Содержание:

1.Особенности аудита издержек обращения в торговле. 3

2. Особенности анализа в строительстве. 7

Задача 3. 13

Задача 7. 14

Задача 11. 15

Задача 15. 15

Список используемой литературы: 17

 

1.Особенности аудита издержек обращения в торговле.


Аудит издержек обращения проводится по методологии заключительного контроля, т.е. осуществляется после выполнения работ и совершения хозяйственных операций. Хотя заключительный (последующий) контроль осуществляется слишком поздно, чтобы ориентировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, в аудиторской практике он выполняет важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию о недостатках и ошибках, рекомендации по их устранению и недопущению в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты работы, руководство имеет возможность оценить, насколько реалистично и обосновано были проведены работы были проведены работы, хозяйственные операции, составлены планы и т.д. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые направления действий , чтобы избежать этих проблем в будущем.[3,стр 35]

Заключительный (последующий) контроль обеспечивает также объективную оценку деятельности организации и проводится с целью подтверждения достоверности данных периодической и годовой (финансовой ) отчетности организации . Заключительный (последующий) контроль для отдельных организаций обязателен (согласно законодательству), т.е. эти организации подвергаются обязательной аудиторской проверке один раз в году. Заключительный аудиторский контроль может быть проведен также по поручению органов дознания , следствия при наличии санкции прокурора, суда и арбитражного суда в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заключительный аудиторский контроль может быть проведен в необязательном порядке (инициативный аудит) по усмотрению самих организаций с целью устранения ошибок и нарушений в бухгалтерском учете , налогообложении и по другим причинам (проведение анализа финансового состояния предприятия и платежеспособности, прогнозирование развития основных видов деятельности организации и т.д.)

Отличительным свойством заключительного аудиторского контроля является полнота охвата им проверяемых объектов, возможность их более глубокого изучения. Это позволяет вскрыть не только недостатки в работе организации , но и неиспользованные резервы повышения эффективности всех видов ее деятельности , наметить и принять меры к ликвидации допущенных в организации нарушений и ошибок.

Наиболее высокая эффективность аудиторского контроля достигается путем разумного и четкого сочетания всех форм - по времени проведения контроля и использования организационных систем обратной связи с объектами субъекта аудиторской проверки.

В зависимости от источников контрольных данных выделяют документальный и фактический контроль. В данном случае применен первый тип контроля, т.е. проверка осуществлялась по документальным данным с целью установления сущности хозяйственной операции (и хозяйственной деятельности в целом). Источниками конкретных данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы , регистры синтетического и аналитического учета , планы и отчеты организации и другие источники (договоры, учредительные документы и другие документы внутренней регламентации организации). Специфика документального контроля состоит в том , что они могут быть как достоверными , так и недостоверными , полными и неполными, что безусловно сказывается на выборе аудитором технических приемов его осуществления , которые связаны, главным образом , с проверкой документов. [2,стр 63]

В ходе проверки аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности показателей финансовой отчетности клиента. Важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть документированы. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы , необходимые для аудиторских процедур (ведомости, схемы , вопросники и т.п.).Аудиторская документация является собственностью аудитора, однако информация , содержащаяся в ней , конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.

При проведении аудита издержек обращения аудиторская документация состоит из : бухгалтерской (финансовой) отчетности; сведений о государственной регистрации клиента , учетной политики клиента; данных об учредителях; информации о видах деятельности клиента и результатах оценки и изучения системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Эти данные отражены в форме описаний анализа сделок и остатков по счетам, информации для руководства клиента, отчета аудитора.

Проверяя состав затрат организации , необходимо установить , какой способ формирования себестоимости продукции (работ, услуг) используется в организации - традиционный для отечественного учет, так называемый калькуляционный вариант или применяемый в международной практике «директ-костинг» (учет прямых затрат).

При первом (традиционном) способе исчисляют полную производственную себестоимость продукции (работ, услуг) , списывая по окончании отчетного периода косвенные расходы на дебет счетов 20 «Основное производство» , 23 «Вспомогательные производства» и на другие счета учета затрат ( на которых учитываются издержки по другим видам деятельности организации ) со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Суммы производственной себестоимости продукции и работ переносят с счетов 20 и 23 в дебет счетов 43 «Готовая продукция, или 90 «Продажи». При этом способе необходимо обратить внимание на правильность распределения косвенных расходов между объектами производства и калькуляцией пропорционально той или иной базе (оплате труда, прямым затратам и др.).

При проверке достоверности и объективности списания затрат на издержки обращения в организациях оптовой и розничной торговли аудитор должен убедиться в правильности списания издержек обращения на остаток товаров на складах (прилавках) и на реализованную часть товаров. Следует помнить, что распределению подлежат суммы транспортных расходов, связанных с заготовкой товаров, и суммы процентов за банковский кредит, списанных на издержки обращения согласно действующему порядку. Остальные издержки обращения носят текущий характер и подлежат отнесению общей суммой на себестоимость реализованной продукции.

Нередки факты , когда в затраты данного отчетного периода включают расходы , произведенные в другие отчетные периоды , а также начисления и платежи , которые должны покрываться за счет других источников.

По установленным правилам на затраты производства относят представительские расходы , расходы на служебные командировки , рекламу и подготовку кадров, компенсационные выплаты за использование личного транспорта , информационные, консультационные и аудиторские расходы, проценты за кредиты банков и за бюджетные кредиты, некоторые налоги и сборы и др. Вышеперечисленные расходы списываются на издержки обращения в пределах норм установленных законодательством. Сверхнормативные расходы должны быть присоединены к прибыли организации с целью налогообложения.

При проверке достоверности амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам необходимо проверить нет ли начислений износа сверх нормативного срока их эксплуатации. Проанализировать соблюдение порядка учета затрат на ремонт основных средств и создания резервов.

При проверке начисленной арендной платы за счет затрат на производство следует иметь в виду , что арендный процент (по долгосрочно арендуемым основным средствам) должен покрываться за счет чистой прибыли организации.

Проценты по ссудам , отсроченным и просроченным, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, приобретение основных средств и нематериальных активов после ввода их в эксплуатацию , оплачиваются за счет прибыли , остающейся в распоряжении предприятия.

Аудиторской проверке подвергается также обоснованность отнесения на затраты производства сумм по отдельным налогам, сборам , отчислениям , платежам, т.к. зачастую здесь допускаются ошибку в корреспонденции счетов.

Проверке также подвергается достоверность показателей «незавершенного производства и правильность списания затрат на готовую продукцию.

Для того чтобы обоснованно оценить состояние учета затрат на производство , целесообразно зафиксировать все выявленные нарушения в специально разработанной ведомости , где должны быть предусмотрены следующие показатели :

содержание операции,

наименование документа,

дата составления и номер документа,

сумма,

корреспонденция счетов,

примечание.

В примечание аудитор записывает выводы и обоснованные предложения по устранению недостатков.

В процессе проверки данного объекта аудитор должен проанализировать также правильность использования выбранных способов (вариантов) учета выпуска продукции и определения выручки от реализации продукции (работ , услуг).



2. Особенности анализа в строительстве.

 

        Анализ предприятий строительства представляет собой глубокое, научно обоснованное исследование финансовых отношений и движения финансовых ресурсов предприятия с учетом специфики предприятия, с целью получения ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Состояние предприятия строительства, его устойчивость и ста­бильность зависят от результатов его производственной, ком­мерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству  реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его плате­жеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресур­сами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обес­печение планомерного поступления и расходования денежных реcypcoв, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование. Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче - увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособ­ность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса. [2, стр52]

Основные задачи анализа.

1. Своевременное выявление и устранение недостатков в фи­нансовой деятельности предприятий строительства и поиск резервов улучшения финансо­вого состояния предприятия и его платежеспособности.

2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хо­зяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при раз­нообразных вариантах использования ресурсов.

3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и ук­репление финансового состояния предприятия. [1, стр68]

Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования . Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и за­емные средства таким образом, чтобы создать условия для нор­мального функционирования предприятия, получения максиму­ма прибыли и исключения риска банкротства.

Внутренний анализ более глубоко исследует причины, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого в качестве источников информации используют дополнительно данные финансового учета (нормативную и плановую информацию).

Основными составными частями внутреннего финансового анализа являются:

·        оценка выполнения бизнес-плана по финансовым показателям;

·        анализ бухгалтерского баланса и других форм отчетности;

·        расчет и анализ финансовых коэффициентов;

·        анализ прибыли;

·        анализ использования производственных ресурсов.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщи­ками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

Внешний анализ менее аналитичен, поскольку проводится, в основном по данным бухгалтерской отчетности сторонними лицами.

Внешний анализ имеет следующие особенности:

·                     множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;

·                     разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

·                     наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

·                     ориентация анализа только на внешнюю отчетность;

·                     ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;

·                     максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период.

Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статистической отчетности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал и год нарастающим итогом.

Главная задача текущего анализа- объективная оценка результатов коммерческой деятельности предприятий строительства, комплексное выявление имеющихся резервов, их мобилизация, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы. [5, стр36]

Текущий анализ осуществляется во время подведения итогов хозяйственной деятельности, результаты используются для решения проблем управления.

Особенности методики текущего анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными за предшествующий аналитический период. В этом виде анализа имеется недостаток – выявленные резервы это навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, так как относятся к прошлому периоду.

Текущий анализ – наиболее полный анализ финансовой деятельности, вбирающие в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.

Оперативный анализ приближен во времени к  моменту совершения хозяйственной операции. Он основывается на  данных первичного (бухгалтерского и статистического) учета. Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия.

Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателям: отгрузка и реализация продукции, использование рабочей силы, , себестоимость, прибыль и рентабельность, платежеспособность. При оперативном анализе производится исследования натуральных показателей, в расчетах допускается относительная неточность, так как нет  завершенного процесса.

Перспективным анализом называется анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем.

Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющему решение задач стратегического управления.

Задачи перспективного анализа конкретизируются по: объектам анализа; показателям деятельности; наилучшей обоснованности перспективных планов.

Перспективный анализ как научно-аналитическая основа перспективного плана тесно смыкается с прогнозированием, и такой анализ называется прогнозным.

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становление и развитии.

К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

Методы используемые при проведение финансового анализа предприятий  строительства, можно классифицировать:

По степени использовании- формализованные и неформализованные. Формализованные методы являются основными при проведение финансового анализа предприятий строительства, они носят объективный характер, в их основе лежат строгие аналитические зависимости. Неформализованные методы (метод экспертных оценок) основаны на логическом описании аналитических приемов, они субъективны, так как на результат большое влияние оказывает интуиция, опыт и знания аналитика.

По применяемому инструментарию – экономические методы (балансовый – построение сравнительного аналитического баланса – нетто, простых и сложных процентов, дисконтирования); статистические методы (методы цепных подстановок, арифметических разниц, выделение изолированного влияния факторов, средних и относительных величин, группировок, индексный); математико-статистические методы (корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ); методы оптимального программирования (системный анализ, линейное и нелинейное программирование).

По используемым моделям – дескриптивные, предикативные нормативные типы моделей. Дескриптивные модели являются основанием при оценке финансового состояния предприятий строительства, это модели описательного характера, базирующиеся на данных бухгалтерской отчетности. Дескриптивные модели начинаются с построения балансов и финансовой отчетности в различных разрезах, включая вертикальный, горизонтальный  и  трендовый анализ, последующий анализ различных финансовых коэффициентов и завершаются составлением аналитической записки к отчетности.

Предикативные модели – модели-прогнозы финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели).Нормативные модели – модели позволяющие сравнить фактические результаты деятельности с законодательно установленными (при признание предприятия банкротом), средними по отраслям или внутренними нормативами предприятия(применяются в основном при проведении внутреннего финансового анализа). Модель предполагает установление нормативов по каждому показателю и анализ отклонений фактических данных от нормативов.


Задача 3.


Определите сумму единого налога, подлежащего уплате в бюджет торговой организации по итогам налогового периода. Налоговая ставка 15 %. Налоговая база – доход, уменьшенный на величину расходов (ст.346.20 НК РФ)


Данные торговой организации:

По итогам 2002 г. величина доходов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, составила 362500., в том числе:

За 1 квартал – 125000 тыс.руб.

За полугодие – 225000 тыс.руб.

За 9 месяцев – 235000 тыс.руб.

Общая сумма расходов составила 302500 тыс.руб., в том числе:

За 1 квартал – 100000 тыс.руб.

За полугодие – 180000 тыс.руб.

За девять месяцев – 250000 тыс.руб.

В качестве промежуточного расчета определите суммы авансовых платежей за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев.


Сумма авансовых платежей за 1 квартал = (125000-100000)*15% = 3750

Сумма авансовых платежей за 2 квартал = (100000-80000)*15% = 3000

Сумма авансовых платежей за 3 квартал = (10000-70000)*15% = -9000

Сумма авансовых платежей за 4 квартал = (127500-52500)*15% = 11250

Сумма единого налога  = (362500-302500)*15% = 9000


Задача 7


Определите влияние факторов на изменение суммы валового дохода:

1)    изменения уровня торговых наценок

2)    изменения объема товарооборота

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Подстановки

1

2

Отклонен.

Объем товарооборота, тыс.руб

15000

17000

17000

17000

2000

Средний уровень торговой наценки, тыс.руб

20

25

20

25

5

Валовый доход, тыс.руб

3000

4250

3400

4250

1250



Валовый доход = объем товарооборота * уровень наценки

Валовый доход  (объем товарооборота) = 3400-3000 = 400

Валовый доход  (уровень наценки)=4250-3400  = 850


По приведенным выше расчетам можно сделать вывод о том, что доход в отчетном году увеличился на 1250 тыс. руб. На это изменение повлияло в положительную сторону прежде всего повышение товарооборота  на 2000 тыс. руб. В сторону увеличения прибыли также повлияло увеличение уровня торговой наценки на 5%, соответственно чем наценка , тем больше прибыль от реализации.


Задача 11.


Провести анализ себестоимости единицы продукции растениеводства (картофеля). Определить влияние факторов на изменение себестоимости единицы продукции.

Показатели

Базисный год

Отчетный

год

Отклонения

Затраты производства на 1 га, руб.

15000

16000

1000

Урожайность с 1 га, руб.

60

65

5

Себестоимость 1 ц. картофеля

250

246,15

-3,85


Себестоимость  скорректированная = затраты1/урожайность 0

Себестоимость скорректированная = 16000/ 60 = 266,67

Себестоимость (затраты)=266,67-250= 16,67

Себестоимость (урожайность)=246,15 – 266,67 = -20,52


Из ходя из вышеперечисленных расчетов можно сделать вывод, что себестоимость картофеля в отчетном году снизился на 3,85. На это повлияло в первую очередь повышение затрат на 1000 руб. из-за которого себестоимость увеличилась на 16,67, За счет роста урожайности на 5 себестоимость снизилась  на 20,52 руб.

Задача 15.

Провести анализ суммы транспортных расходов. Определить влияние факторов на  изменение суммы транспортных расходов.

Показатели

Год

Подстановки

Откл

базисный

отчетный

1

2

3

Объем перевозок, т

326

380

380

380

380

54

Пробег автотранспорта, км

15

20

15

20

20

5

Тариф за перевозку 1т на 1 км , руб.

10

12

10

10

12

2

Сумма транспортных расходов, руб

48900

91200

57000

76000

91200

42300


Сумма транспортных расходов = пробег*тариф*объем

Сумма транспортных расходов(объем) = 57000-48900 = 8100

Сумма транспортных расходов(пробег) = 76000-57000 = 19000

Сумма транспортных расходов(тариф) = 91200-76000 = 15200

Общее отклонение = 8100+19000+15200 = 42300

Общее отклонение = 91200-48900 = 42300


Исходя из выше приведенных расчетов, следует сделать вывод, что транспортные расходы на предприятии возросли на 42300, это произошло из-за повышения объема перевозок на 54 т., которое повлияло на рост транспортных расходов в сумме 8100 руб. также в отчетном году возрос пробег автотранспорта на 5 км, что также повлияло на рост транспортных расходов на 19000 руб. Это могла произойти из-за повышения числа клиентов на более удаленном расстоянии. Из-за повышения цены на горючее или роста инфляции были подняты тарифы за автоперевозки на 2 руб. за 1 км., что также послужило повышению транспортных расходов на 15200 руб. Исходя из всех выше перечисленных факторов общая сумма транспортных расходов возросла.


Список используемой литературы:


1.                          Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : Учебник /Н.А. Русак – Минск: Высш. Школа.. 2003.-250 с.

2.                          Антикризисное управление / под.редакцией  / э.С. Минаева  и В.П. Панагушева. – М.: ПРИОР. 2001. – 420 с.

3.                          Анализ хозяйственной деятельности предприятия: пособие / под редакцией Л.Л. Ермолович. – Минск . : Интерпресервис, 2003 – 320 с.

4.                          Бороненокова С.Аж. «Управленческий анализ». – М, Финансы и статистика, 2003. – 487с.

5.                          Донцова Л.В. Никифорова Л.А. «Комплексный анализ деятельности предприятия» - М.: ДИС, 2000 г.- 641 с