Содержание:
1.Особенности аудита издержек обращения в торговле. 3
2. Особенности анализа в строительстве. 7
Задача 3. 13
Задача 7. 14
Задача 11. 15
Задача 15. 15
Список используемой литературы: 17
1.Особенности аудита издержек обращения в торговле.
Аудит издержек обращения проводится по методологии заключительного контроля, т.е. осуществляется после выполнения работ и совершения хозяйственных операций. Хотя заключительный (последующий) контроль осуществляется слишком поздно, чтобы ориентировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, в аудиторской практике он выполняет важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию о недостатках и ошибках, рекомендации по их устранению и недопущению в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты работы, руководство имеет возможность оценить, насколько реалистично и обосновано были проведены работы были проведены работы, хозяйственные операции, составлены планы и т.д. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые направления действий , чтобы избежать этих проблем в будущем.[3,стр 35]
Заключительный (последующий) контроль обеспечивает также объективную оценку деятельности организации и проводится с целью подтверждения достоверности данных периодической и годовой (финансовой ) отчетности организации . Заключительный (последующий) контроль для отдельных организаций обязателен (согласно законодательству), т.е. эти организации подвергаются обязательной аудиторской проверке один раз в году. Заключительный аудиторский контроль может быть проведен также по поручению органов дознания , следствия при наличии санкции прокурора, суда и арбитражного суда в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
Заключительный аудиторский контроль может быть проведен в необязательном порядке (инициативный аудит) по усмотрению самих организаций с целью устранения ошибок и нарушений в бухгалтерском учете , налогообложении и по другим причинам (проведение анализа финансового состояния предприятия и платежеспособности, прогнозирование развития основных видов деятельности организации и т.д.)
Отличительным свойством заключительного аудиторского контроля является полнота охвата им проверяемых объектов, возможность их более глубокого изучения. Это позволяет вскрыть не только недостатки в работе организации , но и неиспользованные резервы повышения эффективности всех видов ее деятельности , наметить и принять меры к ликвидации допущенных в организации нарушений и ошибок.
Наиболее высокая эффективность аудиторского контроля достигается путем разумного и четкого сочетания всех форм - по времени проведения контроля и использования организационных систем обратной связи с объектами субъекта аудиторской проверки.
В зависимости от источников контрольных данных выделяют документальный и фактический контроль. В данном случае применен первый тип контроля, т.е. проверка осуществлялась по документальным данным с целью установления сущности хозяйственной операции (и хозяйственной деятельности в целом). Источниками конкретных данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы , регистры синтетического и аналитического учета , планы и отчеты организации и другие источники (договоры, учредительные документы и другие документы внутренней регламентации организации). Специфика документального контроля состоит в том , что они могут быть как достоверными , так и недостоверными , полными и неполными, что безусловно сказывается на выборе аудитором технических приемов его осуществления , которые связаны, главным образом , с проверкой документов. [2,стр 63]
В ходе проверки аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности показателей финансовой отчетности клиента. Важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть документированы. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы , необходимые для аудиторских процедур (ведомости, схемы , вопросники и т.п.).Аудиторская документация является собственностью аудитора, однако информация , содержащаяся в ней , конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.
При проведении аудита издержек обращения аудиторская документация состоит из : бухгалтерской (финансовой) отчетности; сведений о государственной регистрации клиента , учетной политики клиента; данных об учредителях; информации о видах деятельности клиента и результатах оценки и изучения системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Эти данные отражены в форме описаний анализа сделок и остатков по счетам, информации для руководства клиента, отчета аудитора.
Проверяя состав затрат организации , необходимо установить , какой способ формирования себестоимости продукции (работ, услуг) используется в организации - традиционный для отечественного учет, так называемый калькуляционный вариант или применяемый в международной практике «директ-костинг» (учет прямых затрат).
При первом (традиционном) способе исчисляют полную производственную себестоимость продукции (работ, услуг) , списывая по окончании отчетного периода косвенные расходы на дебет счетов 20 «Основное производство» , 23 «Вспомогательные производства» и на другие счета учета затрат ( на которых учитываются издержки по другим видам деятельности организации ) со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Суммы производственной себестоимости продукции и работ переносят с счетов 20 и 23 в дебет счетов 43 «Готовая продукция, или 90 «Продажи». При этом способе необходимо обратить внимание на правильность распределения косвенных расходов между объектами производства и калькуляцией пропорционально той или иной базе (оплате труда, прямым затратам и др.).
При проверке достоверности и объективности списания затрат на издержки обращения в организациях оптовой и розничной торговли аудитор должен убедиться в правильности списания издержек обращения на остаток товаров на складах (прилавках) и на реализованную часть товаров. Следует помнить, что распределению подлежат суммы транспортных расходов, связанных с заготовкой товаров, и суммы процентов за банковский кредит, списанных на издержки обращения согласно действующему порядку. Остальные издержки обращения носят текущий характер и подлежат отнесению общей суммой на себестоимость реализованной продукции.
Нередки факты , когда в затраты данного отчетного периода включают расходы , произведенные в другие отчетные периоды , а также начисления и платежи , которые должны покрываться за счет других источников.
По установленным правилам на затраты производства относят представительские расходы , расходы на служебные командировки , рекламу и подготовку кадров, компенсационные выплаты за использование личного транспорта , информационные, консультационные и аудиторские расходы, проценты за кредиты банков и за бюджетные кредиты, некоторые налоги и сборы и др. Вышеперечисленные расходы списываются на издержки обращения в пределах норм установленных законодательством. Сверхнормативные расходы должны быть присоединены к прибыли организации с целью налогообложения.
При проверке достоверности амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам необходимо проверить нет ли начислений износа сверх нормативного срока их эксплуатации. Проанализировать соблюдение порядка учета затрат на ремонт основных средств и создания резервов.
При проверке начисленной арендной платы за счет затрат на производство следует иметь в виду , что арендный процент (по долгосрочно арендуемым основным средствам) должен покрываться за счет чистой прибыли организации.
Проценты по ссудам , отсроченным и просроченным, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, приобретение основных средств и нематериальных активов после ввода их в эксплуатацию , оплачиваются за счет прибыли , остающейся в распоряжении предприятия.
Аудиторской проверке подвергается также обоснованность отнесения на затраты производства сумм по отдельным налогам, сборам , отчислениям , платежам, т.к. зачастую здесь допускаются ошибку в корреспонденции счетов.
Проверке также подвергается достоверность показателей «незавершенного производства и правильность списания затрат на готовую продукцию.
Для того чтобы обоснованно оценить состояние учета затрат на производство , целесообразно зафиксировать все выявленные нарушения в специально разработанной ведомости , где должны быть предусмотрены следующие показатели :
содержание операции,
наименование документа,
дата составления и номер документа,
сумма,
корреспонденция счетов,
примечание.
В примечание аудитор записывает выводы и обоснованные предложения по устранению недостатков.
В процессе проверки данного объекта аудитор должен проанализировать также правильность использования выбранных способов (вариантов) учета выпуска продукции и определения выручки от реализации продукции (работ , услуг).
2. Особенности анализа в строительстве.
Анализ предприятий строительства представляет собой глубокое, научно обоснованное исследование финансовых отношений и движения финансовых ресурсов предприятия с учетом специфики предприятия, с целью получения ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Состояние предприятия строительства, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных реcypcoв, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование. Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче - увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса. [2, стр52]
Основные задачи анализа.
1. Своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности предприятий строительства и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.
3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия. [1, стр68]
Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования . Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска банкротства.
Внутренний анализ более глубоко исследует причины, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого в качестве источников информации используют дополнительно данные финансового учета (нормативную и плановую информацию).
Основными составными частями внутреннего финансового анализа являются:
· оценка выполнения бизнес-плана по финансовым показателям;
· анализ бухгалтерского баланса и других форм отчетности;
· расчет и анализ финансовых коэффициентов;
· анализ прибыли;
· анализ использования производственных ресурсов.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.
Внешний анализ менее аналитичен, поскольку проводится, в основном по данным бухгалтерской отчетности сторонними лицами.
Внешний анализ имеет следующие особенности:
· множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;
· разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
· наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
· ориентация анализа только на внешнюю отчетность;
· ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;
· максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период.
Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статистической отчетности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал и год нарастающим итогом.
Главная задача текущего анализа- объективная оценка результатов коммерческой деятельности предприятий строительства, комплексное выявление имеющихся резервов, их мобилизация, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы. [5, стр36]
Текущий анализ осуществляется во время подведения итогов хозяйственной деятельности, результаты используются для решения проблем управления.
Особенности методики текущего анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными за предшествующий аналитический период. В этом виде анализа имеется недостаток – выявленные резервы это навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, так как относятся к прошлому периоду.
Текущий анализ – наиболее полный анализ финансовой деятельности, вбирающие в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.
Оперативный анализ приближен во времени к моменту совершения хозяйственной операции. Он основывается на данных первичного (бухгалтерского и статистического) учета. Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия.
Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателям: отгрузка и реализация продукции, использование рабочей силы, , себестоимость, прибыль и рентабельность, платежеспособность. При оперативном анализе производится исследования натуральных показателей, в расчетах допускается относительная неточность, так как нет завершенного процесса.
Перспективным анализом называется анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем.
Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющему решение задач стратегического управления.
Задачи перспективного анализа конкретизируются по: объектам анализа; показателям деятельности; наилучшей обоснованности перспективных планов.
Перспективный анализ как научно-аналитическая основа перспективного плана тесно смыкается с прогнозированием, и такой анализ называется прогнозным.
Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становление и развитии.
К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.
Методы используемые при проведение финансового анализа предприятий строительства, можно классифицировать:
По степени использовании- формализованные и неформализованные. Формализованные методы являются основными при проведение финансового анализа предприятий строительства, они носят объективный характер, в их основе лежат строгие аналитические зависимости. Неформализованные методы (метод экспертных оценок) основаны на логическом описании аналитических приемов, они субъективны, так как на результат большое влияние оказывает интуиция, опыт и знания аналитика.
По применяемому инструментарию – экономические методы (балансовый – построение сравнительного аналитического баланса – нетто, простых и сложных процентов, дисконтирования); статистические методы (методы цепных подстановок, арифметических разниц, выделение изолированного влияния факторов, средних и относительных величин, группировок, индексный); математико-статистические методы (корреляционный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ); методы оптимального программирования (системный анализ, линейное и нелинейное программирование).
По используемым моделям – дескриптивные, предикативные нормативные типы моделей. Дескриптивные модели являются основанием при оценке финансового состояния предприятий строительства, это модели описательного характера, базирующиеся на данных бухгалтерской отчетности. Дескриптивные модели начинаются с построения балансов и финансовой отчетности в различных разрезах, включая вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ, последующий анализ различных финансовых коэффициентов и завершаются составлением аналитической записки к отчетности.
Предикативные модели – модели-прогнозы финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели).Нормативные модели – модели позволяющие сравнить фактические результаты деятельности с законодательно установленными (при признание предприятия банкротом), средними по отраслям или внутренними нормативами предприятия(применяются в основном при проведении внутреннего финансового анализа). Модель предполагает установление нормативов по каждому показателю и анализ отклонений фактических данных от нормативов.
Задача 3.
Определите сумму единого налога, подлежащего уплате в бюджет торговой организации по итогам налогового периода. Налоговая ставка 15 %. Налоговая база – доход, уменьшенный на величину расходов (ст.346.20 НК РФ)
Данные торговой организации:
По итогам
За 1 квартал – 125000 тыс.руб.
За полугодие – 225000 тыс.руб.
За 9 месяцев – 235000 тыс.руб.
Общая сумма расходов составила 302500 тыс.руб., в том числе:
За 1 квартал – 100000 тыс.руб.
За полугодие – 180000 тыс.руб.
За девять месяцев – 250000 тыс.руб.
В качестве промежуточного расчета определите суммы авансовых платежей за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев.
Сумма авансовых платежей за 1 квартал = (125000-100000)*15% = 3750
Сумма авансовых платежей за 2 квартал = (100000-80000)*15% = 3000
Сумма авансовых платежей за 3 квартал = (10000-70000)*15% = -9000
Сумма авансовых платежей за 4 квартал = (127500-52500)*15% = 11250
Сумма единого налога = (362500-302500)*15% = 9000
Задача 7
Определите влияние факторов на изменение суммы валового дохода:
1) изменения уровня торговых наценок
2) изменения объема товарооборота
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Подстановки |
||
1 |
2 |
Отклонен. |
|||
Объем товарооборота, тыс.руб |
15000 |
17000 |
17000 |
17000 |
2000 |
Средний уровень торговой наценки, тыс.руб |
20 |
25 |
20 |
25 |
5 |
Валовый доход, тыс.руб |
3000 |
4250 |
3400 |
4250 |
1250 |
Валовый доход = объем товарооборота * уровень наценки
Валовый доход (объем товарооборота) = 3400-3000 = 400
Валовый доход (уровень наценки)=4250-3400 = 850
По приведенным выше расчетам можно сделать вывод о том, что доход в отчетном году увеличился на 1250 тыс. руб. На это изменение повлияло в положительную сторону прежде всего повышение товарооборота на 2000 тыс. руб. В сторону увеличения прибыли также повлияло увеличение уровня торговой наценки на 5%, соответственно чем наценка , тем больше прибыль от реализации.
Задача 11.
Провести анализ себестоимости единицы продукции растениеводства (картофеля). Определить влияние факторов на изменение себестоимости единицы продукции.
Показатели |
Базисный год |
Отчетный год |
Отклонения |
Затраты производства на |
15000 |
16000 |
1000 |
Урожайность с |
60 |
65 |
5 |
Себестоимость 1 ц. картофеля |
250 |
246,15 |
-3,85 |
Себестоимость скорректированная = затраты1/урожайность 0
Себестоимость скорректированная = 16000/ 60 = 266,67
Себестоимость (затраты)=266,67-250= 16,67
Себестоимость (урожайность)=246,15 – 266,67 = -20,52
Из ходя из вышеперечисленных расчетов можно сделать вывод, что себестоимость картофеля в отчетном году снизился на 3,85. На это повлияло в первую очередь повышение затрат на 1000 руб. из-за которого себестоимость увеличилась на 16,67, За счет роста урожайности на 5 себестоимость снизилась на 20,52 руб.
Задача 15.
Провести анализ суммы транспортных расходов. Определить влияние факторов на изменение суммы транспортных расходов.
Показатели |
Год |
Подстановки |
Откл |
|||
базисный |
отчетный |
1 |
2 |
3 |
||
Объем перевозок, т |
326 |
380 |
380 |
380 |
380 |
54 |
Пробег автотранспорта, км |
15 |
20 |
15 |
20 |
20 |
5 |
Тариф за перевозку 1т на |
10 |
12 |
10 |
10 |
12 |
2 |
Сумма транспортных расходов, руб |
48900 |
91200 |
57000 |
76000 |
91200 |
42300 |
Сумма транспортных расходов = пробег*тариф*объем
Сумма транспортных расходов(объем) = 57000-48900 = 8100
Сумма транспортных расходов(пробег) = 76000-57000 = 19000
Сумма транспортных расходов(тариф) = 91200-76000 = 15200
Общее отклонение = 8100+19000+15200 = 42300
Общее отклонение = 91200-48900 = 42300
Исходя из выше приведенных расчетов,
следует сделать вывод, что транспортные расходы на предприятии возросли на
42300, это произошло из-за повышения объема перевозок на 54 т., которое
повлияло на рост транспортных расходов в сумме 8100 руб. также в отчетном году
возрос пробег автотранспорта на
Список используемой литературы:
1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : Учебник /Н.А. Русак – Минск: Высш. Школа.. 2003.-250 с.
2. Антикризисное управление / под.редакцией / э.С. Минаева и В.П. Панагушева. – М.: ПРИОР. 2001. – 420 с.
3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: пособие / под редакцией Л.Л. Ермолович. – Минск . : Интерпресервис, 2003 – 320 с.
4. Бороненокова С.Аж. «Управленческий анализ». – М, Финансы и статистика, 2003. – 487с.
5.
Донцова
Л.В. Никифорова Л.А. «Комплексный анализ деятельности предприятия» - М.: ДИС,