Содержание

1. Теоретическая часть. 2

1.1. Понятие и показатели финансовых результатов предпринимательства. Формирование прибыли и предпринимательского дохода. 2

1.2. Показатели прибыли. 5

1.3. Способы обеспечения безубыточности предпринимательства. Методика расчета «точки безубыточности». 7

2. практическая часть. 13

Список использованных источников. 18

1. Теоретическая часть

1.1. Понятие и показатели финансовых результатов предпринимательства. Формирование прибыли и предпринимательского дохода

 

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности[1].

К таковым показателям относятся:

1.     прибыль (убыток) от реализации;

2.     прибыль (убыток) от финансово – хозяйственной деятельности;

3.     прибыль (убыток) отчетного периода;

4.     нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.

Непосредственно по данным формы №2 могут быть рассчитаны также следующие показатели финансовых результатов:

1.     прибыль (убыток) от прочей реализации (основных средств и иного имущества);

2.     прибыль (убыток) от внереализационной деятельности;

3.     прибыль, остающаяся в распоряжении после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей (чистая прибыль);

4.     брутто – прибыль (валовая прибыль) от реализации товаров, работ и услуг.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми субъектами предпринимательства.

Анализ финансовых результатов, как правило, начинается с анализа валового дохода. От величины валового дохода зависит финансовое положение торгового предприятия, оплаты труда работников, поскольку источником образования прибыли является валовой доход. Валовой доход предприятия — это выручка от реализации товаров и услуг (товарооборот, объем продаж) за вычетом себестоимости (затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров[2].

Валовой доход состоит из трех частей:

• сумма денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их изготовления (приобретения). Эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку;

• поступления за оказанные услуги и выполненные работы (подгонка верхней одежды, раскрои тканей, доставка товаров на дом и др.);

• прочие доходы от не основной деятельности (сальдо доходов и расходов от внереализационных операций, реализации излишков оборудования, передачи временно не используемых помещений и объектов мелкорозничной сети в аренду, доходы от долевого участия в деятельности других предприятии, от ценных бумаг, принад­лежащих предприятию, и др.).

 Экономическое назначение валового дохода — возмещение издержек производства и обращения, уплата налогов, сборов и образование прибыли. Основная часть валового дохода формируется за счет реализационной деятельности. В общем виде валовой доход рассчитывается по формуле:

ВД = Н + У + П,  где          (1.1.)

 ВД — валовой доход;                       Н — торговая надбавка предприятия;

  У — стоимость оказанных услуг;  П — прочие доходы.

К важнейшим факторам, формирующим объем и уровень вало­вого дохода, относятся:

• объем, состав и ассортиментная структура выпуска товаров;

• условия поставки товаров;

• экономическая обоснованность торговой надбавки;

• количество и качество дополнительных услуг.

   Прибыль и рентабельность являются важными показа­телями эффективности производства. Прибыль — это, с од­ной стороны, основной источник фонда предприятий, а с другой — источник доходов государственного и местного бюджетов. Важно при этом учитывать не только размеры я прирост прибыли, но и уровень рентабельности; знать, сколько прибыли получено на каждый рубль производствен­ных фондов.                          

На величину прибыли и уровень рентабельности оказыва­ют влияние многие факторы. Прибыль и рентабельность пред­приятия являются обобщающими показателями интенсификации производственной и маркетинговой деятельности. Ниже представлена схема формирования и анализа показа­телей и факторов прибыли (рис.1.1).

Для углубленного анализа прибыли целесообразно груп­пировать факторы, влияющие на ее размер. К группе внешних факторов относятся:

·  природные (климатические) условия, транспортные и дру­гие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль — у других[3];

·  изменения, не предусмотренные планом предприятия, от­пускных цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, накидок, норм амортизационных от­числений, ставок заработной платы, начислений на нее и ста­вок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;

·  нарушения   поставщиками,   снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.


 
































Рис1.1.  Модель формирования чистой прибыли коммерческих организаций в России.

1.2. Показатели прибыли

Показатели прибыли являются важнейшими для оценки хозяйственной деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансовое благополучие.

Результативность деятельности предприятия оценивается с помощью абсолютных и относительных показателей. С помощью показателей первой группы можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, чистой, нераспределенной) за ряд лет.

Относительными показателями является система показателей рентабельности, которые отражают уровень прибыльности относительно определенной базы.

В настоящее время в хозяйственной практике используют целую систему показателей рентабельности, основные из которых представлены в табл. 2.1.

Условные обозначения, использованные в табл.2.1., представлены ниже:

R -  показатель рентабельности;         ПР – прибыль от реализации продукции;

ИО – издержки обращения;                 Пб – балансовая (валовая) прибыль;

Т/О – товарооборот;  ЧП – чистая прибыль остающаяся в распоряжении фирмы;

А – активы предприятия (имущество); Ат – текущие активы;

Б – Валюта баланса предприятия;      Ок – краткосрочные обязательства фирмы;

– среднегодовая стоимость оборотных средств;

ИС – источники собственных средств; РОТ – расходы на оплату труда.

*    – среднегодовая стоимость основных фондов;  

Как видно, основное различие всех представленных показателей в числителях формул – когда необходимо определить эффективность управления, т.е. используются финансовые результаты, отражающие определенную сторону хозяйственной деятельности предприятия[4].

Таблица 2.1

Система показателей рентабельности: методика расчета, значение

Коэффициент

Методика  расчета

Значение коэффициента

1.       Рентабельность основной деятельности (коп./руб.). (либо рентабельность затрат)

Данный показатель характеризует величину прибыли, приходящейся на 1 рубль затрат на реализацию продукции

2.       Рентабельность продаж (коп./руб.)

Данный показатель характеризует размер прибыли приходящейся на 1 рубль реализованной продукции

3.       Рентабельность активов предприятия (имущества) (коп./руб.)

Этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие, с каждого рубля вложенного в активы.

4.       Рентабельность текущих активов (коп./руб.)

Данный коэффициент характеризует сумму прибыли, полученной с единицы текущих активов (оборотные активы)

5.       Рентабельность инвестиций (авансированного капитала) (коп./руб.)

Показатель отражает эффективность использования средств инвестированных в предприятие

6.       Рентабельность оборотных средств (коп./руб.)

Показатель характеризует величину прибыли, получаемой с единицы среднегодовой суммы денежных ресурсов, функционирующих в обороте

7.       Рентабельность собственного капитала (коп./руб.)

Данный показатель является оценкой результатов хозяйственной деятельности – величина прибыли на вложенный капитал

8.       Ресурсорентабельность (коп./руб.)

Показатель характеризует величину прибыли, в расчете на единицу вложенных собственниками фирмы средств

9.       Общая ресурсорентабельность (коп./руб.)

Показатель используется для оценки эффективности использования совокупных ресурсов коммерческой фирмы

10.    Фондорентабельность (коп./руб.)

Данный показатель характеризует эффективность использования основных фондов коммерческой фирмы


 

1.3. Способы обеспечения безубыточности предпринимательства. Методика расчета «точки безубыточности»


Безубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия. При этом мы принимаем в рассмотрение экономическую прибыль, то есть, то определение прибыли, при котором в расходы фирмы включается среднерыночная ставка дохода на инвестированный капитал, а также нормальный доход предприятия. При таких допущениях определение безубыточности звучит следующим образом:

Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.

В самом деле, если фирма имеет бухгалтерскую прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции положительно, то она может не достигать точки безубыточности в смысле экономической прибыли. Например, прибыль фирмы может быть меньше, чем среднерыночный процент на собственный капитал фирмы. Следовательно, существуют более выгодные способы использования капитала, которые позволяют получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точки безубыточности является одновременно и неким критерием эффективности деятельности фирмы. Фирма, не достигающая точки безубыточности действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако, этот факт сам по себе не служит однозначной причиной для прекращения существования фирмы. Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо детально исследовать структуру издержек фирмы[5].

Для того чтобы фирма функционировала оптимальным образом необходимо максимизация прибыли фирмы. Процесс максимизации прибыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле. 

Очевидно, что, начиная с некоторого момента (с некоторого объема выпуска) кривая переменных издержек будет являться возрастающей, а кривая предельного дохода - убывающей. Для целей максимизации прибыли основным является соотношение между предельным доходом и предельными издержками при увеличении выпуска на одну единицу. Очевидно, что в случае, когда предельные издержки меньше предельного дохода, увеличение выпуска повлечет за собой увеличение дохода фирмы; в случае же когда предельные издержки больше предельного дохода, к увеличению предельного дохода фирмы приведет уменьшение выпуска продукции. Теперь мы можем сформулировать критерии точки, в которой достигается максимальная прибыль:

Максимальная прибыль фирмы достигается при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Первая проблема, связанная с точкой безубыточности, - это проблема определения критического объема продукции, при котором достигается безубыточность.

Методы расчета точки безубыточности.

I. Метод уравнения.

В самом общем виде схема любого отчета о финансовых результатах выглядит следующим образом:

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Чистая прибыль; или

Это же уравнение можно переписать в алгебраической записи. Обозначим прибыль за исследуемый период через П, через Р - цену продажи единицы произведенной фирмой продукции, х - объем произведенной и проданной продукции за указанный период, а - уровень фиксированных расходов, в - переменные расходы на произведенную (и проданную) продукцию. В таких обозначениях уравнение «прибыли-доходов-расходов» выглядит следующим образом:

П = Р*х - (а + в*х)     или П = (Р - в)*х – а  (3.1)

Последняя форма уравнения подчеркивает, что все факторы делятся на зависящие от объема реализации и независящие от него. В частности, как уже говорилось, все расходы фирмы можно разделить на постоянные и переменные.

Использование уравнения (3.1) позволяет легко определить точку безубыточности путем несложных алгебраических преобразований.

Объем выпуска, при котором достигается точка безубыточности, определяется из условия:

П = 0, и он равен хо = (П + а) / (Р - в) = а / (Р - в)      (3.2)

II. Маржинальный доход.

Метод маржинального дохода есть модификация предыдущего. Под маржинальным (предельным) доходом понимается доход, который получает фирма от производства одного изделия. В данном случае формула (3.2) может быть переписана в виде:



а для определения объема производства с заданной прибылью:

 


III. Графический метод.

Два рассмотренных ранее метода по своей сути есть методы статические. В самом деле, при анализе рассматриваются фиксированные цены реализации, переменные расходы, постоянные расходы и прибыль. Если отказаться от фиксированной величины прибыли, то целесообразно выявить зависимость между объемом выпуска и прибылью, которую легко выразить графически. Для этого необходимо объединить на одном графике следующие три линии:


Таким образом, имеет место  следующий график анализа поведения затрат, прибыли и объема продаж:


На данном графике линия выручки и линия переменных расходов исходят из одной точки и разница между ними составляет маржинальный доход. Используя данный график позволительно определить величину прибыли или убытка для того или иного объема выпуска.

Данный метод можно использовать и при других (нелинейных) характеристиках зависимостей между объемом производства и финансовыми показателями. Однако, следует отметить и недостаток, присущий рассматриваемому методу. Как и всякий графический метод, он дает не очень точные результаты.

2. практическая часть


Задача №1

1. Точка равновесия в единицах продукции (аналитически и графически)

Точка равновесия (точка безубыточности определяется по формуле):

Цена – 30 руб./шт.

Переменные издержки: 10 руб./шт.

Постоянные издержки: 16000 руб.

ТБД = 16000 / (30-10) = 800 шт.


2. Точку равновесия в рублях

800 шт. * 30 руб. = 24000 руб.

3. Объем продаж при заданной прибыли, если предприятие планирует в сле­дующем году получить прибыль в размере 15000 рублей

Сначала найдем норму прибыли  в данной периоде (в процентах от продаж): 100 / 45000 * 14000 = 31,11 %

Далее исходя от этой суммы находим значение 1% продаж в планируемом пе­риоде: 15000 / 31,11 = 482,16 рублей

Теперь определяем сумму продаж: 48216 рублей

И сумму переменных издержек (продажи за минусом прибыли и постоянных издержек): 48216 – 15000 – 16000 =  17216 рублей

Норма переменных затрат на единицу продукции: 10 рублей (15000 / 1500)

Теперь определяем объем продаж: 17216 /  10 = 1722 шт.

Мы вынуждены округлить объем продукции в большую сторону, поэтому пе­ресчитываем сумму выручки:

(1722 * 10 + 16000) / (100%-31,11%) * 100% =  48221,80

Прибыль: 48221,8 – 15001,80

Ответ: объем продаж 1722 шт.

4. Показатель безопасности, если предприятие в следующем году планирует объем продаж на уровне 50000 рублей.

50000 руб. – 24000 руб. = 26000 руб. (если брать точку равновесия в рублях)

5. Изменение прибыли в случае роста объема продаж на 10000 руб., на 450 единиц продукции.

Изменение прибыли: 10000 – 450 * 1 0 = 5500  руб.

6. Следует ли предприятию увеличивать смету расходов на рекламу на 6000 рублей, что должно привести к росту выручки  от реализации на 8000 рублей.

Конечно следует, это приведет к увеличению прибыли на 2000 рублей.

7. Следует ли предприятию увеличивать смету расходов на рекламу, при одновременном снижении цены на единицу продукции на 5 рублей, что должно привести к росту продаж на 60%.

Прогнозируемая цена: 45000 / 1500 – 5 = 25 рублей

Прогнозируемый объем продаж: 2400 шт. (+ 60%)

Прогнозируемая выручка: 2400 * 25 = 60000 рублей

Прогнозируемые затраты: 2400 * 10 + 16000 + 1000 = 41000 рублей

Прогнозируемая прибыль: 19000 рублей

Вывод к  результате произошло увеличение прибыли по сравнению с реальными на 5000 рублей, следовательно данные действия имеет смысл осуществлять.

8. Следует ли предприятию принимать решение производственного отдела о замене некоторых комплектующих новыми, что повлечет за собой  увеличение переменных затрат на 2 рубля в расчете на единицу продукции. Усовершенствование модели может увеличить спрос на эти изделия, а значит и увеличить объем их производства на 450 единиц.

(1500 + 450) * (10 + 2) + 16000 = 39400

(1500 + 450) * 30 = 58500

58500 – 39400 = 19100

Вывод: прибыль увеличилась с 14000 до 19100, следовательно решение производственного отдела рациональное и эффективное, его следует принять к исполнению

9. Цену по которой должен быть продан продукт предприятия, что бы остались прежними: а) прибыль, б) норма маржинальной прибыли, если вследствие инфляции затраты на материалы увеличились с 0,9 руб. до  1,8 руб.

Примечание в данных переменные затраты – 10 руб. следовательно, мы по пропорции  увеличиваем его в два раза.

Постоянные затраты: 16000

Переменные затраты – 30000

Прибыль: 14000

Сумма продаж: 60000 руб.

Цена за единицу: 60000 /   1500 = 40 рублей/шт.

Вывод: если сумма прибыли и величина постоянных затрат остались такие же, то цена составляет 40 руб., но при этом величина нормы маржинальной прибыли изменилась, а если отталкиваться от постоянной нормы величины маржинальной прибыли, то измениться сумма чистой прибыли.

10. Объем производства в точке безубыточности в единицах продукции и в денежном выражении, а так же прибыль, если закупочные цены на сырье  увеличатся на 25%   (первоначальная цена 0,9 руб. на единицу продукции)

Примечание: согласно данным первоначальная цена – 10 руб., об изменении цены и постоянных издержек не сообщается, поэтому берем их в полном объеме.

Прогнозируемые переменные издержки: 10 * 1,25  = 12,5


ТБД = 16000 / (30 – 12,5) = 914,29 » 915 шт.

Вывод за счет увеличения величины переменных издержек на единицу продукции на 25% при неизменной цене и уровне постоянных издержек объем производства в точке безубыточности составил: 915 шт, что на 115 шт больше по сравнение с данными отчетного периода.

11. Величина критической цены, критической выручки, критического уровня постоянных расходов

При данных условиях критическая цена:

16000 / 1500 + 10 = 20-67 руб.

При данных условиях критическая выручка:

20-67 руб. * 1500 = 31005-00 руб.

При данных условиях критический уровень постоянных расходов:

100 * 16000 / 31005 = 51,60%


Задача №2

В этой задаче идет разбавка на постоянные и переменные расходы, поэтому не­обходимо рассчитать объем выпуска продукции когда оба этих варианта будут примерно выгодны будут

Х – объем продукции (шт)

1 вариант – 50000 + 65Х

2 вариант – 70000 + 45Х

50000 + 65Х = 70000 + 45Х

20Х = 20000

Х = 1000

Ответ: при объеме 1000 шт. привлекательность обоих  вариантов одинако­вая. Если объем меньше 1000 шт., то привлекательнее вариант  1, а если более – то вариант 2.


Задача №3

Прибыль при полном использовании производственной мощности:

Выручка: 350000 * 15 = 5250000

Переменные издержки: 350000 * 11 шт.  = 3850000

Прибыль: 5250000  - 38500000 – 450000 = 950000 руб.

Прибыль при планируемом использовании производственной мощности:

Выручка: 300000 * 15 = 4500000

Переменные издержки: 300000 *  11 = 3300000

Прибыль: 4500000 – 3300000 – 450000 = 750000 руб.

Выручка: 280000 * 15 = 4200000

Переменные издержки: 280000 * 11 = 3080000

Прибыль: 4200000 - 3080000 – 450000 =  670000 руб.

При планируемом уровне использовании мощности мы получим прибыль на 200000  руб. меньше, чем максимально возможная, а при фактическом – на 280000 руб. меньше чем максимально возможная и на 80000 рублей меньше чем плановая


Задача №4

В задании не дан новый объем поэтому выбираем его сами – 18000 шт.

Уровень рентабельности: 15000 / 115000 * 100% = 13,04%

Старая цена: 115000 / 15000 = 7-67 руб./шт.

Норма переменных затрат: 65000 / 15000 = 4-33 руб./шт.

Сумму прогнозируемых переменных затрат: 4,33 руб./шт. * 20000 шт. = 86600 руб.

Итоговая прогнозируемая себестоимость: 86600 + 35000 = 121600 руб.

Сумма прогнозируемой прибыли: 121600 * 13,04% = 15856-64 руб.

Сумма прогнозируемой выручки: 121600 + 15856-64 = 137456-64 руб.

Прогнозируемая цена: 137456-64 / 20000 = 6-87

Список использованных источников

1.           Налоговый кодекс РФ части 1 и 2

2.           Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М: Финансы и статистика, 2003;

3.           Оценка финансового положения предприятия по данным бухгалтерской отчетности // Организация бухгалтерского учета, - 2003. - №3;

4.           Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. – 2-е изд. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000;

5.           Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятия. – М.: ИНФРА – М, 2003;

6.           Экономика предприятия. Учебник для вузов / Под ред. Горфинкеля В.Я., др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.





[1] Экономика предприятия. Учебник для вузов / Под ред. Горфинкеля В.Я., др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.


[2] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М: Финансы и статистика, 2003;


[3] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М: Финансы и статистика, 2003;

[4] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М: Финансы и статистика, 2003;

[5] Экономика предприятия. Учебник для вузов / Под ред. Горфинкеля В.Я., др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.