение по 20 % ставке (общая, стандартная ставка) производится при реализации всех товаров, работ и услуг, не упомянутых выше.

Законодательно установлены так называемые расчетные ставки налога. Эти ставки применяются при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), при удержании налога их доходов иностранных налогоплательщиков налоговыми агентами, а также при реализации товаров и услуг, приобретенных на Стороне и учитываемых с НДС. Условия применения расчетнывх ставок и правила их исчисления в зависимости от ставок налога (20 или 10 %) показаны на рис. 1

Рис. 1

 

РАСЧЕТНАЯ СТАВКА

Блок-схема: перфолента: Расчетные ставки применяются при:

 

 

 

 

Загнутый угол: q	Реализации товаров, работ и услуг по ценам, тарифам, включающим НДС
q	Расчете облагаемого оборота в виде разницы между ценами реализации и приобретения
q	Получении средств от взыскания штрафов и пеней, выплате неустоек
q	Получении авансов, финансовой помощи, ссуд
q	Получении дохода в виде комиссионного сбора со сделок, совершаемых на биржах

 

 

 

 

 








В зависимости от ставок НДС (20 или 10 %) расчетные ставки определяются следующим образом:

Алгоритм определения                               Для ставки НДС

     расчетной ставки

 

                                                                                     

                                                                          стандартной 20 %                                        пониженной 10 %

НДС = (НДС х 100) / (100 + НДС)

20 х 100/120=16,7                                           10 х 100/110=9,09









2.6. Счет-фактура.

Предприятия — плательщики налога обязаны выделять сумму НДС отдельной строкой во всех расчетных до­кументах. С 1 января 1997 г. в соответствии с Указом Президента РФ  от   8 мая 1996 г. № 685  «Об

основных направлениях на­логовой реформы в Российской Федерации и мерах по укрепле­нию платежной и расчетной дисциплины» при совершении операций по реализации товаров, работ и услуг все плательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета-фактуры. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 установлен порядок составления счетов-фактур, ведения журналов учета счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.

Счета-фактуры — обязательный документ для всех плательщиков НДС и служат инструментом дополнительного контроля  налоговых органов за полнотой сбора этого налога. С введением счетов-фактур возмещение НДС по приобретенным товарам, предназначенным для продаж, и материальным ресурсам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения, допускается при обязательном наличии счетов-фактур,  зарегистрированных в книге покупок у покупателя.

Уплата налога производится ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации продукции (работ, услуг) за прошедший календарный месяц. Срок уплаты — не позднее 20 числа следующего месяца. Малые предприятия уплачивают налог на добавленную стоимость ежеквартально.

Датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счет в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами — день поступления выручки в кассу.

Для предприятий, которым разрешено определять срок реализации по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг), датой совершения оборота считается их отгрузка (выполнение) и предъявление покупателям расчетных документов.

При безвозмездной передаче или обмене товаров (работ, услуг) днем совершения оборота является день их передачи (выполнения).

Уплата налога по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, производится одновременно с уплатой таможенных платежей.

Не уплачивается НДС при ввозе на территорию Российской Федерации продукции морского промысла, выловленной и (или) произведенной российскими рыбопромышленными предприятиями.

Особенности применения НДС в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых хозяйствующими субъектами государств — участников Содружества Независимых Государств, устанавливаются межгосударственным соглашением Российской Федерации о принципах взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территориях государств – сторон соглашения.

В случае отсутствия межгосударственного соглашения порядок и условия применения налога в отношении указанных товаров (работ, услуг) определяются на основе взаимности применительно к каждому отдельному государству – участнику Содружества Независимых Государств.

Налог на добавленную стоимость имеет устойчивую базу обложения, ко­торая мало зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают по­ступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой в расчетных доку­ментах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям эффек­тивно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе на­логового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, мате­риалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается.

У этого налога имеется и ряд других преимуществ, как у любого косвен­ного налога. Но у него есть и отрицательные стороны. Главная из них — неизбежное  повышение  цен, что  усиливает  инфляцию,  снижает конкурентоспособность отечественных производителей.

Это обстоятельство привело к идее в течение 1999—2000 гг. существенно снизить налоговую ставку НДС. Однако данное стремление вошло в проти­воречие с реальными возможностями сбалансирования федерального бюдже­та, в связи с чем пришлось отказаться от радикальных изменений.

Опыт подтверждает, что НДС прочно вошел в налоговую систему Россий­ской Федерации. Он имеет свои достоинства и недостатки. С его помощью не удалось сразу решить все финансовые проблемы, накопившиеся в стране. Да это вряд ли было возможно, так как решить их может только масштабный комплекс мер. Но в целом он имеет позитивное значение и будет функцио­нировать в России в обозримом будущем.




















III.    АКЦИЗЫ


Акцизы это  вид косвенных налогов на товары, включаемых в цену или тариф. Как источник доходов государственного бюджета России акцизы возникли в X-XI веках, тогда акцизному обложению впервые стала подвергаться реализация спиртных напитков. На протяжении последующих столетий основными документами, регулирующими начисление и уплату акцизов, являются:  Закон РФ от  06.12.91 № 1993-1 «Об акцизах» и Инструкция МНС РФ от 10.07.2000г. № 61 «О порядке исчисления и уплаты акцизов». Акцизы возникли в X – XI вв., когда акцизному обложению впервые стала подвергаться реализация спиртных напитков. На протяжении последующих столетий взимание акцизов с крепких напитков получило широкое распространение. В 1817г. взимание в России акцизов с крепких напитков было упорядочено принятием устава о питейном сборе, который определял акцизы с водки и  пива и устанавливал объемы  объектов   обложения.  В 1838 г. был установлен акциз на табак, а с 1886 г. надзор за плантациями табака, контроль за его хранением и продажей был возложен на  акцизное ведомство. В 1848г. в России был впервые введен акциз на спички, а с 1887г. под акцизное обложение попали нефтяные масла.

В настоящее время акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государства полученной производителями сверхприбыли. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов определяются исключительно Правительством РФ.

Акцизы играют весомую роль в формировании бюджетных доходов. В 2000 г. в федеральный бюджет запланировано поступление акцизов в сумме 119,9 млрд. руб., что составляет 17,8% ко всем налоговым доходам.

Акцизы являются налогами, налагаемыми на специальный перечень товаров. Товары, облагаемые акцизами, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары мало эластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для его взимания. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы на единицу продукции, эта мера дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.

Переходная экономика может выиграть от рациональной организации акцизных схем, поскольку налог может выступать значительным источником налоговых поступлений на  ранних этапах переходного периода. Организация системы акцизов относительно проста и  может дать налоговому ведомству и его сотрудникам значительный опыт по работе с  товарами, сделки с которыми осуществляются в рамках рыночной экономики. Такой опыт поможет заложить основу более сложных методов аудита и контроля, необходимых для работы с НДС и подоходным налогом. Таким образом, акцизы могут обеспечить как доходы, помогающие справляться с трудностями переходного периода, пока экономика развивается, так и помочь налоговому ведомству перейти на новые, более сложные методы налогообложения.

В дополнение, существуют определенные выгоды от обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или  ассоциирующихся с негативными побочными явлениями. Налогообложение может отчасти воспрепятствовать потреблению потенциально опасных товаров, таких как табачные изделия и алкоголь, а также, например, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атмосферы. Такие косвенные выгоды могут стать побочным результатом налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений.

Для достижения этой цели акцизы должны быть просты как в организации, так и в применении, что достигается за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определенны. Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Страны с переходной экономикой имеют относительно открытые границы, и  контрабанда может стать проблемой в случае, если местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах. Нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров, может возрасти, если ставки акцизов слишком высоки. Подобное производство имеет тенденцию снижать выгоды для общественного здоровья, которые предусматривались как одно из следствий введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости. Акциз должен взиматься либо в момент импорта, либо производства (или отгрузки).

Два других фактора являются отличительной чертой современных акцизов. Во-первых, налог начисляется либо на стоимость, либо на единицу продукции, с поправкой на  инфляцию. Налог в процентах от стоимости сложно применять на стадии производства, из-за трудности расчета заводской цены на момент отгрузки. Эта проблема может быть решена с использованием справочных рыночных цен, когда налог на стоимость рассчитывается на основе этой цены, после чего по этому результату рассчитывается стоимость единицы продукции и взимается налог на стадии производства. Другим удовлетворительным вариантом может быть взимание налога с  единицы продукции с  поправкой на инфляцию в случаях, когда относительные цены изменяются незначительно, а инфляция высока.          Во-вторых, методы налогообложения добавленной стоимости используется для кредитования акцизов, уплаченных на ресурсы, использованные для производства подакцизной конечной продукции, например, крепленных вин. Иными  словами, следует избегать каскадной схемы акцизов, и использовать методы аналогичные НДС, обеспечивая тем самым взимание акциза как налога только на конечную продукцию.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходный период. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные доходы стабильны даже в первоначальных экономических циклах, которые могут возникнуть в переходный период. Следует также отметить, что относительная не эластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с  началом экономического роста.

С 1 января 2001г. элементы налогообложения по акцизам установлены в 21-й главе Налогового Кодекса РФ. В целях реализации положений главы 21 «Акцизы» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Приказом от 18 декабря 2000г. № БГ-3-03/440 утвердило Методические рекомендации по применению данной главы Налогового кодекса.


3.1. Налогоплательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизное минеральное сырье. Плательщиками также признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерацией. При этом подробно изложен порядок определения налогоплательщика в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

Филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате акцизов по месту своего нахождения.

         Плательщиками акцизов являются предприятия, производящие и реализуемые подакцизные товары, учреждения и организации, являющиеся в соответствии с законодательством РФ юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории РФ, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, а также индивидуальные предприниматели.

         Торговые предприятия, не будучи производителями подакцизных товаров, соответственно не являются и плательщиками акцизов. Но, закупая указанные товары у предприятия-изготовителя, они уплачивают цену, в которую уже входит акциз.

         Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе по товарам, ввозимым на территорию РФ), на которые установлены ставки акцизов в процентах, определяются плательщиком по следующей формуле:


С= А/Н

                                                       100% - А

где:

С – сумма акциза;

Н – объект обложения (отпускная цена без учета акциза или таможенная стоимость, увеличенная на таможенную пошлину и таможенные сборы);

А – ставка акциза в процентах.

         С сумм денежных средств, получаемых организациями за производимые и реализуемые ими подакцизные товары в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, а  также со стоимости опциона и в случаях применения для исчисления акциза рыночных цен сумма, акциза определяется по формуле:




С= Н*А,

где:

С – сумма акциза;

Н – рыночная цена с учетом акциза, или сумма полученных денежных средств, или стоимость опциона;

А – ставка акциза в процентах.

          Согласно статье 181 Кодекса подакцизными товарами признаются:

*       Спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

*       Спиртосодержащая Продукция с объемной долей этилового спирта более 9 %, за исключением лекарственных товаров, ветеринарных препаратов, парфюмерно-косметической продукции и др.);

*       Алкогольная продукция с доле спирта более 1,5%;

*       Табачная продукция;

*       Ювелирные изделия (за исключением государственных наград, медалей, знаков отличия и т.п.);

*       Легковые автомобили и мотоциклы;

*       Горюче-смазочные материалы

*       Природный газ


 

 

 

 

 

 

3.2. Налоговые ставки акцизов бывают двух видов: адвалорные и твердые (специфические).

Твердые ставки устанавливаются в рублях за единицу измерения.

Адвалорные ставки устанавливаются в процентах к стоимости товаров, исчисленных в отпускных ценах без учета акцизов. Они устанавливаются:

*       На ювелирные изделия – 5%,

*       Природный газ, реализуемый на территории РФ и СНГ – 15% (реализуемый за пределами территории РФ и СНГ – 30%)

На все остальные товары действуют твердые ставки акцизов.

 

3.3. Формирование налоговой базы

В большинстве случаев для определения облагаемого оборота принимается стоимость подакцизных товаров, исчисленная из отпускных цен без учета акцизов. В некоторых случаях при исчислении акцизов исходят из максимальных отпускных цен (например, при натуральной оплате труда подакцизными товарами).

Согласно законодательству налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара и по каждому виду подакцизного минерального сырья (ст. 187-188 Налогового кодекса). Налоговая база при реализации подакцизных товаров определяется как:

*       Объем реализованных или переданных подакцизных товаров в натуральном выражении – по товарам, на которые установлены твердые ставки;

*       Стоимость реализованных или переданных подакцизных товаров без учета акциза, НДС, налога с продаж, - если на товар установлены адвалорные ставки налога.

Налоговая база при реализации подакцизного минерального сырья определяется как:

*       Объем реализованной или переданной Продукции в натуральном выражении – по газовому конденсату;

*       Стоимость реализованной или переданной Продукции с учетом предоставленных скидок без НДС и специальной надбавки – по природному газу;

*       Стоимость реализованной Продукции за вычетом НДС при реализации в страны СНГ, таможенных пошлин и транспортных расходов за пределами территории РФ – при реализации природного газа на экспорт.

Существенные различия имеет порядок определения налоговой базы при импорте подакцизных товаров. В данном случае ставки применяются к таможенной стоимости товаров, увеличенной на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов. При ввозе подакцизных товаров на территорию РФ налоговая база определяется по:

*       Подакцизным товарам, на которые установлены твердые ставки – как объем ввозимых товаров в натуральном выражении;

*       Подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки, - как сумма их таможенной стоимости и таможенной пошлины.




IV.  ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ.


Одной из Сторон внешнеэкономической деятельности государства является международная торговля. Несмотря на то, что она носит свободных характер, приводит к возрастанию экономического благосостояния как экспортеров, так и импортеров, на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась свободно, без вмешательства государства. Инструментом регулирования внешнеторговой деятельности является таможенная политика государства, которую определяет Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

Законодательной основой таможенной политики является Таможенный кодекс (18 июня 1993г.) и Закон о таможенном тарифе (21 мая 1993г.).

Таможенные платежи - это таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации.

     Таможенные платежи уплачиваются декларантом или иным заинтересованным лицом.

     В настоящее время в перечень платежей, взимаемых таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу входят:

     - таможенная пошлина;     - экспортные пошлины           - налог на добавленную стоимость;           - акцизы;           - сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий;           - сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;           - таможенные сборы за таможенное оформление;           - таможенные сборы за хранение товаров;           - таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;           - плата за информирование и консультирование;           - плата за принятие предварительного решения;           - плата за участие в таможенных аукционах;           - платежи, взимаемые по единым ставкам (упрощенный порядок взимания таможенных платежей);           - сбор за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК.

Таможенные пошлины имеют следующие основные цели: рационализа­цию товарной структуры ввоза товаров; поддержание соответствующего соот­ношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов; создание ус­ловий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров; защиту экономики страны от неблагоприятных воздействий внешне­го рынка. В настоящее время добавилась еще одна важнейшая цель — обес­печить условия для скорейшей и эффективной интеграции России в мировую экономику.

Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин (тарифов) устанавлива­ются Правительством Российской Федерации, являются едиными и не под­лежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через грани­цу. Они служат инструментом оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время применяются только импортные таможенные пошлины. Импортный таможенный тариф РФ установлен      Постановлением Правительства РФ N 1560 от 27.12.96.          Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара. Если товар происходит из страны, в торгово-политических отношениях России с которой действует режим наибольшего благоприятствования (РНБ), применяются ставки, в установленном Правительством размере.          Ставки ввозных таможенных пошлин удваиваются, если страной происхождения товара является страна, в торгово-политических отношениях с которой не применяется режим наибольшего благоприятствования (РНБ).           Ставки ввозных таможенных пошлин уменьшаются вдвое при обложении товаров, происходящих из развивающихся стран, являющихся пользователями национальной схемы преференций. Перечень таких стран утвержден Постановлением Правительства РФ N 1057 от 13.09.94. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей национальной системой преференций Российской Федерации, ввозные таможенные пошлины вообще не взимаются.

Не облагаются ввозными таможенными пошлинами товары,  происходящие из государств - бывших участников СССР, с которыми заключены двусторонние соглашения о свободной торговле. Сейчас это Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.

В России применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:

адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагае­мых товаров;

специфические, начисляемые в определенном размере (ЭКЮ) за единицу облагае­мых товаров;

комбинированные, в которых сочетаются первые два вида таможенных по­шлин.

При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным в ЭКЮ за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составляющей в ЭКЮ за килограмм массы товара, в качестве расчетной базы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной торговли.

 

 

 

 

4.1. Виды таможенных пошлин

 

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров могут приме­няться по решению Правительства сезонные пошлины; по сроку действия они С не должны превышать шести месяцев в течение календарного года.

Для защиты экономических интересов страны по отношению к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные.

Специальные пошлины служат защитным средством, если товары ввозятся в страну в количествах и на условиях, угрожающих нанести ущерб отечествен­ным производителям аналогичных товаров. Они могут также применяться в качестве ответных мер на дискриминационные действия со стороны других государств.

Антидемпинговые пошлины вводятся в случае ввоза товаров по цене ниже, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, в случае, если это угрожает материальным ущербом отечественным производителям или может приоста­новить расширение производства подобных отечественных товаров. Демпин­говые цены нередко применяются для завоевания зарубежного рынка, не за­щищенного соответствующими торговыми соглашениями.

Компенсационные пошлины применяются при ввозе товаров, для производ­ства которых прямо или косвенно использовались субсидии.

Таможенная стоимость товара, перемещаемого через границу, деклариру­ется его владельцем. Контроль за правильностью определения стоимости осуществляется таможенным органом, производящим оформление товара. При этом соблюдается полная конфиденциальность информации, так как по сути она содержит коммерческую тайну. Заявляемая в декларации таможен­ная стоимость товара должна основываться на достоверной, количественно определяемой и документально-подтвержденной информации. Владелец това­ра обязан по требованию таможенного органа предоставить все необходимые ему сведения.

Таможенный орган вправе принимать решения о правильности заявлен­ной таможенной стоимости товара. При отсутствии данных, подтверждающих правильность ее определения, или при наличии оснований полагать, что све­дения не являются достоверными и достаточными, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара. В этом случае по письменному запросу декларанта он обязан в трехмесячный срок представить письменное разъяснение причин, по которым заявленная таможенная стоимость не может быть принята в качестве базы для начисле­ния пошлины.











4.2. Методы определения таможенной стоимости товаров


Определить таможенную стоимость ввозимых товаров достаточно сложно. Обычно используются разные методы:

*       по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод);

*       по цене сделки с идентичными товарами;

*       по цене сделки с однородными товарами;

• методы вычитания стоимости, сложения стоимости;

• резервный метод.

При методе по цене сделки с ввозимыми товарами таможенной стоимостью является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за то­вар на момент пересечения им таможенной границы. В цену сделки включа­ются:

а) расходы по доставке товара до авиапорта, порта, станции или иного мес­та ввоза на территорию Российской Федерации;

б) расходы, понесенные покупателем: комиссионные и брокерские возна­граждения, стоимость контейнеров и другой многооборотной тары, упаковки;

в) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателям бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров: сырья, материалов и комплектующих изделий; инструментов, штампов, форм, использованных при изготовлении данных то­варов; инженерных проработок, опытно-конструкторских работ, эскизов и чер­тежей, выполненных вне территории Российской Федерации и непосредствен­но необходимых для производства указанных товаров; лицензионных и иных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, кото­рые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров. Помимо этого учитывается величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепро­даж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Рос­сийской Федерации.

Хотя это и основной метод, в ряде случаев он не может применяться: если существуют ограничения в отношении прав покупателя на товар; продажа и цена сделки могут зависеть от соблюдения условий, влияние которых невоз­можно учесть; участники купли—продажи являются взаимозависимыми ли­цами, что может воздействовать на цену сделки; данные таможенной декла­рации не подтверждены документально или не являются количественно оп­ределенными и достоверными.

В перечисленных случаях применяется метод по цене сделки с идентичны­ми товарами. В качестве основы берется цена сделки с идентичными товара­ми. Под идентичностью товаров понимаются одинаковые физические харак­теристики, качество я репутация на рынке, та же страна и тот же производи­тель. Использовать метод можно не всегда. Тогда приходится брать метод по цене сделки с однородными товарами. Под однородными понимаются изделия, которые имеют сходные характеристики и состоят из схожих элементов. Они близки функционально и могут быть взаимозаменяемыми в коммерческом отношении.                                                       

При методе вычитания стоимости за основу определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы изделия, по которой оценивае­мые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на  территории России не позднее 90 дней с даты ввоза. Из цены единицы товара  вычитаются:

*       расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей ввозимых товаров того же класса и вида;

*       суммы таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих  уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажей товаров;    

*       обычные расходы на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы.

Метод на основе сложения стоимости предусматривает расчет таможенной стоимости товара путем сложения трех составляющих: стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем; общих затрат, характерных для продажи в Россию из страны вывоза товаров того же вида (сюда входят транс­портировка, погрузочно-разгрузочные работы, страхование до места пересе­чения границы и иные неизбежные затраты); прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки подобных товаров.

Возможны случаи, когда таможенная стоимость товара не поддается опре­делению перечисленными выше пятью методами. Тогда применяется резерв­ный метод. При его использовании таможенный орган предоставляет декла­ранту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию, которая и слу­жит основой расчетов.

Таможенные пошлины, как и любые внутренние налоги, имеют определен­ные льготы. Они не носят индивидуального характера и определяются Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Полностью освобождаются от пошлины:

• транспортные средства для международных перевозок пассажиров и грузов;

• предметы материально-технического снабжения, вывозимые для обеспече­ния деятельности российских судов, ведущих морской промысел, а также ввозимая продукция их промысла;

• товары, ввозимые или вывозимые для официального или личного пользо­вания представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений;

• валюта и ценные бумаги, но положение не распространяется на ввоз или вывоз, осуществляемый в нумизматических целях;

• товары, подлежащие обращению в собственность государства;

• товары, представляющие собой гуманитарную помощь;

• товары, предназначенные для оказания технического содействия;

• товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита и предназначенные для третьих стран;

• товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой дея­тельности.

Законом «О таможенном тарифе» допускается установление преференций в виде освобождения от пошлин, снижения ставок пошлин или установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Такие меры при­меняются к государствам, образующим вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз. Применяются преференции и к товарам из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.

При осуществлении торговой политики Российской Федерации допуска­ется предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной по­шлины, снижения ставки пошлины или в исключительных случаях — осво­бождения от пошлины




































4.3. Согласование торгово-политического режима Российской Федерации с Европейским Союзом

 

Происшедшая в начале 90-х гг. переориентация внешнеэкономических связей России на рынки Западной Европы делает настоятельной необходимостью согласование с ЕС торгово-политического режима, наиболее выгодного для российской стороны. Противостояние России ЕС в той или иной форме (как показал опыт непризнания ЕС Советским Союзом в течение трех десятилетий) бессмысленно и только вредит российским национальным и, прежде всего, экономическим интересам. Поэтому главной задачей России в отношениях с Союзом становится установление партнерских отношений, равнозначных ассоциированному членству в ЕС. Дополнительный интерес России состоит в максимальном сближении с ЕС и вхождении в единое европейское экономическое и политическое пространство. Но провозглашение этой задачи не означает полной идентификации интересов России и ЕС, а также односторонней ориентации внешнеэкономических связей Российской Федерации на Западную Европу. Россия находится пока на начальной стадии подключения к общеевропейским интеграционным процессам. Для налаживания успешного экономического сотрудничества с ЕС России необходимы более высокий уровень включения в мирохозяйственные связи, открытость ее экономики. Интересы России в развитии сотрудничества с ЕС определяются стремлением добиться создания более благоприятных условий для доступа своих товаров (кроме энергоносителей и первичного сырья) на западноевропейские рынки, в том числе путем снятия торговых ограничений. Этому способствует обоюдная заинтересованность сторон в расширении российского экспорта в ЕС, в частности для обеспечения валютной выручки, необходимой для погашения внешнего долга. В последние годы Европейский Союз, в состав которого входит 15 государств, включая государства, имеющие договоры об ассоциации, с Европейским Союзом, для нашей страны превратился в главного партнера в международном сотрудничестве. На страны Европейского Союза приходится более 2/5 товарооборота мировой торговли, а это означает, что в стратегическом плане для Российской Федерации страны европейского континента будут играть ведущую роль в реализации внешнеэкономических связей. На современном этапе Европейский Союз выступает как нетто-импортер энергетических и других сырьевых товаров. На его долю приходится 35% товарооборота России, преобладающая часть внешнего долга и притока иностранных инвестиций в российскую экономику. Внешняя торговля с Европейским Союзом складывается с положительным для нашей страны сальдо, которое обеспечивает значительную часть средств, необходимых для обслуживания внешнего долга. Появление единой евровалюты с 01.01.99 года позволит российским экспортерам избегать расходов, связанных с колебаниями валютных курсов при заключении внешнеторговых контрактов в евровалюте, использовать безналичную евровалюту для расчетов с контрагентами из разных стран, не прибегать к конвертации валют. В проведении российскими предприятиями экспортно-импортных операций на рынках ЕС им приходится иметь дело с единой внешнеторговой политикой ЕС, которая дополняется также действиями национальных государственных органов отдельных стран ЕС. Регулирование импорта является прерогативой руководящих органов ЕС, которым страны - члены ЕС передали полномочия на проведение общей внешнеторговой политики по отношению к третьим странам, в том числе и к России. Среди применяемых в ЕС торгово-политических средств следует выделить механизм тарифного и нетарифного регулирования. Действующий в ЕС единый таможенный тариф (ЕТТ) применяется в торговых отношениях стран Союза с третьими государствами с 1968 г. Единый таможенный тариф включает ставки адвалорных и договорных (конвенционных) пошлин. Как правило, при ввозе товаров в ЕС из третьих стран взимаются адвалорные пошлины и лишь в отдельных случаях - договорные. При импорте сельскохозяйственных товаров, подпадающих под действие единой аграрной политики ЕС, берутся компенсационные сборы или же пошлины в сочетании с такими сборами. Договорные пошлины являются результатом многосторонних соглашений и распространяются не только на страны - участницы ГАТТ, но и на государства, не участвующие в этих соглашениях (в том числе и на Россию). Единый таможенный тариф ЕС базируется на Брюссельской таможенной номенклатуре, которая содержит 1010 позиций и объединяет около 3 тыс. наименований товаров. Для стратегических целей используется более подробная номенклатура, охватывающая свыше 7 тыс. наименований товаров. Страны ЕС перешли с 1988 г. на Гармонизированную систему описания и кодирования товаров. Таможенное обложение импорта существенно различается по отдельным группам товаров. Размер пошлины зависит прежде всего от степени обработки сырья. Для многих сырьевых товаров и полуфабрикатов, в импорте которых заинтересованы страны ЕС, таможенные пошлины или отсутствуют, или их уровень незначителен. На полуфабрикаты и готовые изделия пошлины заметно увеличиваются. В настоящее время среднеарифметический уровень таможенного обложения по ЕТТ составляет (в % от стоимости товаров): по нефти - 6,4, сырью (исключая нефть) - 1,6, полуфабрикатам — 6,2, готовым изделиям - 7. В зависимости от степени обработки сырья пошлины ЕТТ установлены на следующем уровне: хлопок-сырец - 0, хлопчатобумажная пряжа - 10, хлопчатобумажные ткани - 17 - 19% или же кожсырье - 0, выделанная кожа - 7, обувь кожаная - 16%. Многие виды сырья импортируются в страны ЕС из России беспошлинно (нефть, газ, каменный уголь, железная и хромовая руды, асбест, пиломатериалы, целлюлоза, невыделанная пушнина). Товары же, прошедшие незначительную обработку (нефтепродукты, чугун, ферросплавы, прокат черных металлов, алюминий, цинк, древесина), облагаются пошлинами, что ставит их в худшее положение по сравнению с теми, которые импортированы из стран, имеющих преференции в отношениях с ЕС (прежде всего с изделиями черной и цветной металлургии из Польши, Словакии и Чехии, т. е. стран, которые заключили с ЕС соглашения об ассоциированном членстве). По готовым изделиям российские товары на рынке ЕС находятся в еще более неблагоприятном положении по уровню таможенного обложения. Так, размер пошлин ЕТТ по отдельным готовым изделиям российского экспорта составляет: велосипеды - 17, легковые автомобили - 10, текстильные изделия - 10 - 14%, подшипники - 9, тракторы - 8,5, фотоаппараты - 7,2%. Важная особенность таможенного режима ЕС состоит в том, что если товар ввезен на территорию любой страны - участницы Союза, то, пройдя таможенные формальности, он может быть беспошлинно поставлен в другие страны этой группировки. Страны ЕС широко практикуют нетарифные средства ограничения импорта товаров. В число нетарифных мер регулирования импорта входят: количественные ограничения, лицензирование импорта, различные сборы и налоги, санитарные нормы и предписания, специфические технические требования, требования к упаковке и маркировке.  В настоящее время только руководящие органы ЕС имеют право вводить новые импортные квоты или изменять ранее действовавшие. Однако их практическое применение в определенных пределах осуществляется отдельными странами - членами ЕС, которые устанавливают собственную административную процедуру.  Ряд стран Западной Европы практикует обложение ввозимых товаров внутренними налогами. Так, в Италии импортируемые товары независимо от страны происхождения облагаются налогом на добавленную стоимость (19%). При этом налог на товар исчисляется не с цены, как это делается в отношении отечественной продукции, а с цены СИФ плюс таможенная пошлина. Причем если ставки таможенных пошлин устанавливаются органами ЕС, то размеры внутренних налогов определяются национальными властями. Компенсационные сборы взимаются также при импорте товаров, в том числе российских, например, в Финляндию. В этой стране при ввозе товара помимо таможенной пошлины взимается налог с оборота в размере 19,05% таможенной стоимости товара. Кроме того, в Финляндии взимается уравнительный налог, размер которого колеблется в пределах 1,0 - 4,5% и в среднем составляет 2,1% таможенной стоимости товара.




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Косвенные налоги имеют способность давать государству естественно возрастающий доход без всяких изменений в размерах налоговых ставок, и только за счет увеличения количества населения, роста благосостояния и т.д. Так, после уже указанной введенной С. Ю. Витте винной монополии и установлении пошлины 4р. 40 коп. с ведра водки (без нее стоимость - 12,2 рублей), статистика отмечала резкий рост государственных доходов по этой статье до одной четверти их общей суммы.

Косвенные налоги представляют определенные удобства и в отношении фискальной техники, так как число плательщиков сравнительно ограничено и контролируемо. С фискальных позиций только через акцизы и пошлины можно получить налог с бедного населения, причем в очень больших размерах, в то время как другими методами их никогда не добыть. Что касается богатых, то с увеличением их дохода податная способность возрастает не пропорционально росту, а прогрессивно.

Косвенные налоги платят даже иностранцы, которые проездом посещают страну или живут недостаточно долго, чтобы попасть под прямое обложение их доходов.

В период эволюционного формирования универсального акциза считается, что косвенное обложение способствовало развитию промышленности - (косвенные налоги, взимаемые по количеству сырья или размерам аппаратов, имели способность поощрять развитие промышленности). Классическим примером может послужить история развития акциза на спирт в Ирландии. В 1786 г. был определен налог в размере 30 шиллингов с галлона емкости котлов. Это подхлестнуло производителей на технические новшества, чтобы при меньшей емкости увеличить выпуск продукта. Зная это, государство поднимало ставки, и в 1797г. они уже составили 54 фунта стерлингов с галлона, но выпуск объема продукта рос несоизмеримо быстрее, и через l5 лет после введения акциза выкурка спирта ускорилась в 2880 раз.

К сожалению, не существует достоинств без недостатков. А недостатки у акцизного обложения имелись и имеются очень серьезные. При введении небольшого количества акцизов, они охватывают сравнительно небольшое количество граждан, так как не всем хочется потреблять определенные подакцизные продукты (спирт, табак). Если же ими охвачены товары первой необходимости, то такое обложение охватывает всех, не обеспечивая необлагаемого минимума, и очень больно бьет по малоимущим большим семьям с большим количеством иждивенцев при одном кормильце. С этим обстоятельством в свое время связывали даже прогрессирующий демографический спад в некоторых государствах. Вторым, очень ощутимым недостатком, является ярко выраженная регрессивность обложения. Чем меньше доход, тем большая его часть употребляется на потребности, безусловно, необходимые, и большая часть идет в налоги. Но по условиям самого устройства косвенных налогов государство должно их собирать именно с предметов массового спроса.

По этой причине бедный никогда не минует уплаты, так как его расходные статьи отлично государству известны и предусмотрительно обложены. С богатыми справиться значительно сложнее, так как они прихотливы, и расходы их разнообразны. Реально они могут производить громадное потребление и не платить налог.

Ориентируясь на западные модели, структура современной российской налоговой системы имеет все стандартные блоки - налоги на доходы, налоги на имущество и акцизную группу, полностью представленную, в свою очередь, такими составляющими ее элементами как акцизы, таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость.

Мы строим рыночную экономику, а часто не понимаем и не "умеем обращаться" с объективными категориями товарного производства, глубочайшему анализу которых посвящали свои многочисленные и многосторонние труды мировые классики.

При осмыслении хотя бы основных правил косвенного обложения (если, конечно, не преследовать цели сознательного разрушения экономического потенциала), не должны возникать имеющиеся схемы по взиманию налогов с подакцизной продукции. Недопустимо цену с уже начисленным акцизом (а в случае импорта еще и таможенной пошлиной) подвергать обложению налогом на добавленную стоимость, а затем еще налогом на продажи (по сути - универсальным акцизом). Классическая финансовая теория и многолетний исторический опыт неоспоримо доказывают ощутимое отрицательное воздействие на экономический рост и научно-технический прогресс (через отвлечение на непроизводительное расходование значительной доли национального капитала), использование завышенных ставок акцизов даже при однократном обложении. Сколь же оно должно быть велико в нестабильной экономике, при минимальной прибыли и массовых неплатежах при двух- и трехкратном обложении? Очень хочется надеяться, что молодое поколение, которому суждено в недалеком будущем стать активными творцами нашей финансовой политики, вспомнит мировую и российскую экономическую историю и обратит самое пристальное внимание на выводы, сделанные нашими великими предшественниками.


 










СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



1.     «Налоги и налогообложение» под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Б. Поляка, ЮНИТИ, Москва, 2002г.

2.     «О юридической классификации налогов», журнал «Налоговый вестник!, Сентябрь 2002г.

3.     «Налоги и налогообложение» Е.Н. Евстигнеев, ИНФРА-М, Москва, 2001г.

4.     «Налоги и налогообложение» Т.Ф. Юткина, ИНФРА-М, 2001г.

5.     Королев А.Н., Харин А.Ю.Акцизы в законодательных актах России // Право и экономика.-1999.-N6.-С.41-61.

6.     Энциклопедия финансов, 2002г.

7.     «Налоги и налогообложение в России» Л.П. Окунева, Финстатинформ, 1996г.

8.     «Акцизное обложение: ретроспективный взгляд» Н.Е. Лескова, Финансы, №4-2001г.

9.     Федеральный закон РФ от 06.12.91г. № 1993-1 «Об акцизах».

10.           Федеральный закон от 02.01.2000г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акцизах».

11.           Закон Российской Федерации от 21.05.93г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

12.           Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" «Бюджетная система России». Под редакцией академика Г.Б. Поляка. 

13.           Налоговый кодекс РФ часть вторая: глава 21. Налог на добавленную стоимость; глава 22. Акцизы.

14.           Проект федерального бюджета на 2001г. «АКДИ Экономика и жизнь» Ноябрь 2000г.

15.           Таможенные платежи. Юридическое бюро «Кодекс», юрист – Чистилин Е.А.

16.           «Финансы» № 3, 2000г. «О соотношении прямого и косвенного налогообложения» Р.Г. Гаджиев, Финансовая академия при Правительстве РФ.

17.           «Финансы» № 5, 2000г. «Экономическое развитие и налоги»  Д.Г. Черник, заместитель Министра РФ по налогам и сборам, государственный советник налоговой службы 1 ранга, д.э.н., профессор.