Содержание

Введение. 3

1. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. 5

1.1 Сущность основных фондов, их отличительные особенности. 5

1.2 Классификация основных фондов. 7

1.3 Виды аренды основных средств и их учет. 12

2. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АРЕНДЫ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ТИС») 15

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия. 15

2.2 Учет арендованных основных средств на ООО «ТИС». 21

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 36

Введение


Осуществление производственной деятельности связано с использованием различных средств труда, необходимых для создания, переработки, продвижения, хранения продукции и услуг. Они являются важнейшими элементами производительных сил и определяют их развитие. В бухгалтерском учете средства труда выделены в отдельный  объект учета основных средств предприятия.

Основные средства оказывают непосредственное воздействие на эффективность производства, количество работы и результаты всей организационно-хозяйственной деятельности предприятия.

Основные средства представляют собой совокупность материально-вещественных объектов и ценностей[1].

Основные средства – это большое количество средств труда, которое, несмотря на свою экономическую  однородность, отличается целевым назначением, сроком службы.

Объектом исследования является деятельность ООО «Тис».

Цель курсовой работы – изучение аренды основных средств

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.     Изучить теоретические аспекты аренды основных средств

2.     Рассмотреть учет аренды основных средств на примере ООО «ТИС»

3.     Решить практическую задачу








1. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ


1.1 Сущность основных фондов, их отличительные особенности


Процесс производства обуславливает объединение рабочей силы и средств производства. Средства производства состоят из средств труда и предметов труда.

Для осуществления эффективной деятельности предприятия должны иметь необходимые средства труда и материальные условия. Они являются важнейшими элементами производственных сил и определяют их развитие. В бухгалтерском учете средства труда выделены в отдельный объект учета, называемый основными средствами предприятия[2].

Основные средства представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере[3].

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Это – отличительные особенности основных фондов от предметов труда, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле и переносятся сразу на себестоимость производимой продукции и в процессе производства меняют свою натуральную форму.

Основные средства под воздействием производственного процесса и внешней среды изнашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на издержки производства в течение нормативного срока их полезного использования путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам, утвержденным в установленном законодательством порядке (Исключением являются земельные участки, объект природного использования, относящиеся к основным фондам, по которым начисление износа не начисляется).

К основным фондам относятся предметы, срок службы которых более одного года, а стоимость не менее сорокатысячного минимального размера месячной оплаты труда, установленной законодательством, за единицу.

К основным средствам так же относятся капитальные вложения на улучшение земель и в арендованные здания, сооружения, оборудование и др. объекты, относящиеся к основным средствам.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности предприятия земельные  участки, объекты природопользования[4].

Согласно Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ№6 от 24.03.2000 не относятся к основным средствам и учитываются  организацией в составе средств оборота:

- предметы, служащие менее 2 месяцев, независимо от их стоимости;

- предметы, стоимостью на дату приобретения и более 100-ого размера минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством, за единицу, независимо от срока их службы;

- другие, в соответствии с законодательством.

Основные фонды – это огромное количество средств труда, которое, несмотря на свою экономическую однородность, отличается по целевому назначению, сроку службы. Отсюда возникает необходимость классификации основных средств по определенным группам, учитывающим специфику производственного назначения различных видов фондов.


1.2 Классификация основных фондов


Основные средства предприятия разнообразны по составу и назначению. Для ведения учета основных средств их классифицируют по ряду признаков: по виду, назначению или характеру участия в процессе производства, отраслям народного хозяйства, специализации по принадлежности[5].

В зависимости от характера участия основных фондов в процессе производства они подразделяются на производственные и непроизводственные основные фонды.

К производственным фондам относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности, т.е. использование в процессе производства промышленной продукции, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле, общественном питании, и др. аналогичным видам деятельности.

Производственные основные фонды функционируют в сфере материального производства, неоднократно участвуют в процессе производства, изнашиваются постепенно, а их стоимость переносится на изготовленный продукт по частям, по мере использования. Пополнение идет за счет капитальных вложений.

Основные фонды непроизводственного назначения непосредственно не участвуют в процессе производства, но их используют в жилищно-коммунальной и социально-культурной сфере. Непроизводственные основные фонды – жилые дома, детские и спортивные учреждения, другие объекты культурно-бытового обслуживания которые находятся на балансе предприятия. В отличие от производственных фондов они не участвуют в процессе производства и  не переносят свою стоимость на изготовленную продукцию. Стоимость их исчезает в потреблении. Фонд возмещения не создается, а воспроизводится за счет национального дохода.

Несмотря на то, что непроизводственные основные фонды не оказывают непосредственного влияния на рост производительности труда, их постоянное увеличение непосредственно связано с улучшением благосостояния работников предприятия, повышением материального и культурного уровня жизни, что в конечном счете влияет на результаты деятельности предприятия[6].

Основные средства по отраслям народного хозяйства делятся на следующие группы: промышленность, строительство, транспорт, связь, торговля, снабжение, сбыт, информационно-вычислительное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, культура и др.

При этом установлено, что при распределении основных средств по отраслям народного хозяйства и видам деятельности, следует исходить из того, что основные средства относятся к той отрасли народного хозяйства и виду деятельности, с которым отнесены выработанная с участием этих средств продукция, оказанные услуги и выполненные работы. 

Основные производственные фонды предприятия – это огромное количество средств труда, которые несмотря на свою экономическую однородность отличаются целевым назначением, сроком службы. Отсюда возникает необходимость классификации основных фондов по определенным группам, учитывающим специфику производственного назначения различных видов фондов.

В соответствии с типовой классификацией, основные средства подразделяются следующим образом:

1. Здания (производственно-технические, служебные, и так далее);

2. Сооружения (инженерно-строительные объекты, обслуживающие производства);

3. Передаточные  устройства (электросеты и т.д.);

4. Машины и оборудование в т.ч.:

·        силовые машины и оборудование;

·        рабочие машины и оборудование;

·        изготовительные и регулирующие приборы;

·        вычислительная техника;

5. Транспортные средства (внутрипроизводственные и внепроизводственные);

6. Инструменты и приспособления;

7. Производственный и хозяйственный инвентарь;

8. Рабочий и продуктивный скот;

9. Многолетние насаждения;

10. Капитальные затраты по улучшению земель;

11. Прочие основные средства.

Соотношение отдельных групп основных фондов в их общем объеме представляет  видовую структуру основных фондов.  Наибольшее внимание уделяется повышению удельного веса машин и оборудования – активной части производства и характеризует производственные возможности предприятия по выпуску технических изделий.

Здания, сооружения, инвентарь отношения к пассивной части основных фондов, обеспечивает нормальное действие активных основных фондов.

По принадлежности основные фонды подразделяются на собственные, арендованные, безвозмездно переданные. По характеру участия в производственном процессе основные средства подразделяются на основные средства находящиеся:

·        в запасе,

·        в эксплуатации,

·        на консервации.

Такое деление необходимо для получения информации о загрузке и эффективности использования основных средств, возможностях замены износившихся средств, принятия мер к передаче или реализации другим предприятием ненужных средств, также правильного расчета износа для включения в издержки производства.

Находящиеся в запасе основные фонды предназначаются, для замены действующих во время ремонта, модернизации или полного выбытия. 

К действующим основным средствам (в эксплуатации) относятся основные средства, используемые в производственной и хозяйственной деятельности[7].

Основные средства на консервации – это средства, которые по различным причинам не используются.

Учет и планирование основных средств ведутся в натуральной или денежной формах. При оценке основных фондов в натуральной форме, устанавливается число машин, их производительность, мощность, размер производственных площадей, др. количественные величины.

Эти данные используются для расчета производственной мощности предприятия и отраслей, планирования производственной программы, резервов повышения выработки, составления баланса оборудования. С этой целью ведутся инвентаризация и паспортизация оборудования, учет его выбытия и прибытия.

Существует несколько видов оценок основных факторов, связанных с длительным участием в процессе производства, изменением за этот период условий воспроизводства по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости. Согласно ПБУ (6)-97 с изменениями и дополнениями основные средства принимаются к бухучету по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость основных фондов – это сумма затрат на изготовление, приобретение, их доставку и монтаж. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки оборудования, реконструкции частичной ликвидации соответствующих объектов.

Первоначальная стоимость основных фондов применяется для определения нормы амортизации и размеров амортизационных начислений, прибыли и рентабельности активов предприятия, показателей их использования.

Научно-технический прогресс обуславливает изменение условий и факторов производства основных фондов, а, следовательно, изменение издержек их производства и, соответственно, текущих рыночных цен и тарифов. В настоящее время первостепенное влияние на текущие цены и тарифы по  которым приобретаются основные фонды, оказывает инфляция.

С течением времени основные  фонды на балансе предприятия отражаются по смешанной оценке т.е. по текущим рыночным ценам их создание или приобретение. В результате оценка основных фондов по первоначальной стоимости в современных условиях не отражает их действительную стоимость и поэтому возникает необходимость переоценки основных фондов и приведения к единичным стоимостным измерениям. Для этой цели используется оценка основных факторов по восстановительной стоимости.

Восстановительная стоимость – это затраты на производство основных фондов в современных условиях, как правило она устанавливается во время переоценки основных фондов.

Восстановительную стоимость основных фондов используют так же для расчета выкупной цены при долгосрочной аренде (лизинге) с выкупом определенной стоимости основных фондов акционируемого предприятия. В этих случаях восстановительную стоимость каждого объекта определяет специальная комиссия, ориентируясь главным образом на рыночную оценку.

В процессе эксплуатации основные фонды изнашиваются и постепенно теряют свою первоначальную (восстановительную) стоимость.

Для оценки их реальной величины необходимо исключит стоимость изношенной части фондов. Это и будет остаточная стоимость основных фондов, представляющая собой разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью основных фондов и суммой их износа.

Данные о восстановительной стоимости необходимы для планирования воспроизводства (обновления) основных фондов. Совокупность показателей первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости для анализа динамики, состояния и использования основных средств, по результатам которого принимаются соответствующие управленческие решения.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

·        контроль за сохранностью основных средств;

·        правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете поступления основных средств их внутреннего перемещения, выбытия;

·        контроль над рациональным расходованием средств на реконструкцию, модернизацию основных фондов;

·        контроль за эффективным использованием основных средств, получение данных для составления отчетности о наличии и движении основных средств, а также контроль за своевременным и правильным начислением износа основных средств.


1.3 Виды аренды основных средств и их учет

Многие, особенно  вновь  создаваемые, организации  часто  не  имеют  финансовой  возможности  (денежных  средств)  для  приобретения  зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных  средств. Временные  затруднения  удается  преодолеть  за  счет  арендованных  отношений, то есть   передачи  и  получения  объектов  основных  средств  в  аренду  (имущественный  наем) - договор, по  которому  одна  сторона (арендодатель) обязуется  предоставить  другой  стороне (арендатору) какое  либо  имущество  во  временное  пользование  за  определенное  вознаграждение.

Различают  текущую и  долгосрочную  аренду, они  отражаются  одинаково. Объекты  текущей  аренды  может  выступать  отдельный  объект  основных  средств (автомобиль, компьютер), также  часть (помещение  офиса, склада). Срок устанавливается  в  пределах  года  с  дальнейшими  изменениями  условий  договора.

Объект  аренды  в  бухгалтерском  учете  продолжает  числится  в  балансе  арендодателя. Собственник  продолжает  начислять  амортизацию  , платить  налог  на  имущество.

Сумма  арендной  платы  устанавливается  договором  на  основе  расчета  сумм  амортизации;  расходов  арендодателя  на  содержание  объекта  и  его  ремонт;

Объектом  долгосрочной  аренды  является  имущество, то есть  основные  средства, но  переданные  на  срок  более  года  вплоть  до  момента  полной  амортизации  объекта[8].

В  соответствии  Гражданского  Кодекса  РФ (ГК  РФ). Согласно  статье  606  ГК РФ  по  договору  аренды  арендодатель  обязуется  предоставить  арендатору  имущество  за  плату  во  временное  пользование. Чтобы  сдать  в  аренду  помещение, организация  должна  иметь  свидетельство  о   праве  собственности, либо  получить  разрешение  (согласовать) соответствующего  органа  Госкомимущества  РФ. К свидетельству  прикладывается  копия  технического  паспорта.

Расчеты  по  арендной  плате  в  бухгалтерском  учете  отражаются  обе  стороны  договора:  арендатор  и  арендодатель. Основанием  является  передаточный  акт, а  также  распоряжение  главы  Администрации  города  о  передачи  в  аренду   нежилого  помещения.

Арендодатель  начисляет  сумму  причитающейся  к  уплате  арендной  платы  в  сроки, установленные  договором  и  оформляет  счет - фактуру  арендатору.

Проводки  по  отражению  в  бухгалтерском  учете  сданных  в  аренду  основных  средств:

1)  ДТ  76  , 98   КТ  90  Субсчет "Выручка"

Начисление  сумм  арендной  платы  по  договору  аренды (с НДС);

2)  ДТ  90  Субсчет " НДС "   КТ  68  Субсчет "НДС"

НДС  с  суммы  арендной  платы  и  иных  платежей;

3)  ДТ  20 , 23 , 25 , 29 , 44     КТ  02 , 10 , 70 , 69  

Расходы  по  содержанию  и  ремонту  сданных  в  аренду  объектов      основных  средств;

4)  ДТ  20 , 23 , 25 , 29 , 44     КТ  60 , 76

Расходы  по  оплате  коммунальных  услуг, телефонные  услуги, услуги       сторонних  организаций  по  содержанию  и  ремонту  помещений, сданных       в  аренду;

5)   ДТ  90  Субсчет  "Себестоимость  продаж"  КТ 20 , 23, 25, 26 , 44

Списание понесенных  расходов;

6)  ДТ  51   КТ   76 , 98

Поступление  арендной  платы  и  иных  платежей  по  договору;

7)  ДТ   90  Субсчет  " Прибыль ( убыток ) от продаж   КТ  99

Положительный  финансовый  результат организации за  отчетный  месяц;

8)  ДТ   99   КТ   90   - Отрицательный  финансовый  результат;

Если  арендная  плата  является  дополнительным  видом  деятельности  организации, то  суммы  поступающей  арендной  платы  следует  учитывать  в  составе  операционных  доходов  (п 7  ПБУ  9 / 99). Расходы  организации, связанные   с   содержанием  таких  случаев  сданных  в  аренду  помещений  относятся  к  операционным  расходам  (п  11   ПБУ  10 / 99)[9].


2. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АРЕНДЫ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ТИС»)


2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия


Особенности ведения бухгалтерского учета и аудита основных фондов (ОФ) рассматриваются на примере предприятия ООО «Тис».

Общество с ограниченной ответственностью «Тис» учреждено в соответствии с Гражданским кодексом РФ принятым Государственной думой 14.01.98г.

Общество с ограниченной ответственностью «Тис», является хозяйственным обществом, учрежденным гражданами Российской Федерации.

Полное фирменное наименование общества – Общество с ограниченной ответственностью. Сокращенное наименование ООО «Тис».  Местонахождение общества: Новосибирск ул. Большая 256/1

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет круглую печать и бланки со своим наименованием, вправе в установленном порядке открывать банковские счета. Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенной федеральными законами.

Целями Общества являются: получение прибыли путем насыщения рынка товарами и услугами.

Предметом деятельности Общества является:

·        производство лесозаготовительных работ, деревообработка и реализация лесоматериалов;

·        производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, в том числе через собственную торговую сеть;

·        выполнение торгово-закупочных, торговых, посреднических, бартерных и иных операций, открытие магазинов розничной торговли и других торговых предприятий;

·        товарно-посреднические услуги, по продвижению товаров на экспорт и проведению импортных закупок, инвестиционная деятельность;

·        оказание всех видов консультационных услуг, связанных с коммерческой и валютной финансовой деятельностью клиентов, в том числе представление из интересов как в российских так и в иностранных организациях и фирмах;

·        оказание посреднических, торговых, инвестиционных и бытовых услуг;

·        производство и реализация строительных материалов, в том числе домостроительных материалов;

·        строительство, проектирование любых объектов гражданского, промышленного и технического назначения;

·        монтажные, эксплуатационные, проектные, наладочные работы, изготовление пиломатериалов, столярных изделий, мебели;

·        ремонт, эксплуатация любых объектов гражданского, промышленного и технического назначения;

·        оформление интерьеров жилых и производственных помещений;

·        производство, заготовка, переработка и реализация продуктов сельского хозяйства, как собственного производства, так и приобретенную у организаций, учреждений, граждан;

·        создание самостоятельных торговых предприятий, пунктов общественного питания, хранилищ, и баз хранения продовольственной и промышленной продукции;

·        заготовка, переработка и реализация вторичного сырья, отходов производства, в т.ч. металлолома, горюче-смазочных материалов;

·        оказание услуг населению и организациям по ремонту автотранспорта;

·        оказание транспортных и экспедиторских услуг физическим и юридическим лицам;

·        автотранспортное и автосервисное обслуживание организаций и граждан;

·        внешнеэкономическая деятельность;

·        производство и реализация услуг в области общественного питания.

Общество в установленном порядке получает лицензии для осуществления тех видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию.

Высшим органом Общества является Общее собрание Участников Общества. Общее собрание Общества может быть очередным или внеочередным. Общее собрание участников для подтверждения годовых результатов деятельности Общества производится не позднее трех месяцев после окончания финансового года.

Каждый участник Общества имеет на Общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное размеру его доли в Уставном капитале Общества. Ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется бухгалтерским отделом:

Главный бухгалтер
 
       

 









Рис. 2.1. Структура бухгалтерского отдела ООО «Тис»


Общее руководство отделом осуществляет главный бухгалтер в обязанности которого входит:

·        ведение бухгалтерского учета;

·        составление бухгалтерских отчетов;

·        предоставление необходимой информации руководству для принятия решений на перспективу.

Бухгалтерия ООО «Тис» применяет в учете журнально-ордерную систему учета. Учет ведется в соответствии с установленными стандартами, нормами и правовыми законами. Бухгалтерский учет ведется не автоматизировано. ООО «Тис» относится к малым предприятиям, согласно критериям установленным Федеральным законом от 14.06.95г. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».

Критерий для отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства:

По цели деятельности:

- только коммерческие организации, т.е. организации основной целью которых является извлечение прибыли.

По составу учреждений:

Не превышает 25%, доля участия в уставном капитале

- РФ; субъектов РФ, общественных организаций (объединений), общественных и иных фондов;

- принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства.

По средней численности работников за отчетный период:

В промышленности, строительстве и на транспорте до 100 чел.

В сельском хозяйстве и научно-технической сфере до 60 чел.

В розничной торговли и бытовом обслуживание населения 30 чел.

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности до 50 чел.

Учетная политика предприятия сформирована в соответствии с применением положения «Учетная политика предприятия» ПБУ1/98 (в ред. приказа Министерства финансов РФ от 30 декабря 2004 года №107м).

Амортизация основных средств исчисляется линейным способом.

Списание материалов в производство происходит по средневзвешенной стоимости материалов.

На предприятии различные виды деятельности и учет затрат ведется по каждому виду деятельности.

201 – экспортный пиловочник;

202 – вывозка;

203 – лесопиление;

44 – затраты по розничной торговле.

На балансе предприятия имеется 1 торговая точка, магазин, занимающийся розничной торговлей.

В связи с этим розничное налогообложение, единый налог и налог на прибыль.

Учет выручки ведется по различным субсчетам и отражение в отчетности так же по разным видам деятельности.

Для общего представления о деятельности предприятия произвели обзор основных экономических показателей за 2003 и 2004 годы в сравнении.

На основании показателей представленных в таблице 2.1. мы можем сделать вывод, что в течение 2004 года предприятие достигло высоких показателей рассматривая изменения балансовой прибыли видно значительное увеличение этого показателя точнее на 425,3%.

Рассматривая более детально показатели финансовых результатов, увеличение балансовой прибыли произошло за счет значительного роста выручки от реализации, прочих операционных доходах и прочих внереализационных доходах.



Таблица 2.1.

Основные показатели финансовых результатов деятельности предприятия, тыс. руб.

Показатели

2003

2004

Отклонения (+/-)

Темп роста, %

Выручка от реализации

5960,4

29531,1

23570,7

495,5

Затраты на производство

3585,2

16923,9

13338,7

472,0

Коммерческие расходы

753,8

5363,1

4609,3

711,5

Управленческие расходы

958

3901,5

2943,5

407,3

Прибыль от реализации

663,4

3342,6

2679,2

503,9

Прочие операционные доходы

25,1

63,8

38,7

254,2

Прибыль от фин.- хоз. деятельности

688,5

3406,4

2717,9

494,8

Прочие внереализационные доходы


177,0

177,0


Прочие внереализационные расходы

114,0

565,3

451,3

495,9

Прибыль (убыток)

Отчетного периода

574,5

3018,1

2443,6

525,3

Отвлеченные  средства

382,2

2408,9

2026,7

630,3


В результате увеличения объемов реализации также увеличилась себестоимость и другие расходы, в связи с пропорциональным повышением этих показателей, в большей степени; по отношению к увеличению выручки особого отрицательного влияния на прибыль не оказало. Такое положительное изменение показателей произошло за счет увеличения объемов производства и реализации в результате грамотного управления деятельностью предприятия.


2.2 Учет арендованных основных средств на ООО «ТИС»


Поступления основных средств предприятия ООО «Тис» осуществляется различными способами, в том числе и арендой основных средств. Вступая в арендные отношения предприятию необходимо заключить договор аренды.

Сущность аренды заключается в том, что собственник имущества временно передает права пользования этим имуществом другому лицу. Платой за эту передачу выступают арендные платежи[10].

Предприятие ООО «Тис» заключило несколько договоров об аренде имущества. Эта аренда является операционной или текущей арендой. Существует также еще один вид аренды – это финансовая аренда. Так, текущая аренда, это аренда когда срок службы арендованного имущества значительно превышает срок действия договора аренды. Арендуемое имущество используется для удовлетворения временных потребностей арендатора. Напротив, финансовая аренда является финансированием арендодателем приобретения арендатором соответствующего имущества.

Информация о наличии и движении арендуемого имущества учитывается за балансовое т.к. это имущество находится в его пользовании, распоряжении без права собственности. Планом счетов для этих целей предназначен забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства», аналитический учет по которому ведется по каждому объекту арендованных средств, но арендодателем.

Согласно НК РФ плата за аренду отдельных производственных фондов включается в состав себестоимости продукции (работ/услуг) по статье «прочие затраты».

Расчеты по аренде производственных фондов отражаются следующим образом:

Дт19 Кт76           начисления НДС по арендной плате

Дт76 Кт51           перечисление арендной платы

Дт68 Кт19           зачет НДС по арендной плате.

В соответствии с п.4.23.3. Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной Приказом Минфина РФ от 12 ноября 1996 года №37, производственными фондами являются объекты основных средств, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности.

Если же арендуемые основные средства непроизводственного назначения, то непроизводственные расходы по аренде и уплаченный НДС покрывается за счет чистой прибыли:

Дт99 Кт76           сумма арендной платы

Дт19 Кт76           сумма НДС по арендной плате

Дт88 Кт19           списание НДС за счет собственных средств                                                   предприятия.     

На предприятии также возникают прочие расходы связанные с арендой имущества, это расходы по ремонту. Согласно договора ремонт арендованного имущества осуществляется за счет арендатора. В связи с этим предприятие ведет следующий учет расходов:

Дт20, 26              Кт10,  60, 70, 76        учтены расходы на                                                                                            ремонт арендованного                                                                                              имущества

Дт19                    Кт60, 76                       начисление НДС

Дт60, 76              Кт51, 50                       оплачены товары и                                                                                           услуги, связанные с                                                                                          осуществлением ремонта

Дт сч.68              Кт19                             принят к зачету НДС.

Что касается амортизации основных средств взятых в аренду, то согласно п. 6.4. ПБУ6/97 начисление амортизации производится арендодателем (за исключением финансовой аренды).

Аудит арендованных основных средств рассматривает прежде всего как правильность договоров, которые имеют свои особенности. Необходимо обратить внимание на содержание договора аренды, которое должно позволять определенно установить имущество, принадлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. Так же имеет большое значение сумма арендной платы, которая должна быть указана в письменной форме в договоре, если это договор относительно зданий, сооружений, т.к. его можно признать недействительным (статья ГК РФ).

В отношении финансовой аренды, в случае применения ее на предприятии так же в первую очередь следует обратить внимание на договора т.к. сейчас часто допускаются  ошибки из-за незнания  того, что есть аренда с правом выкупа и лизинг. На первый взгляд это аналогичные аренды, предусматривающие в конечном итоге переход арендуемого имущества в собственность арендатора. Но это далеко не так. Они имеют существенные отличительные черты и соответственно различный учет. В связи с этим следует уделить должное внимание определению расходов по аренде.

В процессе лизинга и аренды с правом выкупа, при значительном количестве общих черт имеются и существенные значения. Согласно статьи 624, 665, 66 ГК РФ, а так же Постановлению  Правительства РФ от 29.06.95г. №633, утвердившему временное Положение о лизинге, аренда с правом выкупа имеет следующие отличительные черты:

·        отношения по аренде с правом выкупа основываются на факте наличия имущества у арендодателя. У лизингодателя же первоначально лизинговое имущество отсутствует, а лизинговые отношения включают приобретение указанных лизингополучателем основных средств и сдачу их лизентодателем в аренду;

·        арендодателем при лизинге может быть только лизинговая компания, имеющая лицензию на осуществление такой деятельности, или гражданин-предприниматель.  В аренде с правом выкупа могут участвовать любые субъекты: предприятия, организации, учреждения, а так же государство;

·        по лизингу арендованное имущество должно быть использовано в предпринимательских целях (ст. 666 ГК РФ), а по аренде с правом выкупа – не только в предпринимательских, но и в непроизводственных, некоммерческих целях, поскольку действующим законодательством ограничений по использованию имущества в определенных целях не установлено.

Бухгалтерские проводки у арендодателя и арендополучателя будут иметь вид:

Арендодатель:

·        Д03 и К01 – отражение стоимости основных средств, сданных в аренду с правом выкупа;

·        Д91 и К03 – сдача имущества в аренду с правом выкупа;

·        Д02 и К91 – списание начисленного износа сдаваемого в аренду имущества;

·        Д76 и К91 – отражение долгосрочной задолженности арендатора в соответствии с условиями договора;

·        Д91 и К99 – отражение разницы между договорной и остаточной стоимостью сданных в аренду основных средств;

·        Д021 – учет сданного в аренду с правом выкупа имущества на забалансовом счете;

·        Д51 и К76 – поступление арендной платы;

·        Д76 и К68 – отражение НДС при определении реализации для целей налогообложения «по оплате» в соответствии с принятой учетной политикой;

·        Д91 и К68 – отражение при определении реализации для целей налогообложения «по отгрузке» в соответствии с принятой учетной политикой НДС в части, приходящейся на сумму арендной платы (выкупных платежей),  начисленных по очередному сроку их получения;

Арендатор:

·        Д03 и К08 – получение в аренду с правом выкупа основных средств по договорной цене;

·        Д08 и К76 – отражение кредиторской задолженности арендатора в размере определенной договором стоимости выкупа полученных в аренду с правом выкупа основных средств;

·        Д20 и К02 – начисление износа на арендованное с правом выкупа имущество;

·        Д20 и К76 – начисление арендной платы в случае наличия в договоре условия, определяющего раздельно сумму арендной платы и размер выкупной стоимости арендованных средств;

·        Д76 и К51 – перечисление причитающихся арендодателю платежей (арендная плата, вынужденные платежи, другие расходы, согласно условиям договора);

·        Д19 и К76 – отражение НДС, перечисленного арендодателю вместе с причитающимися платежами;

·        Д68 и К19 – отнесение на расчеты с бюджетом НДС на сумму арендной платы, перечисленной арендодателю;

·        Д01 и К03 – переход арендованного имущества в собственность арендатора;

·        Д68 и К19 – списание перечисленного арендодателю НДС после оплаты всей стоимости и перехода в собственность арендатора арендованного с правом выкупа имущества, используемого в производственных целях;

Финансовая аренда (лизинг) является одним из видов договоров аренды. Его особенность заключается в том, что по договору финансовой аренды, (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести указанное арендатором имущество у определенного поставщика и предоставить это имущество за плату во временное пользование для предпринимательской деятельности (ст.665 ГК РФ). Лизингодатель является собственником собственного лизингового имущества в течение срока договора лизинга или до момента выкупа его лизингополучателем. По окончании договора лизинга или досрочном выкупе, право собственности переходит к лизингополучателю. Основная особенность лизингового договора в том, что в аренду сдается не использованное ранее имущество, а, во-первых, новое, во-вторых, специально приобретенное для сдачи в аренду конкретному лизингополучателю. Приобретенное лизинговое имущество приходуется у лизингодателя (Д08, 19 = К60 «Акцептован счет-фактура поставщика»; Д03-2 = К08 «Оприходовано имущество»; Д60 = К51 «Оплачен счет-фактура поставщика»). В учете возникает два варианта проводок: в зависимости от условий договора лизинговое имущество может оставаться на балансе у лизингодателя, либо передаваться на баланс лизингополучателя. В первом случае все затраты по содержанию лизингового имущества, включая его износ, собираются на счете 20. Затем по акту оказанных ежемесячно услуг (согласно договору) делается надпись Д90 = К20. По выписанному на имя лизингополучателя счету выполняется проводка Д62 = К46, и Д42 = К19, Д50, 51, 52 = К62 «Оплата аренды лизингополучателем». «Начислен в бюджет НДС с месячной суммы аренды»: Д90 = К68-4. При прекращении договора имущество возвращается к лизингодателю: Д01 = К03-2. Если оборудование подлежит списанию, то делают записи: Д47 = К03-2 и одновременно:  Д02-2 = К47. Во втором случае имущество передается лизингополучателю через реализацию: Д91 = К19. Стоимость платежа по договору за переданное имущество отражается проводкой: Д76-5 = К91. Превышение договорной суммы лизингового имущества над его балансовой стоимостью относится лизингодателем на будущие доходы Д47 = К83-5. На сумму начисленных ежемесячных платежей делается запись Д76-4 = 76-5.

Предприятие ООО «Тис» не использует в своей деятельности финансовую аренду, хотя сейчас этот вид аренды получил широкое распространение. Этот вид аренды  достаточно выгодный, т.к. не требует сразу большого капитала на приобретение основного средства.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Журнал хозяйственный операция


№ операции

Содержание операции

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

1

Счет-фактура поставщика




1.1.

Стоимость материалов

14000

10

60.1

1.2.

НДС

2800

19

60.1

1.3.

В счет погашения задолженности поставщику зачтен ранее перечисленный аванс

16800

60.1

60.2

2.

Счет-фактура поставщика за компьютер




2.1.

Стоимость компьютера

8900

08

60.1

2.2.

НДС

1790

19

60.1

3.

Авансовый отчет подотчетного лица, кватанция к приходному ордеру на оплату тарифа за перевозку

420

25

71

4.

Расходный кассовый ордер – выдана депонированная заработная плата  

1600

76.4

50

5.

Наряд на сдельный работы – расчетная ведомость




5.1.

Начислена заработная плата за установку компьютера

280

08

70

5.2.

Начислен ЕСН

100

08

69

6.

Акт о вводе в эксплуатацию компьютера

9280

01

08

7.

Выписка с р/счета:  платежное поручение на оплату поставщику за компьютер

10690

60.1

51

8.

Выписка с р/счета: платежное поручение покупателчя за отгруженную продукцию

16940600

51

62.2

9.

Выписка с расчетного счета: платежное поручение на перечисления за декабрь




9.1

НДС

1848700

68.1

51

9.2

Налог на имущество

3800

68.2

51

9.3

НДФЛ

1908200

68.3

51

9.4

ЕСН

3412800

68.4

51

9.5

Поставщикам

1540300

60.1

51

10.

Выписка с р/счета: ПКО получены деньги для выплаты заработной платы

9000000

50

51

11.

Акт о ликвидации станка




11.1.

Сумма начисленной амортизации

15800

02

91

11.2.

Остаточная стоимость

500

91

01

11.3.

Начислена з/п за демонтаж станка

280

91

70

11.4.

Начислен ЕСН

100

91

69

11.5.

Оприходованы полезные остатки от ликвидации станка

940

10

91

12.

РКО: платежная ведомость на выдачу з/п

8919300

70

50

13.

Книга учета депонентских сумм: отражена не выданная з/п

80700

70

76.4

14.

Выписка с р/с: Внесен сверхлимитный кассовый остаток

81300

51

50

15.

С/ф предъявлена поставщику за реализованные излишние материалы




15.1

Продажная стоимость

27500

62

91

15.2

НДС

5500

91

68

15.3

Списана учетная стоимость материалов

20000

91

10

15.4

Списаны отклонения в стоимости

3158

91

16

16.

Требование на отпуск зап частей

18000

25

10

16.1

Списаны отклонения в стоимости

2842

25

16

17.

РКО на выдачу подотчетной суммы на командировочные расходы

3000

71

50

18

Требование на отпуск




18.1

Материалов на изготовление продукции основного производства

33400

20

10

18.2

Списание в стоимости материалов на основное производство

5274

20

16

18.3

Материалов на текущее содержание основных средств

24400

25

10

18.4

Списание отклонений в стоимости материалов на общехозяйственные расходы

3853

25

16

18.5

Материалы на изготовление продукции вспомогательных производств

14200

23

10

18.6

Списание в стоимости отклонений материалов на вспомогательное производство

2242

23

16

19.

Расчетная ведомость на з/п: начислена з/п




19.1.1

Работникам  основного производства

74900

20

70

19.1.2

Работникам вспомогательного производства

13200

23

70

19.1.3

Работникам АУП

42400

25

70

19.2

Удержан из з/п НДФЛ

23832

70

68.3

20

Начислен ЕСН (35,6%)




20.1

Работникам  основного производства

26665

20

69

20.2

Работникам вспомогательного производства

4700

23

69

20.3

Работникам АУП

15095

25

69

21

Предъявлен счет покупателю за реализованный станок




21.1

Продажная стоимость

44000

62

90

21.2

НДС

7333

90

68.1

22

Акт приема передачи покупателю реализованного станка




22.1.

Сумма начисленной амортизации

1500

02

90

22.2.

Стоимость

33500

90

01

23.

Авансовый отчет о расходах на командировку руководителя предприятия

2700

25

71

24.

Приходный кассовый ордер на возврат остатка подотчетной суммы на командировку

300

50

71

25.

Выписка с р/с: перечислено на р/с за реализованный станок

44000

51

62

25.1.

Получены с р/с средства на выплату материальной помощи

4500

50

51

26

Начислена материальная помощь работнику предприятия

4500

99

73

26.1

Выплачена материальная помощь рабтнику предприятия

4500

73

50

27.

Начислена амортизация по ОС




27.1

Основное производство

107400

20

02

27.2

Вспомогательное производство

19200

23

02

28.

Выписка с р/с: поступил платеж от покупателя по перерасчету за продукцию отгруженную в прошлом году

8200

51

62

29.

Перечислена на р/с аванс за продукцию

450000

51

62

30.

Акт инвентаризации материалов




30.1

Оприходованы излишки материалов

800

10

99

30.2

Отражена недостача материалов

1300

94

10

30.3

Восстановлен НДС по недостающим материалам

260

94

68

30.4

Списана недостача материалов в пределах норм естественной убыли

330

 20

94

30.5

Сверхлимитная недостача материалов списано на МОЛ

1435

73

94

30.6

Списаны отклонения отклонения в стоимости материлов

205

94

16

30.7.

Отражена разница между балансовой и рыночной стоимостью недостающих материалов

2000



31

С/ф энергосбытовой организации за потребленную э/э на нужды производства




31.1.

Стоимоть э/э

55000

20

60

31.2.

НДС

11000

19

60

32.

ПКО: получено от МОЛ в возмещении ущерба по недостающим материалам

1435



33.

Списана разница между рыночной и балансовой стоимостью недостающих материалов

2000



34.

Листок о временной нетрудоспособности: начислено

500

69

70

35.

Распределены общехозяйственные расходы




35.1.

Основное производство

93272

20

25

35.2.

Вспомогательное производство

16438

23

25

36.

С/ф предъявлена покупателю (вспомогательное производство)




36.1

Стоимость

40400

62

90

36.2

Выделен НДС к уплате в бюджет

6733

90

68.1

36.3

Списана фактическая себестоимость продукции  вспомогательного производства

69980

90

23

37.

Акт инвентаризации кассы: излишек ДС

30

50

91

38.

Акт выездной проверки: начислен штраф по НДФЛ

800

91

68.3

39.

С/ф предъявлена покупателю за отгруженную продукцию основного производства




39.1

Стоимость

630000

62

90

39.2

Выделен НДС к уплате в бюджет

105000

90

68

39.3

Списана фактическая себестоимость продукции основного производства

396241

90

20

40.

Начислен налог на имущество предприятия

47000

90

68

41.

Списан финансовый результат




41.1

От реализации продукции

50113



41.2

От прочих доходов и расходов

13932



42.

Зачет аванса в счет оплаты отгруженной продукции основного производства

630000



43.

Предъявлен к вычету НДС с аванса

75000



44.

Начислен налог на прибыль

10000

99

68







Примечание к расчетам:

1. Расчет среднего процента отклонений

Первоначальная сумма сырья и материалов – 11486200 руб.

Приход за период – 14000 руб.

Итого: 11500200

Сумма отклонений: 1814500

Процент отклонений: 1814500 / 11500200 * 100% = 15,79%

Сальдо-оборотная ведомость


Счет

Сальдо начальное

Обороты

Сальдо конечное

1

59800300


9280

34000

59775580


2


25116000

17300

126600


25225300

8



9280

9280

0

0

10

11486200


15740

111300

11390640


16

1814500


0

17574

1796926


19

308100


15590

75000

248690


20



396241

396241

0

0

23



69980

69980

0

0

25



109710

109710

0

0

50

3500


9006265

9009700

65


51

3940400


17524100

17728990

3735510


60.1


1540300

27490

93490


1606300

60.2

25000


0

16800

8200


62

16940600


1371900

18072800

239700


68


3759700

8788800

206458

4822642


69


3412800

500

46660


3458960

70


8920700

9023832

131560


28428

71

5000


3000

3420

4580


73



5935

5935

0

0

76


4400

1600

80700


83500

80


37554700




37554700

83


14015000

2000



14013000

90



715900

715900


0

91



44270

44270


0

94



3765

3765


0

99



14500

66845


52345

Итого

94323600

94323600

47176978

47176978

82022533

82022533


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.     Гражданский кодекс РФ

2.     Налоговый кодекс РФ части 1 и 2

3.     Бакаев А.С. Нормативное обеспечение бухучета. Анализ и комментарии – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2002 – 125с.

4.     Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. Т.1. –М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 400с.

5.     Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. Т.1. –М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2001. – 412с.

6.     Безруких П.С. и др. Бухгалтерско-аудиторских портфель (Книга предпринимателя, книга бухгалтера, книга аудитора). – М.: СОМИНТЕКС, 2001 – 752с.

7.     Бухгалтерский учет /под ред. Л.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 528 с.

8.     Бухгалтерский учет и аудит. Практическое пособие с комментариями. Т1.- С-ПБ: Бухгалтерский учет, 2002 – 458с.

9.     Ворст И. Ривентлоу Л. Экономика фирмы. Учебник – М.: Высшая школа 1999 – 430с.

10.         Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 2003 – 455с.

11.         Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. – М.: Экор, 2003 – 830с.




[1] Бухгалтерский учет /под ред. Л.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 528 с.


[2] Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. – М.: Экор, 2003 – 830с.


[3] Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. Т.1. –М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 400с.


[4] Бухгалтерский учет /под ред. Л.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 528 с.

[5] Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. – М.: Экор, 2003 – 830с.

[6] Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. Т.1. –М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 400с.

[7] Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. – М.: Экор, 2003 – 830с.

[8] Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. – М.: Экор, 2003 – 830с.

[9] Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. Т.1. –М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 400с.

[10] Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. – М.: Экор, 2003 – 830с.