Уважаемый председатель государственной комиссии, уважаемые члены комиссии!
Вашему вниманию представляется диплом на тему: «Оценка конкурентной ситуации на компьютерном рынке г. Новосибирска».
Фундаментальные изменения в технологиях продаж потребительских товаров вообще и компьютерной техники в частности сопровождаются формированием совершенно новой конкурентной ситуации на потребительских рынках. Пора расцвета открытых рынков уходит в прошлое. Все чаще раздаются призывы к ликвидации этих «нецивилизованных» форм торговли. Сначала их убирают с улиц и площадей под крыши павильонов, затем возникает угроза и самим павильонам, время от времени осуществляются рейды по выявлению пиратской и контрафактной продукции. Тем временем на их место все более явно претендуют стремительно расширяющиеся сетевые структуры.
Поэтому актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что компании, торгующие компьютерной техникой и периферией, являются наиболее важными предприятиями, внедряющими в широкие массы современные информационные технологии. Четкая работа торговых компьютерных компаний способствует существенному повышению уровня компьютерной грамотности населения и эффективности осуществления бизнес-процессов в экономической сфере, что, в свою очередь, влияет на развитие экономики страны.
Целью данной работы является рассмотрение конкурентной ситуации на компьютерном рынке г. Новосибирска
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. рассмотрение общей характеристики компьютерного рынка г. Новосибирска;
2. определение основных подходов к анализу конкурентной ситуации
3. анализ оценки конкурентной ситуации на примере деятельности любых двух компьютерных фирм г. Новосибирска.
Дипломная работа состоит из введения, четырех глав и заключения.
Первая глава посвящена общей характеристики конкурентной ситуации на компьютерном рынке г. Новосибирска.
Во второй – теоретической – главе дается обзор методик оценки конкурентной ситуации.
В третьей – практической – главе проводится анализ влияния конкурентной среды г. Новосибирска на деятельность двух новосибирских компьютерных фирм: ООО «Эксимер-КС» и ООО «Мега».
Четвертая глава посвящена вопросам безопасности жизнедеятельности и охраны труда сотрудников, использующих компьютерную и другую офисную технику.
Кратко изложим основные результаты дипломного исследования.
В Новосибирске нет крупных компьютерных фирм, специализирующихся только на розничной продаже компьютерной техники” – и тем самым полностью охарактеризовать ее деятельность. Во-первых, все крупные фирмы, такие как Sunrise, Computer-City, “Информатика”, R-Style, “Технополис” и др., торгуют различными категориями товаров в отличие от фирм, ушедших в некую специализацию и работающих на других рынках, таких как “Максим” (бытовая техника), “КМ” (копировальная и офисная техника, расходные материалы, канцтовары), “Прога” (программное обеспечение) и т. д. У лидеров рынка в наличии и компьютеры с принтерами, и копиры с факсами, расходники, UPS, телефоны, программное обеспечение, сетевое оборудование, компьютерная мебель и еще много различных товаров. Считается, что это удобно для клиента, ему не нужно ездить по салонам, а достаточно прийти в один, чтобы полностью оснастить свой дом и офис всем необходимым.
Правда, и у некоторых компьютерных фирм на рынке г. Новосибирска есть определенные признаки специализации. И чаще всего это специализация на определенных категориях клиентов или повышенное внимание к определенным категориям товаров. Например, Nucom и “Макрос” работают только с юридическими лицами. Zenith Computers позиционирует себя как оптовую компанию, в основном работающую с дилерами. Sunrise ориентируется на людей с разумными потребностями, готовых подождать недели две и купить то же самое по более низкой цене, Computer-City зарабатывает репутацию дорогого салона для взыскательных покупателей. В отношении повышенного внимания к определенным категориям товаров играет роль тот фактор, что многие фирмы стремятся стать авторизованными партнерами различных западных производителей, ибо это работает на авторитет, и потому начинают активно двигать технику от своих западных поставщиков. К примеру, “Технополис” в последнее время увлекся мониторами различных марок, фирма “Геро” делает акцент на системах и устройствах защиты информации. Пожалуй, самый яркий пример специализации на розничном рынке — это фирма MacTime.
Из-за постоянного изменения цен фирмы предпочитают работать с ограниченным ассортиментом товара и коротким складом на одну, максимум две недели. Иногда обновление склада происходит несколько раз в неделю. Длинный склад и широкий прайс, по мнению компьютерщиков, приведет к низкой наполняемости прайса и задержки на складе товара, привезенного месяц назад и не успевшего продаться по причине быстрого удешевления свежих поставок аналогичного товара от других фирм. Быстрый оборот важен для оптовых и розничных фирм и для системных интеграторов (отчасти). У последних на складе хорошо лежат сервисные компоненты, а компьютерная техника часто идет в виде прямых поставок.
Перейдем к центральному вопросу настоящей дипломной работы – влиянию конкурентной среды рынка г. Новосибирска на деятельность двух компьютерных фирм: ООО «Эксимер-КС» и ООО «Мега».
Официально зарегистрированное название организации: «Эксимер-КС». Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью. Торговая марка “«Эксимер-КС»”
Основными потребителями организации являются коммерческие структуры, ведомственные и бюджетные организации, силовые структуры.
Анализ состава, структуры и основной деятельности конкурентов ООО «Эксимер-КС» устанавливает, какие силы определяют степень интенсивности конкурентной борьбы на компьютерном рынке Новосибирска. Так, конкуренция на компьютерном рынке рассматривается как эффективное средство саморегулирования и развития самого рынка компьютерного оборудования и комплектующих, поскольку позволяет координировать индивидуальные усилия компьютерных фирм. Важно также отметить, что определенное влияние на конкурентную среду компьютерного рынка оказывают поставщики и потребители компьютерного оборудования и комплектующих, а также компании-продавцы, занимающиеся продажей аналогичных видов компьютерного оборудования и комплектующих прочих фирм-производителей. Все они при определенных условиях могут значительно влиять на силу, с которой ведется конкурентная борьба, на изменение позиций ООО «Эксимер-КС» на новосибирском компьютерном рынке. С другой стороны, конкурентная среда на новосибирском компьютерном рынке формируется, в основном, под влиянием основных конкурентов компьютерного рынка – новосибирских компьютерных фирм.
Модель конкурентных сил для фирмы ООО «Эксимер-КС» приведен на листе 1 раздаточного материала. Эти конкурентные силы действуют совместно и влияют:
- на цены, которые устанавливает компания;
- объемы инвестирований в развитие розничных сетей реализации компьютерного оборудования и комплектующих, а также усилий по продвижению конкретных моделей компьютерной техники,
- величину расходов, которую вынуждена нести компания.
В целом ключевые факторы конкурентной среды способствуют успеху ООО «Эксимер-КС» на рынке компьютерного оборудования и комплектующих:
v Правильное определение географических границ целевого рынка; выделение наиболее значимых сегментов потребителей;
v Проведение эффективного анализа текущего состояния и динамики факторов микросреды компании; определение наиболее значимых факторов, влияющих на сбыт компьютерного оборудования и комплектующих; определение тенденций развития и перспективности рынка; точное определение стратегических приоритетов компании;
v Определение возможностей увеличения рыночной доли компании; возможностей повышения конкурентоспособности компании на целевом рынке;
v Повышение эффективности в работе с поставщиками и посредниками; разработка эффективных вариантов сотрудничества с компаниями-дилерами и дистрибьюторами; отыскание возможностей минимизации затрат, связанных с приобретением компьютерного оборудования и комплектующих;
v Повышение эффективности внутрифирменной организационной структуры ООО «Эксимер-КС».
Новосибирская группа компаний ООО «Мега» не является старожилом компьютерного рынка Сибири, однако за короткий срок стала одним из лидеров в ряде рыночных сегментов. Сделав ставку на диверсификацию, компания сумела создать собственную розничную сеть, но и стать одной из немногих региональных бизнес-структур, закрепившихся на рынке Новосибирска.
Модель конкурентных сил для фирмы ООО «Мега» принципиально совпадает с аналогичной моделью для ООО «Эксимер-КС». Помимо этого, в целях оценки конкурентной среды компания ООО «Мега» заказала маркетинговое исследование. Согласно опроса специалистов и менеджеров компьютерных фирм, большинство из них (90%) говорит об ужесточающейся конкуренции. Абсолютными лидерами в номинации "Ваш основной конкурент" являются компании "R-Style" и "Готти". Практически все респонденты называли этот тандем. А вот на вопрос "На основе какого критерия Вы определяете серьезность конкурента?" мотивы опрашиваемых по лидерам кардинально разделились. "Содействие" относят к конкурентам за длительное существование на рынке, наработанную клиентуру и хорошую репутацию. О причинах отнесения компании "R-Style" к основному конкуренту 75% респондентов однозначно ответили "реклама", помимо рекламы конкурентными преимуществами "R-Style" также назывались "слаженная, профессиональная команда", "постоянный круг клиентов", "большой ассортимент в наличии", "системность работы".
Ко второй группе основных конкурентов относят "Компьютерный мир" и "Содействие", хотя и в меньшей степени. Больше ни одна из фирм в качестве серьезного конкурента не называлась.
При этом выявилась закономерность - крупные игроки, как правило, говорили о наличии конкуренции в несколько снисходительном тоне, а представители остальных компаний оценивают конкуренцию как "очень сильную".
Итак, сравнивая влияние конкурентной ситуации на компьютерном рынке г. Новосибирска на деятельность двух рассматриваемых компаний, можно сделать следующие выводы.
Прежде всего, конкуренция на компьютерном рынке рассматривается как эффективное средство саморегулирования и развития самого рынка компьютерного оборудования и комплектующих, поскольку позволяет координировать индивидуальные усилия компьютерных фирм.
Рынок компьютерного оборудования и комплектующих в Новосибирске – это стремительно развивающийся рынок, как и во всей России и во всем мире. В последнее десятилетие объем информации вырос во много раз, и сегодня обрабатывать такой огромный объем информации возможно только с помощью компьютерной техники. Вот почему стремительно растет объем продаж компьютерной техники и число торговых точек.
Оставшуюся нишу занимают мелкие торговцы, продающие новую технику и компьютерный second hand, маленькие НТП и НПО, фирмы, осуществляющие ремонт и сервисное обслуживание, и т. д. И практически у каждого представителя рынка есть свои уникальные особенности. Поэтому весь новосибирский рынок в целом напоминает собранную головоломку: все детальки плотно подогнаны друг к другу — попробуй вставить крупную лишнюю деталь.
Конкурентная среда компьютерного рынка г. Новосибирска характеризуется ценовой и неценовой составляющей.
Ценовая конкуренция на современном рынке - скорее факт "рекламный", чем действительный. Разница в 5-7% с точки зрения частного покупателя может быть существенной, но многие потребители уже осознали, что цена приобретения и цена пользования - вещи разные. Такие мотивы, как надежность, уровень сервиса и репутация продавца, уже нередко превалируют над суммой счета за компьютер и среди частных потребителей.
Анализ опыта неценовой конкуренции на компьютерном рынке Новосибирска показал, какой инструментарий используется фирмами в разной комбинации для привлечения и удержания потребителей:
· Развитие службы сервиса
· Сертификация производства
· Предоставление скидок постоянным клиентам
· Льготные условия модернизации
· Бесплатная доставка
· Закрепление персонального менеджера
· Дифференциация предложения для разных потребительских сегментов
· Расширение видов услуг (системная интеграция, продажа компьютерной мебели и т.п.)
· Поддержка лицензионного программного обеспечения
Анализ состава, структуры и основной деятельности конкурентов на компьютерном рынке г. Новосибирска показал, что из двух рассматриваемых фирм наиболее конкурентными преимуществами обладает фирма «Эксимер-КС».
Спасибо за внимание, с удовольствием отвечу на Ваши вопросы.
ЛИСТ 1
Модель конкурентных сил для ООО «Эксимер-КС» на новосибирском компьютерном рынке
Модель конкурентных сил для ООО «Эксимер-КС»